Покровская церковь в высоко-петровском монастыре (москва)

Церковь Покрова на Нерли — история строительства, фото

Принято считать, что история церкви Покрова на Нерли началась в 1165 году, всего через 7 лет после основания Боголюбова. Храм был построен в память о старшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе Андреевиче, который умер вскоре после победоносного похода на камских татар. Но существует и альтернативная версия, согласно которой годом строительства храма Покрова на Нерли считается 1158 год.

Церквей, освященных в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в России и за ее пределами очень много, но вероятнее всего, Покрова на Нерли была первой церковью Покрова, так как именно Андрей Боголюбский в середине XII века установил этот праздник.

Несмотря на свой довольно аскетичный вид, церковь кажется идеальным архитектурным сооружением, в котором нет ничего лишнего. Но это на наш взгляд, а кто-то наоборот говорит, что уродливее этой церкви ничего не видел. Как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Существует легенда, согласно которой Великий Князь Андрей Боголюбский привез «белый камень» для строительства церкви Покрова на Нерли из Булгарского царства, но это всего лишь красивая легенда, потому что анализы камня и исторические факты полностью противоречат этой легенде.

Церковь Покрова на Нерли построена на искусственном холме, недалеко от того места, где раньше находилось место впадения Нерли в Клязьму. Церковь была построена таким образом, чтобы князь Андрей мог видеть храм из окон своего терема.

Весной, во время половодья, территория вокруг церкви почти полностью находится под водой, так что добраться туда можно только вплавь или на лодке. Фотографии, сделанные ранней весной — одни из самых красивых. Летом рядом с церковью можно совершенно спокойно гулять, не боясь утонуть.

Чтобы противостоять потокам воды, которые ежегодно должны были наносить серьезный вред храму, применена особая технология постройки фундамента. Обычный фундамент был заложен на глубине 1.6 метра, после чего были построены стены высотой более 3.5 метров, которые засыпали глинистым грунтом рукотворного холма. Таким образом, фундамент церкви расположен на глубине более 5 метров — это и позволяет вот уже 850 лет противостоять водным потокам.

Если внешний образ храма, построенного в XII веке, дошел до наших дней почти без изменений, то первоначальные внутренние фрески и росписи были утрачены в 1877 году.

Сейчас в  храме Покрова на Нерли регулярно совершаются службы, а в остальное время церковь открыта, как музейная экспозиция. Фотографировать в храме запрещено, но поверьте на слово — внутри церковь Покрова на Нерли тоже очень красивая.

Рядом с церковью Покрова на Нерли находится небольшая пасека и прокат лодок, который был закрыт. Кстати здание, в котором разместился прокат, это бывшее здание Трехсвятительской церкви, построенной в 1884 году. Другие строения в XX веке разобрали, чтобы они не портили визуальное восприятие храма.

В конце 1992 года, в составе других древнерусских белокаменных памятников Владимира и Суздаля, храм был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что сделало его еще более популярным туристическим объектом.

Рядом с церковью милая девушка совершенно бесплатно рассказывает краткую историю строительства храма Покрова на Нерли, а также интересные истории, которые случаются весной, когда к церкви можно добраться только на лодке. У нее же можно приобрести красивейшие фотографии и книги о церкви.

Посещение церкви Покрова на Нерли не займет у вас много времени, поэтому не стоит планировать поездку в Боголюбово на целый день. Гораздо лучше совместить визит сюда с посещением Боголюбского монастыря, а также поездкой в Суздаль и Владимир.

Если у вас в запасе два выходных, то это получится отличное путешествие выходного дня, наполненное яркими эмоциями и интересными местами. Во Владимире и Суздале много хороших и недорогих отелей, в которых можно остановиться, тогда даже водители смогут попробовать вкуснейшую суздальскую медовуху.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

О том, что интересного посмотреть во Владимире и Суздале, читайте в отдельных больших материалах — Достопримечательности Владимира и Суздаль — столица Золотого Кольца.

Каково положение уникального храма в наши дни

В 1992 году Покровскую церковь и еще ряд других древних храмов и памятников зодчества Владимирщины внесли в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Масштаб значения этих православных святынь, их роль в истории и культуре человечества получили официальное подтверждение на глобальном уровне. 

Прилегающие к храму земли ранее были преобразованы в государственный историко-ландшафтный комплекс. Там предусмотрены различные зоны — усиленной охраны, заказного режима и рекреационная зона. Практически круглый год туда устремляются люди не только из разных уголков России, но и со всего мира. 

Как пишут в своей книге Татьяна Петровна Тимофеева и Светлана Михайловна Новаковская, князь Боголюбский старался перенести в свои владения «священные реалии» Иерусалима, Константинополя и Киева. Все церкви, появившиеся в годы его правления, олицетворяли, по словам исследовательниц «проповедь в камне». 

В оформлении этой церкви практически впервые был символически воплощен идеал русских правителей того времени. Образ царя и пророка Давида олицетворял власть, которая дана им от Бога. При создании и оформлении храма также запечатлели идею об особом покровительстве Христа и Богоматери, которое распространялось на окружающие церковь земли. В скульптурной форме на века там было выражено видение непрекращающегося противостояния добра и зла, борьбу Христа и дьявола. 

Известно немало подражаний и творений, возникших после впечатлений от архитектурной мысли Покровской церкви на Нерли. 

Знаменитый советский архитектор Леонид Павлов побывал в окрестностях Боголюбова в середине прошлого века. Позднее он пытался повторить увиденное в Покровской церкви, когда работал над созданием станции метрополитена «Добрынинская» (в советские годы она была «Серпуховская») в Москве. Выросший в этом районе столицы известный поэт Андрей Вознесенский позже писал об этой «самой сердечной из московских станций», где отражена «лиричность владимирского зодчества». 

В последние годы появляются воспроизведения уникальной церкви, их создают в разных уголках России и даже за рубежом. Сразу два храма, напоминающие очертаниями Покровскую церковь, не так давно украсили Балашиху в Подмосковье. А в австрийском Ла-ан-дер-Тайя возвели храм Архистратига Михаила, который выглядит как копия меньших размеров. Вырезанные из камня элементы доставлялись для него из России, над ними работали отечественные мастера. 

Храм св. равноап. кн. Владимира, хутор Аргатов.

Один из храмов, созданных по образу церкви Покрова на Нерли украшает хутор Аргатов Краснодарского края. Он посвящен равноапостольному князю Владимиру.

Елена Калашникова

Это интересно:

О чем молятся, и какие молитвы читают перед иконой

  1. О заступничестве от Божьего гнева при осознании, что совершили нехороший поступок.
  2. Если прийти в храм в Покров и помолиться, Божья Матерь обеспечит вам свою защиту на целый год.
  3. О рождении детей и благополучных родах, о защите семьи от болезней и злых людей.
  4. Родители молятся за здоровье и счастье детей, за выбор правильного жизненного пути.
  5. О восстановлении мира и благополучия, если в стране начались тяжелые времена.
  6. О получении хорошего урожая при стихийных бедствиях и плохих погодных условиях.
  7. Перед сражением — о победе, если идет борьба за благое дело.

Просить нужно за себя, родных, знакомых. Только искренние молитвы, идущие от чистого сердца, и настоящая вера способны творить чудеса.

Перед иконой читаются «О Пресвятая Дева, Мати Господа…», «Царице моя Преблагая…», тропарь и акафист Покрову Святой. Закончив молиться, перекреститесь и побудьте наедине со своими мыслями. Матушка всех услышит и поможет каждому, кто обратится к ней за помощью.

Местонахождение первых икон Покрова

Самые древние из сохранившихся икон относятся к 14 в. и хранятся:

  • в Третьяковской галерее — из Суздальского Покровского монастыря, 14 в.
  • в Национальном художественном музее Украины — из Восточной Галиции
  • в Новгородском музее — из Зверина монастыря

В начале 16 века на стене храма Ферапонтова монастыря появилась монументальная картина Покрова, написанная Дионисием. По сравнению с лаконичным изображением на Суздальских вратах, в дионисиевской фреске были изображены все подробности андреева видения и связанные с ним предания.


Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.

Судьба храма в последующие века

Новая веха в истории храма началась после кончины Боголюбского, вероломно убитого в его же замке своими боярами. Русский правитель погиб в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. Во искупление этого злодеяния в Боголюбове спустя некоторое время было решено создать монастырь. Когда именно это случилось, никто не знает. Предположительно, обитель появилась при преемниках Андрея Юрьевича, уже в начале XIII века. Примерно в тот же период женский монастырь мог возникнуть и на берегу Нерли. 

Храм и его галереи впервые пострадали, когда народные волнения обхватили те места после убийства князя. После волны сражений, происходивших в период княжеских междоусобиц, наступил тяжелый период татарского разорения. 

При Екатерине II монастырь при церкви, как и множество других, был упразднен. Вскоре после этого храм едва не разобрали на камень. Владимирский епископ даже выдал соответствующее разрешение игумену Боголюбовского монастыря, который хотел строить новые врата. Однако ему не удалось договориться с крестьянами. Возникшие разногласия с подрядчиками, которых не устраивала сумма, обещанная за разборку, и спасли тогда этот уникальный храм. 

Советские годы 

В 1927 году в Боголюбов монастырь прибыли беспризорники, для которых власти решили организовать там специальное заведение. Руководству губернского музея удалось тогда заключить с властями особое соглашение об организации экскурсий к уникальным памятникам XII века. В результате сотрудники получили возможность периодически осматривать состояние монастыря и церкви. Придя туда в очередной раз, музейщики не смогли скрыть ужаса — помещения изменились до неузнаваемости.  

Несмотря на государственную охрану, молодое поколение варварски относилось к многовековым зданиям. Когда пионеров отправили на лето к Покровскому храму, они практически во всем подражали взрослым. Забирая иконы из иконостаса и разводя костры в притворе, беспризорники совершенно не сомневались в правильности своих действий. До этого они видели, как кипятят воду в Андреевском придельном храме Боголюбова монастыря, а в часовне, куда в XII веке были принесены останки убитого князя Андрея, и вовсе организовали склад. 

Вскоре после этого обезглавленная Трехсвятительская церковь была превращена в жилые помещения. Эти порядки сохранялись там в течение более сорока лет. 

Церковь Трех святителей в наши дни.

Не так давно в местных архивах обнаружились документы, рассказывающие о довоенных временах. Бумаги свидетельствуют, что в 1941 году, незадолго до начала ВОВ над церковью Покрова на Нерли снова возникла угроза разрушения. План по созданию ГЭС предполагал затопление обширной территории. 

Владимирский краеведческий музей успел связаться с гидростротелями. Специалисты убеждали начальство Ковровского гидроузла, что речь идет об уникальном памятнике, который находится под защитой государства — храм нельзя трогать, не получив разрешение из Москвы. Началась долгая бумажная волокита, в рамках которой пытались согласовать сооружения, способные обезопасить Покровскую церковь. 

Ведущие советские ученые, обеспокоенные планами по созданию водохранилища, готовились к поездке в Боголюбово, чтобы оценить ситуацию. Было очевидно, что необходимо геологическое обследование. Приезд экспертов из Академии архитектуры планировался на 24 июня 1941 года. Состоялся ли он, архивы умалчивают. В военный период обо всех мероприятиях по созданию плотины пришлось забыть, и потом они уже никогда не возобновлялись. Не поднимались впоследствии и вопросы затопления земель в Суздальском районе.  

Богородица Покрова: значение иконы

На образе, изображающем явление Матери Иисуса Христа, запечатлено Её явление в храме. Она изображается в виде оранты (с раскинутыми руками и раскрытыми, обращёнными к зрителю ладонями) либо с омофором. Иногда композиция дополняется ликами Андрея Юродивого, Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, других святых и ангелов, сопровождавших явление Богоматери. Также могут встречаться фигуры Романа Сладкопевца и коленопреклонённых людей на амвоне храма (в нижней трети иконы).

Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы – Её чуткость и отзывчивость ко всем, кто испытывает в ней нужду. Эта икона призвана помочь нам осознать великую милость Богородицы, повсеместно простилающей над миром сияющий священный покров, осеняющий всех живущих Божьим светом. Хотя видение распростёртого омофора исчезло, но незримо он продолжает пребывать над человечеством, даря верующим ощущение защищённости и благодати. Любовь Девы Марии к людям неоспорима, она помогает выстоять в самых неблагоприятных обстоятельствах, болезнях или трудностях. Поэтому верующие, добавившие в свой домашний иконостас этот образ, вскоре замечают, что в душе появляется особая возвышенная радость, тихое спокойствие и уверенность в поддержке, ведь незримо Её защита продолжает пребывать с каждым из нас.

Возрожденная церковь

Проект восстановления архитектурного памятника был подготовлен известным архитектором и реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым. В 1956 году он произвел тщательные замеры и составил подробные чертежи, чтобы можно было отреставрировать утраченные детали и заменить деревянную обшивку. Однако, эти разработки пролежали невостребованными почти 50 лет.

Церковь начали отстраивать заново в 2003 году с установки Поклонного креста. Для здания использовался отборный карельский лес, который был заготовлен в пригородах Петрозаводска. В фундамент церкви положили камни, оставшиеся от сгоревшего Покровского храма.

Строительные работы заняли 5 лет и были закончены в 2008 году. Торжественный обряд освящения возрожденного храма прошел 14 октября, в праздник Покрова Богородицы.

Новая церковь стала архитектурной доминантой комплекса «Погост храма Покрова Пресвятой Богородицы». Рядом с храмом красуются новодельная колокольня, Святые врата, часовня Спаса Нерукотворного и деревянная ограда.

Слева направо: часовня Спаса Нерукотворного, церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Храм в 1888 году

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Видение блаженного Андрея

В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.

Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.

Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» — прошептал верный друг и ученик святого.


Андрей Юродивый

Видение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.

Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение, сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.

Влахернская церковь существует и сейчас. Практически это новое здание на месте старого, расположенное на окраине Стамбула. Стены украшены сценами андреева видения. Однако праздник Покрова не чествуется здесь так пышно, как в России.

О других Богородичных праздниках:

  • Благовещенье Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых и любимых у православных христиан. Отмечается он ежегодно 14 октября во всех храмах и церквах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector