Читать евангелие от луки онлайн
Содержание:
Краткое содержание Евангелия от Матфея.
Глава 1. Родословная Спасителя. Рождение Мессии.
Глава 2. Бегство Святого Семейства в Египет. Возвращение Святого Семейства в Назарет.
Глава 3. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем.
Глава 4. Начало проповеднической деятельности Иисуса Христа в Галилее. Первые ученики Христа.
Главы 5 – 7. Нагорная проповедь.
Главы 8 – 9. Проповеди в Галилее. Чудеса Христа. Власть спасителя над болезнями, силами зла, природой, над смертью. Умение Спасителя прощать. Способность обращать тьму в свет и изгонять бесов.
Глава 10. Призвание 12 апостолов
Глава 11. Вызов, брошенный власти Сына Божьего.
Глава 12. Споры о власти нового Царя.
Главы 13 – 18. Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и близлежащих землях.
Главы 19 – 20. Иисус идёт из Галилеи в Иудею.
Главы 21 – 22. Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там.
Глава 23. Обличение Иисусом фарисеев.
Глава 24. Иисус предсказывает свое Второе Пришествие после разрушения Иерусалима.
Глава 25. Новые притчи. Объяснение будущих событий.
Глава 26. Помазание Иисуса миром. Тайная вечеря. Арест Мессии и суд.
Глава 27. Иисус Христос перед Пилатом. Распятие и погребение Спасителя.
Глава 28. Воскрешение Иисуса.
Читать Евангелие от Матфея на нашем сайте вы можете с иллюстрациями.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Глава 5
1 | Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, | |
2 | увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. | |
3 | Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. | |
4 | Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. | |
5 | Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. | |
6 | Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. | |
7 | И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. | |
8 | Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. | |
9 | Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; | |
10 | также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. | |
11 | И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. | |
12 | Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. | |
13 | Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. | |
14 | И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им. | |
15 | Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. | |
16 | Но Он уходил в пустынные места и молился. | |
17 | В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,- | |
18 | вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; | |
19 | и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. | |
20 | И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. | |
21 | Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? | |
22 | Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших? | |
23 | Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? | |
24 | Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. | |
25 | И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. | |
26 | И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне. | |
27 | После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. | |
28 | И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. | |
29 | И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. | |
30 | Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? | |
31 | Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; | |
32 | Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. | |
33 | Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? | |
34 | Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? | |
35 | Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. | |
36 | При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. | |
37 | И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; | |
38 | но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое. | |
39 | И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. |
Глава 4
Глава 6
Явления Христа после Воскресения и Вознесение
Рассказ о воскресении Христа из мертвых и его явлениях своим ученикам – это самое главное в евангельском повествовании. Здесь речь идет даже не о новой этике, а о сотериологии – онтологическом спасении человечества, которое делается возможным через это самое воскресение. Поэтому христианская пасха – самый важный церковный праздник. Именно это событие придает смысл феномену христианства и является основанием религиозной практики.
Явления воскресшего по Луке, в отличие от Матфея, локализуются не в Галилее, а в Иерусалиме и его окрестностях. Это подчеркивает особую связь миссии Христа с иудаизмом. Состоит она в том, что, согласно концепции автора евангелия, христианство является преемником иудейства. Поэтому Иерусалим и иерусалимский Храм как сакральный географический центр этой религии является началом евангельской истории Луки и ее окончанием. Последнее явление Христа заканчивается сценой его вознесения на небеса и возвращением учеников в радости и надежде в иерусалимский Храм.
Переход в Иерусалим
Примерно десять глав посвящены переходу Иисуса в Иерусалим и служению в его пределах. Это фундаментально новый раздел в тексте, и он предваряется собственным вступлением. Иисус, по евангелию от Луки, осознает, что идет не просто проповедовать и совершать чудеса, а для того, чтобы принять смерть ради искупления грехов всего мира. Это одна из базовых христианских доктрин очень ярко отражается в характере действий и слов того образа Иисуса, который характерен для этого евангелия.
Особенно здесь стоит отметить памфлет, рассказывающий о том, как по пути в Иерусалим Христос враждебно был встречен в самаритянском поселении. Это создает яркий контраст с повествованием евангелия от Иоанна, где напротив, Иисуса встречают в Самарии очень радушно и даже признают мессией в массовом порядке. Этот рассказ также не лишен богословского и этического содержания. В ответ на неприятие самаритянами Христа двое из его ближайших апостолов – Иоанн и Иаков – предлагают ни больше ни меньше, как низвести по образу пророка Илии с небес огонь и испепелить город. Христос отвечает на эту инициативу категорическим отказом, упрекая своих учеников в незнании духа, которому они принадлежат. За этим сюжетом следуют три диалога Христа с различными людьми, которые изъявляют желание следовать за ним. В них, а точнее, в ответах Иисуса на эти пожелания, раскрывается вся абсолютность и высота требований к ученикам Спасителя. Роль этих диалогов в евангелии – продемонстрировать этическое совершенство христианского учения. Сравнение это предлагается в двух перспективах – языческого мировосприятия и иудейского религиозного закона, которые представляются как ущербные перед тем, что предлагает и что проповедует Иисус.
Евангелие от св. Луки далее повествует о миссионерском походе апостолов в числе семидесяти двух человек. До этого уже была аналогичная миссия из двенадцати апостолов, вскользь упоминаемая автором ранее. Вероятно, что две миссии – это художественное изобретение самого Луки, созданное на различной интерпретации одного и того же материала. Богословский смысл в этом, однако, присутствует. Заключается он в подготовке читателя к дальнейшему повествованию книги Деяний, в которых главенствующая роль коалиции двенадцати апостолов сходит на нет, а основное влияние начинают оказывать другие личности, абсолютным авторитетом и величиной среди которых становится апостол Павел, никогда не видевший Христа во время его жизни. Кроме того, число двенадцать в Ветхом Завете ассоциируется с двенадцатью коленами Израиля, то есть с полнотой еврейского народа. Поэтому двенадцать апостолов евангелии от Луки также соотносит именно с иудейским миром. Но одна из фундаментальных задач этого текста — это убеждение читателя в универсальности миссии Христа, в том, что его служение обращено ко всем народам человечества. Полнота же языческого человечества, все народы земли в том же Ветхом Завете ассоциируются с числом семьдесят два. Именно поэтому автору и понадобилось создавать еще одну миссию из семидесяти двух апостолов.
Возвращение учеников из миссионерского похода заканчивается торжественной передачей им Христом особенной мистической силы изгонять бесов и совершать чудеса. Это интерпретируется как падение царства сатаны под натиском божественной силы.
Далее следует очень важное в плане этического содержания благовестия Иисуса место в евангелии, где рассказывается об ученом книжнике, иудейском мудреце, пришедшем ко Христу, чтобы искусить его. Делает он это с помощью вопроса о самой главной заповеди
Однако ответ Иисуса о том, что весь закон и пророки состоят в единой заповеди любви к Богу и ближним, приводит книжника в восторг. Вслед за этим он уточняет, кого считать ближним. Здесь, как это в духе евангелия от Луки, Христос рассказывает притчу о милосердном самаритянине, которой иллюстрирует, что под ближними подразумеваются все люди без исключения.
Глава 18
1 | Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, | |
2 | говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. | |
3 | В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. | |
4 | Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, | |
5 | но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. | |
6 | И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? | |
7 | Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? | |
8 | сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? | |
9 | Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: | |
10 | два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. | |
11 | Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: | |
12 | пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. | |
13 | Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! | |
14 | Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. | |
15 | Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. | |
16 | Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. | |
17 | Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. | |
18 | И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
19 | Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; | |
20 | знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. | |
21 | Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. | |
22 | Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. | |
23 | Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. | |
24 | Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! | |
25 | ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. | |
26 | Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? | |
27 | Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. | |
28 | Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. | |
29 | Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, | |
30 | и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. | |
31 | Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, | |
32 | ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, | |
33 | и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. | |
34 | Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного. | |
35 | Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, | |
36 | и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? | |
37 | Ему сказали, что Иисус Назорей идет. | |
38 | Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. | |
39 | Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. | |
40 | Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: | |
41 | чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. | |
42 | Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. | |
43 | И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. |
Глава 17
Глава 19
Глава 24
1 | В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; | |
2 | но нашли камень отваленным от гроба. | |
3 | И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. | |
4 | Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. | |
5 | И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? | |
6 | Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, | |
7 | сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. | |
8 | И вспомнили они слова Его; | |
9 | и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. | |
10 | То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. | |
11 | И показались им слова их пустыми, и не поверили им. | |
12 | Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. | |
13 | В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; | |
14 | и разговаривали между собою о всех сих событиях. | |
15 | И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. | |
16 | Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. | |
17 | Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? | |
18 | Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? | |
19 | И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; | |
20 | как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. | |
21 | А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. | |
22 | Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба | |
23 | и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. | |
24 | И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. | |
25 | Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! | |
26 | Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? | |
27 | И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. | |
28 | И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. | |
29 | Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. | |
30 | И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. | |
31 | Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. | |
32 | И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? | |
33 | И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, | |
34 | которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. | |
35 | И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. | |
36 | Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. | |
37 | Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. | |
38 | Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? | |
39 | Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. | |
40 | И, сказав это, показал им руки и ноги. | |
41 | Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? | |
42 | Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. | |
43 | И, взяв, ел пред ними. | |
44 | И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. | |
45 | Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. | |
46 | И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, | |
47 | и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. | |
48 | Вы же свидетели сему. | |
49 | И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. | |
50 | И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. | |
51 | И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. | |
52 | Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. | |
53 | И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. |
Глава 23
Глава 15
1 | Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. | |
2 | Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. | |
3 | Но Он сказал им следующую притчу: | |
4 | кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? | |
5 | А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью | |
6 | и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. | |
7 | Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. | |
8 | Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, | |
9 | а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. | |
10 | Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. | |
11 | Еще сказал: у некоторого человека было два сына; | |
12 | и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. | |
13 | По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. | |
14 | Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; | |
15 | и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; | |
16 | и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. | |
17 | Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; | |
18 | встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою | |
19 | и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. | |
20 | Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. | |
21 | Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. | |
22 | А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; | |
23 | и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! | |
24 | ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. | |
25 | Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; | |
26 | и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? | |
27 | Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. | |
28 | Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. | |
29 | Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; | |
30 | а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. | |
31 | Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, | |
32 | а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. |
Глава 14
Глава 16
Пролог евангелия от Луки
Пролог этого сочинения состоит из одного длинного предложения, в котором автор представляет адресату, именованному Феофилом, цель своего писательского труда. Заключается она в том, чтобы укрепить его в христианском наставлении – вероучении, которое он, судя по всему, незадолго до того принял. При этом Лука отмечает, что подобного рода сочинения уже составлялись и продолжают составляться многими другими христианами. Ценность же своего труда он аргументирует тем, что предварительно собрал тщательнейшим образом всю информацию, касающуюся существа дела, и выстроил ее в логическом, хронологически достоверном, по его мнению, порядке.
Глава 19
1 | Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. | |
2 | И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, | |
3 | искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, | |
4 | и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. | |
5 | Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. | |
6 | И он поспешно сошел и принял Его с радостью. | |
7 | И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; | |
8 | Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. | |
9 | Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, | |
10 | ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. | |
11 | Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. | |
12 | Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; | |
13 | призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. | |
14 | Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. | |
15 | И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. | |
16 | Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. | |
17 | И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. | |
18 | Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. | |
19 | Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. | |
20 | Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, | |
21 | ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. | |
22 | Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; | |
23 | для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? | |
24 | И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. | |
25 | И сказали ему: господин! у него есть десять мин. | |
26 | Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; | |
27 | врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. | |
28 | Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. | |
29 | И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, | |
30 | сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; | |
31 | и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. | |
32 | Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. | |
33 | Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? | |
34 | Они отвечали: он надобен Господу. | |
35 | И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. | |
36 | И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. | |
37 | А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, | |
38 | говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! | |
39 | И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. | |
40 | Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. | |
41 | И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем | |
42 | и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, | |
43 | ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, | |
44 | и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего. | |
45 | И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, | |
46 | говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. | |
47 | И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, | |
48 | и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его. |
Фунтов серебра.
Глава 18
Глава 20
Глава 10
1 | После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, | |
2 | и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. | |
3 | Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. | |
4 | Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. | |
5 | В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; | |
6 | и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. | |
7 | В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. | |
8 | И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, | |
9 | и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. | |
10 | Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: | |
11 | и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. | |
12 | Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. | |
13 | Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; | |
14 | но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. | |
15 | И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. | |
16 | Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. | |
17 | Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. | |
18 | Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; | |
19 | се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; | |
20 | однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. | |
21 | В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. | |
22 | И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. | |
23 | И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! | |
24 | ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. | |
25 | И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
26 | Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? | |
27 | Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. | |
28 | Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. | |
29 | Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? | |
30 | На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. | |
31 | По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. | |
32 | Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. | |
33 | Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился | |
34 | и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; | |
35 | а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. | |
36 | Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? | |
37 | Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. | |
38 | В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; | |
39 | у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. | |
40 | Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. | |
41 | Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, | |
42 | а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. |
Глава 9
Глава 11
Два Благовещения
Благовестие Захарии. За что был наказан праведник?
Архангел Гавриил и пророк Захария. Фрагмент миниатюры из Византийского менология. Византия. XIV век
Евангелие (Лк. 1:5–22). Праведные Захария и Елисавета уже встретили старость бездетными, когда явился Ангел от Господа с благой вестью о рождении у них сына, которого должно назвать Иоанном. Захария испугался, смутился и не поверил сказанному, за что был наказан немотой до времени свершения пророчества.
Как толковали. Было ли наказание Захарии справедливым? В Писании и раньше говорилось о том, как бесплодные супруги становились родителями . Мы видим, что Благовещение Захарии изображено на фоне храма, где «явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».
Следующая икона показывает зачатие Иоанна Предтечи. Почтенные супруги стоят, прильнув друг к другу, а рядом с ними Иоанн, которого иконописец изобразил уже взрослым, как пустынника.
Зачатие Иоанна Предтечи. Икона. Русь. XV век
Благовещение Пресвятой Деве Марии. Почему сомнения Богородицы разумны?
Благовещение (Устюжское). Русь. XII век
Евангелие (Лк. 1:26–38). В шестой месяц Божий посланник явился Деве Марии. «Господь с Тобою», – произносит Гавриил. Мария дивится словам Ангела о том, что от Нее родится Сын Божий. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – вопрошает Она. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» – отвечает ей Ангел, и Мария принимает волю Божию как «Раба Господня».
Как толковали. Григорий Палама считает, что словами «Господь с Тобою» вестник благодати Божьей указывает не на будущее, а на уже происходящее . Такое богословие воплощено, например, в древнерусской иконе Устюжского Благовещения. Здесь Богомладенец показан уже на материнском лоне. Богородица выражает сомнение, как и Захария. Чем же отлично сомнение пресвятой Девы от недоумения умудренного годами священника? Такой вопрос у Марии появился не от неверия, а мудрости, так как чуда, равного этому великому событию, не случалось ранее и не будет ему подобного .
Встреча Марии и Елисаветы. Как встретились Предтеча и Спаситель?
Встреча Марии и Елисаветы. Фреска 1191 г. Македония. Церковь Св. Георгия в Курбиново. Фрагмент
Евангелие (Лк. 1:39–45). Когда пресвятая Дева узнает от Ангела, что ее родственница Елизавета ждет ребенка, то спешит ее посетить. В момент встречи праведная Елизавета исполнилась Святого Духа, и начинает славить пресвятую Деву, а далее поясняет: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». На это Мария отвечает: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» и продолжает возносить хвалу Богу.
Как толковали. Что еще произошло при встрече великой девы и старицы? Иоанн Предтеча велик среди пророков, так как пророчествовал еще не родившись. Поэтому диалог двух будущих матерей – это также взаимное приветствие Бога и Его Предтечи через речь Марии и Елизаветы . Мы видим черты сходства в ликах двух великих сродниц на этой средневековой македонской фреске.