Святой грааль: миф или реальность?

Копье Лонгиния

Помимо Грааля в мире существует еще один магический предмет, наделенный чудодейственными силами, — Копье Судьбы. Им было проткнуто тело распятого Христа. Копье считается символом осуществления пророчества. Оно служит доказательством физической смерти Спасителя и дарит веру в его Воскресение.

Предания наделяют Копье Лонгиния магической силой. Оно дарует избранному способность излечивать раны, восстанавливать здоровье. Хранитель Копья может править всем миром и оставаться непобедимым. Сила исчезает, если избранный нарушает установленные правила поведения или расстается с магическим предметом.

Где находится Святой Грааль?

В каком же месте спрятана эта древняя легендарная реликвия? На этот вопрос существует множество ответов, но очень сложно понять есть ли среди них верный…

Самая распространённая теория говорит о том, что Иосиф Аримафейский, исполняя сказанное ему Святым Филиппом, уехал из Иерусалима и забрал доверенные ему реликвии, которые он должен был увезти на земли Британии.

Добравшись до пункта своего назначения, Иосиф поставил в землю свой посох, пустивший корни и превратившийся в великолепный терновый куст. Два раза в год на этом кусте появлялись цветы.

Иосиф понял, что это знак от Высших сил и начал строительство на том месте церкви, впоследствии ставшей аббатством. Бытует мнение, что Святой Грааль скрывается где-то в подземелье некоторого аббатства Гланстонбэри.

По другим источникам чашу можно искать в волшебном замке Сальват (Испания), который якобы возвели ангельские существа в течение одной ночи.

А средневековые романы про Персифаля, рассказывают о герое, который занимается поиском и находит мистический замок Мунсальвеш, в котором и хранится Грааль, надёжно охраняемый тамплиерами. Очень большое количество легенд разных времён утверждает, что чаша Священного Грааля бережно хранится именно представителями данного тайного ордена.

Поиски Грааля

Примерно с 9-го века в Европе начались активные поиски разных реликвий, так или иначе связанных с земной жизнью Иисуса. Своего апогея данный процесс достиг в 13 веке, когда Людовик Святой доставил в Париж из Константинополя, многие орудия Страстей, в подлинности которых почти никто не сомневался.

Однако, среди всех этих реликвий не было чаши, из которой вкушал Спаситель на тайной вечере. Это привело к появлению самых разных версий о ее местонахождении. Со временем возникло множество теорий, связанных со Святым Граалем, включая историю его перемещения.

В средневековых романах о Персифале главный персонаж обнаруживает некую волшебную крепость Мунсальвеш, где под охраной тамплиеров хранится заветная чаша. Некоторые писатели наделяли Грааль чудодейственными характеристиками, аналогичными с неиссякаемым сосудом из древних кельтских и индоевропейских мифов.

Между тем в романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль», Святой Грааль представлял собой – «камень особой породы». Начиная с Робера де Борона нахождение Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом.

Копье Лонгина

В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства заявили будто нашли место захоронения короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. была организована пышная церемония их перезахоронения. С того времени, Святой Грааль в воображении следующих поколений ассоциировался исключительно с Гластонбери.

Любопытно, что в каждой исторической эпохе находились свои искатели. К примеру, Адольф Гитлер был одержим поисками Грааля, организовывая для этого крупные экспедиции, получавшие прекрасное финансирование. Фюрер был одним из тех, кто свято верил в то, что овладевший чашей, получит безграничную власть над миром и обретет бессмертие.

Важно отметить, что одновременно с этим Гитлер занимался поиском так называемого копья Лонгина, которым якобы было пронзено тело распятого Иисуса Христа. По преданиям, копье обладает чудодейственной силой и позволяет избранному излечиваться от ран и болезней, а также оставаться непобедимым

Владелец копья Лонгина способен иметь силу до той поры, пока не нарушит установленных правил либо не расстанется с ним. На сегодняшний день существует несколько реликвий, претендующих называться копьем Лонгина и хранящихся в разных храмах.

В поисках Святого Грааля

Есть исследователи считающие, что у Иисуса Христа были дети. Именно эта информация и хранилась в Иудейском архиве, именно эту информацию так свято хранили тамплиеры. Свиток с родословным древом, ведущим свою линию от Богочеловека, был самым ценным артефактом.

Знания о существовании подобной реликвии не могли оставить в покое известных царей, королей, правителей, рыцарей, полководцев и диктаторов. Естественно этой бесценной вещью заинтересовался Адольф Гитлер. Будучи падким на всякие мистические вещи он сильно заинтересовался и сокровищем тамплиеров и пожелал его, во что бы то ни стало найти. Известно, что он искал Святой Грааль по всему миру, отправлял многочисленные экспедиции и в том числе даже на Кавказ, где якобы в одной из пещер может храниться священный артефакт.

Первым кто заговорил о пребывании тамплиеров в Ливонском ордене, был археолог и историк Отто Ран. Он же первый кто начал поиски сокровищ тамплиеров в 1930 году. Целью его поисков был, конечно, не Святой Грааль, а золото, и надеялся он найти какой-нибудь клад, припрятанный орденом на «черный день». Отто Ран выбрал несколько мест, где и начал свои изыскания.


Руины замка Монсегюр в Лангедоке
Руины замка Монсегюр в Лангедоке

Первыми он исследовал развалины замка Монсегюр в Лангедоке, Кенигсберг и Латвию. И вдруг в 1937 году Ран внезапно бесследно исчезает. Как выясняется позже из расползшихся слухов, Отто нашел небольшой клад и, посчитав, что ему этого до конца дней хватит и останется даже правнукам, решил уйти на покой. Для этого он изменил внешность, поменял документы и исчез в неизвестном направлении.

Лично Адольф Гитлер дал распоряжение начать следствие по делу Отто Рана в 1941 году. Он очень жаждал узнать — что же смог отыскать Ран помимо золота, которое естественно мало интересовала фюрера. Ему хотелось выяснить — не нашел ли Отто Ран каких либо зацепок о нахождении Святого Грааля, но все усилия были четны, в итоге дело так и заглохло.

Когда наши войска вошли в Кенигсберг, то первым делом они вывезли оттуда самолетом, сохранившийся архив Ливонского ордена. Есть информация, что сам Сталин заинтересовался поисками Святого Грааля…

Поиски Грааля

Хуан де Хуанес. Иисус Христос с причастием

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери.

В средневековой литературе

В романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль» Грааль — это камень:

В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:

Томас Мэлори, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:

Артуровский цикл

В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе — впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».

С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола — Персифаля и Галахада. Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака. Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.

Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесён на небо как святой.

Это интересно: Необычные подарки в истории — занимательные факты

Чаши, выдаваемые за Грааль

В 19 столетии около 6-7 городов объявили будто у них хранится Грааль:

  • В Кафедральном соборе Валенсии находится экземпляр чаши, которая была якобы признана подлинной самим Ватиканом.
  • В 1933 г. во время Всемирной выставки в Чикаго как Святой Грааль был показан сосуд из антиохийской сокровищницы, который позже был датирован 6 веком.

Чаша в кафедральном соборе Валенсии

В Турине множество путеводителей заявляют будто знаменитая реликвия находится именно здесь. Возле собора Великой Богоматери можно увидеть 2 скульптуры – Веры и Религии. Скульптура Веры держит в левой руке сосуд, который в воображении горожан и является изображением Святого Грааля.

Стоит отметить, что в путеводителях уточняется, что взгляд Веры показывает направление, в котором нужно искать чашу.

Кельтская мифология

Священный Грааль часто упоминается в эпических поэмах, созданных в Средние века. Однако исследователи полагают, что в эпос он пришел из кельтской мифологии. В сказаниях присутствует некий расколотый котел, обладающий волшебной силой. Он хранится в замке, в который попасть обычный человек не может, только совершенная личность с чистыми помыслами. Находится замок в Аннуне — мировой бездне. Историки и литературоведы связывают этот котел с магической чашей. В кельтских преданиях встречаются и другие истории, связанные с Граалем. Но уже не с чашей, а с камнем, который умеет извергать звуки. Криком он признает настоящего правителя.

В современной литературе

О магической чаше говорится в вышеупомянутом романе Дэна Брауна. Сюжет произведения основан на книге «Святая кровь и Святой Грааль», вышедшей в 1982 году. Авторы книги — М. Бейджент, Г. Линкольн, Р. Ли. Произведение написано в духе эзотерики и альтернативной истории. Авторы представили гипотезу о существовании некоего тайного общества, существующего уж в начале десятого столетия. В него якобы входили в разное время великие люди, среди которых были и Исаак Ньютон, и Леонардо да Винчи.

Орден тамплиеров, тех самых рыцарей, которые охраняли Грааль, создан членами тайного общества. Цель этой организации – восстановление династии Меровингов, которая правила франками с пятого по седьмое столетие.

Авторы этой книги высказали довольно шокирующие версии. Так, они утверждают, что представители рода Меровингов, — потомки Иисуса Христа. У Спасителя имелась жена — Мария Магдалина, предком которой был царь Давид. Святой Грааль — это труба Марии Магдалины, имевшей священное монаршее происхождение. Когда-то церковь предприняла попытки истребить всех представителей рода Меровингов – таким образом Папа Римский смог бы получить власть. Но ей это не удалось.

Книга «Святая кровь и Святой Грааль» оказала сильное влияние на современное искусство. С конца восьмидесятых в свет начали выходить различные художественные произведения, в которых главным мотивом служила версия, предложенная Бейджентом, Ли и Линкольном. Среди таких книг — «Маятник Фуко» У. Эко, серия «Дети Грааля» П. Берлинга.

Грааль упоминается в произведениях таких писателей, как Артур Мейчен, Чарльз Уильямс, Умберто Эко, Майкл Муркок, Гарри Гаррисон и даже Александр Солженицын.

В переносном смысле Грааль – заветная мечта, нечто недосягаемое или труднодостижимое.

Церковное таинство или кельтский миф

Практически каждый народ имеет свой ответ на вопрос о том, Грааль — что это. В египетских письменах был найден иероглиф, который обозначает сердце. Знак имел форму магического сосуда. Кельты считали Грааль полной чашей вина, меда или пива, которую подносила королю юная девушка. Это был символ верховной власти племени. Приверженцы христианской веры считали, что чаша Грааля — сердце Христа. По легенде, она была создана из изумруда, который упал со лба Люцифера. С помощью магического предмета кровь Христа искупила грех павшего ангела. Предание также повествует о том, что чаша была передана Адаму, но после грехопадения осталась в раю. Тот, кто найдет ее там, искупит грехи человечества. Конечно, обнаружить чашу Грааля может только самый достойный искатель.

Что такое Грааль?

Споры о том, был ли Грааль чашей или блюдом, велись вплоть до шестнадцатого века. Однако господствующим всегда являлось представление о Граале как о сосуде, из которого причащались ученики Иисуса во время Тайной вечери, и куда потом Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. Идея же о том, что Грааль был блюдом, восходит, видимо, к одной из возможных этимологий этого слова. Цистерцианский монах Гелинанд писал в тринадцатом веке, что «Грааль» происходит от латинского gradalis, означающего глубокое блюдо для дорогих яств. Можно также предположить, что слово «Грааль» восходит к греческому κρατηρ, то есть чаши для смешивания вина с водой.

«Тайная вечеря» Альбрехта Дюрера. Перед Христом стоит чаша.

Вольфрам фон Эшенбах, автор знаменитого «Парцифаля», служащего источником для многих специалистов по Граалю, пишет, что «это камень особой породы: Lapsit exillis — перевода на наш язык пока что нет». Выражение lapsit exillis можно толковать и как «камень господа», и как «камень мудрости», и даже как «упавший с неба». Одно совершенно очевидно — для Эшенбаха Грааль — не чаша и не блюдо, а камень. Возможно, такое представление связано с ирландской легендой о Камне Судьбы, способном определить истинного короля, — ведь Грааль тоже выбирает достойнейшего, которому только и даётся в руки.

Говоря о Граале как о камне, нельзя не упомянуть и о версии, которой в основном придерживались алхимики и герметики. По их мнению, Грааль — это кубок, выточенный из цельного изумруда, который выпал из короны Люцифера, поверженного на землю архангелом Михаилом. Но при этом Грааль представляет собой скорее не реальную чашу, а идеальную, символ высшего духовного поиска. Что-то вроде философского камня, который тоже не всегда предстаёт вещественным, частенько являясь идеей.

Наконец, последняя версия о происхождении слова «Грааль» и легенды о нём появилась в позднем средневековье, а широкую популярность приобрела уже в наше время. Не последнюю роль в этом сыграл роман «Код да Винчи» Дэна Брауна. Согласно версии американского писателя, Святой Грааль — это Sang Real, то есть кровь прямых потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины, основавших династию Меровингов.

Теория позаимствована Дэном Брауном из «научного» труда Майкла Баджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Священный Грааль», где говорится: «Если наша гипотеза справедлива, Святой Грааль… означает потомков Иисуса, «Sang real», королевскую кровь, хранителями которой были тамплиеры… В то же время Святой Грааль представляет собой в буквальном смысле резервуар, куда поступила кровь Иисуса. Иными словами, лоно Марии Магдалины». Впрочем, ни классические легенды о Граале, ни произведения артуровского цикла, посвящённые поискам Чаши, ни церковь с этой идеей категорически не согласны.

Тайна Святого Грааля

Есть и другая версия, которая гласит, что Святой Грааль не только предмет, но он же имеет и еще одно, символическое значение.

Найдено много документов прямо или косвенно указывающих на существование, так называемого иудейского архива, хранящегося в Иерусалимском храме. В архиве хранятся записи свидетельств о рождении и браке, а также и другие различные семейные документы. Предполагается, что среди всех этих бумаг есть и связанные с «Царем Иудейским» Иисусом Христом.

Современные исследователи древности пришли к мнению, что в Иудее человек, тем более проповедующий как Христос, просто не мог быть не женат. В случае если он был бы холост то это было бы отражено в Евангелиях – как вещь не стандартная для того времени и даже неприличная.

Многие исследователи и эксперты, занимающиеся изучением периода жизни Христа, считают, что описанная в Евангелиях свадьба в Каннах Галилейских, была непосредственно именно его собственной свадьбой. Если начать внимательно изучать отрывок, описывающий это событие, то начинаешь невольно замечать странности и нестыковки.


Многие исследователи считают, что в Библии описание свадьбы в Каннах Галилейских соответствует реальной свадьбе Христа
Многие исследователи считают, что в Библии описание свадьбы в Каннах Галилейских соответствует реальной свадьбе Христа

Христос, будучи бедным плотником и в то время еще не начавший проповедовать, вдруг получает приглашение на богатую свадьбу, где превращает воду в вино. И распорядитель, удивляясь качеству вина, благодарит жениха. Может ли быть женихом сам Иисус Христос? Возможно, так считал и один из самых известных святых ранней церкви Климент Александрийский, который «подредактировал» Евангелие от Марка и сцену свадьбы оттуда исключил. Все же эта сцена осталась в Евангелие от Иоанна, которое было написано позже.

На роль жены Христа подходят несколько кандидатур. Самая известная из всех это конечно – Мария Магдалина, которую, кстати, тамплиеры считали духовной покровительницей. Вопреки распространенному мнению она никогда не была блудницей. Доказательством тому служит само Евангелие. В блудницы Магдалину записали гораздо позже. Есть и еще одно упоминание в Библии, которое косвенно доказывает, что женой Христа могла быть Мария Магдалина.

Есть еще одно обстоятельство которое никак не укладывается в общую картину того времени, и которое еще раз доказывает состоятельность версии о женитьбе Иисуса. По правилам того времени незамужняя женщина никак не могла свободно путешествовать даже в компании, а могла передвигаться только с мужем. Есть еще множество не состыкованных моментов описанных в Библии, но они уже менее значимы.

Квест для настоящего рыцаря

«Все наши ребята время от времени отправлялись к святому Граалю. Это путешествие занимало несколько лет. Уехав, они долго блуждали, плутая самым добросовестным образом, так как никто толком не знал, где находится этот святой Грааль. Мне думается, они в глубине души и не надеялись найти его и, если бы наткнулись случайно, не знали бы, что с ним делать», — писал некий небезызвестный янки из Коннектикута, весьма точно подметивший особенности поисков Святого Грааля, неоднократно отображаемых в многочисленных рыцарских романах. Однако янки, будучи сыном просвещённого века, не обратил внимания на ключевую особенность походов за Граалем. По сути это не поиски реальной чаши, а искания высшего смысла. В самом деле, главная ценность христианского мира скорее должна предстать чем-то нематериальным, а не обычным кубком, пусть даже и бесконечно прекрасным.

Генрих Гиммлер и Жак де Моле: один из них мечтал назвать себя хранителем Святого Грааля, второго так именовали другие.

Основные средневековые рыцарские романы о Граале подразделяются на три группы. В первую входит «Персиваль Галльский или история Грааля» Кретьена де Труа и четыре его продолжения, сочинённые другими авторами. Вторая группа — «Романы о Граале» Робера де Борона, где излагается истории Иосифа Аримафейского, Мерлина и Персиваля. И третья — цикл «Ланселот-Грааль», или «Вульгата», авторство которого не установлено. Ну и несколько особняком стоит «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.

Квест за Святым Граалем — а именно в романе La Queste del Saint Graal слово «квест» впервые было употреблено в привычном нам значении — неразрывно связан с именем короля Артура и рыцарями Круглого стола. Изначально Артур имел тесную связь с миром фэйри, острова Авалон и кельтских мифов, поэтому в романах артуровского цикла христианские мотивы тесно переплетаются с мифологическими. В ирландской литературе существовал жанр echtra («странствие»), повествующий о путешествии героев в иной мир. И ранние романы о Граале, главным героем которых являлся сэр Персиваль (в немецкой транскрипции Парцифаль, в валлийской — Передур), очень напоминают такие ирландские сказания. Персиваль в них попадает в таинственный замок Монсальват, где снимает заклятие с Короля-Рыбака и сам становится хранителем Грааля. Главной ценностью в этих романах Кретьена де Труа и его продолжателей, представала куртуазная любовь, христианские добродетели пока оставались на втором плане. Валлийский же эпос «Мабиногион», также повествующий о приключениях Персиваля-Передура, полностью основан на кельтских мифах.

Персиваль с Граалем в руках. Картина Артура Хэкера.

Обретение Святого Грааля сэром Галахадом.

В более поздних романах, начиная с «Вульгаты» и заканчивая наиболее известным произведением артурианы — «Смертью Артура» Томаса Мэлори, — Персиваль постепенно уступает главную роль сэру Галахаду, сыну Ланселота и внуку Короля-Рыбака. Галахад был воспитан в монастыре и остался непорочным. Иногда его даже называют «святым рыцарем». Прибыв в Камелот в день Пятидесятницы, Галахад занял там Гибельное Сидение. Как известно, это мог сделать только первый рыцарь мира, любого другого ждала бы мгновенная смерть. Кроме того, было предсказано, что тот, кто сумеет сесть на Гибельное Сидение, и добудет Святой Грааль. В тот же день рыцарям Круглого стола была явлена Чаша, и они поклялись отправиться на её поиски.

Поход за Граалем был труден и опасен, но избранные рыцари на пути встречали «ветви священной травы, которая была знак Святого Грааля, и находили такие знаки лишь те рыцари, кто жил праведной жизнью и обладал великой доблестью». И хотя до замка Монсальват дошли многие, увидели Грааль только трое — Галахад, Персиваль и Борс, а коснуться его смог только сэр Галахад. Считается, что некоторое время он исполнял роль хранителя Грааля, а потом был живым вознесён на небеса.

Прочие рыцари — в том числе сэр Ланселот и сэр Гавейн, долгое время делившие между собой звание достойнейшего из всех, — не удостоились даже увидеть Грааль, потому что были недостаточно чисты сердцем и помыслами. Поэтому считать, что Грааль дался в руки катарам, масонам и даже лично Генриху Гиммлеру довольно-таки нелепо.

…до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Кандидаты на звание святой чаши последних лет

Поиски претендентов на звание священного Грааля продолжаются и по сей день. Одной из последних реликвий, которая претендовала на право называться им, стал сосуд, найденный в базилике испанского города Леон в 2014 г.

Историки, изучавшие сам артефакт и документы, датируемые XIV веком, выдвигают версию, что на самом деле сосуд был переправлен не в Британию, а в Северную Африку. Там уже египетский калиф передал чашу эмиру Дении, а тот, в свою очередь, передарил ее королю Фердинандо I. Проделав долгий путь, сосуд оказался в Леоне, где получил второе название – чаша Уррака.

По мнению ученых, материал изготовления и способ обработки чаши именно такие, из каких делали посуду в Палестине во времена Христа. На подлинность артефакта указывают и скрытые символы, обнаруженные на фреске базилики с сюжетом все той же Тайной вечери.

Итальянский археолог Альфредо Барбагалло, напротив, считает, что священный кубок находится в Риме. Он спрятан в подвалах под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура – одной из самых посещаемых паломниками церквей. Свои выводы он сделал на основе многолетней средневековой иконографии внутреннего убранства базилики и устройством расположенных под ней катакомб. Сам храм возведен на месте погребения святого Лаврентия, что также наводит мысль о закономерности размещения там реликвии.

Третий «подлинный» священный кубок, якобы признанный самим Ватиканом, хранится в Валенсии в Кафедральном Соборе Святой Марии. Кубок высотой в 7 см и диаметром в 9,5 см, выполнен из темно-красного агата. Он возвышается на небольшой подставке и дополнен двумя ручками. Чаша отделана золотыми вставками, украшена изумрудами и жемчугом.

В прежние века его использовали в религиозных целях. Но после того как в 1744 году во время праздника кубок случайно уронили и раскололи, после реставрирования изделия его решили в дальнейшем просто хранить как культовый предмет. Исключение составляли лишь массовые службы, во время которых посещавшие Валенсию папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI использовали чашу проведения причастия.

Католическая церковь признала сберегающуюся в Кафедральном соборе чашу подлинной святыней, назвав ее «свидетельницей шагов Христа по земле».

Более поздние традиции

Реликвии

Святой Грааль на витражном окне в Кемперском соборе

Вслед за романами о короле Артуре несколько артефактов стали считаться Святым Граалем в средневековом почитании реликвий . Говорят, что эти артефакты использовались на Тайной вечере, но другие детали различаются. Несмотря на известность литературы Грааля, традиции о реликвии Тайной вечери оставались редкими в отличие от других предметов, связанных с последними днями Иисуса, таких как Истинный Крест и Святое Копье .

Одна традиция предшествует романам о Граале: в 7 веке паломник Аркулф сообщил, что чаша Тайной вечери была выставлена ​​недалеко от Иерусалима. После работ Роберта де Бора «Грааль» несколько других предметов стали считаться истинным сосудом Тайной вечери. Говорят, что в конце 12 века один находился в Византии ; В романе Альбрехта фон Шарфенберга о Граале «Юнгере Титурель» он явно ассоциировался с Граалем Артура, но утверждал, что это всего лишь копия. Говорят, что этот предмет был разграблен во время Четвертого крестового похода и доставлен в Труа во Франции, но был утерян во время Французской революции .

Две реликвии, связанные с Граалем, сохранились до наших дней. Сакро Catino (Священная бассейна, также известный как Генуя Чаши) зеленый стеклянное блюдо состоялось в соборе Генуи сказал, были использованы на Тайной Вечери. Его происхождение неизвестно, и есть два разных рассказа о том, как он был доставлен в Геную в 12 веке. Это не было связано с Тайной вечерей до тех пор, пока позже, после романов Грааля; Первая известная ассоциация находится в хронике Генуи Якоба да Вараджина в конце 13 века, которая опирается на литературную традицию Грааля. Катино было перемещено и разбито во время завоевания Наполеона в начале 19 века, что показало, что это стекло, а не изумруд.

является агат блюда с установочным для использования в качестве чаши. Чаша может датироваться греко-римскими временами, но ее датировка неясна, а ее происхождение неизвестно до 1399 года, когда она была подарена Мартину I Арагонскому . К 14 веку сложилась сложная традиция, согласно которой этим объектом была чаша Тайной вечери. Эта традиция отражает аспекты материала Грааля с несколькими существенными отличиями, предполагающими целиком отдельную традицию. Это не связано с Иосифом Аримафейским или кровью Иисуса; Говорят, что он был доставлен в Рим святым Петром, а затем передан святому Лаврентию . Ранние ссылки не называют объект «Граалем»; Первое свидетельство, связывающее его с традицией Грааля, относится к 15 веку. Монархия продала чашу в 15 веке собору Валенсии , где она остается значимой местной иконой.

Несколько предметов были отождествлены со Святым Граалем в 17 веке. В 20 веке с ним стал ассоциироваться ряд новинок. К ним относятся чашка Nanteos , средневековая деревянная чаша, найденная недалеко от Ридифелина , Уэльс; стеклянная тарелка, найденная недалеко от Гластонбери , Англия; и Антиохийская чаша , позолоченный серебряный предмет VI века, который стал частью легенды о Граале в 1930-х годах.

Места, связанные со Святым Граалем

Die Gralsburg ( Замок Грааля ) Ханса Тома (1899)

В современную эпоху ряд мест стал ассоциироваться со Святым Граалем. Один из самых известных — Гластонбери в Сомерсете , Англия. Гластонбери был связан с королем Артуром и его пристанищем Авалоном к 12 веку. В 13 веке возникла легенда, что Иосиф Аримафейский был основателем аббатства Гластонбери . Ранние отчеты о Джозефе из Гластонбери сосредоточены на его роли как евангелиста Британии, а не как хранителя Святого Грааля, но с 15 века Грааль стал более заметной частью легенд, окружающих Гластонбери. Интерес к Гластонбери возродился в конце 19 века, вдохновленный возобновившимся интересом к легенде о короле Артуре и современным духовным движениям, сосредоточенным на древних священных местах. В конце 19 века Джон Гудчайлд спрятал стеклянную чашу недалеко от Гластонбери; Группа его друзей, в том числе Уэлсли Тюдор Поул , извлекли чашу в 1906 году и продвинули ее как подлинный Святой Грааль. Гластонбери и его легенда о Святом Граале с тех пор стали центром внимания различных групп Нью Эйдж и неоязычников .

В начале 20 века писатели-эзотерики идентифицировали Монсегюр , оплот еретической секты катаров в 13 веке, как замок Грааля. Точно так же Росслинская капелла 14-го века в Мидлотиане , Шотландия, стала частью легенды о Граале в середине 20-го века, когда серия заговоров определила ее как тайное укрытие Грааля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector