21 февраля. память великомученика феодора стратилата

Житие святого князя Феодора Ярославского

Князь Феодор родился между 1240 и 1245 гг. Точная дата неизвестна, и этот год принят исходя из предположения, что Фёдор женился на ярославской княжне Марии Васильевне, когда ему было около 20 лет. Брак, как считается, был заключен около 1260 г. После смерти отца получил в удел маленький и скудный городок Можайск. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил.

Миниатюра из Лицевого свода: «в Ярославле сел на княжение князь Федор Ростиславич, внук Мстиславов, правнук Давыдов»

В 1279 г., после смерти брата Михаила, он стал и князем Смоленским. Впрочем, он всего лишь имел такой титул, а реально делами Смоленска занимался его племянник Александр Глебович. 

В конце 1270-х гг. князь Феодор вместе с другими князьями поехал в Орду для поклонения хану Менгу-Темиру и для оказания последнему помощи в борьбе против Яссов и Камских болгар. Одержав над ними в 1277 г. победу, Феодор еще на три года задержался в Орде, поскольку «…а князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его…». К тому моменту, когда Феодор вернулся в Ярославль, скончалась его супруга Мария, а власть в городе, при поддержке бояр и в виде регентства над малолетним внуком Михаилом, захватила теща, княгиня Ксения. Князя даже не пустили в город, объясняя это тем, что «… у нас не в обычае принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила…». Феодор принял решение вернуться в Орду, где жена хана «…его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати…». После долгих колебаний и со стороны хана, и со стороны князя, Феодор женился на ханской дочери (в крещении Анна) и родил двух сыновей: Давыда и Константина. Феодор имел при дворе хана большое влияние и использовал это для распространения и укрепления Православия среди татар. Ордынцы усваивали русские обычаи и нравы. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и до самой Монголии.

Жил Феодор в Орде до 1290 г. Именно в этом году до него дошли известия о смерти его первенца Михаила. С богатыми ханскими дарами и большой дружиной он вернулся и сел на княжение в Ярославле, где до самой смерти заботился о благоустроении своего удела, о строительстве и иждивении православных церквей. В 1299 г., тяжело заболев, он принял монашеский постриг и 19 сентября скончался. Перед смертью «… исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми…». С тех пор день 19 сентября стал датой почитания святого благоверного князя Феодора и его сыновей Давыда (ум. 1321 г.) и Константина (точная дата смерти неизвестна), которые в своем образе жизни подражали отцу.

Библиотека Русской верыЖитие и чудеса святых благоверных князей Ярославских: Феодора, Давыда и Константина. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Не воюйте против русских

«Надобно же вырасти таким уродам, как французы, чтобы произвести вещь, какой я не только на своем министерстве, но и на веку своем видеть не чаял, то есть: союз наш с Портою и переход флота нашего через канал», — писал канцлер Российской империи Александр Безбородко по поводу нашего союза с турками.

Святые Ушаковы: дядя и племянник. Фото: Сергей Метелица/ ТАСС

Дело было в 1798 году, когда Наполеон стремительно захватил Египет — тогдашнюю провинцию Османской империи. Селима III это так встревожило, что он «с радостью, восхищением и благодарностью» принял предложение Павла I «против зловредных намерений Франции». Новоиспеченные союзники решили освободить от власти Директории Ионические острова — стратегически важный пункт Средиземного моря. Командование военной экспедицией доверили уважаемому Ушак-паше. Не стану останавливаться на том, как, пройдя вместе с турками через Босфор и Дарданеллы, эскадра союзников освобождала Ионические острова. В том числе и неприступный Корфу — с этой победой Ушакова поздравил даже адмирал Нельсон. Не буду рассказывать о том, что обретая государственность, Республика Семи островов получила, при участии Ушакова, и конституцию. Самую демократическую в Европе XIX века. Упомяну одну деталь: после капитуляции французов Ушаков посадил весь французский гарнизон на баржи и отправил домой, поставив одно условие — больше не воевать против русских. Милосердие к врагу, к тому, кто час назад целился в тебя, — не просто гуманизм, это качество подлинного христианина.

P.S. За свои подвиги Феодор Феодорович Ушаков был обласкан сильными мира сего — награды, деньги, драгоценности, земли. Только вот в вечность он отправился с молитвой и налегке, оставив все другим. Знаменитый благотворитель последние восемь лет жизни провел уединенно, невдалеке от Санаксарского монастыря, где и был упокоен — рядом со своим дядей, тоже святым Феодором Санаксарским, монахом.

Именины

Именины по православному календарю Фёдор (в церковном написании — Феодор) отмечает множество раз в году, например, 9 января, 1 февраля, 1 марта, 3 апреля, 29 мая, 14 июня, 6 июля, 24 августа, 10 сентября, 2 октября, 4 ноября, 16 декабря.

Именины Федора по церковному календарю.

В переводе с греческого Имя Феодор, Федор, означает — «Божий дар».

Федор в детстве немного угрюм, молчалив и упрям. Он никогда не выступает заводилой детских игр и находится иногда в стороне от сверстников. Взрослый обладатель имени сильно не меняется. Его отношения с окружающими, коллегами, как правило, сводятся к чисто деловому, служебному общению, хотя ведет он себя вполне дружелюбно и ровно, не конфликтует.

Женщин Федор несколько сторонится. Он очень деликатен, за своей избранницей ухаживает долго, не один год. Как правило, жену он выбирает со всей серьезностью. Она должна быть скромной, хозяйственной, надежной.

Именины Федор: День Ангела Федора справляет: 9 января — святитель Феодор, 1 февраля — блаженный Феодор, 5 февраля — праведный Феодор Стефанит. 8 февраля — преподобный Феодор, 2 марта — великомученик Феодор Тирон; 4 марта — преподобный Феодор Санаксарский 7 марта — мученик Феодор, воин. 4 мая — мученик Феодор Пергийский 25 мая — преподобный Феодор. 29 мая — преподобный Феодор Освященный. 31 мая — священномучеик Феодор, епископ Римский. 3 июня — благоверный князь Феодор 4 июня — священномученик Феодор, диакон 6 июня — мученик Феодор. 7 июня — праведный Феодор. 18 июня — преподобный Феодор чудотворец 21 июня — великомученик Феодор Стратилат 27 июля — праведный Феодор. 3 августа — мученик Феодор. 5 августа — праведный воин Феодор 8 августа — святитель Феодор, 14 августа — мученик Феодор. 15 августа — мученик Феодор Римский. 2 октября — благоверный князь Феодор Смоленский, 11 октября — преподобномученик Феодор 13 ноября — праведный Феодор купец. 14 ноября — праведный Феодор. 16 ноября — святитель Феодор Исповедник, 17 ноября — праведный Феодор. 20 ноября — мученик Феодор Мелитинский. 24 ноября — преподобный Феодор Студит, 2 декабря — мученик Феодор. 6 декабря — мученик Феодор Антиохийский. 16 декабря — священномученик Феодор, 31 декабря — преподобный Феодор.

Краткая молитва святому Феодору, Федору на каждый день Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Феодоре, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Нас можно найти по словам: именины Федора, церковный календарь мужские имена, день ангела по мужским именам Федор, именины по календарю, bvtybys atljh, когда именины у Федора, православные даты мужских именин, мужские имена совместимость по имени.

Прежде чем ответить на вопрос о том, когда именины Федора, немного исследуем историю возникновения этого имени. Некогда очень распространенное старинное русское имя Федор, причем греческого происхождения, переводится как «Божий дар». Церковная и дореволюционная форма звучит как Феодор – двухкомпонентное теофорное имя, где первая часть обозначает «бог», а вторая – «дар». Тут же надо указать, что теофорные имена состоят из имени бога или божественного эпитета. К подобным именам можно отнести такие, как Илия (мой Бог) или Гавриил (Божественная мощь).

Церковный праздник 21 июня — память Феодора Стратилата

В церковном календаре 21 июня — день памяти святого великомученика Феодора Стратилата.

Также смотрите: молитвы и акафист Феодору Стратилату.

Древние предания рассказывают, что Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор был родом из шорода Евхаита, где он родился, вырос и поступил на службу армию императора. Известность в народе и славу Феодор получил после убийства огромного змея, который терроризировал жителей Евхаитажившего недалеко от Евхаита.

Узнав о подвиге Феодора император назначил его военачальником (стратилатом) в городе Гераклее. Однако святой не только исполнял указания правителя, а и проповедовал христианскую веру. З время службы в Гераклее большая часть жителей города приняла христианство, о чем вскоре узнал император Лициний. Правитель не поверил слухам о своем военачальнике и решил навестить Феодора. Святой пообещал императору устроить пышное жертвоприношение языческим богам.

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим.

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, заточили в темницу, морили голодом, а потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.В результате этого чуда весь город уверовал во Христа.

Число имени Федор

Число имени Федор по нумерологии — 5.

Многие люди мечтают о том, чтоб покровителем их имени в нумерологии была именно цифра 5. Пятерка — это число счастливчиков. Подопечные 5-ки чаще всего становятся успешными и влиятельными людьми. Окружающие их уважают, доверяют им и прислушиваются к их мнению. Предполагается, что пятерки не поддаются чужому влиянию, они всегда независимы в своих поступках и суждениях. Для них очень важны личностная свобода и независимость. Подопечные числа 5 предпочитают яркую и активную жизнь с постоянными передвижениями, поездками, приключениями и заморскими путешествиями. Их темперамент не дает им долго сидеть на одном месте. Работа в офисе или в цеху для них худшее испытание в жизни. Они стремятся работать на должности, подразумевающей постоянные поездки и командировки, желательно за границу.

Кстати, где-нибудь за океаном профессионализм 5-ок раскроется в полной мере, ведь они с легкостью осваивают иностранные языки и могут успешно представлять интересы отечественной компании за границей.

Пятерки нуждаются в постоянно смене обстановки, они открыты для новых познаний, интересуются как новинками техники и моды, так и научными открытиями. Новые путешествия и впечатления, дружеские знакомства, фонтан эмоции вот что нужно пятеркам для счастья. Однако в своей погоне за приключениями и новыми ощущениями, подопечные числа 5 не ценят то, что у них есть, поэтому создать крепкую семью им очень сложно. Кроме того, они довольно противоречивы и своенравны, часто нетерпеливы, а также критичны. Пятеркам нужно научится воспринимать мнения других людей, а не навязывать всем свой авторитет.

Формула вычисления числа имени Федор: Ф (4) + Ё (7) + Д (5) + О (7) + Р (9) = 32 = 3 + 2 = 5

Традиции и суеверия, связанные с церковным и народным праздником Днем Федора

В некоторых селениях в старину очень боялись вампиров и упырей и молва о них распространялись очень быстро по всей округе. А по легенде именно на Федора они вылазят из своих логов и бродят по Земле. И если у местных начинали безо всякой причины гибнуть животные, то тогда люди испытывали неуемный страх, а помогали им защитить себя обереги в виде развешанного чеснока по всем углам, да молитва к Всевышнему. Поговаривали, что следы от укусов вампира очень маленькие и их можно даже и не заметить.

  • Бывает, что и люди начинают пропадать, тогда ясное дело, тут без чертовщины не обошлось. В лес также боялись ходить в одиночку. И по этим же причинам большинство посещали храм Божий, дабы защитить себя.
  • Наши предки полагали, что этот день лучше пересидеть у себя дома, выходили только по большой надобности и поэтому по гостям старались не ходить. А странников к себе впускали только после того, как была прочитана молитва Богу.
  • Так как люди боялись близости злых духов и другой нечисти, то они старались не селится возле кладбища, а те, кто жил в одиночку по вечерам не покидали своего жилища, а также вечером проходить мимо мест захоронения умерших считалось дурной приметой.
  • Чтобы вампиры не вставали из своих могил перед захоронением им в гроб клали крестик и библию.

Народный праздник 21 июня – Федоров день, Федор Колодезник

21 июня, накануне праздника летнего солнцестояния, наши предки отмечали Федоров день. В этот день поздравляли не только всех мужчин с именем Федор, а и чтили мастеров, копавших колодцы, – уважаемых людей на селе.

Согласно народным традициям именно 21 июня выбирали место для будущего колодца. Под вечер на Федора-колодезника мастер обходил заранее присмотренные места и клал там на землю вверх дном особо заговоренную сковородку. А утром, еще до восхода солнца, поднимал их и смотрел, бегут ли по ним водяные струи.

  • Сухая сковорода говорила о том, что колодец на этом месте копать не стоит, «водяной жилы» под землей нет.
  • Слегка запотевшая – вырыть-то можно, только толку от такого колодца будет чуть.
  • Ну а уж если вся сковорода мокрой была, то быть здесь прекрасному колодцу с чистой водой.
  • Если же ночью шел дождь и вся сковорода была мокрой, то этим летом колодцы лучше было вообще не копать – воды в них будет мало, а в той, что есть, быстро появится тина.

Если же хозяин сам решал выкопать колодец, то семь раз выходил из дома по утренним зорькам и примечал места, где первый туман ложится, после чего уже принимался за работу.

Иконография[ | ]

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах с темными волосами и небольшой бородкой. В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьем, луком и щитом.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота о внешности святого Андрея сказано «старец кудрявый

». Иконописный подлинник С. Т. Большакова (XVIII век) указывает что он «сед, власы курчеваты, брада Иоанна Богослова, во бронях, приволока празелень, доспех клетчат, риза празелень, испод лазорь, нагавицы багор, в правой руке крест, а в левой копие, за левую щит ».

Вторая смерть

Отказ от чудесного избавления, но принятие смерти или мучений за сотни лет до жизни Феодора Стратилата были знаковыми в христианстве.

Арестованные за проповедь апостол Павел и его соратник Сила, когда ангел чудесным явлением потряс само основание темницы и освободил их, остались в камере. Казалось бы, Господь сам избавляет, беги! Но с великой верой остались заключенные в неволе, чтобы узами своими проповедовать язычникам. Чем положили начало многим крещениям среди них.

Сам Господь Христос Иисус не пожелал избежать ареста и позорнейшей, предназначавшейся только рабам Римской империи казни. Как же мог раб Божий Феодор отказаться от смерти, которая прославит Бога? С верой он обратился к бунтующему народу и призвал к спокойствию. Напомнил им, что сам Христос мог призвать легионы ангелов и спастись от крестной смерти, но не пожелал.

Его стойкость воодушевила еще больше людей: тех, кто видел пытки, тех, кто пытал и казнил его, тех, кто только слышал об этих ужасах и чудесах, — прославить Бога и отказаться от язычества.

Личность князя Феодора Ярославского в истории России

Личность святого князя Феодора Ярославского в трудах некоторых историков вызывает споры и противоречия. Само прозвище «Черный», которое ему приписывают многие библиографические и энциклопедические источники, вызывает неоднозначную реакцию специалистов, которые считают, что на самом деле Феодор был Чермным (то есть красным, красивым), а не Черным. И эта мысль имеет право быть принятой всерьез, поскольку Лицевой летописный свод сообщает нам, что Феодор был высокого роста и весьма приятной внешности. Но в Никоновской летописи четко написано «Черный». С другой стороны, прозвище Черный тоже могло быть, поскольку, как считают Ярославские краеведы, Феодор не просто так получил одобрение и симпатию монгольского хана Темира-Менгу, а прославился в Сарае тем, что примкнул к проордынской группировке русских князей, участвовал в карательных походах на яссов и камских булгар (1277-1278 гг.). С 1281 по 1294 гг. Феодор участвовал в междоусобной войне сыновей Александра Невского, Дмитрия и Андрея, поддерживая Андрея, за которым стояли татары. Также следует отметить, что в летописях Феодор упоминается всего два раза, и то по весьма незначительным поводам, никак не характеризующим его как «Чермного» или все-таки «Черного». Вся остальная информация содержится в заказном житии, датируемом первой половиной ХV в. и составленном по настоянию Ивана III, московского князя, которому, в свете недавнего присоединения Ярославля к Москве (1463 г.), было необходимо доказать происхождение ярославских и московских князей от общего предка, чтобы обосновать включение ярославского края в разрастающееся московское государство. Так или иначе, приходится принимать это Житие как основной источник о жизни святого Феодора и его сыновей. Современная историография, касающаяся благоверного князя, также скудна и представлена работой митрополита Иоанна (Вендланда) 1990 г., ярославского краеведа Е.А. Ермолина, культуролога Т.В. Юрьевой.

Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие». В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.

Акафист святому великомученику Феодору Стратилату

Кондак 1

Возбраному воеводе и славному во страдальцех воину, святому великомученику Феодору, приидите песнь хвалебную вкупе воспоим. Ты же, великомучениче, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель яви тя Церкви Своей, яко страдальца доблественна и воина непобедима, да вси по достоянию страдания твоя восхвалят, страстотерпче Феодоре. Сего ради и мы, яко мученика днесь чтуще, восхваляем ти, вопиюще:

Радуйся, идольскаго служения прелесть обличивый.

Радуйся, ярость безумнаго царя языческаго презревый.

Радуйся, сего ради мучения велия и раны смертныя претерпевый.

Радуйся, яко Христос от Пилата, от Ликиния царя плотию на кресте пригвожденный.

Радуйся, от Ангела Господня паки живот и крепость дивно восприявый.

Радуйся, с радостию о Господе главу свою честную под меч преклонивый.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 2

Зряще страдальца доблественна и воина непобедима святаго великомученика Феодора, страданьми венцы победные приявша и со ангелы сочетавшеся и чудес сокровище миру даровавша, вернии единомудренне почтим, воспевающа Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум божественный стяжав, змия велия и страшна, близ Евхаитска града вогнездившася, крестом и мечем поразил еси, воине Христов, темже и стратилат, еси воевода, возставлен бе на земли. Мы же яко небесному воеводе вопием ти:

Радуйся, силою Христовою от змия того лютаго отечество свое свободивый.

Радуйся, многое народа множество ко Христу обративый.

Радуйся, оружием веры демонов полки победивый.

Радуйся, яко победоносный явился еси на земли страдалец.

Радуйся, чудес множество с верою к тебе прибегающим подаваяй.

Радуйся, Христу Богу молитися за ны милостиво не оскудневаяй.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 3

Силою Божией умерщвлена змия Феодором Стратилатом видевше, Евхаитский град и вси людие окрестние чудяшеся зело и взываху глаголющее: «Велий есть Бог Феодоров, сей есть Бог истинный», — Емуже мы вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имея обычай благий нощию молитися неусыпно, Феодоре святый, видения божественнаго сподобился еси: покрову храмины, яко отверсту явшуся и свету небесному, яко огню велию, осиявшу тя; также и глас слышал еси свыше глаголющ: « Дерзай, Феодоре с тобою бо есмь». Сим познал еси, яко время прииде страдания твоего за Христа, возвеселися духом. Темже вопием ти:

Радуйся, яко славу неизглаголанную Христа Бога узрел еси.

Радуйся, яко и премирных видений зритель был еси.

Радуйся, яко и на земли небесныя собеседники имел еси.

Радуйся, великих бо Таин откровений в земной жизни сподобился еси.

Радуйся, пророческое просвещение.

Радуйся, светильниче мысленный, светом Христовым облистаемый.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 4

Бурю мучений близящуюся разумев, сице молился еси со слезами, блажение Феодоре, Христу Богу : «Господи, Боже, всесильный, буди ми милостив и соблюди мя от прелести вражия, да не порадуются врази мои». Такоже и мы с тобою Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав злочестиваго царя прельстительныя глаголы, яко да жертвы и кадилы и ароматы принесоши мерзким богам, Феодоре треблаженне, сокрушил еси я в нощь едину и, раздробив вся идолы златы и сребряны в части малы, разделил еси я сирым и убогим. Сего ради неустрашимому твоему подвигу вельми дивящеся, сице вопием:

Радуйся, премудростию словес твоих бесстуднейшаго царя посрамивый.

Радуйся, славу Бога жива и истинна пред языки проповедавый.

Радуйся, яко воистину Феодор, еже сказуется дар Божий, явился еси.

Радуйся, яко ныне со ангелы и лики мучеников блаженне радуешися.

Радуйся, яко дерзновение имеяй к Богу, от скорбей и страстей нас всех избавляеши.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Почитание святого Федора в православии

Нетленные мощи святого Феодора долгое время хранились в главном Евхаитском храме. В XI веке состоялось перенесение мощей великомученика в Богородичный храм Влахерны – пригорода Константинополя. В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, и целостность святых останков была нарушена.

В настоящее время отдельные части мощей хранят разные храмы:

  • главу – Афонский монастырь Пантократор;
  • левую руку – монастырь Мега Спилеон греческого полуострова Пелопоннес;
  • части мощей – Московский Благовещенский собор и Новгородский храм Святой Софии.

Православная церковь причислила Феодора Стратилата к лику великомучеников, установив дату празднования 21 февраля.

В честь святого Феодора построено множество храмов и монастырей. Один из самых известных монастырей, возведенный в XVIII-XIX вв., расположен в Крыму. Двери храма открыты для любого желающего поклониться святому Феодору.

За свой подвиг, Феодора назначили военачальником города Гераклея, где он проповедовал Евангелие

За этот подвиг, Феодора назначили военачальником города Гераклея, который находился недалеко от Черного моря. Именно здесь он стал сочетать свою службу с апостольской проповедью. Среди подчиненных ему были и язычники, которые слушали проповеди Евангелия. Чуть позднее, благодаря ему, почти все жители его города приняли христианство.

Всех жителей Гераклеи Феодор привел к христианству

Но, к сожалению, началось гонение на христиан. Император Ликиний убил 40 мучеников Севастийских, после чего начал еще сильнее гонение на просвещенных поборников христианства. Когда он узнал о Феодоре, то захотел увидеть его лично. Он послал за ним своих людей. Святой Феодор принял людей с честью, но не хотел оставлять без присмотра своего города.

Феодор знал, что хочет от него император, и захотел принять мучения в своем городе.

Накануне своих страданий, Феодору было видение. Он увидел себя стоящего в храме. Тут неожиданно крыша разверзлась, и над храмом он увидел небесный свет. Тут же раздался голос: «Дерзай, Феодор, Я с тобою!». Феодор укрепился своим видением, помолился Богу, и стал ждать своей участи.

Гонение на христиан

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 10-15; Лк. 18, 10-14

Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.

Житие[ | ]

Мученик Андрей Стратилат. Минейная икона (ЦАК МДА). Фрагмент. Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (285—310 годы). За его храбрость, непобедимость и справедливость будущий святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат», то есть главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей ещё не принимал крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги — бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа как всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу.

Но завистники донесли правителю Антиоху, что он — христианин, обративший в свою веру подчинённых воинов. Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лёг на раскалённое медное ложе и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрёкся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришёл в город Тарс. Там их крестили местный епископ Пётр и епископ Нон Верийский. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях гор Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольётся их кровь. Во время этой молитвы не сопротивлявшиеся мученики были усечены мечами (+ ок. 302). В тот же миг из земли истёк источник. Епископы Пётр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector