«церковная архитектура не должна ставить те же цели, что архитектура светская»

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем

Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

  • на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • справа висит образ Спасителя;
  • за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
  • слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
  • на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
  • над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
  • над иконостасом располагается распятие;
  • рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.
Совет автора

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

  • Святого Престола, где совершаются Таинства;
  • небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
  • жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
  • маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Классицизм


Таврический дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»


Большой театр, Москва. Фотография: Геннадий Соловьев / фотобанк «Лори»

Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.


Русский классицизм

Откуда ошибки?

Когда за строительство берутся не профессионалы (фирмы-проектировщики, не занимавшиеся храмовым строительством, строители, экономящие на материале, попечители и подрядчики, диктующие свои условия), работа разваливается, подчеркивает храмоздатель. Такие случаи распространены как раз в ходе выполнения программы «200 храмов».

Петр Кондратьев, Екатерина Шеко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов привел и наглядные примеры ошибок при строительстве: храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Глухово Нижегородской области (церковь в стиле XVIII века украшена низкокачественными мозаиками, интерьер и иконостас не соответствуют внешнему облику), очень красивый храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Челябинске (мозаики не вписываются в архитектуру, делают его «псевдо»), а также церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в московском микрорайоне Братеево (первый из двухсот, планировалось строить из обмазанного кирпича — строители взяли облицовочный кирпич, сэкономили на работах).

Все эти храмы строились по проектам команды Андрея Анисимова, но результат не оправдал ожиданий именно из-за того, что не существовало единого коллектива, работающего над храмом от эскиза до иконостаса.

Приёмы строительства.

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий — с помощью подпружных арок и крестовых сводов — в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Разрез и план типичной романской базилики:

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Особенности архитектуры романского собора:● В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства;● Увеличение хора или восточной алтарной части храма;● Увеличение высоты храма;● Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);● Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн;● Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.

Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:

Самые красивые святыни Российской Федерации

Смольный собор воскресения Христова в Санкт-Петербурге

В продолжении разговора про Храмы России фото с названиями и описанием, следует рассказать о самых красивых Святынях.

Еще одна жемчужина северной столицы. Здание в стиле барокко, не заметить его просто невозможно. Величие и красота захватывают дух.

Это уникальное здание было построено по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного дворца, в котором она некогда жила. По плану – это крест, в углах которого стоят 4 церкви.

Архитекторы планировали построить один купол, но Елизавета настояла на пятиглавии. Храм получился необычным, так как все купола разных размеров и формы, что нехарактерно для православной архитектуры того столетия.

Нижняя часть фасада больше похожа на дворец, нежели чем на храм. Здесь сыграло роль пышное елизаветинское барокко. Архитектурное решение такого, что визуально при приближении здание уменьшается в размерах, однако от этого не становится менее богатым и величественным.

Если вам интересны побывать на экскурсии в Интерактивном Музее Истории России , то предлагаю посмотреть наше видео:

Храм можно посетить в любое время с 7.00 до 20.00 (окончание вечерней службы). Вход свободный.

Успенский кафедральный собор Смоленск

Во время нападок Речи Посполитой была взорвана взрывчатка не далеко от собора. Взрыв унес за собой много смертей и разрушил здание. Два века потребовалось для полного его восстановления.

Так долго, потому что архитекторы постоянно допускали ошибки в расчетах и чертежах, и здание то и дело, рушилось или косилось. Но, наконец-то, после долгих лет проб и ошибок собор был возведен.

Богато внутреннее убранство. Высота сводов 30 метров. Кругом резьба и позолота. Также там хранятся великие святыни, такие как пояс Богородицы, сандалии воина Меркурия и многие другие.

Статья о Смоленске здесь!

Храм открыт с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00. в воскресенье с 7.00 до 20.30. Вход бесплатный.

Сайт:

smol-kafedra.cerkov.ru

Успенский кафедральный собор Омск

Это одна из главных православных достопримечательностей города и основная святыня местной епархии. Во времена СССР здание пришло в негодный вид, но затем восстановлено на средства, собранные с пожертвований горожан.

Это архитектурная переработка знаменитого Спаса на Крови. Первый камень был заложен Николаем II в 1891 году. За времена войн и междоусобиц, здание разрушили и восстановили в 2007 году. Где на открытии нового собора присутствовало множество приглашенных артистов со всей России. В общей сложности 800 человек.

В этом же году переименовали площадь возле храма. Теперь она носит название «Соборная площадь». Здесь проходят все важные события города.

Этот собор занесен в каталог мировой храмовой культуры и носит статус уникального исторического памятника России.

Вход с 8.00 до 19.00.

Сайт:

omsk-sobor.ru

Церковь Воскресения Господня в Форосе

Это удивительно красивое место в Крыму. Расположена церковь на скале высотой 427 метров над уровнем моря. Создается впечатление, что здание парит в облаках. Есть смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на морскую гладь. Внизу популярный курорт – Форос.

Особенный шарм и красоту церкви придает специальная подсветка, которую зажигают в вечернее время. Церковь видно издалека, она выделяется даже в ночное время на фоне моря, гор и неба.

Сегодня церковь в Форосе – это место для богослужения и причастия горожан, а также одна из главных достопримечательностей Крымского полуострова.

Церковь преображения Господня Кижи

Церковь уникальна тем, что имеет 22 главы (по некоторым данным, ранее было 25 глав). Для русского зодчества такое многоглавие не характерно. Хотя в древних летописях есть упоминание о первом Софийском соборе в Новгороде, который имел 30 глав.

Много раз менялось внутреннее убранство храма. Была там и краска, и доски, и обои. Всероссийская экспедиция Центральных реставрационных мастерских отмечала разновременность в отделке.

Перед реставраторами стояла непростая задача – привести храм в подобающий вид и убрать все временные наслоения. Они справились. В 1980 году состояние храма признали аварийным и вынесли все убранство.

На данный момент церковь находится на реконструкции и внутрь попасть нельзя. Но можно посетить территорию музея-заповедника, в котором она расположена и посмотреть фасад снаружи.

Киевская храмовая архитектура

Первый каменный храм появился в Киеве сразу после крещения князя Владимира, его постройка началась в $989$ году, это была Десятинная церковь, которая до наших дней не сохранилась. Эта церковь стала наравне с княжеским двором архитектурным центром города. Десятинная церковь строилась по образцу Фаросской церкви Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе. Храмы в Киеве строились из плинфы.

Определение 1

Плинфа – тонкий плоский обожженный кирпич, светло-желтого цвета.

Мстислав Удалой развернул активное каменное строительство в Чернигове дабы затмить Киев. Центром дворцового комплекса стал Спасо-Преображенский собор, для своего времени просто огромный. Возводили храм византийские архитекторы. Храм был построен пятикупольный, с тремя апсидами, по форме крестово-купольный. Интерьер церкви также задумывался пышный – с фресками, мраморными колоннами, мозаикой. По задумке Мстислава в этом храме должен был проводить богослужения митрополит.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В это же время, а точнее – в $1037$ году, Ярослав Владимирович заложил постройку уникального для своего времени храма – Софии Киевской.

Замечание 2

Храм насчитывает $13$ куполов, пять апсид, пять нефов. В настоящее время он выглядит совершенно иначе, нежели при постройке.

Монументальное строение затмило черниговский храм. Вообще Ярослав стремился скопировать Константинополь: построил свои Золотые ворота и храм Святой Софии, это способствовало как духовному обогащению, так и укреплению Киева как политического центра. В период феодальной раздробленности, а в особенности после разрушения города монголами в $1240$ Киев пришел в упадок. Храмовое строительство южных городов развивалось по примеру киевских традиций.

ИНТЕРЬЕР

Анализируя общее впечатление, производимое интерьерами наших храмов, можно заметить два способа решения, две эстетические концепции. Первый, часто признаваемый идеальным, — модель Пасхальной Субботы. Низкие потолки, объем, разбитый на отдельные маленькие помещения. Общая колористика ночи: темно синий потолок, звезды, подобные звездам лампады. Тихая прикровенная атмосфера молитвы в ожидании Воскресения и Восхода Солнца. Таковы интерьеры новгородской Софии, Спасского собора Андроникового монастыря в Мосвке, Афон.

Другая модель представлена такими храмами, как Исаакиевский собор в Петербурге или Храм Христа Спасителя в Москве. Это модель Третьего Рима. Это цитата Собора апостола Петра в Риме. Здесь есть что-то от главного храма Рима — Пантеона. В Храме Христа Спасителя главное ощущение возникает от легко читаемой идеи соборности власти, народа и Церкви. Все предназначено для отражения величества и мощной торжественности.

Продолжением темы Храма Субботы мог бы стать Храм Воскресения, весь светлый, наполненный солнцем, сияющий и заставляющий сиять народ, иконы, пространство.

Продолжением темы Третьего Рима мог быть стать Храм Пасхального Пира или Рая, как завершение идеи Рима, образом Рая. В этом случае мы могли вспомнить наших предков, прибывший в Константинополь в поисках веры и воскликнувших:

— Не знаем, где мы были, на земле или на небе!

Поиск новых форм — не самоцель, а обновление понимания своего места в Церкви, раскрытие новых граней величия и устройства Церкви. Сегодня наша храмовая архитектура очень и очень тихо и невнятно говорит о том, о чем она должна свидетельствовать во всеуслышание — об устройстве мира, о нашем месте в мире, о Рае. Задача христианского православного сообщества внести ясность в реальное положение вещей в храмостроительстве и восприятии образа Церкви.

«Нужны ли мы нам», или Еще раз о соборности

Ирина Языкова в шутку назвала свой доклад «Нужны ли мы нам?». (По окончании выступления Дмитрий Сладков переспросил ее, помнит ли она, что этот вопрос задавался в кабинете заведующего отделом Смысла Жизни НИИ ЧАВО, бывшего инквизитора Кристобаля Хозевича Хунты в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Конечно, помнила!)

Ирина Языкова

Доклад посвящался соборности. Недавно, рассказала докладчица, в коломенской семинарии, где она преподает, произошел скандал: иконописцы палехской школы, расписывая новый храм, сделали ошибки в подписях — неправильно расставили титлы. На справедливое возмущение мастера отмахнулись: все равно эти титлы никто не читает.

А когда приехал архиерей, первое, на что он обратил внимание — это ошибки в надписаниях. -А все из-за того, что забыли спросить у людей, которые тут же и преподают! — утверждает Ирина Языкова

— И это — один из миллионов случаев конфликтов

Очень важно не забывать и общину. Любое церковное деяние — соборно

Ни Патриарх, ни священник не могут просто взять и продиктовать. Хотя диктуют. Я уже выступала о том, что для церковного лексикона слова «заказчик» и «исполнитель» неприменимы. Священник, приход, монастырь — не заказчик, а такой же участник процесса создания храма. А иконописец, если он церковный человек, не может быть только исполнителем, как нельзя быть исполнителем молитвы

-А все из-за того, что забыли спросить у людей, которые тут же и преподают! — утверждает Ирина Языкова. — И это — один из миллионов случаев конфликтов

Очень важно не забывать и общину. Любое церковное деяние — соборно

Ни Патриарх, ни священник не могут просто взять и продиктовать. Хотя диктуют. Я уже выступала о том, что для церковного лексикона слова «заказчик» и «исполнитель» неприменимы. Священник, приход, монастырь — не заказчик, а такой же участник процесса создания храма. А иконописец, если он церковный человек, не может быть только исполнителем, как нельзя быть исполнителем молитвы.

Уже подводя итог конференции, Ирина Языкова вновь вернулась к теме соборности.

-Наконец-то собрались архитекторы и иконописцы! Мой пафос — чтобы, наконец, все объединились: те, кто преподают, и те, кто уже пишут, те, кто строят, и те, кто заказывают, строительство. Давайте эту встречу поддерживать!

Древняя архитектура

Интерьер Карнакского храма

Древняя сакральная архитектура включает в себя неолитическую архитектуру, древнеегипетскую архитектуру и шумерскую архитектуру. Древние религиозные здания, в частности, храмы, часто рассматривались как место обитания богов и использовались в качестве места проведения ритуалов и жертвоприношений. Древние гробницы и погребальные сооружения также являются примером архитектурных сооружений, отражающих религиозные верования разных народов. Карнакский храм в Фивах строился 1300 лет, и его многочисленные храмы скорее всего являются самой крупной религиозной структурой из когда-либо построенных. Древнеегипетская религиозная архитектура очаровала археологов и захватывала воображение людей на протяжении тысячелетий.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.


Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.). О православных храмах:

  • Храм Стретения Господнего в Санкт-Петербурге
  • Церковь Серафима Вырицкого в Вырице
  • Исакиевский собор Санкт-Петербурга

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).


Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Церковь Покрова на Нерли

Знаменита на весь мир архитектура церкви Покрова на Нерли. Она отличается легкостью, светлостью, это истинный шедевр владимиро-суздальской архитектурной школы. Изящество, проявившееся в архитектуре церкви Покрова на Нерли, стало возможным благодаря идеальному сочетанию постройки с окружающей средой – русской природой. Примечательно, что храм занесен в список мировых памятников ЮНЕСКО.

Постройка отражает путь вверх, к Богу, а дорога к ней является своеобразным паломничеством. Сведения о церкви сохранились в Житии Андрея Боголюбского. Возведена она была в 1165 году, это был мемориал для княжеского сына Изяслава. Он погиб в войне с Волжской Булгарией. По преданию, белые камни сюда перевезли из поверженного Булгарского княжества.

Примечательно, что описания архитектуры церкви Покрова на Нерли содержат множество сравнений этой постройки с белым лебедем, плывущим по воде. Это невеста, стоящая у алтаря.

От здания непосредственно 12-го столетия остались квадрат – остов с главой. Все остальное оказалось разрушенным со временем. Восстановление произвели в 19-м веке.

В описаниях памятника архитектуры церкви Покрова на Нерли содержатся сведения о вертикальности стен. Но по причине вымеренных пропорций они выглядят наклонными, за счет такого оптического эффекта здание выглядит более высоким, чем есть на самом деле.

Церковь обладает простым, без изысков внутренним убранством. Фрески оказались сбитыми со стен в ходе реставрации 1877 года. Однако имеется иконостас с иконами.

На наружной поверхности осталось немало настенных рельефов. Здесь проносятся библейские фигуры, птицы, животные, есть и маски. Центральной фигурой является царь Давид, который читает псалмы. Сбоку от него находится лев, олицетворение его власти. Поблизости имеется голубь – знак духовности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector