Господь бог саваоф. акафист богу сафаофу

Божественная сила, воплощённая в имени

В православном богословии Божественные имена отражают в себе совокупность его проявлений в окружающем нас мире. По этой причине Он многоимёнен. В многообразии Своего отношения к тварному (то есть сотворённому Им) миру Господь отдаёт Себя всему сущему, ниспосылая ему Свою бесконечную Благодать. Её проявления в нашей жизни безграничны.

Важно иметь в виду, что Божественные имена не являются независимым рациональным понятием, а лишь воссоздают Его образ в окружающем нас мире. Например, выражение Бог Саваоф, как было сказано выше, подчёркивает Его власть над всеми земными и небесными силами, а Иегова свидетельствует о бесконечности бытия

Как указывал в своих трудах выдающийся богослов III века – первый епископ Парижа, святой Дионисий, – имена Бога являются «тварным аналогом нетварного Создателя».

Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе

На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей.

Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»).

Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду.

Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство.

Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие.

Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос.

Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

Спас Нерукотворный (Мандилион)

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Запрещенная икона. Икона Бога-Отца

В православии принято поклонение почитание икон, хоть это и идет в разрез с Библией. Ранее я писал, почему Библия не одобряет поклонение иконам. Но есть и такие иконы которые стараются скрыть и спрятать, например как святого Христофора, который изображается с песьей головой но почитается как христианский святой, спасший самого Христа. Так например, запрещена любые иконы Бога-Отца

Почему на иконах нельзя изображать Бога-Отца

В 1551 на Вселенском Стоглавом Соборе и в 1655 году на Великом Московском Соборе постановили, что изображать Бога-Отца на иконах нельзя, а все иконы с его изображением считать неканоничными. Нельзя изображать то, что мы не можем видеть и кроме того, в Библии сказано:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу; не поклоняйся им и не служи им… (Исход 20:4-5)

Но не смотря на это, до сих пор, встречаются иконы с изображением Высшего Бога. Вот например икона «Отечество» Древность этой иконы уходит корнями в 10 век. Икона много раз переписывалась

На иконе соблюдается принцип троицы. Бог-Отец, Эммануил ( младенец Иисус) и святой дух в виде голубя.

Но Троица и так изображена на иконе и в символе не нуждается. На самом деле треугольник означает вершину пирамиды. Абсолютную власть. Что выше Бога никого нет.

На этой иконе вместо Иисуса Христа изображен земной глобус, что довольно символично.

Отметим, что треугольник часто изображается с лучами света исходящими из центра. Это знак иллюминатов. Например, такой же треугольник изображен на долларе. Но естественно, полный смысл знака мы постичь не можем так как закрытые ордена хорошо хранят свои тайны. Остается лишь догадываться.

На иконе написано Господь Саваоф. Саваоф — одно из имен Бога, означающее Господь воинств. Это отражает воинственную ипостась Бога, мощь и справедливость.

Как обстоят делана сегодняшний день

Ни добрые католики ни православные христиане по канонам не должны поклоняться образу Бога — Отца на иконе и не должны признавать подобные иконы. Хотя иногда оговаривается снисхождение по незнанию. Поклонение подобным иконам сохраняется в закрытых обществах, и видимо, имеет отношение к управлению и мироустройству, но тут моих знаний пока крайне недостаточно.

Сейчас появились яростные последователи и ревнители Евангелия призывающие уничтожать подобные иконы а с храмов, где есть подобные украшения стен — сбивать фреску. Лично я считаю что в рамках христианства, да, это невежество изображать Бога человеком, но Иисус учил что людям словно детям малым свойствено заблуждаться. Некоторым людям трудно молиться без образа, поэтому им можно это простить.

В герметизме же и апокрифичной литературе есть описания Бога в виде старца — что соответствует изображению на иконе.

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь»

Св. Василий Великий учил.

«Бог не имеет очертаний. Он прост. Не фантазируй на счет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего»

Акафист предвечному Богу

Едва ли можно с достоверной точностью определить исторический период, в который был написан «Акафист Богу Саваофу», но, попав на Русь, он занял прочное место в отечественной гимнографии. С незапамятных времён его текст читается как в составе определённых праздничных молебнов, так и во время общих богослужений. Текст акафиста и в старопечатной традиции, и в рукописном варианте традиционно помещался в таких богослужебных книгах, как Акафестник, Часослов, Псалтирь Следованная, а также Триодь Постная.

От традиционного написания акафистов он отличается лишь тем, что завершающие каждый икос слова «Радуйся…» в нём заменены более соответствующими общему содержанию – «Господи Боже…». С первых строк, в которых Господь именуется Взбранным Воеводой Огненных и Небесных Сил, весь текст акафиста проникнут духом высокого почитания Создателя вселенной, и поэтому общепринятое в православии «помилуй мя!» звучит как естественное и закономерное обращение твари к своему Творцу.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен . На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса . В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез . 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал , мандорла) и красный ромб .

— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов : ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит . Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .

Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор. 4: 24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые , что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу .

— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32: 32; Откр. 3: 5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр . 5: 1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30: 10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель. И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир , — объясняет Ирина Языкова.

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы.  Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Икона господа Саваоф

Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

В истории христианской религии Господь Саваоф наделен одним из титулов Бога. Начиная с 787 года, VII Вселенским Собором на Руси любые изображения Саваофа были запрещены. Несмотря на этот запрет, православные христиане всецело его игнорировали, поэтому, и в древних храмах, и в храмах современной эпохи очень часто можно видеть изображение Саваофа – икону Бога-Отца в виде седовласого старца. У этой старинной иконы было и другое название – Отечество. Это изображение появилось в христианской иконографии очень давно. На древней иконе Бог-Отец рисовался в виде благообразного старца и был похож на древнегреческого царя богов Зевса. Обычно, Его лик размещался на треугольнике, символизирующем Троицу.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Известные списки иконы Саваофа

Сегодня коллекционеры многих стран считают старинную икону Саваофа – Бога-Отца самым древним и загадочным образцом православной иконографии. До наших дней дошло несколько древних списков этой уникальной иконы. Одна из них Богоматерь Знамение и Отечество. Это православная икона — двухрядица, на которой изображен восседающий на Небесном престоле Бог-Отец в виде старца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми в двуперстном благословении руками. На коленях у Него восседает Христос Эммануил. В круге изображен голубь – символ Святого Духа.

В низу иконы расположен образ Богоматери Знамение. Древняя икона Отечество представляет собой религиозный сюжет Троицы Новозаветной, но без образа Божьей Матери. Еще одно изображение господа Саваофа на иконе

Отечество с избранными святыми напоминает предыдущие иконы, но по сторонам у Бога-Отца изображены фигуры столпников, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит юный апостол Фома. Сохранившиеся до наших дней, эти святыни несут православным христианам частицу прошлого и помогают заново познать библейские истории и тайны.

С тегами: легенды молитва религия христианство

Предыдущий

Следующий

С нами Бог

Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог». «Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока. Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ. Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .

Екатерина СТЕПАНОВА

  • Иконография Страшного Суда
  • Лазарева суббота (Видео + иконография)

https://youtube.com/watch?v=videoseries

История появления акафиста Господу Саваофу

Прежде чем разобраться, как и когда читается подобная молитвенная песнь, стоит узнать историю происхождения имени Господа. Словосочетание Бог Саваоф часто встречается на страницах Старого Завета в Библии и является одним из имен Создателя, которое использовал еврейский народ. По традиции Русской Православной церкви, это имя переводится, как «Господь воинств архангельских», а одно из множества имен Господа подчеркивает его силу и безмерное могущество.

Из-за того, что слово Саваоф является производным от слова «воинственный», некоторые христиане ошибочно считают, что Бог Саваоф является олицетворением Бога войны. Однако исследователи Священного Писания утверждают, что это не так, поскольку это имя Создателя практически не встречается на страницах Старого Завета, где идет описание военных сражений израильского народа, а появляется уже в тот период, когда евреи вели относительно мирную жизнь и не противостояли захватчикам.

Поэтому словосочетание Господь Бог Саваоф используется в значении всемогущего Творца, сотворившего небо и землю. Согласно Священному Писанию, не только все, населяющее землю, является воинством Бога живого, но и Небесные светила, которые находятся в полном повиновении у Создателя. В Старом Завете встречается еще одно имя Бога Израилева — Иегова, что в переводе означает «Он жив».

Некоторые верующие интересуются, можно ли читать акафист Господу Саваофу, если это имя упоминается исключительно в Старом Завете, а в Новом отсутствует

Здесь стоит обратить внимание на нераздельность трех ипостасей Бога. Начиная XVI века, на иконах, изображающих Святую Троицу, Бог Саваоф соответствует личности Бога-Отца

В Новом Завете Слово первой ипостаси Господа облеклось в тело и пришло в мир как Бог-Сын, Иисус Христос, которому суждено было пострадать за грехи человечества и принять мученическую смерть на кресте Голгофы.

После воскресения Спасителя и при создании на земле своей церкви Бог-Отец послал на землю Дух Святой, который и сегодня действует в душах людей. Все эти три ипостаси являются проявлениями одного Господа, поэтому, когда христианин обращается к Богу Саваофу, это также подразумевает молитву, обращенную к Богу-Сыну и Святому Духу.

Святой Дионисий, известный богослов прошлого, именовал Бога Саваофа как Благость, это он связывал с тем, что Господь дает неизреченную благость всему миру не по делам людей. Кроме этого, богослов давал Создателю еще несколько имен, связанных с его качествами, таких как Свет, Красота, Единство, Добро, Жизнь.

После того, как князь Владимир крестил Русь, из Византии к нам пришли молитвенные песни, именуемые акафистами. В них воспевался Господь, Богородица, святые и ангелы. Даже историки православной религии затрудняются с точностью определить время, когда был написан акафист, который читают во славу Господа Саваофа. Однако с тех пор, как он появился на Руси, он занял почетное место в отечественной религиозной гимнографии.

Сегодня его читают как в составе праздничных богослужений, так и во время обычных воскресных молебнов. Весь текст акафиста Господу Саваофу проникнут благоговением и почитанием Творца. От обычной молитвенной песни он отличается тем, что последние слова икосов «Радуйся…» заменены на «Господи Боже», как более подходящие и соответствующие общему содержанию текста.

Если внимательно изучить текст акафиста, можно заметить, что в нем изложена вся история, от Сотворения мира до смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте. Это приведено в лаконичном виде, а поскольку акафист написан в высокохудожественной форме, это делает его одним из самых значимых в христианской гимнографии.

Господь бесконечный и вездесущий

Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.

Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.

Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.

Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.

Господь небесных и земных воинств

Согласно православной традиции, его обычно переводят на русский язык выражением «Господь воинств Ангельских». Таким образом, в отличие от иных именований Всевышнего, встречающихся в библейских текстах, словом Саваоф подчёркивается его сила и всемогущество.

Поскольку это имя является производным от слова «воинство», существует ошибочное мнение, что Бог Саваоф является олицетворением Бога войны. Однако исследователи-библеисты справедливо указывают на то, что оно не встречается в текстах, соответствующих периоду наиболее активных военных действий еврейского народа, например эпохе завоевания Ханаана. Напротив, весьма частое его употребление отмечается в книгах пророков и псалмах, относящихся к более позднему периоду, когда колена Израилевы приступили к своему мирному развитию.

Таким образом, выражение Господь-Бог Саваоф не ограничивается каким-либо узким спектром его понимания, а несёт в себе значение всемогущего владыки и повелителя всех земных и небесных сил. Согласно библейскому представлению, звёзды и всё, что наполняет небесный свод, также является частью Его необозримого войска.

Иконы Спасителя

Иконы Иисуса Христа. Образ Спасителя.

В каждой семье верующих христиан обязательно есть икона с изображением Господа нашего Иисуса Христа. Искренние молитвы, вознесенные Богу подле такой иконы, обязательно будут услышаны, а вера молящегося укрепится и сердце найдет успокоение. Пред светлым Ликом Господним молятся о помощи в беде, об исцелении тяжких болезней, просят указать верный путь при выборе решения, от которого зависит чья-то судьба.

Иконы Сына Божия – мы узнаем Его.

При написании образа Иисуса Христа мастера руководствуются определенными канонами и правилами. Так одежда Его всегда очень проста и состоит из длинной рубашки (хитона) и синего цвет накидки наподобие плаща.

Нимб над головой Его отличается от нимбов святых тем, что в него вписан крест. Это символ воплощения Бога-Отца в Божием сыне. Лик его выражает кротость и смирение, руки сложены в молитве, либо одна рука простирается к нам в благословляющем жесте. В руках часто можно видеть Библию или Святое Евангелие.

Образы написания Иисуса Христа.

Наиболее часто встречаются в иконописи основные канонические образы Сына Божия. Так тип иконы, называемый Спас Вседержитель, изображает Христа как Царя Небесного, Судью Суда Божия над всеми судьями земными.

В иконах Спас на престоле, Спас в силах Спаситель изображен сидящим на троне, что символизирует божественную власть над людьми. Икона Спас Нерукотворный является отображением только лика Иисуса Христа, ибо по древнему преданию самая первая икона с изображением Божьего Сына не была написана руками человека, но Иисус приложил лик к холсту, на котором чудесным образом проявилось изображение.

Это было Благословение Божье на написание икон, изображающих Христа. Встречаются еще многие распространенные канонические разновидности Иконы Господни, как то Христос во Гробе, Деисус, Спас Эммануил (изображает Христа в годы юности).

Икона Христа – да пребудет мир в доме вашем.

В тяжелые моменты жизни склоните колени перед святой иконой и обратите свои молитвы к Богу, и Он услышит вас. Просите у Него защиты и утешения с искренней и глубокой верой в сердце, и Он протянет вам руку.

монастырь Святой Екатерины, Египет)

Свт. Иоанн Златоуст

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

См. Толкование на

Толкование на пророка Исаию.

Хочешь ли ты научиться, как произносят имя Его небесные силы, с каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением? Видел я Господа, — говорит пророк, — сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

К народу антиохийскому.

Что же? О существе ли Божием они беседуют там и вопрошают друг друга? Нет, но о чем? Они прославляют, покланяются, непрестанно с великим трепетом воссылают хвалебные и таинственные песнопения; и одни говорят: Слава в вышних Богу (Лк. 2:14); серафимы взывают: Свят, Свят, Свят, и отвращают очи свои, не имея сил сносить даже снисхождения Божии.

Против аномеев.

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят». И воззвание их также служит для нас величайшим знаком их удивления; они не просто воспевают, но весьма громко, и не только громко, но и постоянно делают это. Тела светлые, хоть бы они были даже чрезвычайно светлыми, обыкновенно поражают нас только тогда, когда мы в первый раз обращаем на них взоры; а когда мы посмотрим на них дольше, то от привычки перестаем удивляться, так как глаза наши присматриваются к этим телам. Потому видя и царское изображение, лишь только выставленное и светло блистающее красками, мы удивляемся; но чрез один или два дня уже не удивляемся. Что я говорю о царском изображении, когда мы испытываем тоже самое и в отношении к солнечным лучам, светлее которых нет никакого тела? Таким образом привычка уничтожает удивление ко всем телам; но в отношении к славе Божией бывает не так, а совершенно напротив. Чем более те силы созерцают эту славу, тем более они изумляются и больше удивляются; потому они с того самого времени, как начали существовать, доныне созерцая эту славу, никогда не переставали восклицать с изумлением; то, что испытываем мы в течение короткого времени, когда молния проносится пред нашими глазами, это они испытывают постоянно, и непрестанно с некоторым удовольствием чувствуют удивление. Притом они не только взывают, но делают это взаимно друг к другу, что служит знаком сильнейшего изумления. Так и мы, когда гремит гром или трясется земля, не только вскакиваем и восклицаем, но и сбегаемся в домах друг к другу. Тоже делают и серафимы; потому они и взывают друг к другу: «свят, свят, свят».

Узнали ли вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское, потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение. Потому и этот великий первосвященник, представ пред святою трапезою, совершая словесное служение, принося бескровную жертву, не просто призывает нас к этому славословию, но наперед сказав херувимскую песнь и упомянув о серафимах, таким образом повелевает всем возносить это страшное воззвание, чтобы напоминанием о существах, поющих вместе с нами, возвысить ум наш от земли, и как бы так взывает к каждому из нас: ты поешь вместе с серафимами; стань же вместе с серафимами, распростирай крылья вместе с ними, летай вместе с ними около Царского престола.

Беседа 6-я. О Серафимах.

Восемь молчат, и четыре взывают. Чему же учит нас Писание? Тому, чтобы не всякую мысль о Боге мы высказывали, но одни мысли утверждали молчанием, другие прославляли верою и делали предметом богословствования. Что же взывают? Ту самую песнь, которую старался извратить сатана. Будь, прошу, внимателен. Херувимы не просто, как мы, говорили: свят, свят, свят, а обращались один к другому, так как написано: «и взывали они друг ко другу». «Свят», – говорят, – мы должны сказать зараз. Один говорит: «свят»; затем другой, и в третий раз – «свят». Но если мы насчитали три, не подумай, что три Бога. Что же значит: «свят, свят, свят Господь»? – Един Господь, едина вера, едино крещение. Подобно тому, как при псалмо­пении поют стихи попеременно, так и горние силы воспевают переменными хорами и воссылают славословие по способу анти­фонного пения.

Беседа о втором дне творения.

Молитвы к Богу Отцу

На Руси молитвенное прошение, обращенное непосредственно к первой Ипостаси, имело большое значение. С древних времен акафист, находящийся в структуре определенных торжественных молебнов, читается во время церковных служений.

Существует небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Радуйся», традиционно завершающее икос, заменено на «Господи Боже». Саваоф здесь именуется Предводителем Небесных воинств, а сам акафист пропитан атмосферой глубокого почитания Творца. Поэтому словосочетание «помилуй меня!» звучит как законное обращение созданного существа к своему Создателю.

При внимательном прочтении молитвенного текста Богу Отцу видится изложение христианской доктрины о Святой Троице. В сжатой, но точной форме, акафист раскрывает главные события истории Церкви от дней творения до всемилостивой жертвы Христа. Подобная характеристика в купе с высокохудожественной стилистикой построения и передачи информации возводит молитвенное обращение к Господу в ранг величайших произведений гимнографии.

На полотнах Господь чаще предстает в качестве мудрого седовласого старца, символизирующего первый лик Троицы. Своё распространение иконы Бога Отца обрели с XVI столетия, верующие обращаются к ним, чтобы получить освобождение от греховности.

Несмотря на богословский запрет использования образа Саваофа, изображения Его видны на внутренних сторонах куполов, иконографических композициях и различных миниатюрах.

https://youtube.com/watch?v=LYQErRFPl14

Акафист Господу Саваофу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector