Избиение младенцев: христианская легенда или исторический факт?

Питер Брейгель. Избиение младенцев. | Волшебная сила искусства

            Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа.

        Это событие — проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

          В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Деревня оцеплена, бежать некуда. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего.

       Поэтому неслучайно в этой картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню».

            В своей книге о жизни знаменитых нидерландских художников Карель ван Мандер на рубеже XVI–XVII веков так написал об этой картине: «На ней показано, как крестьянская семья молит о пощаде кровожадного солдата, готового убить вырванного у них ребёнка, или как мать лишается чувств от отчаяния, и другие такие же очень живо воспроизведённые сцены».

            Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАРТИНУ В ДЕТАЛЯХ.

             На картине «Избиение младенцев» ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты герцога Альбы. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.     

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.         Повсеместно  на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться — вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель

       У кого-то воин уже забрал дитя

                  А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома — для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина…
Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается…

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии,

она  пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом

Мать горюет над убитым ребенком…

    Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам — им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?

  • Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты,  заступиться за простолюдинов
  • На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воиномРодителей запугивают собакойПо указке рыцарей люди выламывают двери и лезут в окна.
  • Здесь, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет — он как раз только что вошел в дом.

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках материЦентральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают    За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды — Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами

Тут тоже важна одна особенность — обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня..Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель  сравнивает с Иродом. 

        У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств,  из-под домашних птиц видны ручки убитых.

 Источники.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-izbienie-mladencev/

http://cheger.livejournal.com/512017.html

http://smallbay.ru/article/bruegel13.html

http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0024.shtml

Праздник

Поминовение бойни Святого Невинный, традиционно считаются первыми христианскими мучениками , если по незнанию так, сначала появляется как праздник западной церкви в львиной Sacramentary , датируемые около 485. Самых ранних празднований были связаны с праздником Богоявление , 6 января: Пруденций упоминает Невинных в своем гимне к Богоявлению. Лев в своих проповедях на Крещение говорит о Невинных. Фульгентий из Ruspe (6 век) дает проповедь De Epiphania, deque Innocentum nece et muneribus magorum («О Богоявлении и об убийстве младенцев и дарах волхвов»).

Сегодня день святых невиновных , также называемый праздником святых невиновных или младенцами, или детской мессой , меняется. Это 27 декабря для западносирийцев ( Сирийская православная церковь , Сиро-Маланкарская католическая церковь и Маронитская церковь ) и 10 января для восточно-сирийцев ( халдеи и сиро-малабарская католическая церковь ), а 28 декабря — дата в Англиканской церкви ( фестиваль ), то лютеранская церковь и римский обряд в католической церкви . В этих последних западных христианских конфессий, Избиение младенцев является четвертый день в святки . Восточная православная церковь отмечает праздник 29 декабря.

Со времен Карла Великого , Sicarius Вифлеема почитался в Brantôme, Дордонь в качестве одного из подразумеваемого жертв бойни.

В Римском обряде Кодекс Рубрик 1960 года предписывал использование красных облачений для мучеников вместо фиолетовых облачений, ранее предписанных в праздник Святых Невинных. Праздник продолжал превосходить воскресенье в Октаве Рождества до тех пор, пока motu proprio Mysterii Paschalis 1969 года не заменили это воскресенье праздником Святого Семейства .

В средние века , особенно к северу от Альп , этот день был фестивалем инверсии, включающим смену ролей между детьми и взрослыми, такими как учителя и священники, с мальчиками-епископами, председательствовавшими на некоторых церковных службах. Бонни Блэкберн и Леофранк Холфорд-Стревенс предполагают, что это была христианизированная версия римского ежегодного праздника Сатурналий (когда даже рабы играли «хозяевами» в течение дня). В некоторых регионах, таких как средневековая Англия и Франция, было сказано, что это был неудачный день, когда не следовало начинать новый проект.

Существовал средневековый обычай воздерживаться по возможности от работы в день недели, на который выпадал праздник «День невинных», в течение всего следующего года до следующего Дня невиновных. Филипп де Коммин , министр короля Франции Людовика XI, рассказывает в своих мемуарах, как король соблюдал этот обычай, и описывает трепет, который он испытывал, когда ему приходилось сообщать королю о чрезвычайной ситуации в тот день.

В Испании , латиноамериканской Америке и на Филиппинах 28 декабря по-прежнему остается днем ​​для розыгрышей , во многих странах . Шалости ( брома ) также известны как иносентады, а их жертвы — иноценты ; в качестве альтернативы, шутники — это «inocentes», и жертвы не должны злиться на них, поскольку они не могли совершить никакого греха . Одна из самых известных из этих традиций — ежегодный фестиваль « Эльс Энфаринатс » в Иби в Алаканте , где иносентады одеваются в полную военную форму и разжигают мучительную борьбу.

В Тринидаде и Тобаго дети католиков благословляют свои игрушки на мессе.

Святые мученики младенцы Вифлеемские. Смысл страданий

Впервые эпизод с избиениями младенцев был описан апостолом Матфеем в Евангелии. Когда впервые знакомишься с этой новозаветной историей, сразу охватывает какой-то страх и ужас. И невольно возникает вопрос о смысле страданий и смерти Вифлеемских младенцев.

Перед Богом никакие страдания не остаются бессмысленными. Об этом говорится и в многочисленных свидетельствах, описанных в Священном Писании. Об этом говорят жизни людей, пострадавших в этом мире по разным причинам, приведенные в пример в этой книге. Не всегда понятен промысел Божий о человеке и мире. Невозможно осознать и увидеть сразу в один миг, что все направлено на благо всего мироздания.

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Священное Писание

Иак., 53 зач., II, 14-26

14 Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Мк., 48 зач., X, 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Происхождение

Фразеологизм «избиение младенцев» появился благодаря евангельской легенде. В этом библейском рассказе идёт речь об иудейском царе Ироде, который испугался потерять власть и приказал жрецам найти новорожденного Иисуса. Именно этому мальчику пророчили стать новым государем. Волхвы должны были прийти к нему для поклонения, а затем доложить Ироду о нахождении младенца. Но жрецы ослушались царя и не стали ему рассказывать, где находился Иисус.

Разгневанный властитель, оставшись с носом, приказал умертвить всех вифлеемских новорождённых. Под словом «избиение» подразумевалось тогда именно убийство, а вот в наше время эти слова имеют разный смысл.

Таким образом, первоначальное значение фразеологизма «избиение младенцев» — это антигуманное отношение к детям. Вскоре круг лиц, подверженных жестокости, расширился. Фразеологизм стал означать антигуманность по отношению ко всем беззащитным людям.

В связи с развитием общества и уменьшением насилия в мире фразеологизм принял более мягкий оттенок значения (лёгкая победа).

Очень рождественское искусство: Избиение младенцев

Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством — Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика «омерзительное искусствоведение».

Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем…).Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий — от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря — волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается.

Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты «вифлеемской звездой», как нас учит великая Википедия.

Рогир ван дер Вейден, «Бладелинский триптих», правая створка. 1450-е

Волхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу — судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.

Сассетта. «Путешествие волхвов», 1430-е

Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще «святою» и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: «не ходите больше к Ироду, не надо», к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.

Джеймс Тиссо. «Волхвы в доме Ирода», 1880-е

Он ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.

Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название «Избиение младенцев», то дальше его не подписываю в иллюстрациях.

И приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.

Николя Пуссен, 17 век

В искусстве

«Избиение младенцев» Гвидо Рени (1611—1612), Национальная пинакотека Болоньи

«Coventry Carol» — английская рождественская песня (кэрол) XVI века традиционно исполнялась как часть библейской мистерии. Песня составлена в виде колыбельной, которую поют матери обречённым детям.

В изобразительном искусстве

«Избиение младенцев» Даниэле да Вольтерра (1557), Уффици.

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Эта мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).. Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем

Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

Вифлеемские младенцы

В период попразднства Рождества совершается память 14 000 Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода Великого (Мф. 2:16–18). Дети, злой волей царя «восхищенные из объятий матерних» (стихира на «Господи, воззвах»), буквально стали мучениками за Христа, так как именно жизнь этого Младенца хотел забрать «пребеззаконный» и «лютый детоубийца». Канон говорит о них как об участниках Рождества: «Сверстницы дети страдальцы Христова воплощения» (песнь 6), «пречистому Твоему Рождеству, Христе Боже, первая жертвы бысть младенцы» (песнь 9). Гимнографы, обличая злобу Ирода, в то же время утешают плачущую Рахиль (как собирательный образ всех матерей, у которых забрали младенцев) тем, что невинно убитые дети упокоены в Царстве Божием: «не плачи, Рахиль, чад, поминающе недра Авраамовы» (стихиры на хвалитех).

«Омен»

The Omen, 1976 год, режиссер Ричард Доннер

Поучительная история о том, что хорошая семья и окружение не гарантирует ребенку счастливого детства. Сын американского дипломата Роберта Торна (Грегори Пэк) рождается мертвым и, чтобы не беспокоить жену, Торн соглашается подменить его на здорового новорожденного сироту. Мальчика назвали Дэмиеном и растили как своего, но через несколько лет дипломата атаковал странный священник с рассказом, что это не его отпрыск, а Сатаны и ребенка нужно немедленно убить семью средневековыми стилетами. Дэмиен действительно антихрист и «Знамение» один из лучших хорроров о зловещих детях, но в нем любопытно перевернут обычный сюжет о спасении младенца. Главная опасность здесь исходит от самих родителей, а помогают мальчику выжить фигуры злодейские – домоправительница-сатанистка, черная собака и некая высшая инфернальная сила, которая пронзает задумавших плохое взрослых шпилями церквей или режет им головы стеклом. Помощь обычно приходит под песню Ave Satani на музыку и слова Джерри Голдсмтита – Дэмиену повезло с аккомпанементом намного больше, чем другим участникам этого списка.  

Святые Вифлеемские младенцы

Хотя Господь наш Иисус Христос пришел в мир под покровом ночи, скрытый от посторонних глаз, весть о нем донеслась до волхвов из далекой страны. Увидев звезду, они отправились в ее направлении, уверенные в том, что родился великий царь. Волхвы остановились у двора правившего тогда царя Ирода и спросили, где они могут поклониться появившемуся на свет правителю. Жестокий тиран был рассержен подобным заявлением, но не показал виду.

Ирод попросил волхвов сообщить ему после поклонения местонахождения «царя иудейского», потому что был убежден, что отмеченный явлением таинственной звезды будет его конкурентом за престол. Но гости из далекой страны, поклонившись Богомладенцу Христу, покинули Вифлеем и вообще пределы страны. Разгневанный Ирод решил, что убьет всех детей до двух лет в «городе хлеба» и его окрестностях. Одержимый страхом потерять власть, тиран отправил воинов в Вифлеем.

Бог уберег Христа и все Святое семейство: они ушли скрываться от гнева Ирода в Египет. Избежал гибели и Иоанн, будущий Креститель Господень. Но солдатами Ирода был убит его отец, священник Захария. В те дни множество ни в чем не повинных младенцев были жестоко убиты. Событие вошло в историю как избиение младенцев (то есть массовое убийство). Данные об их количестве разнятся, но в Православной Церкви принято считать, что воины Ирода убили 14 000 детей.

Жестокий царь всю свою жизнь совершал злодеяния, насильственно обрывая жизни невиновных. По приказу Ирода были убиты его брат, сестра с мужем, первосвященник и 70 членов Синедриона. Царя настигла жестокая смерть: его заживо изнутри съели черви.

С тех пор христиане возносят молитву Вифлеемским младенцам о своих детях, живых или невинно убиенных. В наши дни сложилась печальная традиция просить перед иконой мучеников о прощении греха аборта. Это деяние в наши дни стало настолько массовым, что по своим масштабам превзошло многократно злодеяния Ирода. Матери добровольно идут на операции по абортированию плода, хирурги выполняют «заказ» пациента, и это узаконенное убийство считается безобидной операцией, лекарством от нежелательной беременности.

Некоторые люди осознают степень совершенного ими греха и просят прощения у Бога. Молитва Вифлеемским младенцам дает надежду на избавление души от тяжкой ноши. Матери также молятся святым мученикам о защите их детей в опасности, родители оплакивают перед мучениками безвременно ушедших из жизни сыновей и дочерей. Врачи и медицинские работники молятся о прощении участия в деятельности связанной с абортами: операциях, убеждении пациентов в необходимости прерывания беременности, распространении абортивных препаратов. Мужчины и родственники просят простить их за то, что толкнули свою жену или дочь на аборт.

Требы совершаются в храме Рождества Христова в Вифлееме у мощей святых невинно убиенных младенцев.

Фреска Джотто «Избиение младенцев» и картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» (описание)

Джотто. Избиение младенцев. 1306—1308 гг. Церковь Капелла дель Арена, Падуя

Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капел­ла дель Арена в Падуе. Как страшны лица воинов, пыта­ющихся силой отнять у мате­рей их детей. А количество маленьких трупов продолжа­ет расти. Убитые горем мате­ри пытаются спасти своих де­тей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце.

Но солдаты безжа­лостны, им чужды человече­ские чувства. Группа жен­щин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Но тщетно. Спокойно и равно­душно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Решительным жестом один из воинов направля­ет шпагу в младенца на руках одной из матерей.

За его спиной фигура палача в капюшоне, сквозь который мож­но разглядеть ужасающе свирепую личину убийцы.

Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избие­ние младенцев в Вифлееме». Никогда ещё в мировой живописи события евангельской истории не получали такой прямой и смелой оценки. Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев не случай­но.

Его многострадальный народ уже много лет нахо­дился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жесто­ком царе Ироде помогла автору добиться высоких худо­жественных обобщений, выразить своё сочувствие по­гибшим, обездоленным и гонимым. Материал с сайта http://worldofschool.ru

П. Брейгель. Избиение младенцев в Вифлееме. Ок. 1566 г. Музеи истории искусств, Вена

Зимний день. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие же­стокую расправу над мирным населением. На всадни­ках — красные мундиры. (Именно такую одежду носи­ли кавалеристы на испанской службе.) Всюду царит страх.

Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Но, окружён­ные всадниками, оказываются в ловушке. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах — невозможно. Закрытые двери выбивают тараном.

Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного роково­го кольца. Но не надолго. Всадник уже пришпорил ко­ня и устремился за ней в погоню. Прорванный круг бу­дет замкнут. А вот крестьянин, которого заставили вы­бивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми.

Покорно выполняет он этот страшный приказ. В глубине, подобно заграждению, застыли закованные в латы всадники с грозно торчащими копьями.

Эта жуткая картина разворачивается на фоне туск­ло-зелёного неба, на котором нет ни единого облачка. Странный, неподвижный воздух, на заднем плане пу­стынная улица, утоптанный лошадиными копытами снег… — поразительные детали, придающие изобра­жению особую достоверность и убедительность.

Да, перед нами вселенская трагедия, пронизанная гневом и отчаянием художника. Картина написана так страстно и смело, что и через четыре века мы в ужасе содрогаемся от увиденного.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Избиение младенцев — Гвидо Рени

Картина мастера болонского академизма Гвидо Рени «Избиение младенцев». Размер картины 268 x 170 см, холст, масло. Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме.

Это — один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники — волхвы — и спрашивали, где родился царь иудейский, которому они хотят поклониться и принесть дары.

Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где он находится: «чтобы и мне пойти поклониться Ему» — добавил царь.

Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно — что будущий царь иудейский еще грудной младенец, Ирод издал повеление избить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола «от двух лет и ниже» . О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится православной церковью 29 декабря.

Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода.

Намек на Вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого «император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: «лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Свидетельство это довольно позднее, но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века.

Идиома

В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к беззащитным людям. В ироническом же смысле (характе́рном для современного, постмодернистского обще(ственно)го контекста — см., например, концепции постмодерн(изм)а в трактовке У. Эко) данное словосочетание может употребляться для описания очень легко доставшейся победы над кем- или чем-либо; при этом, в том же контексте, вполне возможно и двух- или даже более — (много)слойное смыслообразование в употреблении фразы — наподобие того, что случилось, в итоге, с задачей истребления всех младенцев города в описываемом эпизоде, и была ли цель достигнута.

Теория множественного авторства Ветхого Завета

Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет.

Поскольку Библия содержит в себе множество ошибок и различных повторов, современные ученые сошлись на мнении, что всё, что в ней записывалось, транслировалось людьми из уст в уста. Также уточняется, что она могла быть написана с помощью поэзии и прозы того времени, куда записывались самые разные данные и важные факты. Отмечается, что примерно с VII века до н.э. разные люди, а иногда даже целые группы авторов собирались, чтобы объединить все те знания и истории, которые были рассказаны, в единое целое. Считается, что впервые Библия объединила их в себе примерно в I веке до н.э.

Библия и Тора. 

Эта теория предполагает, что самый крупный массив текстов (Пятикнижие), который в науке обозначается символом «P», мог быть написан не просто человеком, а, быть может, священником или целой религиозной общиной. В то же время Второзаконие, обозначаемое символом «D», могло принадлежать абсолютно другой группе людей, которые никак не были связаны с первой. Ученые отмечают, что между ними не было никакой связи кроме той, что они осведомлены о ранней истории еврейского народа, а также передают и записывают законы и моральные устои эпохи раннего Израиля.

Тора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея.

Отдельная группа ученых также предполагает, что третий блок материалов в Торе также делится на две разных части, что были созданы разными людьми. Эти «школы» авторов были названы соответственно с обозначениями бога, используемые в этих частях. Так, та часть текстов, в которой фигурирует Элохим, отмечена символом «E», в то время как другая, повествующая о Яхве, отмечена символом «J» на немецкий манер. Однако эта теория подвергается яростной критике и не принимается большей частью ученого мира. Баден отмечает: «Вероятно, эта часть Торы представляла собой некий сборник текстов, который собирался постепенно и неспешно, имел под собой намного меньше источников, чем остальные, и писался значительно дольше, чем мы думаем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector