Домашние уроки ветхого завета
Содержание:
- Первоначальный вид и язык Священного Писания
- Ещё есть неканонические книги и апокрифы
- Книги Заветов
- Вторая книга Ветхого Завета повествует об исходе евреев из Египта и их странствовании в пустыне
- Пятикнижие Моисея продолжает историю скитаний евреев
- Самые почитаемые святые в Православной Церкви
- Ветхий Завет заканчивается книгами пророков
- Нух
- Библейские сказания Нового Завета.
- Ветхий Завет написан в промежуток между XIII и II веками до н.э. на древнееврейском и арамейском языках
- Первая книга Библии рассказывает о событиях от творения до истории Иосифа, когда евреи ушли в Египет
- Роль заветов в православии
- Завет – основа спасения человека
- Заветы как основа библейской истории
- Завет как союз человека с Богом
- Правкруг.рф
- Исторические книги рассказывают об отношениях евреев и Бога
- Что такое «завет» в православии?
- «Одна ночь с королем: Есфирь» (2006)
- «Книга Руфь: путь веры» (2009)
- «Библия» (2013)
- «Книга Даниила» (2013)
- «Ной» (2014)
- «Исход: Цари и боги» (2015)
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
Ещё есть неканонические книги и апокрифы
В православной Библии можно найти ещё один раздел Ветхого Завета — неканонические книги. Например, «Послание Иеремии», «Книга Премудрости Соломона» и др. По преданию, книги не являются вдохновенными Святым Духом. Но Церковь признаёт их полезными для чтения.
Ещё существуют ветхозаветные апокрифы. Написаны они в несколько минувших веков после основного корпуса книг.
Эти рукописи бросают новый свет на библейскую историю. Тут можно подробнее узнать про семью Адама, царство теней из Ветхого Завета (шеол), жизнь еврейского народа и многое другое. Но верующие преимущественно отвергают эти тексты как поддельные.
Книги Заветов
Книги Заветов — это Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет — это Тора, Пятикнижие Моисея, Пророки и Писания. Не все эти книги расположены в строгом хронологическом порядке. Библия состоит из нескольких десятков книг, которые скомпонованы определенным образом. Например, самая первая из книг Пятикнижия в хронологическом порядке — это Второзаконие, которая в Ветхом Завете стоит последней. Она писалась около VIII в. до Рождества Христова. Каждая из этих книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) писалась в разное время, разными авторами. Мы можем даже встретить некоторые противоречия, которые так или иначе объясняются богословами.
Ветхий Завет — это история о детстве человечества. Так, как меняются отношения родителя и ребенка — общение с маленьким ребенком отличается от общения с подростком, менялись и отношения Господа с Его детьми, с нами. Самый первый договор человека и Бога был нарушен. Адам и Ева вкусили запретный плод и были изгнаны из Рая. Но общения Бога с людьми продолжалось и на земле. Мы получили Заповеди Божии на горе Синай, которые открылись пророку Моисею.
Почему же Завет — это не строгая нотация от Бога, а способ уберечь и сохранить людей от греха? Вместе с Заповедями Бог подарил человеку свободу воли. Человеку была открыта истина о том, как жить достойно и праведно, но он сам выбирает — следовать ли этому. Поэтому Завет с Богом — это Завет любви.
Христиане чтут Ветхий Завет и знают Библию целиком. Тем не менее мы называем себя людьми «Нового Завета». Почему?
Вторая книга Ветхого Завета повествует об исходе евреев из Египта и их странствовании в пустыне
Исход — это вторая книга Ветхого Завета. Её содержание можно описать одной фразой: «евреи таки вырвались из Египта, но пока никуда не дошли».
Автор сообщает о печальной участи потомков Иосифа в Египте. Примечательно, что авторитеты исторических наук эту историю не подтверждают. Хотя некоторые параллели найти можно:
- египетские казни — извержение вулкана Санторин;
- египетские евреи — семиты гиксосы.
Есть масса теорий о дате исхода, составлены библейские карты с маршрутом движения на Ближний Восток. Учёные объясняют, что Красное море евреи перейти не могли, но, если вчитаться, то было это некое море камышей — местность болотистая, но не глубокое.
Ряд Библейских событий можно убедительно соотнести с историческими.
Энтузиаст Рон Уайетт якобы нашёл иной вариант исхода — через Акабский залив, но эта версия подверглась критике.
Для нас же главной идеей в этой книге стали 10 заповедей, которые обращены к человеческому сердцу. Их надо всегда помнить и соблюдать, чтобы быть в мире с собой и миром.
Пятикнижие Моисея продолжает историю скитаний евреев
Следующие три книги — завершение так называемого Пятикнижия Моисея. Евреи называют его Тора. Для всех верующих этот текст — самая священная часть Ветхого Завета. Но в то же время она самая спорная. И дело даже не в противоречиях текста.
Куда страшнее, что Библейская история здесь очень жестока. Из чего состоит путь народа Израиля? Из убийств древних народов, подлостей, вечной хулы на своих спасителей и непомерной гордости от своей исключительности.
Наставления Моисея евреям очень жестоки, а потому христиане не приняли эти племенные рекомендации и доверились в руки Господа нашего Иисуса Христа. Он взял на себя миссию спасения всего человеческого рода, когда евреи не справились с тем, что на них возложили.
Иисус Навин ведёт евреев в Землю Обетованную, икона иллюстрирует эпизод из книги Иисуса Навина. Фото: dimitri.moseparh.ru
А собственно, с чем? Знаниями со всем миром поделиться? Нет, и до евреев были знания, единобожие, благочестие и пр. Христиане убеждены, что единственная миссия евреев — стать народом, откуда придёт Миссия. Их главная задача — подготовить почву для этого.
Евреи же восприняли свой долг как указание на исключительность, за что и поплатились тем, что их город завоевали иноверцы, а древнему народу пришлось скитаться по всему миру. Подобные скитания описаны в заключительных главах Пятикнижия.
Самые почитаемые святые в Православной Церкви
Добродетельные и смиренные христиане, были канонизированы Православной Церковью, являющие собой пример нравственности, находящиеся после завершения своего земного жития в небесном царствии и взывающие в молитвенном прошение к Спасителю за всех греховных людей, ныне живущих на земле.
Все святые Православной Церкви (список наиболее известных):
- Спиридон Тримифунтский, появился на свет на острове Кипр в деревне Аския, приблизительно в 270 г. Свое же праведное и чистое житие богоугодный провел в повиновении и смирении, исцеляя неизлечимые недуги и тратя весь свой небольшой доход на вспоможение нищим и путника. Скончался Святитель в 348 г. 12 (25 декабря), а мощи его были помещены в городе Керкира в здешнем соборе (о. Корфа, Ионическое море). Икона чудотворца Спиридона Тримифунтского находится у каждого верующего в доме, чтобы святой оберегал и даровал благодать Божию.
- Блаженная Матрона. Принято считать, что всевышний избрал благодетельницу на служение еще до ее появления на свет, которое произошло в 1881 г. в Тульской губернии, Епифановского уезда в деревне Себино. На протяжении всего своего жития она несла тяжкий крест, проявляя при этом терпеливость, поминовение и смирение. Праведница отошла в мир иной в 1952 г. в апреле месяце 19 числа (2 мая). И по сей день молитвы Матроне об исцелении больного и о всяких нуждах воззносятся многими верующими.
- Николай Угодник. Один из наиболее почитаемых праведников Православной церковью. Родился приблизительно в 270 г. в римской провинции Ликия (греческая колония Патара). При жизни Чудотворец обрел славу заступника и умиротворителя, а те, кто были ложно осуждены довольно часто находили в нем свое спасение. Скончался Николай Угодник в 345 г. 6 (19) декабря.
Лучшая статья для Вас, переходите: Дивеевский монастырь
Вот еще имена святых Православной Церкви, которые образом своей жизни были удостоены канонизации:
- Серафим Саровский. Родился в Курске, Белгородской губернии в 1754 г. 19 (30) июля в довольно состоятельной семье. Праведник был основателем и завсегдашним заступником Дивеевского женского монастыря и пользовался у мирских людей безграничным уважением. Святитель отошел в мир иной 2 (14) января 1833 г., а мощи его покоятся в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.
- Ксения Петербургская. Точно установленной даты появления на свет праведницы доподлинно не известно, однако полагают что появилась она на свет в Санкт-Петербурге в промежутке 1719-1730 г. После ранней кончины своего супруга блаженная избрала нелегкий путь юродства, отзываясь до самой своей кончины только на имя мужа своего. День поминовения богоугодницы приходится на 24 января (6 февраля).
Ветхий Завет заканчивается книгами пророков
Книги пророков — заключительный раздел канонической Библии. Господь здесь обращается к верующим через разных людей, способных Его слышать. Имена трёх самых важных пророков широко известны:
- Исайя;
- Иезкииль;
- Иеремия.
Пророк Малахия — автор последней книги Ветхого Завета (Церковь Святых Апостолов в Салониках). Фото: fs3.fotoload.ru
Нельзя сказать, что эти и другие пророческие книги особенно популярны среди верующих. Если человек не ставит перед собой целью прочесть весь Ветхий Завет, то особых причин, почему его должна привлечь такое название, как, допустим, книга Михея, нет.
Основная масса людей знают эти тексты по цитатам. И эти цитаты, вырванные из контекста, часто становятся предметом ложных интерпретаций, а с ними — и спекуляций.
Пророческие книги отличаются по характеру: есть среди них и исторические, и символические и предсказательные книги. И всё же, о чём говорится в этих книгах? О дальнейшей судьбе народа Израиля в ожидании Мессии.
Чем заканчивается Ветхий Завет? Вот такой фразой:
(Малах, 4:5–6)
Нух
Наверное, самый известный пророк – это Ной или Нух в арабской традиции. С его именем знакомы даже самые отъявленные атеисты. Еще бы, судя по Святым Писаниям, именно он соорудил ковчег и спас представителей человечества, а также по паре каждого вида животных. То есть, получается, мы ему обязаны своим существованием. Давайте посмотрим, что сказано об этом в исламе.
Мусульмане считают Ноя именно посланником, получавшим наставления непосредственно от Аллаха и передававшим их людям. Судя по Корану, Нух в пятьдесят лет отправляется к «неверным», чтобы направить их на истинный путь. Но все его попытки оказались неудачными. Даже его сын отвернулся и присоединился к язычникам.
Тогда пророк просит Аллаха наслать на обидчиков беды, в ответ над полями неверных перестают идти дожди. Но это не помогло. Тогда Нух молит об уничтожении всех неверных. К нему приходит ангел с вестью, что его просьба услышана. Необходимо посадить финиковые косточки и начать строить ковчег. Когда эти деревья принесут плоды, будет великий потоп. Спасутся только те, кто на корабле.
После катастрофы выжили около 80 человек и много разных птиц и зверей. Часто Нуха называют «вторым Адамом». Считается, что современные расы произошли от его сыновей.
Библейские сказания Нового Завета.
Рождение Иоанна Крестителя
Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.
Рождение Иисуса
Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.
Дары волхвов.
Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.
Избиение младенцев
Избиение младенцев —новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.
Крещение Иисуса
Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.
Искушение Христа
После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола — как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.
Иисус ходит по воде
Хождение Иисуса по водам —одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это — известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.
Изгнание торгующих из храма
Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.
Тайная вечеря
Тайная вечеря—последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.
Моление о чаше
Моление о чаше или Гефсиманское моление — молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
Поцелуй Иуды
Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.
Суд Пилата
Суд Пилата — описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Отречение Петра — новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.
Крестный путь
Крестный путь или несение креста — библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.
Распятие Христово
Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.
Воскрешение.На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.
Ветхий Завет написан в промежуток между XIII и II веками до н.э. на древнееврейском и арамейском языках
У нас нет конкретных сведений о датах создания текстов Ветхого Завета. Опираясь на общую религиозную, культурную и политическую обстановку того времени, лингвистические особенности текста, идеи авторов, можно сделать вывод, что первоисточники ветхозаветных книг возникли в VII веке до н.э.
То были ещё не те тексты, которые сегодня мы знаем, но именно цитаты оттуда вошли в поздние редакции. Многие исследователи убеждены, что составление корпуса книг пришлось на VI век до н.э., когда евреи находились в Вавилонском плену или когда они только вернулись оттуда.
VI век до н.э. — вероятная дата собрания корпуса Ветхозаветных книг
Именно кардинальные перемены в жизни общества подвигли людей записать библейские сказания. При этом сами сказания восходят к ещё более ранним источникам второго тысячелетия до н.э. Библейский текст имеет прямые цитаты из египетских и месопотамских источников.
Последнее — сильный аргумент в пользу того, что Ветхий Завет сформировали именно в период Вавилонского плена. Иначе откуда бы ещё евреям знать эти тексты? Что касается того, на каком языке был написан Ветхий Завет, то их два: древнееврейский и арамейский.
Первая книга Библии рассказывает о событиях от творения до истории Иосифа, когда евреи ушли в Египет
Первая книга Библии называется Бытие. В ней собраны все самые известные истории Ветхого Завета:
- Сотворение мира;
- Грехопадение Адама и Евы;
- Всемирный потоп;
- Строительство Вавилонской башни;
- Уничтожение Содома и Гоморры.
Сложно сказать кем и когда написан этот текст. В нём выделяют четыре источника, которые восходят к разным векам. Некоторые предания человечество знало ещё до того, как появился первый текст Библии. Историю о потопе нашли на глиняных табличках Месопотамии. А это — второе тысячелетие до н.э.
Патриарх Иосиф стал уважаемым вельможей в Египте, о чём рассказано в конце книги Бытия. Фото: school.orthpatr.ru
По традиции считается, что автор — Моисей. Быть может, он и составил устное предание, но записали его уже после смерти пророка.
Ветхозаветная история по главам раскрывает нам историю человечества, а потом концентрируется на судьбе еврейского народа. На страницах возникают его праотцы: Авраам, Исаак, Израиль, Иосиф. История Иосифа — финал книги Бытия.
Роль заветов в православии
Знать Ветхий Завет необходимо, он все еще остается Словом Божьим. Православная Церковь, несмотря на то, что для христиан главная Книга Библии — Новый Завет, никогда не отрекалась от Книг Ветхого Завета. Ветхий Завет — важная часть литургической жизни. Именно в Ветхом Завете мы видим пророчества о пришествии Мессии, по которым можем узнать Спасителя в Иисусе Христе. Ветхий Завет содержит Заповеди, открытые Моисею.
Ветхий Завет часто называют жестоким. Но жестокие события в нем связаны не с тем, что Бог не Справедлив или не Милосерден. Ужасными предстоят перед нами последствия греха, а не Божественная несправедливость. Трагедии Ветхого Завета напрямую связаны с трагедией грехопадения.
Ветхий Завет играет важную роль в христианстве. Знание истории Церкви, пророков и святых, сотворение мира необходимо православному христианину. Примеры жизни ветхозаветных праведников все еще остаются для нас образцом святости. Поэтому нельзя считать, что мы, люди Нового Завета можем игнорировать то, что было уже исполнено Спасителем. Кроме того, в Библии существуют параллельные места. Это еще раз доказывает, что тексты Ветхого и Нового Завета необычные, связаны между собой и являются единым повествованиям, несмотря на то, что были написаны разными людьми в разные времена.
К сожалению, не все поняли сказанное в Ветхом Завете о пришествии Мессии и не все согласились с Новым Заветом. Фарисеи и книжники ненавидели Христа за то, что Он обличал их лицемерие. Многие так и не приняли Спасителя, Ему завидовали, так как за Его учением тянулись люди, Он имел множество последователей, видевших чудеса, которые Он творил.
Завет – основа спасения человека
В Новом Завете 27 книг, 21 из них — письма, которые в оригинале написаны на греческом языке. От оригинальной рукописи не осталось ни единой страницы. Все, что у нас осталось — это копии Нового Завета. Но именно эти книги изменили ход истории человечества, подарили нам возможность войти в Царство Небесное. Новый Завет — это Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, соборные послания, послания апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Эти богодухновенные тексты также писались в разные времена, начиная с I века н.э. Состав книг Нового Завета утверждался на Вселенских Соборов. Международные ученые Библеисты занимались изучением всех текстов, которые претендовали на то, чтобы войти в состав Ветхого и Нового Заветов. Некоторые тексты вызывали споры и остались апокрифами. Сомнения касались и Откровения Иоанна Богослова, но этот текст в итоге вошел в число книг Нового Завета. Его текст казался слишком мистическим и необычным. Старшейшая Библия в мире, дошедшая до наших дней датируется IV веком и содержит два текста, которые сейчас уже не считаются каноническими. Существует около 50 Евангелий, не вошедших в состав Нового Завета. Сам же Иисус Христос не оставил ни единой рукописи, написанных Собственной рукой.
Основа Нового Завета — это искупление всех грехов человечества через добровольную смерть Иисуса Христа на кресте. Принятие этой жертвы означает принятие благодати Господа. В Новом Завете Бог называет нас своими детьми. Во время Тайной вечери Иисус говорит о новом «договоре» с людьми. Бог настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного. «Придите ко мне все нуждающиеся и обремененные», — призывает нам Мессия.
В чем же заключается договор Нового Завета? Бог знает, что мы не в силах самостоятельно победить грех. Но Он совершенен. И по существующим высшим законам Совершенный Бог не может просто игнорировать несовершенство, а, значит, грех должен быть искуплен. Наказание за наши грехи должен кто-то понести. Для этого Бог, Возлюбивший нас, посылает своего Сына, Иисуса Христа, умаляется до человека, принять наши грехи, страдать и умереть за нас на кресте. От нас требуется принятие этой жертвы и стремление к святости.
В Новом Завете Бог дает нам обетование принимать Тело и Кровь Христа, которое теперь мы выполняем во время совершения Таинства Евхаристии.
Заветы как основа библейской истории
Заветы, отношения человека и Бога — это двусторонний процесс. Сама этимология слова предполагает выполнение неких условий обеими сторонами, в данном случае — это Создатель и человечество. С момента сотворения мира и человека, грехопадения и искупления Иисусом первородного греха Заветы были основой библейской истории. Принимая Крещение мы соглашаемся с условиями Нового Завета и обязуемся выполнять обеты, данные Богу.
Завет — это не директива и не приказ. Он предполагает добровольность в отношениях между Господом и человечеством, а, значит, эти отношения основаны не свободной воле и в них невозможно принуждение.
Библия написана с удивительной исторической точностью, это прекрасное литературное произведение. Нагорная проповедь с точки зрения филолога — образец прекраснейшего текста. Все это не оставляет для верующих сомнений в том, что тексты Писания — это истинный договор с Богом. Тексты Писания и то, какие именно тексты войдут в состав Библии обсуждались Вселенских Соборах и проходили тщательный «отбор». Удивительным образом, все тексты, написанные разными людьми в разные эпохи выдержаны в едином стиле и несут одни и те же идеи.
Завет как союз человека с Богом
Всемилостивый Господь на протяжении всей истории существования человечества пытался спасти нас от вечной гибели и подарить бессмертие, для которого мы были сотворены. Человек не был безгрешен, но спасти нас для Вечной жизни и взять на Себя наши прегрешения в мир пришел Иисус Христос, Сын Божий. «Старый» договор с людьми, Ветхий Завет не был нарушен пришествием Христа.
Во время Нагорной проповеди Он сказал: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить«. «Условия» Ветхого Завета были выполнены и Бог заключил новый «договор», Новый Завет с человечеством.
У Бога достаточно силы, чтобы просто заставить нас выполнять указания или уничтожить все человечество. Но наш Бог — это Бог милости. Он договаривается с человеком, ищет пути к спасению, которые позволят людям по собственной воле избрать вечную жизнь с Богом.
Правкруг.рф
Библией называется собрание ветхозаветных и новозаветных книг, принятое в христианских Церквях в качестве Священного Писания. Греческое слово «βιβλία» (в латинской транскрипции – «библия») переводится как «книги». Библия – это собрание 39 священных книг, расположенных в определенном порядке – начиная с книги Бытия, в которой описывается сотворение мира и жизнь первых людей, и заканчивая пророческой книгой Откровения, повествующей о последних временах и втором пришествии Христа.
Библия не возникла сразу, в одночасье. Книги, вошедшие в ее состав, писались разными авторами на протяжении полутора тысяч лет, и само создание этих книг происходило неслучайно. Оно было неразрывно связано с историей еврейского народа — а точнее сказать, с историей отношений избранного народа со своим Богом.
Библия состоит из двух частей. Большая (и по объему, и по продолжительности формирования) часть называется Ветхим Заветом, меньшая — Новым Заветом. Смысл Ветхого Завета лучше всего выразил апостол Павел, назвав его «детоводителем ко Христу». В Ветхом Завете есть много нравственных заповедей, но спастись, даже в точности исполняя их, нельзя. Для спасения нужен Христос, о пришествии Которого говорится в Новом Завете. Назначение Ветхого Завета с его заповедями — привести человека к тому состоянию, в котором он способен принять и поверить во Христа. Цель Нового – рассказать о земной жизни Христа, Его Воскресении из мертвых и обетованиях верующим в Него.
Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском и близком ему арамейском языках. Наиболее древний, важный и точный перевод Ветхого Завета был сделан в III веке до Р. Х, когда по указу египетского царя Птоломея Филадельфа Библию на греческий язык перевели 72 переводчика, приглашенных из Палестины. Поэтому первый перевод Ветхого Завета с еврейского на греческий позднее назвали «переводом Семидесяти», по-латински «Септуагинтой». Язык всех книг Нового Завета — греческий, хотя их авторы были иудеями – греческий язык был тогда «международным» языком Восточного Средиземноморья.
Самый древний найденный текст Ветхого Завета – десять заповедей Моисеева Закона – относится примерно к 200 году до Рождества Христова. Старейшая рукопись Нового Завета — кусок папируса с фрагментом Евангелия от Иоанна датируется началом второго века.
Церковь не только создала и хранила Библию. Она еще и сформировала то, что в науке называется «библейским каноном» — то есть из множества разных текстов сумела отобрать те, которые без искажений и противоречий повествуют о Боге и его отношении к сотворенному Им миру. По характеру содержания библейские книги делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Книги, по тем или иным причинам не вошедшие в канон, называются апокрифами.
К тому времени, когда при Константине Великом Римская империя приняла христианство, Новый Завет был частично переведен на некоторые языки древнего мира: латинский, сирийский, и коптский. В начале пятого века Иероним Стридонский, поселившийся в Вифлееме, перевёл всю Библию на латинский язык. Этот перевод получил название «Вульгата», по-русски «общедоступная». В дальнейшем этот фундаментальный труд послужил основой для переводов на многие другие языки мира. Впоследствии Вульгата удостоилась чести стать первой напечатанной Библией – это сделал уже в 15-м веке немец Иоганн Гутенберг.
Во второй половине IX века специально для перевода Библии солунские братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, а затем перевели все Священное Писание на церковнославянский язык. Вместе с Крещением Русь приняла и этот перевод Библии. В конце 19-го века Русская Православная Церковь одобрила и выпустила перевод Библии на современный русский язык, названный «синодальным», который и по сей день является для нас основным.
Для тех, кто хочет углубиться в чтение Священного Писания, необходимо помнить о том, что Библия – это не исторический трактат, не прямолинейная инструкция на все случаи жизни, а сложный и многослойный текст. Понять его можно, только находясь в границах церковного предания, частью которого Библия является: толкования святых отцов на те или иные места Библии – лучшее подспорье для каждого, читающего эту великую книгу. Нельзя забывать, что Библия была написана в соавторстве Бога и человека, поэтому содействие Святого Духа, пребывающего в Церкви, необходимо для верного и по возможности полного ее понимания.
Исторические книги рассказывают об отношениях евреев и Бога
Исторические книги — это история еврейского народа. Если быть точнее, то в ней затронута судьба двух царств — Израильского и Иудейского.Это были вовсе не дружелюбные соседи, а два враждующих лагеря. Их взаимоотношения полны самых нелицеприятных подробностей.
Хотя книги условно исторические, читателю быстро становится ясно, что речь там вовсе не об истории государства. Если разобраться, поселения евреев в начале X века не могли представлять из себя что-то большее, чем простая деревенька.
В Библии важна суть послания Бога, а не исторический буквализм.
Библия рассказывает о судьбах, о противоречиях, о сложностях выбора. Так ли много мы узнаём из Писания о царе Давиде, о его взглядах, о его политике? Нет. Рукопись обращается только к кульминационным эпизодам его жизни.
То есть, она продолжает поучительный диалог с читателем, а вовсе не старается пересказать нам подлинные события. В корпус этих книг входят: книга Иисуса Навина, книга Судей, 4 книги царств и др.
Что такое «завет» в православии?
Все христиане читали Библию — книги Ветхого и Нового Завета. Библия на протяжении многих столетий остается самой читаемой книгой в мире. Христиане веками почитают Новый Завет. Что же такое Завет? Ветхий Завет начинается с рассказа о том, как Господь творил мир и человека, благодаря Ветхому Завету мы узнаем и понимаем историю отношений человека с Богом. Значит ли это, что «Завет» — просто рассказ об истории христианства?
На самом деле, Завет — это не односторонний указ и не просто свод правил, которые Бог оставил человеку. Завет — это договор, соглашение между Богом и людьми, торжественное обещание, которое Бог дал человеку, а человек, желающий мира с Богом, согласился следовать Заповедям, данным ему самим Создателем.
Изначально Господь создавал человека по Своему Образу и Подобию, готовил нас для вечной жизни, но история грехопадения изменила первоначальную историю отношения человека с Отцом Небесным. И все же Бог избрал путь любви, Он просит человека следовать за Ним, а не приказывает ему.
«Одна ночь с королем: Есфирь» (2006)
Джозефа Сарджента — экранизация библейской Книги Есфирь. Иудейка становится женой персидского царя. Персидские элиты хотят уничтожить евреев. Благодя заступничеству Есфири евреи спасены, а их враги жестоко наказаны. Масштабное, красивое, впечатляющее кино, больше похожее на сказку, нежели чем на исторический фильм (и поэтому многие считают фильм «тупым»). Играют известные актеры: Омар Шариф, Джон Рис-Дэвис, Питер О`Тул.
«Книга Руфь: путь веры» (2009)
Патрика Уолкера — экранизация еще одной истории ветхозаветной героини — Руфи. Молодая вдова, язычница Руфь покидает свою родину в поисках лучшей жизни, где встречает Вооза, за которого выходит замуж — и обретает веру в Бога Израилева. Руфь и Вооз — предки Давида и Христа. Фильм несколько «американский», причем еще и несколько «дешевый», но зато можно посмотреть историю Руфи на экране.
«Библия» (2013)
— десятисерийный мини-сериал по библейским событиям, первые пять серий — по Ветхому Завету. Масштабные съемки в духе современных исторических фильмов — критики фильм поругивали, но зрители любят. От сотворения мира до Пасхи. Предупреждаем, что некоторые сцены, что называется, — «сцены жестокости».
«Книга Даниила» (2013)
Анны Цилинской — экранизация Книги Даниила. Евреи находятся в вавилонском плену. Царь обожествляет себя. Последователи Единого Бога не признают этого, история противостояния Бога и власти. Фильм тоже несколько «американский», но опять же — мы благодяря ему можем увидеть Даниила на экране.
«Ной» (2014)
— экранизация библейской истории о потопе от выдающегося кинорежиссера Даррена Аронофски. Внешне этот фильм сделан как экшен, фэнтези, внутренне фильм пытается передать сложные смыслы библейского сказания: трагедию обреченного на гибель мира из-за собственных грехов, трагедию праведника, которому уготовано спастись от гибели.
«Исход: Цари и боги» (2015)
— современная экранизация истории Моисея и освобождения Израиля от египетского рабства. Режиссер — выдающийся кинематографист Ридли Скотт. Жанр: смесь экшена с мистическим триллером, внешне вполне голливудская история, внутренне же — нетривиальная попытка показать общение пророка и Бога, освобождение «слабых», «сирых» рабов «под руководством» Бога от «сильных», «блестящих» угнетателей с их язычеством. Но истинная сила на стороне Бога, на стороне восставших рабов.