Феодоро: как «османы» уничтожили государство крымских готов

Культура

Фреска из Эски Кермен, изображающая Святого Георгия, убивающего дракона (13–14 вв.)

Население GOTHIA была смесь греков , крымских готов , аланов , черкесов , булгар , печенегов , половцев и других этнических групп, большинство из которых были приверженцы православия и Эллинизированные. Официальным языком княжества был греческий.

В Готии прослеживаются различные культурные влияния: ее архитектура и христианские настенные росписи были в основном византийскими, хотя некоторые из ее крепостей также имеют местный, а также генуэзский характер. Найденные в этом регионе мраморные плиты с надписью были украшены смесью византийских, итальянских и татарских декоративных элементов.

В 1901 году в городе Мангуп была обнаружена греческая надпись. Надпись показывает, что в 1503 году, почти через тридцать лет после турецкого завоевания, жители Манкупа все еще говорили по-гречески. Город находился под властью турецкого правителя.

Темный «фемный» период в истории Крымской Готии

После подавления восстания Иоанна Готского в жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает темный и малоизвестный «фемный» период: к середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему (округ), в которую включается также и зона «климатов», под которой следует понимать крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. Судя по найденной в Херсоне печати конца Х — начале XI веков, зона «климатов» действительно называлась «Готией». Резиденция византийского турмарха Готии была, вероятнее всего, в Доросе. Дорос и его окрестности вновь оказываются во власти византийцев. Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, по археологическим данным, в конце Х — начале XI века Дорос по не очень понятным причинам приходит в запустение. Этот этап в жизни Крымской Готии длится практически до второй половины XIV века.

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Правящая династия

В научной литературе бытуют две версии относительно происхождения княжеской династии Феодоро. Согласно первой из них, его правители являлись выходцами из византийской аристократической семьи Гаврасов. Согласно второй, получившей популярность в последние годы, они были черкесами. Обе гипотезы лишены надежных доказательств. В настоящий момент более перспективной кажется рабочая версия, что в Феодоро правили местные уроженцы, крымско-греческого происхождения.

Правители княжества использовали титулы «Владыка города Феодоро и Поморья» и «Владыка Феодоро и Хазарии».

Погребальная пелена Марии Мангупской (+1477)

1475: падение княжества Феодоро

Турецкие войска подошли к стенам города Феодоро, к тому моменту уже известному также под названием «Мангуп», к июню-июлю 1475 года. Город был взят штурмом войсками под предводительством Гедик Ахмед-паши лишь в декабре 1475 года после затяжной шестимесячной осады. Защитники крепости отражали одну за одной атаки осман, пока нападающие не сделали вид, что уходят, оставив часть войск в засаде. Когда осажденные открыли ворота и начали выходить из крепости, чтобы пополнить запасы продовольствия, сидевшие в засаде янычары бросились в атаку и вторглись в крепость, убивая продолжавших отчаянно защищаться феодоритов. Судьба захваченного города была трагична. Как писал османский хронист Сад эд-Дин, воители ислама «обрушили дождь из тысячи бед, горе им , на их головы, заставив их плавать в море крови, разорвав одеяние их жизней». Александр и другие члены правящей династии Феодоро были привезены в Стамбул и через какое-то время обезглавлены или задушены.

На этом закончилась история недолговечного взлета и падения княжества Феодоро как независимого политического образования в юго-западном Крыму, на территории которого проживало смешанное византийское, готское и аланское население.

Родня Палеологов и Комнинов

Хотя достоверные сведения о Феодоро относятся уже к XIV столетию, есть косвенные свидетельства, позволяющие утверждать – это и ранее было довольно сильное по средневековым понятиям княжество.

Знаменитый западный путешественник Гийом де Рубрук, посетивший эти края в 1253 г. по дороге к монголам, отметил, что на готских землях есть 40 замков.

Феодориты вели широкую торговлю через собственные порты в районе современных Балаклавы и Алушты, их основным занятием было сельское хозяйство (особенно виноградарство) и виноделие. Первый известный историкам точно феодорийский правитель Алексей построил в районе Балаклавы порт Авлиту и крепость Каламиту для его защиты.

Феодоро имело частые конфликты с генуэзскими колониями в Крыму (с переменным успехом), а также с Крымским ханством. Но это княжество умело устанавливать с другими странами и мирные отношения. С теми же генуэзцами иногда получалось договориться – они даже платили «арендную плату» за пользование городами.

Князья Феодоро действительно были связаны родственными и брачными узами с такими византийскими родами, как императорские фамилии Комнинов и Палеологов. Всего историкам достоверно определены имена 6 правителей этого княжества. Тесные отношения поддерживались также с Молдовой, Венгрией и даже Москвой.

После окончательной гибели Византии деспоты Феодоро начали звать себя «василевсами», подчеркивая свою «правопреемственность» от могущественной империи. В свой герб они включили императорскую корону. Он, кстати, весьма примечателен – представляет собой изображение двуглавого орла.

Конец существованию Феодоро положило турецкое завоевание Крыма в 1475 г. При штурме Мангупа лег практический весь янычарский корпус – лучшие воинские части того времени…

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

Население

Население княжества составляло 15-20 тысяч человек. При этом на Мангупе проживало около 1 700-2000 человек, в Каламите около 1 000 -1500 человек. Встречающаяся в научной литературе оценка населения в 150 000 человек является многократно завышенной.

Время существования княжества Феодоро – важный период в процессе этногенеза крымско-греческой народности, известной также как мариупольские греки. Еще в византийский период, проживавшие в горных областях полуострова готы и аланы оказались под сильным политическим, культурным и религиозным влиянием Византии. К началу XIII века население Готии в большинстве своем исповедовало православную форму христианства, использовало греческий язык и являлось носителем провинциальной византийской культуры. В некоторых общинах на протяжении XIV-XV веков сохранялся готский, а также возможно аланский язык. После татаро-монгольского завоевания усилилось тюркское влияние, что, в частности, привело к использованию тюркских имен наряду с христианскими.

В княжестве также проживали армянская, иудейская и караимская общины, но общая их доля в составе населения была относительно небольшой (2,5-5%).

Быт, религия и культура в княжестве Феодоро

В небольшом христианском княжестве Феодоро проживало от 150 до 230 тыс. человек. В период расцвета средневекового государства там было до 30 тыс. домов. Выше мы писали о том, что этнический состав населения был достаточно разнообразен, однако, преобладающая православная религия сумела не только объединить крымские народы, которые обитали на юго-западе полуострова, но и противопоставить их католикам-генуэзцам и мусульманам Крымского ханства. Почти все феодорийцы общались на греческом, но на тот период истории Крыма в княжестве все еще можно было услышать готский говор – диалект немецкого языка.

Феодоритские города поражали своей архитектурой, реки княжества были переполнены рыбой, вокруг населенных пунктов водилось много диких животных. Опустошенный в результате татарских набегов Мангуп даже в конце XIV вв. выглядел очень привлекательно. Об этом писал византийский иеромонах Матфей. Сады столицы орошались с помощью искусственной ирригационной системы, храмы пестрели мозаичными изображениями. Построенный при Алексее I Гавросе мангупский дворец не имел аналогов в Крыму. Матфея удивляли и другие здания с мраморными скульптурами и белыми башнями, построенные еще раньше. Горожане жили в двухэтажных домах, огороженных каменными заборами.

Культура государства Феодоро представлена образцами зодчества и произведениями иконописцев. Крымское княжество, расположенное на пересечении больших торговых путей, могло позволить себе нанимать лучших умельцев, давать приют талантливым людям, бежавшим от врага. Окруженный османами Константинополь в тот период истории не всегда позволял себе такие затраты, а столица горного княжества, которая могла стать преемницей византийской власти, до последнего держалась на плаву. Церковные фрески Феодоро за несколько десятилетий до падения Византии приобретают новые черты. Даже Господь на них изображался по-другому: с более суровым ликом, в пышном одеянии. Впрочем, культура княжества Феодоро это не только греко-византийские веяния. Местные народы, издавна проживающие в юго-западной части Крымского полуострова, не забывали свои традиции, создавая уникальный симбиоз культур. 

Официальной религией княжества Феодоро было ортодоксальное (греческое) христианство. После мусульманских разрушений в Каппадокии в Крым начали переселяться верующие из Малой Азии, которые возводили свои религиозные центры на территории княжества Феодоро. Они способствовали тому, что государство, размеры которого почти совпадали с кордонами Готской епархии, приобрело славу земли христианских обителей. Монастыри Феодоро сопоставляли с Афоном и Олимпом. Появление пещерных святынь Таврики того времени связано с проникновением исихазма – особой христианской практики, основой которой являлся аскетический образ жизни. Вполне вероятно, что через княжество Феодоро новые веяния распространялись в Московское государство, которое, если верить документальным источникам, имело тесные связи с Готской епархией. В княжестве Феодоро среди всех святых особенно почитали Феодора Стратилата. Феодориты построили около десяти храмов, названных в его честь.

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году. 

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже – с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор. 

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин. Его жители сумели завладеть Чембало, Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами. Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.

INLIGHT

Крепости Феодоро

Дозорные крепости, «бурги» (гр. μπεργκ), были возведены в VI в.: Каламита — на Монастырской скале в устье Чёрной речки, Сюйрень (Scivarin) — на скале Куле-Бурун у входа в Бельбекскую долину, Бакла (Альма-Кермен) — на скальном выступе в междуречье Альмы и Бодрака, кастеллум Сиваг-Кермен возле с. Верхнесадовое. Эти укрепления строились с целью обеспечить стратегическое наблюдение за ситуацией в крымских степях и контроль за важными путями.

Руины башни-донжона цитадели, крепость Мангуп

Опорные крепости, «фрурионы» (гр. φρούριον), были возведены в середине VI в. в ближайшем тылу «больших стен», на огромных плато столовых гор-куэст в Юго-Западном Крыму.
Ныне они известны как Мангуп-Кале (Дорос), Эски-Кермен и Тепе-Кермен. Фрурионы выполняли широкий спектр задач: они усиливали инженерную оборону горных проходов, в них накапливались запасы продовольствия на случай войны, создавались сложные гидротехнические комплексы. Внутри фрурионов дислоцировались войска и укрывалось местное население

С VI в. на территории Готии возникает группа поселений, состоявших из небольших укреплённых убежищ, расположенных вблизи крупных населённых пунктов. Люди не жили в этих убежищах постоянно, а собирались туда из неукреплённых посёлков в случае военной опасности.
В VIII в. на месте этих убежищ началось строительство укреплённых замков — «кастронов» (гр. κάστρον), в настоящее время известных как исары (тур. hisar — крепость, укрепление).
Большинство исаров находились между Ласпи и Алуштой, вдоль 70-километровой береговой полосы. Все исары были построены очень экономно. Укрепления возводились с учётом рельефа, вблизи пересечения дорог, господствуя над долинами, перевалами и группами сельских поселений.

История княжества Феодоро

В начале XIII века власть Византийской империи значительно ослабла. Земли, принадлежавшие ей в Крыму, переживали смутный период. Один из правителей, вершивших от имени империи власть на полуострове, создал новое государство. На бывших землях Византии и Крымской Готии зародилось княжество Феодоро. Оно сплотило людей разных культур и национальностей. Здесь мирно уживались вместе готы, греки, аланы, армяне и черкесы.

Все они были сплочены общей задачей – сохранить своё княжество среди опасных соседей. Православное княжество Феодоро в Крыму, занявшее земли в центре полуострова, стало костью в горле для мусульманской Османской империи и католиков-генуэзцев, имевших здесь свою колонию. Такое окружение требовало не только военной подготовки, но и хитрости и смекалки. Феодоро появилось на свет в непростое время, и этот факт сплотил его жителей, научил их держаться друг друга и быть мужественными в любых ситуациях.

В сердце полуострова

Туристы, отправившиеся в поход по Крыму, довольно часто проходят по территории некогда могущественного и самобытного средневекового княжества. Феодориты обосновались и заняли земли от крепости Чембало (Балаклава) до Алустона (Алушты). Они создали пещерные города и воздвигли мощные укрепления – крепости Каламита в устье Чёрной реки, Фуна у подножия Демерджи и многие другие. Столицей княжества стал одноименный город на вершине горы Мангуп.

Удивительно, но даже спустя несколько столетий многие города Феодоро по-прежнему на слуху. Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла – все их знают жители и гости полуострова. Ныне туристы восторгаются окрестными пейзажами, а для феодоритов это был дом. Все пещеры и церкви были выточены их руками, их ежедневным трудом. Некоторые монастыри, вырубленные в скале, действуют и поныне. Например, Шулдан или Челтер-Мармара.

Процветающее государство

Княжество Феодоро просуществовало более двухсот лет – по меркам средневекового Крыма это был очень долгий срок. Эти столетия принесли полуострову долгожданную стабильность. Население княжества достигало 230 тысяч человек.  В процветающем государстве развивалось сельское хозяйство, строительство, кораблестроение. Феодориты основали свой порт, что позволило им осуществлять торговлю с дальними землями.

Стабильность княжества сказалась и на его искусстве. Город приютил немало талантливых людей, искавших лучшей жизни. Иконописцы и зодчие создавали свои работы для церквей и монастырей. Путешественники, приезжавшие в столицу, удивлялись красоте мангупского дворца, мраморным скульптурам и белым башням.

К сожалению, маленькое княжество в сердце Крыма, не смогло устоять под натиском врага. Сопротивление превосходящим силам Османской империи было долгим и кровопролитным. Враги, несмотря на их численное превосходство, более полугода не могли сломить дух феодоритов, боровшихся за своё государство до последнего. Тем не менее, в 1475 году они потерпели поражение, перевернув очередную страницу истории Крыма.

Горы и долины полуострова были безмолвными свидетелями того, как зародилось и кануло в лету целое государство. Княжество Феодоро в Крыму официально исчезло более пятисот лет назад. Но фактически оно напоминает о себе повсюду – пещерные города, монастыри, крепости, названия из прошлого. На тропах, где прошли тысячи людей, и поныне чувствуется дыхание веков.

Темный фемный период в истории Крымской Готии

После подавления восстания Иоанна Готского в жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает темный и малоизвестный «фемный» период: к середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему (округ), в которую включается также и зона «климатов», под которой следует понимать крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. Судя по найденной в Херсоне печати конца Х — начале XI веков, зона «климатов» действительно называлась «Готией». Резиденция византийского турмарха Готии была, вероятнее всего, в Доросе. Дорос и его окрестности вновь оказываются во власти византийцев. Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, по археологическим данным, в конце Х — начале XI века Дорос по не очень понятным причинам приходит в запустение. Этот этап в жизни Крымской Готии длится практически до второй половины XIV века.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Население и вероисповедание

На территории княжества в XV веке кроме его столицы города Дорос (Мангуп) и крепости Каламита с портом Авлита, существовало примерно 22—26 феодальных вотчин с их замками и более чем с сотней поселений деревенского типа, одно аббатство и 8 церковно-монастырских владений.

До 1475 года на его территории насчитывалось до 30 тысяч домов, а население княжества (феодориты) достигало 200 тысяч жителей.

Этнический состав княжества Феодоро был представлен в основном греками и готами, а также аланами, армянами, черкесами, караимами, и византийцами других этнических групп. Складывалась культурно-религиозная общность, называвшая себя ромеями (в значении жители или преемники империи).

Государственной религией было православие. В VIII веке в «местности Дори» была образована Готская епархия Константинопольского патриархата. В древнегерманский язык ещё использовался в качестве литургического (богослужебного) языка. Позднее, с IX векa, литургии уже проводились на греческом языке. Разговорным языком в княжестве был готский, в то же время для межнационального, культурного и религиозного общения широко использовался среднегреческий (гр. Ρωμαϊκὴ γλῶσσα). Этим объясняется присутствие памятников письменности в основном на греческом языке.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Крепости Феодоро

Дозорные крепости, «бурги» (гр. μπεργκ), были возведены в VI в.: Каламита — на Монастырской скале в устье Чёрной речки, Сюйрень (Scivarin) — на скале Куле-Бурун у входа в Бельбекскую долину, Бакла (Альма-Кермен) — на скальном выступе в междуречье Альмы и Бодрака, кастеллум Сиваг-Кермен возле с. Верхнесадовое. Эти укрепления строились с целью обеспечить стратегическое наблюдение за ситуацией в крымских степях и контроль за важными путями.

Руины башни-донжона цитадели, крепость Мангуп

Опорные крепости, «фрурионы» (гр. φρούριον), были возведены в середине VI в. в ближайшем тылу «больших стен», на огромных плато столовых гор-куэст в Юго-Западном Крыму.
Ныне они известны как Мангуп-Кале (Дорос), Эски-Кермен и Тепе-Кермен. Фрурионы выполняли широкий спектр задач: они усиливали инженерную оборону горных проходов, в них накапливались запасы продовольствия на случай войны, создавались сложные гидротехнические комплексы. Внутри фрурионов дислоцировались войска и укрывалось местное население

С VI в. на территории Готии возникает группа поселений, состоявших из небольших укреплённых убежищ, расположенных вблизи крупных населённых пунктов. Люди не жили в этих убежищах постоянно, а собирались туда из неукреплённых посёлков в случае военной опасности.
В VIII в. на месте этих убежищ началось строительство укреплённых замков — «кастронов» (гр. κάστρον), в настоящее время известных как исары (тур. hisar — крепость, укрепление).
Большинство исаров находились между Ласпи и Алуштой, вдоль 70-километровой береговой полосы. Все исары были построены очень экономно. Укрепления возводились с учётом рельефа, вблизи пересечения дорог, господствуя над долинами, перевалами и группами сельских поселений.

Хроники [13] ↑

  • 2021-09-11 Для строительства дворца на Мангупе использовали руины резиденции византийского наместника
  • 2021-07-31 Археологи ведут раскопки крепости Каламита
  • 2021-07-31 На Мангупе началось изучение здания, скрытого под княжеским дворцом
  • 2021-03-23 Реконструкция железной дороги в Инкермане может привести к гибели памятников, выстоявших века
  • 2020-11-29 В Инкермане разрушается крепость Каламита
  • 2020-09-20 Раскопки крепости Тягин – крымский след
  • 2020-09-17 Итоги археологического сезона-2020 на Мангупе: «Турецкая» стена оказалась византийской
  • 2020-08-31 Археологи открыли на Эски-кермене главную площадь города
  • 2020-08-23 В Алуште открылся музей «Крепость Алустон»
  • 2020-08-15 На Мангупе археологи нашли редкий византийский медальон
  • 2020-08-15 На Мангупе почтили память молдавских воинов, погибших в борьбе с турками
  • 2019-10-29 Условия использования материалов сайта
  • 2019-06-06 В Германии опубликована книга по исследованиям Алмалыкского некрополя
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector