Ирод великий: биография, правление и интересные факты

Правление Ирода

Стоило только установиться в Иудее миру и порядку, в 40-м году до н.э. с востока нагрянули парфяне – потомки воинственных персов. Они быстро захватили земли Израиля, и Ирод был вынужден бежать сначала в Иерусалим, оттуда в Идумею, и наконец в Египет, где он был любезно принят царицей Клеопатрой. Та посодействовала Ироду в морском путешествии в Рим, где заручившись протекцией Марка Антония, он был избран сенатом на должность нового царя Иудеи. Всего через год после своего бегства из Израиля Ирод вместе с римским благословением прибыл в Птолемаиду для того, чтобы из еврейских беженцев и наёмников собрать войско для выступления против парфян. Он сделал это и наголову разбил войско противника. Теперь ему предстояло освободить главный иудейский город – Иерусалим, занятый парфянским ставленником Антигоном. Рим прислал в помощь Ироду Сосия вместе с 11-ю регулярными римскими легионами, и в 37-м году до н.э. столица Израиля была освобождена. Иудейским первосвященником в это время был тот самый Гиркан II из царского рода Хасмонеев, которого жестоко отодвинул от власти отец Ирода, Антипатр. Ещё во время осады Иерусалима Ирод женился на его внучке Мариамме, пытаясь теперь родственными узами связать себя с родом Хасмонеев и завоевать любовь евреев, многие из которых не могли простить ему несправедливую судьбу Геркана. И этот брак в дальнейшем станет краеугольным камнем всех бед и несчастий, которые постигли Ирода позже. Он очень сильно любил Мариамм и, по рассказам Иосифа Флавия, удовлетворял все её капризы, несмотря на то, что супруга постоянно позволяла себе упрекать его в смерти её родственников. Ирод, продолжая начатое отцом, неустанно боролся с родом Хасмонеев, и почти полностью его уничтожил. Наблюдающая трепетное отношение к себе царя, уверенная в безнаказанности за свои обвинения Мариамм в полной мере осознавала и пользовалась влиянием на Ирода. К примеру, по наущению своей матери она уговорила мужа назначить своего брата Аристобула первосвященником.

Октавиан

Тем временем вспыхнула знаменитая война, в которой Марк Антоний и его жена Клеопатра выступили против Октавиана, потерпели поражение и оба покончили со своей жизнью. Вполне естественно, что Ирод, обязанный своей властью никому иному, как Антонию, поддерживал его в этой войне, и теперь, когда власть над Египтом и Израилем перешла к цезарю Октавиану, он вызвал Ирода к себе на суд. Уезжая в Рим, царь не питал надежд на возвращение. Перед отъездом Ирод оставил своему ближайшему другу приказ убить горячо любимую им Маримамм, если он будет казнён Октавианом, чтобы жена не досталась никому другому. Однако, как только Ирод покинул Израиль, его друг склонил Мариамм к супружеской измене и раскрыл ей тайну последнего царского приказа.

Взбешённая такой новостью она люто возненавидела супруга. Удивительно, но выслушав оправдания Ирода, Октавиан простил иудейского царя. Более того, он наделил его ещё большими полномочиями и отправил царствовать над Иудеей дальше.

История избиения младенцев

Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. По сверхъестественному наущению волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь». Евангелие не сообщает числа убитых младенцев; в церковном предании цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской). Брюс Алворд утверждает, что подобные масштабы трудновообразимы, учитывая, что Вифлеем был небольшим городком, а в те времена такое количество людей могло составить население целого города.

Другие историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем тех времён, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву. Прозаик Paul L

Maier сомневается в том, что избиение младенцев имело место: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы его жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий. Богослов Александр Мень отвечает на это, что трагедия в глазах Иосифа Флавия была незначительной в сравнении с бесчисленными зверствами Ирода. Служитель Пресвитерианской церкви Donald A. Hagner считает, что число убитых детей было завышено. Но Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне.

Превратности судьбы

Вскоре после воцарения Ирода Иудею ждала целая полоса тяжёлых испытаний. Началась она с землетрясения, происшедшего в 31 году д. н. эры, разрушившего многие иерусалимские здания и унесшего жизни 30 тыс. жителей страны. Не успели евреи пережить эту беду, как уже новая постучалась в их двери.

В тот же год Иудея подверглась нашествию с юга многочисленных арабских племён. Их неожиданное вторжение было следствием ослабления Рима, вызванного полыхавшей в нем гражданской войной и поражением, которое потерпел в морском сражении с Октавианом Августом главный покровитель Ирода – Марк Антоний. Арабы воспользовались этим и, предвидя возможность безнаказанных грабежей, вторглись в пределы недоступного им прежде государства. Спасти страну помогла лишь необыкновенная решительность и полководческий талант царя Ирода.

Приложив невероятные усилия и выдворив непрошенных гостей, он направил всю энергию на то, чтобы с наибольшей выгодой воспользоваться политическими переменами, происшедшими в Риме. Сразу после поражения своего недавнего патрона Марка Антония Ирод порвал с ним все отношения и начал засылать послов к Октавиану Августу. Его усилия не пропали даром: заняв вскоре императорский трон, новый покровитель обеспечил Ироду столь же прочное положение, как и его предшественник.

Дети царя Ирода Иудейского

У Ирода Великого было 10 жён и множество детей. В источниках, помимо убитых по приказу отца сыновей от Мариамне, указываются следующие его наследники:

  • Архелай;
  • Антип;
  • Филипп.

Римский император Октавиан Август разделил между ними иудейские земли, причём Архелаю достались 2/4 территории. Римский правитель обещал сделать его со временем царем, но вскоре лишил его земель и отправил в ссылку.

В библейской истории отражено имя Ирода Антипа. Именно он казнил Иоанна Крестителя за осуждение его женитьбы на жене брата Филиппа. Антипа вёл весёлый и лёгкий образ жизни, не утомляя себя политическими и созидательными деяниями.

К нему, как правителю Галилеи, прокуратор Понтий Пилат отправил на суд Иисуса. Но правитель иудейский не воспринял серьёзно дело молодого мужчины, не отвечавшего на его вопросы и отправил его обратно к римскому чиновнику.

В Священном Писании упоминается внук Ирода Великого, носившего личное имя Агриппа. Он велел обезглавить апостола Иакова и заключить под стражу апостола Петра.

Интересно!  Агриппа принял веру в единого Бога, но в конце жизни, подданные провозгласили его божеством и стали ему поклоняться. В наказание за это допущение на Агриппу пала кара Господа — тяжёлая неизлечимая болезнь.

Ирод Великий — уникальная историческая личность, оставившая заметный след в истории. В христианской традиции его родовое имя стало нарицательным, так как упоминается в самых печальных событиях времени становления христианства.

Документальный фильм о царе Ироде

Римляне и Ирод

Во время этих событий оказывал большие услуги римлянам хитрый и храбрый Антипатр, по происхождению идумеянин; он умел входить в милость ко всем римским полководцам, от Помпея до Цезаря. Римляне наконец поручили ему управление Иудеею, Самариею и Галилеею,так что за Гирканом остался только сан первосвященника. Римляне предоставили иудеям право жить по национальным законам, освободили их от военной службы, и брали дань с них в умеренном, необременительном размере. Народ иудейский был обязан этим отчасти Антипатру, потому любил его, так что он пользовался почти царским уважением, хотя и не назывался царем. Своего смелого и честолюбивого сына, Ирода, он назначил своим наместником в Галилее. В ущельях и пещерах галилейских гор держались шайки разбойников, которые скорее были недовольные патриоты, чем грабители по ремеслу. Ирод преследовал, одолел и жестоко наказал их; это навлекло на него ненависть Синедриона. Но первосвященник был так расположен, к энергическому молодому человеку, что обещал выдать за него свою внуку Мариамну. Фарисеи опасались его властолюбия, негодовали на него за то, что он казнил разбойников сам, а не отдал их на суд Синедриона, которому по закону принадлежало исключительное право постановлять смертные приговоры, вообще были сильно недовольны самовластием, с каким действовал он, уверенный в покровительстве римлян. Они обвинили его перед Синедрионом в нарушении закона; но он явился на суд с отрядом войска, и Синедрион не осмелился объявить его виновным. Однако ж он уехал из Иудеи в Дамаск. Это было по смерти Цезаря; Кассий собирал в Сирии деньги на войну с противниками, и потребовал от Иудеи 700 талантов серебра . Ирод быстро взнес свою долю этой суммы, и тем приобрел расположение Кассия. Вскоре после того умер Антипатр, отравленный одним из своих приближенных; Ирод стал хлопотать о том, чтобы занять место отца. Когда после битвы при Филиппах приехал в Сирию Антоний, Ирод умел подделаться к нему и, наперекор жалобам иудеев, приобрел такую благосклонность его, что он назначил его тетрархом (областным правителем) Иудеи, а многих из его обвинителей велел казнить. Но прежде, чем упрочил Ирод свою власть, ему пришлось выдержать опасную борьбу. Антигон, племянник первосвященника Гиркана, хотел стать правителем государства, деньгами и обещаниями призвал парфян, при их помощи овладел Иерусалимом, отрезал уши своему дяде, чтобы сделать его неспособным занимать сан первосвященника, посадил в темницу Фазаила, брата Ирода; пленник в отчаянии убил себя. Усердные к вере иудеи ненавидели идумейскую династию, как иноплеменную, хотя она и приняла закон Моисеев; потому они с радостью признали власть Антигона. Ирод бежал в Египет, оттуда поехал в Рим; Антоний и Октавиан признали его царем иудейским, он с большим войском высадился в Птолемаиде и начал войну с Антигоном, который был объявлен врагом римского народа. Война длилась три года; она была свирепая: фанатизм иудеев соперничал с яростью буйных наемников Ирода в делах убийства и разрушения. Ирод был человек энергический, храбрый, и воевал успешно, покорил всю Иудею; но еще сопротивлялся Иерусалим, в котором масса народа, фанатизированная фарисеями, и многие знатные люди твердо стояли за Антигона, потомка Хасмонеев. В городе владычествовал ужасный голод, но жители с презрением отвергли требования, чтоб они сдались. Наконец город был взят приступом ; буйные воины Ирода неистовствовали, не щадя ни пола, ни возраста. С трудом успел Ирод спасти храм от осквернения и грабежа, Антигон трусливо сдался в плен и был по приказанию Антония предан в Антиохии позорной казни. Он был последний государь из геройского рода Маккавеев.

Имя царя Ирода стало нарицательным

В православном христианстве фигура царя Ирода однозначно осуждается. Это отношение также проникло в народ и иродом стали называть всякого злого, коварного и жестокого человека, без каких-либо моральных принципов.

Более того, в народном христианстве царь Ирод приобрел титул Окаянного. Его имя стал ругательным словом, хотя в наше время оно употребляется в этом значении достаточно редко.

Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год. Имя «Ирод» стало нарицательным. Часто с ним сравнивают правителей, совершивших ужасные поступки, например, так называют в летописях Святополка Окаянного за то что он убил братьев Бориса и Глеба

Представители Православной Церкви в России и светские учены часто сравнивали фигуру иудейского царя с фигурами князя Святополка Окаянного и царя Ивана Грозного. Дело в том, что эти исторические деятели также упорно стремились обладать властью и не видели никаких преград на пути к этому.

При этом стоит сказать, что тот же Иван Грозный отличался набожностью, а Ирод начал реконструкцию Второго Храма, при этом способствовал возрождению языческих Олимпийских игр.

Ирод начал реконструкцию Второго Храма, но способствовал возрождению языческих Олимпийских игр.

Деяния царя Ирода и библейские рассказы о нём, в первую очередь рассказ об избиении вифлеемских младенцев, часто используются церковнослужителями и богословами в своих проповедях, выступления и сочинениях.

Так, например, к фигуре тирана обращался святой Иоанн Златоуст и отец Александр Мень. В них Ирод предстаёт в виде правителя коварного, жестокого и порочного, который из опасения за свою власть приказа умертвить невинных младенцев.

Кроме того, так же говориться и о том, что иудейский царь таким образом пытался помешать Иисусу Христу исполнить его миссию по спасению человечества.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Конец жизни великого царя

В последние годы жизни Ирод являл собой пример патологической жестокости, мстительности и подозрительности, выходившей порой за рамки здравого смысла. Так, однажды, на основании лишь пустых домыслов, были казнены сыновья Ирода Великого – Александр и Аристобул. В те дни его великолепный дворец погрузился в атмосферу всеобщего страха, при которой никто из его обитателей не знал, доживёт ли он до следующего дня.

Смерть Ирода Великого, последовавшая в 4 году уже новой эры, стала результатом тяжёлой болезни, мучившей его в последние месяцы. Желая оставить по себе добрую память, он незадолго до кончины приказал выплатить жалование всем своим воинам и тем, кто исполнял различные обязанности на государственной службе.

Позаботился он и о преемнике, назначив им Архелая – одного из своих сыновей, чудом избежавших отцовского гнева и поэтому оставшихся в живых. Его брата Антипу Ирод назначил тетрархом Галилеи – той самой области, где сам когда-то начинал правление.

Похороны почившего царя были обставлены с необычайной пышностью. Архелай покрыл тело отца драгоценной порфирой и поместил на золотом ложе, о котором упоминалось в самом начале рассказа. Вокруг него, склонив головы, замер почётный караул, состоявший из нескольких сотен фракийских, германских и галльских воинов, ещё недавно верой и правдой служивших своему господину. Согласно своей последней воле, Ирод Великий был похоронен на территории собственного дворца-крепости Иродион, где его могила была обнаружена в 2007 году израильскими археологами.

Власть – в подарок

До 31 г. до н. э. власть в Римском государстве была поделена между Октавианом в Риме, владыкой Запада, и Марком Антонием, правителем Востока, с резиденцией в Александрии.

Клеопатра, соправительница Марка Антония, стремилась увеличить свои владения руками Марка Антония. Ироду стоило больших усилий отстоять независимость Иудеи, хотя Клеопатра все-таки захватила доходные плантации благовонных рощ в Иерихоне.

Но с 31 г. до н. э. в Риме устанавливается единоличная власть Октавиана Августа.

После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод предал Марка Антония и присоединился к победителю. Тот отблагодарил за верность – в 30 г. до н. э. утвердил Ирода на престоле Иудеи, подарил новые территории и вернул отобранные Клеопатрой.

Монеты Ирода Великоговідкриті джерела

Ирод создал службу розыска, агенты которой по всей стране должны были выявлять заговорщиков и саботажников – противников политики да и самого лица Ирода. Эта шпионская сеть по тайным приказам Ирода уничтожила огромное количество людей, имена которых история не сохранила.

Царь Ирод Великий умер страшной смертью: его заживо съели черви

Несмотря на активное строительство и раздачу хлеба в голодные годы, царь Ирод Великий не пользовался популярностью у иудеев. Дело в том, что он считался чужим в Иудее, так как происходил не иудейской династии, заводил эллинистические и римские обычаи, например, строил амфитеатры, где проводились гладиаторские бои, театры, дозволял проводить языческие церемонии.

Естественно, что консервативной части иудейского общества это не нравилось. Однажды даже сильная партия фариссев в количестве 6000 человек отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор с целью свержения.

Убийство жены Ирода, средневековая гравюра. В последние годы жизни Род Великий, опасаясь за свой трон стал истреблять всех возможных претендентов на него. Он не остановился даже перед убийством своей жены Мариамны и сыновей

Именно поэтому последние годы жизни и правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Спасая свой трон он истреблял потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен, вместе с ее двумя сыновьями — Александром и Аристовулом (7 г. до н.э.).

За несколько дней до своей смерти Ирод велел убить своего сына Антипатра. Обещание это все же не было исполнено, узнав об этом, император Октавиан Август сказал: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном»

Библия говорит о том, что царя Ирода заживо съели черви.

Царь Ирод дожил до 70 лет и процарствовал в Иерусалиме 34 года. Как умер царь, рассказывается в Библии: «В назначенный день Ирод, надев царские одежды, воссел на троне и обратился к собравшимся.

Народ же, в угоду ему, восклицал: «Это не человек говорит, а Бог». И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями». Исторические источники  того периода подтверждаю, что перед смертью он сильно страдал от болей в животе. Какой именно болезнью болел царь, установить пока что не удалось.

Иродион, остатки крепости, вид сверху. В крепости похорнили тело царя ирода Великого после его смерти

Своими наследниками после кончине Ирод хотел видеть Архелая и Антипу, но после его смерти римский император Октавиан Август разделил Иудею на четыре части, по числу сыновей Ирода, а Архелаю дал всего лишь титул этнарха, пообещав сделать его в дальнейшем царем.

Сам же Архелай устроил отцу пышные похороны. Траур по царю Ироду Великому продолжался семь дней, похоронили его Иродионе — крепости, построенной Иродом рядом с поселком Текоа.

Благоразумный Антипатр

Надо заметить, что этот самый Антипатр унаследовал от своего предка не только власть, но и обострённое политическое чутьё, сопряжённое с полнейшей беспринципностью. Как тот в своё время легко отрёкся от религии предков и, приняв веру иудеев, вступил с ними в сотрудничество, так и он не замедлил выразить поддержку римлянам, захватившим в 63 году д. н. эры Иерусалим. Заслужив, таким образом, милость у римского полководца Помпея, он был поставлен наместником всей Иудеи.

В 49-45 гг. д. н. эры Рим был охвачен гражданской войной, вспыхнувшей между двумя претендентами на пустовавший в то время императорский трон – видным военачальником Помпеем и его конкурентом Юлием Цезарем. Как высокопоставленный чиновник, Антипатр обязан был публично выразить поддержку одному из них. Это был выбор, от которого зависела вся последующая карьера, а возможно, и жизнь. Угадав внутренним чутьём будущего победителя – Юлия Цезаря, он поддержал именно его, предав, таким образом, своего прежнего благодетеля Помпея.

Придя к власти, новый император щедро отблагодарил всех своих сторонников, в числе которых был и Антипатр. Отныне он приобрёл титул прокуратора Иудеи, за спиной которого, мощными рядами стояли непобедимые римские легионы. Свою власть он делил лишь с одним человеком – тогдашним царём Гирконом II, исполнявшим одновременно и обязанности первосвященника.

Дворец Ирода Великого в Иерусалиме

Известно, что правитель Иудеи придавал большое значение внешним атрибутам своей власти. Одним из них стал воздвигнутый в 15 километрах от прежней границы Иерусалима дворец Ирода Великого – Иродион. Сейчас на месте искусственной горы, являвшейся его фундаментом, расположен национальный парк, а в те давние времена гигантское сооружение поражало взоры приезжих мраморными колоннами, роскошным амфитеатром и множеством всевозможных построек. Спроектировано оно было таким образом, что в случае войны могло использоваться как фортификационное сооружение. Для этого, кроме высоких стен, были предусмотрены различные тоннели и потайные ходы.

Ошибка, миф или реальность?

Способен ли был этот монарх отдать приказ об убийстве младенцев в Вифлееме Иудейском?

О массовой резне есть краткое упоминание в евангельском повествовании апостола Матфея: «Тогда Ирод, увидев, что мудрецы над ним посмеялись, весьма разозлился и послал умертвить в Вифлееме и по всей округе всех детей, имевших менее чем два года, в связи с тем, что тщательно выведал от волхвов» (МФ. 2, 16).

Существует такое еврейское предание: во времена пребывания евреев в Египте фараон узнал от прорицателей, что в Египте родился Спаситель Израиля – и он погубит либо самого фараона, либо его преемника. Это известие стало толчком для убийства всех еврейских младенцев мужского пола…

Это напоминает евангельские события Рождества Христова. Ученые предполагают, что история в рассказе евангелиста Матфея – вымышленная. Ориентируясь на еврейскую аудиторию, он сознательно провел параллель между Иисусом как Мессией и пророком Моисеем. Матфей рассчитывал, что палестинским евреям известно это предание.

Иудеяhotfishing

Интересно, что подтвердить достоверность истории о массовом убийстве не удалось до сих пор. Даже профессор Эхуд Нецер, посвятивший жизнь изучению Ирода Великого и проводивший раскопки в течение более 30 лет, не наткнулся ни на одно материальное свидетельство массового детоубийства в Вифлееме.

Почему же, кроме евангельского рассказа, не сохранилось сообщений о вифлеемских преступлениях Ирода? Возможно, приказ был тайным, как и многие подобные распоряжения царя, а тогдашние историки не знали об этом преступлении, тем более в случае огласки Ироду пришлось бы давать объяснения в Риме.

С другой стороны, в I в. Вифлеем был небольшим – с населением не более 1000 человек. Сколько на такое количество населения там могло быть мальчиков в возрасте до 2 лет? Вероятно, биограф Ирода Иосиф Флавий мог не вспомнить об этом убийстве, сосредоточившись на более масштабных преступлениях правителя Иудеи.

За 5 дней до смерти Ирод приказал казнить своего первенца Антипатра. И тут он решил заручиться формальным разрешением Рима. Август Октавиан, когда утверждал приговор, зная о запрете иудеям есть свинину, молвил: «Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Планы Ирода о еврейском царстве, подобном царству Давида и Соломона, не осуществились. В 6 г. н. э. римляне свергли с престола его сына Архелая, который оказался слабым и бездействующим. С тех пор Иудеей правили римские прокураторы из Кесарии Палестинской…

По материалам проф., д. ист. н. М. М. Кучинко (труд «Историко-культурное развитие Святой Земле во времена царствования Ирода Великого»), а также издание «Духовный колокол»

Исторический Ирод

Ирод — один из поистине великих царей своего времени. Он правил Иудеей более тридцати лет и сделал её благополучным царством — хоть и под римским владычеством. М. Грант констатирует: «Честолюбивым желанием Ирода было дать иудеям спокойствие и процветание в собственной стране, сохранив сотрудничество с Римской империей и её покровительство. Этой задаче он посвятил свою жизнь и, поскольку был одарён выдающимися способностями, достигнутое им превзошло все разумные ожидания».

Уже в молодости Ирод демонстрировал множество достоинств. Он был умён и трудолюбив, получил эллинистическое образование, прекрасно говорил по-гречески, знал философию и историю, занимался ораторским искусством. Как писал древний историк Иосиф Флавий, Ирод соответствовал идеалу греческого воспитания: «Телесная сила Ирода равнялась силе его ума»; он и в воинском искусстве, и храбрости превзошёл многих. Мудрость его подсказывала — у Рима и Греции надо взять для Иудеи всё лучшее, и пусть народ процветает в рамках империи. При этом Ирод всегда оставался предан иудаизму и сохранял иудейскую культуру.


Ирод I Великий. (medium.com)

Историк П. Ричардсон сравнивает Ирода с Петром I — такой же сильный, волевой и умный правитель, который сумел изменить историю своего народа

Его отец Антипатр в римской гражданской войне поддержал Гая Юлия Цезаря, и тот назначил его наместником Иудеи и даровал ему и его потомству римское гражданство — никому из местных аристократов римский диктатор не мог доверять более. Бок о бок с отцом и римлянами сражался и Ирод. Рим ждал от Иудеи одного — отсутствия волнений и уплаты налогов, и Антипатр это исполнял (а затем и Ирод). Взамен им дозволялось вести своё царство к процветанию, хранить свою веру, развивать торговлю и т. д.

За гибелью Антипатра последовала долгая борьба за власть с другими аристократами, и Ирод уцелел в ней. Его, уже опытного политика и воина, в 40 г. до н. э. римский сенат провозгласил царём Иудеи. Очень скоро он пригодился своему народу — в изгнании парфян, которые вторглись в царство. В одном из тяжёлых боёв, пишет Флавий, «царь (…) ринулся немедленно на выручку товарищей вперёд и стал рубить врагов; этим он вновь возбудил мужество своих людей и придал им отваги».


Иосиф Флавий, один из главных рассказчиков истории Ирода I. (ria.ru)

Нет нужды подробно рассматривать все свершения Ирода, лишь в общих чертах: он избавил страну от разбойников и опасностей на границе; он расширил владения Иудеи; поддерживал добрые отношения с соседями — Грецией, Сирией и Египтом, а самое главное — с Римом (Ирод носил даже имя рода Юлиев, рода Цезаря); он покровительствовал эллинистической культуре и стал почётным судьёй Олимпийских игр, он уважал греческую мудрость и римские законы, чтил иудейскую религиозность и успешно отстраивал иудейскую государственность, добился уважения прав иудейской диаспоры в разных частях Римской империи, и, наконец, прославился прекрасными строительными проектами (к примеру, Иродион и Иерусалимский Храм)…

Преуспел царь Иудеи и в экономике: он развивал сельское хозяйство и экспорт (бальзам, хна, зерно и масло), увеличил доходы казны и сделал их поступление стабильным. В случае бедствий Ирод поддерживал бедных, отменял часть налогов во время неурожаев. В 25 году до н. э. разразилась засуха, а за нею — чума. Чтобы подданные не гибли от голода, царь купил зерно в Египте и раздавал его в большом количестве. Это лишь один из примеров благотворительности Ирода.


Древний Иерусалим, худ. А. Левин. (xen.yandex.ru)

Знаменитый историк Древнего Рима Теодор Моммзен, классик историографии, так писал об этом царе: «Всё, что может дать правительство: развитие природных ресурсов, помощь во время голода и других бедствий и (…) внутреннюю и внешнюю безопасность страны, — Ирод дал Иудее». И всё же многие, и особенно фанатичные зилоты, были недовольны Иродом: его приверженностью эллинизму и сотрудничеством с ненавистным Римом — врагом иудейской культуры и веры. Более всего грязи они вылили на этого правителя уже после его смерти, когда разрушили наследие Ирода и добились войны с империей (с понятными последствиями). На этой почве и могли в 1−2 вв. н. э. появиться сказания о психопатичном параноике, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев…

В 1−2 вв. н. э., когда Рим жестоко подавлял мятежную Иудею, всех «друзей Рима» прошлого и будущего иудеи проклинали — и Ирода в том числе

Царь-параноик…

Мирьям родила Ироду пятерых детей. Ей было всего 25 лет, когда муж заключил ее в тюрьму по сфабрикованному обвинению в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мирьям была ее мать – Александра. Очевидно, так женщина спасала свою жизнь, ведь и сама была в списке смертников. Понятно, что суд вынес приговор, приготовленный Иродом накануне…

Казнь жены Иродавідкриті джерела

Тем временем Александра, заручившись поддержкой единомышленников, решает захватить престол. Она провозглашает себя царицей, отметив, что из-за болезни Ирод не может управлять страной. Но ее действия мобилизовали ослабленного Ирода – она и все заговорщики были казнены без суда.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался политический кризис, эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector