Малый трехсвятительский переулок, 3

По следам классицизма

Архитектурный облик квартала церкви Трех Святителей весьма разнообразный. Классические здания соседствуют с домами в стиле «эклектика», а постройки модерна отсылают к средневековой готике. Характерен для исторической застройки Нижнего и народный стиль: его элементы в виде глухой и сквозной резьбы можно увидеть почти на каждом здании.

Угловой дом на улице Студеная, 48 — практически единственный образец классицизма, сохранившийся в чистом виде. Каменный дом 1855 года постройки принадлежал когда-то нижегородской мещанке Марии Чужестранцевой. В середине XIX века предписывалось строить по образцовым проектам: их составляли российские зодчие и утверждали высочайшие архитекторы. Строитель дома Чужестранцевой Шуменский-Глицевич не отступал от канонов: классический декор, рамочные наличники, низкие фронтоны, нечетное количество световых осей (окон), полуциркульные окна в них — все выдает принадлежность классицизму. Сейчас здание нежилое, в нем располагаются коммерческие организации. Дом не имеет охранного статуса, но является ценным объектом градостроительной среды.

Фото: Мария Носырева

В квартале церкви трех Святителей есть еще несколько похожих объектов, но уже не чисто классического стиля. Так, дом по улице Студеной, 45 возведен по канонам классицизма: об этом свидетельствуют низкий фронтон, три световых оси. Однако имеется отступление — декор, выполненный в народном стиле. Это глухая резьба и ее традиционный элемент — плетенка.

Первым владельцем этого дома был Н. В. Ивениус. Он принадлежал к семье обрусевших немецких аптекарей и врачей Ивениусов. Точная дата постройки неизвестна — приблизительно это 70-е годы XIX века. Именно тогда архитекторам уже разрешили отступать от предписанных образцов. Русские мастера начинают возводить дома в традициях народного зодчества. В то же время резчики, якуши и плотники из деревень привносят свою эстетику в город.

Фото: Мария Носырева

Расположенный по соседству объект на улице Студеной, 47 является образцом более позднего классицизма. Изначально этот дом принадлежал губернскому секретарю Я. Л. Флоренскому. В 1876 году его построил архитектор Кострюков по классическому проекту. И все же здесь присутствуют элементы народного зодчества в виде резных наличников. Сейчас обе постройки по улице Студеной, 45 и 47 — нежилые, расселены и дожидаются своих инвесторов. Обе имеют статус выявленных ОКН.

Фото: Мария Носырева

Более радостная судьба у их «собрата» по улице Новой: дом № 22а жилой, в этом году его отреставрировали в рамках фестиваля «Том Сойер Фест». Это тоже яркий образец классицизма с тремя окнами и низким фронтоном. Однако наличники выдают народный стиль: видна все та же сквозная резьба. Хозяевами является семья Начинкиных, а само здание выявлено как ОКН. 

Фото: Мария Носырева

 А вот другой красивейший объект деревянного зодчества на улице Студеной, к сожалению, утрачен: дом с резными наличниками и фронтоном снесли несколько лет назад. 

Фото: Станислав Дмитриевский

История постройки

С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.


Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва

Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.

Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.

Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.

Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.

Современное состояние

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы, которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский — автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи, на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери «Воспитание». Список с иконы «Воспитание» находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню — икону Божией Матери «Прозрение очес». В наш храм мы приходим не «стоять» на службе, а жить. И центр этой жизни — Литургия, где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь — это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме — будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание — становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии — такое счастье нам дал Господь.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Архитектурный эксперимент Левкова

Необычный двухэтажный особняк на пересечении улиц Студеной и Славянской (Студеная, 49), судя по всему, принадлежал когда-то богатому владельцу. По словам Стаса Дмитриевского, изначально эта усадьба была «крошечкой в три окошечка». Когда в конце XIX века дом приобрел торговый крестьянин А. Н. Седов, он захотел его расширить, чтобы открыть здесь торговую лавку. Хозяин заказал проект модному в то время архитектору Левкову.

Строение получилось довольно необычным на вид. Второй этаж украшают три эркера.

Шатровые формы, а также полукруглые фронтоны с вазонами отсылают нас к архитектурному стилю модерн. На него указывают также полукруглые двери.

Фото: Мария Носырева

Параллельно с домом строились и флигели: в них располагались служебные помещения. Кстати, в усадьбе Седова флигели неодинаковые, каждый из них имеет свою планировку и архитектуру, хотя хозяин и даже архитектор у них один. Просто он экспериментировал. 

В настоящее время одна из квартир в доме по улице Студеной, 49 жилая. Единственный хозяин Роман остался здесь после того, как выиграл суд, остальных жильцов расселили. Главным аргументом в суде стало то, что дом выявлен в качестве ОКН и у государства имеются обязательства по его сохранению. Прокуратура встала на его сторону в суде, и он остался.

По замечанию Стаса Дмитриевского, дом Седова — один из самых сложных объектов для реставрации и потребует вложений не менее 50 миллионов рублей. Дело в очень плохом состоянии фундамента с задней стороны, к тому же часть стены нуждается в перерубке. В идеале из усадьбы Седова можно было бы сделать гостиницу и хостелы с историческим интерьером. Главное — найти инвестора.

Фото: Мария Носырева

Святитель Василий Великий

День памяти 1 января (14 января по старому стилю). 

Святой Василий родилсся в 330 году в Кесарии Каппадокийской, в семье понтийского ритора (адвоката того времени) Василия и Эмилии. В семье, кроме Василия было ещё 8 детей. В один день с Василием Великим церковь чтит память всей семьи:

  • Святого Василия Старшего (отец)
  • Преподобной Емилии (мать)
  • Григория Нисского (брат)
  • Святителья Петра (брат)
  • Праведного Навкратия (брат)
  • Преподобной Макрины (сестра)
  • Блаженной Феосевии (сестра).

После получения начального образования, Василия отправили в Византию для продолжения учёбы. В 351 году юноша отправился в Афины, где процветали наука и искусство. Здесь он изучал риторику, философию, астрономию, геометрию, медицину, физику и многое другое. Во время учёбы в Афинах, Василий Великий подружился с Григорием Богословом и эта дружба продолжалась всю жизнь.

Святитель Василий Великий

После Афин Святитель вернулся в Кесарию, где занимался риторикой, как и его отец. Вскоре он отправился в паломническое путешествие в Египет, Палестину, Месопотамию и Сирию, чтобы поближе познакомиться с монашеством — «наукой из наук» монашеством. Строгий, аскетический образ жизни пришёлся Василию по душе, так, что он даже отправился на Понт и в течение пяти лет (357-362) монашествовал.

Василий намеревался остаться в уединении навсегда, но смерть епископа Кесарийского Евсевия изменила ход событий. Народ Кесарии просил Василия занять место епископа и после своего избрания, он был вынужден вернуться в Кесарию. Святитель оставался епископом Кесарийским в течение девяти лет, а дела совершённые им за это время послужили примером для будущих поколений. Он основал благотворительные общества по уходу за бедными и больными, известные как «Василиады».

Василий Великий внес решающий вклад в формулировку догмата о Святой Троице. Отдельного внимания также заслуживает написанная Святителем Божественная литургия («Литургия Василия Великого»).

Его работы делятся на догматические, антиарианские, аскетические, практические, беседы и послания.

Всю свою недолгую жизнь он боролся за единство христианской церкви, которая в те времена изнывала от разных ересей. Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. 

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.


Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Лютеранская церковь в Москве

Лютеранская церковь в Москве расположена в Старосадском переулке, 7/10. Там находится главный собор Евангелическо-лютеранской церкви России — Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла.

Здание, которое вы видите на фото, построено в 1819 году. В советское время в соборе был открыт кинотеатр, потом здесь размещалась студия «Диафильм», а сам зал был разбит на несколько этажей. Интерьеры были уничтожены, шпиль разобран. На данный момент проведены масштабные работы по восстановлению и реставрации, в том числе двора и построек, относящихся к данному комплексу. В 2010 году был полностью восстановлен шпиль и высота собора достигла 62 метров. В алтарной части восстановлены витражи:

Отдельного упоминания заслуживают предметы интерьера, вырезанные из дерева светлых пород: алтарь со шпилями и стрельчатыми арками, подвесная кафедра с балдахином, балюстрада и прочая утварь. Это работа рижских резчиков по дереву, смотрится очень впечатляюще: эффектно, строго и благородно.

Из дуба светлого оттенка выполнены скамьи для прихожан. За спиной слушателей, напротив алтаря размещается оргАн. Кстати, в этой Лютеранской церкви в Москве бывают регулярные органные концерты, расписание можно узнать на сайте собора.

На стене Лютеранской церкви в Москве висит вот такая витрина со сменными цифрами. Как нам объяснили, на ней указывается номер исполняемого в этот день песнопения, т.к. для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов или хоралов.

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Храм находится в историческом центре Москвы, который когда-то называли русским старинным словом «Кулижки»

Трехсвятительская церковь находится в историческом центре Москвы, который раньше называли Кулишки, но более правильное название «Кулижки».

Кулижки — это довольно старинное русское слово, во многих источниках его смысл расшифровывается по-разному. Среди множества вариантов можно найти, что Кулижки — это топкое, болотистое место или лес после обрубки.

Старинный район Кулижки  был расположен в месте слияния реки Москвы и реки Яузы. Особо интересный рельеф здесь придавала пересекавшая холм речка Рачка.

Все склоны холмов были заняты великокняжескими садами, рядом с которыми также находились государевы конюшни. На самом конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Флор и Лавр — святые мученики, именно в честь них был построен первый храм на конном дворе в Кулишках

В начале 15 века в садах была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира. Около конюшен поместили загородный митрополичий двор.

К храму Флора и Лавра был пристроен домовой митрополичий храм как раз во имя Трех Святителей Вселенский.

Вскоре в 16 веке юго-восточная часть Белого города стала очень активно заселяться. Усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви стали приходскими, при них же были образованы погосты.

После сложилась сеть улиц и переулков, которые и сейчас сохранились до наших дней.

Примечания

  1. [https://dedushkin1.livejournal.com/236827.html «На Кулижках»]
  2. 1 2 3 4 [https://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php История храма] Трёх Святителей на Кулишках
  3. [https://www.pravoslavie.ru/news/34027.htm Митрополит Волоколамский Иларион совершил Великое освящение храма во имя Трех святителей на Кулишках]
  4. [https://kliros.org/ Сайт МПРК]
  5. [https://feb-web.ru/feb/tyutchev/lt-abc/lt1/lt1-0173.htm?cmd=0&url=/hl/tyutchev?url=Feb/tyutchev/lt-abc/lt1/lt1-0173.htm&mime=text/html&reqtext=%28%28div%23class%3D%22text%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29+%7C+%28div%23class%3D%22footnotes%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29%29&text=%28%28div%23class%3D%22text%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29+%7C+%28div%23class%3D%22footnotes%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29%29&&hldoclist=http%3A//localhost%3A90/tyutchev%3Findexname%3Dtyutchev%26febroot%3D%252Ffeb%252F%26tree%3D1%26srchtp%3D0%26text%3D%2528%2528div%2523class%253D%2522text%2522%2B%255B%25CE%25F1%25F2%25E5%25F0%25EC%25E0%25ED%255D%2529%2B%257C%2B%2528div%2523class%253D%2522footnotes%2522%2B%255B%25CE%25F1%25F2%25E5%25F0%25EC%25E0%25ED%255D%2529%2529%26lex%3D%25CE%25F1%25F2%25E5%25F0%25EC%25E0%25ED%26aut%3D%26tit%3D%26dat%3D%26srchzn%3D0%26how%3Dauthorx%26numdoc%3D25 Метрические записи церкви Трех святителей в Кулишках]
  6. [https://www.znamenie-hovrino.ru/node/288 Сорок сороков. Храм Трёх Святителей Вселенских, что на Кулишках]

На Кулишках был монастырь, который дал название холму — Ивановская горка

На Кулишках был основан монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи, который и дал название холму — Ивановской горке.

В числе прихожан храма Трех Святителей были известные мастера-ремесленники и представители знати — Шуйские, Глебовы, Акинфовы.

В 1670 году на средства прихожан был построен новый каменный храм с очень редким для Москвы архитектурным приемом. Колокольня была поставлена на углу.


Изображение первоначального храма Трех Святителей на Кулишках, где колокольня построена на самом углу, считалась новым архитектурным приемом в Москве

На нижнем этаже храма располагались теплые приделы. Трехсвятительский с южной стороны, а Флоролаврский с северной. На верхнем этаже был устроен холодный храм, летний во имя Святой Живоначальной Троицы.

Красивая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады храма украшены узорными наличниками и порталами.

На стенах храма были сохранены белокаменные плиты с надписями захороненных людей.

Среди них известные люди с фамилиями Владикины, Паюсовы. Среди них также была найдена плита священника Филиппа.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Придел Флора и Лавра

Придел Флора и Лавра размещался в малой северной апсиде, поэтому был, как бы изолирован от других частей храма. Он также имел отдельный вход с улицы. Здесь находился и домовой храм М. И. Глебова, который имел усадьбу прямо напротив погоста.

Его сын и внук поддерживали этот храм и содержали в нем особый притч для служения каждодневных богослужений с поминовением предков.

Глебовы проживали в Малом Трехсвятительском переулке почти до 1830 годов. Они все также продолжали заботиться о храме и после того, как он был упразднен.


Граф Остерман — один людей, который проживал вблизи Трехсвятительской церкви в 18 веке

В 18 веке вблизи храма Трех Святителей находились такие известные люди, как графы Толстые, Граф Остерман, Лопухины и многие другие.

Именно на их средства храм перестраивали в 1770 годах. Была разобрана шатровая колокольня в углу и построена новая с западной стороны. Были сбиты некоторые убранства фасадов 17 века, был также протесан дополнительный ряд окон.

Храм приобрел более классицистический облик. В 1711 году было упразднено приходское кладбище.

Эклектика как поиски единого стиля

Ближе к концу XIX века, когда отменили образцовое проектирование, архитекторам предоставили творческую свободу. В это время зарождается новое архитектурное направление — эклектика, или попросту смешение всех стилей.

Один из его ярких примеров — усадьба Гусевых: три дома по улице Славянской — 4а, 4б, 4а/б. Главное здание и два флигеля принадлежали когда-то отставному фельдфебелю И. Е. Гусеву и его жене. Первоначально хозяева заказали уже известному архитектору Левкову дом в стиле модерн с двумя эркерами и лестничной клеткой. Однако, судя по всему, в процессе его постройки выяснилось, что у Гусевых не хватает денег на декор. И они остановились на самом простом варианте оформления «а-ля рус»: подлинная обшивка, проволочными гвоздями приделаны эркера. Сейчас все здания усадьбы нежилые, но имеют статус выявленных ОКН.

К типичной академической эклектике можно отнести и усадьбу Лемке. Это несколько домов по улице Короленко: 11/21, 11а, 11. Главный из них, № 11/21, на углу улицы, принадлежал когда-то городовому архитектору В. М. Лемке. В доме № 11а одно время жил писатель В. Г. Короленко, а по соседству с ним, в доме № 11, — М. А. Горький. В последнем собиралась вся литературная общественность, а однажды в гости к Горькому приехал Ф. И. Шаляпин. Каждый вечер певец выходил на балкон, и вся улица слушала его раскатистый бас.

Если говорить о стиле самой усадьбы, то он вырос из классицизма: колонки, висячие гирлянды, миандровые пояски сильно намельчены, фасад расшит древесиной — как раз-таки эклектика. Сейчас усадьба Лемке — это многоквартирные жилые дома со статусом объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Дом городового архитектора П. А. Домбровского по улице Новой, 31 необычен на вид. Низ отсылает к европейской архитектуре, а сверху — кубоватое завершение с чешуей. В основе эркера лежит сруб, а фасады обшиты под паркет. По словам Стаса Дмитриевского, это махровая эклектика. В настоящее время у дома также имеются хозяева, а само здание является ОКН регионального значения.

Святитель Иоанн Златоуст

День памяти 13 ноября (26 ноября по старому стилю).

Иоанн Златоуст родился в 347 году. Его отец умер вскоре после рождения сына, так что забота о воспитании легла полностью на мать Иоанна — Анфусу. Юноша обучался риторике у крупнейшего учителя позднеантичной эпохи — Либания. Учитель настолько высоко ценил Иоанна за его внушительные успехи, что в последние годы своей жизни, на вопорс, кому он поручил бы школу, Либаний ответил: «Златоусту, если бы его не похитили христиане» (Либаний был чужд христианской веры и поэтому был глубоко огорчён тем, что многие из его учеников, в том числе и Иоанн Златоуст, обратились в христианство).

По завершении учебы Святитель некоторое время уделил юридической практике в Антиохии. После кончины матери Златоуст принял монашество, которое называл «истинной философией» и на 4 года удалился в пу́стынь.

Святитель Иоанн Златоуст

В 381 году он вернулся в Антиохию и был рукоположен в дьяконы а затем и в пресвитера (386 г.)

За время своей священнической деятельности Святитель особое внимание уделял толкованию Священного Писания и проповеди. Вскоре его репутация вышла за пределы Антиохии, и в конце 397 года он был вызван в Константинополь, где Архиерейский Собор избрал его в Архиепископы Константинополя (26 февраля 398 года)

Его главной целью была реорганизация Церкви, так как Златоуст считал, что моральному возрождению общества должно предшествовать духовное очищение духовенства и знати.

Его проповеди обличали распущенность нравов императорского двора и общества в целом, призывая к необходимости вернуться к принципам христианской жизни. Святитель не стеснялся выступать и против императрицы Евдоксии, из-за чего был дважды сослан.

Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в возрасте 60 лет, во время второго изгнания, по пути в Пицунду (Абхазия).

Иоанн Златоуст признан величайшим церковным писателем. Его работы впечатляют своим объемом и богословской глубиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector