Огнем и мечом?

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность

Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий.

В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты.

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Появление христианства на Руси

Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.

Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.

  • По сведениям «Сказания о Владимирском крещении» (эпизода из «Повести временных лет») в 986 г. в Киев прибыли посланцы православия из Константинополя, римские миссионеры, а также послы иудаизма и ислама.
  • Легенда гласить, что великому князю приглянулась речь греческого проповедника, но он не торопился принимать восточное христианство. Владимир отправил послов в соответствующие государства, чтобы подробнее ознакомиться с каждой из церквей.
  • Латинские и мусульманские ритуалы не произвели высокого впечатления. Послы были в восторге от обрядов, проходящих в Константинополе, поэтому они стали восхвалять православие и уговаривать великого князя выбрать именно его.
  • Окончательное же решение о принятии возникло на военно-политической почве. Владимир приказал идти на византийский город Корсунь, так как император Василий II получил в услуги русскую армию, но не выполнил главное условие договора: выдать замуж за Киевского князя свою родную сестру Анну. Осада крепости продолжалась девять месяцев и завершилась поражением защищающихся. Византийский император отдал принцессу за Владимира и крестил его в самой Корсуни.
  • Вернувшись в родную столицу, великий князь полностью уничтожил языческие идолы и крестил свой народ в Днепре. Вскоре Владимир предпринял план по масштабному строительству в городских условиях церквей и назначению священнослужителей.
  • Киевский Князь перестал быть язычником и полноценно окунулся в блаженство истинной религии. Перед ним предстало чудо Откровения, что помогло изменить бывшие убеждения. Владимир окончательно изгнал идолопоклонство и стал ревнивым сторонником православной Церкви.
  • Процесс Крещения проходил в порядке приказа, потому что людям было тяжело осуществить переход к ранее неизведанной религии от традиционных и старинных верований. Многие принимали Христа из-за страха, а в некоторых городах народ оказывал сопротивление. Однако Русь была фактически готова к принятию христианского учения. Владимир усердно и кропотливо работал ради укрепления и распространения православия.

На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.

Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.

Развитие христианства на Руси до 988 года

Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии. Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси. Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.

Социально-политическая ситуация

Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам. Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население. Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными. Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году. Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Это интересно: Причины Куликовской битвы: изучаем развернуто

Какие события предшествовали крещению Киева

Князь Владимир принял решение заменить старую религию Киевской Руси новой, поскольку:

  • рассматривал языческую веру как неспособную обеспечить объединение русских земель, дальнейшее процветание и успехи государства;
  • понимал, что устаревшие славянские обычаи, не исключавшие приношение кровавых человеческих жертв, делали Русь отсталой на фоне других стран;
  • пришел к выводу, что языческая вера стала крайне невыгодной во внешней политике и не способствует укреплению княжеской власти.

Правитель Киевской Руси решил сделать выбор между несколькими мировыми религиями – православием, католицизмом, мусульманством, иудаизмом. Чтобы лучше разобраться в преимуществах каждой из этих конфессий, Владимир Святославович пригласил к себе их представителей. Пообщавшись с католиками, иудеями и мусульманами, он не увидел в их учениях того, что нужно было Киеву на тот момент. Интерес князя сумел вызвать христианский философ, который провел с правителем Руси глубокомысленную беседу, а также показал ему впечатляющие картины будущего суда над человеческими душами.

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Становление христианства

Фото: Hram-kupina.ru

Русь сильно отличалась от стран, где раньше уже устоялось христианство, поэтому на новой почве оно приобрело особый колорит. Святая Русь в результате стала официальным центром всего восточно-христианского направления.

Язычники связывали все, что происходит в мире, с матерью-природой. Это объяснимо, так как крестьяне были полностью зависимы от возможных стихий и состояния обрабатываемой почвы.

Отказ от язычества в пользу христианства свидетельствовал о том, что легитимность бывших идолов оказывалась под сомнением. Однако больших проблем с этим не возникло, так как само по себе язычество оказалось слишком примитивной религией, так и не сумев проникнуть в мозг и душу большинства людей. Так что появление пророка Илии вместо Перуна было воспринято без восторга, но и безболезненно. При этом в народе до сих пор существуют различные суеверия, сохранившиеся со времен язычества.

Позитивным моментом существования язычества стало взращивание в душах верующих ощущения близости Бога, который одновременно присутствует во всем и всюду.

Фото: Simvolik.ru

Вскоре на Руси появились свои первые духовные герои. Ими стали сыновья Владимира Борис и Глеб, признанные церковью великомучениками. Это произошло в результате борьбы за наследство умершего князя между его многочисленными сыновьями. Один из братьев, которого звали Святополк, решил силой устранить конкурентов, чтобы все деньги и власть достались ему.

Однако Борис не стал отвечать агрессией на агрессию, что привело к тому, что князя покинула даже его дружина. Они посчитали, что Борис проявил слабость. Убитого оплакивали слуги, а вскоре Святополк добрался до еще одного глубоко религиозного брата – Глеба, который также был убит.

Предпосылки

Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.

В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.

Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.

Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.

Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа

Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних неурядицах державы Рюриковичей — князья использовали их в качестве наёмников, несмотря на то, что очень часто печенеги по собственной воле разоряли приграничные города.


Реконструкция печенежского воина. (информа.рус)

Активно взаимодействовала Русь и с соседями на Западе. Изначально тесные контакты установились со скандинавами — этому способствовала и географическая близость, особенности торговли того времени, и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения и с Польшей — границы двух славянских стран много раз становились «горячей точкой» Восточной Европы, а монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке. Крупные успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а при киевском дворе оказались отпрыски Эдмунда Железнобокого, английского короля, боровшегося против скандинавов.

Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Тем не менее, Владимир Святославич, решившийся на крещение Руси по византийскому образцу, имел несколько различных религиозных альтернатив.

Празднование в 2021 году

27 июля в Киеве ограничили движение транспорта на нескольких улицах:

  • на Крещатике (от улицы Богдана Хмельницкого до Европейской площади);
  • на Михайловской (от Крещатика до улицы Большая Житомирская);
  • на Большой Житомирской (от улицы Владимирская до Владимирского проезда);
  • на Трехсвятительской (от Михайловской площади до Европейской площади);
  • на Владимирском спуске (от Европейской площади до Почтовой площади);
  • на Грушевского (от улицы Садовой до Европейской площади и улицы Московской);
  • на Парковой дороге (от Грушевского до Аллеи Герои Крут).
  • на Мазепы (от улицы Московской до площади Славы);
  • на Лаврской (от площади Славы до улицы Цитадельная);
  • на Аллее Героев Крут (от площади Славы до Днепровского спуска);
  • на Днепровском спуске (от Аллеи Героев Крут до Набережного шоссе);

Антикарантинное шествие Московского патриархата

Дорогу перекрыли из-за хода УПЦ МП. Несколько тысяч верующих приехали в столицу со всей страны. Они собрались в центре города без масок и социальной дистанции.

Порядок во время шествия паломников Московского патриархата усиленного контролируют полицейские, кинологи со служебными собаками, а также взрывотехники.

Православная церковь Украины будет отмечать праздник в течение 27 – 28 июля:

  • в 16:45 во вторник в Михайловском Златоверхом соборе начнется всенощное бдение.
  • в 08:30 в среду митрополит Епифаний возглавит в этом же храме Божественную литургию;
  • в 11:00 глава ПЦУ совершит молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси

Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала). Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.

Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.


«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка

Религиозная культура

Фото: Pravoslavie.by

Следующим шагом стало создание церковной иерархии. Все началось с церковных митрополий, которыми руководил архиерей, назначенный в Константинополе.

На протяжении примерно сотни лет духовная жизнь на Руси полностью контролировалась греческими митрополиями. Это оказало даже позитивное влияние, так как конкуренцию внутри государства между церковными структурами на этом этапе удалось устранить. Но затем на Руси в 1051 году первым митрополитом славянского происхождения становится Иларион, который был духовным писателем и автором «Слова о законе и благодати», а также других произведений.

Фото: Rsl.ru

В летописях часто угадывалось стремление авторов осознать происходящее, обратившись к своим прошлым событиям

Они подробно описывали самые значимые события, уделяли внимание жизнеописаниям правителей

Фото: Ru.wikipedia.org

Чтобы еще больше повысить статус Киева в глазах христиан всего мира, Ярослав приказал заложить Золотые ворота и храм, посвященный святой Софии. Эти архитектурные сооружения были выполнены русскими мастерами, пропустившими через себя и переосмыслившими византийские традиции.

Фото: Ru.wikipedia.org

Принятие христианства стало ключевым шагом, который на столетия вперед изменил нравственные особенности и внутренний уклад жизни. Церковь способствовала сплочению и объединению народа вокруг себя. Для правителей крещение Руси стало возможностью улучшить положение своей страны на геополитической арене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector