Церковь вознесения господня в селе коломенское

Несколько фактов о парке Коломенское

  • Основание государственного музея-заповедника «Коломенское» датируется 1923 годом. Усадьба в одноименном селе названа в честь города Коломна.
  • Возникновение села Коломенское связывают с нашествием войска хана Батыя. В 1237 году город Коломна был окружен Великой Ордой Батыя. Тяжело переживавший смерть сына, Чингисхан повелел искоренить жителей города. Коломну уничтожили, но некоторые жители спаслись. За несколько месяцев они добрались до Москвы и заложили село по имени родного города.
  • При правлении Михаила Романова село приобрело статус царской резиденции. Сын царя, Михаил Федорович Романов, превратил усадьбу в «подмосковный Кремль». К третьей четверти 17 века здесь сложился окончательный ансамбль Государева двора. Со временем деревянные строения ветшали и рушились, во второй половине 19 века разобрали последний из дворцов – Александровский.
  • В 1913 году архитекторы провели первые работы по реставрации села. К 1923 здесь заложили музей. На сегодняшний день усилиями реставраторов и архитекторов восстановлено множество древнейших памятников зодчества.

История создания белокаменного шедевра

А началось-то всё с Папы Римского

Не знаю точно условия этого, если так грубо сказать, наказания, но когда прошло 2 года этой епитимьи, он отправил к Папе Римскому своих послов с просьбой прислать в столицу Московского княжества знаменитого итальянского архитектора, именно, моленных церквей Петра Анибале или, как его называли в русских летописях, Петра Фрязина.

Забавная история связана с этой фамилией. Некоторые итальянцы, приезжая на русскую землю, сталкивались с суровыми погодными условиями, непривычными для них. И тогда они часто повторяли слово «фре» или «фря», что означало что-то типа «холодно тут у вас». Ну и наши, недолго думая, стали называть их Фрязиными.

В самом начале лета 1528 года будущий автор собора Вознесения уже был в Москве, и через несколько недель начал разрабатывать план своего сооружения.

Выбор подходящего места или Целебный источник

Место для будущего шедевра древнерусского зодчества было выбрано на высоком берегу Москвы-реки, где недалеко бил ключ, издавна почитавшийся в народе как чудодейственный.

По легенде, в этих местах, сражаясь со змеем, проскакал на своём коне Георгий Победоносец. И от копыт коня на земле оставались ямки, в которых потом появились родники.

Один из таких чудесно возникших родников носил название «Кадочка». Над ним поставили сруб с деревянными кадками, и каждый мог набирать себе целебной воды. Особенно она славилась тем, что обладала свойством исцелять женщин от бесплодия. Вполне возможно, что речь в этой истории идёт именно об этом источнике. К сожалению, со временем, его засыпали, да и не только его.

Ошибочка вышла!

Сначала заложили фундамент в форме буквы «Т», как это было нужно для трёхпрестольного храма. С запада планировалось установить звонницу. Но когда завершили закладку фундамента оказалось, что родник, с которым первоначально было связан план, не виден от церкви и от родника храм скрыт высоким берегом реки.

Наверное, для чего-то было важно зрительно связать здание и родник. Потому что именно для этого план строительства был изменён

Строители были вынуждены поставить церковь на высокий подклет, который ранее вообще не предусматривался.

С появлением подклета многое менялось, и нужно было переделать весь макет: пришлось отменить строительство боковых приделов, а звонницу перенести на новое, более соответствующее первоначальной задумке место.

Ну и, конечно, чтобы подниматься на второй этаж, нужно было проектировать внешние лестницы.

Исправили и построили

Начались непосредственно строительные работы, которые завершились в 1532 году. Именно 1532, как гласят летописи, стал годом создания прекрасного шатрового храма.

Его высота 62 метра. Это было едва ли не самое высокое здание своего времени. Одно время оно даже служило дозорной башней. Находясь вблизи южной границы Московского княжества, церковь Вознесения в селе Коломенском была удобным наблюдательным пунктом. Ведь именно с юга в то время часто приходила опасность, а именно, монголо-татарские набеги.

Во время строительных работ в связи с рождением наследника престола — Ивана 4, по традиции, на основании из белого камня было обустроено «царское место»: богато украшенный, с резной спинкой и фреской над ним трон.

Изменения в интерьере храма

Первоначальный интерьер храма, конечно же, не сохранился. Во время многочисленных ремонтов была частично отреставрирована и заменена плитка пола, появились царские врата, которые и сейчас представлены вниманию посетителей.

Большой ремонт в храме проводился, как предполагается, во время строительства Екатерининского дворца. После производилось ещё несколько, и каждый раз что-то убиралось, а что-то новое добавлялось.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Рождение наследника

Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.

Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.

История создания церкви Вознесения

Церковь Вознесения Господня. Уникальный памятник архитектуры Руси.

Одним из шедевров мировой архитектуры является Церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенское. В 1530

году в семье царя Василия III родился долгожданный сын Иоанн, будущий царь Иван Грозный. По преданию, именно в связи с этим радостным событием и была заложена эта чудесная церковь. Место для неё было выбрано над источником, который считался целебным. Автором постройки, предположительно, был итальянский архитектор Петрок Малый (Пётр Малой Фрязин). Его имя известно тем, что он руководил строительством церкви Воскресения в Московском Кремле, а также возведением стен и башен Китай-города. Строительство было закончено летом1532 года, в августе церковь была освящена. Построенная церковь не соответствовала каноническим формам церквей на Руси. Византийский стиль построения церкви, принятый на Руси, предполагал завершение здания куполом с крестом. Здесь же сооружение завершается высоким шатром (киворием), опирающимся на высокий подклет в виде восьмигранника (восьмерик). Сам подклет стоит на основании в виде равноконечного креста. Возведение Церкви Вознесения Господня положило начало новой архитектурной формы на Руси – шатрового храма. ВXVI веке возле храма выстроена была и колокольня. К ней была пристроена трапезная, в которой находился алтарь церкви Святого Георгия Победоносца. Впоследствии Патриарх Никон запретил построение шатровых церквей, повелевая возвратиться к византийскому крестово-купольному храму. Изящная, воздушная церковь выложена из крупного кирпича, высота ее составляет62 метра, глубина кладки равна3 метрам. Выразительные наружные объёмы преобладают над скромным внутренним пространством. Внутри помещение невелико, но отсутствие колонн и столбов делает его более просторным, а окна, расположенные по граням строения и самого шатра, наполняют всё здание воздухом и светом. Подклет окружает галерея с тремя высокими крытыми лестницами. В восточной его части находится монументальный Царский трон. Шатёр (киворий), возведённый над храмом, прославляет Вознесение Христа, а трон символизирует престол Христа, ожидающего Второе пришествие. Эти символы вознесения знаменовали торжество Православного Царства, называемого Третьим Римом. Храм стал домовой церковью русских князей и членов царствующей семьи, но церковь имела и оборонное значение. С ее башни принимали и передавали сигналы о приближающейся опасности. Подклет церкви Вознесения и сейчас хранит много тайн. Здесь в1917 году была обнаружена чудотворная Державная икона Богородицы. Здесь, по преданию, находилась знаменитая библиотека Ивана Грозного, поиски которой неоднократно предпринимались. При советской власти церковь была закрыта. Сейчас в ней размещаются экспозиции музея-заповедника «Коломенское». С1994 году церкви присвоен статус Патриаршего подворья, по большим церковным праздникам проходят богослужения. После очередной реставрации, закончившейся в2007 году, церковь вновь открыта для посещения.

Церковь Вознесенияв Коломенском

Адрес: пр-т Андропова, 39, стр.1

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым. Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года, когда был разобран за ветхостью. Прежде чем разобрать грандиозное деревянное сооружение, его обмерили, и по этим данным в 1867 году была сделана модель, ныне находящаяся в музее «Коломенское». Сейчас планируется его воссоздание в натуральную величину, правда, почему-то не на прежнем месте, которое остается пустым.

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Входит в проекты: древние храмы, шатровые храмы, огненные храмы

Церковь Вознесения в наши дни

Внутренняя и внешняя красота

Сегодня церковь Вознесения в Коломенском — это грациозная белокаменная башня, увенчанная шатром. Её высота 62 метра. Если посмотреть на неё сверху, то план храма напоминает равноконечный крест. Так как церковь с самого начала была предназначена исключительно для царской семьи, то внутренняя площадь её совсем невелика, примерно сто квадратных метров.

Иконостас, как и первоначальная роспись Вознесенского храма, до наших дней, конечно же, не сохранились. Тот иконостас, который сейчас видят посетители, воссоздан в 17 веке из старинных, сохранившихся к тому времени икон.

Храм окружает двухъярусная галерея, её ещё называют гульбище, по которой можно обойти церковь вокруг.

На второй ярус ведут 3 высоких лестницы оригинальной формы. Кстати, такой интересный факт: эти восхитительные лестницы и часть храма поклонники фильма «Гардемарины, вперёд» могли видеть во 2 серии сериала как монастырь тёти Анастасии Ягужинской. А зрители постарше могли увидеть церковь Вознесения Господня в Коломенском в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

У восточной стены галереи сохранился каменный трон, даже не сам трон, а царское место, созданное для Ивана Грозного. Когда-то с двух сторон его окружали фрески, изображавшие святых. Но сегодня их уже нет.

Венчает храм шатёр с чётко выраженными гранями. Всё очень гармонично сочетается!

Это лишь краткое описание храма Вознесения, который является шедевром мировой архитектуры и с недавних пор внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Храм, действительно, прекрасен. Словами этого не передать. Лучше хотя бы один раз увидеть.

Нужна глобальная реставрация

В настоящее время памятник архитектуры мирового масштаба находится не в самом лучшем состоянии. В 70-е годы 20 века для развития судоходства нужно было повысить уровень воды в Москве реке. Для этого, чтобы укрепить берега, начали строить бетонную набережную.

Родники засыпали, и берег, спустя некоторое время, заболотился. Это привело к 2 сильным оползням под церковью. Весь объём храма, по оценкам архитекторов, расколот трещинами на 4 блока. Их залицевали кирпичом, но этого, конечно, недостаточно.

Экспозиция в подклете

После реставрации, прошедшей в 2007 году, нижний ярус церкви открыт для посетителей. Здесь работает выставка, рассказывающая долгую историю храма.

Здесь представлены редкие документы, раритеты и фотографии прошлых лет.

Среди экспонатов выставки находятся некоторые предметы, найденные на земле возле церкви: обломки старинной посуды, мелкие части бронзовых женских украшений, грузик, помогающий веретену вращаться и другие артефакты.

Тайны старинных подвалов: обретенная икона «Державная»

Храм Вознесения Господня в Коломенском знаменит еще и тем, что в подвале именно этой церкви в марте 1917 года случайно обнаружили одну из самых почитаемых икон Богородицы «Державная».

Храм изначально строился как летний, он не отапливается. Видимо, это стало одной из решающих причин того, что обретённая икона хранится сейчас в близлежащем Казанском храме.

Ведь постоянные перепады температуры могут отрицательно сказаться на состоянии святыни. В подклете же Вознесенского храма хранится список иконы «Державная»

По этой же причине, да и для сохранения этой непревзойдённой красоты, службы в храме не проводятся, несмотря даже на то, что церковь имеет высокий статус Патриаршего Подворья. Исключение составляют крупные церковные праздники.

Церковь Вознесения в Коломенском

Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.

В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».

А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!

Церковь Вознесения в Коломенском.

Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.

«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись   по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.

Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»

За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.

В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!

Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.

16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!

Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!

Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники   — художники, есть здесь и музеи!

Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.

В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.

Коломенская верста

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Фотографии автора.

История храма

Возведен Храм Вознесения Господня в Москве был 300 лет назад, на земле, которую отдал под деревянную постройку Данилов монастырь, а средства на строительство выделил царевич Алексей Петрович. Освещение верхней церкви произошло в 1700 году. Тогда, церковь находилась за пределами города, что объясняет ее название, а сейчас величественно возвышается в центре Москвы.


Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Интересно! Воздвижение каменного собора началось во времена запрета строительства из камня в Москве, в 1709 году.

Читайте о других святых местах России:

  • Церковь Бориса и Глеба в Зюзине
  • Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
  • Николо-Угрешский монастырь

Освящение каменного собора состоялось в 1714 году. Есть версии, что возведение каменной церкви остановилось из-за этого запрета Петра первого, но многие источники указывают на казнь царевича, как на причину заморозки строительства. После того как царевича задушили, полу достроенное здание простояло до 1756 года.

Восстановить возведение церкви удалось на деньги с пожертвований. Довести до конца строительные работы удалось только в 1762 году. В период 30-х годов XIX века в приходе появились новые пристройки: придел преподобного Сергия Радонежского и придел Николая Чудотворца.

В 1840 году появилась колокольня и одноэтажное здание, где находится трапезная.

В 1930-е годы, большевики разорили храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, разрушили колокольню, ограждение и заняли все помещения под государственные нужды.

В 1990 году, приход удалось вернуть в руки русского православия, в те годы настоятелем стал архимандрит Савва, насельник Данилова монастыря. В те годы велся активный ремонт зданий и восстановление церкви, велись реставрации заштукатуренных святых образов, внутренний лик убранства был утерян.

Сегодня, в старинном храме освящены несколько престолов:

  • Вознесения Господня, преподобного Алексия, человека Божия, Кизическим мученикам;
  • иконы Богоматери Иерусалимской, преподобному Сергию Радонежскому и святителя Николая.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов. Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе. Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Архитектурный ансамбль собора

Храм Вознесения в Коломенском составляет единую композицию с окружающими зданиями и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Место для постройки выбрано очень удачно: на самом берегу реки, на возвышенности. Благодаря такому расположению, а также внушительной высоте самого строения, храм служил наблюдательным пунктом.

В непосредственной близости от церкви Вознесения находятся строения, которые являют с ней единую архитектурную композицию:

  • колокольня и Георгиевский храм, объединенные в единый комплекс;
  • водовзводная башня;
  • дворцовый павильон.


Храм Вознесения в Коломенском, вид сверху. Колокольня представляет собой белую круглую башню, состоящую из 2-х ярусов, вершину которой венчает маленькая главка с крестом. Водовзводная башня построена из кирпича и выкрашена в белый цвет. Помимо своей основной функции, она также выполняла роль ворот на въезде в Вознесенский сад и село Дьяково.

Строение отличает простота и изысканность архитектуры и убранства. Дворцовый павильон представляет собой фрагмент дворца Александра I, построенный в XIX в.

Заключение

При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

Кроме того, в 70-х годах для уэффективнеения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector