Эпоха и результаты правления ивана грозного: мифы и реальность. реформы, победы, достижения ивана грозного

Содержание первого письма Курбского

Князь Андрей писал царю, что тот ответит за все беззакония, которые учинил над русским народом, за каждое убийство дворян и бояр, называл опричников «слугами дьявола». Курбский выступил в послании не только как защитник всех, кто попал в опалу, но и как ветхозаветный пророк, обвиняющий властелина судеб в неправильном распоряжении жизнями людскими.

Описывая все жестокости царские по отношению к подданным, а также рассказывая о том, что лично сам перенес, Курбский называет свой побег «отъездом» и стремится оправдаться не столько перед адресатом, сколько перед историей и обществом. Объем послания – 1.5 страницы. Доставлено в Москву слугой Курбского Василием Шибановым.

Содержание второго письма Курбского

Второй текст объемом одну страницу не имеет точной даты написания, но отправлен только в сентябре 1579 года. Сам Курбский пишет, что его составил давно, однако из-за того, что русская граница закрылась, отправил вместе с третьим письмом.

Видимо, князь Андрей просто дополнил старое письмо новыми вставками, датируемыми не раньше 70-х годов. Так как в письме встречаются фразы, говорившие, что князь уже постарел: «удержа руку с тростию», «под старость выучил аттический язык». Именно в 70 годы Курбским написан перевод «Нового Маргарита» на славянский язык, и он в предисловии пишет, что многие годы посвятил изучению латинского (аттического) языка. Стиль этих посланий имеет существенные различия, что объясняется долгими годами, проведенными Курбским за границей.

Это письмо содержит резкую критику первого ответа Ивана IV и его политических идей. Оно дошло до наших дней только в «Сборниках Курбского», и неизвестно, прочел ли его сам царь.

Появление книгопечатания

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.

Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу

Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом

Царская служба

Несмотря на родство с Захарьиными, Андрей Михайлович смог сам добиться высокого положения при царе благодаря хорошей службе в чине воеводы, и в Избранной Раде, действовавшей 13 лет при Иване Грозном. Царь лично пожаловал во владение Курбских земли недалеко от Москвы, а в 1556 г. – боярский чин. 

А.М. Курбский имел большой успех в военном деле:

  • Он был участником похода на Казанское ханство. Это войско шло под командованием самого Ивана IV, а князь Курбский вместе с князем П. Щенятевым были во главе правой руки армии.
  • Около г. Тулы они разбили часть войска татар, которая имела вдвое больше солдат, чем русские.
  • Курбский получил ранение, однако сражался при штурме Казани, отличившись под конец взятия города. Взяв всего 200 воинов, Андрей Михайлович сдерживал 10 тысяч казанцев во главе с царем Ёдигером, чтобы дать время русским проникнуть внутрь Казани.
  • При повторном походе на Казань для усмирения татар Курбскому довелось возглавлять войско вместе с князьями Шереметьевым и Микулинским.

После этих побед Андрей Курбский заслужил особую милость Ивана Грозного. Государь назначил князя командующим в Ливонской войне, начавшейся в 1558 г. 

Второе послание Ивана Грозного

Царь сам решил послать двух страничное сочинение по адресу Курбского в 1577 г., через 13 лет после первого спора. Сам этот год был ознаменован большим и удачным походом царя на Ливонский орден. Он захватил все крепости на Двине, и почти вся Ливония к сентябрю была у русских. Оставались лишь Ревель (Таллин) и Рига. На радостях Иван IV отправил несколько писем по адресу своих врагов. Письма получили:

  • новый король Польши Стефан Батори;
  • вице-регент Ливонии А. Полубенский;
  • Ч. Ходкевич;
  • магнаты М. Талваш и М. Радзивилль.

А так же «изменники»: А. М. Курбский, Т. Тетерин и «Тув да Илерт» (ливонцы Таубе и Крузе, бывшие на службе русского царя и изменившие).

Побег

Царь отдалил от себя многих влиятельных людей. Курбского, после победы над половцами, он отправил в г. Юрьев на должность воеводы. В это время как раз там находился Адашев. Через год, 30 апреля 1564 г. князь бежит в Литву. Его предупредили об опасности. Побег совершили ночью, в трудных условиях. Курбский и несколько верных слуг спустились на веревках со стены охраняемой крепости, пересекли границу.

С собой князь имел немалые деньги: рубли, талеры, 30 дукатов и 300 золотых. Но эти средства, видимо, полученные от польского короля, были отняты у князя пограничниками. Далее русского перебежчика арестовали и отправили в замок Армус, и там тоже ограбили, забрав шапку и шубу. В Вольмар Курбский прибыл в полной нищете.

Князь, убежав от царского гнева, оставил в России семью, имущество было конфисковано. Само бегство не было изменой, так как князя ожидала такая же судьба, как и всех людей, попавших в немилость подозрительного государя. Но потом Курбский начал активно оказывать помощь ливонцам в войне против России. Это является предательством по отношению к родине.

Род Курбских

Герб князей Курбских в Речи Посполитой

Род Курбских выделился из ветви приближённых и ярославских князей в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Род Курбских проявлялся в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, Курбские гибли и под Казанью, и на войне с Крымским ханством. Род Курбских присутствовал и на административных должностях, но на данном поприще род не добился больших успехов, хотя Курбские были наместниками и в Устюге Великом, и в Пскове, и в Стародубе, и в Торопце.

Андрей был старшим сыном московского воеводы, князя Михаила Михайловича Курбского (ум. ) и Марии Михайловны, дочери боярина Михаила Васильевича Тучкова-Морозова. У него было два младших брата — Иван и Роман Курбские. Воевода князь Михаил Михайлович Курбский, отец Андрея Курбского, имел боярский чин. Возможно, боярский чин имел и Семён Фёдорович Курбский.

Такое карьерное положение, безусловно, не соответствовало самому имени ярославского князя. Причин такого положения могло быть несколько. Во-первых, князья Курбские часто поддерживали оппозицию правящему режиму. Внук Семёна Ивановича Курбского был женат на дочери опального князя Андрея Угличского. Курбские поддерживали в борьбе за престол не Василия III, а Дмитрия-внука, чем заслужили ещё большую нелюбовь московских правителей.

Третье письмо Курбского

Этим сочинением завершается знаменитая переписка. Третье послание было ответом на Второе письмо царя от 1577 г. Оно составлялось не сразу, так как в 1577 г. успех был на стороне русских, а Речь Посполитая испытывала не лучшие времена. Многие польские дворяне (шляхта) выступали за то, чтобы передать трон Ивану Грозному.

В 1578 г. положение меняется: Стефан Батори совершает несколько успешных атак и возвращает Двинск. Видимо, именно это вдохновило князя Андрея написать торжествующий ответ. В письме Курбского множество отсылок к Цицерону (князь считал, что в «Парадоксах» много сходства с его судьбой), Священному Писанию и сочинениям «отцов церкви», где он хвалится своей образованностью.

Послание дополняется в 1579 году новыми приписками, где Курбский объясняет поражение Ивана Васильевича в Ливонской войне тем, что тот сам когда-то «растерзал» опытных военачальников и высмеивает слова царя, что только животворящий крест помогает в борьбе с неприятелями. Как пример, князь приводит «срамотнейшие» поражения русских: в 1571 г., когда крымские татары сожгли Москву и в 1579 г., когда Батори захватил Полоцк.

Еще одна приписка сделана в конце 1579 г., когда Иван IV потерпел крах в битве с Батори под г. Сокол. Были ли второе и третье письма доставлены царю, история умалчивает. Видимо, нет, так как ответов Ивана Грозного на эти послания не обнаружено нигде.

Князь обличал царя в его жестокостях, но это было лишь на словах, так как сам он, по свидетельству современников, тоже не отличался мягкостью характера. А милости от польского короля дают право утверждать, что все-таки Курбский был скорее предателем, чем борцом с тиранией.

Данная переписка стала самым известным памятником древнерусской литературы и давала ответы на многие события тех времен, отражала взгляды царя и его оппонента на политику, нравы и духовное развитие Русского Царства.

7 декабря 2019

Памятники общественно-политической мысли

16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.

Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.

КУРБСКИЙ Андрей Михайлович

(ок. 1528 — 1583, м. Миляновичи близ Ковеля, Литва) — русский политический и военный деятель, публицист. Принадлежал к одному из самых знатных боярских родов. Получил для своего времени хорошее образование (изучал риторику, грамматику, астрономию,; философию), знал латинский язык. Участвовал во многих военных кампаниях, в т. ч. в Ливонской войне. В 1556—57 член Избранной рады — правительства Московской Руси. Не желая пасть жертвой гонений, начатых Иваном IV против бояр, бежал в Литву к королю Сигизмунду II Августу. Своим духовным учителем считал Максима Грека. Подобно ему, боролся за сохранение чистоты православной веры, был ярым критиком католицизма и протестантизма. В многочисленных посланиях касался различных догматических и философских вопросов, соединяя приверженность ортодоксальному учению с уважением к знанию и просвещению. В Литве вел большую пропагандистскую и просветительскую работу, организовал переписку и перевод сочинений многих восточнохристианских мыслителей и проповедников: Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Василия Великого, Симеона Метафраста, Григория Богослова и др. Курбскому принадлежат ряд переводов и работа по логике. По своим политическим взглядам был сторонником ограниченной монархии. Защите и обоснованию своей позиции посвятил несколько посланий Ивану Грозному и памфлет «История о великом князе Московском».

Лит.: Гаврюшин Н. К. Научное наследие А. М. Курбского. — «Памятники науки и техники. 1984». М., 1986.

Ε. Η. Бутузкша.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

↑ Часть 1.

Задание 1Задание 2

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) первое упоминание Москвы в летописиБ) Карибский кризисВ) Бородинская битваГ) Медный бунт 1) 988 г.2) 1147 г.3) 1662 г.4) 1812 г.5) 1939 г.6) 1962 г.

Задание 3

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государстваБ) реформы Избранной радыВ) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в РоссииГ) первые революционные преобразования большевиков 1) созыв Уложенной комиссии2) принятие Судебника Ивана III3) созыв первого Земского собора4) принятие Декрета о земле5) принятие Русской Правды6) создание Временного правительства

Задание 4Пропущенные элементы:

Задание 5

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) Ледовое побоищеБ) Ливонская войнаВ) Полтавская битваГ) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму 1) А.А. Брусилов2) Андрей Боголюбский3) А.М. Курбский4) Александр Невский5) А.Д. Меншиков6) М.В. Фрунзе

На позиции 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 6. Модель 1

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
XIX в. ________________ (А) Создание Тройственного союза
___________ (Б) Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха Третий крестовый поход
___________ (В) Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству _____________ (Г)
XVIII в. ________________ (Д)   _____________ (Е)

Пропущенные элементы:Задание 6. Модель 2.

Век Событие истории России Современник
XIX в. ________________ (А) Отто фон Бисмарк
___________ (Б) Начало княжения в Киеве Ярослава Мудрого Вильгельм Завоеватель
___________ (В) Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству _____________ (Г)
XVIII в. ________________ (Д) _____________ (Е)

Пропущенные элементы:Задание 7Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Задание 8Задание 9На позиции 10 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 10. Модель 1Задание 10. Модель 2Задание 11Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 12 и 13
Задание 12Задание 13Задание 14

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Слово о полку Игореве»Б) «Домострой»В) картина «Боярыня Морозова»Г) роман «Тихий Дон» 1) Автор – И.Е. Репин.2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева.3) Автор – священник Сильвестр.4) Описываемые события произошли в XII в.5) Автору была присуждена Нобелевская премия.6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.

«Перешёл на сторону врага»

«В историю Речи Посполитой Андрей Курбский вошёл в первую очередь как активный защитник православия. В XVI веке там как раз начались гонения на православную церковь, а он оказывал единоверцам посильную поддержку: заступался за них, помогал с изданием религиозных текстов. Правда, когда был поднят вопрос о том, что на польский трон в результате выборов может сесть сын Ивана Грозного Фёдор, Курбский выступил против православной литовско-русской партии и поддержал католическую, чтобы этого не произошло. В будущем это привело к большим сложностям для православных Речи Посполитой», — рассказал в беседе с RT старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев.

По его мнению, несмотря на громкий побег, Курбский не сыграл практической роли в польской истории.

«Он в какой-то мере ослабил фронт, но в Ливонской войне Речь Посполитая победила гораздо позже. А вот его литературное и идеологическое наследие было весьма значительным», — пояснил Волобуев.

Сразу после бегства Курбский отправил Ивану IV письмо, в котором попытался объяснить мотивы своего поступка политическими взглядами. Иван Грозный ответил бывшему подданному в язвительной манере, дав понять, что все его оправдания ничтожны. В дальнейшем переписка вылилась в широкую социально-политическую дискуссию. Как отметил Вадим Волобуев, ценность переписки заключается в том, что она даёт нам представление о живой речи той эпохи. Помимо письменного общения с русским царём, Курбский также оставил после себя ряд историко-литературных произведений.

Кстати, он стал одним из самых высокопоставленных перебежчиков в истории России, а может быть, и самым высокопоставленным. Это всё равно что Кутузов в 1812 году бросил бы армию и перешёл на сторону Наполеона», — отметил Перевезенцев.

Однако, по мнению историка, Андрей Курбский руководствовался собственной логикой. Во-первых, он считал, что царь должен опираться на своих ближайших советников и без них не может принимать никаких важных решений. Исходя из этого, он делил правление Ивана IV на два периода: когда тот прислушивался к своему окружению и принимал «верные» решения и когда перестал это делать, превратившись в «деспота».

Во-вторых, Курбский поддерживал феодальные идеи, дававшие князьям и дворянам право менять своих сюзеренов. Но если ещё за несколько десятилетий до того это воспринималось как норма, то во второй половине XVI века поступок Курбского уже расценивался как измена.

Политика и военные походы

Подробная биография Курбского известна с 21-летнего возраста. Молодой человек показал себя отличным стратегом при взятии Казани в 1549 году

Смелый юноша привлек внимание Ивана Грозного. Помимо воинских заслуг, царя и боярина роднил возраст

Государь был младше Курбского всего на 2 года, поэтому мужчины легко нашли общие интересы.

Андрей Курбский и Иван Грозный

За следующие три года Андрей из рядового стольника дослужился до звания воеводы. Полное доверие Курбский получает после победы над ханом Давлетом Гиреем в 1552 году. Особенно впечатлило царя то, что, несмотря на ранение, молодой герой вновь сел на коня спустя 8 дней после тяжелого увечья.

Неудивительно, что вскоре Курбский получает приглашение примкнуть к Избранной Раде, собранной Иваном Грозным для обсуждения политических вопросов. Наравне с Адашевым и Сильвестром боярин помогает царю решать сложные ситуации и определиться с курсом правления.

Андрей Курбский при взятии Новгородки

Напряжение в отношениях с государем наметились после побед Андрея Михайловича в Ливонской войне. Взгляды Ивана Грозного на приближенных резко изменились. Достижения и заслуги перестали играть значения, и, чтобы избежать опалы, Курбатов бежал в Литву.

Истинная причина побега не установлена. Современники выдвигают две версии: Курбатов боялся за собственную жизнь или поддался на уговоры короля Сигизмунда-Августа, мечтавшего переманить полководца. Вскоре после эмиграции Курбатов пополнил ряды литовских военачальников и даже выступал на стороне неприятеля против старых товарищей.

Герб Андрея Курбского в Речи Посполитой

В награду за измену родине литовский король награждает Андрея Михайловича городом Ковелем и прилегающим к нему поместьем. Курбский получает новый герб Леварт, на флаге которого изображен гепард с поднятой лапой.

Чтобы развеять тоску по родине, мужчина принимается за переводы философских трудов. Помимо изучения мировоззрения древних, Андрей Михайлович пишет письмо бывшему другу – Ивану Грозному. Мужчины обсуждали взгляды на социально-политические проблемы и будущее страны, но не приходили к единому мнению.

Книги Андрея Курбского

Под впечатлением от деятельности Максима Грека Курбский создает несколько трактатов, отражающих взгляды бояр на устройство государства. Бывший приближенный царя рассылает деловые письма, где высказывает собственное видение. В письмах и посланиях воевода предстает борцом с тиранией и обличителем безумного царя.

Политика и военные походы

Подробная биография Курбского известна с 21-летнего возраста. Молодой человек показал себя отличным стратегом при взятии Казани в 1549 году

Смелый юноша привлек внимание Ивана Грозного. Помимо воинских заслуг, царя и боярина роднил возраст

Государь был младше Курбского всего на 2 года, поэтому мужчины легко нашли общие интересы.

Андрей Курбский и Иван Грозный

За следующие три года Андрей из рядового стольника дослужился до звания воеводы. Полное доверие Курбский получает после победы над ханом Давлетом Гиреем в 1552 году. Особенно впечатлило царя то, что, несмотря на ранение, молодой герой вновь сел на коня спустя 8 дней после тяжелого увечья.

Неудивительно, что вскоре Курбский получает приглашение примкнуть к Избранной Раде, собранной Иваном Грозным для обсуждения политических вопросов. Наравне с Адашевым и Сильвестром боярин помогает царю решать сложные ситуации и определиться с курсом правления.

Андрей Курбский при взятии Новгородки

Напряжение в отношениях с государем наметились после побед Андрея Михайловича в Ливонской войне. Взгляды Ивана Грозного на приближенных резко изменились. Достижения и заслуги перестали играть значения, и, чтобы избежать опалы, Курбатов бежал в Литву.

Истинная причина побега не установлена. Современники выдвигают две версии: Курбатов боялся за собственную жизнь или поддался на уговоры короля Сигизмунда-Августа, мечтавшего переманить полководца. Вскоре после эмиграции Курбатов пополнил ряды литовских военачальников и даже выступал на стороне неприятеля против старых товарищей.

Герб Андрея Курбского в Речи Посполитой

В награду за измену родине литовский король награждает Андрея Михайловича городом Ковелем и прилегающим к нему поместьем. Курбский получает новый герб Леварт, на флаге которого изображен гепард с поднятой лапой.

Чтобы развеять тоску по родине, мужчина принимается за переводы философских трудов. Помимо изучения мировоззрения древних, Андрей Михайлович пишет письмо бывшему другу – Ивану Грозному. Мужчины обсуждали взгляды на социально-политические проблемы и будущее страны, но не приходили к единому мнению.

Книги Андрея Курбского

Под впечатлением от деятельности Максима Грека Курбский создает несколько трактатов, отражающих взгляды бояр на устройство государства. Бывший приближенный царя рассылает деловые письма, где высказывает собственное видение. В письмах и посланиях воевода предстает борцом с тиранией и обличителем безумного царя.

Ответ Ивана Грозного

Данный текст является самым большим из публицистических сочинений царя Ивана Васильевича – 40 страниц. Теперь это важнейший памятник древнерусской культуры. Дата на послании – 5 июля 1564 г. Скорее всего, Иван IV – создатель лишь части текста, так как быстрота составления, 4-5 недель, заставляет предположить, что оно написано дьяками канцелярии царя.

Но некоторые места: монолог о детских годах, полемика с оппонентом, возможно, писал сам государь, о чем говорит грубый стиль, некоторые обороты (сравнивал Курбского с псом), напоминающие другие письма царя (так же написано позднее послание в адрес короля Швеции Юхана III). Ответ, как письмо Курбского, предназначается широкой аудитории, о чем говорят ранние списки: «Послание… во все города на крестопреступников…».

Главные враги России – это «изменные бояре», писал Грозный, ставя боярское самоуправство своего детства в вину Курбскому, хотя они являлись ровесниками: годы жизни царя 1530-1584, князя 1528-1583. Такие слова в отношении бояр оказали влияние на всю последующую историографию. Царь утверждал, что много уже сделал для Руси и действует исключительно на благо народа: «за них желаем… и до смерти пострадати», и теперь все гонения позади. Писал, что все, кто находился в опале, могут дышать спокойно и не опасаться наказания. Письмо составлено за полгода до появления опричнины.

Какой памятник культуры создал курбский

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «История о великом князе Московском» 1) Автор – А.М. Курбский.
Б) здание Сената в Московском Кремле 2) Автор – Д.И. Фонвизин.
В) Грановитая палата Московского Кремля 3) Данный памятник культуры был создан в XV в
Г) картина «Чёрный квадрат» 4) Автор – М.Ф. Казаков.
5) Данный памятник культуры создан в XVII в.
6) Автор – К.С. Малевич.

А) «История о великом князе Московском» — сочинение А. Курбского (написано в 1573 г.), бывшего приближенного Ивана IV Грозного, бежавшего от него в Литву в 1564 г., а затем ведущего с русским царем переписку. Характеристика 1.

Г) Картина «Черный квадрат» (1915 г.) является наиболее известным произведением художника – супрематиста К.С. Малевича. Характеристика 6.

Живопись и зодчество 16 века

Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.

В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.

В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.

К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.

Краткая биография

  1. 1549 — Андрею Курбскому 21 год, он участвует во втором военном походе Иоанна Грозного на Казань. Именно в этом походе молодой князь, будучи стольником, проявил себя как прекрасный военный стратег.
  2. 1551 — молодой талантливый полководец вместе с другим князем — Петром Щенятевым, руководит полком правой руки в ожидании нападения татар на берегу Оки.
  3. 1552 — Иоанн Грозный собрал новый поход на Казанское ханство. Как раз в это время войско крымских татар под руководством Давлет Гирея осуществило осаду Тулы. Русский царь направил для освобождения Тулы войска под руководством Курбского и Щенятева. Андрей Курбский сильно пострадал в этом сражении, получив многочисленные ранения. Но это не помешало ему уже через неделю вновь выйти в военный поход.
  4. 1552, август — полк правой руки под руководством Курбского и Щенятева должен был прикрывать царское войско, идущее на Казань, от нападения языческих племён.
  5. 1552, 2 октября — войско начало наступление на Казань. При этом татары с крепостных стен лили на противника кипящую смолу, сбрасывали камни и брёвна, и стреляли из луков. После долгого противостояния у стен Казани русские всё-таки ворвались в город, и борьба началась уже на его улицах. Андрей Курбский стоял на выезде из города, заграждая татарам путь к бегству. Однако татарам удалось вырваться из города и бежать. Курбский с войском около 200 человек настиг сбежавших татар и в жестокой битве получил сильнейшие ранения. Спасла от гибели его кольчуга.
  6. 1554 — в начале года князь Андрей Курбский вместе с другими двумя воеводами направлен царём для подавления мятежа в бывшем Казанском ханстве, которое было присоединено к Русскому государству двумя годами ранее. После долгих преследований и многочисленных сражений повстанцы были разбиты. Русское войско вернулось домой весной перед праздником Благовещения. Царь Иоанн Грозный наградил Курбского золотыми отличительными знаками.
  7. 1556 — Курбский с князем Фёдором Троекуровым вновь посылаются царём для укрощения восстания черемис. После возвращения царь пожаловал Андрея Курбского в бояре.
  8. 1558, январь — князь Андрей вместе с Петром Головиным командует сторожевым полком в Ливонской войне.
  9. 1558, весна — в рамках Ливонской войны Курбский участвует в походе на город Нейгауз.
  10. 1559, весна — Андрей Курбский отправлен защищать южную границу страны от татар. Военных действий там не произошло, вскоре князь вернулся домой в Москву.
  11. 1560 — князь возглавил войско в успешном походе на Ливонию.
  12. 1562 — участие Андрея Курбского в большом походе на Полоцк. Там он был вторым воеводой.
  13. 1562 — неудача войска Курбского в битве под Невелем. Войско разбито литовцами. При этом князь сумел сохранить своё положение и начавшиеся гонения на опальных придворных его не коснулись.
  14. 1563 — Курбский решился на предательство родины и бежал в Литву. Князь какое-то время был «шпионом», выдавая литовцам информацию о передвижениях русских войск, и вследствие этого русские потерпели поражение в нескольких битвах.
  15. 1564 — князь Андрей получает в дар от литовского короля несколько больших поместий с замками на территории Литвы и Волыни.
  16. 1564 — Курбский участвует в военных действиях против Москвы.
  17. 1565 — князь поучаствовал в разорении Великолуцкой области.
  18. 1566 — вооружённые конфликты Курбского с отрядами князя Александра Чарторыйского.
  19. 1567 — вооружённое столкновение русского князя и челядью семейства каштеляна сандомирского Станислава Матеевского.
  20. 1569 — на русского князя Андрея Курбского поступают жалобы польскому королю Сигизмунду о том, что он притесняет соседних волынских магнатов.
  21. 1570 — небольшая война с местным воеводой Речи Посполитой. Предметом столкновения стала граница личных территорий.
  22. 1571 — русский князь женился на богатой вдове Марии Юрьевне Гольшанской.
  23. 1578 — Курбский развёлся со второй женой Марией Гольшанской.
  24. 1579 — участие в походе на Полоцк под предводительством Стефана Батория.
  25. 1579 — князь Андрей женится в третий раз на дворянке Александре Семашко.
  26. 1582 — в семье Курбского родился сын Дмитрий.
  27. 1583 — приняв католичество, князь Андрей Кубский умер в своём поместье в Литве.

Андрей Курбский (портрет)

Литературное творчество

Из сочинений Курбского в настоящее время известны следующие:

  1. «История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима»,
  2. «Сказ о логике»,
  3. «От другие диалектики Иоанна Спанъинбергера о силогизме вытолкована»,
  4. «Четыре письма к Грозному»,
  5. «Письма» к разным лицам; из них 16 вошли в 3-е изд. «Сказаний кн. К.» Н. Устрялова (СПб. 1868), одно письмо издано Сахаровым в «Москвитянине» (1843, № 9) и три письма — в «Православном Собеседнике» (1863 г. кн. V—VIII).
  6. «Предисловие к »; изд. в первый раз Н. Иванишевым в сборнике актов: «Жизнь кн. К. в Литве и на Волыни» (Киев 1849), перепечатано Устряловым в «Сказ.».
  7. «Предисловие к книге Дамаскина «Небеса» изд. кн. Оболенским в «Библиографич. Записках» 1858 г. № 12).
  8. «Примечания (на полях) к переводам из Златоуста и Дамаскина» (напечатаны проф. А. Архангельским в «Приложениях» к «Очеркам ист. зап.-русск. лит.», в «Чтениях Общ. и Ист. и Древн.» 1888 г. № 1).
  9. «История Флорентийского собора», компиляция; напеч. в «Сказ.» стр. 261-8; о ней см. 2 статьи С. П. Шевырева — «Журнал Министерства народного просвещения», 1841 г. кн. I, и «Москвитянин» 1841 г. т. III.

Кроме избранных сочинений Златоуста («Маргарит Новый»; см. о нём «Славяно-русские рукоп.» Ундольского, М., 1870), Курбский перевёл диалог патр. Геннадия, Богословие, Диалектику и др. сочинения Дамаскина (см. статью А. Архангельского в «Журнал Министерства народного просвещения» 1888, № 8), некоторые из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, отрывки из Евсевия и проч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector