Покровский монастырь в суздале

Краткая история

Будто бы здесь, на восточной окраине Суздаля в 990 году была построена дубовая церковь, в которой суздальцы приняли христианство. Достоверно установлено, что Василевский монастырь уже существовал в XIII веке, о чём свидетельствует запись ростовской княгини Марии (в иночестве Марины) о дарованных обители землях.

Свято-Васильевский монастырь с высоты птичьего полёта

Располагаясь на дороге, ведущей от Суздальского Кремля на Кидекшу и Нижний Новгород, Василевский монастырь был важным форпостом городской крепости. В 1237 — 1238 годах полчища татаро-монголов разграбили обитель, но позднее она была вновь восстановлена. В писцовой книге Суздаля указано, что в 1628 — 1630 годах монастырь имел пять монашеских келий и деревянную ограду.

В XVII веке Васильевская обитель владела пашнями, вотчинами, заселёнными крестьянами, земли обрабатывались «на потребу» монастыря и сдавались внаём. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, изъявшей церковные владения в пользу государства, Васильевский монастырь в Суздале был переведён в разряд заштатных, то есть «оставлен быть на своём пропитании».

Общий вид на Свято-Васильевский монастырь

Заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные пожертвования народа, либо за счёт соседствующих с обителью ненаселённых земель, обрабатываемых монахами собственными силами. В 1923 году Васильевский монастырь был упразднён советской властью, а в 1995 году по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Евлогия началось возрождение обители. Сегодня при Васильевском монастыре в Суздале действует гостиница, где можно остановиться на ночлег, планируя осмотреть достопримечательности города.

Шатровая колокольня Покровского монастыря

Шатровая колокольня Покровского монастыря

В ансамбле Покровского монастыря, близ собора находится ещё один архитектурный объект, заслуживающий не меньшего внимания, чем сам Покровский собор. Это пристроенная к собору, по средствам изысканно отделанной, крытой галереи шатровая колокольня 16-17 веков.

В нижнем ярусе колокольни находится восьмигранная церковь, возведённая в 1515 году, и изначально увенчанная одним куполом. Спустя полтора столетия, в конце 17-го века, она была надстроена этажом с крупными арочными проёмами и возвышающимся остроконечным шатром.

Шатёр, в свою очередь, был украшен тремя ярусами окон-слухов. Внутри колокольни висело шесть колоколов: три крупных колокола и три миниатюрных – «зазвонных».

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.

Вид на Васильевский монастырь в Суздале

По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Врата Васильевского монастыря в Суздале

Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Сретенская трапезная церковь

В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленныхСхема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Покровский женский монастырь в г. Суздаль

Описание Покровского женского монастыря в г. Суздаль

Покровский женский монастырь расположен на реке Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI-XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.

Центральным памятником ансамбля является Покровский собор (1510-1518), который отличает монументальность архитектурного решения. С четырех сторон здание окружает открытая галерея, порталы собора богато декорированы. Под зданием Покровского собора находиться усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра, дочь Ивана III, Соломония Сабурова жена Василия III, Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, Анна Васильчикова, жена Ивана IV, Евдокия Нагая, первая жена Владимира Старицкого, Евпраксия Пожарская и др.

В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. В 1950-1960-е годы монастырские постройки реставрировались, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

С 1992 года монашеская жизнь возродилась в древней обители. В настоящее время монастырь — действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 70-х годах на месте обветшавших старых домов для гостиничных номеров суздальского туристического комплекса.

Паломнические поездки к Покровскому женскому монастырю в г. Суздаль

  • Поездка из Бобруйска в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Мозыря в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Минска в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Гомеля в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Могилёва в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Москвы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Саратова в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Ликино-Дулёво в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Суздаля в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Краснодара в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Киева в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Москвы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Москвы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Петушков в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Владимира в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Куровского в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Житомира в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Москвы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Одессы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Волгограда в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Орехово-Зуево в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Владимира в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Коломны в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Винницы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Москвы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Ярославля в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Воронежа в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Владимира в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Покрова в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Москвы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Краснодара в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Ярославля в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Владимира в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Зарайска в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Красноярска в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Дмитрова в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Минска в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Йошкар-Олы в Покровский женский монастырь в г. Суздаль
  • Поездка из Самары в Покровский женский монастырь в г. Суздаль

Ризоположенский монастырь на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КРЕСТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЛАЗАРЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИПИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦАРЕКОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СИМЕОНА

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ХРАМ

КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОСАДСКИЙ ДОМ

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Монастырская звонница

Александровский мужской монастырь

Статья: Александровский мужской монастырь

Общий вид Александровского монастыря

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Вид на святые ворота Александровского монастыря

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Смоленская церковь в быв. слободе Скучилихе

Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1696–1706 годах в слободе Скучилихе, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина.

Смоленская церковь в Суздале

Четверик пятиглавого храма имеет небольшую паперть. Широкие плоскости стен имеют по три высоко расположенных окна, обрамленных декором из полуколонок и килевидного фронтона. Колонки наличников на северной стороне имеют более изящный рисунок. Главки установлены на тонкие и высокие глухие барабаны. В верхней части стен карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.

История монастыря

Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.

Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.

В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.

Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.

Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.

Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»

Регистрационный номер: 331520003960006

История Покровского монастыря

В Суздале эта православная святыня была выстроена князем Андреем Суздальско-Нижегородским. Изначально она была возведена из дерева. Те постройки до наших дней не сохранились. Расцвет обители пришёлся на век XVI. Василий III в ту пору пожертвовал суздальскому монастырю огромные средства. Эти деньги были использованы для того, чтобы построить каменный Покровский собор и Святые врата, которые сохранились до текущего времени. Также в тот период были возведены:

  • Надвратная церковь;
  • храм Происхождения Честных Древ Креста Господня;
  • колокольня.

В Покровский монастырь часто заточали узниц, в том числе из знатных родов. Среди первых была Соломония Сабурова — супруга Василия III. Она была обвинена в бесплодии и насильно пострижена в монахини. В монастыре она приняла имя София

Соломония вела подвижнический образ жизни и привлекла к обители внимание боярских и княжеских родов. Благодаря этому, строительство каменных сооружений продолжалось

Иван Грозный после смерти своей годовалой дочери выстроил на территории обители Зачатьевскую церковь — в честь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. А после взятия Казани царь даровал Свято-Покровскому женскому монастырю города Суздаля чудотворную икону Богоматери Одигитрии, которая была богато украшена золотом и драгоценными камнями.

Пребывала в Покровском монастыре (Pokrov monastir) в заточении и первая супруга Петра I — Евдокия Богдановна Лопухина. Царь отправил её сюда за несогласие с его реформами. Она ежедневно посещала службы, щедро жертвовала монастырю материальные средства и выстроила небольшой храм с приделом в честь святого преподобного Алексея — покровителя её сына.

Жизнь обители нарушила революция 1917 года. Представители новой власти разорили монастырь, расстреляли настоятельницу и нескольких сестёр. В 1923 году обитель была закрыта, а монахини — выселены. После этого церковные помещения были переданы музею. Дома монахинь были сданы для проживания, ветхие постройки были сломаны.

С 1933 года в обители расположилась военная биолаборатория особого назначения ОГПУ, в которой шла разработка биологического оружия. Интересный факт — именно в этой лаборатории была разработана вакцина против туляремии. После того как лаборатория съехала, монастырь был отдан детскому дому, а через некоторое время его место заняла воинская часть.

В 50—60 годы XX столетия обитель была отреставрирована и в ней был открыт музей. В 80-е годы монастырь отдали под туристический комплекс, в котором функционировали:

  • ресторан;
  • гостиница;
  • бар;
  • концертный зал.

В 1992 году монастырь был возрождён к монашеской жизни. Он стал одним из первых возрождённых во Владимирской области. Первая служба совершилась в обители в пасхальную неделю. Некоторые постройки были отреставрированы, другие же — выстроены заново. Освящение собора состоялось в 1994 году. В 1995 г. покровцы вновь стали почитать преподобную Софию Суздальскую (в миру Соломония Сабурова) и обитель обрела её мощи, которые помещены в усыпальницу собора.

Сегодня при монастыре работает воскресная школа, открыты иконописная и швейная мастерские, в селе Менчаково было построено монастырское подворье, в обители воспитываются девочки-сироты. Монастырь стал одним из мест, куда стремятся православные паломники. Люди приезжают из разных регионов нашей страны и даже из других стран, чтобы поклониться святыням обители.

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году.

Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Покровский собор

Покровский собор в Суздале

Центральной частью монастырского ансамбля Свято-Покровского монастыря является Покровский собор. Трёхглавый, он возвышается на четырёх столпах, а в нижней его части находится высокий подклет. В этом подклете и находится усыпальница знатных монахинь обители Суздальской.

Возводился сей собор по указанию Василия третьего в 1510 – 1518 годы. Причём возводился с расчётом на серьёзную оборону собора. (В восточной стене, под оконцами, реставраторами были обнаружены бойницы – свидетельство подготовки к возможной обороне.).

Внутреннее убранство собора было минимальным, скупым на украшения и вензеля. Белые стены и чёрная плитка на полу словно говорили об истинном предназначении храма.

Украшали собор лишь великолепно написанные иконы и предметы искусного художественного рукоделия. В целом, всё внутреннее убранство собора было максимально простым.

Многие изменения претерпела архитектура и внутреннее убранство Покровского храма, в 17 и 18 веках его активно изменяли. Сегодняшний внешний вид был предан храму в 1962 году. И он максимально приближен к изначальному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector