Троицкий храм реутова

Содержание:

Архитектура

Поскольку Троицкая церковь в городе Реутове появилась совсем недавно, при строительстве использовались современные технологии и материалы. Монолитный каркас здания отделан кирпичом и стоит на высоком стилобате. Наружные стены выкрашены в белый цвет. Над храмом возвышаются пять золоченых куполов, один из которых выше и больше остальных, что символизирует Христа и четырех евангелистов. Архитектура храма сочетает в себе элементы псевдорусского и псевдовизантийского стилей.

Интерьеры храма скромны, и в то же время праздничны. Большая внутренняя площадь храма позволяет прихожанам нашего города чувствовать себя комфортно даже во время многолюдных служб по большим церковным праздникам. Второй этаж украшают росписи и большой иконостас.

Алёна Тыщик

Посещение храма, режим его работы

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день

Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри

Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы

Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах.

Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на егоиконостас, в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба

Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком.

Стоит обратить внимание и на изящную архитектуру храма, которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады

Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.

Как добраться до церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.

Путешествие в поселок Троицкий.

Подробный рассказ о поездке в Истру, и в том числе в поселок Троицкий.

Все фотографии Троицких храмов.

Расписания автобусов — в полезных ссылках.

Посмотреть на карте яндекса:

Поселок Троицкий находится в Истринском районе Московской области.

В поселке расположены два храма во имя Святой Живоначальной Троицы — деревянный храм, построенный в 1675 г., и каменная церковь, сооруженная в 1913 г.

Поездка в пос.Троицкий Истринского района Московской обл. была также связана с путешествием в пос.Павловская Слобода к храму Благовещения Пресвятой Богородицы, в пос.Аносино в Борисоглебский Аносин женский монастырь, в г.Истру в Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь и в пос.Бужарово к Преображенской церкви со святым источником и купальней.

В 1643 году деревню Троицкое, которая в то время называлась Бобырёво, купил царский стольник Роман Фёдорович Бобарыкин. Впервые в письменных источниках деревня Бобырёво появляется в 1584-86 гг.

Деревянная церковь построена в ноябре 1675 года во владении и на средства Р. Ф. Бобарыкина. Она не сохранила своего первоначального вида — облик близкий к современному, памятник приобрёл в первой четверти ХIХ.

С постройкой храма канула в лету маленькая деревенька Бобырёво, став отныне селом Троицким.

В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Бобарыкина деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

В 1904-1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан он на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта – М. Н. Литвинов.

Впервые в письменных источниках деревня Бобырёво появляется в 1584-86 гг.

В 1643 году деревню Бобырёво купил царский стольник Роман Фёдорович Бобарыкин.

Деревянная церковь построена в ноябре 1675 года во владении и на средства Р. Ф. Бобарыкина. Она не сохранила своего первоначального вида — облик близкий к современному, памятник приобрёл в первой четверти ХIХ.

С постройкой храма канула в лету маленькая деревенька Бобырёво, став отныне селом Троицким.

В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Бобарыкина деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

В 1904-1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан он на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта – М. Н. Литвинов.

Строитель храма священник отец Василий Лебедев жил в этом приходе 65 лет, умер в 1931 г., похоронен в ограде старого деревянного храма.
Одним из четырех настоятелей Троицкого храма был протоиерей Руф Поляков – участник Великой отечественной войны. Несмотря на потерянную на фронте ногу, долгие годы нес он нелегкую священническую службу, одно время духовно окормляя многих жителей Истринского района. Остальные храмы в округе были тогда закрыты.

Места, связанные с путешествием в Троицкий.

Павловская Слобода
Борисоглебский Аносин женский монастырь.
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь.
Бужарово

Свято-Троицкий собор в советское время

Весной 1918 года Совет постановил изъять из Свято-Троицкой церкви метрические книги, с регистрацией рождений, смертей и браков — так проводился в жизнь декрет об отделении церкви от государства.

Свято-Троицкий собор, 1920-е годы.

В это время, по-видимому, мученически погиб протоиерей Свято-Троицкого собора Василий Победоносцев . Он был зарублен на станции Синарской. Решением Освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года священник Василий Победоносцев причислен к лику святых в чине священномученика.

Свято-Троицкий собор, фото 1923 г.

Закрытие Свято-Троицкого прихода состоялось в декабре 1930 года. На жалобу прихожан против закрытия прихода в Москву властями было заведено дело «О закрытии Свято-Троицкого собора», 13 сентября 1930 года на очередном заседании Малого Президиума Уралоблисполкома было принято постановление: «Разрешить Каменскому Райисполкому использовать под культурно-просветительное учреждение здание церкви, закрытой по постановлению Президиума Облисполкома от 3 февраля 1930 года, с обязательным переоборудованием с месячный срок.

Колокольня Свято-Троицкого собора с середины 1930-х и до начала 40-х годов использовалась в качестве парашютной вышки.

3 декабря Каменский административный отдел направил сообщение в областной отдел, что «Свято-Троицкая церковь передана в распоряжение Каменского Исполнительного комитета…

«Иконы» новых советских «богов»

Переоборудование данного помещения — верхний этаж — пионер-клуба, нижний — под библиотеку и музей, позже здание церкви было передано на баланс местной швейной фабрики Маяк.

Реконструкция Свято-Троицкой церкви архитектором М.П. Малаховым

За создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М.П. Малахов . Его талант и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском.

В 1828 году в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь «совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена».

Свято-Троицкий храм, 1909 г., Фото: С.М. Прокудин-Горский

Церковь владела торговой площадью – лавками и весами, ей принадлежала довольно обширная территория, включавшая, по всей видимости, магазины по нынешней улице Ленина, часть Соборной площади, здание приюта – здесь были расположены конюшни, а также территория в сторону магазина «Кооператор». Где-то здесь располагалось и небольшое церковное кладбище.

Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади.

Свято-Троицкий собор, 1909 г., Фото: С.М. Прокудин-Горский

Внешний вид заводского храма хорошо виден на фотографиях конца ХIХ века.

По воспоминаниям нынешних стариков, которые бывали в церкви еще детьми, с южной стороны («со стороны Большой Московской улицы») у церкви были небольшие ворота, около которых стоял чугунный памятник. А с западной – большие ворота с двумя маленькими калитками по краям. Здесь же находились два монумента: один четырехметровый, мраморный, с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, а второй – чугунный бюст императору Александру – освободителю от крепостного права.

«Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России».

Троица в древних верованиях

Как уже говорилось, истоки триединства корнями уходят в дохристианские верования. Чтобы найти ответ на вопрос «что такое Святая Троица в православии/католицизме/протестантстве», нужно заглянуть в языческую мифологию.


Известно, что идея о божественности Иисуса взята из поганской веры. По сути, под реформы попали только имена, так как сам смысл триединства остался неизменным.

Вавилоняне, задолго до появления христианства, разделили свой пантеон на следующие группы: Земли, Неба и Моря. Три стихии, которым поклонялись жители, не боролись, а в равной мере взаимодействовали, потому главная и подчиненные не выделялись.

В индуизме известны несколько проявлений Троицы. Но это тоже не было политеизмом. Все ипостаси находили воплощение в одном существе. Визуально Бога изображали как фигуру с общим телом и тремя головами.

Троица Святая у древних славян воплощалась в трех главных богах — Даждьбог, Хорс и Ярило.

История

Здание Троицкого храма — самое старое в комплексе имения Воронцовых, выстроено в середине XVIII века. Исследователи 1920-х годов (см. ОИРУ) полагали, что храм был устроен в 1807 в садовом восьмигранном павильоне. Однако реставрация 1990-х гг. вскрыла, что все существующие части здания, в том числе выходящие за пределы восьмигранника крылья, ранее полагаемые перестройками XIX века — выложены из одинакового кирпича, в одно время; тогда же появился и баро́чный декор. Предположительно, здание было изначально «зимним», отапливаемым гостевым домиком, тогда как сама усадьба XVIII века была летней резиденцией, не приспособленной для круглогодичного проживания. По форме оно вполне традиционно для парковой архитектуры XVIII века, необычна лишь скруглённая западная стена, в которой устроен главный вход в храм.

Здание используется как приходская церковь как минимум с 1807 (им датирована самая ранняя документально подтверждённая перестройка имения в целом). В 1838 к храму были пристроены двухъярусная колокольня (вероятно, на месте более ранней). После 1928 храм закрыли; колокольня была разрушена, кладбище, окружавшее храм, уничтожено, и на его месте разбит парк. К 1980-м гг. храм был превращен в руины, полностью утратив купол и части фасада.

В результате реставрации, начавшейся зимой 1990, храм был возрождён. Богослужения возобновлены 23 мая 1990, первая после длительного перерыва Божественная Литургия прошла 1 октября 1991.

Непростая судьба церкви в Листах

Строительство продолжается

Строительство медленно, но верно продолжалось. В 1774 году построили новые помещения: трапезную и придел вместо уже разрушающихся старых, была открыта богадельня.

В 1788 году церковный двор украсила новая красивая ограда и высокая колокольня. По вышедшему указу Екатерины Второй о красных линиях московских улиц колокольню, дабы выровнять уличный ряд, возвели с восточной стороны.

На месте же старой колокольни было возведено крыльцо на белокаменной площадке.

Спустя некоторое время при храме построили ещё один придел. Первоначально он был освящён во имя И. Дамаскина, но через 10 лет его освятили во имя Московского Митрополита Алексия.

Как разрушили древний храм

Тяжёлые времена для Троицкого храма настали после революционных событий в России в начале 20 столетия. В 1930 году арестовали и сослали в Сибирь, а позже (в 1938 г) расстреляли настоятеля храма В. Н. Страхова. Саму церковь закрыли в 1939 году, снесли купола. Чуть позже разобрали колокольню. Над помещением бывшей трапезной возвели ещё один этаж.

Одно время в этом здании размещалось общежитие для работников трамвайного депо. Потом дом переоборудовали под мастерские, где работали скульпторы. Перепланировка была проведена довольно значительная: некоторые стены полностью разобрали, а для хранения подсобного материала в полу вырыли специальные углубления.

Получившееся здание уже мало чем напоминало былую величественную церковь.

Восстановление памятника нашей истории

В 1972 году начали строить новую станцию метро. Она называлась Колхозной. Тогда, после того как разрушили Сухареву башню, переименовали и площадь: Сухаревскую назвали Колхозной.

В ходе подземного строительства один из выходов из метрополитена пришёлся непосредственно под храмом. Исторический памятник стал разрушаться: на стенах появились трещины, и в дом стала из-под земли поступать вода. Строительные работы в этом месте были тут же остановлены, и после недолгих обсуждений власти Москвы приняли решение о восстановлении памятника перед предстоящей Олимпиадой 1980 года.

Здание освободили от находившихся там скульптурных мастерских и приступили к воссозданию изначального облика Троицкой церкви в Листах. Чтобы это сделать, перво-наперво, снесли когда-то надстроенный этаж и поставили на положенное им место купола и главы, на вершине которых засияли золотом кресты.

Но тут поступило предложение оборудовать в здании с хорошей акустикой концертный зал. На некоторое время работы опять были приостановлены. Но предложение не было утверждено, и обустройство храмового здания продолжалось.

Только в 1990 году воссоздание древней церкви завершилось. Через год храм Святой Троицы в Листах снова освятили.

Чуть позже церковную территорию окружила чугунная ограда. А в 2004 году там, рядом с храмом на Сухаревской построили колокольню, план которой был составлен по старым фотографиям и на основе других архивных документов. Украшением колокольни стали десять колоколов, звон которых слышен далеко вокруг. Они были отлиты в городе Тутаев (Ярославская область).

А 12 сентября 2007 года, в день памяти Александра Невского и его сына Даниила Московского «звонкий оркестр» церкви пополнился. На колокольню подняли ещё один старый колокол, который в 1991 году известил прихожан об открытии и освящении храма.

Полезная информация об усадьбе Воронцово: как добраться, схема, каток на Воронцовских прудах

Ну и напоследок, немного полезной информации о Воронцовском парке, которая вам пригодится, если вы не являетесь счастливым обладателем квартиры в юго-западном округе Москвы и не знаете, например, как добраться до усадьбы и парка.

Как добраться до Воронцовского парка

Если вы добираетесь до парка Воронцово общественным транспортом, то это можно сделать от трех станций метро.

  • Новые Черёмушки, а затем автобус 616 (остановки Воронцово или Воронцовский парк) или 721 (остановка Воронцовский парк)
  • Проспект Вернадского — тем же автобусом маршрута 616 (остановки: Воронцово, Воронцовский парк)
  • Калужская — прогуляться 15 минут пешком.

Вход в Воронцовский парк со стороны улицы Академика Пилюгина

Вход находится совсем рядом с памятником Пилюгину

Если вы передвигаетесь на машине, то вам нужна либо улица Воронцовские пруды, либо все та же Академика Пилюгина. Мы выбрали последнюю и оставили машину на бесплатной парковке около ТЦ «Мегацентр Италия».

Парковка на улице была разрешена во время нашей последней поездки в парк, но вы же знаете, как стремительно все меняется в столице в этом плане.

Мегацентр Италия в Черемушках

Схема Воронцовского парка

Усадьба Воронцово имеет, на наш взгляд, довольно небольшие размеры. Хотя, это смотря с чем сравнивать: если с Царицыно, то она совсем маленькая, а если с усадьбой Останкино, то очень даже большая. Посмотреть где что находится можно на схеме Воронцовского парка. Они, кстати, установлены повсеместно — администрация не поскупилась на информационные щиты.

Святыни храма

Главной святыней церкви является икона Божией Матери «Трех Радостей». В каждую среду икону выносят для поклонения из алтаря и проводится молебен. На эту службу приезжают люди со всего города и окрестностей, чтобы помолиться и попросить помощи у чудодейственной иконы Божией Матери.

Еще одной святыней храма является икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Каждый понедельник совершаются у нее молебны, на которые приезжают люди, чтобы попросить исцеления от болезней, попросить о даровании ребенка и удачных родах. Давид Гареджийский — великий восточно-христианский монах, который помогал женщинам в исцелении их болезней и даровал чудо рождения детей.

AKfounder

Храму пожертвовали старинную икону в очень плохом состоянии, на которой сохранились только очертания изображений двух святых. Было решено изобразить почитаемых в этом храме святых Петра и Февронию. Эти русские православные святые помогают молящимся им супругам, нуждающимся в решении семейных проблем. В 2004 году из города Мурома были доставлены частицы мощей святых Петра и Февронии, которые прикрепили к их иконе.

В храме также есть икона архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки, с тремя укрепленными на ней капсулами. В них хранится частичка его гроба, земля с могилы и частица мощей. Еще в этом храме верующие могут поклониться иконе святого праведника Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Здесь же хранится антиминс с частицей мощей священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) Рижского и Латвийского, епископа Русской православной церкви.

История храма

Согласно официальным источникам, датой основания Троицкого храма в Реутове считается 20 июля 2008 года, когда горожане отмечали престольный праздник другой церкви — Казанского храма. Именно из этого храма прошел крестный ход к месту, выделенному под строение новой святыни. Ход закончился установкой и освещением креста с закладкой камня на месте будущего строительства, которое было начато лишь спустя полгода.

Главным инициатором постройки нового храма был городской голова Реутова А. Н. Ходырев. Как известно, строительство церкви нуждается в значительных финансовых вложениях, которые достаточно быстро удалось собрать, благодаря пожертвованиям местных меценатов, предпринимателей, организаций и простых горожан.

Строительство храма длилось несколько лет. Причиной этому послужил огромный объем работы, связанной с возведением цокольного помещения и стен церкви. Только к концу 2011 года удалось установить центральный купол храма, завершить наружную отделку и благоустроить прилегающую территорию. Храм был освящен и открыт для верующих прихожан, начиная с 2012 года.

Летом 2014 года состоялось Великое освящение Троицкого храма митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В сослужении им помогали другие представители духовенства Московской епархии. Через три года Благочинным храмов и церквей Балашихинского округа и настоятелем Троицкого храма был назначен протоиерей Димитрий Мурзюков. С этого момента церковь в Реутове превратилась в центр Балашихинского благочиния.

Дмитрий Молотков

Храм Троицы Живоначальной в Конькове

Храм Троицы Живоначальной в Конькове

получил посвящение Троице лишь в 1991 г., возведен же он был в 1690-1694 гг. как храм святого преподобного Сергия Радонежского.

В конце XVII века поместьем Серино в районе современного Коньково (тогда местность называлась — Сосенский стан) владел сын стольника Федора Толочанова – Семен. Именно он в 1690 г. затеял в своем селе строительство каменной домовой церкви в стиле нарышкинского барокко, законченной к 1694 г. и освященной во имя Сергия, Радонежского чудотворца. Благодаря этому храму, село стало называться Сергиевским.

1935 г.

В храме не было в то время колокольни, но это вовсе не означает, что не было и колоколов. Просто звонница находилась прямо на южной стене церкви, к ней вела с хоров лестница. Алтарь Сергиевского храма был направлен строго на северо-восток, на Троице-Сергиеву обитель.


Некоторые историки приписывают возведение этого храма Г.И. Головкину, указывая на владение им пустошью Коньково в 1689 г. Однако во владениях Головкина в то время уже стояла церковь Живоначальной Троицы, так что нужды в другом храме у него не было. Именно существованию этой церкви обязан храмТроицы Живоначальной в Конькове своим нынешним названием и освящением.

До покраски

В 1772 г. в связи с увеличением приписанных к приходу Сергиевской церкви крестьян, храм Сергия Радонежского стал приходским. В начале XIX в. (около 1808 г.) к нему пристроили теплую каменную трапезную и трехъярусную каменную колокольню, имевшие черты классицизма, явно диссонирующие с барочным зданием основного храма. При строительстве были обнаружены могилы бывших владельцев села супругов Ладыженских, похороненных у западной стены церкви. Их сын А.Ф. Ладыженский в 1818 г. устроил над могилой родителей с левой стороны трапезной придел в честь Положения Честные Ризы Божией Матери во Влахерне (Ризоположения), алтарь которого оказался прямо над могилами.

1987 г. До передачи верующим

В 1803 г. и Коньковская Свято-Троицкая (Троицы Живоначальной) церковь была приписана к Сергиевскому приходу. В 1812 г. она так сильно пострадала от французского нашествия, что восстанавливать ее не имело смысла. Поэтому остатки здания в 1821 г. разобрали и пустили полученный кирпич на строительство ограды вокруг церкви Сергия Радонежского.

В 1848 г. московский купец Иван Филиппович Бакланов пожертвовал Сергиевскому храму довольно крупную сумму на устройство еще одного (правого) придела – во имя Митрополита Московского Филиппа, который был святым покровителем отца Бакланова.


В Сергиевском храме находилась особо чтимая икона святого Сергия с частичкой мощей. Именно ей приписывают чудесное избавление жителей Коньково от эпидемии холеры, свирепствовавшей в тех местах в 1848 г. В деревнях прихода от болезни умерло всего 3 человека, тогда как в соседних вымирали целые дворы.

1980-е

В 1939 г. безбожные власти храм Сергия Радонежского закрыли и использовали в качестве склада (сначала совхозного, потом – телецентра). Внешний вид его был обезображен, алтарь осквернен, да и само имя церкви напрочь стерто из людской памяти, так что, когда в 1960-м Коньково вошло в городскую черту, никто и не помнил, в честь кого же тут была церковь. Попытки реставрации ее как памятника архитектуры были вялыми и малорезультативными.


В 1990 г., когда храм передавали верующим, никто не помнил, что Коньково состояло из двух частей – Коньково-Сергиевского и собственно самого Коньково (Коньково-Троицкого), а во всех старинных источниках указывалось, что в Коньково стояла церковь Живоначальной Троицы. Вот так и получилось, что Сергиевский храм приняли за совсем другой. Так его и передали Русской Православной Церкви – как церковь Святой Троицы в Конькове. И лишь позже открылась истина. Теперь главный алтарь храма освящен во имя Троицы Живоначальной, а приделы – во имя св. прп. Сергия Радонежского и Ризоположения.


Первая литургия была совершена на Пасху 1991 г. Долгие годы длилась реставрация храма. В 1994 г., когда храм праздновал свое 300-летие, для него на пожертвования прихожан одним из московских священнослужителей был написан храмовый образ прп. Сергия. Лишь в 1998 г. засияли над восстановленным храмом и колокольней золоченые кресты, зазвучали звоны.

В 1993 г. при храме создано сестричество во имя Влахернской иконы Божией Матери, особой заботой которого стал Дом ребенка № 9 для детей-сирот с нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата и школа-интернат № 7.

Как строился полковой храм стрельцов

Как реформы патриарха Никона повлияли на Троицкую церковь

О существовании здесь деревянной церкви известно ещё с 1632 года. Изначально она строилась как кладбищенская. Сам же погост был достаточно большим и находился с её северо-западной стороны.

В середине 17 века церковь Троицы в листах уже считалась храмом стрельцов под началом их командира Василия Пушечникова. Здесь была окраина Москвы, и стрельцы несли свою службу: охраняли въезд в город. К тому же здесь, у Сретенских ворот, проходил путь паломников в Троице-Сергиеву Лавру.

Со временем, стрельцы решили обновить свою полковую церковь и выстроить каменное, более надёжное и долговечное здание. Точная дата начала постройки нового храма в документах не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1657 году стройка шла полным ходом. А в 1661 году патриарх Никон торжественно провёл обряд освящения каменного храма во имя Святой Троицы.

Интересная история связывает это имя и храм Живоначальной Троицы в листах. Строительство пришлось на время, когда архиепископ Никон запретил шатровое зодчество, приказав все постройки возводить только в традициях византийской архитектуры. Солдаты привыкли выполнять приказы, и новая полковая церковь стрельцов имела вид пятиглавого крестово-купольного здания, как и повелел Никон. Лишь одна небольшая поправочка была допущена военными. Дело в том, что патриарх лично выдал им документ, в котором указывал точные размеры будущей полковой церкви.

Чтобы несколько увеличить объём своего храма военнослужащие немного изменили по своему желанию предписанные размеры. Узнав об этом, патриарх пришёл в ярость. Он приказал всё построенное снести, а старосту с семьёй на десять лет отлучить от церкви. Вероятно, так он хотел показать всем свою безграничную власть. Получилось так, что старосту через некоторое время убили в бою, с его семьи наказание сняли. А стрельцы, немного схитрив, сумели построить здание положенных параметров на заложенном ранее фундаменте большего объёма.

Почему церковь “в листах”?

Своё необычное название храм получил совсем не потому, что его окружало большое количество лиственных деревьев. Дело тут в том, что недалеко находилась слобода работников Государева Печатного двора, которое основал ещё Иван Грозный. И печатники, чтобы показать прохожим свой товар, который они хотели продать, вывешивали на ограду церкви свои творения.

Чаще всего это были изготовленные ими собственноручно лубочные картинки, кстати, очень популярные в те времена. Назывались они просто «листы». Вот и получалось, что храм стоит весь в листах.

Такие картинки использовались, чаще всего, для украшения внутреннего интерьера комнаты. Их отличительной особенностью, и это было обязательным, являлась словесная надпись или поучительного, или же юмористического содержания.

Под царским покровительством

Интересный факт: церковь Троица в Листах всегда была на особом положении у царей дома Романовых и церковных служителей высокого ранга. Наверное, причиной этому были ратные подвиги стрельцов, постоянно делом, а не словом доказывающих свою преданность царю и Отечеству.

Так, в 1667 году именно это военное подразделение, по приказу царя, направили в Астрахань. Там солдаты принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.

Вернувшись домой, полк был награждён царствующим в те годы Алексеем Михайловичем. 150 тысяч кирпичей были куплены за казённый счёт для конкретной цели: обновления полкового храма. К тому же, царь пожаловал для церкви ещё много икон, различную церковную утварь, необходимую для Богослужений, и даже главные в православном храме врата иконостаса — царские.

Особо ценными среди царских даров являлись такие предметы как, например, искусно сделанный позолоченный потир ручной работы для совершения обряда причастия, изысканный украшенный жемчугом серебряный с позолотой крест. Патриарх Никон также не остался в стороне и преподнёс стрелецкой церкви свой подарок: напрестольное Евангелие середины 17 века.

Со временем и по необходимости храм расширялся. Так, в 1680 году там появилась трапезная

Затем в честь успешного окончания Чигиринского похода, исход которого имел важное значение для Руси в войне с турками возвели придел во имя Покрова Пресвятой Божьей Матери. Позже его обновили на деньги прихожанина купца Колосова

Чуть позже в 1689 году в здании произошёл пожар. После него храм нужно было восстанавливать. Узнав об этом Пётр 1, помня о доблести и верности ему стрельцов этого полка, пожаловал 700 рублей специально на его восстановление.

Свято-Троицкий собор сегодня

Сегодня Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Каменской епархии.

Ежедневно здесь совершаются богослужения и требы.

При храме действует библиотека с широким выбором православной литературы, а также видео- и аудиодисков.

По воскресеньям проходят занятия в церковно-приходской школе для детей, а также проводит свои собрания молодежный православный клуб. .

Два раза в неделю проводятся катехизаторские курсы для взрослых.

Приделы храма

Главный Престол освящен в честь Святой Живоначальной Троицы.

Левый — в честь святой великомученицы Параскевы и святого праведного отрока Артемия Веркольского.

Правый — в честь Воздвижения Креста Господня и Трёх Святителей.

Троица в протестантстве

Протестанты во главе Святой Троицы ставят Бога-Отца, и именно ему приписывают порождение всех людей как христиан. Благодаря «Его милосердию, воле, любви» и принято считать Отца центром христианства.

Но даже в пределах одного направления не существует единого мнения, все они отличаются в некоторых аспекта понимания:

  • лютеране, кальвинисты и другие консерваторы придерживаются догмата троичности;
  • западные протестанты разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы как два различных: на первом проводят богослужения, тогда как второй – «гражданский» вариант, во время которого устраиваются массовые гулянья.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector