Житие и иконография святого григория паламы, тексты молитв и тропарей
Содержание:
- Пройдет еще тысяча лет – учение святителя Григория не утратит своей актуальности
- Статьи на Православие.Ru
- История мощей святого
- Путь к монашеству
- Роль в православии
- Отдать всё земное
- Молитвы и тропари святому
- Учение о Божественных энергиях
- Наследие
- Ранние годы
- дальнейшее чтение
- Молитвы, тропарь, кондаки
- Духовное наследие
- Духовное возрождение Византии происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию
Пройдет еще тысяча лет – учение святителя Григория не утратит своей актуальности
— Учение святителя о Фаворском свете – о нетварных Божественных энергиях. Святитель утверждал, что православная вера не дает знаний о Боге, а ведет к обожению. Это истинная задача истинной религии
Она самая главная в православии, важно ее «внедрять» в жизнь православных, несмотря на то, что забивается знаниями. Об обожении надо кричать, а не вспоминать раз в год…
— Что касается учения святителя Григория Паламы, то нужно отметить, что оно не является плодом личных измышлений, что бы там ни говорили оппоненты святителя. Суть учения Григория Паламы носит глубокий сотериологический смысл. И этот подход — объяснение принципов и догматов нашей веры, исходя из сотериологических принципов — всегда был свойственным святым отцам нашей Церкви. Они защищали какой-либо принцип веры не только потому, что этот принцип логически хорошо обоснован или может быть доказан при помощи Священного Писания.
Есть сотериологические следствия религиозных утверждений. Из утверждений оппонентов святителя Григория следовало, будто настоящего богообщения нет. Есть расшифровка Откровений, которые даны нам через Писание, есть совершенствование ума и знаний, как полагал Варлаам Калабрийский, но это не настоящее глубинное общение с Богом. Это не есть то общение, которое выражено в идее, известной под названием «обожение».
Святитель Григорий Палама настаивал, что православная вера — это вера, ведущая к возможности обожения. Не просто к умножению знаний о Боге, а именно к обожению. Поэтому православие иногда называют религией преображения.
Дискуссии святителя Григория о Фаворском свете имеют прямое отношение к нашей вере. И они актуальны не только для времен святителя, но и для нашего времени.
День памяти святителя Григория Паламы в Православной Церкви принято отмечать во вторую седмицу Великого поста. И это не случайно. Первую седмицу Великого поста мы сугубо постимся. И постимся мы не для того, чтобы очистить организм или доказать, что мы можем ограничивать себя. Мы постимся ради веры своей. Потому и заканчивается первая седмица Торжеством Православия, Торжеством нашей веры. Во вторую же седмицу мы воспоминаем, что постимся мы не только ради веры и ее утверждения: наши подвиги — пост, воздержание, молитва — совершаются ради одного, ради обожения, ради состояния, в которое мы должны постепенно войти через богоуподобление.
Учение Григория Паламы, по сути, именно о том, что православие — это вера, которая дает нам возможность на самом деле (а не в каком-нибудь аллегорическом или переносном смысле) стать причастными к Его Божественным энергиям, обожиться.
Пройдет еще тысяча лет – учение святителя Григория Паламы не утратит своей актуальности. Это действительно вселенское учение, потому что оно относится к сути нашей веры.
Статьи на Православие.Ru
Почему посылаются болезни? Они посылаются для того, чтобы в нашем сердце поселилась надежда на Божественную благодать. (MP3 файл. Продолжительность 8:04 мин. Размер 7.4 Mb) |
19 февраля / 4 марта 2018 г. Неделя 2-я Великого поста. Память свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:33:10 мин. Размер 85.3 Mb) |
18 февраля / 3 марта 2018 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:42 мин. Размер 153.6 Mb) |
Кто «преобразился» на горе Фавор? Что должно произойти, чтобы человек тварным зрением увидел нетварный свет? В чем сотериологическое значение Фавора для всех христиан? Святитель Григорий дает ответы на эти вопросы, основываясь на творениях преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. |
27 февраля / 12 марта 2017 г. Неделя 2-я Великого поста. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:24:40 мин. Размер 61 Mb) |
26 февраля / 11 марта 2017 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:48 мин. Размер 121.6 Mb) |
Это – такой дар свыше, такое снисхождение от Бога, такое явление Его, которое человека делает причастным Небу или Царствию Небесному. (MP3 файл. Продолжительность 13:02 мин. Размер 9.4 Mb) |
23 февраля / 8 марта 2015 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:43 мин. Размер 57.4 Mb) |
22 февраля / 7 марта 2015 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:53 мин. Размер 105.8 Mb) |
Личностью и деятельностью великого Григория Паламы Церковь хочет поддержать и нашу ревность в неослабном следовании Богу. В богослужебной песни так поется: «Бодрый язык твой… ленивых души возставляет». |
Мы, люди, состоим из души и тела. Нельзя это противопоставлять друг другу, как это делали гностики-дуалисты, которые говорили, что от тела все зло исходит, а душа стремится к добру. (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 7.2 Mb) |
3 / 16 марта 2014 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:18:19 мин. Размер 56.4 Mb) |
2 / 15 марта 2014 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:26 мин. Размер 120.6 Mb) |
И еще более высокое единение с Богом возможно. Его познали те, которые были озарены Святым Духом Утешителем и созерцали нетварный Свет. |
Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету. |
Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. |
С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей». |
Когда Григорию исполнилось 20 лет, сочтя все земное худшим сновидений, желал устремиться к Богу, Источнику и Подателю всякой премудрости, и совершенным житием всего себя посвятить Ему. Затем, согласно евангельской заповеди раздав все имение нищим, великодушно презрев царскую милость, славу и дворцовые почести, последовал за Христом. |
История мощей святого
Святитель скончался 14 ноября 1357 (или 1359) года в Фессалониках, в сане митрополита. Похоронен в соборе Святой Софии. Когда Византийская империя была захвачена турками-османами (1523 год), то православный храм был превращен в мечеть. Мощи святого были перенесены в монастырь Влатадон (Салоники), откуда вскоре переместили в городской собор.
В 1890 году в соборе случился пожар, но мощи святителя не пострадали от огня. Мощи обрели покой в восстановленном кафедральном соборе, который был освящен в его честь в 1914 году.
Обретение
Тело святителя после смерти было положено в соборе Святой Софии в Фессалониках. Чудесная сила мощей Григория Паламы проявилась сразу, что было отражено в Похвальном слове о житии святого, составленном патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным.
Текущее местоположение
Частицы мощей святого, кроме соборов в Фессалониках, хранятся в монастырях Афона:
- Эсфигменском;
- Ксенофонтском;
- преподобного Дионисия;
- великомученика Пантелеимона.
Поклониться святым мощам Григория Паламы можно в лавре святого Саввы Освященного в Израиле.
Чудодейственная сила
При жизни Григория Паламы было известно, что по его молитве Бог исцелял страждущих. Сообщения датируются 1355-1357 годами. После смерти митрополита чудесная сила не исчезла. Люди стали получать облегчение от болезней после молитвы и прикосновения к серебряной раке, где упокоились останки Паламы. Слава о силе святых мощей дошла до Константинопольского патриарха Каллисты I, который сделал запрос о чудотворных исцелениях.
Путь к монашеству
Родился он в величественном Константинополе в 1296 г., здесь же получил хорошее образование. Родители его происходили из знатного аристократического рода. Когда умер отец Григория, пятилетнему мальчику стал покровительствовать добродетельный царь Андроник II.Два десятилетия юный Палама находился при императорском дворе. Ему пророчили успешную карьеру, зная о врожденных разнообразных дарованиях.
Святитель Григорий Палама Фессалоникийский
- Философию Григорию преподавал Ф. Метохит, знаменитый филолог, богослов, лучший учитель всей Византии. Во время обучения Палама интересовался учением Аристотеля, выступая с успешными лекциями о силлогическом методе этого греческого мудреца.
- Несмотря на признание в ученых кругах, Григорий совершенно не интересовался политической ситуацией. В 1316 г. он покинул императорский дворец и поселился на Святом Афоне, где упражнялся в подвижничестве и духовном богословии. Его учителем на религиозном пути стал святитель Никодим, старец, который возвел Григория в монахи. После смерти духовного наставника Палама на три года поселился в Лавре преподобного Афанасия. Вскоре он перебрался в монастырь Глоссия, где упражнялся в молитвенном чтении. В 1325 г. Григорий вместе с братией покинул Святую Гору, которую непрерывно осаждали турецкие войска.
- Прожив некоторое время в Фессалониках, Палама принял сан священнослужителя. Святитель продолжил подвижничество в местах, где апостол Павел благоговейно проповедовал христианское учение. Живя здесь, пять недельных дней Григорий затворялся в тесной пещере, находящейся далеко от цивилизации, и предавался молитвам. В выходные дни он посещал общие богослужения.
- Вскоре на эту область напали славянские племена, поэтому в 1331 г. Палама вновь вернулся на Святой Афон, где продолжил отшельническую жизнь. Пустынь, в которой он практиковался, пронизана атмосферой тишины и божественного умиротворения, сегодня паломники имеют возможность побывать в ней. На некоторое время святитель прервал свое одиночество и стал игуменом обители Эсфигмена.
На заметку! Однажды святой Григорий молился перед образом Пречистой Девы, прося устранения от него и братии всевозможных препятствий, которые неотступно преследуют истинных христиан. Богоматерь предстала перед ним в сопровождении светлейших мужей и утешила просящего, сказав, что молитва услышана.
После этого чудесного события, Григорий в любое время и в любом месте ощущал божественное присутствие.
Роль в православии
Григорий Палама обрел великую славу за счёт своих богословских трактатов, где осмысляется практика исихазма («умной молитвы»), а также после чудотворений и пророчеств. Получив хорошее образование, он не остался в светском обществе, мощи и исцелиться от всякой болезни.
Внимание! В Православии преподобный почитаем в сонме святых, память ежегодно празднуется 14 ноября. Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений
Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры
Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений. Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры.
Преподобный пишет, что Всевышний Бог непостижим по своей сущности, но спасительные откровения для людей доступны и познаются через Его энергию. Неподвластная изучению Его сущность и вечные действия складываются в Божественное Бытие. Через это двойственное различие познание Всевышнего Господа становится возможным, однако, познается только его энергия. К такому восприятию способны только те люди, кто достиг определенного уровня совершенства молитвенного аскетизма. Непостижимая же сущность Всевышнего Бога полностью исключает возможность узнать Её и приобщиться.
https://youtube.com/watch?v=nmvRNGzmrYU
Краткое житие святого Григория Паламы
Отдать всё земное
Однако ещё в юности Григорий невзлюбил светскую жизнь и вообще все земные обольщения и мечтал об уединенной жизни. Григорий встречался с иноками горы Афон, разговаривал с ними об иноческой жизни, изменил свой внешний облик, отказавшись от придворной одежды и обычаев, и вскоре его стали считать странным, и даже сумасшедшим. Однако в своём стремлении к уединению и принятию монашеского пострига Григорий нашёл поддержку своей матери.
Более того, мать уговорила всех своих детей покинуть мир и поселиться в монастырях. Её сыновья также отправились вслед за Григорием на святую гору. Григорию на тот момент было 20 лет. На Афоне Григорий продолжал изучать богословие и получил бесценный опыт монашеской жизни.
Во время молитвы Григорию явился сам Апостол Иоанн Богослов, и сказал:
В 1325 году монахи были вынуждены покинуть Афон в связи с нападением на него турков. Вместе с другими иноками Григорий вынужден был отправиться в Фессалоники. Там он принял сан священника и вместе с братией удалился в скит, где продолжал свой духовный повиг. Его считали пророком и называли богоносцем. После смерти матери Григорий по просьбе сестёр вернулся в Константинополь, но вскоре вновь вернулся в излюбленную пустыню. Затем он вновь поселился на Афоне, уединившись безмолвной келие святого Саввы. Там в молитве к нему явилась Богородица со святыми и обещала опекать Григория и его братию и семью во все дни их жизни.
Молитвы и тропари святому
Молитва вторая
О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропари
Православия светило, Церкви утверждение и учитель. Монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.
Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец, Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Учение о Божественных энергиях
Св. Григорий Палама всего лишь говорит о том, что нам возможно познать Господа, но в Его энергиях или действиях или благодати. Когда мы встречаем именования Божии: Творец, Всеблагий, Вседержитель, то знаем, что они указывают на энергийные проявления Бога к своей твари.
В то время, как Варлаам доказывает, что единственно возможный способ богопознания – человеческий разум: приобретая всё новые и новые знания мы всё больше приближаемся к Богу-Творцу, Палама учит, что знания тварного мира нисколько не приближают нас к «непричастному твари и тварному миру», внешняя мудрость и ученость хороша, но надо искать высшего «любомудрия», которое появляется от восхождения души к Богу через молитву и чистоту сердца.
Богословие — не школа логических выкладок о Господе, который непостигаем рассудком, но особый дар откровения Божьего, когда чувство божественной правды достигается чистотой души.
Первую Триаду своего самого главного труда, св. Григорий посвятил вопросам богопознания. Он постулирует: если Сын Божий, придя в этот мир, спас и обновил всего человека полностью, то он и душой и телом, через молитву, получает возможность общения с Ним, просвещается божественной благодатью.
Во Второй Триаде аргументировано опровергнуты идеи Варлаама о том, что философия (или внешняя мудрость) может спасти человека. Никто не может спастись сам, без Бога. Это дар, к который Бог дает человеку, приобщиться ем можно только живя во Христе.
Третья Триада, заключительная, в ней св. Григорий Палама подробно рассматривает вопрос о Нетварном Фаворском свете, и о созерцании его с помощью практики «умного делания». Непостижимость Бога в своей сущности, не означает, что Он недоступен человеку, Его истинное познание происходит через приобщение Его Божественным Нетварным энергиям, благодати, явления которой известны нам из Священного Писания. Это не только Фаворскийсвет Преображения, но и свет Святого Воскресения Христова (вспомним фотографический отпечаток на Туринской плащанице). Именно этим благодатным энергиям и может приобщиться и просветиться человек по воле Бога.
Интересный фактВ 1347 году разгневанный Варлаам инициировал собор, на котором выступал обвинителем Григория. Далее последовало ещё несколько соборов, одним из результатов которых стала кристаллизация учения о Нетварном Свете, полное оправдание исихазма, а варлаамиты были анафемствованы.
Св. Григорий и его учение нашли себе отклик в сердцах патриарха (Филофея) и членов императорской семьи Палелогов. Позднее, Вселенский Патриарх и друг святителя поставит точку в вопросе о канонизации св. Григория.
Уже в наше время, в 2009 году, Элладской Православной Церковью были прославлены в лике святых члены семьи святителя: отец Констанций и мать Каллонис, сестры – Епихарис и Феодота, братья – Феодосий и Макарий.
Наследие
Святой Григорий оставил нам целый корпус богословских творений, которые можно условно разделить на нравственно-аскетические, догматические и письма. Основные догматико-полемические труды:
- «Антирретики против Акиндина»;
- «Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина»;
- «Собеседование православного с варлаамитом»;
- «Десять бесед»;
- «Диспут с хионами»;
- «Исповедание Православной веры»;
- «О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте»;
- «О Божественном соединении и разделении»;
- «О Божественных энергиях и их причастии»;
- «О исхождении Святого Духа»;
- «О священно-безмолвствующих»;
- «Против Иоанна Векка»;
- «Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих»;
- «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным»;
- «Трактат , что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества»;
- «Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом»;
- «Триады в защиту священно-безмолвствующих».
Ранние годы
Григорий родился в Константинополе около 1296 года. Его отец, Константин, был придворным византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), но умер, когда Григорий был еще молод. Сам император принимал участие в воспитании и образовании мальчика, оставшегося без отца, и надеялся, что одаренный Григорий посвятит себя государственной службе, но Палама выбрал монашеский образ жизни на Афоне. Мать Григория (Каллони) и братья и сестры (Феодосий, Макариос, Эпихарис и Феодоти) также приняли монашество, и вся семья была канонизирована Вселенским Патриархатом Константинополя в 2009 году.
Перед отъездом на Афон Григорий получил разностороннее образование, в том числе изучение Аристотеля, которое он представил Феодору Метохиту и императору.
дальнейшее чтение
- Исследование Грегори Паламы ( ISBN 0-913836-14-1 ), написанное Джоном Мейендорфом в переводе Джорджа Лоуренса (1964)
- Святой Григорий Палама и православная духовность ( ISBN 0-913836-11-7 ) о. Джон Мейендорф
- Сент Григорий Палама как Hagiorite ( ISBN 960-7070-37-2 ) митрополит Иерофей (Vlachos) из Nafpaktos
- Введение в Святого Григория Паламы ( ISBN 1-885652-83-6 ) Джорджа К. Пападеметриу
- Триединый Бог: непостижимый, но познаваемый — философское и богословское значение святого Григория Паламы для современной философии и теологии К. Афанасопулоса, 2015 г. ( ISBN 978-1-4438-8055-8 )
- «Влияние Пс. Дионисия Ареопагита на Иоганна Скота Эриугена и святого Григория Паламы: добро как превосходство метафизики», К. Афанасопулос, в Агнешке Киевской, изд. « Бытие или добро?». Метаморфозы неоплатонизма , Люблин: Издательство Католического университета Люблина (KUL), 2004, стр. 319–341.
- «Схоластический и византийский реализм: абсолютизм в метафизике и этике Аквинского, Дунса Скота, Оккама и критика святого Григория Паламы», К. Афанасопулос, в Verbum (официальный журнал Института средневековой философии, Департамент философии , Санкт-Петербургский университет, Россия), Вып. 6, Тема тома: Аристотель в средневековой метафизике, январь 2002 г., стр. 154–165.
- Св. Григорий Палама, (нео-) платоник и аристотелевская метафизика: ответ православной мистической теологии на западный тупик интеллектуализма и эссенциализма »К. Афанасопулоса в книге« Божественная сущность и божественная энергия: экуменические размышления о присутствии Бога в восточном православии » , под редакцией К. Афанасопулос и К. Шнайдер, Джеймс Кларк и Ко, апрель 2013 г. ( ISBN ), стр. 50–67.
Молитвы, тропарь, кондаки
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8
Православия светильниче, / Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, / богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, / Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, // молися выну спастися душам нашим.
Ин тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8
Православия наставниче, святителем украшение, / Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, / Солуню великая похвало, проповедниче благодати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Молитвы
О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Всех православных наставниче и Церкви сияние, отче Григорие, всякаго обстояния нас избави, божественной иконе твоей препадающе верою, свобождая от навождения на нас вражия, ты бо помощник наш являешися и исполняешися и исполняеши присно прошения светло ублажающих тя, на всяко время моляся Трисиянной Троице, Ейже подобает велия слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Духовное наследие
Труды святителя Григория существенно дополнили и углубили философскую догматику христианства. Исихазм как способ молитвенного познания Бога дошёл и до России.
Учение Паламы оказало влияние не только на литературу, философию, искусство и даже на политику, но и на мировоззрение простого народа. Традиция молчаливого богословия оказалась близка русскому монашеству, укоренившему исихазм в нашей культуре. Вспомним монахов-пещерников, затворников, сподвижников, покинувших мир для молчаливого уединения и встречи с Богом, молитвенников Антония Печерского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Феофана Затворника, иконописца Андрея Рублева.
Духовное возрождение Византии происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию
— Представляю себе святителя Григория Паламу в его время – такой себе блестящий молодой человек, сын крупного сановника, воспитанный при императорском дворе: талантливый, прекрасно образованный, красивый, в общем, как сегодня говорится, «упакованный по всем статьям». И вот этот перспективный юноша бросает все это ради аскетической жизни. Как-то трудно себе представить современного молодого человека, который бы бросил карьеру, все материальные блага и, не задумываясь, ушел в монастырь. Что за время тогда было такое?
— Святитель Григорий Палама жил в уникальное для Византийской империи время. Надо понимать, что во времена святителя Григория Византийская империя была государством, территория которого сократилась в размерах в разы по сравнению с классической Византийской империей, от Юстиниана до времен правления Македонской династии.
Если посмотреть на карту Византии времен святителя Григория, мы увидим, что она занимает сравнительно небольшое географическое пространство. Но даже при таком внешнем упадке, который связан с тем, что империя утратила громадные территории на востоке, это время принято считать периодом удивительного расцвета Византии, названым по имени правящей династии – «Палеологовским расцветом».
Это время характеризовалось небывалым развитием культуры, церковной культуры, прежде всего — иконографии, архитектуры и богословия. Кроме того, это было время удивительного подъема в церковной аскетической жизни. Люди проявляли повышенный интерес к тому, что называется «традицией мистической, аскетической практики». В этот период в Византии глубокое внутреннее благочестие было потребностью не только для крестьян и ремесленников, но и для аристократов самого высокого звания.
Святитель Григорий Палама происходил из семьи аристократов. Но то, что он в молодом возрасте ушел в монахи, предпочтя безмолвную жизнь блестящей карьере, было весьма в духе того времени. Многие известные монашествующие той эпохи – это именно люди благородного происхождения.
Видимо, к человечеству пришло понимание, что для возрождения империи (а тогда многие мечтали об этом) нужно возрождение духовное. И это духовное возрождение происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию. Молодые аристократы, бросившие мир ради уединенной молитвы, не только совершенствовали свою душу, но и служили светильниками веры, возводящими страну на более высокий духовный уровень.
Это было особенно важно в то время, когда на фоне всевозрастающей потребности народа в духовности, некоторые аристократы и члены императорской семьи готовы были отказаться от самого важного – от православной веры — ради получения финансовой и военной поддержки со стороны Латинской Европы. . Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448) и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику
По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама
Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448) и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику. По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама.