Желтоводский макариев монастырь

Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви

02.05.2021

Возлюбленные о Господе отцы, матушки-игумении, братья и сестры, православные жители Мордовии!

В великом благоговении и благодарности ко Господу я приветствую всех самыми радостными словами в жизни каждого христианина:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Два тысячелетия, невзирая на катаклизмы, на войны, на все исторические сложности, присущие человеческой жизни в положенное время Святой Пасхи раздаётся над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

История монастыря

Макарьевский женский монастырь — одно из красивейших мест России, восхищаясь его архитектурой, мало кому придут на ум мысли о том, насколько драматичны события, связанные с его историей. Основатель монастыря — преподобный Макарий Унженский. И монастырь, и святой Макарий именуются Желтоводскими — по названию озера, на берегу которого в XV веке была основана обитель.


Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский женский монастырь

История обители начинается с 1435 года, когда монах Печерского монастыря в Новгороде — Макарий, по благословению игумена покинул свою обитель и, выбрав пустынножительство, обрел свой приют на берегах Желтого озера. Уединившись в этих местах, живя в непрестанной молитве и посте, он принял решение поставить себе келью. Довольно скоро новость о появившемся в довольно диком месте пустыннике разнеслась по округе и вскоре другие монахи, покинув свои обители, присоединились к Макарию.

В это время трудами преданных Богу иноков, выстроили небольшую деревянную церковь, посвятив ее Святой Троице. Вокруг этой церковки и разрослась со временем община, ставшая спустя многие годы Свято-Троицким Макарьевским Желтоводским монастырем.

Интересно! Сегодня Желтое озеро, став легендой, уже поглощено водами Волги, поменявшей некогда русло, но название монастыря осталось.

Рождение монастыря

Первое драматичное происшествие, повлиявшее на ход истории обители, случилось уже спустя 5 лет от основания монастыря.

Во время нападения казанского хана обитель была полностью уничтожена и всякое упоминание о ней в летописях также не встречалось. Однако, спустя практически 2 века старец Авраамий рассказал о том, что святой Макарий трижды являлся ему и велел заняться восстановлением обители.


Икона преподобного Макария Желтоводского

И, действительно, в XVII веке, после того, как обитель была полностью восстановлена, Макарьевский монастырь стал играть очень важную роль в духовной жизни России, и стал называться центром православной веры на Волге.

Важно! В память о преподобном Макарии с того времени и по сей день, в дни почитания Святого, на Поволжье проходит большая православная ярмарка

Судьба святыни

Жизнь обители, ее судьба, тесно переплелись с историей России. Так, в период восстановления монастыря большую роль для него сыграл царь Михаил Федорович — первый государь России из рода Романовых. Государем была выделена довольно большая сумма, предназначавшаяся не только на восстановление первоначального облика обители, но и на нужды, связанные с жизнью монахов.

В 1628 году, по завершении строительных работ, Московским патриархом Филаретом был присвоен статус монастыря Желтоводской Макарьевской обители. Но уже в 1670 году отряды Стеньки Разина вновь разорили обитель.

Трудные времена

К концу XVII века монастырь, в силу различного рода обстоятельств (в основном в связи с переводом финансов, получаемых с ярмарки в монастырскую казну), пришел в упадок. А спустя несколько лет ситуация усугубилась по причине возникшего в монастырских стенах пожара. Решением Святейшего Синода было принято не проводить восстановительные работы на территории обители, а церковную утварь и иконы перевести в Храм святого Александра Невского в Новгороде.

Лишь в конце XIX века по восшествии на престол Александра III, отличавшегося большой боголюбивостью, обитель было решено восстановить, однако из мужского монастыря она перешла в женский.


Храм преподобного Макария в Желтоводском монастыре, Костромская область

Но и на этот раз судьба Желтоводского Макарьевского женского монастыря сыграла с ним злую шутку, хотя на этот раз стены и строения обители не были разрушены, но после 1917 года, в связи с событиями в стране, они были переданы в хозяйственное использование и теперь здесь решено было организовать подсобное хозяйство, таким образом, стены храмов вместо духовных песнопений и молитв обречены были «слушать» мычание коров и прочей живности.

Так обстояли дела до 1991 года, когда указом правительства Макарьевский женский монастырь, находившийся к тому времени в аварийном состоянии, было решено передать в ведение Нижегородской епархии.

Первое возрождение Желтоводской обители

После нашествия татар на Желтоводскую обитель вновь её история начинается в 1620 году.

Жил неподалёку от Казани в Казанском монастыре монах Аврамий. Однажды он тяжело заболел, но чудесным образом поправился. И тогда, в благодарность Богу, решил уединиться от мира. Аврамий, в поисках тихого места, ушёл от Казани в район Жигулевских гор. И там в сновидениях стал ему являться Макарий и говорить, чтобы шёл Аврамий на Жёлтое озеро и возродил бывшую там обитель.

Старец никогда не слышал про озеро и обитель Пресвятой Троицы, поэтому не спешил с принятием решения идти искать это место. Однако понимал, что неспроста снится старец Макарий. Видно, такова воля Божья и её надо исполнять.

Аврамий отправился в Унженский монастырь, устроенный отцом Макарием. Там находилась икона старца, которую монах списал. По стечению обстоятельств, в это же время в святое место прибыл царь Михаил Фёдорович Романов. Аврамий испросил позволения на основание Желтоводской обители, а также на то, что она будет владеть ярмаркой. В 1620 году монастырь возобновил своё существование.

Известная в те времена Макарьевская ярмарка начала работать в 1641 году. С её открытия монастырь стал украшаться каменными постройками. С середины XVII века и на протяжении пятнадцати лет монастырские постройки возводятся из камня. Они-то и сохранились до нашего времени. Ярмарка проводилась под стенами монастыря 175 лет, пока в 1816 году пожар не уничтожил её.

Лишившись дополнительных доходов, обитель стала приходить в запустение. Денег не хватало на поддержание построек в соответствующем виде. На Пасху 1859 года упал главный купол Троицкого собора. Монастырь приходил в запустение. А через 9 лет он был закрыт.

Историческая справка

Монастырская история началась в 1435 г. с построения небольшого бревенчатого храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Скромному детищу келейника Макария жить судилось недолго – спустя 4-5 лет молельню сожгли воины казанского хана Улу-Мухаммеда. Почти все поселившиеся в нем «незаконно» с точки зрения татар монахи были убиты, а основатель постройки Макарий взят в плен. Однако скромность и кротость 90-летнего игумена настолько поразили хана, что он гневно отчитал военачальников.

Слова правителя звучали примерно так: «За что вы оскорбили и пленили такого доброго, не склонного к дурным поступкам мужа? Он никому не причинил зла – зачем было уничтожать его жилище?» Опасаясь гнева Аллаха, «единого над всеми», Мухаммед/Махмед велел не только освободить пленника, но и исполнить его просьбу – отпустить еще 40 поселенцев-мужчин, а с ними и женщин с детьми. Так началось шествие почти в 200 человек от Казани до града Унжеска под Костромой через Желтые Воды.

Вернувшись к останкам бывшей обители, Макарий с помощью узников похоронил убиенных своих собратьев, а потом двинулся дальше, к земле Галичской. Он удалился от города и устроил себе новую отшельническую келью – уже на правом склоне реки Унжи. Впоследствии тут был выстроен очередной Желтоводский монастырь – Макарьево-Унженский. Любвеобильный отец привлек сюда множество жаждущих монашеского уединения. К нему присоединялись, его готовы были слушать.

Умер Св. Макарий на 95-м году жизни, в июле 1444 г. Завещав своим чадам возвести монастырь на избранном когда-то им участке – в устье Свияги. Духовные наследники не успели выполнить завещания, но на том участие первооснователя в судьбе обители не закончилось. Восстановил прерванную цепочку монах Авраамий. Явившийся ему во сне дух Макария подсказал, где именно находится освященное место храма. При поддержке царя Михаила Федоровича из рода Романовых в 1620 г. начал возводиться уже каменный собор.

Огромную роль в успехе строительства сыграло открытие рядом бойкой «Макариевской ярмонки» и царское благословение на право использовать ее доходы на нужды монастыря. Создателем современного комплекса считают патриарха Никона – выходца из послушников, принявшего монашеский постриг. Пространство было обнесено могучей крепостью для защиты торгов и самого монастыря. В 1779 г. поселок вокруг этих объектов был преобразован в город, центр уезда, но позже уездным стали считать бывшее село Лысково.

За сотни последующих лет сооружение пережило много потрясений – от осады участниками Разинского бунта до атеистической волны ХХ века, в послереволюционную эпоху. В конце ХІХ столетия здания горели, затем были воссозданы, но уже со статусом женского монастыря. В 20-е годы прошлого века тут располагался детский дом, а в период Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь. Десятилетия на полтора строение было передано Лысковскому зооветтехникуму, и под храмовыми башнями даже держали скот и сохраняли корма.

Достопримечательности Макарьево

Страна — Россия; Год основания — 1435 Население — 7 000 чел Часовой пояс — UTC+3 Код города — +7 83149 Сайт — https://makariev.ru На этой странице: Монастырь Музей «Сказка» Страусинная ферма

Макарьево — удивительный поселок, являющийся украшением Лысковского района Нижегородской области. Достопримечательности Макарьева отражают особый местный уклад жизни населения. Среди них наиболее яркими являются следующие:

Макарьевский монастырь

Координаты: 56.04`57`с.ш. 45.03`50`в.д.

При въезде сразу же взору гостей города открываются маковки храмов, возвышающиеся над водной гладью. Подходя ближе, можно будет увидеть крепостные стены. Кажется, будто оказываешься в древнерусском сказочном городе. В древние времена здесь располагалась келья преподобного Макария, действовала крупнейшая российская ярмарка. Во время же татарских набегов обитель была разорена и сожжена. Лишь в 1620-х годах возрожден Макарьевско-Желтоводский монастырь, ставший хозяйственным и культурным центром города. Но в 1927 году обитель снова была закрыта. Полуразрушенные корпуса начали ревтаврировать лишь в 1960-х годах. Сегодня монастырь имеет вид четырехугольника, по углам которого располагаются круглые башни, в середине каждой стены – ворота. Вокруг этого строения когда-то и возникло поселение Макарьево.

В ансамбль входят строения Свято-Троицкого собора и Успенской церкви с трапезной палатой и колокольней. Вокруг монастыря – крепостные стены с башнями. Надвратная церковь Архангела Михаила и жилые кельи встроены в южную стену. С течением времени, в начале XIX века, ансамбль дополнился церковью Макария Желтоводского. Сюда же относится и поселковая церковь Казанская.

Музей «Сказка»

Координаты: 56.04`57`с.ш. 45.03`50`в.д.

Располагается эта достопримечательность вблизи Макарьевского монастыря. Музей является частным и принадлежит семье Фоминых. Его экспозиции разместились в обычном жилом доме, обнесенным удивительной березовой оградой с башенками. В этом музее можно посмотреть живопись Макарьева и волжских берегов, полюбоваться деревянной экзотической скульптурой. Самый необычный музейный экспонат – это проволочные картины. Они являются настоящими «сотканными» шедеврами, похожими на кружева. Еще одна замечательная экспозиция – выставка фотографий города под названием «Уездный Макарьев 1779-1919 годов».

Страусиная ферма «Макарьевский страус»

Координаты: 56.5`15.713`с.ш. 45.06`27`в.д.

Здесь туристы имеют возможность увидеть страусов самых разных возрастов, узнать историю их появления. Примечательно то, что разрешается кормить страусов и фотографироваться с ними. Также можно продегустировать редкие блюда из яиц и мяса страусов. Желающие смогут приобрести на ферме страусиные перья, яйца, крем для кожи, изготовленный на основе страусиного жира. Кроме страусов, здесь проживают необычайной красоты индюки, куры, цесарки, павлины, фазаны.

В Макарьево постоянно осуществляются экскурсии на теплоходах. Именно здесь заканчивается водный маршрут, популярный среди туристов, по реке Керженец на байдарках и лодках, останавливаются у пристани проходящие мимо судна.

Поселение со своими величественными храмами смотрится красиво в любую пору года, но особенно шикарно – во время заката, когда темные стены монастыря отражаются в серебристой глади реки на фоне розового неба.

Туристы, приезжающие в Макарьево, получают возможность восхититься достопримечательностями древних времен и колоритным местным своеобразием поселения.

Вся информация #Задать вопрос

История

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.

В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен

Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал»

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.

Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.

Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.

Околомонастырские достопримечательности

Часть из них по-домашнему притягательна, обволакивает теплом и запоминается надолго.

Музей «Сказка»

Это частная «культурная точка» семьи Фоминых. С виду – милый жилой дом с башенками за уютной березовой оградкой. Дому-музею 50 лет. Обустроен он был художником Борисом Фоминым, нынешняя хозяйка коллекции – дочь увлеченного собирателя «сказочной» атрибутики.

В числе экспонатов – пейзажные полотна здешних мест, экзотические скульптуры из дерева и оригинальные проволочные картины, напоминающие кружевное плетение. Разброс героев широк – от Бабы-Яги до паука-великана и деревянного башмака.

Музей ткацкого станка

Метрах в 100 от монастыря, на улице Советской, находится этот симпатичный домик этнотехники и искусства ткачества. Любознательных посетительниц он заинтересует полезными мастер-классами. Функционирует мини-музей ежедневно с 9.00 до 18.00. Выходной день – понедельник.

Страусиная зооферма

Любви к экзотике нижегородцам не занимать, и ферма по выращиванию страусов в Макарьеве – прямое тому доказательство. Она вдвойне доходна, поскольку радует не только прибылью от мясопродукта, но и стала центром агротуризма. Для заезжей детворы такой поход в зоопарк – редкостное развлечение. От прибрежной зоны «монастырь-пристань» до площадки с длинноногими птахами везет автобус-ПАЗик, разрисованный их силуэтами.

О посещении птицефермы договариваются заранее, индивидуально. Обитателей птичьего царства (а это пестрая компания из взрослых особей, страусят и «сопутствующих» страусам-австралийцам цесарок с индюками) можно кормить, с ними разрешают пофотографироваться. Мясные блюда и яйца в фирменном меню имеются. А кроме перечисленного – перья и косметика с ингредиентами из жира птиц-экзотов.

Памятники

Сегодня гостей святого места на берегу Волги-матушки встречает основатель-покровитель обители святой Макарий Желтоводский, застывший под большим крестом в одеянии схимника. Со свитком-завещанием в левой руке, на котором начертано: «Вера без дел мертва». Авторство фразы-призыва приписывают апостолу Иакову. Автором художественного проекта стал Владимир Нагорнов – мастер, сумевший придать своему творению глубоко символический смысл.

Желающим же познакомиться с памятками более удаленными от крепости-святилища советуем отъехать в сторону Бора и подняться на «Моховые горы» – 50-метровую кручу. Там есть смотровая площадка-круг с «парным» монументом Горькому и Шаляпину. Впечатляют как сами бронзовые фигуры, так и захватывающая дух панорама. Однако включить в однодневный план этот объект можно лишь если вы на собственном авто: «догулять» туда пешочком сложно.

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15.02.2021

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector