Храм покрова на нерли

[Summary]

The Church of the Intercession on the Nerl, like the «Lay of Igorʼs Host» and Andrei Rublevʼs icons, is one of the greatest creations of early Russian artistic genius. For eight centuries it stood on the Suzdal land, a small white island amid luscious green water meadows. The church is in harmony with the mood of the surrounding countryside and seems to be an integral part of it rather than a creation of a man.

The Church of the Intercession on the Nerl is testimony to the energetic building activities of Prince Andrei Bogolyubsky. It was erected on the River Nerl near its confluence with the River Klyazma, a kilometre and a half from Prince Andreiʼs residence in the village of Bogolyubovo. It was consecrated to the new Russian church feast of the Intercession of the Virgin, which symbolized the Heavenly Queen, the patron of Vladimir Principality and of its prince.

Architecturally the Church of the Intercession on the Nerl is a typical example of Vladimir-Suzdal architecture. At the same time it is inimitable in its beauty. This fine, graceful building radiating light as it were, does not seem to be erected of heavy white limestone slabs, but rather of something airy, almost weightless. All means possessed by the builders were subordinated here to a single purpose: to give the building an added sense of slender verticality. Vertical lines predominate in the decorations of the façades and the small groups of stone carvings in the arches of the façades are placed in such a way as not to stress the horizontal lines of the masonry.

The verticality of the whole edifice is achieved with soft flowing lines. The pilasters decorating the façades end in soft arches and the deeply splayed portals in semi-circular archivolts, while the engaged columns of the drums and the outlines of the windows form arches of various configuration. The general motif of softly rounded-off vertical is stressed throughout in the architectural ensemble of the church.

The overall perpendicular effect was even more apparent in the original appearance of the church when it had a gallery running round three sides. On the south-western corner there was a tower and a staircase leading to the upper gallery. The artificial hill on which the church was erected was paved with white-stone slabs.

The architectural lines of the church have almost the rhythm of a hymn. It is a lyrical song materialized in stone.

The breadth of poetic generalization in the carved compositions of the church is in fact the source of their artistic influence on the people at a time when the people no longer remembered their symbolism, which had once so impressed the contemporaries of the Vladimir autocrats.

The church had not lost its exquisite beauty with the passing of time, though it has assumed a more modest aspect. The storms and strifes of past centuries deprived the church of its majestic splendour, stripped it of its festive raiments of galleries, covered it with a new roof, an ugly affair which disguises the base of the slender drum, and replaced the proud golden helmet with a dark onion dome resembling a monkʼs cowl.

But even with its present appearance we appreciate and admire the anonymous Vladimir builders and the work of art they have created.

Лев

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

[List of illustrations]

  1. The Church of the Intercession on the Nerl. View from north-west
  2. North façade
  3. North façade. Upper part of the central and western sections
  4. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (eastern section)
  5. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (western section)
  6. North façade. Relief on left of central window: Lion
  7. North façade. Reliefs decorating surmounting arch of eastern section: Griffon attacking deer; female masks
  8. North façade. Female mask on left of central window
  9. East façade
  10. East façade. Detail from corbel table of central apse
  11. View of the church from south
  12. South façade. Details from decoration on central section
  13. West façade
  14. West façade. Portal
  15. West façade. Decoration on central section
  16. West façade. Detail from corbel table. Colonnettes with figured consoles (central section)
  17. Stone with part of a carving of a leopard (from annex — no longer extant — of the Church of the Intercession)
  18. Interior. South-western pier. Reliefs depicting lions at bases of vaults
  19. Interior. Lions at base of main vault
  20. Interior. View from west side

On the cover: Griffon attacking deer. Female masks. Detail from decoration on north façade

Наследие ЮНЕСКО

В конце 90-х годов Храм оказался у Владимирского епископства, как церковное сооружение, не имеющего своего прихода. Несколько раз Нерлинская Церковь предавалась разным приходам. Около 20 лет назад Церковь на Нерли была внесена в списки ЮНЕСКО, как уникальное сооружение российских мастеров, облик которого соответствует критериям оценки исторических мест.

  • Постройка, стремящаяся ввысь, кажется легкой и прозрачной, почти воздушной. Любой человек, увидевший его, не перестает удивляться возможностям человеческого разума.
  • Церковь осталась неповторимым творением, которое прославляло непобедимость русского народа.
  • Здание — последняя религиозная постройка, выполненная во Владимиро-Суздальском княжестве во времена правления Андрея Боголюбского.
  • Воздвигнутая 800 лет, Церковь составляет удивительную гармонию с окружающей природой — озером, лесами, зеленью луга, небом.

Когда и зачем была построена церковь

Причин постройки церкви было несколько. Они прекрасно изложены Н.Н.Ворониным в упомянутом выше исследовании.

«Храм на устье Нерли, как рассказывает легенда, был торжественным монументом в память о победоносном походе владимирских полков в 1164 году на болгар, а ка­мень для его постройки якобы возили сюда в качестве своего рода контрибуции побежденные болгары.

В то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, за­платившему за эту победу жизнью.

Храм был посвящен новому празднику — Покрову Богородицы, установлен­ному владимирским князем и духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха. Этот праздник гово­рил об особом покровительстве «царицы небесной» «царям правоверным», владимирской династии и Владимир­ской земле».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Здесь следует сделать небольшое пояснение. В августе 1164 года Андрей Боголюбский одержал победу в сражении с волжскими булгарами. Однако в ходе этой битвы был тяжело ранен сын Андрея Боголюбского Изяслав, который вскоре умер от ран. И построил князь храм, который стоял, словно поминальная свеча в память о безвременно ушедшем из жизни сыне.

Храм был возведен зодчими Андрея Боголюбского «единым летом», то есть за один строительный сезон в 1665 году, сразу же после похода на Волжскую Булгарию. По летописным свидетельствам, на строительстве храма работала целая артель мастеров.

Монастырь или церковь

Впрочем, историкам до сих пор неясно, почему зодчие немецкого императора построили храм при впадении Нерли в Клязьму. Логично было бы возвести его в самом Боголюбове, расположенном в полутора километрах, а не на равнине, открытой весеннему половодью.

Ученые предположили, что это была «парадная церковь» при въезде в пределы Владимиро-Суздальского княжества, на что указывает небольшая вместимость здания — всего 20 человек. В то же время храм построили на одном из самых оживленных торговых путей Руси того времени.

Как удалось выяснить исследователям, сооружение окружала еще и богато украшенная галерея с колоннами. А само строение, оказывается, стояло на насыпном холме квадратной формы.

Алексей Пичугин пишет:

Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.

Свято-Боголюбский женский монастырь (собор Рождества Богородицы)

Другие же историки обращают внимание на тот факт, что во времена Андрея Боголюбского берега Клязьмы не были защищены от набегов булгар, поэтому возводить здесь княжеский дворец, пусть и укрепленный, опасно. Да и зачем, если неподалеку — хорошо укрепленный город Боголюбов

В связи с этим Пичугин допускает:

Однако доказать это сложно. У специалистов мало археологических данных — последние раскопки у храма проводились еще в послевоенные годы. Историк также пишет:

История

Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.

Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина. 

Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили. 

Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма.  В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции. 

Век и год создания

Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым. 

Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли. 

Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось. 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси. 

Покров Пресвятой Богородицы

Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец. 

Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.

Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке. 

Как добраться паломникам

Чтобы посетить храм, необходимо сначала доехать до поселка Боголюбово, который от Владимира отделяют 13 км. Сейчас в этом направлении следуют автобусы маршрутов NoNo 18с, 53 или 102. Можно добираться по железной дороге, станция будет ориентиром для дальнейшего пути.

Выезжая из Владимира на автомобиле, нужно направляться по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Когда позади останется Боголюбский монастырь, следует на светофоре повернуть направо. После этого путь резко пойдет вниз до станции «Боголюбово». В этом месте машину придется оставить на стоянке. Храм окружен заповедной территорией, автотранспорт там использовать категорически запрещается.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

Дорога к храму

От железной дороги маршрут пролегает по дорожке, вымощенной камнем, через Боголюбовский луг. Длина ее составляет около полутора километров. Есть еще одна дорога, которая продолжена вдоль берега Нерли. Она шире, но путь по ней будет более продолжительным.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

При весеннем разливе церковь становится практически отрезанной от «большой земли». В это время нужно будет договариваться с местными жителями о том, чтобы добраться до церкви на лодке. Многие паломники выбирают именно этот период, потому что посещение храма, окруженного поднявшейся водой, производит особое впечатление.

Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?

Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.

Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Каменных дел мастера: кто построил?

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Белокаменная резьба

Как и многие храмы владимиро-суздальского зодчества, церковь украшена белокаменной резьбой. На трех ее фасадах мы увидим композицию с изображением царя псалмопевца Давида, сидящего на троне. С обеих сторон от него изображены голуби и фигуры львов. Еще ниже проходит пояс из 21 женских масок, символизирующих посвящение храма Пресвятой Богородице.

Первоначально вокруг церкви проходила открытая белокаменная галерея высотой 5,5 метров, основанием которой служили белокаменные столбы. Пол галерей был покрыт яркими майоликовыми плитками, а в юго-западном углу располагалась лестница, по которой можно было подняться на хоры.

Парапет украшала резьба с изображением грифонов и других мифических животных, в том числе барсов. Установлено, что фигура вставшего на дыбы барса — это древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур пока остается неразгаданным.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Как выглядит храм внутри

Первоначальное живописное убранство, на долю которого за столетия выпало множество испытаний, до сегодняшних дней совершенно не сохранилось. Поврежденные фрески, покрывавшие в древности внутреннюю поверхность стен, полностью уничтожили в 1877 году. Последними роспись видели те, кто проводил тогда очередное «поновление». 

На стенах можно заметить выцарапанные рисунки и надписи, которые оставили после себя прихожане. В частности, кто-то еще в XII веке запечатлел там очертания самой церкви. Спустя три столетия там появились бегущие по лугу лошади с шутливой репликой. 

Советский археолог Николай Воронин, являвшийся видным специалистом по древнерусскому зодчеству, так описывал внутреннее убранство: 

Боголюбский монастырь

Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.

Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.

После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.

В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.

Туры с посещением достопримечательности

Золотое кольцо. Гранд тур по Золотому Кольцу, 9д/8н (сб-вс) (06.02-25.04 и 02.10-05.12.21)
Москва — Муром – Дивеево – Владимир – Боголюбово – Суздаль – Гаврилов Посад – Иваново – Плес – Кострома – Ярославль – Ростов – Переславль-Залесский – Сергиев Посад–Гефсиманский скит – Калязин – Углич – Мышкин – Мартыново + дегустация Владимирских наливок — Москва

Стоимость
Золотое кольцо. Гранд тур по Золотому Кольцу, 9д/8н (сб-вс) (06.02-25.04 и 02.10-05.12.21)

от 67 600 руб.
за двоих

на 9 дней

Заезд

Отель
Размещение
Питание

Стоимость

Подходящих предложений не найдено, измените дату заезда или количество ночей

Золотое кольцо. Золотое кольцо по-боярски, 5д/4н (22.02-03.12.21)
Москва — Покров — Владимир – Боголюбово – Суздаль – Гаврилов Посад — Иваново – Плес – Кострома – Ярославль – Ростов – Переславль-Залесский – Сергиев Посад – Александров + дегустация Владимирских наливок и Суздальской медовухи — Москва

Стоимость
Золотое кольцо. Золотое кольцо по-боярски, 5д/4н (22.02-03.12.21)

от 32 400 руб.
за двоих

на 5 дней

Заезд

Отель
Размещение
Питание

Стоимость

Подходящих предложений не найдено, измените дату заезда или количество ночей

Золотое кольцо. Палитра земли русской, 7д/6н (пн-вс) (08.02-25.04 и 04.10-05.12.21)
МоскваПокров – Владимир – Боголюбово – Суздаль – Гаврилов Посад – Иваново – Плес – Кострома – Ярославль – Ростов – Переславль-Залесский – Сергиев Посад – Александров – Калязин – Углич – Мышкин – Мартыново + дегустация Владимирских наливок — Москва

Стоимость
Золотое кольцо. Палитра земли русской, 7д/6н (пн-вс) (08.02-25.04 и 04.10-05.12.21)

от 48 400 руб.
за двоих

на 7 дней

Заезд

Отель
Размещение
Питание

Стоимость

Подходящих предложений не найдено, измените дату заезда или количество ночей

Золотое кольцо. Посмотри как вкусно, попробуй как красиво, 4д/3н (05.07-02.12.21)
Москва — Покров — Боголюбово — Владимир — Суздаль — Гаврилов Посад — Иваново — Плес — Кострома — Ярославль — Ростов — Переславль-Залесский — Сергиев Посад — Москва

Стоимость
Золотое кольцо. Посмотри как вкусно, попробуй как красиво, 4д/3н (05.07-02.12.21)

от 25 800 руб.
за двоих

на 4 дня

Заезд

Отель
Размещение
Питание

Стоимость

Подходящих предложений не найдено, измените дату заезда или количество ночей

Классическое Золотое Кольцо России, 5д/4н (04.05-07.11.21)
Москва — Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Кострома Плёс* – Иваново – Суздаль – Боголюбово – Владимир — Москва

Стоимость
Классическое Золотое Кольцо России, 5д/4н (04.05-07.11.21)

от 46 980 руб.
за двоих

на 5 дней

Заезд

Отель
Размещение
Питание

Стоимость

Подходящих предложений не найдено, измените дату заезда или количество ночей

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches, Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter, Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри,» Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли,» ВЕВ, 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates, New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление,» Памятники культуры, М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album, Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.,» СА, 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли,» КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.,» Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.,» ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм…, Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector