Золочение куполов: возрождение кровельных традиций

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?


Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

По материалам «АиФ»

Оклеивание крестов ватой

Сначала я сделала очень тонкие, изящные кресты. Но я об этом сильно пожалела! Когда купола были готовы, один купол упал и крест сломался! Пришлось содрать со всех крестов золотую краску и сделать их потолще.

Для этого каждую планочку креста я обернула туалетной бумагой и промазала клеем ПВА. Затем оклеила полосками ваты, нарезанными из косметических ватных дисков (технология см. Оклеивание ватным диском). На этой фотографии вы видите слева тонкий крест, а справа – оклеенный ватой. Как видите, крест потерял изящество, он стал толще, но зато гораздо прочнее!

После оклеивания ватой нужно сделать шпаклёвку и шлифовку. Тогда поверхность станет гладкой.

Количество куполов на храмах бывает от одного до тридцати трёх

Количество куполов на православных храмах тоже имеет значение. Но масштабы храма и финансовые возможности прихода тут тоже играют далеко не последнюю роль. Об этом забывать не стоит.


Преображенская церковь, о. Кижи, 22 купола

Но поговорим о символическом значении: сколько куполов что означают в православной традиции:

Одноглавый храм символизирует Единого Бога.

Два купола символизируют человеческую и божественную природу Спасителя. Встречаются очень редко. Пример — церковь Космы и Дамиана в Старых Панех.


Храм Космы и Дамиана в Старых Панех. Редкий случай, когда у храма два купола

Три купола — напоминание о Святой Троице.

Пять куполов — это четыре Евангелиста и Иисус Христос.


Успенский Собор с 5 куполами. Москва

Семь куполов символизируют таинства православной Церкви.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов (от высших серафимов до низших — ангелов).

Тринадцать куполов — символизируют Иисуса Христа и его двенадцать учеников.

Двадцать два купола довольно сложно с чем-то сопоставить. 22 буквы в еврейском алфавите. 22 стих библии пишет о Еве. 22 главы в книге Откровения.

22 купола сложно отождествить с чем-то в христианской символике.

Двадцать пять куполов на церкви — это прославление Божьей Матери двадцатью пятью пророками Ветхого завета. Также это небесный престол в окружении двадцати четырёх старцев (образ из апокалипсиса).


Покровский храм Покрова Пресвятой Богородицы во Всеволжском районе Ленинградской области. Имеет 25 куполов

Тридцать три купола напоминают о прожитых Спасителем годах.


Преображенский храм с 33 куполами в Волгоградской области. Число куполов — по числу земных лет Иисуса Христа

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных — наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема — символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма — символ пламени свечи

Конструктивные формы и конструктивные схемы куполов

Купола представляют собой конструкцию с криволинейным (чаще круглым, эллипсовидным) или многоугольным планом и имеют криволинейное или многоугольное очертание в вертикальной плоскости. По конструктивным схемам они подразделяются на купола-оболочки (гладкие или ребристые), ребристые, ребристо-кольцевые, ребристо-кольцевые с решетчатыми связями и сетчатые купола (рис. 2.2.1).Купола-оболочки.

Они имеют поверхность, образованную вращением плоской кривой (в виде дуги круга, эллипса, параболы, циклоиды или комбинации из них) вокруг вертикальной оси. Элементами купола являются осесимметричная континуальная тонкостенная оболочка вращения и растянутое опорное кольцо. При необходимости устраивается верхнее сжатое фонарное кольцо. Оболочка купола может быть образована также волнистыми и складчатыми элементами. Купола-оболочки проектируются преимущественно из железобетона.

Ребристые купола.

Такие купола состоят из отдельных плоских ребер, которые устанавливаются в радиальном направлении. Ребра соединяются между собой в вершине, внизу они опираются на опоры. При прямолинейных ребрах образуются пирамидальные или конические купола. Элементами купола являются нижнее опорное кольцо, собственно ребра и верхнее кольцо. Ребристые вспарушенные купола являются распорной системой, в которой распор может восприниматься конструкцией фундаментов, стен или специальным опорным кольцом.


Ребристые купола могут быть железобетонными, металлическими и деревянными. В первом случае по каркасу из ребер могут быть уложены тонкостенные железобетонные плиты. Тогда ребристый купол превращается в купол-оболочку при условии, если конструктивными приемами обеспечивается совместная работа плит с ребрами.Ребристо-кольцевые купола.

Они состоят из плоских радиальных плит, которые соединяются в кольцевом направлении прогонами, совместно образующими жесткую пространственную систему. Прогоны могут быть использованы как затяжки купола. В этом случае кольцевые прогоны не только работают на местный изгиб от веса кровли, но и воспринимают нормальные усилия от общей работы купола.

Ребристо-кольцевые купола с решетчатыми связями.

Они образуются многогранниками, вписанными в поверхность вращения. Они состоят из радиальных ребер и колец, между которыми располагаются раскосы. Наличие последних уменьшает усилия в ребрах и кольцах. Распор купола воспринимается растянутым опорным кольцом. Вверху все радиальные ребра соединяются верхним кольцом, служащим одновременно для устройства светового фонаря. Ребристо-кольцевые и ребристо-кольцевые купола с решетчатыми связями выполняются, как правило, металлическими.

Сетчатые купола

(рис. 2.2.1, д—з). Такие купола представляют собой многогранники, вписанные в сферическую или другую поверхность вращения и состоящие из одного слоя конструктивных элементов. Такие купола проектируются в основном металлическими; они могут быть выполнены также из дерева или железобетона.

Купола, не являющиеся поверхностями вращения, могут быть скомпонованы в результате использования оболочек двоякой кривизны или цилиндрических оболочек, пересекающихся в меридиональных плоскостях, образуя углы перелома поверхности. Такие конструкции называют составными полигональными оболочками или многоугольными куполами (рис. 2.2.1, и).

Преимущества и недостатки

С тем, что купольные дома выглядит необычно, спорить никто не будет. Если вы хотите иметь дом или дачу «не как у всех» и не имеете ничего против каркасного домостроения, присмотритесь к этой технологии. Решение действительно нестандартное. К тому же, говорят, экономичное. Стоимость квадратного метра начинается от 200$. Но как понимаете, это минимальная цена. Такой себе эконом вариант.

Это тоже купольный дом

Плюсы купольных домов

Кроме необычного внешнего вида плюсы у сферических домов следующие:

  • Оптимальное использование пространства. Комнаты получаются с максимальной площадью пола и намного меньшей площадью потолка. То есть, неиспользуемое пространство над головой меньше.
  • Меньшая внешняя поверхность стен по сравнению со стандартными прямоугольными конструкциями.
  • Меньше поверхность — меньше рассеивается тепло зимой и поглощается тепло летом. То есть, содержание таких домов более экономично.

  • На купольных конструкциях осадки задерживаются в очень небольших количествах — они просто скатываются.
  • Конструкция легкая, фундамент под нее требуется облегченный. Обычно — ленточный, но хорош и свайный и свайно-ростверковый. На нестабильных грунтах возможно использование плитного фундамента.
  • В купол можно встроить любое количество окон. Это не повлияет на устойчивость конструкции.
  • Небольших размеров дом не имеет несущих стен внутри, так что расходы на строительные материалы минимальны. Купольные дома большой площади должны иметь или несущие стены, или колонны-подпорки. Но их располагать их можно почти в любом месте, что позволяет соотнести их с желаемой планировкой.
  • Строение купола позволяет оптимально располагать солнечные батареи.
  • В строениях купольного типа удобно устраивать систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Дело в округлой форме крыши, которая способствует естественному перемешиванию воздуха.

По совокупности характеристик купольные дома выглядят очень привлекательны. К тому же многие говорят о том, что на постройку требуется намного меньше средств — за счет меньшей поверхности стен, идет экономия материала. По математическим выкладкам площадь стен меньше почти на треть. Но экономия если и будет, то не такой большой — стройка специфическая, с использованием специфических компонентов, которые удорожают строительство. По факту стоимость квадратного метра получается примерно такой же как при строительства каркасника обычной формы.

Минусы

Недостатки тоже есть и они тоже довольно серьезные

Во всяком случае, стоит о них знать и принимать во внимание

  • Рассчитать купольные дома самостоятельно сложно. Расчет идет не в двух, а в трех плоскостях, а это совсем непросто.
  • Технология появилась не так давно, точного описания и инструкций нет.
  • Заказывать такой проект и строительство желательно у организаций, которые уже имеют опыт строительства сферических построек, а их не так много.

  • Остается больше отходов строительных материалов, так как продаются они, в основном, прямоугольными блоками/листами. Это снижает экономическую целесообразность, которая возникает из-за меньшей площади стен.
  • В геодезических куполах двери и окна необычной формы. Их делают под заказ, а это стоит дороже. Хорошая новость в том, что все больше фирм может взяться за такой заказ, а это приводит к снижению цены.
  • Ограниченный выбор материалов для наружной отделки.  Для кровли идеально подходят только два варианта — мягкая черепица или деревянная дранка. Остальные материалы из-за своей формы или жесткости неудобны. Для наружной отделки стен можно использовать тот же материал, но добавляется еще штукатурка и покраска. Есть проекты, в которых стены и «кровля» сделаны из одного материала. Так что деление условное.

  • Из-за наличия скругленных стен ограничен и выбор отделочных материалов для стен в помещениях. Так крупноформатную керамическую плитку в ванной и кухне использовать не получится, а вот мозаика подойдет идеально, но она значительно дороже. При отделке вагонкой, площадь стены разбивают на участки небольшой ширины, которые разграничиваются вертикальными планками. Примерно также надо поступить при оклейке стен обоями, но смотрится это не так колоритно, как с вагонкой. Для отделки жилых и «сухих» технических помещений без проблем подходит декоративная штукатурка и покраска стен.

Есть еще необычная планировка, но однозначно ее отнести к недостаткам не получится. Нравятся купольные дома именно своей неординарностью. Так что нестандартная форма помещений — это, скорее, особенность, которую надо учитывать при подборе/заказе мебели и выборе отделочных материалов.

Церковь Вознесения в Коломенском

Дата постройки: 1532 год

Где находится: Москва, музей-заповедник «Коломенское», просп. Андропова, 39, стр. 1.

Как используется в настоящее время: по крупным церковным праздникам проводятся богослужения, в остальные дни можно посетить, купив билет музея.

Белоснежная церковь Вознесения в Коломенском является первым каменным шатровым храмом, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построена по указу Василия III в подмосковном селе Коломенское, возможно в честь рождения Ивана Грозного.

Храм на берегу Москвы-реки поражает высотой шатра, устремленного в небо. Высота церкви — 62 метра, шатра — 28 метров. Три высоких крытых ренессансных крыльца ведут на галерею Вознесенского храма, где открываются панорамные виды на Москву-реку.

Под церковью Вознесения находится подклет, в котором по легенде хранилась исчезнувшая библиотека Ивана Грозного (Либерия), привезенная в Россию Софьей Палеолог. Сейчас в подклете действует постоянная музейная выставка «Тайны церкви Вознесения».

Купола храмов

Обычно храм покрывается куполом, изображающим небесную твердь.

Более всего распространены купола, напоминающие луковицу и шлем. Значение последних объяснить довольно легко. Церковь – это собрание всех верующих, живущих как на земле, так и на небесах.

Церковь небесная — торжествующая, ее жители смогли победить зло и неподвластны дьяволу. Церковь земная — Церковь воинствующая, постоянно борющаяся с духами зла.

Именно потому и купола церквей часто создавались похожими на шлем.

Как правило, венчает храм глава с крестом. Главы христианских храмов обычно имеют форму луковки, напомянающую пламя свечи, которая несет миру свет христианского учения, пламя ее устремляется вверх, как молитва, к небу, к Богу. Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Особое значение имеет и цвет куполов.

Золото куполов символизирует небесную славу. Только самые большие храмы и храмы, которые посвящены Спасителю, завершаются золотыми куполами.

Совет

Купола небесно-синего цвета , украшенные золотыми звездами, напоминают о Рождестве Иисуса Христа и украшают церкви, посвященные Богородице.

Церкви же, которые посвящены святым, обычно украшаются серебряными и зелеными куполами. Зеленые купола могут быть и у Троицких соборов, поскольку зеленый — это еще и цвет Святого Духа.

Сами храмы также отличаются по цветам:Храм белого цвета – в честь Преображения и Вознесения Господня.Храм голубого цвета – Пресвятой Богородицы.Храм красного цвета – мученический.Храм зеленый цвета – преподобному.

Храм желтого цвета – святителю.

Как уже упомянули, количество глав, как и их форма (а также и цвет), может быть различным.

В основном храмы имеют один, три или пять глав, однако количество их может доходить и до 33.

Стоит Храм белого цвета – в честь Преображения и Вознесения Господня.Храм голубого цвета – Пресвятой Богородицы.Храм красного цвета – мученический.Храм зеленый цвета – преподобному.Храм желтого цвета – святителю.

Вот такие символы внешнего устройства храмов на сегодняшний день.Стоит упомянуть, что это не есть догмой, а это всего лишь хорошая традиция, которая не везде, да и не всегда соблюдается.

Стоит, правда, отметить, что вся символика – не всегда соблюдается в современном стоительстве.

Церковь Покрова на НерлиДмитриевский Собор во Владимире

Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле). Трехглавые храмы, символизируя Святую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде).

Обратите внимание

Церков Иоанна Лествичника в Московском КремлеГеоргиевский Собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде

Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар.

Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Собор Святой Софии в Великом НовгородеХрам Христа Спасителя

Существовали на Руси и семикупольные храмы, и в этом случае главы обозначали 7 таинств церкви и 7 Вселенских Соборов. Таким изначально был Успенский собор в Смоленске.

Встречаются и 9-, и 10-, и 13-, и даже 22- и 33-главые храмы. 9 куполов в этом случае будет обозначать число ангельских чинов, 13 — Христа и 12 апостолов, 33 — число лет земной жизни Иисуса.

Внешний вид храмов.

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.

Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава — купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб — основной объем храма. Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма. Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания , ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов (продольная галерея со сводчатым потолком с опорой на колонны). Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Подклет — нижний этаж здания. Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы. Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику. Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней. Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний. Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Ширинка — прямоугольная впадина в стене. Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко — шар на завершении купола под крестом. Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Изменения после монголов

В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.

Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.

Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector