Разница между староверами и православными христианами
Содержание:
- Перста
- Семья – основа жизни
- Сквозь века
- Как началась история православной церкви
- Церковная служба
- Обычаи староверов
- Старая и новая вера
- Человек как теория раскола
- В чем разница между православными христианами и староверами?
- Староверы или старообрядцы?
- Два и три перста
- Культура древности в настоящем
- Разница староверов и православных
- Во что верят староверы?
- Внутри старообрядческого храма. Иконы
- Кто такие старообрядцы и откуда они взялись?
- Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
- Сугубая и трегубая Алилуйя
Перста
Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.
Семья – основа жизни
Староверы имеют столько детей, сколько посылает им Бог. Дети воспитываются всем родом. Староверы никогда не живут в тесных квартирах, поэтому дети не отягощают, а, наоборот, помогают во всем.
- Всем родом выращиваются продукты, все добытое распределяется поровну.
- Для старовера понятие «родственник» — это может быть несколько деревень. Поэтому чтобы не смешивать кровь, молодым людям родители часто ищут пару совсем в других местах.
У староверов существует практически сухой закон. Они не принимают в свою жизнь алкоголь и табак. На самые великие праздники допускается не больше трех рюмок спиртного, но мало кто этим разрешением пользуется.
Сквозь века
Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.
Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.
Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.
Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.
Как началась история православной церкви
Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.
Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.
Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.
Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.
При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:
- 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
- 990 году Ростовская епархия;
- 992 году Новгородская епархия.
В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.
К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.
Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.
В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.
Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:
- исправление текста в богослужебных книгах;
- написание икон, похожих на византийские;
- вместо Исус появилось написание Иисус;
- ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
- земные поклоны были заменены поясными;
- движение во время служения стало посолонь;
- стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
- была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.
Церковная служба
Олонецкий старообрядец
В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).
После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.
Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».
Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».
Староверы
Обычаи староверов
Основа общины — вера. Чаще всего жители поселения встречаются на богослужении. Оно проходит без священника, все в общине по очереди читают и поют.
Таинство крещения
Староверы проводят крещение детей в первые 10 дней. В святцах старательно выбирается имя. Все крестильные предметы тщательно очищаются в текущей воде. Родители на крестинах быть не должны.
Баня у староверов считается грязным местом, поэтому после того, как ребенка окрестят, снимают крестик, промывают чистой водой и снова надевают.
Венчание и похороны
- Церковь староверов возбраняет вступать в брак, если люди являются родней до восьмого колена.
- Венчание не проводят по вторникам и четвергам.
У староверов нет понятия траура, а похороны не считаются чем-то особенным. Тело умершего обмывают люди одного с ним пола, которых выбирает община. В сколоченный из дерева гроб насыпают стружку, на нее укладывается тело и прикрывается простыней. Хоронят в гробу без крышки. Поминки староверы не устраивают. Вещи покойных раздаются тем, кто нуждается.
Купить книгу Об авторе О книге
- Земной поклон в православии — как делается;
- Как бороться с гордыней;
- Аборт — грех или нет?
Старая и новая вера
Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.
Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:
Заблудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!
Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:
Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.
Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:
Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.
О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:
Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам будет и поношение от всего мира.
Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:
Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.
Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.
Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:
Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.
Еще будучи архимандритом он утверждал:
Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.
Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.
Человек как теория раскола
Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.
Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.
Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.
В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.
Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.
В чем разница между православными христианами и староверами?
Фото: Flickr.com
Православными христианами считаются те, кто признает учение официальной церкви — РПЦ. Старообрядцы тоже являются верующими, но они не соглашались с реформами Никона, поэтому отошли от официальной церковной позиции.
Специалисты в области богословия выделили около десяти основных моментов, по которым можно понять различия между православными и старообрядцами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида и некоторых домашних дел.
Фото: Flickr.com
Следует отметить, что нет однородности даже среди старообрядцев. Здесь выделяются тенденции, представители которых уже отличаются друг от друга, оставаясь старообрядцами. Различия между православными и старообрядцами заключаются в следующем:
- У старообрядческого креста, в отличие от православного, 8 концов. К знакомому верующим кресту добавляется прямая перекладина вверху и косая внизу. Это время, когда между самими старообрядцами нет согласия. Существуют отдельные движения, которые признают другие формы креста, которые нужно носить и поклоняться.
- Старообрядцы признают только земные поклоны. И православные тоже используют пояс в быту.
- Одна из реформ Nikon касалась категорического запрета скрещивать два пальца, как это было принято раньше. Появился специальный указ, в котором прописан исключительно трехпалый знак, то есть православные могут креститься только на трех пальцах, сложенных вместе. Староверы наотрез отказались подчиняться нововведению, сравнив трехпалый знак с фиговым. Старообрядцы до сих пор крестятся двумя пальцами.
- Старообрядцы издавна считали восьмиконечный крест, расположенный внутри четырехконечного креста, телесным символом старообрядцев. Ключевое отличие от православных обычаев в том, что к нему категорически не применяется образ распятого Иисуса Христа, который широко используется в христианстве.
- Православные христиане и старообрядцы пишут имя Бога по-разному. К тому же вариантов много, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов, таких неточностей более 60.
- Во время службы православные христиане держатся за руки по швам. Во время службы старообрядцы скрещивают руки на груди.
- Категорический отказ от табачных изделий и спиртных напитков был одобрен в старообрядчестве. Лишь несколько старообрядческих интерпретаций общепринятых моделей поведения допускают употребление алкоголя во время крупных религиозных праздников. Однако даже в этих случаях максимум не превышает трех очков.
- Внешне старообрядцы сильно отличаются от православных. Если в православном храме женщины могут носить шарфы, головные уборы или платки, завязанные сзади узлом, то в старообрядческих церквях женщинам предписывается носить только шарф, заколотый под подбородком. В старообрядческой одежде не допускается ничего яркого и красочного. Мужчинам рекомендуется носить рубашки по-русски на улице. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю и нижнюю духовную часть, считающуюся грязной.
- Даже в повседневной жизни член старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их связывают с Иудой Искариотом, называя их петлей Иуды. Брить бороду также категорически запрещено.
Это основные моменты, по которым православный христианин отличается от старообрядца. В остальном нюансы не столь существенны и принципиальны.
Староверы или старообрядцы?
Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.
Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.
Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.
Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.
Два и три перста
Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения. До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека. Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения. Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.
Cтарообрядческий нательный крест
Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным. Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I. Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.
Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.
Культура древности в настоящем
Традиции предков старообрядцы сохранили. По сей день их можно увидеть. Кроме вышеперечисленных канонов, они руководствуются и другими законами. Процесс крещения происходит только через полное трехразовое погружение. Эти люди не признают четырехконечных распятий, но такой крест (без Иисуса) присутствует в их домах.
Эти общины ведут скромный образ жизни. Они мало развлекаются и очень набожные. Но их религиозные праздники не менее веселые и колоритные, нежели в других религиях. Семейный устав — патриархальный. Женщина повинуется приказам мужа и родни с его стороны (даже тем, кто младше ее самой). Так как часто маленькое село состоит из одной семьи, парням приходилось искать себе девушек на самом деле за тридевять земель. Они едут за тысячи километров в другую общину, чтобы посвататься и жениться.
Разница староверов и православных
Не надо путать староверов со старообрядцами, которые исповедуют язычество (народную веру в природные явления).
Затем пришло христианство, в котором правословие стало преобладающей конфессией в славянских странах.
В 17 в. патриарх Никон начал проводить церковные реформы, которые изменяли порядок богослужений, обрядовые традиции и ритуалы. Появились несогласные с этими переменами, они категорически отказывались принимать новые веяния и перестраивать себя, учась по-новому верить, креститься, молиться. Церковь начала их преследовать. Люди предавались анафеме и вынуждены были скрываться или бежать как можно дальше.
Кроме непринятия современных церковных обрядов староверы имеют такие отличия:
- Поклоны. Православные кланяются в пояс, а староверы только до земли.
- Форма креста. У православного креста 4 окончания. Крест староверов имеет восемь концов, к православному кресту они добавили еще две перекладины – прямую вверху и косую внизу.
- Четки. У православных четки состоят из 33 бусин, староверы перебирают лестовку (или вервицу), веревку с завязанными 109 узелками.
- Имя Бога. Староверы записывают как Исус, а православные — Иисус.
- Икона. Староверы почитают только медные или деревянные иконы.
- Обряд Крещения. В православии ребенка окропляют святой водой, по старой вере — трижды погружают его с головой в чашу с водой.
- Наложение креста. Никон запретил креститься двумя пальцами и наказал делать это тремя. Староверы пренебрегли новым законом и крестятся по-старому.
- Нательный крест. У староверов никогда не увидишь на крестике распятого Христа.
- Поза во время церковной службы. У православных руки находятся внизу, а у староверов по правилам скрещены на груди.
Во что верят староверы?
Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.
В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.
Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.
Внутри старообрядческого храма. Иконы
Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».
|
Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.
|
Православные (старообрядческие) иконы
Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.
Кто такие старообрядцы и откуда они взялись?
Часто путают понятие «староверы» и «старообрядцы»; кто-то считает, что это одно и то же, а кто-то называет староверов двоеданами. И те и другие глубоко ошибаются. Дело в том, что староверы – это те товарищи, которые жили на территории Киевской Руси до её крещения, то есть до христианства. Как они жили в те времена, во что верили, можно только предполагать, изучая древние раскопки.
Старообрядцы иногда называют себя староверцы, двоеданцы или двоедане. В сущности они раскольники. Откуда они взялись? Всё началось с Петра нашего Первого и патриарха Никона, которые помешавшись слегка, простите, на западной культуре, решили провести в России реформу не только армии, но и церкви.
Произошёл раскол: большая часть верующих пошла за протопопом Аввакумом, проповедовавшем старые обычаи и порядки, остальные – за патриархом Никоном в пользу греческой церкви. Начались притеснения раскольников: их убивали, сжигали живьём, изгоняли с насиженных мест, грабили их дома. Аввакум был казнён жесточайшим образом через сожжение. На всех раскольников был наложен двойной платеж дани.
Года два, рассказывал папка, предки его расчищали землю под огород и пашню, строили крепкий дом и хозяйственные постройки под одну крышу. А заборы сделали чуть ли не под три метра, да ещё и гвоздей сверху наколотили – зверья было в лесах видимо-невидимо. К их поселению присоединились другие семьи, выросла целая деревня.
Все помогали друг другу, собирали помочи на большие работы. Строили из сосны: ее легче было распиливать на доски, она не так гнила, как ель, не растрескивалась при высыхании. Старообрядцы были очень трудолюбивы, бережливы и аккуратны, все обучены грамоте. Они не пили спиртного, не курили, не позволяли даже рядом с собой курить.
Соблюдали все традиции, отвергали всё, что приходило из чуждого им мира. Лечились травами, близки были с природой. Считалось, что осина забирает хворь, поэтому при недомогании стояли несколько минут, обняв её ствол. Не раз замечала, как папка прикладывает ко лбу осиновое полено, объясняя, что дерево забирает головную боль.
Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
Фото: Flickr.com
Староверы могут беспрепятственно входить в православный храм. Если они сами решат стать православными христианами, это потребует принятия таинства конфирмации. Считается, что это официально объединяет человека с его новой христианской верой.
Также, если старообрядец, не перешедший в Православие, начнет креститься двумя пальцами в церкви, никто этого не запретит. В современном христианстве устоялось мнение, что креститься двумя или тремя пальцами в принципе не имеет значения. Эти церемонии официально признаны равноправными.
Единственная оговорка: когда вы приходите в православный храм и начинаете скрещивать вас двумя пальцами, когда все вокруг пользуются трехпалым знаком, для самого человека это будет не совсем красиво и нелепо.
Сугубая и трегубая Алилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».
По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.
Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).