Меднолитые старообрядческие кресты: титла и надписания

Старообрядческий крест

В православии крест — это символ веры, неотъемлемый атрибут богослужений и церковных обрядов. Верующие люди почитают его как святыню.

Непосредственно крест в старообрядчестве и современном православии выглядит одинаково. Горизонтальная и вертикальные перекладины — символизируют распятие, которое нёс на плечах Иисус к месту своей казни. Различия наблюдаются в формах нательных крестов. Иначе их называют — тельники.

Вид

Внешний вид креста староверов несколько отличается от современного символа веры. В четырёхконечную крестообразную форму заключён восьмиконечный крест. Как ни удивительно, но многие современные православные кресты выполнены в традициях католицизма — состоят из двух поперечных перекладин, содержат изображение распятого Христа. Такие кресты называют четырёхконечными — просто и лаконично.

Староверы подобную форму не приемлют. Их символ полностью соответствует Голгофскому изображению, описанному в Библии. Причём лицевая сторона креста не имеет изображения Спасителя. Оборотная сторона креста старообрядцев обязательно содержит молитву о вере в воскресение Бога.


Мужской крест староверов

Значение

Верхняя перекладина представляет табличку с начертанными словами: «Иисус Назарянин Царь Славы». Надпись может состоять из букв «ИНЦИ» — взамен «Славы» пишется «Иудейский». Это не изменяет сути, прописанной в Библии — над головой распятого Христа начертано Его имя.

Нижняя перекладина изображает опору для ног Спасителя. Скошенная форма напоминает библейскую историю распятых слева и справа от Христа разбойников. Первый (левый) конец направлен вниз. Означает проклявшего Иисуса разбойника, который после смерти отправился в ад. Второй конец устремлён вверх — что говорит о раскаявшемся разбойнике, отправившемся вместе со Спасителем в Рай.

Арочное подножие креста символизирует гору Голгофу — место казни. Изображённые слева и справа от креста, соответственно, копьё и трость — орудия казни. Копьём было проткнуто тело скончавшегося Христа с целью убедиться в его смерти. На трость насаживалась губка с уксусом, подносимая к губам ещё живого Спасителя вместо воды. Череп — изображает голову Адама, символизирующую падение человечества, поддавшегося духовным и физическим грехам. Буквы «Г» и «А» слева и справа от черепа означают «голова Адама». Внутренний смысл изображения — символ спасения — омытый кровью Христа череп очищает человека от греха, дарит возможность обрести вечную жизнь.

Кресты, распятия староверов могут иметь иные отличия, но они незначительны — не меняют суть передачи изложенной в Библии истории.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Всё, что нужно знать о старообрядческих нательных крестах

Находки нательных крестов среди поисковиков отнюдь не редки. Основная причина – это верёвочки, которые часто перетирались, чуть реже отламывалось ушко. Таким образом, после монет, крестики самая частая находка.

Довольно часто нашу команду приглашают люди поискать фамильный клад где нибудь у себя в огороде. Мы не отказываемся, но предварительно договариваемся, что независимо от результатов поиска, сопутствующие находки, типа монеток и крестиков, мы оставляем себе. Обычно люди соглашаются на такие условия.


Мужской старообрядческий крест с остатками голубой эмали

Бывает найдёшь крестик в огороде, а у людей в глазах баксы, думают, что он стоит невероятных денег, а когда слышат слово “старообрядческий”, так и вовсе за голову хватаются от того, что договорились, что находки наши.

Ну, да не о том статья. Я заметил, что почти никто не не знает, что значит старообрядческий крест и чем он отличается от православного креста. (Друзья кладоискатели, конечно, я не вас имею ввиду)

Чтобы не затягивать публикацию в мелкие подробности вдаваться не буду. Всё будет коротко и по существу.

Итак, после реформы патриарха Никона в середине 17 века, значительная часть людей не приняла обрядовых нововведений и произошёл раскол. Этих людей и стали называть “раскольники” и “старообрядцы” ибо они отстаивали прежние ритуалы проведения обрядов.

Это православные крестики. На них допускается изображать святых.

Что касается нательного крестика, то старообрядцы признавали только одну форму – восьмиконечный крест. Чаще всего он был вписан внутрь четырёхконечного. Обязательным считалось наличие на кресте, с обратной стороны, молитвы: “Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»

Различают два типа нательных старообрядческих крестиков: женский и мужской. У женского более плавные формы и в народе он получил название листик.

Крестик листик моей супруги. Из земли, батюшка освятил. Типичный крест старообрядцев.

Основное отличие между старообрядческим и православным крестами – это отсутствие фигуры Иисуса Христа у старообрядцев. Они считали, что изображать Христа можно только на иконах.

Простому православному человеку нет смысла вдаваться в теологические прения возникшие после реформы Никона. Достаточно знать, что основные изменения коснулись лишь обрядовой стороны. Старообрядцы такие же христиане как и все остальные. А их тельник это восьмиконечный крест вписанный в четырёхконечный с молитвой на обратной стороне. Если есть изображение Иисуса Христа – крест “новообрядный”.

Например на юге России старообрядческие кресты были распространены вплоть до 20-х годов 20 века.

43+

Подпишитесь на новости сайта, чтобы получать уведомления о новых публикациях

Подписаться

В чем разница между православными христианами и староверами?

Фото: Flickr.com

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Двуперстие

История

Термин «старообрядцы» сформировался в начале пятидесятых годов семнадцатого века. В этот период московский патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, начал проводить реформу Русской Православной Церкви. Изменения начались переходом с русского на греческий церковный устав — церковные книги начали приводить в соответствие с греческими канонами. Стали меняться порядок богослужений. Были внесены «поправки» в обрядовые действия. Такие новшества вызвали протест у значительной части общества, состоявшей из духовенства, боярства, простого народа.

Сторонников старых обрядов возглавил протопоп Аввакум. Протестующие отказывались принимать реформы, призывали вернуться к исконно русским, православным порядкам. Власти устроили на них гонения, что привело к гибели большого количества людей — публичные расправы, казни. Кроме физического насилия старообрядцы претерпели моральные притеснения. Указами царя для них вводились непосильные налоги, запрещалось заниматься земледелием и скотоводством. Власти закрывали глаза на преступные действия в отношении староверов со стороны «согласного» населения — им уничтожали запасы продовольствия, сжигали избы, лишали жизни.

Подобные действия вынуждали старообрядцев покидать родные края, селиться в отдалённых местностях. Так появились старообрядческие поселения, где преданные своей вере люди жили в соответствие с её правилами.

Ситуация изменилась с приходом ко власти Петра Первого — он отменил жестокие указы, гонения прекратились. Однако жизнь, права старообрядцев носили полулегальный характер:

  • старообрядцам запрещали занимать высокие должности;
  • крещение по старой верой не признавалось действующей церковью;
  • заключаемые староверами браки считались вне закона;
  • появившиеся на свет в таких браках дети признавались незаконнорожденными.

Лишь к концу XVIII века «высшее руководство» осознало, что ставшие причиной раскола Русской Православной Церкви обрядовые разногласия — ничтожны. Так появилось Единоверие.

В современной России живут почти два миллиона людей старой веры. Понятно, что сейчас их не притесняют, они вольны проживать где пожелают, имеют равные с другими гражданами права.

Особенности распятия

В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.

Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.

К основным особенностям этих крестов относят:

  • Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
  • Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
  • Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
  • Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
  • Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников — нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска — символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства. Православные верующие современная Библия , а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения

Православные верующие современная Библия , а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Епархии РПсЦ

По состоянию на весну 2021 года.

  • Донская и Кавказская епархия — архиепископ Зосима (Еремеев)
  • Иркутско-Забайкальская епархия — епископ Патермуфий (Артемихин)
  • Казанская и Вятская епархия — епископ Евфимий (Дубинов)
  • Казахстанская епархия — епископ Сава (Чаловский)
  • Киевская и всея Украины епархия — епископ Никодим (Ковалёв)
  • Кишинёвская и всея Молдавии епархия— епископ Евмений (Михеев)
  • Московская митрополия — митрополит Корнилий (Титов)
  • Нижегородская и Владимирская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Новосибирская и всея Сибири епархия — епископ Силуян (Килин)
  • Самарская и Саратовская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Санкт-Петербургская и Тверская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Томская епархия — епископ Григорий (Коробейников)
  • Уральская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Ярославская и Костромская епархия — епископ Викентий (Новожилов)

Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?

Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было

Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами – указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа – божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.

Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста – символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.

Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют Пресвятую Троицу, а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

Хорошие книги по этому вопросу: C. Зеньковский «Русское старообрядчество», Н. П. Каптерев «Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович».

«Придерживаться старой веры», как это понимают старообрядцы значит фактически находиться в расколе с Вселенской Церковью, т. к. старообрядцы всех направлений, за исключением единоверов, едины в одном — в непризнании православности Вселенской Православной Церкви.

Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось «раскольничьим». На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.

Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. «Единоверие» значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Для чего нужны были голубцы

Славяне считали, что в могильном голубце душа умершего обретает убежище. Как правило, кресты-голубцы устанавливали не в каком-то определённом месте, бывшем кладбищем. Их ставили вокруг селения, так как считали, что души почивших могут защитить живущих от врагов и нечистой силы. Кроме того, во время установки таких крестов родственники умершего давали своему предку-защитнику обещание следовать его заветам и приумножить честь рода. Получается, что кресты-голубцы были и обетными крестами.

В некоторых селениях голбецы ставили на перекрёстке. Славяне считали, что пересечение дорог является местом, откуда в наш мир могли проникнуть потусторонние силы. А могильный крест должен был от этого уберечь. Устанавливали кресты с прахом покойника и в тех местах, где ощущалось присутствие нечистых сил или там, где люди сталкивались с проявлением потустороннего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector