Илзе лиепа: биография, достижения и интересные факты

Секреты стройности

Илзе Лиепе никто не может сказать, что она выглядит на свой возраст или старше (в 2021 году ей исполнилось 58 лет). Благодаря профессии звезде удается поддерживать себя в форме, слово «диета» ей знакомо не понаслышке.

Балерина рассказывала в интервью, что всегда была вынуждена заботиться о своей фигуре и весе, а также ограничивать себя в питании. Не всегда это было просто, ведь, как и любая женщина, Илзе любит сладкое, булочки и другие вредные продукты. Для того чтобы облегчить жизнь многим представительницам прекрасного пола, балерина выпустила книгу «Метод Лиепа», в которой подробно рассказала о своем питании.

Самой главной проблемой знаменитость считает перекусы, ведь именно в них кроется все самое вредное для фигуры. Илзе советует заменить сладкий чай с конфетами и печеньем на обычную воду или же чай без сахара, и тогда спустя время можно будет увидеть положительные результаты.

Сладости Лиепа советует заменить крекером и медом, а от шоколада и вовсе отказаться. Главное, считает балерина, – это дисциплина питания, ведь, если бесконтрольно поглощать вредные продукты, цифры на весах не будут уменьшаться.

Интересный факт об Илзе Лиепе: балерина старается каждый день заниматься. У нее существует программа-минимум и программа-максимум, и если не получается второе, то она старается выполнить хотя бы первое. Звезда говорит, что у нее всегда перед глазами пример брата, который лучше не поспит, но обязательно выполнит балетный экзерсис.

Детство

Илзе Лиепа родилась в семье актеров, где все жили работой. Ее отец — знаменитый танцор Марис Лиепа. Мать — Маргарита Жигунова — актриса театра имени А. С. Пушкина. Старший брат Андрис Лиепа и Илзе с детства впитывали в себя дух творчества. Они в прямом смысле выросли в театре. Поэтому, неудивительно, что брат с сестрой начали заниматься балетом и оба преуспели в этом деле.

Девушка стала студенткой Московского академического хореографического училища. В 1981 году она получила диплом. Но свое образование она продолжила, и через 10 лет Илзе окончила ГИТИС, где училась на факультете хореографии.

Смерть

Когда в Рижском оперном театре освободилось место балетмейстера, Лиепа подал заявление на замещение вакансии, но ему отказали. Более того, «сверху» пришел приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.

Могила Мариса Лиепы на Ваганьковском кладбище

В тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года в возрасте 52 лет Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Причиной смерти, по заключению врачей, стал инфаркт.

Известно, что легендарный артист балета умер в машине скорой помощи. Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.

Евгения Шульц рассказывала: у гражданского мужа сильно подкосилось здоровье не только из-за работы. Его старшие дети практически перестали с ним общаться. Оба не только не пригласили отца на свои свадьбы, но и не поставили его в известность о таких важных событиях в жизни. Марис сильно переживал из-за предательства детей и просил дочь Марию «не быть такой жестокой»

Могила родителей Мариса Лиепы в Риге

Даже после кончины Лиепы суета вокруг его имени не успокоилась. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:

Личная жизнь

Первым супругом балерины был знаменитый скрипач-виртуоз Сергей Стадлер. Однако, этот брак был непродолжительным.

Во второй раз Илзе вышла замуж за предпринимателя Владислава Паулюса, с которым балерина познакомилась на съемках рекламы. Пара прожила вместе 14 лет. У них долгое время не было детей, но в 2010 году Илзе стала матерью в возрасте 46 лет. У нее родилась дочь. Которую назвали Надеждой. Но внезапно для всех этот рак распался, к тому же развод был очень громким, с дележкой имущества и дочери, которой на тот момент было всего три годика. Илзе в одном из интервью назвала этот союз «фатальной ошибкой».

Моя история борьбы с лишним весом

Я была ученицей первого курса хореографического училища (мне 15 лет). Во время обеда мы с подругами успевали добежать до булочной, где покупали очень сладкий горячий напиток, называемый «кофе» и смутно его напоминающий, еще теплые булочки с корицей и граммов двести мармелада. В какой-то момент я поняла, что столь любимый рацион, который еще в прошлом году оставался без последствий в виде лишних килограммов, в этом году становится катастрофой!

К тому же нам объявили взвешивание! С этого момента начались мучения под названием «похудеть любыми путями».

После школы мы отправлялись в Сандуновские бани — вымучивали себя в парной. Потом надо было еще удержаться и не выпить ни капли жидкости. Тогда же мы стали злоупотреблять мочегонными средствами, хотя и знали, как это вредно для здоровья. Именно тогда я испробовала недельное голодание — пила только воду и иногда съедала ложку меда. Разумеется, я исхудала, у меня кружилась голова и подкашивались ноги. А ведь нагрузки в хореографическом училище невероятные — это четыре, шесть, а может быть, и больше часов тяжелого физического труда.

И что же? Я, конечно, благополучно преодолевала испытание взвешиванием. При росте 173 см старалась, чтобы стрелка весов не переходила за 50 кг, а лучше на одно или два деления меньше. Но потом я опять поправлялась.

Нас приучали не есть после шести часов! О, это прекрасный способ не поправляться. Но, увы, это очень трудно и не для меня — я очень хочу есть именно вечером!

К тому же, когда у меня появилась семья, для меня очень ценными и дорогими стали моменты, когда мы с мужем приглашаем наших друзей, и как же здесь обойтись без застолья! Результат: опять все те же лишние килограммы, уныние и потеря радости общения с семьей, друзьями.

«Из-за Андриса меня перестали брать в поездки»

Екатерина Лиепа, расскажите немного о себе, о своей семье.

Блиц-опрос «Клео»

Дружите ли Вы с интернетом?

Да.

У Вас было прозвище в детстве?

Нет.

Что для Вас непозволительная роскошь?

Тратить время впустую, особенно на общение с людьми, которые мне неинтересны.

Где провели свой последний отпуск?

Ездили на неделю в Эмираты вместе с дочкой.

Что Вас заводит?

Тупость и необязательность людей.

Я родилась в Москве. Моя мама (Татьяна Катковская — прим. авт.) — заслуженная артистка балета на льду, она дважды чемпионка Москвы, выступала 20 лет в московском балете на льду, была ведущей солисткой. Я всегда была рядом с искусством. Мой папа — писатель-драматург (Борис Рацер — прим. авт.). Он жил в Петербурге. Наша жизнь потихоньку переехала из Москвы в Ленинград, я начала учиться в Вагановском хореографическом училище, мне тогда было 10 лет. Началась другая непростая жизнь. Поначалу я жила одна, потому что мама еще работала в Москве. Тогда не было ни мамы, ни папы рядом, и это такая большая школа жизни, я могу сказать. Я вот сейчас смотрю на свою дочь, которой как раз исполнилось 11 — конечно, она еще очень маленький ребенок.

Хореографическое училище — это большая школа жизни , это школа выживания. Это непростая история. Учиться в училище нужно 8 лет. Из нашего класса, в котором было 36 человек, до выпуска дошли двое — я и еще одна девочка.

Остальных отчислили: кто-то не справлялся, кто-то форму потерял, кто-то сам ушел. Постепенно мама начала жить в Ленинграде, появилась квартира, и я последние несколько лет учебы жила дома. Отучилась 8 лет и начала танцевать в Мариинском театре. Там как раз и познакомилась со своим мужем.

А вот с этого места поподробнее, пожалуйста…

Андрис приехал в Мариинский театр как приглашенная звезда, а я только что пришла из училища и, конечно, была покорена, поражена, потому что он необыкновенно танцевал, был очень яркой личностью в балете — не просто как танцовщик, но и как актер

Это тоже очень важно, потому что балет — это не спорт, это не только физическая форма, но это еще и создание образа. И Андрис как раз умел создать образ на сцене, вдобавок к его красоте и прекрасной физической форме

Екатерина Лиепа, когда Андрис начал за вами ухаживать?

Практически сразу. Я была, конечно, шокирована. Я на 10 лет младше Андриса, и первое время это было даже больше как дружеская поддержка старшего товарища. Он уже тогда и в Большом потанцевал, и в Нью-Йорке успел поработать. Он мне все это рассказывал, и я, такая маленькая девочка, открыв глаза, уши, рот слушала. Если же послушать Андриса, то смешно получается. Потому что с моей стороны это одни эмоции, с его стороны — другие. Он описывает все так романтично, что увидел маленькую девочку с голубыми глазами необыкновенными.

Практически сразу после знакомства мы поехали в Париж на гастроли на два месяца, и он меня там всячески опекал , везде возил, все показывал. Вот такая красивая романтическая французская история.

Вы сова или жаворонок?Сова.

Есть ли у Вас талисман?Талисмана нет, стараюсь всегда с собой носить крестик.
Как избавляетесь от стресса?
Читаю духовную литературу.
Какая мелодия стоит у вас в мобильном?
Стандартная.
Каков Ваш психологический возраст?
Не задумывалась.
Ваш любимый афоризм?
Если что-то делать, надо делать хорошо. Если брать, то лучшее.

Как окружающие восприняли ваш роман?

Было очень непросто, потому что театр — это, знаете, как большая страна, только в маленьком объеме. Люди всегда находятся как под лупой. Любой твой шаг влево, шаг вправо гипертрофированно воспринимается. Я могу сказать, что непросто все складывалось. Была какая-то ревность со стороны некоторых людей, меня перестали брать в поездки.

Личная жизнь

Первым супругом балерины стал скрипач-виртуоз Сергей Стадлер. Но вместе пара прожила недолго.

Со вторым мужем – предпринимателем Владиславом Паулюсом – Илзе познакомилась на съемках рекламы минеральной воды. Вспыхнул роман, следствием которого стал официальный брак, для каждого из них – второй. Пара обвенчалась в Санкт-петербургском Николо-Богоявленском соборе и вместе прожила 14 лет. Длительное время у супругов не было детей. Долгожданная дочь Надежда появилась весной 2010 года, когда балерине исполнилось 46 лет.


Илзе Лиепа и Владислав Паулюс с дочерью

Казалось бы, с этого момента личная жизнь Илзе Лиепы должна засверкать новыми красками, но неожиданно для всех пара развелась. На момент расставания Наде было 3 года.

Бракоразводный процесс не был тихим. Пара обменивалась громкими заявлениями и обвинениями. Илзе призналась, что еще в начале брака сомневалась в его правильности. Под конец танцовщица назвала этот союз «роковой ошибкой».

Репертуар в Большом театре

1983 Гера (танцевальная сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка в постановке А. Петрова) — первая исполнительница

1984 мазурка и краковяк («Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова) болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского)

1985 испанский танец, мазурка («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) Мерседес («Дон Кихот») Чиполла-мать («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова)

1986 цыганский танец («Дон Кихот») Батильда («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа) три цыганки («Анюта» на музыку В. Гаврилина в постановке В. Васильева) — в числе первых исполнительниц в Большом театре Королева («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) Жена Штальбаума («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

1987 придворные танцовщицы («Легенде о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича) Владетельная принцесса («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Ивановав редакции Ю. Григоровича) Синьора Капулетти («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)

1988 Персидка («Половецкие пляски» в опере «Князь игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского) Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня)

1992 Зюльма («Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа)

1994 Царица бала («Фантазии на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского)

1995 Королева-мачеха («Белоснежка» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова) — первая исполнительница в Большом театре Капулетти-мать («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского)

2001 Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) — первая исполнительница (мировая премьера)

2003 Леди Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) — первая исполнительница

2007 Пианистка («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

Ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В 2003 г. творческие вечера Илзе Лиепа прошли на Новой сцене Большого театра, и в них были заняты артисты балетной труппы театра. Илзе Лиепа стала первой российской балериной, исполнившей после Майи Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина (хореография А. Алонсо). В 1993 г. впервые в России исполнила партию Зобеиды в восстановленном её братом Андрисом Лиепой и внучкой М. Фокина Изабель Фокиной балете М. Фокина «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова. В репертуаре балерины как широко известные миниатюры — «Умирающий лебедь» (К. Сен-Санс — М. Фокин), «Гибель розы» (Г. Малер — Р. Пети), так и специально для неё поставленные номера и балеты (с Илзе сотрудничали хореографы Д. Брянцев, Г. Алексидзе, В. Смирнова, Т. Сердюкова, М. Шеннон и другие).

Партии

  • 1983 – Гера в танцевальная сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка
  • 1984 – мазурка и краковяк из «Польского бала» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки
  • 1985 – испанский танец и мазурка, «Раймонда» А. Глазунова
  • 1985 – Мерседес, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1986 – Королева, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1986 – Жена Штальбаума, «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1987 – Владетельная принцесса, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1992 – Зюльма, «Корсар» А. Адана
  • 1995 – Королева-мачеха, «Белоснежка» К. Хачатуряна
  • 1995 – Капулетти-мать, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 2001 – Графиня, постановка «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского
  • 2007 – Пианистка, «Урок» Ж. Делерю

Ленинград

По возвращении из Америки Андрис Лиепа пришел в труппу Кировского театра — так раньше называлась легендарная Мариинка. Позвал его туда сам руководитель, Олег Виноградов. Кировский театр станет для Лиепа по-своему судьбоносным — именно там он встретит свою любовь. Но об этом подробнее будет рассказано далее.

И в этом театре, как и на предыдущих местах работы, Андрис показал себя достойным продолжателем дела своего отца. Он очень быстро выбился в лидерские позиции и выступал с ведущими партиями в спектаклях. За время работы артистом балета Мариинки Андрис Лиепа исполнял партии в таких постановках, как «Петрушка», «Баядерка», «Щелкунчик» и так далее. С переездом в Москву окончилась и карьера Андриса в рамках Кировского театра.

Путь примы

Первый большой успех Илзе Лиепа, биография, личная история которой связаны с балетом, узнала после исполнения роли Мерседес в «Дон-Кихоте» Минкуса. Это случилось в Кишиневе на гастролях театра. После успешного выступления балерине стали доверять новые, серьезные роли. В ее репертуаре появились интересные характерные партии: Мачеха в «Спящей красавице», Леди Капулетти в «Ромео и Джульетте» и другие. Ей посчастливилось поработать со многими знаменитыми постановщиками: Д. Брянцевым, М. Шенноном, Г. Алексидзе, некоторые из них делали специально спектакли для Илзе. В 1993 году ее брат Андрис восстанавливает спектакль М. Фокина на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада», в котором Илзе с большим успехом исполнила роль Зобеиды. В 2007 году ее пригласили в Англию станцевать главную роль принцессы Дианы в спектакле Кейса Харнэ «Народная принцесса». Несмотря на солидный для балета возраст, Илзе и сегодня продолжает выступать, гастролировать. Она нашла свой путь, являясь солисткой Большого театра, она много работала в самостоятельных проектах.

Жена. История любви

Представляя героиню программы «Жена. История любви», ведущая Кира Прошутинская заметила: – У меня в гостях народная артистка России, лауреат государственных и многих театральных премий, основатель балетной студии, соучредитель Фонда Мариса Лиепы, писатель, президент Фонда «Культура – детям», мама дочки Надежды… А вот ответ Илзе на это немного удивил: – Ваша программа называется «Жена…». И в этом смысле я выпадаю из ряда ваших героинь (в данный момент Илзе Лиепа не состоит в браке. — Прим. редакции). Правда, если отнестись к этому слову как к библейскому «жено» – «женщина», то тогда я, конечно, попадаю в разряд гостей. Правда, и в роли жены я тоже была…

Интересным получился и рассказ гостьи о своём имени. Считалось, что Илзе её назвал папа – знаменитый танцовщик Марис Лиепа. Но выяснилось, что это было не совсем так: – Я благодарна своей маме, которая не дала назвать меня другим именем. Отец предлагал имя Жаклин. Я родилась тогда, когда убили президента Кеннеди, и отец решил назвать меня в честь его жены Жаклин Кеннеди. На что мама ответила: «Только через мой труп!». Имя Илзе – имя любви. Оно очень символическое для нашей семьи. Моя мама, Маргарита Жигунова – русская. Она снималась на Рижской киностудии, играла латышку Илзе

Когда летела в Москву и подошла к трапу самолёта, то обратила внимание на двух интересных мужчин. Один был солидный, другой – молодой

И она даже не смогла себе ответить, кто же ей тогда больше понравился. А это мой дед провожал моего отца. В самолёт поднялся молодой. Поэтому выбора у мамы не было. По воспоминаниям балерины педагогический подход у папы к своим детям был не совсем стандартным. – Однажды мы с братом Андрисом что-то натворили. Мне было лет 7. Отец закрыл нас в комнате и оставил нам книгу со словами: «Я сейчас ухожу, но когда приду, вы должны выучить вот отсюда и досюда. Если вы не выучите – будет что-то страшное». Когда он ушёл – мы плакали. Потом открыли книгу. Это был Шекспир, пролог к «Ромео и Джульетте». И мы выучили! Совсем недетские стихи, но мы их запомнили на всю жизнь. Зато профессиональные педагоги балетного училища, обучавшие Андриса и Илзе, зачастую присылали их родителям совсем не стихи. Каждый год они получали уведомления о том, что сына и дочь переводят в следующий класс условно, потому что у Андриса были проблемы с весом, а у Илзе – с ростом. А они оба любили хорошо и вкусно поесть. Неужели родители не ограничивали детей в этом? – Мама, когда приходила домой, смотрела на меня и говорила: «Илзе, ты ела!». «Нет, мамочка». «А вижу, что ты ела – у тебя сытый взгляд!», – рассказывает героиня программы. На чьей стороне была Илзе, когда родители расставились? И почему быть подкаблучником, по её мнению, большое счастье, и стать им может только очень сильный мужчина? Из-за чего армянский повар считал Мариса Лиепу счастливейшим человеком? А какое счастье ей подарил на сцене один итальянский танцор? – Я с каждым партнёром чувствовала себя по-разному. Но переворот произошёл, когда Андрис поставил «Шахерезаду» в Римской Национальной опере. Партию Шахрияра исполнял высокий красивый брюнет с голубыми глазами. Очень симпатичный. Когда открылся занавес и я увидела, как он на меня смотрит, то вдруг поняла, что играю совершенно другой спектакль. И безумно люблю этого человека. И то, что будет дальше – мой дуэт с золотым рабом – будет моей местью! Ведь любимейший, единственный мужчина меня предал! И тогда у меня роль совершенно перевернулась – благодаря этому удивительному артисту. А с какими партнёрами Илзе вообще интересно танцевать? Были ли счастливые дни в её втором браке? И переживала ли она после расставания с первым мужем – знаменитым скрипачом Сергеем Стадлером, которого Илзе считала самым интересным человеком в своём окружении? – Я не переживала. Я влюбилась на второй день, после того, как мы расстались. Кстати, одним из самых счастливых моментов в своей жизни гостья программы считает именно любовь. Причём – первую, которая пришла к ней в возрасте 13 лет. А что значит для неё это чувство? Наступил ли теперь внутренний покой? Почему иногда даже к близким друзьям, по мнению Илзе, надо обращаться на «вы»? Что рассказал второй муж Илзе Владислав Паулюс о причинах расставания? И чего она хочет в жизни для себя? Илзе Лиепа: – Женщине очень мало один раз стать мамой. Господь всё очень точно придумал. Когда в семье рождается маленький ребёнок, а старший уже имеет своего – это правильная цепь жизненного цикла! Кто стал крёстным отцом дочери Илзе? Почему она говорит, что вся состоит из заплаток? И из-за чего не захотела сидеть во время съёмки программы на фоне своих фотографий? В каких ожиданиях обманулась? Дмитрий Толкачёв

Личная жизнь

Первым супругом балерины стал скрипач-виртуоз Сергей Стадлер. Но вместе пара прожила недолго.

Со вторым мужем – предпринимателем Владиславом Паулюсом – Илзе познакомилась на съемках рекламы минеральной воды. Вспыхнул роман, следствием которого стал официальный брак, для каждого из них – второй. Пара обвенчалась в Санкт-петербургском Николо-Богоявленском соборе и вместе прожила 14 лет. Длительное время у супругов не было детей. Долгожданная дочь Надежда появилась весной 2010 года, когда балерине исполнилось 46 лет.


Илзе Лиепа и Владислав Паулюс с дочерью

Казалось бы, с этого момента личная жизнь Илзе Лиепы должна засверкать новыми красками, но неожиданно для всех пара развелась. На момент расставания Наде было 3 года.

Бракоразводный процесс не был тихим. Пара обменивалась громкими заявлениями и обвинениями. Илзе призналась, что еще в начале брака сомневалась в его правильности. Под конец танцовщица назвала этот союз «роковой ошибкой».

«Наде нравится танцевать»

– Я очень рада, что в прокат выходит фильм о балете, – говорит Илзе. – Мне также приятно, что в клипе на саундтрек мультфильма снимались дети из наших балетных школ.

Это очень интеллигентный мультфильм. В нем есть история, отношения, драматизм, интересные герои. Я обязательно покажу его дочери.

– Вы озвучили наставницу юной балерины. А кто был вашим балетным учителем?

– В нашей профессии одна из самых важных вещей – глаз со стороны. У меня была потрясающая учительница – Наталья Викторовна Золотова, которая выпускала меня из училища. Помню, когда я ехала из Кремля, где мне вручали Государственную премию, первым делом позвонила по двум номерам – своей маме и потом Наталье Викторовне.

– Похожа ли чем-то наставница из фильма на вашего педагога?

– Наталья Викторовна тоже была очень строгой, так же, как и героиня Одетта, которую я озвучиваю. Мы с девочками просто трепетали в тот момент, когда она входила в балетный зал. Но когда выпустились из школы, Наталья Викторовна стала нашим ближайшим другом. Мы приходили к ней домой, сидели за ее гостеприимным столом и обсуждали все на свете.

– Если ребенок занимается спортом или балетом, он зачастую лишен детства – тренировки, репетиции…

– Серьезные занятия балетом требуют концентрации и большой занятости. Но я считаю, что в наше время дети и так окружены огромным количеством развлечений. Соблазны обрушиваются на них из радио, телевизора и выметают из души все живое.

И в этом смысле и спорт, и балет являются благодатным пространством, в котором ребенок может выжить. Серьезное и упорядоченное детство – это то, что сейчас нужно.

– Вашей дочке Наде шесть лет. Она тоже занимается балетом?

– Надя ходит в одну из наших балетных школ. Про успехи пока говорить рано, но ей нравится.

– А если в какой-то момент она скажет: «Мама, я не хочу, устала, не пойду заниматься», – вы будете проявлять настойчивость?

– Я думаю, что ребенка воспитывает атмосфера в доме. Если в семье есть серьезное отношение к тому, чем занимается ребенок, он все равно преодолеет это настроение.


В мультфильме «Балерина» голосом Илзе Лиепы говорит строгая балетная наставница Одетта. Фото – кадр из мультфильма

Да, он может сказать, что сегодня устал или не хочет заниматься, но он не уйдет из спорта, балета или музыки. А если родители относятся несерьезно, тогда, вполне возможно, что в какой-то момент ребенок этим и не увлечется.

Знаете, дети очень чувствуют настрой. Мой отец, когда был маленьким, тоже говорил, что не хочет ходить в балет. Но у его мамы была огромная уверенность в том, что балет нужен. И он преодолел это настроение. Был еще момент, когда папа выбирал между спортом и балетом, и потом он никогда не жалел о своем решении.

Главная любовь жизни – балет

Так как Марис Лиепа всю свою жизнь посвятил искусству, и дети видели, как он увлечен балетом, то можно сказать, что они впитали эту любовь с детства. Уже в 5 лет Илзе выходила на сцену в спектакле «Чио-Чио-сан». Она говорит, что отец никогда не заставлял их заниматься балетом, но объяснял, что у профессии есть определенные требования и правила, и их нужно соблюдать. Именно любовь к ремеслу стала главным мотиватором для Илзе, ради искусства она была готова на многое. И, выбирая балетный путь, она отдавала себе отчет в том, что ее ждет. Ведь она видела, как живет ее отец, всего себя отдавая служению искусству. Сделав свой выбор так рано, она продолжает дело отца, идет трудным, но счастливым путем. Илзе Лиепа говорит, что рано осознала свое призвание и, конечно, в этом главную роль сыграл ее отец.

Биография[ | код]

Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве в семье народного артиста СССР Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического театра им. А. Пушкина Маргариты Жигуновой и получил своё имя в честь прадеда, Андрея Лиепы. Сестра — Илзе Лиепа, артистка балета, актриса, народная артистка РФ (2002), единокровная сестра — Мария Лиепа.

В детстве Андрис проводил зимние и летние каникулы в рижском доме своего отца, у бабушки Лилии и дедушки Эдуарда Лиепы, в центре города, на ул. Сколас, 18. Именно там он под руководством отца выполнил свой первый балетный экзерсис.

В 1980 году окончил МАХУ (класс Прокофьева).

В 1981 году стал лауреатом IV Международного конкурса артистов балета в младшей возрастной группе.

По окончании училища — солист балета Большого театра. За восемь лет работы в этой труппе он станцевал ведущие партии в балетах классического репертуара театра. Оставил сцену после получения серьезной травмы во время выступления в Вашингтоне: порвал крестовидную связку. После этого артисту пришлось пересмотреть свою жизнь и найти своему таланту применение в работе балетмейстера и продюсера.

Как художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет». 17 лет подряд он отвечал за проведение новогодних ёлок и новогодних балов в Гостином дворе в Москве.

Когда директор Латвийской Национальной оперы Андрей Жагарс возрождал славу этого театра в 1990-е годы, он пригласил к сотрудничеству Андриса Лиепу, который поставил в Риге «Петрушку», «Жар-птицу» и «Шахерезаду» из «Русских сезонов».

В июне 1999 года Сейм Латвийской Республики присвоил за особые заслуги Андрису Лиепе гражданство Латвии.

В 2007 году он был удостоен высшей награды Латвии — ордена Трёх звезд.

C 16 января 2019 года — художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.

В 2014 году Андрис Лиепа учредил Центр по развитию проектов и программ в области культуры и просвещения «Андрис Лиепа Продакшн», а также продюсерский центр, который занимается организацией гастрольных программ в России и за рубежом, проведением гала-концертов с участием звезд балета, а также представляет ежегодный культурно-просветительский проект «Автографы и имиджи» в рамках которого широкая зрительская аудитория знакомится с жизнью и творчеством великих артистов балета.

Духовная деятельность | код

В детстве Андрис был крещён в лютеранской церкви, как и его отец. Незадолго до роковой травмы во время гастролей в Мариинском театре работница этого театра подарила артисту иконку Ксении Петербургской на счастье. Прочитав житие святой, Андрис пережил духовное потрясение и решил перейти в православие, приняв чин миропомазания в Санкт-Петербургском Князь-Владимирском соборе. Стал воцерковлённым человеком, много паломничал, построил дом рядом с Дивеево, обителью св. Серафима Саровского.

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

Личная жизнь | код

  • Первая жена — Людмила Семеняка, балерина Большого театра.
  • Вторая жена (с 1998 по 2012

    Дочь — Ксения, названа в честь св. Ксении Петербургской.

    ) — Екатерина Лиепа (Катковская), артистка балета Мариинского театра.

Андрис и его сестра Илзе Лиепа выступали с инициативой создать в Риге в доме, где жил их отец, мемориальный музей Мариса Лиепы. Однако дом находится в частной собственности и на нём до сих пор нет даже мемориальной доски.

Балет

В Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы»

В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майя Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии

В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.

Марил Лиепа в спектакле «Лебединое озеро»

Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.

Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получил приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:

В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках, от «Дон Кихота» до «Спартака». Через 4 года в Большом театре сменился главный хореограф. Балетмейстером стал Юрий Григорович, которые пытался привнести свое видение в спектакли.

Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа Красса. Успех превзошел все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали Лоуренсом Оливье в балете.

Морис Лиеппа в роли Красса в балете «Спартак»

Однако такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику с тех пор давали роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находилось. За последующие 14 лет Марис лишь 4 раза участвовал в новых партиях.

28 марта 1982 года он в последний раз станцевал Красса из балета «Спартак». Публика аплодировала стоя, но триумф окончился решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходил только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирали огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, ушел в кинематограф.

Балет

В молодости Лиепа был артистом Большого театра, в котором проработал 8 лет. Парню удалось выступить на одной сцене с такими яркими танцовщицами, как Екатерина Максимова и Нина Ананиашвили, и исполнить партии из классических театральных постановок.

Однако Андрис все отчетливее понимал, что в России для него работы мало, и мечтал вырваться за границу. Он был первым артистом, получившим от властей разрешение на выезд и работу в иностранной труппе. Для молодого человека это было временем плодотворного труда, он числился в Американском театре балета и участвовал в постановках Михаила Барышникова. Танцовщик много путешествовал, выступая на сценах разных стран.

Танцевальная карьера оказалась под угрозой, когда парень порвал крестовидную связку. Несмотря на это, он еще 5 лет продолжал выступать, стараясь не нагружать больную ногу. В этот период Лиепа все чаще обращался к вере. Артист принял православие, построил дом в Дивеево и подарил местному собору одну из икон, которые коллекционировал отец.

Андрис Лиепа в молодости

Распрощавшись с танцами, Андрис посвятил себя работе постановщика. Он сотрудничал с театром «Кремлевский балет» и Латвийской национальной оперой, а также создал проект «Русские сезоны» с целью реконструировать спектакли признанных мастеров балета. Так, благодаря ему были возобновлены постановки Михаила Фокина «Петрушка», «Шехеразада» и «Жар-птица».

Другим достижением знаменитости стал проект «Автографы и имиджи», посвященный памяти балетных артистов. Он провел вечера Рудольфа Нуреева, Вацлава Нижинского и Майи Плисецкой.

Книги

В свободное время балерина занимается написанием книг. Свою первую публикацию «Метод. Философия тела» она посвятила описанию авторской программы упражнений и системы питания, помогающей оставаться в форме.

Илзе Лиепа — писательница, балерина, актриса

В 2014-м Илзе Марисовна выпустила книгу театральных сказок для детей. Рассказы танцовщица создавала, будучи беременной. Главные герои ее произведений — это предметы, имеющие отношение к миру балета: туфельки, балетные пачки, сценические декорации, реквизит. Иллюстрации к изданию создала художница Анастасия Орлова. Спустя 4 года Лиепа порадовала поклонников презентацией книги «Мой балет», в которой рассказала об артистах и деятелях Большого театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector