Погребение умерших и обычаи поминовения у старообрядцев-поморцев

Основы вероучения и соответствующая им практика Древлеправославной Поморской Церкви*

Древлеправославная Поморская Церковь (далее — ДПЦ) является истинной преемницей по Символу Веры
«Единой Соборной и Апостольской Церкви» Христовой, исповедующей Троическое Божество и Спасителя мира
Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви, находившаяся в
едином лоне Церковного Русского Православия до реформ Никона в середине XVII века, которые разделили
церковное единство русской нации. Не отвергающая священства, но окончательно лишившаяся его по
условиям Последнего Времени и пребывающая под Божественной Благодатью.

Таким образом, Древлеправославная Поморская Церковь, содержащая все догматы и обряды дораскольной
Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства,
является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии.

По преемственности от Соловецкого монастыря и Выговского общежительства в Древлеправославной
Поморской Церкви сохраняются и совершаются избранными мирянами-наставниками таинства крещения и
покаяния, церковный бессвященнословный брак, обеспечивающий сохранение христианской семьи.

Основами вероучения являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и
Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности Древлеправославная Поморская Церковь руководствуется каноническими
правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных Соборов Русской
Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями Всероссийских Соборов
Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.

Основными формами деятельности Древлеправославной Поморской Церкви являются:

  • проведение богослужений и требоисполнений в культовых зданиях и помещениях, государственных учреждениях и жилых помещениях
    и других местах в установленном законом порядке;

  • проповедническая и миротворческая деятельность;

  • основание (восстановление) храмов и молитвенных домов;

  • организация образовательных учреждений, курсов обучения наставников, чтецов, уставщиков, певчих и других;

  • издание и распространение служебной, духовной и образовательной литературы.

Древлеправославная Поморская Церковь уважительно относится к законному церковному браку и
созданию семьи, защищая ее интересы и не допуская разрушения. Проповедует умеренный и здоровый
образ жизни, не одобряя вредных привычек. Поощряет повышение уровня общеобразовательных и
профессиональных знаний, не повреждающих Вероучению. Учит быть полезным обществу, любить свой
народ и Отечество, и защищать ближнего своего, быть честным и трудолюбивым. Для членов Церкви
ограничений в отношении исполнения их гражданских обязанностей и прав не имеется. Исключением
являются церковные служители, которым запрещена любая деятельность, связанная с насилием.

* Документ впервые опубликован в Книге Деяний Третьего Всероссийского Собора ДПЦ (Санкт-Петербург, 2008).

Новая страница летописи

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году и связан с именем председателя Совета общины Павла Владимировича Половинкина. В 1993 году П.В. Половинкину удалось добиться передачи общине бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «Любимовской моленной», а ныне — Казанского храма по ул. Льва Толстого, 17. В 1994 году в значительной мере благодаря его усилиям произошло объединение с общиной федосеевцев.

П.В. Половинкин

Переданное общине здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров, а позднее — захотело получить находящееся по соседству Главное управление Центробанка по Самарской области. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Самарской общине и ее председателю всё это стоило огромных усилий, зато сейчас в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, и трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.

14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, — Пасхальная служба. С этого времени община расположена здесь постоянно. В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.

В самарском поморском храме устроен великолепный иконостас. В настоящее время Самарская старообрядческая Поморская община работает над крупномасштабным и уникальным в своем роде проектом: это создание нового иконостаса, представляющего собой полный месяцеслов, в который войдут иконы с изображением святых и праздников на каждый день года, а также иконы триодного периода. Приблизительно 400 образов. На сегодняшний день написано около 90 икон.

Икона «Святой и всехвальный апостол Андрей Первозванный (месяца ноября в 30 день)» для иконостаса Самарской поморской общины, иконописец С.Л. Иванцов

Работа это очень кропотливая, на нее благословлены известные в староверческой среде иконописцы-поморцы. Еще в стадии разработки этого проекта некоторые христиане из Самары, Самарской области и других городов изъявили желание сделать пожертвование на написание определенных образов от своего имени. После чего у руководства общины появилась мысль пригласить к данному богоугодному делу христолюбивую братию — староверов поморцев из Самары и других местностей — последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года.

Наставник Йошкар-Олинской общины, иконописец Сергий Иванцов

Традиция делать пожертвования как на строительство Храмов, украшение иконостасов, так и на написание икон от частного лица, семейства или общин существует издревле. На обороте каждой иконы есть вкладная надпись: «Сия святая икона написана (дата) иконописцем (Имя и Фамилия) для Храма Самарской Поморской общины от имени и на пожертвование (Имя, Фамилия, город)».

Часть нового иконостаса — на сегодняшний день написано порядка 90 икон. Фотография автора

Трудами П.В. Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвословы для взрослых и детей, пособия «Как молиться епитимию», «Приготовление к погребению», Сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И. Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года, книга известного самарского начетчика Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви» и многое другое.

Самарская община ДПЦ сегодня является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье. В её фондах хранятся редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари и более 1000 фотографий из семейных архивов прихожан, наставников не только Самары, но и различных регионов России. Ведутся архив и летопись общины. При общине действует собственный музей, который активно пополняется редкими документами, предметами быта, старинными иконами, литьём и книгами.

Вечно гонимые…

За шесть лет до сожжения пустозерских узников лютой смерти были преданы сотни преподобных отцов и исповедников Соловецкой обители. Вместе с другими монастырями и скитами Русской православной церкви обитель отказалась принять новые никоновские книги. Они смело заявляли царю:

В ответ царь послал в Соловецкий монастырь войска. Они осаждали обитель в течение семи лет — с 1668 по 1675 год. Когда же всё-таки ворвались туда, то устроили страшную бойню. Были замучены до 400 иноков: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в прорубях. Но никто из них не просил ни милости, ни пощады. Тела убитых лежали неубранными и неразложившимися целых полгода, пока не пришёл царский приказ предать их земле. Разгромленную обитель заселили потом присланными из Москвы монахами, принявшими новую веру…

Мучения иноков за древнее благочестие

В 1685 году царевна Софья издала указ, справедливо получивший название «драконовский». В нём говорилось, что тех, кто распространяет старую веру, по-прежнему будут пытать и ссылать. Приказано было бить кнутом и батогами даже тех, кто чем-то поможет гонимым христианам. Имущество староверов — дворы, поместья, вотчины, лавки и всякие промыслы и заводы — велелось отбирать и отписывать на «великих государей». От этих жутких гонений, разорений и смерти могли спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры и рабская покорность приказам властей.

По всей России пылали костры, сотнями и тысячами сжигались невинные люди. Духовенство и правительство истребляли своих же родных братьев за их верность заветам и преданиям Святой Руси и Христовой церкви. Временами репрессии то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались.

Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их не сжигали массово, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней всё-таки были. Царь дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, обложив их двойным окладом. Также с каждого мужчины взимали 50 рублей в год за ношение бороды. Со старообрядцев взыскивали пошлину и в пользу духовенства новообрядческой церкви. При этом они не могли занимать государственные или общественные должности. Старообрядцы, записавшиеся в двойной оклад, числились записными. Но большинство жили тайно, скрываясь от властей. Их постоянно разыскивали и ссылали на каторгу. Чтобы иметь больше поводов преследовать старообрядцев, Пётр приказал выдумывать  на них ложные дела.

По старому обряду

При Екатерине II старообрядцам жилось чуть легче, как и при Александре I — но только в первую половину его царствования. Лишь при Николае II, с конца 1905 года, старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве свою церковную жизнь: строить храмы, монастыри, совершать крестные ходы, иметь колокольный звон, устраивать общины, открывать училища. Но и при этом царе старообрядцы не получили полной религиозной свободы.

Во времена сталинских репрессий на старообрядцев охотились, причисляя к кулакам. Снова власти разоряли скиты, сжигали старинные книги, иконы, а людей арестовывали и ссылали в суровые края. Убегать становилось всё сложнее, и тогда вновь начались самосожжения — лишь бы не жить среди безбожников, не вступать в колхозы, не платить непосильных налогов.

Современные старообрядцы говорят, что гонения на них никогда не закончатся и что самое страшное, может быть, ещё впереди…

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Вечернее заседание

На очереди вопрос о земле. Докладчиком выступает М.П. Давыдов. Изложенные докладчиком способы решения вызывают шумное одобрение. Горячий спор возникает по вопросу о вознаграждении за частновладельческие земли. В результате принимается следующая резолюция:

«Считая осуществление земельной реформы совершенно неотложным, ближайшим, настоятельнейшим требованием момента и принимая во внимание возможность самовольных захватов и самоуправного решения вопроса, и крайнюю опасность для государства такого образа действий, несущих взаимное озлобление и хозяйственное разстройство, собрание пришло к нижеследующим постановлениям:

а) В основу увеличения земельной площади малоземельного, безземельного и иного вида крестьянского населения, обрабатывающего землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточного хозяйственного обезпечения», определяемого путем, указанным в пункте 3 настоящей резолюции.

б) С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый от отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских, церковных и жалованных земель, а также из земель крупных частных владельцев (кроме крестьянских обществ, приобретших землю при посредстве крестьянского банка, или других кредитных учреждений, при условии, если размеры участков не превышают норму «достаточного обезпечения»). Частновладельческие земли отчуждаются, по справедливой (не рыночной) оценке.Примечание: При монастырях должно быть оставлено количество земли, необходимое для обработки личным трудом монахов.

в) Начала, на которых должны передаваться крестьянскому населению земли из государственного фонда, строго согласуются с теми формами землепользования, которые изстари приняты в той или иной области России, чтобы реформа не могла повредить в коренной и опасной ломке исторически сложившийся хозяйственный быт деревни.

г) Недра земли переходят в собственность государства. Леса, в предупреждение истребления и неумелого, нехозяйственного оными пользования, пользуются охраной государства, или муниципальных учреждений округа, с ежегодным выделением потребной для крестьянских хозяйств части, с тем, однако, чтобы лесная площадь не опускалась ниже определенного уровня.

д) Наряду с увеличением земельной площади государство должно прийти на помощь населению организацией в широких размерах всех видов сельскохозяйственного кредита, служащего для подъема производительности почвы и улучшения сельского хозяйства.

е) Широкая организация за счет государства переселения, разселения из губернии малоземельных в многоземельные и устройство в местах нового поселения.

ж) Урегулирование поземельных арендных отношений в интересах производительности и процветания сельского хозяйства и в интересах мелких съемщиков волостными комитетами.

з) С целью определения размеров достаточного хозяйственного обеспечения землей крестьянского населения, при сохранности существующих форм землепользования и сообразно с наличным запасом удобной земли, немедленно должны быть организованы губернские и уездные земельные комитеты из специалистов по земельным и местным вопросам и представителей крестьянства, которые и займутся вопросом о количестве увеличения земельной площади на душу или подворно и том, чтобы добытые таким образом материалы послужили основой для решения земельного вопроса в окончательной форме Учредительным Собранием.

и) Распространение рабочего законодательства на сельско-хозяйственных рабочих, сообразуясь с техническими особенностями земледелия, 8-часовой рабочий день совершенно неприменим в сельском хозяйстве.

В утреннем заседании постановлено также просить Временное Правительство допустить в комитет по выработке положения о выборах в Учредительное Собрание представителя от съезда, каковым единогласно избирается Н.П. Ануфриев. Затем также постановляется послать представителя в крестьянский союз и совет крестьянских депутатов. Представителем избирается М.П. Давыдов.

Вечернее заседание оканчивается в 9 1/2 час. вечера. 

Обустройство могил староверов-безпоповцев

Православное вероисповедание не допускает сожжения тел усопших, а только захоронение их по словам Господа Бога: «Из земли взят и в землю паки пойдеши». Желательно также, чтобы христианские захоронения располагались отдельно от еретических. Могила на христианских кладбищах должна быть ориентирована вдоль линии «восток-запад». Гроб устанавливается ногами на восток и в ногах устанавливается намогильный крест.

Не положено на могилах ставить железные и каменные кресты и памятники по иудейскому и армянскому обычаю, а только деревянные кресты из пород, не подверженных быстрому гниению (дуб, береза, сосна и др.). В случае, если из-за давности времени один крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь либо закопать здесь же. Кресты необходимо делать по всем Церковным правилам, соблюдая все установленные пропорции. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».

Достойная память усопшему христианину — поминовения его в день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасхи, Троицы, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).

Христианин, посещающий кладбище, должен с молитвой подходить к месту захоронения близких, положить поклоны с заупокойным тропарем. Поэтому таблички с фамилией и датами жизни рекомендуется располагать с тыльной стороны или ниже последней перекладины креста. Фотографии же вовсе не положено прикреплять к кресту.

Количество староверов

Согласно «Атласу религий и национальностей России», в стране проживает около 400 тысяч раскольников всех согласий и течений, что составляет 0,2% населения страны. 26% старообрядцев живет в крупных городах-миллионниках В 2018 году в стране насчитывалось 379 общин староверов, что составляло 3,1% от всех религиозных общин России.

Но в докладе Алексея Безгодова указываются иные цифры. Он считает, что даже в СССР в 1980-х годах насчитывалось около двух миллионов староверов. В 2012 году – из опрошенных 0,5% причислили себя к церквям старого обряда, что при экстраполировании на страну дает количество в 700 тыс. человек. При этом 31% старается соблюдать правила веры, а 3% – являются активными прихожанами.

Сами раскольники считают, что их никак не меньше 1 900 000 человек, а количество старообрядцев «по крещению» может быть еще больше – до 3 млн человек или 2% населения страны.

История церкви[править | править код]

Группа старообрядцев — поморцев. г. Нижний Новгород.

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва).

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство) под руководством братьев Денисовых. В рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия. Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля «О свободе вероисповедания». Вскоре после этого в Поморское согласие перешла многочисленная и влиятельная Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, отделившаяся от федосеевцев ещё в первой половине XIX века. Первый Всероссийский собор поморцев прошёл —10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году, оба — в Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва). Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были расстреляны, либо находились в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Учредительный съезд староверов-поморцев России прошел 21-22 ноября 1989 года в храме Московской Преображенской общины. 68 делегатов и гостей из 38 общин и приходов приняли участие в его работе. Они рассмотрели состояние Поморского старообрядчества в РСФСР и приняли решение об образовании Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, утвердили программу его деятельности, обсудили вопрос о созыве Российского Поместного Собора.

«Только и уходу, что в огонь да в воду…».

Положение приверженцев старой веры в XVII столетии во многом было похоже на положение христиан в Римской империи в первые века христианства. Тогда христиане, страдая от гонений со стороны языческих властей, вынуждены были скрываться в катакомбах и пещерах. Так и русским людям, не принявшим церковных реформ, пришлось бежать в пустыни, леса, горы, другие страны, скрываясь от преследования со стороны государственных и духовных властей. 

Но власти нигде не давали старообрядцам жить спокойно, добиваясь от них отречения от старой веры. В ход шли самые жестокие пытки: людей медленно жгли на огне, выматывали жилы, четвертовали, подвешивали за ребра к потолку или на особой перекладине и оставляли так висеть долгое время — до отречения или смерти. Подвешивали на вывернутые назад руки, колесовали, зарывали в землю по шею живыми. Кто-то, не выдержав пыток, отрекался от своей веры — правда, неискренно.Но немало было тех, кто предпочитал сжечь себя вместо принятия новых обрядов.

Они заранее делали срубы для самосожжения, готовили отдельные избы или часовни, просмоленные и обложенные соломой. Когда узнавали, что едут по их душу, запирались в здании и при появлении гонителей заявляли: «Оставьте нас, или мы сгорим». Иногда гонители уезжали, и тогда народ избавлялся от самосожжения. Иногда поджигали сами гонители. В итоге — люди сгорали сотнями и тысячами.

Даже дети староверов бестрепетно шли в пламя. Однажды привели к просмоленному срубу на казнь 14 человек, среди которых была и девятилетняя девочка. Всем стало жаль её, и архиерейские приставы, распоряжавшиеся казнью, велели задержать ребёнка. Сруб уже пылал, но ребёнок всё рвался к своим. Тогда ей сказали, как будто желая напугать и остановить: «Ну так ступай в огонь, только смотри, глаза не закрывай». И девочка, перекрестившись три раза, бросилась в огонь…

Аввакум и Анастасия Марковна

Фото и видео галерея

Паломническая поездка в Латгалию, 2017-09-16

Каунасскому храму — 110 лет, 2016-05-22

Пасха в Райстинишкской общине 2015-04-12

Благословение духовного наставника в Каунасе 2014-06-15

Освящение Каунасского храма 2014-05-22

Поднятие куполов в Каунасе 2014-05-09

Римки праздничная служба 2012 09 21

События

Храмы

Иконы

Лица

События

Назад

Далее

Все

О сообществе

Христианская православная вера пришла на Русь из Византии в X в. Русь была крещена в 988 г. при киевском князе Владимире. В XVII в. патриарх Никон начал проводить реформы Русской Православной Церкви. Часть духовных руководителей и мирян Церкви их не приняли. Произошёл раскол Русской Православной Церкви. Наша древняя, отвергшая нововведения и оставшаяся непоколебимой в старой вере, Церковь с течением времени стала называться Староверческой или Древлеправославной Поморской Церковью. Она является духовной наследницей и фактической правопреемницей дореформенной Русской Православной Церкви.
Во второй половине XVII в. первые староверы-беженцы из России поселились в Великом княжестве Литовском. Первый староверческий храм на территории нынешней Литвы был построен в 1710 г. в деревне Пуща (Гиряле) (ныне Рокишкский район). С течением времени на территории Литвы образовывались также другие староверческие поморские общины.
6 мая 1922 г. на староверческoм съезде в Каунасе впервые был избран Центральный Старообрядческий Совет в Литве, объединивший все без исключения староверческие поморские общины Литвы.
20 мая 1923 г. Кабинет министров издал «Временные правила, регулирующие отношения Литовской староверческой организации и Литовского правительства» (Vyriausybės žinios, 1923 m., Nr. 132), согласно которым Литовское правительство предоставило автономию Древлеправославной Поморской Церкви Литвы и признало Центральный Cтарообрядческий Cовет в Литве высшим органом Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.
15–17 октября 1925 года съезд Древлеправославной Поморской Церкви, проходивший в Вильнюсском Свято-Покровском храме, избрал Высший Совет Древлеправославной Поморской Церкви. На этом съезде был принят Устав Древлеправославной Поморской Церкви.
Вильнюсский Свято-Покровский храм является историческим местонахождением Высшего Совета Церкви. Литовское государство признает Древлеправославную Поморскую Церковь как традиционное религиозное сообщество Литвы.     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector