Славяне и хазары: 7-9 век
Содержание:
- [править] Военачальники
- Великая Хазария
- Где находился Хазарский каганат?
- Этнический состав[править | править код]
- 2. Краткая история Хазарского Каганата
- Данные письменных источников
- Другие народы
- [править] Происхождение
- Религия Хазарского каганата
- Иго имело место короткий срок и на небольшой части Руси
- Иудеи из Персии и Византии
- Что из себя представляли хазары?
- [править] Период хазарской дани
- [править] Население. Религия
- «По шелягу от рала»
[править] Военачальники
-
Алп-Тархан
Командир хазарского отряда в 713/714.
-
Ахмад б. Куйя
Визирь, начальник гвардии Ал-ларисия в 943/944.
-
Куйя
Отец Ахмада, вероятно его предшественник на посту главы гвардии ал-Ларисия.
-
Блучан
Командир хазарской армии при походе в Грузию в 764.
-
Булан
Князь, родоночальник династии беков. Инициатор обращения в иудаизм. Участвовал в походе на Ардебиль 730/731.
-
Рас-тархан (Раж-тархан, Ас-тархан
Командир хазарской армии при походе в Закавказье в 764/765.
)
-
Сабриель
Идентичен Булану или Обадии. Инициатор обращения в иудаизм, Полководец, провозглашёный за заслуги царём.
-
Хазар-тархан
Командир хазарской армии в 737, убит арабами.
-
Чорпан-дархан
Командир хазарского отряда в 630.
Великая Хазария
Хазары были тюрками, пришедшими из глубин Центральной Азии. В VII веке они основали обширное государство в степях Приазовья, Крыма, Подонья, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. И подчинили себе множество проживавших там народов. Влияние Хазарского каганата простиралось на Поднепровье, Среднее Поволжье и Закавказье. Хазары воевали с арабами и остановили экспансию Арабского халифата на север.
В середине VIII века один из знатных хазар – Булан – принял иудаизм. Через некоторое время потомки Булана заняли важные посты в Хазарском государстве. Один из Буланидов носил титул бека и являлся фактическим правителем Хазарии. Каган был низведён до положения номинального монарха, который царствует, но не правит.
В системе международных отношений тех лет Хазария стояла почти на одном уровне с Византией
Константинопольские императоры выдавали своих дочерей за членов хазарского правящего дома, не обращая внимание на различие вер. Правда, они неоднократно предпринимали попытки убедить хазарскую элиту креститься (в частности, с такой миссией в 861 году в Хазарию прибыл Константин, будущий святой Кирилл, просветитель славян), но безуспешно
Титул кагана приняли, для большей важности, древнерусские князья – Русский каганат известен уже в 839 году, а Ярослав Мудрый ещё в середине XI века в торжественных случаях именовался каганом. В русской историографии с конца XVIII века обсуждается вопрос, можно ли считать, что Русь или какая-то её часть прошла через подчинение Хазарии
Основания для таких суждений содержаться в древнерусских летописях и в редких письменных источниках самой Хазарии
В русской историографии с конца XVIII века обсуждается вопрос, можно ли считать, что Русь или какая-то её часть прошла через подчинение Хазарии. Основания для таких суждений содержаться в древнерусских летописях и в редких письменных источниках самой Хазарии.
Где находился Хазарский каганат?
Вопрос фундаментальный. Ведь если Хазария находилась в районе Китая, это одно, а если прилегала к территории славянских племен — совсем другое. О соседях узнавать всегда интереснее. Да, хазары были соседями русичей. Более того, и во времена княжеских междоусобиц, и во время существования Киевской Руси между славянами и хазарами были достаточно крепкие экономические связи. Также связи у государства Хазария были и с Византией, и с арабским халифатом, и с Волжской Булгарией.
Однако, сказать определенно, какую территорию занимал Хазарский каганат, нельзя. Связано это с тем, что границы ее не были чем-то незыблемым, и по периметру обозначены не были. Если примерно, то на юг каганат простирался до Дербента, на юго-западе — включал Крым, на северо-западе продолжался до реки Дон, а на востоке – до реки Яик (Урал).
Карта хазарского каганата. Ярко-оранжевым обозначены пределы страны в 650-м году н.э., светло-оранжевым — в 750-м, желто-оранжевым — в 850-м. Желтый цвет — территории, платившие дань каганату.
Этнический состав[править | править код]
Хазарами историки называют совокупность этнически разнородных групп, обитавших к юго-востоку и востоку от славяно-русского, фино-угорского и балтского массива. Отдельным народом хазары не были, несмотря на убеждённость в обратном историков либерально-марксистской школы. Несомненно, частью хазар являлись савиры, ставшие предками современных дагестанских кумыков. Также в состав хазар входила значительная часть кавказских албанов (многие этнологи утверждают об их связи с балканскими албанцами и прикарпатскими гуцулами), имеющая самое прямое отношение к современным лезгинам и удинам. Имели хазары и множественные иные этнические вкрапления. В состав Хазаркого каганата с времени экспансии (конец 7-8 век), входили аланы, болгары, народности Крыма и Приазовья, а также многочисленные (преимущественно тюркоязычные) племена населявшие в 8-9 веках степи Подонья и Поволжья.
2. Краткая история Хазарского Каганата
Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.
В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата – правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.
Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.
Вообще, вся история Хазарии — это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.
Арабский этап
- 650 год — захват Хазарией Великой Булгарии.
- 655 год — захват Крыма
- 670 — 690 годы — захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
- 684 год — нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
- 710 год — завоевание Дербента (у арабов).
- 721 – 737 — арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.
Арабские воины
Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.
К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.
Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.
Принято считать, что он находился где-то около Астрахани или вообще затонул. Кстати, до 10-го века н.э. Столицу каганата величали Хазаран, Хмлык или Ханбалык.
Венгерский этап
Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались – с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.
Венгерский воин
В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.
Русский этап
В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию — Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.
В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.
В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.
Русский корабль прибывает к хазарской крепости.
После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму — мусульманскому государству.
Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?
Независимый этап
После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной — такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.
Данные письменных источников
Несмотря на то, что средневековые источники уделяли большое внимание хазарам, лишь немногие из них описывали внешний облик населения Хазарского каганата. Так, арабский географ Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад аль-Истахри (около 850-934) писал: «Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии
Другой разряд – белые, красивые и совершенные по внешнему виду». По мнению советских ученых, географ говорил о социальном разделении хазар на эксплуатируемые «черные» массы и «белых» феодалов. На наш взгляд, данная интерпретация едва ли верна. На деле, из этого короткого описания можно сделать вывод о четком разделении населения Хазарии на два расовых типа: монголоидов (темных кара-хазар) и европеоидов (т.н. «белых хазар»).
Другие народы
Помимо караимов, крымчаков и евреев-ашкеназов, на происхождение от хазар претендуют и представители других народов. Особенно активно об этом говорят представители кавказских этносов – карачаевцы, балкарцы и кумыки. Необходимо отметить, что языковое сходство, а также общность региона проживания, действительно говорят о том, что их предки могли входить в состав племен Хазарского каганата. Помимо этого, о происхождении от хазар говорили и отдельные представители чеченского народа, включая даже, по некторым сведениям, террориста Шамиля Басаева. Из еврейских групп об этом активно заявляют некоторые представители ираноязычных горских евреев-татов. Особенно интересен также случай субботников – русских крестьян и казаков Воронежской губернии и Кавказа, еще в XIX веке перешедшим в иудаизм. Часть из них уже в наши дни также говорит о «хазарском следе» в своей истории.
Большинство ученых, тем не менее, придает мало значения этим претензиям и стоят на позиции классического исследователя хазар М.И. Артамонова, писавшего о том, что «поиски потомков хазар до сих пор остаются безуспешными, видимо потому, что они нигде не сохранились. Малоубедительными остаются и поиски следов хазарской культуры, в частности, в языках и в религии соседей».
[править] Происхождение
Существует несколько теорий происхождения хазар, наиболее распространённой является гипотеза преимущественно тюркского характера хазарского народа, в отличие от (волжских) «болгар» — «смешанных», хана которых ибн-Фадлан называл «царём славян», хотя тюркские языки хазар и болгар были очень близки, не допускают взаимопонимания с другими тюркскими языками, и, как и современный чувашский язык, объединяемый с ними в булгарскую группу тюркских языков, представляли собой своеобразный «мост» между тюркскими и монгольскими языками. Мы не знаем масштабы тюркско-славянского билингвизма ни среди болгар, ни среди хазар. Считается, что хазарам близки барсилы, савиры, баланджары, гунны, уйгуры и т. д. Российские учёные считают, что хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.
Этноним «хазары» также вызывает споры. Одни видят в нём персидское هزار, hezâr — «тысяча». По другой версии, слово «хазары» происходит от тюркской основы «каз» — «кочевать». Существует версия вайнахской этимологии слова «Хазария» — от чеченского «Хаза аре» («Красивое поле»), озвученной, например, на круглом столе начальником Архивного управления при Президенте и Правительстве Чеченской Республики Магомедом Музаевым и изложенная на чеченском новостном сайте ИА Чеченинфо.
В Военной энциклопедии 1911 года слово «козар» производили от монгольских слов «ко» — броня, защита и «зар» — граница («защитник границы»), признавая, что это — оригинальная версия авторского коллектива «Военной энциклопедии». Но хазары не имеют отношения к монголам.
В средневековой еврейской литературе хазары возводились к потомку Ноя Тогарме либо признавались потомками колена Симеона.
Наконец существовала версия, что хазары изначально были евреями, переселившимися в Дагестан из Армении, что они не приняли иудаизм, а вернулись к нему.
Религия Хазарского каганата
Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами. Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?
Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.
Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.
Хазарские раввины
А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи — это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.
Исторический факт
Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.
Иго имело место короткий срок и на небольшой части Руси
Сообщение Кембриджского анонима (как называется этот хазарский источник) породило в XX веке концепцию хазарского ига на Руси, подробно развитую Львом Гумилёвым. Он писал, будто в результате разгрома киевского князя Песахом северяне, радимичи и вятичи подпали под власть Хазарии. Само же Древнерусское государство сделалось вассалом Хазарии и оставалось в таком положении до победного похода князя Святослава в 965 году.
Большинство авторитетных историков классифицируют концепцию хазарского ига на Руси как вымысел, хотя не отрицают, что упомянутые выше племена Южной Руси какое-то время могли находиться в даннических отношениях с Хазарским каганатом.
Здесь стоит сказать, что почти весь XX век шли споры о подлинности Кембриджского документа, повествующего о войне Песаха с Олегом. Сама рукопись написана не ранее, чем через сто лет после тех событий, о которых в ней идёт речь. Возникали у учёных сомнения и по другим документам из этой переписки. По-видимому, вопрос об аутентичности указанных источников не может считаться окончательно решённым. Хотя ничего невозможного в том, о чем они сообщают, нет.
Иудеи из Персии и Византии
Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.
Иудеи-маздакиты. В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события известны, как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.
Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:
Ромеи сами славились коварством, но даже для них подобное предательство было чрезмерным. И император Ираклий II предложил иудеям покинуть страну. Это произошло в середине VII века. Византийские иудеи отправились не куда-нибудь, а в Хазарию, где уже обосновались иудеи-маздакиты. Таким образом, в VII веке «смертельные враги» иудеи-маздакиты и иудеи-антимаздакиты воссоединились в пределах Хазарии, захватили власть и создали первое в мире паразитическое государство – Хазарский каганат.
Что из себя представляли хазары?
С самых первых упоминаний о хазарах предполагалось, что это были племена, переселившиеся с Азии по время Великого переселения народов. Они владели языком турков, который только развивался на ранних стадиях. Первой родиной этого народа скорее всего стал Дагестан, ранее называвшийся Берсилией. Историк Псевдо-Захарий впервые упомянул хазаров в списке существующих народов еще в 555 году.
Возвышение хазаров произошло тогда, тогда Тюркский каганат усиливал свои позиции. Скорее всего эти народы имели родственные связи.
Хазаров как военную силу также упоминали во время Византийской войны и Ираном. Можно сказать, что правитель Хазаров Джебукаган активно сотрудничал с Византией и Турками, постоянно поддерживая их военную мощь и участвуя в походах. После того как Тюркский каганат развалился, Хазария осталась самостоятельной в Прикаспийской территории. Можно сказать, что хазары действительно активно укреплялись и занимались войной, ведь вскоре они смогут создать собственное государство Хазарский каганат.
[править] Период хазарской дани
→ Дань хазарам
Славянские племена были данниками хазар, что указывает на предшествующую войну, которую хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в летописях.
Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур («по беле от дыма»), однако видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов.
«Кабус-наме» в 23 главе, посвящённой покупке рабов, упоминает о рабах из Хазарии. О масштабах хазарской работорговли можно судить, например, из слов армянского писателя Мхитара Айриванкского: «500 христианских дев, которых везли к Хагану, по своей воле, утопились в Ателе (Волге)».
Арабский путешественник Мас’уди пишет: «Русы и славяне составляют прислугу хазарского царя»:
Действительно, мы знаем из так называемого Кембриджского документа, что русы служили в войске хазар, и воевали по приказу и принуждению Хазарии против Византии и против государств Каспия.
О власти хазар над Русью писали и сами хазары и мусульманские авторы и местные источники, например «Дербенд намэ», где сказано что хазарский царь «был падишахом тюрков и хазар (Каз.: „страны Русийа, Москов, Казан, Кырым и другие подчинялись воле и повелениям“ хазарского Хакан-шаха). У него было войско для ведения войн, которое состояло из 400 тысяч человек. Местом пребывания был Накрат (Каз.: „трон (чит.: стольный город) государства Хакан-шаха находился на берегу реки Адил…“). Весь Рус выплачивал ему харадж (дань)».
Ибн Фадлан замечает: «Все хазары и их царь — евреи, а славяне и все, кто соседит с ними, у него в покорности, и он обращается с ними как с находящимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью. Некоторые считают, что хазары — это Гог и Магог».
[править] Население. Религия
Хазарию населяли хазары, евреи, аланы, славяне, тюрки, мусульмане из Хорезма и другие народы.
Изначально хазары исповедовали язычество и арианство, унаследованное от захваченного ими королевства готов и близкое иудаизму, в 8−9 вв. часть хазар обратилась в ортодоксальный иудаизм. Кроме иудеев, в Хазарии проживало значительно больше, чем иудеев, мусульман и христиан, а также тенгриане (язычники). Тенгриане поклонялись богу Тенгри, главой их религии был глава государства Хазарии — верховный каган. (При этом он был главой религии всех тенгриан, поэтому тенгрианин Темучин (Чингис-хан) и его наследники из династии Юань, впоследствии создавшие монгольское государство, считали себя наследниками верховного кагана хазар и его преемника — киевского кагана). В состав Хазарии входило государственное образование вятичей, поклонявшихся славянскому пантеону богов.
После падения Хазарского каганата в X веке и признания верховным каганом кагана в Киеве, хазары, оставшиеся на нижней Волге, вместе с каган-беком приняли ислам, что было условием оказания помощи им Хорезмом в их борьбе с мусульманами-огузами (известными также как «хазарские турки» и «сельджуки»), вытесненными объединёнными силами хазар и их союзников в Закавказье, Малую Азию и на Ближний и Средний Восток. В XII веке Хазария вошла в состав независимой от Киева Волжской Болгарии.
«По шелягу от рала»
«Повесть временных лет», рассказывая о судьбе Киева через неопределённое время после смерти Кия и его братьев Щека и Хорива, говорит, что пришли к полянам хазары и приказали платить им дань. И поляне отдали хазарам по мечу от каждого двора. Тогда хазарские старейшины якобы подумали, что в этой дани есть намёк: придёт время, и поляне будут брать дань с хазар силою меча. «Так и сбылось, – заключал летописец, – владеют русские князья хазарами по сей день».
По-видимому, в тот момент символическая дань не произвела на хазар впечатления, так как, согласно той же «Повести», в 859 году, когда варяги брали дань со словен, чуди, веси, мери и кривичей, хазары собирали ее с полян, северян, радимичей и вятичей. Дань хазарам составляла «шеляг от рала и куницу с дыма».
Рало — это плуг, но в нашем случае это единица измерения площади пахотной земли – сколько один человек может вспахать плугом за один день. Шеляг – шиллинг, немецкая серебряная монета, что указывает на развитые уже в ту пору товарно-денежные отношения восточных славян (если это, конечно, не выдумка летописца, жившего в XII веке). Куница – шкурка куницы, дым – одно домохозяйство.
В 862 году в Киев пришли из Новгорода от Рюрика его бояре Аскольд и Дир и нашли полян, платящих хазарам эту дань. Летопись не уточняет, когда прекратилась её уплата: сразу ли, как только Аскольд и Дир начали княжить в Киеве, или спустя двадцать лет, когда в Киев пришёл Олег, убил Аскольда и Дира и сел там править от имени Игоря, малолетнего сына Рюрика.
Летопись сообщает, что в 884 году Олег победил племя северян и приказал им платить дань не хазарам, а ему. Так же он поступил в следующем году и с радимичами. Таким образом, три славянских племени, согласно «Повести временных лет», в конце IX века освободились от хазарской зависимости. Вятичи платили хазарам дань дольше. Только в 964 году киевский князь Святослав Игоревич сделал их своими данниками.