Царь давид в израильской истории: миф или реальность?

Введение.

Монархическая форма правления – одна из древнейших. Она предусматривает наследственное (реже – выборное) единовластие, освященное религиозной санкцией. По мнению ряда исследователей, корни монархические идеи уходят в доисторическое прошлое, когда вождям-магам приписывались сверхъестественные свойства. Влияние магии на идею монархии сохранялось и в государствах Древнего Востока. Так, египтяне считали, что фараон присущей ему властью поддерживает стабильность природного естественного порядка. На него смотрели как на телесного потомка богов. В Месопотамии начало обоготворения царей связано с именем Нарам-сина (Нарам-Суэна), жившего в 3 тыс. до н.э. В античный мир идея божественности царя пришла с Востока и после Александра Македонского закрепилась в эллинистических державах. В Риме обоготворение цезарей началось с Августа. Монархический принцип ставил самодержца над законом, делая его живым олицетворением «божественного права». Почти тысячу лет ветхозаветная община не знала монархии и управлялась главами колен израильских и родов, а позднее, начиная с Моисея, также харизматическими вождями. Их право основывалось на особом посланничестве и воздействии Духа Божьего (Суд. 15:14 – 15). Идеалом правления в амфиктионии считалась теократия: истинным Владыкой народа признавался только Господь. Поэтому Гедеон демонстративно отказался от царской власти (Суд. 8:22 – 23), а попытка его сына стать монархом вызвала сопротивление (Суд. 9:22 – 23). К мысли о необходимости установления монархии общество было подготовлено бедствиями филистимского ига (XI в. до н.э.). Тем не менее идея теократии не утратила силы.В Священном Писании ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой – идеалом остается свободный союз колен, построенный на теократии, то есть на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

Воцарение Давида

Но помазанник не имел полного доверия к обещаниям своего гонителя. Он переселился в филистимский город Секелаг. Как раз началась очередная война между филистимским и израильским народами. Давид вынужден был исполнить свой воинский долг и со своим отрядом пойти против своего родного народа.

Но, Промыслом Божиим, филистимские военачальники потеряли к нему доверие и отправили обратно в Секелаг. К тому моменту город как раз был разорен амаликитянами. Военачальник догнал их, наказал и вернул пленных обратно.

Тем временем шли сражения между Израилем и филистимлянами. Саул потерпел поражение, попал в окружение филистимских лучников и был тяжело ранен. Не желая попадать в руки ненавистного врага и отчаявшись, он покончил самоубийством. Он приказал амаликитянину убить его мечом.

Важно. Это один из трех случаев самоубийств, которые имеют место в Библии (два других — самоубийства Иуды и богатыря Самсона)

В той войне погиб и Ионафан. Амаликитянин с радостью отправился к Давиду, надеясь получить награду. Но реакция помазанника была прямо противоположной — он восскорбел о своем обидчике и приказал казнить вестника.


Памятник царю Давиду в Иерусалиме

Грехопадение святого царя

Но если скорби и гонения оказываются бессильными сломить дух праведника, то впоследствии против него могут начать борьбу роскошь и удовольствия. Царь был пленен красотой замужней женщины и не захотел бороться против греховного желания. То была Вирсавия, жена Урии — одного из воевод.

Давид совершил два тяжких греха — прелюбодеяние и убийство. Он взял себе Вирсавию, а Урию послал на смерть в опасную точку на поле боя, где тот погиб. Возможно, если бы не случилось этой победы дьявола над избранником Божьим, жизнь правителя и его народа могла бы пойти по совершенно другому пути.

Господь через пророка Нафана обличил грехи царя. И хотя тот раскаялся в содеянном, но впоследствии понес тяжкие наказания от Бога.

Важно. В раскаянии Давид сочинил пятидесятый псалом, который позднее станет одной из покаянных молитв христиан

Наказания за грех

Начались бедствия для царя и народа. Сначала произошла распря между двумя сыновьями царя от разных жен — Амноном и Авессаломом. Авессалом подло убил Амнона и бежал. Но через несколько лет отец простил его. Авессалом не оценил великодушия отца и начал возбуждать против него восстания в народе.

Давид снова, как в годы юности, вынужден был покинуть столицу. Сопровождали его не только сочувствующие, но и враги — они поносили его.

Началась гражданская война. Вокруг законного правителя объединилась верная ему часть народа. Давид особенно беспокоился о том, как бы не был убит Авессалом в сражении, но вопреки его приказам, один из воевод убил Авессалома. Скорбь святого не знала границ.

Гнев Божий был также излит в виде голода и моровых язв для народа. Правитель все принял со смирением.

Мирное окончание царствования Давида

Последние годы правления святого царя прошли в благоденствии и мире. Царь приготовлял для своего наследника материалы для строительства Храма. От Вирсавии родился новый сын Соломон, и именно его Господь избрал в качестве будущего царя. Соломон был помазан на царство еще при жизни отца. Правление святого царя продолжалось сорок лет, и умер он в мире и старости.

Интересно. По одной из версий, гробница царя Давида находится на Сионской горе. На той же горе расположено место, в котором прошла Тайная Вечеря.

Блажен муж

По слову богодухновенного святителя Игнатия Брянчанинова, Давид имел все земные утешения — богатство, силу, славу, красоту, жен и детей, но ни в одном из них не признал блаженства. Человеческое блаженство было найдено им в послушании Воле Божьей и хранении себя от грехов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»

Важно! Этому святому молятся о даре покаяния, о защите Отечества от врагов, о милости от правителей, о православном воинстве, о помощи в плотских искушениях.

Посмотрите видео о царе Давиде

Раскаяние Давида [↑]

Вскоре после того, как Батшева родила царю сына, к нему пришел пророк Натан — будто бы для того, чтобы посоветоваться с царем об одном сложном судебном деле. Натан спросил, как следует поступить с богачом, владеющим многочисленными стадами крупного и мелкого скота, если он отобрал у бедняка единственную овечку.

«Такой человек достоин смерти! — вскричал чуткий ко всякой несправедливости Давид. — И он должен заплатить вчетверо за то, что поступил немилосердно!»

«Ты — тот человек! — возгласил Натан, а затем передал царю слова Творца: — Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, и Я избавил тебя от руки Шауля. …Отчего же ты пренебрег словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию ты убил мечом, а его жену взял себе в жены?!»

«Согрешил я перед Б-гом», — ответил Давид. А пророк сказал: «Господь снял твой грех — ты не умрешь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Б-га хулить Его, умрет родившийся у тебя сын» (II Шмуэль 11:27-12:14

).

Проводив Натана, Давид написал псалом-молитву: «Перед Тобой одним согрешил я и злое в Твоих глазах сотворил — оправдай Своим словом, оправдай на суде» (Теилим 51

). «Очисти меня, будто иссопом — и буду чист, омой меня — и стану белее снега, — просил Давид. — Дай мне ощутить веселье и радость, и воспрянут мои кости, сокрушенные Тобой. Отверни Свое лицо от моих заблуждений, и все мои грехи сотри. Чистое сердце сотвори во мне, Б-г, и дух истины обнови во мне. Не отсылай меня от Себя и духа Своей святости не отнимай у меня. Верни мне радость избавления и благородный дух поддержи во мне. Буду обучать грешных Твоим путям, и заблудшие к Тебе возвратятся». «Жертвоприношение Б-гу — сокрушенный дух, — написал Давид в заключительных строках этого псалма. — Разбитое и удрученное сердце Б-г не отвергнет» (Теилим 51 ).

И сразу же после ухода Натана младенец опасно заболел. Царь молил об исцелении, постился и проводил ночи, лежа на голом полу.

На седьмой день от рождения младенец умер. Давид увидел, что слуги перешептываются и, поняв, что произошло, спросил: «Что, умер ребенок?» «Умер». Тогда Давид встал с земли, умылся, переменил одежды и пошел поклониться к шатру, где хранился Ковчег Завета. Вернувшись домой, он попросил поесть.

У него спросили: «Почему ты так поступаешь? Почему, когда ребенок был еще жив, ты постился и плакал, а когда он умер, встал и стал есть?» «Пока ребенок был жив, — объяснил Давид, — я постился и плакал, так как думал: кто знает, может быть помилует меня Б-г, и ребенок останется жить. А теперь он умер… Разве я смогу возвратить его? Я приду к нему, но он ко мне не вернется» (II Шмуэль 12:15-23

).

Цари Израиля и Иудеи

Родословная царей Иудейских и царей Израиля .

Согласно Танаху , после избрания и становления царем, обычно помазывали святым маслом на голову. В случае Давида это сделал пророк Самуил .

Первоначально Давид был царем только над коленом Иуды и правил из Хеврона , но через семь с половиной лет другие племена израильтян , которые оказались без вождя после смерти Иш-Босфея , также выбрали его своим царем.

Все последующие цари как в древнем первом Соединенном Королевстве Израиль, так и в более позднем Иудейском царстве заявляли о своем прямом происхождении от царя Давида, чтобы подтвердить свои претензии на престол, чтобы управлять израильскими племенами.

После смерти сына Давида, царя Соломона , десять северных колен Израильского царства отвергли линию Давида, отказавшись принять сына Соломона, Ровоама , и вместо этого избрали царем Иеровоама и сформировали северное царство Израиль . Это королевство было завоевано Неоассирийской империей в 8 веке до н.э., которая изгнала большую часть населения Северного королевства и лишила его суверенного статуса. Основная часть населения Северного царства Израиля была вынуждена переселиться в Месопотамию и в основном исчезла из истории как Десять потерянных колен или смешалась с изгнанным населением Иудеи два столетия спустя, в то время как оставшиеся израильские народы в нагорьях Самарии стали известны как самаритяне во время классическая эпоха и до современности.

Царский оруженосец

Да, существование Давида доказано, но описание его поединка с Голиафом все же воспринималось большинством ученых как художественный вымысел. Тем более что в описываемое время Давид даже не был еще воином, а являлся всего лишь царским оруженосцем. И вот ученые взялись разрешить этот вопрос как с точки зрения логики, так и с точки зрения исторической реальности.

Для начала предстояло выяснить, могли вообще перед большим сражением состояться поединок между представителями двух вражеских армий? На этот вопрос ученые ответили быстро. Да, в различных документах того времени найдены подтверждения того, что такие поединки редкостью не были. Победа товарища по оружию придавала его соратникам уверенность в своих силах. И в данном случае победой Давида над Голиафом началось наступление израильских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.

Но ведь в Библии сказано, что молодой Давид, в прошлом — пастух, был всего-навсего оруженосцем царя! Как же он мог справиться тогда со взрослым воином?

Советуем изучить Как освятить икону в церкви

«Да очень просто, — развеял сомнения австралийский историк Патрик Трикет. — Почетной должности оруженосца царя мог быть тогда удостоен лишь тот, кто геройски проявил себя в сражениях».

Тогда возник еще один вопрос: как же отказавшийся от доспехов Давид, всего лишь с пращой в руках, смог справиться с огромным Голиафом, который, как говорится в Библии, был хорошо вооружен?

Царь, пророк и псалмопевец

Церковь отмечает его память несколько раз за год (все даты переходящие):

  • в Неделю св. праотцев;
  • в Неделю св. отцов;
  • в первое воскресенье по Рождестве Христовом.

Связь памяти царя с Рождеством не случайна: из рода царя произошел давно ожидаемый человечеством Мессия – Христос.

«Во Имя Господа»

Пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский

Святой родился почти за 1000 лет до этого события в простой, ничем не примечательной семье еврея Иессея. Этот восьмой (и последний) его сын прославился, будучи только 18 лет, когда во время войны с филистимлянами без оружия, одной пращой с камнем, убил знаменитого воина Голиафа. 

Чистая вера Господу позволила ему дерзновенно сказать:

Одержанную победу юноша тоже приписывал Господу, а не своей удали. Служителем    Божиим он остался во все дни своей жизни, не возносясь ни своими удачами, ни даже полученным царским достоинством.

Святой сохранял любовь даже к своим врагам, самым опасным из которых был царь Саул, считавший его соперником. Не раз имея возможность убить этого человека, Давид каждый раз щадил его жизнь по любви и жалости.

Царь, пророк, подвижник

Став государем, одержав множество военных, политических побед, наконец, построив Иерусалим, свою столицу, царь остался молитвенником как во дни юности. Церковь благоговейно хранит свидетельство об этой стороне его жизни – книгу Псалтирь, читаемую за каждым богослужением – разговор человеческой души со своим Творцом. Святой то изливает скорбь, то кается в согрешениях, то ликует, славя Господа.

Молитвы Псалтири врачуют душу, отгоняют бесовские искушения, учат терпению,   доверию Богу. Книга содержит также пророчества о пришествии Спасителя. Не случайно Господь в Евангелии многократно называет Себя «Сыном Давидовым» и часто упоминает этого одного из самых достойных Своих предков.

Это интересно: Пастух и псалмопевец царь Давид

[править] Внешняя политика

Давид известен своими войнами, которые он вёл с филистимлянами и другими пограничными с Ханааном народами.

Именно Давид окончательно победил филистимлян. Победе способствовал тот факт, что научившись стратегии филистимлян во время своего вынужденного пребывания в Гате и ознакомившись с их слабыми сторонами, Давиду легче было одержать над ними целый ряд побед. В противоположность Саулу, который допускал вторжение филистимлян внутрь Палестины, Давид перенёс войну к их пограничному городу Нобу, имея таким образом постоянный надзор за неприятелем. Библия сообщает о ряде удачных для Давида сражений с филистимлянами, происходивших у этого города и в других местах.

Когда филистимляне оказались в достаточной степени подчинёнными и их можно было не бояться, Давид пригласил часть их к себе на службу и составил из них полк наёмников, охранявших его особу и исполнявших различные поручения. Это были так называемые «Крети и Плети»; кроме них, в среде израильской армии находились и выходцы из города Гата — гаттиты, которые, очевидно, составляли часть действующей армии. Эти наёмники играли значительную роль в истории царствования Давида; все восстания и мятежи (Авессалома, Шебы бен-Бирхи, Адонии) подавлялись ими; они же впоследствии обеспечили трон Соломону.

Разбив филистимлян, израильтяне стали вести войны с теми народами, которые окружали Ханаан с востока и юга. Первыми были подчинены и подвергнуты страшной казни жители Моаба. Моаб стал вассалом Израиля и платил дань Давиду.

После разгрома моабитян, евреи напали на эдомитов, которые были разгромлены в долине Мелах.

Затем последовала война с аммонитами. Началась эта борьба из-за оскорбительного отношения аммонитов к послам Давида, которым он поручил выразить соболезнование царю Хануну по поводу смерти его отца Нахаша, с которым Давид находился в дружеских отношениях. Аммониты вступили против евреев в коалицию с другими народами Восточной и Северной Палестины, встревоженными могуществом Израильского государства. Во главе коалиции стоял Гададезер, царь Арам-Цобы (современная Сирия). Давид одержал над ними блестящую победу, захватил большую и богатую добычу из золотых и бронзовых изделий и сделал своими подданными и данниками жителей Арама Дамасского, Арама-Цобы и Арама-Маахи. Сирийский поход вывел Давида к берегам Евфрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди. В память этой победы Давид по возвращении из похода воздвиг памятник.

Когда разбитые арамейцы лишились возможности помогать аммонитам, Давид обратил свое оружие всецело против них, — их столица Раббат-Аммон была вскоре взята израильтянами, а сами аммониты подверглись беспощадной казни.

После этой войны Давиду досталась огромная добыча, которая пошла на пополнение иерусалимской сокровищницы, как и те золотые, серебряные и бронзовые изделия, которые прислал ему Тои, царь Хамата, после победы, одержанной над Гададезером.

В результате, царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе Красного моря на юге до границы Емафа на севере.

Давид установил дружественные отношения с Хирамом, царём тирским, который снабжал Давида материалами и рабочими для постройки зданий и царского дворца в Иерусалиме; впоследствии Хирам продолжал дружбу и с сыном Давиа, Соломоном. Давид также заключил союз с Новохеттским царством.

Вражьи искушения

Несмотря на то что вся история царя Давида являет собой повесть об истинном служителе Божьем, ставшим воплощением неисчислимых благодетелей, был и в его жизни эпизод, испортивший общую картину и даже отчасти подмочивший репутацию. Враг рода человеческого, как известно, нередко выбирает объектом своих происков наиболее праведных людей. Не упустил он возможность помешать и царю Давиду.

Однажды вечером сатана привёл его на балкон, с которого открывался вид на двор соседа ─ военачальника Урии Хеттеянина, как раз в тот момент, когда в бассейне плескалась его обнажённая жена Версавия. По обычаю Востока, у царя было множество жён и наложниц, но такой красавицы ему видеть ещё не приходилось.

Приковав к ней взоры Давида, враг рода человеческого разжёг нестерпимый огонь в его плоти (сатана ─ мастер на эти дела). Зная, что мужа Версавии дома нет, поскольку тот был отправлен в длительный поход, царь приказал слугам доставить к нему молодую женщину, которая, к слову сказать, не выразила ни малейшего возмущения по поводу столь явного вероломства, или, как сейчас модно говорить, сексуального домогательства.

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Давид и Саул

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.


П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.


Карта бегства Давида от Саула

Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».


Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Глубокое покаяние

Осознав всю глубину своей вины, царь принёс Господу глубочайшее покаяние, которое легло в основу знаменитого 50-го псалма, до сего дня произносимого при чтении «Утреннего молитвенного правила» всеми воцерковленными православными людьми. После этого волнующего текста принято возносить молитвы царю Давиду о его ходатайстве перед Престолом Божьим о прощении тех или иных наших грехов, отягощающих совесть.

Вняв столь страстным покаянным речам, Господь через того же пророка Нафана сообщил Давиду о том, что он прощён, но должен понести наказание, которым станет смерть сына, рождённого ему Версавией ещё до вступления в брак. Вскоре ребёнок действительно умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон ─ строитель Первого Иерусалимского Храма. Именно поэтому в молитвах царю Давиду звучат прошения не только об отпущении грехов, но и о ходатайстве пред Господом о ниспослании достойных наследников.

Преподобный Гареджийский

Прп. Давид Гареджийский

Ныне это – один из любимейших святых Грузии. Его память празднуется дважды: 20 мая, а также в четверг после Вознесения Господня. Вторая дата (переходящая) связана с преставлением святого, первая – с его земными подвигами, общая память его духовных собратьев.

Сирийские отцы

В VI в. в Грузию пришли 12 монахов из Сирии во главе со своим духовным руководителем, прп. Иоанном Зедазнийским. Был среди них и Давид. Согласно житию святых, отправиться к иверам им повелела Сама Пресвятая Богородица.

Иверская земля, некогда принявшая Крещение от равноапостольной Нины, начала вновь обращаться к прежним языческим верованиям. Кроме того, свою религию, огнепоклонничество, насаждали здесь персы.

Три года готовились иноки к «второму Крещению» грузин, уединившись на горе Зедазени. А затем прп. Иоанн послал своих учеников по разным городам страны. Так преподобный, вместе со своим духовным сыном, Лукианом, оказались близ нынешнего Тбилиси.

Помощник жен

Чистая жизнь иноков вызвала ненависть язычников, на них не раз клеветали. Однажды жрецы-маздеисты обвинили святого в плотском грехе, даже нашли женщину, которая призналась, что якобы беременна от монаха.

Подойдя к ней, Давид строго спросил, обращаясь к ребенку: «Я ли твой отец?» К ужасу собравшихся на судилище, послышался голос: «Нет!» А затем из утробы женщины вышел… камень! Устрашенные чудом, многие уверовали во Христа. 

Святой же своей молитвой извел на месте происшедшего родник. С тех пор грузинские женщины берут из него воду, которую считают целебной при всевозможных немощах, особенно – при бесплодии.

Унесший благодать

Из жития известен рассказ о путешествии святого в Иерусалим. Когда после долгого тяжелого пути он и его спутники увидели святой город, преподобный внезапно остановился и со слезами воскликнул:

Затем, не обращая внимание на уговоры окружающих, святой взял три камня, которые понес обратно в Грузию. В то же время патриарху Иерусалимского явился Ангел, возвестивший, что монах Давид, превзошедший всех своим смирением, унес с собой Благодать Святой Земли

Изумленный святитель послал слуг догнать странника с покорной просьбой – вернуть взятое. 

В то же время патриарху Иерусалимского явился Ангел, возвестивший, что монах Давид, превзошедший всех своим смирением, унес с собой Благодать Святой Земли. Изумленный святитель послал слуг догнать странника с покорной просьбой – вернуть взятое. 

Смиренный паломник, пораженный чудом, по повелению Господню, отдал посланным два из трех камней. Но в Святой Град так и не вошел. Принесенный же им камень положили в храме. Здесь от него совершилось множество чудес исцелений.

Это интересно: Он возносил за нас молитвы в пустыне: святой Давид Гареджийский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector