Понтий пилат. кто любил, тот и распял

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Пилат приказал казнить Иешуа, но это решение приносит ему только муки. Он думает над словами Га-Ноцри, который всех считал «добрыми людьми». Понтий же слишком хорошо видел настоящую сущность человека. В Долине Дев Марка Крысобоя едва не разорвала толпа германцев, видел прокуратор и другие преступления. Все это позволило ему потерять веру в людей.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Воланд заметит, что Маргарите нет смысла просить освободить прокуратора. За него уже вступился сам Иешуа, который попросил Левия Матвея передать его просьбу. Воплотил ее Мастер, который ограничился коротким: «Свободен!».

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

«Мастер и Маргарита» является одной из самых великих работ Булгакова. Роман довольно не прост в понимании, но в нем заложен глубочайший смысл, который передает автор читателю. Данный роман, сложно отнести к какому ни будь определенному жанру. Это роман-притча, роман сатирический с философским наклоном.

Все начинается с того, как в романе появляется одни из главных героев – дьявол. После этого ведется много рассуждений по поводу выбора человека. При этом человек либо верит в бога, либо нет.

Основная идея и мысль романа, просматриваются тогда, когда перед читателем возникает образ Иешуа и прокуратора Понтия Пилата.

Понтий Пилат является прокуратором, он имеет власть над людьми. Данный герой от всей души показывает то, что ему ненавистен город Ерлашаим. Возможно это из-за его роли в этом городе. Этот человек суров и бескомпромиссен. Его слово здесь закон и сила в его понятии формирует закон и порядок.

Прокуратор когда-то был человеком военным, он не раз испытывал опасность. Он понимает, что на вершине только тот, кто сильнее, мудрее. Для того, чтоб тебя уважали нужно отбросить жалость. Пилат уверен в том, что если человек имеет власть, то у него могут быть только одни враги и ни каких друзей.

Римский Император является для прокуратора самым сильным и авторитетным человеком. Соответственно он поставлен в Ерлашаиме императором, значит здесь он бог. Может быть, когда-то он и был другим человеком, что довольно заметно, но сейчас он такой, какой есть.

Все его основные черты, являют влиянием власти данной ему.

Данному герою в городе нет равных людей по статусу и не только, ему просто не с кем поговорить на равных, все люди ему не интересны. У Понтия Пилата есть только один друг, это его верная собака. Когда они встретились с бродягой Иешуа, то прокуратор почувствовал, что с ним общаются на равных. Ему показалось, что он может общаться с философом вечно.

Этот человек, проповедующий свое учение, имеет смелость пререкаться и возражать словам прокуратора. К тому все происходит так, что Пилат даже сразу не понимает, что его слова для бродяги не закон. Иешуа придерживается мнения, что в мире все люди добрые, а злых людей нет. Философ говорит только правду, ему не зачем врать, ведь правду говорить не всегда легко, но всегда приятно.

Для прокуратора Иешуа был довольно интересной личностью.

То, что Га-Ноцри не виновен, Понтий Пилат понял сразу. Он пытается спасти бродяге жизнь. Пилат не желает убивать несчастного. Но он не смог поменять мнение первосвященника. В итоге Иешуа приговорили к казни. После этого, прокуратор не может себе простить такого решения и корит себя за это всю жизнь.

Вариант 2

Это один из самых важных образов в романе Булгакова, а если рассматривать часть «романа в романе», написанное Мастером, то один из двух главных героев.

Формально это отрицательный персонаж. Но не нужно судить самих людей, а только их поступки, ведь так и подходит к этому Булгаков. Да, Пилат отправляет на мученическую (и позорную) смерть праведника.

И сам Понтий понимает, что совсем не прав… Всем известно, что Пилат бы предпочел отправить на заслуженную казнь преступника настоящего, а приходится этого головореза отпустить. И всё потому, что церковники чувствуют, что деятельность, речи, само существование Иешуа для их системы опасней.

И вот обстоятельства, влияние этих вредных стариков из церкви, где процветает торговля. Плюс шаткое положение самого римского ставленника. Всё-таки он принимает неправильное для высшего смысла и для собственной души решение.

Думаю, что образ этот достоин сочувствия. Такой уж человек этот Пилат, как я это вижу, военный. То есть он привык к дисциплине, к тому, что есть «черное и белое», правильное и неправильное. И что всё понятно! А тут зло прикидывается добром… И ещё нужно было сделать нечто, что разрушило бы систему.

Не думаю, что герой боялся потерять пост, доход… Он бы всем рискнул ради этого искреннего и доброго «целителя». Пилат ведь так проникся уже тем, что Иешуа спас его от страшной головной боли. Их разговоры были настолько интересны для Пилата, так поражали его слова пленника.

Он восхищался его спокойствием и стойкостью.

Но таких людей, как Пилат, не всегда может сбить с «их» пути даже любовь. Сильное чувство их может напугать, как не испугает любая физическая угроза. Ради любви оставить учёбу, бросить карьеру… А что скажут родители, коллеги? По-моему, Пилат чувствует ответственность за всё, ему кажется, что он не может нарушить заведенный порядок, при всей своей силе.

В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость.

Правление игемона Иудеи

Из всех захваченных земель Иудея являлась едва ли не самым беспокойным приобретением Римской империи. Тиберию необходима была железная рука для подавления скрытого сопротивления местных жителей, их категорического нежелания становиться подданными Рима и приобщиться к высокой имперской культуре. Обычный инструмент римлян ‒ ассимиляция здесь не действовал, а потому в ход была пущена тирания. Таким образом, по велению тестя, с учетом своего жёстокого и безжалостного характера, Понтий Пилат и стал римским наместником этой области.

По утверждению немецкого ученого Г.А. Мюллера, Pila-Atus Понт Пятый был назначен на должность прокуратора провинций Иудея, Самария и Идумея в 26 году н.э. Сменив на этом посту своего предшественника Валерия Грата (15 — 25 г.г. н.э.), он пробыл у власти около пятнадцати лет.


Должностными обязанностями прокуратора были: олицетворение власти Рима, обеспечение общественного порядка, надзор за поступлением податей, отправление правосудия. Обладая высшей властью в Иудее, римский чиновник имел право не только решать вопросы жизни и смерти, но также по своему усмотрению мог назначать или свергать иудейских первосвященников.

Пилат был жесток, коварен, беспощаден. Его правление зиждилось на лжи, провокациях, насилии и казнях без суда и следствия. Любое противодействие власти неотвратимо каралось. Стремясь только к наживе, лихоимец и взяточник устанавливал непомерные сборы с населения. Судя по трудам античных историков, современникам Пилата он был известен, как циничный и жестокий тиран: «все в Иудее шептались, что он зверь и свирепое чудовище».

Столь жёсткий стиль правления римскими наместниками считался нормой для того времени. Однако политика Рима на подчиненных территориях была подчеркнуто веротерпимой, а Понтий Пилат отличался тем, что проявлял полное неуважение к религиозным традициям иудейского народа. Свою задачу прокуратор видел в том, чтобы показать, кто хозяин на Святой Земле. В стремлении «прогнуть туземцев под себя» наместник часто руководствовался не столько государственными интересами Рима, сколько обыкновенной человеческой вредностью и желанием досадить ненавистным иудеям.

  • Прямым поруганием веры местных жителей было решение Пилата украсить все общественные места знаменами с портретами императора. Ни один из его предшественников не решался на подобное, зная, что для иудеев любое изображение запрещено Законом Моисея.
  • Сильнейший конфликт с местным население разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме. Дело было в том, что недостающие на водопровод деньги Пилат приказал взять из храмовой сокровищницы (корвана).
  • Завершил он свое правление массовой резней самарян, которые пытались самовольно произвести раскопки на горе Горезин, где по их мнению пророк Моисей спрятал священные сосуды. Это было вопиющее оскорбление религиозных чувств подданных и абсолютно безжалостное уничтожение еврейского населения.

Правитель Понтий Пилат — что известно о его жизни?

Даже люди, которые далеки от основ христианской веры, слышали ту часть библейского сказания, где говорится о распятии Христа.

Известно, что вместе с ним были лишены жизни еще два простых разбойника. Однако, эта часть Священного Писания повествует нам про еще одного действующего героя.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат — личность очень загадочная, его жизнь покрыта тайнами и легендами.

Миф или реальность?

Много веков Понтия Пилата считали неким мифическим существом. О нем не было известно ровным счетом ничего, и поэтому считалось, что этот человек является собирательным библейским образом тех, кто казнил Иисуса Христа. Пожалуй, самым знаковым произведением, связанным с этой личностью, является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как известно, писатель даже хотел дать своему творению такое название. Удивительным является то, что в года, когда создавался роман, Понтия все еще считали частью легенды.

Но сам Михаил Афансьевич представлял его читателям как живого человека, причем очень точно описав черты характера.Конечно, в некоторых летописях и трактатах великих умов древности, таких как Флавия и Тацита, Понтий Пилат упоминается.

Но этого было недостаточно для ученых современности. И только в 1961 году было найдено первое реальное доказательство существования этого человека.На территории современного Израиля, там, где находился древний средиземноморский город Кесария, была найдена большая известняковая плита.

Кесария была иудейской резиденцией римского правителя, поэтому такое местоположение достопримечательности тоже вполне оправдано. Чуть позже были найдены монеты, которые чеканились по указу Понтия Пилата.

Таким образом, все сомнения в реальном существовании этого человека были опровергнуты.

Биография правителя

О жизни Пилата до того момента, как он стал править Иудеей, практически ничего неизвестно. По некоторым версиям он происходит из германского уважаемого рода. Прожил Понтий Пилат, чуть больше тридцати лет, хотя на изображениях он, чаще всего выглядит пожилым.

Понтий был солдатом, всадником. Когда начались различные восстания он сражался на стороне римлян. Позже, за боевые заслуги ему дали звание эквита и возможность взять римскую фамилию.

Но возможность выбиться в правящие верхушки у Понтия Пилата появилась, когда он женился на Клавдии Прокуле. Судя по всему, она была родственницей самого Тиберия, императора Рима.

Вот и получилось, что благодаря родственным связям у него появилась возможность стать приближенным к императорскому двору.

Новоиспеченный господин был властным и жестоким. Он не собирался мириться со строптивым населением провинции, решив подчинить народ. Действительно, несмотря на размеры, это часть Римской империи была самой проблемной.

Если предшественники пытались найти хоть какой-то компромисс, то Понтий Пилат, сразу показал, на что он способен. Вся загвоздка заключалась в том, что местное население, обращенное в христианство, не желало поклоняться императору, как богу, в соответствии с требованием.

А жестокий наместник чеканил монеты, поднимал знамена и заставлял выполнять все предписания о чествовании Тиберия.

Кстати, стоит отметить, что должность, которую занимал Пилат, называлась префект, что означало, в первую очередь контроль за порядком. Прокуратором его стали называть намного позже, подразумевая, что чиновник занимался также и гражданскими делами населения.

Иисус и Понтий Пилат

Характер этого человека был очень сложным и противоречивым. Он казнил невиновных, брал взятки, был грубым, жестоким и агрессивным.

Но при этом, ему не чужды были и положительные качества, такие как раскаяние, сострадание, прямолинейность и храбрость.

Но смерть Спасителя нужна была главе церкви, который и надоумил народ сделать из Иисуса врага. Уже на Голгофе Понтий воспользовался правом перфекта помиловать одного из преступников.

Он спросил у разъяренной толпы трижды. И все три раза они требовали освободить настоящего убийцу и мятежника.

Тогда Понтий Пилат умыл руки перед всем народом, показав, что более к смерти этого человека не имеет никакого отношения. Отсюда, кстати и пошло знаменитое высказывание.

Что было с прокуратором после казни достоверно неизвестно. Существуют версии, что он заколол себя сам, был убит и даже принял христианство.

Как бы там ни было, Понтий Пилат является неотъемлемой частью Иисуса Христа, как писал в своем романе Булгаков. А сам пятый прокуратор Иудеи вместе со своей женой причислен к лику святых.

Популярные сочинения

  • Сочинение Эгоизм — что такое Эгоизм – это такое качество личности, которое может одновременно и помогать, и мешать в жизни. Примечательно, что в русском языке слова «эгоизм» и «эгоист», как правило, носят негативную эмоциональную окраску.
  • Сочинения по творчеству Крылова Родился Крылов Иван Андреевич в феврале 1769 года. Его отец участвовал в устранении бунта при Пугачеве, но за это не был награжден никакими чинами и наградами.
  • Сочинение на тему Новогоднее чудо Зима — время волшебства и праздников. Издавна люди верили в Деда Мороза, Снегурочку, верили и в то, что у них есть помощники, с которыми они обходят дома детей и раздает подарки, пока те спят. По всему миру с каждого дома

Легенда Понтия Пилата

Библейский Понтий Пилат — воплощение малодушия. Римлянин, который хотел помешать казни невиновного бродячего проповедника, но под давлением синедриона и толпы разгневанных иудеев всё-таки отправил его на крест. Евангелие от Луки описывает это так: «Но они кричали: Расни Его! Распни! Он в третий раз сказал: Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Но «великий крик» фарисеев и левитов «превозмог», и Пилат «Иисуса предал в их волю». При этом римский префект (наместник) снял с себя ответственность за казнь пророка. Согласно Матфею, он «взял воды и умыл руки перед народом». Так Пилат продемонстрировал, что кровь — не на его руках: «Не виновен я в крови праведника сего — смотрите вы».

Часть этой истории не противоречит известным нам фактам. Действительно, Пилат, если бы он рассматривал дело Христа, вряд ли приговорил бы его к смертной казни. Вместе с Иисусом казнили ещё двоих, и вот с ними всё просто: один (Варрава) убил римского легионера, защищая свою жену от домогательств, второй (Гестас) ограбил и избил римского гражданина на дороге. Но Христос не нарушил римских законов и ничем не навредил ни единому гражданину Рима. В его стремление стать царём иудейским Пилат бы не поверил — слишком мало у проповедника было сторонников, тогда как за Римом — легионы.


Что есть истина? Иисус и Пилат, худ. Н. Н. Ге, 1890. (holytrinityutrecht.nl)

Но самое главное, что заставляет нас не доверять библейскому повествованию — Пилат вообще вряд ли судил Христа. Он утверждал приговоры тех, кто нарушил законы Рима. Иисус же обвинялся в религиозных преступлениях — попытках пересмотреть основы веры, и в том, что побил каких-то торговцев у Иерусалимского храма (мелочь для префекта!). Подобными делами занимался синедрион; римляне позволяли иудеям самим разбирать такие конфликты согласно их обычаям и традициям. Римской администрации до «ересей» и многочисленных иудейских сект дела не было, Пилата заботило другое — признание владычества империи и повиновение масс. Иисус же признавал Царя небесного, а что на земле — всё «от Бога», «кесарю — кесарево».

Есть ли ещё поводы сомневаться в евангельском рассказ о римском префекте (а других источников о причастности Пилата к казни Христа нет)? Историк Л. А. Ельницкий предлагал объяснение, почему ранние христиане могли интерполировать (то есть вставить) сюжет о Пилате в биографию Иисуса. Превратить римского префекта в одного из виновников распятия — логичный ход для евреев I в. н. э., которые Пилата ненавидели: Понтий заслужил репутацию жестокого и несправедливого чиновника, который издевался над местными традициями. История с казнью вполне соответствовала образу Пилата и подпитывала всеобщий гнев мятежных иудеев против Рима.


Средневековое изображение сцены разговора Христа и Пилата. (history.com)

Интересно, что в более поздних текстах отношение христиан к Пилату и история самого Пилата изменились — вслед за политической ситуацией. Христианство во 2−3 вв. н. э. распространилось по Римской империи, и лидеры религии начали искать примирения с властями. Если ранее Пилат описывался как враг христиан, то теперь — как друг. Во-первых, в евангельском рассказе он пытается спасти Христа, и не может лишь из слабости, виновны же во всём иудеи и синедрион (враги христианства); во-вторых, ходили слухи, будто бы Пилат так впечатлился случившимся, что позднее сам обратился в христианство или, по меньшей мере, сочувствовал ему (об этом писал Тертуллиан). Очевидно, эта история должна была подать другим язычникам империи пример — вот, мол, даже Пилат увидел во Христе истину.

С древними текстами, которые дошли до нас спустя тысячи лет после многочисленных утрат их фрагментов, редакций и просто ошибок переписчиков, часто так — они менялись и служили политическим целям тех, кто их редактировал спустя пару сотен лет после описываемых в них событий. Так что историкам приходится сомневаться в ключевых евангельских сюжетах, и история Пилата — один из таких сюжетов.


Проповедь. (malereikopie.de)

Готовый на всё

Однако отсутствие массовых волнений не сделало Пилата мягче в отношении местных жителей. Евангелие рассказывает о случае, когда по его приказу некие галилеяне были зверски убиты прямо возле иерусалимского храма, в который они принесли свои жерт­вы. Подробности этой истории неизвестны, но судя по тому, что галилеяне были самой мятежной частью непокорного народа, можно предположить, что убийство было рядовой акцией устрашения тех, кто еще не смирился перед жестокой властью Пилата.

Наконец, завершил он свое правление массовой резней самарян, которые пытались самовольно произвести раскопки на горе Горезин. Какой-то авантюрист объявил народу, будто знает место на склоне, где пророк Моисей спрятал священные сосуды. Самаряне поверили этой басне и большой толпой собрались в деревушке Тирафане. Сюда подтягивались все новые и новые участники грядущих раскопок, чтобы уже всем вместе подняться на гору. Пилат отреагировал на это событие в обычной своей манере. Посчитав, что собравшиеся затевают бунт, он выслал отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав, перебили в Тирафане множество ни в чем не повинных людей. Захваченных там же в плен знатных жителей Самарии Пилат распорядился публично казнить. После этой бессмысленной бойни даже римские власти не решились оставлять Пилата наместником в Иудее. Он был отстранен от должности и призван в Рим для разбирательства.

Поэтому разговоры о том, будто во время суда над Иисусом прокуратор якобы испугался народных волнений и пошел на поводу у толпы, выглядят малоправдоподобной версией. Там, где прокуратор считал это нужным, он был готов проливать кровь мятежных туземцев без малейших сомнений и в любом количестве.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.


Понтий Пилат и Иисус Христос

Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.


Понтий Пилат и Иисус Христос

Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.


Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьми

Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.


Вынесение смертного приговора Иисусу Христу

В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Как сложилась дальнейшая жизнь Пилата?

Начнём с того, что доподлинно известно историкам:

  • Пилат был довольно жёстким правителем. Он вводил большие налоги, провоцировал и оскорблял верования иудеев, беспощадно подавлял любые местные восстания.
  • Современники характеризуют его как жестокого и продажного самодура, устроившего немало казней без суда и следствия.
  • Иудейский царь Агриппа даже написал императору Калигуле специальное письмо, в котором описал, какие преступления совершил Пилат по его мнению: «насилие, подкуп, оскорбление веры, казни без приговора, крайняя жестокость …»
  • Примерно в 36 году римский легат Луций Вителлий отстраняет его от занимаемой должности и отсылает в Рим.

Других более или менее достоверных сведений о его судьбе не сохранилось.

Как и когда он умер

О том, как дальше жил Пилат после распятия, существует множество легенд, которые практически не имеют под собой никаких исторических свидетельств. Приведём наиболее распространённые:

  • 1 версия: записи Евсея Кесарийского. После распятия Христа Пилата стали преследовать многочисленные несчастья и, в конце концов он совершил самоубийство.
  • 2 версия: апокрифическая легенда. Пилат покончил с собой. После самоубийства тело прокуратора было сброшено в реку Тибр, однако река не приняла его. Тогда его отвезли к другой реке – Роне, но и там произошло то же самое. После чего труп Пилата был утоплен в горном озере в современной Швейцарии. Теперь на этом месте болото.
  • 3 версия: точное авторство неизвестно. Согласно этой версии, Пилат был казнён за некий проступок императором Нероном. В городе Вьене была большая пирамидальная колонна, которую довольно долго звали гробницей Понтия Пилата.

Апокрифы о Пилате

Существует множество альтернативных версий о дальнейшей судьбе префекта Иудеи. Пышным цветом все эти домыслы расцвели в первые века распространения христианства.
Согласно одной из легенд, после казни Христа Пилат сам принял христианство вместе со своей женой, Клавдией Прокулой. Имя последней известно лишь из апокрифического Евангелия от Никодима. На основании этих данных Клавдия была канонизирована Эфиопской православной церковью и отождествлена с римлянкой Клавдией, принявшей христианство и упоминавшейся в трудах апостола Павла.

Икона святой Клавдии Прокулы

Впоследствии историки предположили, что супруга прокуратора Клавдия могла быть незаконнорожденной дочерью императора Тиберия, что и определило карьеру Пилата.
Другая легенда гласит, что после казни Иисуса Пилата стали преследовать различные несчастья, его сняли с занимаемого поста. Все это принудило когда-то могущественного правителя к самоубийству. Рассказывают страшную историю о том, что тело прокуратора было утоплено сначала в Тибре, но воды реки не захотели принять самоубийцу, и выплеснули тело обратно. То же самое произошло и в другой реке, где пытались упокоить Пилата – Роне. В итоге тело было утоплено в озере, названном его именем (находилось на территории Швейцарии близ города Люцерн, теперь там болото). В настоящее время одна из гор Люцерна названа в честь Пилата, что говорит о распространенности этой легенды среди швейцарцев.

Гора Пилатусберг

Однако по другой версии, гора названа не в честь правителя Иудеи, а из-за того, что ее вершину часто обволакивают облака, образуя своеобразную «шапку».

В апокрифе «Обращение Пилата» описывается его казнь при новом префекте Иудеи. Якобы отрубленную голову прокуратора взял в руки спустившийся с небес ангел. Это знамение увидела жена Понтия Пилата Клавдия – и также испустила дух, и супругов похоронили вместе, в одной могиле.

Существует и еще одна апокрифическая версия казни Пилата – уже как христианина, при императоре Нероне, в 64 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector