Всеволод чаплин

Национальный вопрос

Некоторые люди сегодня утверждают даже, что на самом деле Чаплин исповедует иудаизм. В Сети это убеждение распространяют некоторые радикальные группы, утверждающие также, что Чаплин Всеволод Анатольевич – еврей. Однако не стоит доверять этой «сенсационной» новости. Прямых доказательств и подтверждений тому, что Всеволод Чаплин – еврей, нет. Его семья принадлежала к советской интеллигенции, была близка к научному миру, что может создавать предпосылки для того, чтобы задаться вопросом о ее национальной идентичности, поскольку процент евреев в советской и российской интеллигенции традиционно высок. Но все-таки прямое утверждение этого факта как реального можно считать домыслом. Сам Всеволод Чаплин национальность свою не обсуждает. Правда, от принадлежности к евреям он категорически открестился, хотя и отзывается об этом народе с теплотой и любовью.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность – это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют – несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога – украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы – бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, – благостное дело.

Публикации

статьи
  • Светильник веры и любви (преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере) // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 1. — С. 48-52.
  • Святитель, миссионер, мученик (к прославлению в лике святых епископа Моравского и Силезского Горазда) // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 8. — С. 63-65.
  • Издательское дело в Румынской Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 11. — С. 56-57.
  • Духовные и парламентские лидеры: диалог во имя будущего // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 2. — С. 47-48.
  • Кировская епархия // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 2. — С. 32.
  • Буддисты и христиане — за общий мирный дом // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 3. — С. 50-52.
  • Церковь и благотворительность (размышления в начале пути) // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 6. — С. 42-44. Ключевые слова: миротворчество (церковно-общественный отдел)
  • В поисках взаимопонимания // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 7. — С. 57-58. (в соавторстве с М. Воскресенским)
  • Новые формы общения — в действие // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 8. — С. 49-50.
  • Воспитать добро // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 11. — С. 41-42.
  • Встречи на выставке // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 4. — С. 52-54.
  • Молитва и богословский диалог // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 4. — С. 61-62.
  • Торжества в обители аввы Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 10. — С. 12-14 (в соавторстве с А. Булековым).
  • Экуменическая молитва в Москве // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 12. — С. 65.
  • Катехизация через богослужение: неиспользованные возможности. Гл. в сокращении из рукописи: Под сенью Креста // Церковь и время. — 1991. — № 1. — С. 77-79.
  • За здоровый образ жизни // Журнал Московской Патриархии. — 1991. — № 3. — С. 60-61.
  • Церковь и мир в решениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1995. — № 5. — С. 9-12.
  • Ради мира в Церкви и обществе // Журнал Московской Патриархии. — 1997. — № 12. — С. 58-61.
  • Русская Церковь и новая Европа. РПЦ и совр. общеевропейские процессы — политические, религиозные, культурные // Церковь и время. — 1999. — № 2 (09). — С. 89-102.
  • Нравственность в Церкви и вне её: Православный взгляд в условиях меняющегося общества // Церковь и время. — 2000. — № 3 (12). — С. 87-100.
  • Церковь, государство и политический процесс в современной России (1988 — весна 2000 г.) // Исторический вестник. — 2000. — № 7 (11). — С. 23-43.
книги

Под псевдонимом «Арон Шемайер»

Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер. В 1998 году написал повесть «Первая схватка». Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net». На конвенте писателей-фантастов «» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике» (вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»). Чаплин откровенно ответил на вопросы журналиста о своем литературном увлечении и в частности о выборе псевдонима:

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность –положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

«В ПНИ приедет отец Всеволод Чаплин»

Мария Божович

— Совершенно случайно мне есть что вспомнить про новопреставленного о. Всеволода Чаплина. То, чего никто не знает. 

Я брала интервью в психоневрологическом интернате для одного проекта, который, кажется, так никогда и не появился на свет. Записывали монологи постояльцев ПНИ. И один симпатичный дяденька, запертый в ПНИ уже не первый десяток лет, — лирик, физик, метафизик, верующий во Всемирный Разум, он же Бог, — читал мне свои стихи про космос. И заодно поведал, что дружит с о. Всеволодом Чаплиным. Я как-то не обратила на это внимания.

А потом директор ПНИ рассказал, что однажды этот же самый постоялец, дядя Володя, торжественно объявил: «В пятницу приедет о. Всеволод Чаплин меня причащать». «Ну все, – подумал директор, – обострение. Надо усилить терапию». А в пятницу выходит вечером в холл — и кого видит?

Пусть тем и будет помянут о. Всеволод, что не пожалел времени и приехал к бедному, всеми забытому насельнику ПНИ.

Ответы миру сему

Ответов на вызовы мира потребления — два. Один — по пути которого пошли западные христиане.

-Послушали призывов мудрых людей, которые говорили: «Будьте потише, не вылезайте. Цитируйте из Евангелия только то, что приемлемо. Говорите о социальной работе, о заботе о бедных. Цитируйте те места из Евангелии, где говорится о прощении, и не цитируйте те, в которых говорится о покаянии. Цитируйте о милосердии и не цитируйте то, где Христос говорит о Себе как о единственной дороге к Богу».

По замечанию священника, христиан, пошедших по такому пути, постепенно вытеснили во внутреннюю церковную жизнь и общественную работу без права проповеди; этих христиан обязывают  венчать однополые браки и им запрещают увольнять священников-атеистов.

-Это путь, на котором тебя будут все больше и больше ограничивать. Ты будешь соглашаться, чтобы сохранить хотя бы что-то. Потом отнимут и это что-то и медленно задушат.

Второй путь не чужд многим православным людям в России. Заткнуться. Отгородиться. Поставить стену, запереть двери. Это путь быстрой смерти, потому что обычно он работает в рамках одного поколения. Следующее поколение людей, которые ушли в такое замкнутое пространство, как правило, бунтуют против родителей не без подсказки извне. По этому поводу однажды очень хорошо сказал Святейший Патриарх Кирилл: если ты ушел в замкнутое пространство и закрыл за собой дверь, кто-то другой потом может на эту дверь снаружи навесить замочек. Это очень легко сделать в современном обществе и государстве, в котором уже есть методы контроля, в том числе и электронного. Если ты ушел, тебя огородят и ни к кому не подпустят.

Это путь нехристианский. Христианство — это путь проповеди всем людям. Апостольская община не была замкнутой и никакая христианская община не может быть замкнутой, несмотря на гонения. Даже отшельники изменяли мир своим способом — молитвой.

Путь добровольного соглашательства с теми силами, которые призывают нас замолчать и путь самоизоляции — это очень плохие, нехристианские пути в никуда, к медленному самоубийству христианской миссии в мире.

Об общении

Я чиновник, и в основном общаюсь по чиновничьим делам

— Однажды Вы сказали про Владислава Суркова, что это очень яркий, креативный человек, и Вам приятно с ним общаться. Мне кажется, что вы внутренне с ним очень похожи. Расскажите, пожалуйста, про Ваши отношения с Сурковым. Вы дружите, общаетесь?

— Отношений особых нет. К сожалению, после его ухода из правительства мы почти не общались. Я ему после этого позвонил буквально один раз, и мне немного стыдно, надо позвонить еще. Я чиновник, и в основном мы общались по чиновничьим делам. Чиновничья жизнь составляет 90% моего времени, кроме сна. Даже когда я принимаю пищу, я обычно читаю материалы СМИ или какие-то документы. Но, конечно, общаться надо — и с Сурковым, и с другими людьми. Просто так, вне «дела».

11 самых скандальных высказываний Всеволода Чаплина

«Убивать большевиков»

«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков. Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть».

«О Моцарте»

«Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи».

«О православном дресс-коде»

«Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)».Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить».

«О химере научного мировоззрения»

«Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения. На твердые факты могут опираться лишь естественные науки в некоторых своих аспектах, а также в известной степени история. В то же самое время наука не может со стопроцентной фактологической убедительностью объяснить происхождение мира. Она теряется в догадках относительно важнейших элементов устройства Вселенной».

«О подарках Святейшему»

«Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».

«О Борисе Березовском»

«Он (Борис Березовский — «МК») может создать партию антихриста и даже баллотироваться на этот пост. Полагаю, что его дела и слова, если посмотреть на них с позиций христианской нравственности, дают на это прекрасные шансы. Даже нынешние его рассуждения вполне созвучны многим пророчествам, описывающим апокалиптического Зверя».

«О Домострое»

«»Домострой» — это очень достойный памятник нашей христианской мысли. Его пытались опорочить в разных антирелигиозных и политических текстах в советское время. Иногда пытаются опорочить и в постсоветское. Но это потрясающий учебник жизни».

«О семье»

«Нужно изменять отношение общества к тому, как должна строиться жизнь семьи. Те, кто планируют семью как маленькую, те, кто подталкивают людей к планированию минимальной семьи, это, на самом деле, убийцы народа».«Когда под названием «планирование семьи» подразумевается либо контрацепция, либо идея «чайлдфри», либо какой-нибудь однополый «брак», это все культ смерти. Все эти презервативы, все эти средства для того, чтобы сделать семью маленькой, — это признаки общественного самоубийства».

«О сетях быстрого питания»

«А что такого? Ничего страшного в этом не вижу. Я не вижу в этом никакого греха. Сейчас в этой сети (McDonald’s) есть постные продукты. В сети Burger King есть постные бургеры, состав которых мы в свое время изучали и по поводу которых писали письмо в эту сеть, поддерживая появление такого продукта».

«Об идеалах Святой Руси, халифате, СССР»

«Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».

«О смертной казни»

«Лучше обходиться без смертной казни, но бывают ситуации, когда угрозы обществу слишком сильны и оно может защищать себя, в том числе таким образом».

О духовных учителях

В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к отцу Александру Меню, и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко

— Чего в принципе нельзя было представить в тусовке 80-х? К примеру, могли звучать, как иногда сейчас, положительные отзывы о Сталине?..

— Сталина не любил почти никто — так же как и советскую власть. Конечно, были отдельные сталинисты. Были люди, которые являлись ультрапатриотами Российской империи. Даже были люди, которые Сталина считали слишком мягким, считали, что нужно было развязать войну с Западом и к 1946 году уничтожить Соединенные Штаты и установить глобальную российскую диктатуру.

Но большинство были демократами и мечтали о том, что приедет добрый дядя Сэм и устроит здесь капиталистический рай. Все, конечно, слушали западную музыку. Очень многие на этой волне становились католиками и протестантами. Скорее католиками, потому что российские протестанты — баптисты и пятидесятники — в то время были абсолютно советскими по стилю жизни людьми, этот стиль жизни привлекал меньше, а к католицизму многие приходили именно исходя из стихийного западничества, некоторой не только советофобии, но и русофобии. Собственно говоря, именно поэтому многие и уехали из страны.

В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к отцу Александру Меню и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко. К отцу Димитрию я ездил с 1983 года. С отцом Александром Менем я был знаком меньше, но многих его духовных чад знал очень хорошо еще с начала восьмидесятых годов.

Конечно, это были разные полюса притяжения. Отец Димитрий был монархистом и российским патриотом. Отец Александр Мень больше ориентировался на западный опыт. Хотя я не представляю себе отца Александра сбежавшим в Европу и жившим там спокойной и тихой жизнью. Это был совершенно другой человек — по-пастырски, по-христиански способный вдохновить своей энергией, своим умением отдавать всего себя ради проповеди.

Отец Димитрий Дудко был более спокойным человеком, хотя он тоже внутренне был очень динамичным и заводным. Беседы, которые он проводил по воскресеньям у себя при храме в маленькой комнатке, собирали человек по сто. Люди очень плотно набивались на стоявшие там лавки, кто-то слушал стоя. Беседы могли длиться часа три-четыре, а то и больше, и заканчивались краткой молитвой. Люди все вместе пели несколько песнопений, и произносилась сугубая ектения. Нечто подобное мы сейчас пытаемся воспроизводить на нашем приходе. Еще одна беседа проводилась в один из рабочих дней вечером дома у кого-то из духовных чад отца Димитрия — это были такие полуподпольные собрания, на которые приходили человек тридцать-сорок, а иногда и больше.

У отца Александра Меня все-таки собраний было меньше. Было больше индивидуального общения и закрытых встреч, на которые собиралось человек десять-двадцать, вряд ли больше.

Иеромонах Никон (Белавенец), Юрий Шубин, протоиерей Всеволод Чаплин, Федор Шелов-Коведяев, игумен Афанасий (Селичев). На выставке памяти о. Александра Меня в Семхозе

Краткая биография Всеволода Чаплина

Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве в далеко не религиозной семье. Его отцом был советский ученый, профессор Анатолий Федорович Чаплин.

В 1990 году Всеволод окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 году — Московскую духовную академию. Был кандидатом богословия.

21 апреля 1991 года был рукоположен в сан диакона, 7 января 1992 года — в сан пресвитера.

В 1985-1990 годах являлся сотрудником Издательского отдела Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП).

С 1990 по 2009 год работал в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ МП. Возглавлял секретариат ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 годах был заместителем председателя ОВЦС. В 1999 году был возведен в сан протоиерея.

С 2009 года был настоятелем храма святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе Москвы.

С 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года был председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ Московского патриархата.

До 2016 года входил в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Входил в президиум Общественной палаты Союзного государства, а также Консультативный совет ОБСЕ по вопросам свободы религии или убеждений.

Состоял в Союзе писателей России. Являлся действительным членом Академии российской словесности.

Отмечен церковными орденами св. блгв. кн. Даниила Московского III степени (1996); свт. Иннокентия Московского II степени (2005); св. блгв. кн. Даниила Московского II степени (2010); прп. Сергия Радонежского III степени (2013), а также рядом светских наград: орденом Дружбы, орденом Российского Императорского дома св. Анны II степени и другими.

Он  вел программы на телеканалах Мир, Союз, Спас, радио Русская служба новостей и Комсомольская правда, публиковался в газете Русь Державная.

Трансгуманизм и вечная жизнь

Современный же мир, напомнил священник, живет, планируя на тысячелетия вперед, собирая себе сокровища и постоянно продлевая жизнь.

— Оттуда и все эти технологии — стволовые клетки, трансгуманизм, то есть разговоры о том, что можно будет омывать заменителем крови, подключать к компьютеру, компьютер будет заменять нам тело, и так можно будет жить очень долго, а потом можно будет пересаживать мозг из одного тела в другое, специально выращенное… Если мозг все равно будет стареть — а он будет стареть, то будут появляться компьютерные программы, которые заменят любого из нас, потому что на них будут переписаны наши переживания, мысли и жизненный опыт. Таким образом мир будет превращаться из мира людей в мир полу людей и как-бы-людей.

Фантастическая картина была доведена до предела предположением о том, что в этом трансгуманистическом мире будут даже люди, существующие в виде файлов. Потому что на тело у них не будет хватать средств. Сегодня нам это кажется бредом, подчеркнул отец Всеволод, но разработки-то ведутся. А все потому, что:

— Люди хотят жить вечно. Не на небе, куда их призывает Господь, а на земле. Причем иметь при этом максимум комфорта и максимум материальных благ. В условиях такого мира евангельское послание — это новшество, обращенное к миру послание, которое говорит: «Вы зря живете. Вы неправильно выстроили свои цели». В той же Нагорной проповеди, 6 главе Евангелия от Матфея, Господь говорит: «Отец ваш Небесный лучше вас знает, что вам нужно».

-И значит, мы отрицаем смысл жизни огромного количества людей, которые, в отличие от нас, обладают огромными деньгами, властью, средствами и ресурсами и очень громкими голосами, — констатирует отец Всеволод.

О смерти

Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного

— В одном из своих выступлений перед Пасхой Вы сказали аудитории: «Вот когда я буду гореть в аду, а вы, скорее всего, будете в другом, лучшем месте, то…» Главное во фразе было не про ад и рай, но поразили и тронули меня именно эти слова. Отец Всеволод, почему именно ад?..

— Псой Короленко об этом же поет перед аудиторией молодежных клубов, и его слушают. Собственно, человек обречен на ад, у него нет оснований считать, что его Господь помилует, потому что у него есть заслуги или потому что он такой умный и талантливый. Только упованием на силу Божию мы можем надеяться на то, что участь, которая по-настоящему должна бы нас ожидать, будет как-то изменена.

— Вы часто думаете о смерти?

— Конечно, да. Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного.

Блог и скандалы

Всеволод Чаплин регулярно выступал на телевидении и на радио. На телеканале «Союз» священник вел программу «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей» – «Час доверия», на радиостанциях «Радонеж» и «Голос России» – передачу «О главном»

В 2003 году в прессе были опубликовано интервью, в котором протоиерей выступал в защиту верующих, разгромивших выставку «Осторожно, религия», прошедшую в музее им. Сахарова

На экспозиции были представлены картины, инсталляции и фото, оскорбляющие чувства верующих.

Консервативность отца Всеволода проявилась в призывах к москвичам игнорировать выступление американской певицы Мадонны, которое проходило в Москве в 2006 году, так как в шоу использовалась христианская символика в кощунственных сценах.

В 2010 году Всеволод Чаплин призывал ввести в программу общеобразовательной школы предмет «Основы православной культуры» и заменить им «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность встретила призыв клирика РПЦ негативно. В этом же году протоиерей высказался по поводу внешнего вида российских женщин, который часто вызывает сексуальную агрессию у мужчин. Чаплин предложил выработать общероссийский дресс-код, но дальше петиции дело не пошло.

В 2012 году после скандала, произошедшего в храме Христа Спасителя с участием женской группы Pussy Riot, отец Всеволод призвал общество дать правильную правовую оценку хамскому поведению феминисток. В этом же году от Чаплина поступило предложение о создании христианской политической партии, которая сможет полноценно участвовать в политической жизни страны.

Священник РПЦ также выступал против эволюционной теории Дарвина, называя ее гипотезой, против эвтаназии, абортов и гомосексуальных браков.

К 2015 году отношения протоиерея и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Всеволод Чаплин вступил в полемику с руководителем церкви по поводу проводимого диалога с властью. Свои высказывания протоиерей озвучивал на официальном сайте РПЦ и на личной страничке в ЖЖ. Чаплин также в открытую критиковал нежелание Патриарха решать многие вопросы коллегиально.

По словам протоиерея, РПЦ не должна заискивать ни перед представителями правительства, ни перед общественностью и при необходимости должна твердо отстаивать свою точку зрения. В августе Всеволод Чаплин призвал коррумпированную политическую элиту освободить место для верующих политических и экономических лидеров. В результате в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью прекратил работу, а Всеволод Анатольевич был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела Священный Синод объяснил оптимизацией неэффективно работающих отделов.

В 2016 году Всеволода Чаплина исключают из состава Межсоборного присутствия, после чего в ЖЖ «Православная политика» появляется высказывание протоиерея о Патриархе Кирилле как о еретике. В феврале 2017 года выходит книга отца Всеволода «Вера и жизнь», в которой священник описывает факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ. Весной в передаче на радио «Эхо Москвы» Чаплин положительно высказался о Сталине, назвав диктатора «Невольным Божиим слугой», через которого многие коммунисты получили наказание.

В июне 2017 года на программе «Пусть говорят», в которой речь шла об Илоне Новоселовой, участнице «Битвы экстрасенсов», и ее трагической кончине, Всеволода Чаплина выдворили из студии. До начала эфира священника пригласили прокомментировать ситуацию вокруг самоубийства девушки, но родственники, узнав об участии представителя РПЦ в эфире, попросили не пускать его в студию.

В 2017 году в интернете и прессе шло активное обсуждение новости, связанной с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Всеволод Чаплин разместил на видеохостинге YouTube обращение к гражданам России с призывом требовать запрета на показ данного фильма, который является «плевком в нашу историю» и оскверняет память царя-мученика Николая II.

Переломное время тоталерантности

Чтобы задать тон встрече, отец Всеволод начал говорить о положении верующих в сегодняшнем обществе.

-Многие говорят, что нас стало слишком много и мы стали слишком активными. На самом деле, мне кажется, что время, в котором мы живем, — переломное для России и для мирового христианства, потому что слишком многие христиане в мире изменили себе. И может быть, от нас сегодняшних, христиан православной цивилизации, зависит, смогут ли христиане в мире не пойти по тому пути приспособленчества, по которому пошли христиане на Западе.

Впрочем, на критике западного христианства отец Всеволод не стал останавливаться, перейдя к обсуждению проблемы «тоталерантности», столь типичной уже для западного христианского в своей основе мира и становящейся все более актуальной и в России.

-Толерантность и политкорректность становятся тоталитарными, — признал отец Всеволод. — В некоторых странах и даже христианских общинах бывает сложно публично сказать, что ты, например, против того или иного сексуального извращения и ты готов процитировать Библию так, как она о нем говорит. Это означает вычеркивание тебя из жизни — общественной или даже жизни христианской общины.

Отец Всеволод процитировал своего постоянного собеседника-оппонента, германского профессора Бертца, исследователя в области социальной доктрины Католической и Православной церквей: «Вам раньше было просто — вас просто мучили и убивали. Это можно было пережить. Но когда ваш враг влезет к вам в подкорку — мы посмотрим, что у вас получится. Через пятьдесят лет вы будете, как мы».

-Недавно мы читали 6 главу Евангелия от Матфея, и я понял, что нам будет очень-очень непросто, если мы попытаемся эту главу, это послание в современной жизни вновь ясно повторить, не приспосабливая Евангелие и не приспосабливаясь самим к современному обществу. И будет еще более непросто, если мы попытаемся по этому посланию жить. Нагорная проповедь Господа Иисуса ясно говорит, что недостаточно для спасения быть просто хорошим человеком с точки зрения морали обывательского общества. Недостаточно соблюдать заповеди Моисеева закона с четвертой по десятую, как иногда внушают люди, по сути являющиеся неверующими, но учащие нас христианству — Господь призывает нас к тому, чтобы исключить самую мысль о грехе, и именно это объявляет императивом и нормой. Господь говорит нам, что не нужно заботиться о земном вообще, не нужно получать от людей даже морального удовлетворения, как получает его тот, кто постится или молится напоказ. И он же нам говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие Небесное».

Праведность книжников и фарисеев отец Всеволод ставит очень высоко. С его точки зрения — это вершина светской морали.

-Праведность книжников и фарисеев — это самый высокий стандарт нравственного авторитета, который есть в окружающем нас обществе. Это такие светочи, как Сахаров и Солженицын. Это гражданская святость. Это ситуация, в которой человек умный, активный имеет гражданскую позицию за которую его уважают и он принимает это уважение. Как только он принимает уважение, он уже получает награду свою. А мы не можем себе этого позволить.

Кончился ли век христиан?

Из зала посетовали, что к Русской Православной Церкви предъявляется множество претензий, христианин должен молчать и каяться во всем и перед всеми, тогда как критиковать мусульман и иудеев фактически запрещено.

-Острие атаки против религиозной общины зависит не от того, православная это община или нет, а о от того, какая община самая сильная в той или иной стране, — поспешил успокоить отец Всеволод вопрощающего. — В Израиле антиклерикалы борются с ортодоксальными формами иудаизма: харедим, хасиды, те, кто ведут религиозный образ жизни, и ненависть зашкаливает за все крайние значения. В исламских странах, думаю, борются с радикальными формами ислама. У нас борются с Православием.

Во всем мире господствующая церковь — это враг. Потому что именно эта традиция говорит от имени твоей собственной христианской совести. Ее наличие обличает тебя в том, что ты не прав.

К концу встречи гость был приглашен к дискуссии. В зале присутствовал неверующий молодой человек, обвинивший священника в том, что Церковь в его лице занимается тем, что, ни много ни мало, убивает людей.

-Легко! — обрадовался отец Всеволод. — Я сжег Галилео Галилея.

Но поскольку он понял, что реплика была подана в гротескной форме, тут же перешел к серьезному тону.

-Не должна Церковь в полноте своей принуждать к вере при помощи силы. Миряне должны, естественно, отвечать силой на зло, тем более, если они действуют от лица государства. Не может полицейский быть пацифистом, так же, как православная общественность не должна молчать, где поругаются святыни. Но Церковь не должна навязывать веру в обществе при помощи силы. Она должна и может убеждать. Но человека, который верить не хочет, она заставлять не должна.

Собеседник, между тем, хотел дискуссии и заявил, что мир монополии христиан кончился во время Великой Французской революции. Мир политических монополий тоже закончился, заметил отец Всеволод почти примирительно.

-Теперь это и наш мир тоже.

Оппонент не успокаивался. В качестве доказательства завершения христианской эпохи он привел следующий аргумент: научных открытий в секулярном мире сделано больше, чем в христианские средние века.

-И больше было пролито крови, — добавил отец Всеволод. — В Средние века был сформирован современный человек. Многие научные открытия были сделаны ДО великой Французской революции. А крови после нее было пролито больше. Уж не знаю, можно ли считать это достижением.

«Надо держаться, держитесь и вы»

Священник Илья Соловьев

— Неожиданная скорбная весть пришла сегодня: в половине пятого вечера прямо около храма св. Феодора Студита, настоятелем которого он был, скончался о. Всеволод Чаплин. Ему только недавно исполнилось 50 лет…

Я знал о. Всеволода еще со времени нашей совместной работы в Отделе внешних церковных связей. Помню, как молодой диакон в «модном» подряснике едва ли не в открытую курил в отделовской уборной.

— Кто это? Как это он так? — спросил я у своего знакомого.

— Оооо! Это — диакон Всеволод Чаплин. Ему многое позволяют.

Потом состоялось наше более близкое знакомство. О. Всеволод был настроен в то время достаточно либерально. Иногда он был очень резким в суждениях. При этом он был человеком очень знающим, разбиравшимся отнюдь только не в сугубо церковных вопросах, но и в иных областях — в общей истории, политике, праве.

О. Всеволод был не только однофамильцем нашего покойного настоятеля — протоиерея Валентина Чаплина, но и его другом. В качестве друга он посещал наше Крутицкое подворье. Бывал у него дома и я.

После отрешения его от всех его высоких должностей он несколько изменился, как говорили, стал называть себя консерватором. Он по-прежнему выступал публично, хотя с отрешением его от власти к его словам прислушивались лишь немногие.

Одна из последних наших встреч состоялась на отпевании о. Валентина Чаплина в храме на кладбище в Ракитках. Меня тогда очень порадовало, что он пришел. Некоторые присутствующие в алтаре клирики за его спиной кривились в недоброжелательной улыбке. Теперь это стало можно.

— Как Вы? — спросил он меня улыбаясь.

— Теперь лучше. Теперь всем легче, — ответил я, посматривая на стоящих вокруг пресвитеров. О. Всеволод понял, какие перемены в жизни Московской городской епархии я имел ввиду.

В последний раз мы общались с о. Всеволодом на Епархиальном собрании города Москвы, где было сделано фото, помещенное мной недавно в Facebook. За это некоторые меня укоряли. И совершенно напрасно.

— Вы работаете в такси? — спросил меня о. Всеволод.

— Да, но Вы ведь понимаете что толкнуло меня на это.

— Надо держаться, — сказал со вздохом о. Всеволод, — держитесь и Вы.

И далее в разговоре он высказал свое мнение в отношении моего поступка и в отношении современной церковной жизни. Он был откровенен со мной и мне это тоже было очень приятно.

Неожиданная кончина о. Всеволода взволновала и огорчила меня. Царство ему Небесное и вечный покой!

[править] Примечания

  1. Гашков, Игорь Фантастическое признание протоиерея Чаплина. Независимая газета.
  2. http://www.newizv.ru/news/2007-07-26/73422/
  3. http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=124554
  4. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/508711/cat/42/
  5. http://www.kommersant.ru/doc/695421
  6. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=38771
  7. http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1076
  8. http://www.bbc.com/russian/news/2015/10/151006_syria_christians_holy_war
  9. https://lenta.ru/news/2017/07/03/mmmatilda/
  10. http://hitech.tomsk.ru/newsinternet/13425-russkaja-pravoslavnaja-cerkov-prizyvaet-borotsja.html
  11. http://www.business-gazeta.ru/article/122025/
  12. https://www.mk.ru/social/2019/02/22/vsevolod-chaplin-vyskazalsya-protiv-zapreta-pravoslavnykh-ikonanime.html
  13. http://www.ng.ru/people/2015-02-18/6_chaplin.html
  14. https://snob.ru/profile/26107
  15. https://oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/253
  16. https://diak-kuraev.livejournal.com/1054196.html
  17. http://www.ovco.org/2013/07/4642
  18. https://snob.ru/selected/entry/102638?rp=lj
  19. Бывший спикер РПЦ Чаплин утверждает, что ему «перекрыли доступ» к СМИ
  20. http://lenta.ru/news/2015/12/25/chaplin_media/
  21. http://pravoslav-pol.livejournal.com/46094.html
  22. https://ura.news/news/1052416376
  23. Где чаплинский архив?
  24. Сообщение Interfax
  25. Умер протоиерей Всеволод Чаплин
  26. Всеволод Чаплин умер прямо у дверей храма, где был настоятелем
  27. Всеволод Чаплин похоронен на Троекуровском кладбище — Новости — Общество — Коммерсантъ
  28. На похоронах Всеволода Чаплина полковник Квачков сказал речь — МК
  29. https://t.me/rufuturism/17956
  30. https://t.me/rufuturism/17957
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector