Церковь благовещения пресвятой богородицы в петровском парке, москва

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Святыни и текущая работа храма

В храме присутствует ряд святынь Православной Церкви. Среди них иконы:

  • мозаичного типа «Благовещение» — образ Гавриила и Богородицы в момент сообщения Благой вести;
  • икона «Господь Вседержитель» — созданный в ХVII веке образ содержит изображение Иисуса как Небесного Царя и судьи;
  • Иверская икона Богородицы — образ «Путеводительница» изображает Деву Марию как Мать Христа;
  • икона «Моление о чаше» — показывающая муки Христа в Гефсиманском саду;
  • икона святителя Митрофана Воронежского и часть его мощей.

Во дворе прихода также находиться могильный крест преподобного Валентина. Помимо святынь есть и свои праздники:

  • 7 апреля — Благовещение;
  • 1 июля — праздник Боголюбской Девы Марии;
  • 16 февраля — Симеона Богоприимца и святой Анны;
  • 8 февраля — святого Ксенофонта и его семьи.

Любой желающий может поучаствовать в праздничной литургии, которая проводится в 7 и 9 часов утра, а также в 5 часов вечера. В обычные дни богослужения проводятся в 8 утра и 5 часов вечера.


Архиерейское Богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Помимо регулярных богослужений здесь проводиться и прочая социальная работа:

  • воскресная школа для детей от 5 лет;
  • театральный и музыкальные кружки;
  • евангельские молодежные встречи;
  • семейный клуб;
  • певческая школа;
  • гимназия «Свет»;
  • детский дом и лагерь;
  • патронажная служба.

Подробное расписание можно увидеть на сайте https://xn—80abedlaaxvzh8k.xn—80adxhks/.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Традиции и обычаи

Каноны церковного празднования Благовещения были написаны еще в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Феофаном. Эти каноны и по настоящее время поются в церкви. В этот праздник проводится всенощное бдение. Читается литургия Иоанна Златоуста. Священники облачаются в одежду голубых цветов, которая символизирует Богоматерь.

Когда служба заканчивается церковные служители отпускают в небо белых голубей, которые символизируют Святой Дух.

Если Благовещение выпадает на Пасху, то зачитываются каноны и пасхальные, и благовещенские.

Всенощное бдение может начинаться утренней или вечерней. Это зависит от того, на какой день недели выпал праздник Благовещение.

Со временем церковные и языческие обычаи перемешались и стали общими народными традициями, которые присущи празднику Благовещения. В каких-то из них мы видим явные признаки язычества, другие – наполнены православным смыслом.

Есть обычаи наивные, есть мудрые, но все они очень красивые, повествующие о богатой истории и культуре славянского народа.

Одна из самых известных традиций — освобождение птиц из клеток. Это были преимущественно голуби и жаворонки. Как было написано выше, голуби символизировали Святой дух в христианстве, а у язычников жаворонки являлись символом весны. Это яркий пример смешения разных вер.

Люди сначала отлавливали пернатых, но делали это очень бережно, чтобы не навредить им. Сажали их в клетки, а в праздник, собравшись всем поселением в лесу, выпускали. Некоторые даже занимались продажей птиц перед Благовещением. Верующие люди не скупились на оплату и покупали товар за любую указанную стоимость.

Еще одним не только красивым, но и вкусным обычаем было выпекание пирогов в виде птиц. Делались эти пироги из постного теста.

Рецепт приготовления пирогов в виде жаворонков

Ингредиенты:

  • мука 500 г;
  • дрожжи 0,5 пакетика;
  • вода 1 стакан;
  • подсолнечное масло 2 большие ложки;
  • сахар 2-3 чайные ложки;
  • соль половину чайной ложки.
  • несколько изюминок.

Сначала готовят тесто. В миску заливают теплую воду, туда же добавляют сахар, дрожжи, соль и растительное масло. Смешав их, постепенно добавляют муку. Тесто получается вязким и чуть более плотным, чем для пирогов. Затем замешенное тесто накрывают крышкой или полотенцем и оставляют в теплом месте.

Когда тесто поднялось, приступают к лепке птичек. Для этого небольшую колбаску из теста сворачивают в узел. Один конец расплющивают и нарезают вдоль полосками. Так получался хвост птички. Из другого конца формируют голову с клювом. Изюм используют для оформления глаз.

Перед тем как помещать жаворонков в духовку, им дают «подойти».

Птичек делали самых разных форм. Так, жаворонков лепили с большой головой и длинным острым клювом или даже с двумя головами. Иногда на спину одного большого жаворонка сажали несколько маленьких. Все зависело от фантазии пекаря.

Детям выдавали булочки со словами: «Жаворонок прилетел, на головку сел». Это считалось благословением. Получив булочку в виде заветной птички, детишки бегали с ними по дворам, поднимая их как можно выше в руке, кто-то сажал их на голову или на палку. Сдобных жаворонков размещали на высоких заборах и даже крышах сараев. Народ считал, что чем выше поднимешь жаворонка, тем быстрее придет весна.

Верили и в то, что по пирожку можно предугадать свою судьбу. Поэтому в них запекали разные предметы. После чего раздавали членам семьи. Если попадалось кольцо – это сулило скорое замужество, узелок – рождение ребенка, нитка – бедность, монетка – богатство, щепка – смерть.

Кроме красивых птичек, хозяйки пекли еще и церковные просфоры, которые потом несли в церковь и освещали. Просфоры пекли по количеству домочадцев. Крошки от просфор примешивали в корма домашнего скота, птиц, и даже в семена. Так, урожай должен был быть более полным, а скот здоровым и богатым на приплод. Это опять же указывает на смешение языческих и христианских традиций.

В Благовещение Пресвятой Богородицы люди с песнями-веснянками и «закличками» собирались вместе, молодые девушки и парни водили хороводы. Эта традиция носила изначально языческий характер, но с приходом христианства стала обретать новый смысл. В песнях стали появляться имена святых, Господа и Богородицы.

Современное состояние

Крестильный храм посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне По проекту архитектора С.Я. Кузнецова на территории прихода возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.

Благовещенский храм составляет единый приход с храмом Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. В приходе действуют служба оглашения и катехизации, катехизаторские курсы, воскресная школа, Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы с патронажной службой, служба милосердия, гимназия «Свет», детский дом и детский пансион семейного типа «Павлин», молодежный клуб и театральная студия «Петровский парк», певческая школа, иконописный класс, мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, Елизаветинское издательство, мультимедийное издательство «Деоника», приходской сайт «Благодрево», музей, библиотека, радиопрограмма «Благовещение», интернет-библиотека «Благовещение», книжный магазин «Риза», кинолекторий «Прикосновение к христианству», проходят семейные встречи «Отчий дом», выпускается ежемесячный журнал «Календарь». Настоятель прихода возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Святыни храма

Перечень:

  • Особая храмовая святыня — почитаемая икона «Господь Вседержитель». Святой образ появился в храме по Промыслу Божьему: в церковь принесли потемневшие доски, на которых едва проступал лик Христа. Во время реставрации под верхним рисунком 19 века открылась икона северной росписи середины 17 века, изображающая Спасителя с Евангелием в образе Владыки мира и судьи. Считается, что у чтимой иконы нет аналогов. Икона производит удивительное впечатление, поражает своей глубиной. В изображении нет приукрашивания, искусственности. В облике Вседержителя присутствует монашеская строгость и отрешенность. Огромные прекрасные глаза Христа не воспринимаются на эстетическом, поверхностном уровне, они проникают в глубину подсознания, вызывают трепет и смирение.
  • В алтаре Боголюбского придела размещена икона святителя Митрофана Воронежского, чудотворца, с частичкой мощей. Первый Воронежский епископ, был причислен к лику святых за беззаветное служение Богу, добрые деяния, милосердие и сострадание. Мощи чудотворца не единожды являли чудеса исцеления, избавления от мук.
  • Икона Иверской Божией Матери, датируемая 19 веком, передана в дар церкви потомками русского богослова Полозова.
  • Храмовая реликвия — могильный крест с места захоронения отца Валентина, настоятеля московского Архангельского собора, почитаемого москвичами как чудотворец. Духовный отец при жизни утешал всех, кто приходил к нему со своими бедами. Протоиерея Валентина похоронили на Ваганьковском кладбище. К могиле приходили паломники, читали молитвы, просили помощи. В 30-е годы власти место захоронения уничтожили. Крест с разоренной могилы удалось вывезти и сохранить. Сейчас реликвия хранится в северном приделе.

История возникновения храма

Как уже было сказано, что прошение и деньги на постройку были выделены действующей камергершей Нарышкиной. Она хотела возвести храм как память о ее умершей на даче тринадцатилетней внучке Анне Булгари. Разрешение и одобрение было дано и проект заказали архитектору Тюрину. Но его проект напомнил Николаю 1 Петровский дворец и он был отклонен. По этому новый проект поручили сделать Рихтеру и именно его затем стали воплощать в жизнь.

Некоторые даты в истории:

  • 7 апреля 1844 года – был заложен храм.
  • 5 сентября 1847 года – произошло освящение верхнего Благовещенского храма.
  • 1899 – его здание было вновь расписано и позолочено и 4 июля вновь прошло его освящение.
  • 18 марта 1901 года – на колокольне были установлены колокола.
  • 29 ноября 1904 года – был освящен центральный престол в имя Боголюбской Богородицы.
  • Затем храм был закрыт. Точной даты нет, но предположительно это 1934 год.
  • 25 сентября – храм был передан Русской Православной церкви.
  • 29 сентября – была проведена первая божественная Литургия.
  • 13 сентября 1991 года – был вновь освящен.

Лучшая статья для Вас, переходите: Санкт-Петербург храм Спаса на Крови

История строительства

Считается, что история Серединского начинается по крайней мере с XVI в. Подтверждение тому – находки археологов в этих местах. Например, в 2010 г. здесь найден клад с монетами этого времени. И, как известно, русские села без церкви обойтись не могли.

«В лето 1533 года при благоверном великом князе Василии Ивановиче и при его сыне великом князе Иоанне на 28 году государства его и при Митрополите Данииле Всея Руси, свершена Божья Церковь Пречистой Богородицы и честнаго Благовещения и храм иже во святых отца Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской…»

Такую надпись на старинной плите обнаружили в 2000-х прихожане, решившие расчистить захламленную за советские годы территорию вокруг святыни. Она – о начале ее истории. Благодаря находке мы знаем:

  • имена первых жертвователей, возводивших здание: это Михаил Симеонович Воронцов, а также его сыновья – Василий, Георгий, Иоанн;
  • а также имя возможного первого настоятеля церкви – старца Никанора.

К сожалению, ничего больше от первой на этом месте церкви до наших дней не дошло. Есть предположение, что она была разрушена, возможно – сгорела во время Смуты в Русском государстве начала XVII в., либо несколько позже. Понятно лишь, что церковь была двухпрестольной, с посвящением Благовещению Богородицы и свт. Василию Великому.

Фасад. Фото от 20 июня 2007 г

Среди владельцев Серединского в последующие десятилетия называют помещиков Никиту Чаплина, Михаила Калашникова, а с середины XVIII в. – Дарью Иовну Скобееву, офицерскую жену. Считается, что нынешний Благовещенский построен как раз на ее средства – по-видимому, на месте деревянной церкви – в 1767 г.

С середины XIX в. селом владели помещики Савины (или Саввины). От их усадьбы ныне уцелел один небольшой дом, возможно, бывший флигель барского дома. Близ него – липовая роща, которая когда-то была приусадебным парком.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке – основание

  • Основала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве жена камергера Анна Дмитриевна Нарышкина. В 1842 году она подала прошение в Московскую Духовную Консисторию на возведение храма на территории Петровского парка. Парк был взят А. Д. Нарышкиной в долгосрочную аренду у Дворцового управления Москвы.
  • Духовная Консистория, проведя изыскания и наведя справки, выяснила, что приход Петровского парка относится к церкви Всех Святых. Её руководство было против строительства новой церкви, так как с появлением нового прихода оно теряло бы существенный доход.
  • Совет Консистории отказал в прошении по нескольким причинам. Тогда А. Д. Нарышкина обратилась с прошением лично к императору, который дал разрешение на строительство храма.

Приходская деятельность

Община Храма Благовещения на Красноармейской улице в Москве много времени уделяет духовному развитию населения, на храмовые сборы открылись и действуют воскресная школа, гимназия, детский дом и пансион семейного типа.

Организована патронажная служба сестер во имя мученицы Елизаветы и служба милосердия. Действует школа трезвения, проводятся богословские курсы для взрослых. Желающим можно посетить музей, организуются паломнические поездки.

Это важно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Способствуют распространению слова Божия мультимедийный блог, который ведет протоиерей Дмитрий Смирнов, библиотека, в том числе, виртуальная.

На приходском сайте публикуются познавательные статьи, а радиопрограмма «Благовещение» предлагает зрителям интересные беседы.

Ежемесячно выпускается православный журнал «Календарь». Для молодежи при храме организованы: клуб, певческая школа, театральная студия, также существуют классы живописи, где желающих обучают иконописи.

Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Настоятель храма отец Димитрий входит в состав комиссии по защите материнства и детства, периодически проводятся встречи под названием «Отчий дом», на которых проповедуются семейные ценности.

Примечания[править | править код]

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 106.
  2. Указ президента Российской Федерации об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения от 20 февраля 1995 года № 176.
  3. . Московская городская епархия (10.11.2020). Дата обращения: 1 марта 2021.
  4. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 320.
  5. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 334.

История

Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной.

В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь — графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки.

Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант — храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом — представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов — церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную.

7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён.

В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.

25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия.

Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина — изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж.

13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.

Храм был передан в собственность Русской Православной Церкви распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве №249 от 16 марта 2021 года.

Примечания

  1. ↑Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980. — С. 106.
  2. ↑Указ президента Российской Федерации об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения от 20 февраля 1995 года N 176.
  3. ↑Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н.Сперанский Пётр Васильевич // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 320.
  4. ↑Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н.Третьяков Александр Михайлович // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 334.

Как добраться

Самый удобный маршрут к церкви пролегает от станции московского метрополитена «Динамо»: от выхода из метро следует двигаться в направлении Театральной аллеи, пересечь по диагонали парк, дойти до площади Космонавта Комарова. Расстояние — 1,3 км. Пешая прогулка займет примерно 15 мин.

Путь, проделанный на автомобиле из любого района города, пролегает в конце следования через Ленинградский проспект, улицу Серегина, разворот к подъездной площадке храма.

Станция метро Расстояние Автобус, троллейбус Время в пути
Динамо 1,3 км Пешая прогулка 15 мин.
Аэропорт 1,8 км Автобус 105, троллейбусы – 12, 65, 70 Остановка – «улица Серегина» 5 остановок – 8 –10 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 16 – 18 мин.
Белорусская 3,8 км От станции пройти 20 м до остановки «Тверская застава» Автобусы – 456, 904, 905

Остановка – «улица Серегина»

8 остановок – 13 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 21 мин.
Беговая 4 км Автобус т86 Остановка – «улица Серегина»» 8 остановок – 15 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 23 мин.

Возможны другие маршрутные варианты. Они стартуют от относительно близко расположенных станций метрополитена и предполагают пересадку на наземный транспорт.

Храм Благовещения в ХХ веке

  • В начале ХХ века сильно возрастает количество жителей Петровского парка. В связи с этим принимается решение расширить храм. Пристраиваются два боковых придела, в которые переносятся престолы. Чтобы воссоединить главный храм с приделами, производят реконструкцию по проекту известного архитектора того времени И. Гаврилова.
  • В 1910 году по проекту А. П. Евланова недалеко от храма строится дом, на первом этаже которого располагается богадельня. В 1916-1917 годах проводят работы по росписи стен и сводов. Именно тогда и оформился интерьер нижнего храма.
  • В 1950-60 годы храм подвергся значительному разрушению и капитальной реконструкции под административное здание. Все близлежащие деревянные постройки были полностью разрушены.
  • В период с 1990 по 2000 год храм восстанавливают и в 1997 году празднуют 150-летие. Сейчас это полноценный действующий храм, который могут посетить все желающие.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector