Протопоп аввакум: краткая биография, семья, взгляды, сожжение

Расстрига

Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Вначале царь и его приближенные приняли его ласково, тем более что Никон в ту пору был в опале. Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум является принципиальным противником всей церковной реформы и отвергает возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений. Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.

Литература

  • Житие протопопа Аввакума, написанное им самим / Под ред. И. В. Галкина; изд. И. Я. Гаврилова. — М.: Т-во типо-литографии И. М. Машистова, 1911. — (Б-ка «Старообрядческая мысль»).
  • Житие протопопа Аввакума / Изд. подг. Н. С. Демкова и Л. В. Титова. — СПб.: Наука, 2019.
  • Гусев В. Е. Великий писатель Древней Руси // Послесл. к книге Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот. текста, коммент. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. — 100 000 экз. — (Литературные памятники Сибири). — С. 236—263.
  • Демченков С. А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума). — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 256 с. — (СИРИНЪ ). — ISBN 978-5-98712-848-0.
  • Жуков Д. Портреты (повесть «Аввакум» и др.). — М.: Сов. Россия, 1984. — 432 с., 1 л. портр. — 50 000 экз.
  • Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. — М.: Мол. гвардия, 2011. — 396 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1317).
  • Малышев В. И. История первого издания «Жития» протопопа Аввакума // Рус. лит. — 1962. — № 2. — С. 147.
  • Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома: Сб. науч. тр. / АН СССР (Лен. отд.); Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский Дом); отв. ред. А. М. Панченко. — М.; Л.: Наука, 1954. — 348 с. — С. 277—322.
  • Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. / Пер. с фр. — М.: Знак, 2011. — 680 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9551-0017-3.
  • Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность / Биографический очерк В. А. Мякотина. — СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1894.

Возвращение из немилости

В 1663 году в отношении государя к Аввакуму произошли разительные перемены. Его пригласили приехать в столицу. Причиной стало то, что в немилости на этот раз оказался Никон.

Царь предложил протопопу стать его духовником, но тот отказался, так как Алексей Михайлович не был старообрядцем.

При этом сам Аввакум нисколько не изменился, продолжая говорить окружающим все, что о них думает. В результате совсем скоро он из-за этого нажил себе новых врагов. Основной посыл протопопа был направлен на противодействие проводимым церковным реформам. Аввакум выступал за 8-конечный крест, крестился двумя пальцами, а не тремя, как стали делать многие после реформ Никона. В результате милость монарха оказалась недолгой: через год она сменилась гневом. Бунтаря, который категорически не желал подчиняться действующим порядкам, сослали в Архангельскую область.

В следующий раз в Москве он появился в 1666 году, во время суда над бывшим патриархом Никоном. От него ждали, что он наконец станет покорным, перенеся столько страданий, но этого не произошло. Убедившись в этом, церковный суд отлучил его от церкви. В ответ Аввакум наложил анафему на высшее руководство русского православия.

Следующий этап в краткой биографии протопопа Аввакума, который нужно отметить, — это целый год, проведенный им в монастыре под Калугой, фактически в заключении. Но и тут он не сломился.

Его отправили в Заполярье. 14 лет он прожил в срубе, наполовину утопленном в земле. Но и тогда не бросил проповедовать. Последователи протопопа Аввакума постоянно приезжали к нему, через верных людей он рассылал воззвания, которые расходились по всей стране. Эти воззвания были объединены в книгу, которую позже назвали первой художественной автобиографией. Так появилось «Житие протопопа Аввакума».

Сын священника Аввакум Петров

25 ноября 1620 года в селе Григорово на Нижегородчине в семье священника Петра Кондратьева родился мальчик. В честь ветхозаветного пророка его нарекли Аввакумом. В книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» приводятся отдельные эпизоды его младых лет. Про своего батюшку Аввакум говорил так: «Отец мой жизнь жил слабую, прилежаше пития хмельнаго…».

Когда мальчику было 12 лет, его отец скончался — подростку пришлось взять на себя роль главы семейства. После смерти матери он женился на односельчанке Анастасии Марковне, которая до самой смерти сопровождала его во всех тяготах и лишениях.


Протопоп Аввакум. (pinterest.ru)

В 1644 году Аввакум начал службу при храме Рождества Христова в Лопатищах. В его молодой семье появились дети — сын и дочь. Пастве в целом нравились его яростные и искренние речи на проповедях, но случались и драки — священника избивали недоброжелатели.

Недовольство местных властей деятельностью Аввакума вынудило его вместе с семейством искать протекции в Москве. Столица встретила его радушно, там он попал в круг вождей «боголюбческого» движения — клириков, выступавших за реформы церковной организации и её очищение от злоупотреблений. Священник познакомился не только с царским духовником Стефаном Внифатьевым, но и с самим государем Алексеем Михайловичем. В сентябре 1647 года Аввакум с грамотами от царя вернулся в Лопатищи. Жилище было разорено — пришлось поднимать домашнее хозяйства с нуля.

С 1645 года усиливаются позиции кружка «боголюбцев». Отец Иоанн Неронов стал главным вдохновителем Аввакума. К «боголюбцам» примкнул и Никон (Никита Минов). А в 1647-м кружок получил поддержку царя.

Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682)

Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.

Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:

14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:

Материалы по теме:

— Канон священномученику и исповеднику Аввакуму — Инокиня Ливия: «Памяти священномученика протопопа Аввакума»

Конец жизненного пути

Пустозёрск находился на «краю земли», но это не пугало богомольцев. Шли они туда нескончаемым потоком, чтобы пообщаться с мятежным протопопом. Обратно уходили, спрятав в своих посохах послания пастве, обличавшие никонианство. Призывали те послания к защите «древлего благочестия».

В то же время следует заметить, что раскольники не ограничивались проповедью великоросского обряда.

Многие из них призывали к самосожжению как единственному способу спасения души. Принято считать, что инициатором самосожжения первым выступил именно Аввакум. Но это не так.

Он рассматривал самосожжение лишь как одно из средств борьбы с никонианами. Причём человек должен был пойти на такой шаг абсолютно добровольно и без принуждения.

Сама же идея самосожжения вышла из теории самоуморения старца Капитона, деятельность которого приходилась на 30-е годы XVII века. Учение Капитона – это жизнеотрицающая ересь, так как самоубийство объявлялось благостью. Подобное воззрение не имело ничего общего с подлинным христианством.

Памятник протопопу Аввакуму

В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл . Это был тихий и впечатлительный человек

Он уделял огромное внимание вопросам благочестия. Этим решил воспользоваться мятежный старообрядец, здоровье которого на далёком севере было уже изрядно подорвано

Он написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду Алексея Михайловича. Попал тот в адово пекло за то, что отринулся от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом лишённый степени священства вольнодумец хотел отвратить нового царя от греческого обряда.

Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. Он посчитал письмо «великой хулой на царский дом». После этого события стали разворачиваться трагически.

Протопоп Аввакум был обвинён во всех смертных грехах и в 1682 году сожжён в срубе вместе со своими ближайшими сподвижниками. Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово уже в конце XX века был установлен памятник.

Михаил Стариков

Храмы во имя священномученика и исповедника Аввакума

Во имя священномученика и исповедника Аввакума освящен монастырь РПСЦ в с. Китаевское Ставропольского края, храм в с. Большое Мурашкино Нижегородской области, в г. Ивдель Свердловской области, в г. Чите Забайкальского края, в Екабпилсе (Латвия), часовня в с. Лопатищи Кстовского района Нижегородской области. 

Монастырь во имя священномученика и исповедника Аввакума в с. Китаевское Ставропольского краяХрам во имя священномученика и исповедника Аввакума одноименного монастыря в с. Китаевское Ставропольского краяХрам во имя протопопа Аввакума в с. Б. Мурашкино Нижегородской областиХрам во имя протопопа Аввакума в г. Ивдель Свердловской областиХрам священномученика и исповедника Аввакума в ЧитеХрам священномученика и исповедника Аввакума в Екабпилсе (Латвия)

Также во имя священномученика и исповедника Аввакума освящены часовни ДПЦ в Пустозерске и г. Нарьян-Мар НАО. 

Часовня во имя протопопа Аввакума в Пустозерске

Прославление пустозерских узников

Написанное протопопом Аввакумом «Житие» широко распространялось по России. Уже в конце XVII века появляются первые иконы с изображением Аввакума, который предстоит Спасителю.

В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и  страдальцам — протопопу Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и другим. Служба была опубликована в 1912 г.,  в журнале «Церковь». В сентябре 1912 г. впервые был поднят вопрос о канонизации епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и других старообрядческих мучеников, но по требованию государственных органов  вопрос был закрыт.

Все же епископ Нижегородский Иннокентий 5 августа 1912 г. освятил в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре придел во имя святых мученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания.

В 1913 г. старообрядцы Древлеправославной Церкви Христовой на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде приняли решение о поминовении в молитвословиях мучеников, пострадавших в XVII в. за древлее благочестие. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1917 г. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим.

По решению собора 1927 г. празднование святым угодникам Божиим, пострадавшим за правоверие в XVII в., совершалось в неделю перед днем святых отец 7 Вселенского Собора. В настоящее время служба совершается в неделю, следующую после празднования святым отцам 7 Вселенского Собора.

В 1922 г. епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. Эта традиция была продолжена приморскими старообрядцами.

5 июля 1998 г. было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.

В 1993 г. в селе Большое Мурашкино Нижегородской области Митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.

В 1991 году староверами был установлен памятный крест на месте пустозерского городища.

27 апреля 2012 г. староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.

Памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и поминальный старообрядческий крест на предполагаемом месте сожжения пустозерских узников

Взгляды и наследие

Ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие.

Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» (католичеством).

Бог, по словам Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывёртывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.

Исследователи[кто?] обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры, исповедующий Единосущную Троицу.

С другой стороны, ряд[кто?] староверческих апологетов вообще категорически отвергает подлинность тех сочинений Аввакума, в которых содержатся спорные догматические суждения, и объявляют таковые «никонианской» подделкой, призванной скомпрометировать священномученика. Смотрите, например, написанную с позиций староверов (беспоповцев Поморской церкви) книгу К. Я. Кожурина — биографию Аввакума в серии «Жизнь замечательных людей».

Светские авторы[кто?] отмечают новаторство его сочинений, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы.

Протопоп Аввакум краткая биография

Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его был приходской священник Пётр.

Мать звали Марией. Когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. В 17 лет юноша женился на 14-летней девушке Анастасии.

За год до замужества она осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была истовой помощницей во всех его делах.

В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства). Через 2 года ему дали 2-ю степень священства, и он стал попом в селе Лопатицы Нижегородской губернии.

Уже в эти годы будущий великий мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый характер. Он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же самого от своей паствы.

Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты. Священник воспылал к ней страстью.

Но чтобы подавить в себе порочное чувство, зажёг 3 свечи и положил на огонь ладонь правой руки. Так он и стоял, пока сильная боль не подавила грешное желание.

За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное – протоиерей). А в 1648 году случился конфликт с воеводой Шереметевым.

Тот плыл по Волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного отпрыска. Аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой человек слишком блудлив, и отказался его благословлять.

Разгневанный боярин приказал бросить священника в воду. Тот бы неминуемо утонул, но подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.

Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве. Здесь к нему очень хорошо относился патриарх Иосиф.

Но он скончался в 1652 году, а его место занял патриарх Никон, который также поначалу благоволил к принципиальному священнику.

Аввакум

Аввакум Петрович (родился 25 ноября 1620 или 1621 — умер 24 апреля 1682), протопоп, глава старообрядчества, писатель. В 1646-47 член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против церковной реформы патриарха Никона.

Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осуждён на церковном соборе и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме, написал «Житие» и др. сочинения. По царскому указу сожжён.

(Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни.

Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву, вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных пороков.

В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен был к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было патр. Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были устранены. Новое исправление вызвало оппозицию со стороны крайних приверженцев буквы обряда, которые стали видеть в нем посягательство на чистоту древней веры и благочестия.

Обладая редкой энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 Аввакум брошен был в подвал Андрониевского монастыря, сослан в Тобольск, но так как и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская обл.). Шесть лет провел Аввакум в Даурской земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям.

В 1663 Аввакуму позволено было возвратиться в Москву, но через год, вследствие челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет. В 1666 Аввакум возвращен был опять в Москву, где на проходившем в это время Соборе его пытались заставить отказаться от поднятой им оппозиции; но Аввакум остался непреклонен и в 1667 вместе с сообщниками Лазарем-попом и Феодором-дьяком сослан был в Пустозерский острог на Печоре.

После четырнадцатилетнего, полного суровых лишений заключения, во время которого Аввакум все еще не переставал поучать единомышленников через послания, вследствие резкого письма царю Феодору Алексеевичу, в котором поносил всю Русскую Церковь и хулил царский дом, приговорен был вместе с сообщниками к сожжению.

Протопоп Аввакум

Раскол. Творчество протопопа Аввакума

Церковный раскол допетровской Руси

По ходатайству Иоанна Неронова Аввакума назначили протопопом собора Входа Госполня во Иерусалим в Юрьевце-Повольском. В июле 1652-го протопоп прибыл в Москву, где находился до 21 августа 1653 года.

Тем временем в стране разворачивалась церковная реформа Никона, взошедшего на патриарший престол в 1652 году и сразу же объявившего о необходимости изменений в религиозной жизни. Взгляды Никона не нашли поддержки в среде «боголюбцев», которые были не согласны с унификацией русской церкви с греческой. Противники изменений подвергались опале: одним из первых под удар попал отец Иоанн Неронов. Протопоп Аввакум даже отправил челобитную царю, прося за своего наставника. С критикой обрушились и на самого Аввакума: ему пришлось покинуть место своей службы с частью паствы.


Церковный раскол. (pinterest.ru)

«Не пустили попы у Казанские в церкву и ис придела выбили, по приказу архидьяконову, сказывают. И я, грешник, помянул изгнание великаго светила Златоустаго, и собрался з братиею о Господе в дому твоем в сушиле, после тебя в первое воскресение побдети… И в то время прииде дух от пустыни, обыдоша нас пси мнози, и сонм лукавых обступиша ны, и вскочиша в молитвенный дом Борис Нелединский со стрелцами и книги попраша, а меня почали бить взашей и за волосы драть в патрахели, а братью також перехватали, человек с сорок и болши», — писал Аввакум в «Житии».

15 сентября Аввакума должны были расстричь за неповиновение патриарху, но по личной просьбе царя этого не произошло. Протопоп был отправлен в ссылку в Тобольск. Там у него отношения с местным духовенством и воеводой Пашковым совершенно не сложились на фоне жертв и лишений в ходе освоения Дальнего Востока. Так, во время экспедиции в Даурию 1656 года Аввакум разражался пламенными речами и совершил несколько дерзких выходок, за что недовольный воевода приказывал бить священника кнутом и даже посадить в острог. В экспедиции протопоп потерял малолетнего сына.


Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра 19-го века. (ru.wikipedia.org)

В мае 1664 года Аввакум с семейством прибыл в Москву. Противники реформы Никона из числа бояр приняли опального протопопа. Сам государь разместил Аввакума на подворье Новодевичьего монастыря. Постепенно протопоп набрал большое количество сторонников своих проповедей в Москве. Иван Андреевич Хованский, Юрий Дмитриевич Долгорукий, Анна Петровна Милославская и Феодосия Прокопьевна Морозова — эти влиятельные представители русской знати поддерживали Аввакума.


Суриков В. И. «Боярыня Морозова». (tretyakovgallery.ru)

Пламенные речи, которые беспокоили царя, конфликты с греческими церковниками и недовольство ряда московских клириков заставили окружение государя вновь выслать Аввакума из Москвы. На сей раз — в Пустозёрск. Церковная оппозиция подверглась репрессиям.

В 1666—1667 годах прошёл Большой Московский церковный собор, который должен был примирить сторонников и противников реформ. Привезли из ссылки и Аввакума. «Стязавшеся власти много со мною от Писания: Иларион Рязанский и Павел Крутицкой, Питирим же, яко красная девка, нишкнет, — только вздыхает. Оне же не возмогоша стати противо премудрости и силы Христовы, но токмо укоряху. И лаяше меня Павел, и посылаше к чорту», — так, согласно «Житию», прошёл для протопопа собор.

Примечания

  1. в старообрядческой традиции ударение в имени приходится на второй слог: Авва́кум
  2. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  3. . Дата обращения: 26 декабря 2020.
  4. Ремизов А. М. Аввакум (1620—1682) // Ремизов А. М. Звезда надзвёздная. — Собр. соч. — Т. 14. — СПб.: Росток, 2018. — С. 268—269. — ISBN 978-5-94668-212-1.
  5. Ремизов А. М. Звезда надзвёздная. Собр. соч. — Т. 14. — СПб.: Росток, 2018. — С. 485—501, 683—703 (комментарии).
  6. Воображаемая Сибирь. Географические чертежи и карты XVI—XVIII веков из собрания Алексея Булатова. — Тобольск: Общ. благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2006. — Л. 28.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2019.
  8.  (англ.). Официальный портал Казани (4 June 2020). Дата обращения: 28 марта 2021.
  9. Бизяева М., Косарева Е., Толкачев А. . gazetaznamya.ru. «Знамя», газета Большемурашкинского района Нижегородской области (24 июля 2020). Дата обращения: 26 декабря 2020.
  10. Толкачев А. . gazetaznamya.ru. «Знамя», газета Большемурашкинского района Нижегородской области (18 декабря 2020). Дата обращения: 21 декабря 2020.
  11. . РИА Новости (11 июня 2021).

Смерть

После кончины царя Алексея Михайловича трон занял сын Федор Алексеевич, благочестивый и впечатлительный. Мятежный Аввакум, рассчитывая, что сумеет отвратить монарха от ненавистного греческого обряда, написал ему письмо. Рассказал, что видел сон о батюшке Алексее Михайловиче, горящем в адском пламени за то, что принял никонианское учение.

Протопоп не рассчитал, что Федор осерчает и обвинит его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. Современник царя был жестоко наказан. В 1682 году старообрядца со сподвижниками Епифанием, Лазарем и Федором казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.

Сожжение протопопа Аввакума

Протопоп Аввакум знал о готовящейся казни, раздал книги и скудное имущество, надел белую рубаху. Примечательно, что огонь он считал очищающим и неоднократно призывал к самосожжениям. От огня умер и сам.

Казнь состоялась в пятницу Страстной седмицы. По дошедшим сведениям, когда пламя взметнулось в небо, Аввакум поднял руку с двуперстием и воскликнул: 

Конец жизненного пути

Пустозёрск находился на «краю земли», но это не пугало богомольцев. Шли они туда нескончаемым потоком, чтобы пообщаться с мятежным протопопом. Обратно уходили, спрятав в своих посохах послания пастве, обличавшие никонианство. Призывали те послания к защите «древлего благочестия».

В то же время следует заметить, что раскольники не ограничивались проповедью великоросского обряда.

Многие из них призывали к самосожжению как единственному способу спасения души. Принято считать, что инициатором самосожжения первым выступил именно Аввакум. Но это не так.

Он рассматривал самосожжение лишь как одно из средств борьбы с никонианами. Причём человек должен был пойти на такой шаг абсолютно добровольно и без принуждения.

Сама же идея самосожжения вышла из теории самоуморения старца Капитона, деятельность которого приходилась на 30-е годы XVII века. Учение Капитона – это жизнеотрицающая ересь, так как самоубийство объявлялось благостью. Подобное воззрение не имело ничего общего с подлинным христианством.

Памятник протопопу Аввакуму
 
 

В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл . Это был тихий и впечатлительный человек

Он уделял огромное внимание вопросам благочестия. Этим решил воспользоваться мятежный старообрядец, здоровье которого на далёком севере было уже изрядно подорвано

Он написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду Алексея Михайловича. Попал тот в адово пекло за то, что отринулся от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом лишённый степени священства вольнодумец хотел отвратить нового царя от греческого обряда.

Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. Он посчитал письмо «великой хулой на царский дом». После этого события стали разворачиваться трагически.

Протопоп Аввакум был обвинён во всех смертных грехах и в 1682 году сожжён в срубе вместе со своими ближайшими сподвижниками. Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово уже в конце XX века был установлен памятник.

Михаил Стариков

Инквизиция и Русь

Христианство, каким бы оно ни было, католическим или почти православным, пролило немало крови и все это в угоду своему господу, который, по словам церковников, претендует на роль самого любящего и прощающего.

Справа – картина Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год

Из школьного курса истории всем известно о крестовых походах, о крещении Руси огнём и мечом, ну и, конечно же, об инквизиции, которая не гнушалась жечь людей заживо.

Но, говоря об инквизиции, на ум приходят воспоминания о европейской средневековой инквизиции и редко кто догадывается, что на Руси инквизиция тоже имела место.

Ведовские процессы возникли уже в XI* в., вскоре после утверждения христианства. Расследованием этих дел занимались церковные власти.

В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в.

«Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом.

По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в. методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивания, протыкания бородавок и т. п. Вначале церковники считали колдунами или чародеями тех, кто не тонул в воде и оставался на ее поверхности.

Особым зверством отличился новгородский архиерей Лука Жидята, живший в XI в. Как отмечает летописец «сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям» Так же сурово Лука расправлялся и с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос и обе руки.

В летописи за 1227г говорится о казни четырех волхвов, которых сначала доставили на двор архиепископа, а затем предали огню.

Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг – предложенные виды казни – пригвоздить к стене и поджечь, или утопить.

В 1284 г.

Видимо, следуя, данному закону, в 1490 году новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах осужденных-еретиков берестяные грамоты. Двое наказанных сошли с ума и умерли, архиепископ Геннадий же причислен к лику святых.

В 1411г. киевский митрополит Фотий разработал систему мероприятий борьбы с ведьмами. В своем послании духовенству он предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний за якобы насланный на город мор.

В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой.

В «Повести о волхвовании», появившейся под влиянием церковной агитации против ведьм и чародеев, их предлагалось «огнем жечи». Наряду с этим церковь воспитывала народ в духе непримиримой вражды к медицине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector