Державная икона божией матери

Явление Державной иконы

Державная икона Божией Матери явилась русскому народу в тяжелое для его истории время. 15 марта (по новому стилю) 1917 года от престола отрекся император Николай II. Верующие люди увидели в этом чудесном событии промысел Божий. Они истолковали это так, что теперь Российская Держава будет под заступничеством Пресвятой Богородицы.

Державная икона Божией Матери

Крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Перервы (на Москва-реке у Коломенского) несколько раз снились удивительные сны. В первый раз она услышала голос Богородицы. Царица Небесная сказала Евдокии, что в селе Коломенское есть церковь, в которой хранится старинный образ Богородицы. Нужно было сделать его “красным”, то есть восстановить, и пусть люди молятся перед ним. Во втором сне крестьянка увидела белоснежную церковь. В храме на царском троне восседала Богородица с Младенцем-Христом. Евдокия узнала этот храм, он располагался на противоположном берегу реки в селе Коломенское. 

В 1917 году настоятелем Вознесенской церкви села Коломенского был священник Николай Лихачев. Он внимательно выслушал женщину и они вместе обошли весь храм в поисках иконы. Но в самом храме не было образа Богородицы, описанного Евдокией. После продолжительных поисков удалось найти потемневшую от времени икону в подвале храма. На иконе они увидели восседающую на троне Богородицу, на коленях у Нее находился младенец Христос. Одной рукой Он обращал благословение к взирающим на икону. Сама Богородица в руках держала скипетр и державу. 

Митрополит Тихон, ставший позднее патриархом, писал Синоду:

Державная икона Божией Матери в Коломенском

Когда об иконе распространились вести, с окрестностей начали приезжать люди, чтобы поклониться Деве Марии. Началось шествие Святого образа по церквям области, и даже по различным предприятиям Москвы. Продолжительное время Вознесенский девичий монастырь Московского Кремля хранил лик Владычицы в своих стенах.

В 1812 году икону перевезли на сохранение в Коломенское, т.к. в это время начали совершаться нападения Наполеона на столицу. Потом ее отправили в Государственный Исторический музей, после – в Московский отдел издательства у Патриархата.

В 1990 году Патриарх Алексей II дал разрешение на перенесение образа Святой в знаменитую церковь села Коломенское. По сей день, подлинная икона находится там же, в Казанской церкви с. Коломенское.

История

История создания иконы и ее автор неизвестны. В церковных летописях сохранились только сведения, что до 1812 года икона «Державная» находилась в Москве в женском Вознесенском монастыре. Наполеоновская армия подходила к столице. Чтобы спасти чудотворную икону от уничтожения, ее спрятали. В результате великолепный образ не видели 105 лет.

Последнее появление образа «Державная» совпало с трагическими событиями в истории страны. Это был день отречения Николая II от престола 2/15 марта 1917 года. Богоматерь с жезлом и державой в руках – символами власти, сообщила своим появлением, что она берет на себя ответственность за страну и заботу о народе.

Крестьянке Евдокии Адриановой, проживающей в деревне Перервы, три ночи подряд снился один и тот же сон. В нем она видела позабытый образ Богоматери. При этом она слышала голос, который говорил ей, что в селе Коломенском спрятана большая черная икона. Ее необходимо найти и сделать красной. Через образ Богородицы  отныне будет осуществляться покровительство русского народа Царицей Небесной.

Евдокия отправилась в Коломенское, нашла храм и обратилась к настоятелю отцу Николаю Лихачеву. Он внимательно выслушал  женщину, и понял, что это знамение. Вместе с крестьянкой он осмотрел весь храм, но ничего похожего на описание из сна, не нашел. Настоятель вспомнил, что часть инвентаря и разных предметов хранится в подвале церкви. Они спустились вниз, нашли покрытые толстым слоем пыли иконы, выбрали самую большую и начали очищать ее от грязи.

Икона «Державная» сильно отличалась от других образов Богородицы

Кроме трона и короны внимание привлекали яркие краски одежд и фона. В верхней части, над головами, изображение Святой Троицы

В храме в честь находки отслужили молебен с акафистом и повесили новую икону на почетное место. Слух о новой чудотворной иконе распространился очень быстро. Богомольцы стекались в Коломенское, чтобы поклониться образу Богоматери «Державная». Ее вывозили в разные города, чтобы как можно больше людей смогли помолиться и попросить исцеления. На выходные всегда привозили обратно.

В настоящее время желающие поклониться Богоматери «Державная», могут увидеть ее в храме Казанской иконы Божьей Матери, расположенном в Коломенском. Здесь чудотворная находится с 27 июля 1990 года.

Где помолиться перед иконой Державная?

Несмотря на то, что «Державная» икона Божией Матери была обретена по меркам истории Церкви относительно недавно, в Москве есть целый ряд храмов, где верующие имеют возможность приложиться к ее спискам и помолиться перед ними.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Собственно, в этом храме в настоящий момент и пребывает чудотворная икона Божией Матери «Державная», явленная нашей стране и народу в марте 1917 года. Храм Казанской иконы Божией Матери был освящен в правление царя Алексея Михайловича в 1651 году. Он представляет собой семикупольный храм с колокольней шатрового типа на высоком подклете. Позднее храм вошел в комплекс деревянного царского дворца. Храм закрывали на недолгое время в 1941-42 годах, однако потом он вновь был открыт, и службы в нем уже не прекращались. Помимо чудотворной «Державной» иконы, в храме пребывает чтимый список Казанской иконы Божией Матери. Каждую пятницу вечером служится акафист перед «Державной» иконой Божией Матери, а по воскресеньям – перед Ее Казанским образом. Адрес: Москва, пр-т Андропова, д. 39, стр. 9 (ст. м. «Коломенская»)

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Храм известен со времени правления царя Михаила Феодоровича Романова (1596–1645), то есть с начала 17 века. Свое название храм получил оттого, что рядом с местом его расположения находилось гороховое поле, имевшее статус казенной территории. Изначально храм был деревянный, однако в 1790–93 годах он приобрел свой нынешний вид в камне. В 1935 году храм был закрыт для богослужений. В дальнейшем он использовался в качестве мастерских, типографии, производственных цехов. Лишь только в 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, а уже в следующем, 1993 году в нем были совершены первые службы. Помимо иконы Божией Матери «Державная» в храме также пребывают крест-мощевик с частицами мощей и православных святынь, икона Божией Матери «Нечаянная радость» и икона святителя Николая Чудотворца. Адрес: Москва, ул. Радио, д. 2, стр. 1 (ст. м. «Курская», «Бауманская», «Красные ворота»).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Первые сведения о храме относятся к 1531 году, когда великий князь Василий Третий повелел построить каменный храм с приделом в честь Преподобного Сергия Радонежского. Этот храм простоял до 18 века. В 1759 году на его фундаменте был возведен нынешний храм в честь святителя Николая Чудотворца. Храм пережил немало трагических событий. Так, например, он был разграблен войсками Наполеона в 1812 году. Еще раз его грабили и разрушали в 1926 году (в 1924 он был официально закрыт). Как и многие другие храмы, он был возвращен Церкви в 1992 году, а в 1993 году состоялось его освящение. В настоящий момент в храме хранится множество святынь, в том числе частицы мощей святых христианской Церкви, а также икона Божией Матери «Державная». Адрес: Москва, Староваганьковский пер., д. 14 (ст. м. «Боровицкая», «Арбатская», «Александровский сад»)

Храм Троицы Живоначальной и Успения Богородицы в Троице-Лыкове. Храм Живоначальной Троицы (летний) возведен в 1694–1697 годах, а Успения Пресвятой Богородицы (зимний) – в 1851–1852 годах. Храм Живоначальной Троицы относится к главным архитектурным шедеврам времен императора Петра I (1672–1725), в стиле московского барокко. Несмотря на разрушения и ущерб, нанесенные в годы советской власти, ныне оба храма восстановлены. Помимо «Державной» иконы в храмах пребывают и другие чтимые образы Божией Матери (Иверская икона, Ченстоховская, Феодоровская и другие). Адрес: Москва, Одинцовская ул., д. 24 (ст. м. «Щукинская», «Строгино»)

Храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. Первый храм предположительно был построен до 1612 года архиепископом Арсением Елассонским. Однако тот храм, который стоит на этом месте ныне, был возведен в 1653 году. В годы советской власти он был закрыт. В его помещениях изначально было размещено общежитие, потом склад и различные учреждения. Богослужения в храме были возобновлены только в 1993 году. Ныне храм является официальным подворьем Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. В храме постоянно пребывает множество святынь, в том числе частицы мощей святых и икона Божией Матери «Державная». Адрес: Москва, ул. Садовническая, д. 6 (ст. м. «Новокузнецкая»)

-5-

Священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».

История реликвии

Дата обретения образа очень символична, ведь он предстал перед верующими 2 (по старому стилю – 15) марта 1917 г., в тот же день, когда последний русский император Николай ІІ Александрович отрёкся от престола. Вот как это произошло.

Неподалёку от подмосковного сельца Коломенское, в небольшой слободе Перерва жила крестьянка Евдокия Адрианова. 13 февраля она узрела сон, в котором звучал ангельский голос: «В храме Вознесения есть большая чёрная икона. Возьмите её, сделайте красной и молитесь перед святым ликом». Проснувшись, женщина стала взывать к Иисусу, прося Творца вразумить её и помочь принять правильное решение. И 26 февраля она удостоилась ещё одного видения – христианке пригрезилась величественная белоснежная церковь, внутри которой восседала сама Богородица.

Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского 2 (15) марта 1917

Ошеломлённая Евдокия отправилась в Коломенское – и убедилась, что сельский храм выглядит точь-в-точь как собор из её сна. Тогда женщина обратилась к настоятелю прихода, отцу Николаю Лихачёву, который как раз готовился служить вечерний молебен. Вместе они пошли в храм, но, осмотрев весь иконостас, так и не обнаружили нужной реликвии. Тогда, вместе со сторожем церкви и ещё несколькими прихожанами, они стали искать в других местах – на колокольне, под лестницей, в чуланах и подсобных помещениях.

Вскоре известие об удивительном образе облетело всю страну. В воскресенье и праздники его посещали паломники, а в будние дни реликвию отправляли в ближние церкви, заводы и фабрики, чтобы к ней могли припасть все страждущие. В частности, святыня побывала в женской Марфо-Мариинской обители милосердия (Замоскворечье), где перед ней склонялась сама игуменья, великая княгиня Елисавета Фёдоровна. Под руководством патриарха монахи составили особый акафист Державной иконе Божией Матери, списки которой имелись к тому времени во многих храмах.

После революции образ был изъят и помещён в коллекцию Государственного исторического музея, однако связанные с ним чудеса продолжали происходить и в СССР. Так, в 1925 г., в день обретения реликвии, освободили из тюрьмы протоиерея В. Воробьёва (настоятеля ныне разрушенного собора Св. Николая в Плотниках, Москва). Святой отец всем сердцем любил и чтил этот лик Божьей Матери и часто посещал церковь, где она находилась, вместе с дьяконом, певчими и прихожанами.

В конце 1980-тых гг. икону забрали из музейных запасников и поместили в домовой храм издательского отдела Московского Патриархата. А уже 27 июля 1990 г., в канун памяти св. князя Владимира, её с почестями перенесли в действующий в Коломенском Казанский собор, водрузив у правого клироса. Там образ находится и по сей день, за одним исключением – в честь объединения Русской и Русской Зарубежной церкви, которое случилось в 2007 г., святыню провезли по всем приходам Европы, США и даже Австралии!

Икона Божией Матери «Державная» из янтаря

Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы

По всей России и далеко за ее пределами множество храмов, монастырей, соборов и церквей освящено в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Такая повсеместная любовь христианского народа к этому дню объясняется тем, что Матерь Божия всегда придет на помощь к тому, кто искренне и с верой в душе приходит к ней с молитвой.

Из самых известных храмов и монастырей в честь Покрова можно назвать:

Покровский монастырь в Москве. Женский монастырь, основан в середине 17 века. Кроме чтимой иконы Покрова, этот монастырь известен тем, что именно тут хранятся и открыты для прихожан мощи святой Матроны Московской. В воскресные дни количество прихожан может достигать 25 тысяч человек в день, а в престольный праздник собирается и до 50 тысяч.Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В советские годы в этом храме находился музей Андрея Рублева, открытый к олимпиаде 1980 года. Полностью в ведение Русской православной церкви храм был передан только в 2017 году. Храмовая икона Покрова сохранилась с самых первых времен основания храма в 17 веке.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (Политехнический институт). Действующий храм, который находится при Государственном Политехническом институте Санкт-Петербурга. Особо посещаем верующей молодёжью и студентами.Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Один из новый храмов, построен был только к 2010 году.Храм Покрова Богородицы в Измайлово. Первые упоминания об этом храме относятся к 15 веку. Древняя церковь была сожжена, но на ее месте построили новый собор для царской усадьбы. Как и многие православные храмы, эта церковь была закрыта в годы советской власти, однако с 1990-х годов вновь передана Церкви. В ней возобновились богослужения, были восстановлены иконы и внутреннее убранство.Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. Появился с развитием усадьбы Братцево. Храм сильно пострадал в советские годы, был разграблен, обветшал. После 1990-х годов постепенно начал восстанавливаться, в храме стали служить службы. Сегодня это действующий храм и целый просветительский центр — тут работает воскресная школа, православный лекторий, ведутся различные курсы и мастер-классы

Посмотрите видео об Акафисте Покрову Пресвятой Богородице

  • https://tolkovanie.info/molitva-ikone-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy/
  • https://1001molitva.ru/ikony/bozhiej-materi.html
  • https://omolitvah.ru/ikony/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsy/
  • https://ikona-i-molitva.info/ikona-pokrova-bogorodicy-pomogaet/
  • http://obikonah.ru/ikona-pokrov-presvjatoj-bogorodicy.html
  • https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
  • http://molitva-info.ru/ikony/ikona-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy.html

Иконография

Изображения Богородицы достаточно древние, уже первые христиане пытались изображать ее на досках или холстах, чтобы при донесении Благой вести о спасении через Христа можно было подтвердить ее иллюстрациями.

С развитием иконописи работы стали более совершенными, красивыми и четкими.

Стоит упомянуть тот факт, что никогда иконопись не имела развлекательный характер. Все доски были созданы с целью донести до христианина и неверующих людей церковное учение, продемонстрировать совершенные отношения между Богом и человеком и помочь при донесении Благой вести.

Державная икона Божией матери имеет отличительные особенности, которые отражены даже в ее названии:

  • Тип — Панахранта или Всецарица;
  • Дева Мария расположена на троне, а на ее голове — корона;
  • одежда Богородицы имеет ярко-красные цвета, которые характерны для любого царского облачения;
  • трон с закругленной спинкой золотого цвета;
  • располагается Богородица чуть на возвышении, а в руках у нее — атрибуты монаршей власти: корона, скипетр и держава;
  • Христос изображен отроком и находится на коленях у Матери;
  • Облачен Христос в светлые одежды;
  • Одна рука Его поднята для благословения, а вторая указывает на державу.

Расположение Богородицы, ее одежда, перст Христа, направленный на нее — все это подтверждает царственный статус Девы Марии и ее достоинство как Царицы Небесной. Некоторые копии имеют сверху изображение Бога Отца, однако по канону это неверно, поскольку изображать Господа запрещено, ведь грешный человек не смеет даже взглянуть на Него.

Важно! Именно поэтому традиция Православной церкви запрещает рисовать Господа на ликах, кроме изображений Иисуса Христа, которого люди видели воочию. Святой лик написан маслом на доске

Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным

Святой лик написан маслом на доске. Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным.

Другие Богородичные иконы:

Существует несколько списков, которые располагаются в храмах по всей стране и некоторые из них признаны чудотворными, как и оригинальная доска. Ведь во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда. Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали ей молиться.

Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее — лишь Христос. Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную.

«Державная» икона Богородицы, Богородицерождественский храм в Костино, город Королёв

В чем помогает икона

Название «Державная» само за себя говорит о том, что просить у Богородицы нужно о мире, спокойной жизни, прекращении междоусобиц. Но ведь если неспокойно на сердце и тяжело на душе, то сложно достичь мирного неба над головой.

О чем нужно просить у «Державной» Матери:

  • о прощении и смирении;
  • об искренней любви друг к другу;
  • справиться с тяжелыми болезнями, пережить любой недуг;
  • быстро восстановить здоровье после тяжелой операции;
  • встретить вторую половинку;
  • решить финансовые проблемы;
  • вернуть душевное спокойствие, обрести уверенность;
  • побороть внутреннюю злость, зависть;
  • избавиться от негативных мыслей.

Чудеса, совершенные по молитвам к Богородице

Множество чудес и исцелений происходят по молитвам к Богородице. Один из списков иконы Державная прославился мироточением. Икона была написана в 1991 году и освящена на Пасху 1993 года в храме Гроба Господня. А через год на образе Богородицы обнаружили капли мира. За это время икону многократно приносили во многие храмы. В августе 1997 года, после молитв у мироточивого образа, получила исцеление от рака кожи лица и слепоты жительница Бреста.

Нина Павлова рассказывала о возвращении иконы Державная в Коломенское. Когда вынесли икону, Нина не смогла узнать икону. Вместо яркого образа Богородицы, она увидела “черную доску”. Но так как рассказчица знала каждую трещинку и шероховатость на иконе, в этом потемневшем образе Нина смогла распознать чудотворную “Державную”. А дальше произошло истинное чудо:

В Николо-Перервинском монастыре города Москвы находится один из списков иконы Державная. Он отличается тем, что Богородица изображена на лазурном фоне. Ее взгляд настолько пронизывающий, смотрящий в самое сердце молящегося, что невозможно припасть к иконе без особого трепета и благоговения. С иконой связано одно из чудесных событий, произошедшее весной 1991 года. Настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру Чувикину сообщили, что икона Державной Божией Матери обильно мироточит. Благоухание и мироточение принесенного в храм образа продолжалось полмесяца. Это чудесное событие наблюдали многочисленные прихожане и посетители.

О чем молятся

Прежде всего, христиане просят о выздоровлении своих близких либо придании сил после тяжелой болезни. Практически с любой просьбой идут богомольцы к чудо творящей. Они душевно читают молитвы

  • О помощи в поисках второй половинки, избавления от тягостного одиночества.
  • О том, чтобы восстановились финансовые дела, разрешились вопросы, связанные с долгами и кредитами.
  • О мирной жизни и душевном покое, согласии между родственниками друзьями.
  • О спасении в годы смуты и войн от смерти, голода и болезни.
  • Об усмирении злобного врага, обретения им спокойствия духа и доброжелательности к молящемуся.

Все, кто ищет помощи, может подойти и помолиться. Главное, чтобы на сердце не было никакого негатива, отрицательного посыла даже в сторону своего заклятого недруга.

История иконы

В одной из деревень Бронницкого уезда жила верующая крестьянка, соблюдавшая все предписания религии. Звали ее Евдокия Андрианова. Однажды приснился ей необычный сон: загадочный женский голос призывал женщину отправиться в село Коломенское, найти там старую икону и отдать ее в церковь, чтобы люди молились перед образом и просили о помощи, т.к. для России вскоре наступят суровые времена.

Чей был голос во сне, женщина не знала. Но что-то внутри ей подсказывало, что сама Богородица призывала отыскать потерянную икону. Вскоре Евдокия отправилась в путь.

Приехав в село Коломенское, она увидела Вознесенскую церковь, как во сне. Зайдя в храм и разыскав отца Николая, она поведала ему о таинственном сновидении. Настоятель не стал препятствовать поиску, он даже пошел с Евдокией искать необычную вещь. Но попытки оказались безуспешными: ни одна икона не походила на ту, что была во сне.

Тогда они решили спуститься в подвал и продолжить поиски, надеясь все-таки отыскать пропажу. Наконец, под досками и ненужными вещами была найдена грязная, потемневшая от времени икона. Под толстым слоем пыли и грязи было сложно рассмотреть рисунок. Когда икону почистили, Евдокия подтвердила, что именно это изображение она видела во сне.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о том, в чем помогает икона Неувядаемый цвет.

Державная икона Божией Матери

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

– Державная икона Богоматери. О царственном Отроке

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.

Это интересно: Икона Пресвятой Богородицы «Ченстоховская» (видео)

Заступница земли русской

Сразу же после чудесного обретения иконы Божией Матери (Державной), описание которой митрополит Тихон (будущий Патриарх Московский и всея Руси) вскоре направил святейшему Синоду, началось её всеобщее почитание. Люди, внезапно лишившиеся всех устоев привычной жизни, верили, что Господь не бросил на произвол судьбы православный народ и, попустив отречение Своего помазанника, даровал им надежду, вручив скипетр и державу в руки Своей Пречистой Матери. Даже не ведая о том, в чем помогает Державная икона Божией Матери, но веря в несокрушимую силу Царицы Небесной, в Коломенское устремились тысячи людей.

Этой вере способствовала и сама композиция иконы, на которой Божья Матерь была изображена в виде самодержицы, восседающей на троне с символами высшей государственной власти и благословляющим Богомладенцем на руках. Она стала залогом попечения Вышних Сил о существовании и дальнейшем духовном возрождении богохранимого народа России.

Вскоре после обретения и всенародного прославления иконы для неё была составлена особая служба и написан акафист. В работе над ними активное участие принимал высокопреосвященный Тихон, занявший к тому времени патриарший престол. Тогда же молитва Державной иконе Божией Матери была включена в Православный молитвослов. Сам же образ пребывал в Вознесенской церкви Коломенского до тех пор, пока её не закрыли в конце 20-х годов, на волне одной из многочисленных антирелигиозных кампаний.

https://youtube.com/watch?v=siMy54qkO94

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector