О храме

Социальная служба храма

Социальная служба храма Святителя помогает людям оказавшихся в трудных обстоятельствах: людям, оказавшимся без крова, документов, у которых нет денег на оплату срочного лечения, на содержание детей и родственников. Храм присматривает за обществом инвалидов, которое называется «Хамовники». Для членов общества проводятся следующие мероприятия:

  • организуются частные и общие беседы;
  • проводятся поездки по святым местам.

Ещё служба занимается центром социального обслуживания «Хамовники», где оказывается психологическая и материальная помощь социально не защищённым слоям населения:

  • семьям с низким доходом;
  • матерям, оставшимся одним;
  • семьям, в которых много детей;
  • одиноким старикам.

В церкви Чудотворца на постоянной основе происходят беседы по разнообразным жизненным проблемам и вопросам, относящимся к православной религии:

  • подготовка к принятию церковных Таинств, в том числе Таинства Крещения;
  • требования к крёстным;
  • духовно-нравственная ответственность жениха и невесты, собирающихся принять Таинство Брака и др.

Любой человек может поговорить со служителем храма по самым разнообразным вопросам: воспитание детей и подростков, супружеские проблемы, взаимоотношения на работе, конфликты с друзьями и другое.

Расписание богослужений в Москве, указанные на сайте:

  • вторник – 13:00-14:00;
  • воскресенье – 12:00-14:00.

Также при необходимости, в храме или на сайте можно взять номер телефона служителя, отвечающего за миссионерскую деятельность. Расписание собеседований перед прохождением обряда Крещения:

  • суббота – 15:30-16:30;
  • воскресенье – 8:30-9:30.

Церковь святого Николая Чудотворца в Хамовниках считается одним из красивейших храмов в Москве. С момента возведения храм практически не подвергался перестройке и сохранился в первозданном виде.

Церковь святителя Николы в Москве на Берсеневке

Храм, названный в честь святого, легко найти на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Это историческое место столицы хранит много загадок, а сама церковь напоминает терем.

                                                                                                                                                     Церковь святителя Николы г. Москва

В 1657 г. на Бересеневке Москвы засияли маковки построенной церкви. В храме три престола: боковые названы в честь Николая Угодника и прп. Феодосия Великого, а главный – в честь Троицы.

В годы красного террора церковь закрыли, а колокольню разобрали, а потом и вовсе советские власти собрались снести православную святыню. Но не суждено было стереть с земли храм на Берсеневке. В 1958 г. в здании заработал НИИ музееведения.

Через несколько лет церковь стали реставрировать. Сохранилась часть отделки и убранства: в правом приделе – это иконостас из мрамора серо-розового оттенка 1913 года.

НОВОСТИ ПРИХОДА

07.03.2021 Экскурсия в Знаменском монастыре.

Продолжается учебный год в воскресных школах Иркутской епархии. 
7 марта ребята Свято-Никольского прихода п. Листвянка побывали на экскурсии в одном из красивейших мест города Иркутска –…Подробнее

03.01.2021 Рождественское чудо в Свято-Никольском храме поселка Листвянка

За несколько дней до праздника Рождества Христова в храме Святителя Николая поселка Листвянка произошло знаменательное событие — по Милости Божией и благословению митрополита Иркутского и…Подробнее

21.10.2020 Протоиерею Николаю Обухову и светлой памяти монахини Макарии посвящается.

Байкал. От этого слова щемит сердце не только у сибиряков. Кто не мечтает побывать хоть раз на Байкале, насладиться красотами этой жемчужины мирового значения? А…Подробнее

21.10.2020 20 октября 2020 года в день своего девяностолетия преставился ко Господу горячо любимый людьми священник- настоятель Свято-Никольского храма посёлка Листвянка протоиерей Николай Обухов.

Вся жизнь отца Николая была неразрывно связана со служением Богу и людям.
Вся его жизнь, без преувеличения, являла собой самую сильную и красноречивую проповедь Веры во…Подробнее

Информация для паломников и туристов

Древняя церковь молодого подмосковного города – место паломничества православных христиан. В городе находится несколько гостиниц разного уровня, что дает возможность каждому гостю остановиться в Зеленограде на несколько дней и ознакомиться со всеми святынями и достопримечательностями.

Престольные праздники

В Никольском храме отмечаются следующие престольные праздники:

  • Воскресение Христово (дата переходящая);
  • 19 декабря и 22 мая – свт. Николая Чудотворца;
  • 14 октября – покров пресвятой Богородицы;
  • 7 декабря – вмч. Екатерины;
  • 12 августа – св. Иоанна Воина;
  • 20 августа, 21 сентября, 6 декабря – свт. Митрофана Воронежского.

Расписание богослужений

Двери церкви открыты перед православными христианами ежедневно с 8:00 до 20:00. По воскресеньям и праздникам храм открыт с 6:00. Литургия начинается в 9:00, а вечернее богослужение накануне вечером – в 17:00. Каждый четверг читается акафист святителю Николаю Мирликийскому.

В Никольском храме отмечаются престольные праздники

Где находится и как добраться

Церковь находится по адресу: Никольский проезд, 1. Чтобы туда попасть, нужно:

  • от метро «Речной вокзал» ехать автобусом №400, 400Э, выйти на ост. «Московский проспект»;
  • от ЖД станции «Крюково» ехать автобусом №12 до ост. «Никольская церковь».

Путь из Москвы в Зеленоград занимает около часа. Можно воспользоваться такси или автобусом.
Совет автора

Никольская церковь – это единственный уцелевший исторический и архитектурный памятник на территории Зеленоградского Автономного округа. Обитель радушно встречает паломников из Москвы и других городов страны. Несмотря на то что храм находится в небольшом городе, здесь есть на что посмотреть.

Оригинальное зодчество

У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.

Церковь

Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.

Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.

Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.

На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.

Колокольня

Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.

Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.

Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.

Роскошный интерьер

Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.

В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.

Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Свт. Николай Чудотворец и его праздники

Николай ЧудотворецИконография:Николай Чудотворец (Зарайский), Житийный цикл Николая ЧудотворцаДатировки: XVI в.Иконописная школа или художественный центр:Новгородская школаПроисхождение: По сведениям, полученным от частного лица, происходит из Тверской старообрядческой общины Москвы.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 150 см, ширина 112 смПредставлен образ Николая Чудотворца с 20 житийными клеймами и средником. В среднике помещено ростовое изображение Николая Чудотворца.КП 187 &copy Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваЛитература:Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. А.А.Салтыков. Ленинград.1989. Каталог. 117-118

  Св.Николай – это один из величайших святителей Церкви. Он – преподобный, добре подвизавшийся в монастыре и в миру. Он сотворил множество чудес, не только при жизни, но и по смерти: ибо от мощей его  источается  «ми́ру всему́… многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре».

Он – исповедник Христов, пострадавший за имя Его в гонение Диоклетиана. Он ревнитель по славе, правде Божией и Православию, давший пощёчину ересиарху Арию на I Вселенском соборе, и тем угодивший Богу и Его Пречистой Матери. Посему он угодник Божий…

Впрочем, кто может выразить все величие  св.Николая Чудотворца: 

Много чудес и милостей своих святитель явил на нашей земле, в среде нашего народа, в коем он поэтому весьма почитаем. Один из видов такого почитания святого состоит в том, что его имя часто дают новорожденным младенцам мужеского пола. Поэтому имя «Николай» у нас достаточно распространено. В связи с этим возникает вопрос: когда же у них День Ангела?

Какого числа день Ангела у Николаев

Согласно правилам Церкви оный следует праздновать в самый день памяти тезоименитого святого, если с ним совпадает дата нашего рождения. Если же она не совпадает, то отмечать День Ангела следует в тот день памяти святого, который ближе всего к этой дате после нее.

Дни памяти святого Николая Чудотворца: зимний и летний

В церковном календаре память св.Николая Угодника бывает дважды в году. По новому стилю это 19 декабря и 22 мая.

Следовательно, у Николаев, родившихся с 23 мая по 19 декабря (по новому стилю), 19 декабря будет Днем Ангела; а у родившихся с 20 декабря по 22 мая – он будет под этим последним числом.

Но тут следует помнить следующее. Есть еще достаточно много других святых с этим именем. Поэтому если строго руководствоваться вышеуказанным церковным правилом, то может оказаться, что наш тезоименитый какой-то другой св.Николай. 

Впрочем, родители, не очень разбирающиеся в этих тонкостях, чаще всего называют ребенка так, именно в честь св.Николая Чудотворца. Желая, чтобы он благодатно помогал ребенку на его жизненном пути. Ну а последний, когда придет в возраст, при желании сам может уяснить когда и что праздновать.

Святитель Николай Чудотворец, c житием (Никола Великорецкий)Иконография:Николай Чудотворец (Великорецкий), Житийный цикл Николая ЧудотворцаДатировки: XVI в. Около 1556 г.Иконописная школа или художественный центр:Вологодская школаПроисхождение: Из Воскресенского собора Вологды.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 58 см, ширина 47 смВ среднике иконы помещено поясное изображение святителя Николая в традиционном священническом облачении, с омофором на плечах. Правая рука поднята в благословляющем жесте, на ладони левой — закрытое Евангелие. Святитель изображен строго фронтально. По сторонам нимба святого располагается киноварная надпись: ‘С(вя)тыи Николае Великорецк ‘. Вокруг средника располагаются восемь клейм:1. Приведение во учение2. Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне3. Спасение отрока Димитрия со дна моря4. Служба Николая Чудотворца в Сионе5. Спасение корабельщиков от потопления6. Избавление трех мужей от казни7. Спасение Агрикова сына Василия из сарацинского плена8. Преставление Николая Чудотворца.ВОКМ 7808 &copy Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникЛитература: Иконы Вологды XIV-XVI веков. М., 2007. № 74.

21

Май
2018 года

Частица мощей святителя Николая впервые за 930 лет покинули г. Бари: святыню доставили в Москву. За время пребывания реликвии в России ей смогли поклониться более 2, 5 миллионов верующих.

Расписание богослужений в храме Святителя Николая

Строго говоря, церковный день начинается с вечера предшествующей даты, а заканчивается днем.

В храме святителя Николая как вечерние, так и дневные службы совершаются ежедневно:

  • ежедневная вечерня начинается в 17.00;
  • ежедневная литургия — в 8.00;
  • исключение составляют воскресенья и дни великих церковных праздников — тогда литургия служится и с 7.00, и с 10.00 часов;
  • по вторникам вечерня посвящается иконе Пресвятой Богородицы Споручница Грешных;
  • по четвергам вечерня посвящается Святителю Николаю;
  • по воскресеньям не только вечерня, но и утреня служатся Спасителю.

Совет! Расписание богослужений этого храма можно найти на официальном сайте храма: nikola-khamovniki.ru. Там же можно посмотреть сообщения об изменениях в расписании, например, в связи с приездом патриарха и других архиеерев.

Как прикладываться к святым мощам

Православие не диктует верующим жестких правил почитания святынь, ведь как приложиться к мощам, каждая душа понимает самостоятельно. Поклоняясь святому, люди по велению сердца делают поясные или земные поклоны, осеняют себя крестными знамениями, молятся. Главное – чистота сердечная, искренность, вера в помощь. Обычно при поклонении соблюдаются такие особенности:

  • верующие не толпятся, не толкаются у раки;
  • женщины не приходят к святыням с макияжем;
  • сумки оставляют в другом месте, чтобы руки были свободными;
  • прикладываться к лику мощей или икон – дерзость.

Нужно понимать, что рака или мощевик – это не просто «шкатулка». Приходя к мощам, человек приближается к самому святому, общается с ним.

Молясь, следует избегать многословия и мудрования. Лучше отбросить все наносное и быть простым, искренним, как ребенок.
Совет автора
Мощи Николая Чудотворца

Православие дает верующим для спасения абсолютно все. Во многих городах и церквях России в настоящее время находятся мощи Николая Чудотворца. Православные могут прибегать за помощью к любимому святому и поклоняться его мощам в любое время.

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Никольский Морской собор Кронштадта

Величественное здание вблизи Петербурга в его морском порту Кронштадте мне довелось увидеть в 2007 году. Величественное здание в стиле барокко потрясло красотой и размером. Рассчитан собор на 10 тыс. человек.

                                                                                                                                              Морской Никольский собор Петербурга (Кронштадт)

В 1903 году император Николай II издал указ о строительстве святыни. Собор возводили под руководством одаренного русского зодчего XIII века Саввы Чевакинского, а в 1913 г. освятили. Морской собор с 5 куполами и группами колонн. Убранство внутри восхитит не меньше: золочение, лепнина, резьба по дереву и камню.

Несмотря на закрытие в годы советской власти, храм сохранился. Памятник архитектуры внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

Святыни и престольные праздники

В Свято-Никольском храме и по сей день хранятся частички мощей святых:

  • святого Игнатия Брянчанинова;
  • святого Луки Войно-Ясенецкого;
  • святого Дмитрия Ростовского;
  • преподобного Нила Столобенского;
  • святого Николая Мирликийского;
  • мученицы Татьяны.

Здесь же находятся и некоторые почитаемые православной церковью иконы святого Николая Мирликийского, блаженной Матроны Московской и праведного Федора Ушакова.

Самой почитаемой иконой в Свято-Никольском храме является образ Богоматери «Троеручицы», в честь которой освящен один из пределов. Ее привезли со святой горы Афон. Она же популярна среди прихожан, как чудотворная.

Полезно знать! Икона Богоматери «Троеручицы» — одна из самых почитаемых икон в Православной церкви. Своими историческими корнями уходит в Византию в VIII век. Тогда в империи главенствовало иконоборчество. С иконой связывают и ее создателя — Иоанна Дамаскина.

Престольными праздниками в Свято-Никольском храме являются:

  • День Николая чудотворца, который проводится 22 мая и 19 декабря по новому стилю.
  • День Александра Невского, который организуется 6 декабря и 12 сентября.
  • День почитания иконы Богоматери «Троеручицы», который проводится 25 июля.

Семинар для педагогов Основ православной культуры

16.09.2021

15 сентября на базе Методического кабинета по духовно-нравственному образованию и воспитанию Зеленоградского благочиния, в режиме видео-конференции Zoom, состоялся семинар для педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по методике преподавания Основ православной культуры в 2020-21 учебном году. Такие постоянно действующие семинары способствуют непрерывному методическому и консультативному сопровождению деятельности преподавателей ОПК. Очередной семинар был посвящён экскурсионной составляющей учебного модуля ОПК в зеленоградских школах. …

Читать далее »

Исторические события

В XV веке район, где Пресня впадала в Москву-реку, был богатым и живописным. Здесь по благословению митр. Фотия в уединении на холмистой возвышенности был основан Новинский мужской монастырь. В 1540 г. проходила торжественная встреча чудотворного образа Пресвятой Богородицы, принесенного из Ржева. В честь этого знаменательного события указом царя Иоанна IV был основана церковь. Шло время, и около возведенной ранее обители стали появляться другие постройки, слобода разрослась. Со временем была построена церковь Иисуса Навина.

Историки считают, что именно храм Иисуса Навина дал название Новинской земле. Храмы, которые строились до XVIII ст. были необходимы для укрепления, из-за чего нередко обитель называлась осадной. В тот период, когда на Руси исчезло патриаршество, и его заменил собой синод, в монастыре случилось несчастье – сильный пожар уничтожил всю обитель. Насельникам негде было оставаться, и они разошлись в иные монастыри. В 1764 г. указом государыни Екатерины II подворье было официально упразднено. Освободившаяся земля стала доступна для частного владения.

Никольская церковь в Зеленограде

Начало строительства

Со временем у Новинского погоста появился владелец, который решил на месте, занимаемом ранее мужской обителью, построить деревянный храм в честь свт. Николая Чудотворца. В окрестностях было расположено несколько деревень. Позже они стали частями Зеленограда, а в тот период их жители составили собой приход храма. Через 50 лет землевладелец Андрей Долгоруков начал строить новый, теперь уже каменный храм.

В 1827 г., через 25 лет после начала масштабных строительных работ, освятили зимний (теплый) храм. Спустя год был открыт храм, в котором совершались богослужения в теплое время года. Тогда же было дано позволение разобрать уже обветшавший деревянный храм, а все ценности перенести в новую обитель. Постепенно возле храма стали появляться новые здания: дома для священников, женская богадельня около колокольни.

По наказу большевистской власти от 1918 г. богадельня при храме была ликвидирована. А вместе с ней под запрет попали все больницы и приюты, которые до того времени работали при храмах. Церковь, а особенно ее колокольня, сильно пострадали в годы ВОВ. Когда немецкие войска были на подступах к столице, с колокольни храма корректировался бой.

Церковь сильно пострадала в годы ВОВ

Восстановление обители

В 1963 г. началось строительство города Зеленоград. В его состав был включен храм, расположенный в с. Ржевки. Он стал самым древним зданием молодого населенного пункта. Но только в конце XX ст. начались восстановительные работы в древней обители. Несмотря на значительную историческую и архитектурную ценность, государственные органы не выделяли материальные средства на восстановление здания. Реставрация велась за счет пожертвований православных христиан.

В 80-х гг. XX ст. шесть приделов храма и его колокольня имели вид груды камней – небрежное отношение богоборческой власти превратило церковь в развалины. Требовалось не просто восстановление, а строительство сызнова. Усилиями простых прихожан были восстановлены все приделы храма. В 1988 г. еще в полуразрушенной обители была отслужена первая после длительного вынужденного перерыва литургия. Первому настоятелю прот. В. Харитонову удалось сплотить дружный приход и отладить приходскую жизнь в храме.

Зеленоградское благочиние включает в себя несколько храмов, часовню и молельные комнаты, расположенные в больницах. Все они в настоящее время являются приписными к Никольскому храму

Особенно привлекают внимание храмы прп. Сергия Радонежского и митр

Филарета Московского. Оба храма – маленькие церкви, полностью выполненные из дерева, включая купола. Приписной храм Сергия Радонежского стоит на фоне городской многоэтажки, а Филаретовская церковь – в уединенном уголке города.

Города и храмы России, в которых есть частицы мощей св. Николая

Во многих обителях России покоятся мощи Чудотворца. Нет необходимости ехать в другие страны или вступать в молитвенное общение с еретиками, чтобы иметь возможность к ним приложиться. В российской столице святыню можно найти в следующих обителях:

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь, расположенный по адресу: Даниловский вал, 22 (метро «Тульская»);
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, который находится на ул. Большая Лубянка, д. 19;
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь, расположенный по адресу: Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1;
  • Новодевичий женский монастырь, адрес которого: Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

Кроме Москвы, святыни хранятся в церквях других русских городов:

  • Санкт-Петербург. Николо-Богоявленский морской собор, распложенный по адресу: Никольская площадь, 1, корп. 3;
  • Саратов. Свято-Никольский монастырь, адрес которого: ул. Дегтярная, 26;
  • Ростов-на-Дону. Свято-Казанский храм, который находится на просп. Космонавтов, 16А, (микрорайон Северный);
  • Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, расположенный на ул. Зеленая Роща, 1.


Данилов Свято-Троицкий монастырь


Новодевичий женский монастырь


Иоанно-Предтеченский женский монастырь


Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

История

Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.

В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.

Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.

В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.

Сухих Николай

Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.

Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.

В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector