Краткая биография к.г. паустовского
Содержание:
Алексей Паустовский
02.05.2020 admin
Алексей Паустовский, сын великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского
Алексей Паустовский, сын великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, был известен в Тарусе как Алеша, а между друзьями как Леха. Биографию этого замечательного человека и прекрасного художника еще предстоит написать, но вообще-то она уже есть в его картинах и многочисленных рисунках, едва ли не лучший из которых — это автопортрет в Тарусе. В летней черноте дома открыта дверь в сад, искрящийся всеми веселящими красками тарусского лета. Художник стоит на пороге вполоборота, легко вошедший или, уходя, обернувшийся.
Его жизнь оказалась очень короткой и трагичной, но ничего из этого еще нет в этом автопортрете. Есть цветущий сад, и по сию пору обминающий большой разлапистый дом, где он вырос, где в папках под диванами хранятся ворохи всяких его работ и нежных детских акварелей и энергичных рисунков тушью уже взрослого художника.
Таруса была и остается местом совершенно исключительным для русской культуры, живописи, философии и науки. Здесь и сейчас вновь живет много классных художников и архитекторов, но теперь это другая Таруса. Таруса — модный курорт, Таруса — летний квартал Москвы.
Таруса 70-х, ко времени которой относятся картины и рисунки Алеши Паустовского, была совершенно другого рода, другого рода взаимоотношений. Она была Тарусой великих людей, оказавшихся здесь не всегда по своей воле и переживавших в этом климатическом и политическом анклаве за судьбы и вещи, далеко превосходившие круг семейных или дружеских интересов.
Алексей Паустовский был из самого младшего поколения, из поколения детей этих великих тарусских пришельцев. Есть черно-белые фотографии каких-то маскарадов и пирушек с друзьями и разговоров в саду со старшими посетителями дома. Есть еще небольшие живописные абстракции на стене той комнаты, где он жил с женой Машей (Матильдой) и малюсенькой приемной дочерью Лизаветой, и в них, в этих работах, сияние тарусского лета, всегда гораздо более светлого и теплого, чем можно было бы предположить в этой полосе.
По воспоминаниям друга Алексея Паустовского художника Александра Туманова, жизнь была беспрестанной шуткой, дурачеством, розыгрышем, частым объектом которых становился и сам Туманов, и все что-то кричали. Один кричал: «У меня отец хирург!», другой кричал: «Я ветеран войны!» В ответ кричали: «Да врешь ты все!» или «Ну так давай!».
Известно, что Алексей Паустовский относился и к свой живописи часто как к шутке, имитируя одними техниками другие, изображая странные реальные и нереальные сценки. Но живопись его московского периода очень трагична, колорит ее темен, и настроение сбивается зачастую в тяжелое страдание. Однако ж то изображением райского сада, то все же пробивающимся теплым веселым колоритом белых, желтых и красных пятен из самых далеких глубин она возвращалась к солнечному колориту летнего сада его горячо любимой матери, спрятанного в дальнем конце убегающей вниз улочки того края Тарусы, который выходит на речку Таруску недалеко от кладбища и к дорожке, по которой все вечно гуляли в близлежащее Сутормино.
Алексей Константинович Паустовский родился в 1950 году в поселке Солотча Рязанской области. В 1968 году поступил в Московский полиграфический институт. Принимал участие в выставках начиная с 1969 года: в Академгородке — Пущино Московской области; в 1971 году в числе шести участников в МГУ; затем в знаменитых выставках:
1974 — Москва, лесопарк «Измайлово», 2-й осенний просмотр картин «На открытом воздухе».
В этом же году Алексей Паус товский вступает в молодежную секцию Московского союза ху дожников;
1975 — квартирные выставки и выставка произведений москов ских художников в Доме культуры ВДНХ.
9 сентября 1976 года Алексей Константинович Паустовский умер в Москве. После смерти художника работы Алексея Паустовского были включены в экспозиции выставок в Москве:
1977 — Горком графиков на Малой Грузинской. Выставка живописи;
1988 — Горком графиков на Малой Грузинской. «Художник и его время»;
1989 — Горком графиков на Малой Грузинской. «Мемориал- 89»;
1991 — Советский фонд культуры. Групповая выставка «Иные миры».
Е.Д. Плавинская
Рубрика: Искусство, Путешествия Метки: Москва, Паустовский, Таруса
Очерк жизни и творчества
В детстве Паустовского увлекали мечты о дальних странах. Он подолгу рассматривал географические карты, выискивая на них места, где бы ему хотелось побывать. Дядя по матери был путешественником и немного авантюристом. Участвуя в разных войнах и стычках (например, в Африке воевал на стороне буров против колонистов), он привозил разные байки, которые на мальчика производили большое впечатление. Неудивительно, что повзрослев, Паустовский сам стал неутомимым «странником земли».
Будущий писатель получил среднее образование в знаменитой Первой киевской гимназии, из которой вышли многие ученые, конструкторы, литераторы и философы.
Первым литературным опытом школьника стали стихи, во многом подражательные. Позже Паустовский пропросил Бунина оценить свое поэтическое творчество, на что получил рекомендацию оставить поэзию и заняться прозой. Первым опубликованным в журнале рассказом стал «На воде» (1912), его написал уже студент.
Становлению писателя, как это нередко и бывает, способствовали грандиозные события, которые происходили в стране и в воронку которых он оказывается втянут. Первую мировую войну юноша встретил патриотическим порывом и, несмотря на плохое зрение, пошел служить в полевой госпиталь. Паустовский переезжает в Москву к матери и сестре в 1914 году и возвращается сюда же с фронта. Работает репортером в газетах. После начала гражданской войны вся семья возвращается на Украину. Здесь молодого человека сначала мобилизуют в украинскую белогвардейскую армию, затем в Красную армию.
После окончания гражданской войны много путешествовал по югу России, Кавказу, бывал в Персии. Паустовский жадно впитывал жизненные впечатления, ловил и запоминал картины природы, собирал образы — их читатель встретит в позних произведениях автора. Писал немного, в основном очерки и небольшие рассказы, некоторые были изданы в 1925 году и составили сборник «Морские наброски». Был начат роман «Романтики». Произведения этого времени отличает некоторая расплывчатость образов, идей и мыслей. Писатель слишком восторжен, чтобы увидеть суть происходящего. Однако красивый литературный слог уже показывает будущего мастера слова.
(Константин Паустовский с Владимиром Луговским
)
В Москуву возвращается в 1923 году и начинает печататься — собранные впечатления требуют перенесения на бумагу. Первым професиональным литературным трудом считается повесть «Кара-Бугаз» (1933). Это — о преобразователях природы, осушающих малярийные болота, возводящих в пустынях города. Паустовский не кривил душой, восхищаясь великими «романтиками», меняющими мир — он горд, что является свидетелем преобразований великой страны. Повесть была замечена читателями и критиками, высоко оценена М. Горьким и Р. Ролланом.
Паустовский, как талантливый мастер художественного слова, окончательно находит свое признание в описании и трогательном восхищении красотой природы. Во второй половине 30-х годов был написан сборник рассказов «Мещерская сторона». Писатель стал «персональным художником» этого уголка России. Он по многу месяцев жил в Мещере и писал о ней до конца своих дней.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский начал свой самый грандиозный проект — цикл автобиографических произведений, в которых запечатлена история страны первой половины-середины ХХ столетия. Произведения последних двадцати лет жизни писателя так или иначе имеют автобиографическую принадлежность. В том числе одно из самых глубоких по мысли, красивых произвендений «Золотая роза» (1956). Цикл художественной автобиографии составляют «Повесть о жизни» (1945 и 1955 гг), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960) и «Книга скитаний» (1963). Писатель хотел завершить рассказ 50-ми годами века, но не успел. Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968, похоронен в Тарусе.
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю◊ Баллы начисляются за:⇒ посещение страниц, посвященных звезде⇒ голосование за звезду⇒ комментирование звезды
Биография
Ранние годы. Образование
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».
Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.
Творчество писателя
После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.
Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России.
Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.
Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.
Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.
Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.
Последние годы и смерть
С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.
Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве, и был похоронен на кладбище Тарусы.
Самые известные рассказы
Паустовский известен и любим многими читателями, в первую очередь, за его произведения для детей. Он писал для них сказки и рассказы. Какие самые известные? Константин Паустовский, рассказы и сказки (список):
- «Стальное колечко». Удивительно нежно и трогательно в этой сказке описываются переживания маленькой девочки. Герои этого небольшого произведения — бедные деревенские люди, которые умеют видеть красоту окружающей природы и человеческих взаимоотношений. Прочитав эту сказку, на душе становится тепло и радостно.
- «Теплый хлеб». Действие рассказа происходит во время войны. Основная тема — отношения человека и лошади. Писатель легким и доступным языком, без излишнего морализаторства, объясняет, что только от нас зависит, в каком мире мы живем и будем жить. Совершая добрые поступки, мы делаем нашу жизнь ярче и радостнее.
- «Растрёпанный воробей». Этот рассказ изучают по школьной программе. Почему? Он удивительно добрый и светлый, как и многие произведения, которые написал Константин Паустовский.
- «Телеграмма». О чем этот рассказ? Одинокая женщина доживает последние дни своей жизни, а её дочка живет в другом городе и не торопится навестить свою старенькую мать. Тогда один из соседей отправляет телеграмму дочери с известием о том, что мать умирает. К сожалению, долгожданная встреча не состоялась. Дочь приехала слишком поздно. Этот небольшой рассказ заставляет нас задуматься о бренности бытия, а также о том, что необходимо беречь и ценить наших близких, пока не стало слишком поздно.
Простые, обычные вещи и события, как какое-то чудо описывает для читателя Константин Паустовский. Рассказы погружают нас в волшебный мир природы и человеческих взаимоотношений.
Личная жизнь
Выше мы упоминали о том, что Паустовский очень много времени проводил в разъездах. Именно так, в одной из поездок, в биографии Паустовского появилась Екатерина Загорская – девушка, ставшая впоследствии его женой. В 1916 году летом пара обвенчалась. Паустовский боготворил жену: сохранились страницы его дневника, на которых он признается, что любит Екатерину «больше мамы, больше себя». Загорская платила писателю той же монетой, их брак был по-настоящему счастливым, однако через двадцать лет супруги расстались, когда Константин Георгиевич увлекся другой, чего гордая Загорская простить ему не смогла. У Екатерины и Константина был сын Вадим, который до конца собственной жизни собирал по крупицам всевозможные бумаги, связанные с родителями, и пополнял музей отца.
Второй женой Паустовского стала та самая женщина, которой он увлекся, будучи женатым на Загорской, – Валерия Валишевская. Она стала прообразом многих героинь писателя, однако брак их оказался не самым долговечным – в 1950 году Паустовский развелся, для того чтобы жениться в третий и последний раз. Третьей супругой литератора стала актриса Татьяна Евтеева. Они познакомились, когда оба были женатыми людьми (Татьяна была замужем за драматургом Алексеем Арбузовым). Однако любовь оказалась так велика, что оба оставили свои семьи и поженились в том же 1950-м.
Тогда же родился и их общий сын, Алексей, который стал талантливым художником, но, к сожалению, рано ушел из жизни.
Константин Паустовский / Книги
- Собрание сочинений : в 9 т. / Константин Паустовский ; . — Москва : Художественная литература, 1981–.
- Собрание сочинений : в 7 т. / Константин Паустовский. — Москва : Терра – Кн. клуб : Литература, 2002–.
- Собрание сочинений : в 6 т. / вступительная статья К. Г. Паустовского ; примечания Н. П. Смирнова. — Москва : Гослитиздат, 1956–1957.
- Избранные произведения : в 2 т. – Москва : Гослитиздат, 1956.
- Бабушкин сад : рассказы о жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны : / Константин Паустовский ; рис. Владимира Гальдяева. — Москва : НИГМА, 2015. — 50 с. : ил.
- Библиотека мировой литературы для детей. Т. 21 : Избранные произведения / Александр Грин, Константин Паустовский ; — Москва : Детская литература, 1994.
- Паустовский К. Г. Воспоминания о Крыме : избранное / К. Г. Паустовский. — Симферополь : Антиква, 2011.
- Паустовский К. Г. Время больших ожиданий : рассказы, дневники, письма / Константин Паустовский. — Одесса : Пласке, 2012. — (Всемирный клуб одесситов).
- Паустовский К. Г. Жильцы старого дома : рассказы / рисунки К. Кузнецова. — Москва: Детгиз, 1958. — 64 с. — (Школьная библиотека для нерусских школ. Для семилетней школы).
- Паустовский К. Г. Златовласка : чешская народная сказка : . — Москва : Детская литература, 1964.
- Паустовский К. Г. Золотая роза : заметки о писательском труде. — Москва : Сов. Писатель, 1956. — 229 с.
- Паустовский К. Г. Летние дни : рассказы : / рис. В. Курчевского. — Москва : Детгиз, 1955. — 32 с. — (Книга за книгой).
- Паустовский К. Г. Начало неведомого века : повесть. – Москва : Советский писатель, 1958. — 221 с.
- Паустовский К. Г. Новые рассказы / К. Паустовский. — Москва : Правда, 1955. — 48 с. (Б-ка «Огонек» ; № 43).
- Паустовский К. Г. Повести и рассказы / послесл. К. Зелинского. – Москва : Московский рабочий, 1953. — 324 с. — (Библиотека для юношества).
- Паустовский К. Г. Повесть о жизни / Константин Паустовский. — Москва : Советский писатель, 1955. — 498 с.
- Паустовский К. Г. Произведения о Грузии / К. Г. Паустовский ; вступ. ст. и примеч. И. Е. Адеишвили. — Батуми : Сабчота Аджара, 1984.
- Паустовский К. Г. Родные просторы / ред. и вступит. статья д-ра геогр. наук Ю. Г. Саушкина. — Москва : Географгиз, 1954. — 552 с.
- Паустовский К. Г. Рождение моря : повесть : / рисунки В. Богаткина. — Москва–Ленинград : Детгиз, 1953. – 255 с.
- Паустовский К. Г. Северянка : повесть в одном действии / Константин Паустовский. — Москва : Искусство, 1950. — 20 с. — (Одноактные пьесы).
- Паустовский К. Г. Северянка : пьеса в 1 д. / режиссерские примечания Б. А. Львова-Анохина. — Москва : Госкультпросветиздат, 1955. — 24 с. – (Б-чка «Художественная самодеятельность» ; № 32).
- Паустовский К. Г. Талые воды : повесть в 1-м действии / Константин Паустовский. — Москва : тип. изд-ва «Московская правда», 1950. — 16 с. — (Одноактные пьесы).
- Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012.
Биография
Детство
Большая часть детства и юношество Паустовского прошли на Украине, куда семья переехала в 1898 году. Отец, Георгий Максимович, был отставным унтер-офицером, киевским мещанином. Мать — Мария Григорьевна (в девичестве — Высочанская). У Константина было два брата и сестра. Когда Костя учился в 6 классе, отец оставил семью, и мальчику пришлось совмещать учёбу с работой, чтобы помочь матери.
Образование
Школой для Паустовского стала Киевская классическая гимназия. После неё он учится сначала в Киевском университете на историко-филологическом факультете, а затем переводится в Московский университет, но уже на юридический. Учёбу прервала война.
Творческий путь
Свой первый рассказ Паустовский написал в 1912 году. Он назывался «На воде» и даже был напечатан в киевском журнале «Огни».
По законам того времени, Паустовского в армию не взяли, так как на фронт ушли два старших брата. Поэтому ему пришлось работать в тылу: сначала вожатым на трамвае, потом на санитарном поезде. В 1915 году в составе санитарного отряда был в Белоруссии и Польше. Работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, Азовском море. Именно в эти годы Паустовский пишет первую повесть, которая увидела свет только в 1930 году — «Романтики».
В 1917 году стал свидетелем Октябрьской революции и начал карьеру военного репортёра. Когда началась гражданская война, Паустовский оказывается на Украине в составе петлюровской армии, потом — в Красной Армии. После окончания военных действий он много ездит по югу, почти 2 года живёт в Одессе, где работает в местной газете «Моряк». К этому времени относится его знакомство с писателем И. Бабелем. После Украины Паустовский жил на Кавказе. В Москву Константин Георгиевич возвратился только в 1923 году. Был редактором «РОСТА», начал печатать собственные произведения.
В 1928 году читатели познакомились с первым сборником Паустовского «Встречные корабли».
30-е годы – это период работы в печатных изданиях: газета «Правда», журналы «30 дней» и «Наши достижения». Много путешествует по стране и свои впечатления от поездок раскрывает в своих произведениях. В 1931 году в Ливне пишет повесть, ставшую ключевым произведением его творчества — «Кара-Бугаз». Это произведение принесло известность автору. В эти годы выходят в свет произведения самой разной тематики: повесть «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть» (по нему был снят одноимённый фильм в 1960 году), «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», а также большое количество рассказов, посвящённых мещёрскому краю.
С наступлением второй войны в жизни писателя, Великой Отечественной, Паустовский работает на Южном фронте военным корреспондентом и продолжает писать рассказы.
После войны Паустовский живёт либо в Москве, либо в Тарусе. Был награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина. В 50-е годы имя Паустовского становится всемирно известным. Он много путешествует: побывал в Чехословакии, Италии, Болгарии, Польше, Греции, Турции, Швеции. В 1965 году останавливается и живёт на Капри.
Личная жизнь
Путешествуя по городам и весям во время Первой мировой войны Паустовский в Крыму познакомился с Екатериной Степановной Городцовой, дочерью рязанского священника. В 1916 году они обвенчались. В браке родился сын Вадим, но отношения в семье не сложились, и в 1936 году они расстаются.
Второй женой Паустовского становится Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра известного польского художника. Они поженились во второй половине 30-х годов.
Третья жена Константина Георгиевича — актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая родила ему сына Алексея.
Происхождение и семья
Константин появился на свет в Москве 31 мая 1892 года, крестили мальчика на Всполье в церкви Святого Георгия.
Его дедушка по отцовской линии, Паустовский Максим Григорьевич, был казаком, служил в армии Николая I обыкновенным солдатом. В ходе русско-турецкой войны он попал в плен и привёз домой жену-турчанку. Бабушка писателя при рождении получила имя Фатьма, но после принятия христианской веры её звали Гонората. После войны дед возил из Крыма товары на Украину. Константин запомнил его кротким старичком, у которого были потрясающие синие глаза и слегка надтреснутый тенор. По вечерам дед напевал песни казаков и старинные думки, именно он привил внуку Косте любовь к украинскому фольклору.
Отец, Паустовский Георгий Максимович, 1852 года рождения, был отставным унтер-офицером II разряда, работал на железной дороге статистиком. Среди многочисленной родни имел славу человека легкомысленного, его называли фантазёром. А бабушка по материнской линии позже говорила о нём, что Георгий не имел права жениться, и уж тем более заводить детей. Он был атеист, мужчина не очень практичный, свободолюбивый, революционные настроения сочетались в нём с безумной романтикой. Тёщу все эти качества раздражали. Отец никак не мог обжиться на одном месте, семья часто переезжала. Сначала Георгий Максимович служил в Москве, затем перевёлся в город Псков, потом в Вильно, свою трудовую деятельность окончил на юго-западной железной дороге в Киеве.
Костина бабушка по материнской линии, Викентия Ивановна, жила в Черкассах, имела польское происхождение и была католичкой. Она часто брала с собою маленького внука в католический храм, что вызывало негодование отца. Мальчика храм очень впечатлял, эти вспоминания глубоко и надолго поселились в детской душе. Бабушка постоянно ходила в трауре после польского восстания 1863 года. Она говорила родным, что таким образом выражает сочувствие идее свободной Польши. Но у родственников была другая версия её траура, они считали, что во время восстания у Викентии Ивановны погиб юный жених (какой-нибудь гордый польский мятежник). С внуками бабушка была строгая, но при этом очень внимательная и добрая.
Дедушка по материнской линии служил на сахарном заводе, потом нотариусом в Черкассах. Он был человеком угрюмым и неразговорчивым, жил уединённо в своей комнатке в мезонине, внуки общались с ним редко.
Мама Паустовского, Мария Григорьевна (девичья фамилия Высочанская), 1858 года рождения, была женщиной властной. К воспитанию детей она относилась с серьёзностью и твёрдым убеждением, что только суровое и строгое обращение поможет вырастить из них «что-нибудь путное».
Так что родословная у писателя многонациональная, в его крови соединились украинские, польские, турецкие и казацкие корни.
У Константина ещё были старшие братья Вадим и Борис и сестра Галина. Оба брата писателя в один день погибли на фронтах Первой мировой войны.
Юность
В 1908 году из семьи ушёл отец. На некоторое время Костю отправили к дяде Высочанскому Николаю Григорьевичу в город Брянск, где юноша проходил обучение в местной гимназии.
Спустя год Костя вернулся в Киев и восстановился в Александрийской гимназии. В будущем писатель неоднократно с особой благодарностью вспоминал своих учителей гуманитарных наук – психологии, истории, русской литературы и словесности. Они научили юных гимназистов с любовью относиться к литературному наследию, на чтение книг Костя тратил гораздо больше времени, чем на приготовление домашних заданий. Всё это в совокупности с подростковым возрастом, когда хочется писать стихи, глядя на красивых гимназисток с тяжёлыми косами, и ослепительной, нежной украинской весной с дурманящими ароматами цветущих каштанов, привело к тому, что парень стал писать первые лирические произведения.
Оставшись без отцовской помощи, юный Паустовский рано начал подрабатывать, он занимался репетиторством. Вскоре в Киев из Черкасс переехала бабушка, и Костя стал жить у неё. Здесь, в небольшом флигеле, он делал первые прозаические наброски, которые в скором времени начали печатать. Небольшое произведение «На воде» в 1912 году опубликовали в альманахе «Огни».
После гимназии Константин продолжил учёбу на историко-филологическом факультете Киевского Императорского университета Святого Владимира. Спустя два года он принял решение переехать к родным и перевёлся из киевского университета в московский. На летних каникулах продолжал зарабатывать в качестве репетитора.
Литература
Первые рассказы появились в журнале «Огни». За год до революции Паустовский уехал в Таганрог. В родном городе Антона Чехова начал работу над книгой «Романтики». Только в 1935 этот роман увидел свет. Завершен в начале 20-х в Одессе, где писатель провел несколько месяцев, после чего вернулся в Москву.
Писатель Константин Паустовский
В столице Паустовский устроился работать корреспондентом. Приходилось присутствовать на митингах, ставших в послереволюционные годы обыденным явлением для Москвы. Впечатления тех лет писатель отразил в третьей части «Повести о жизни». Здесь автор подробно рассказывает о видных политиках и революционерах, в том числе и об Александре Керенском. Высказывание писателя о главе Временного правительства:
Паустовский где только не бывал: и в Донбассе, и в Сибири, и на Балтике, и в Средней Азии. Писатель перепробовал множество профессий. Каждый период из его жизни – это отдельная книга. Особенно прозаик полюбил природу Владимирской области. Ему нравились и глухие леса, и голубые озера, и даже заброшенные дороги.
Константин Паустовский на войне
Природе этих мест писатель посвятил рассказы «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Сивый мерин», «Снег». Во второй половине XX века в обязательную программу для школьников вошли короткие произведения Паустовского. Среди них «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома». Сказки советского писателя поучительные, добрые. «Теплый хлеб» – история о том, как жители деревни понесли наказание за жесткость эгоистичного мальчика.
Персонажи «Корзины с еловыми шишками» – норвежский музыкант Григ и дочь лесника. Это незамысловатая добрая сказка для детей. В 1989 году по расскажу был создан мультфильм. Экранизированы всего 13 произведений Паустовского.
Константин Паустовский
В 50-е годы слава о Паустовском распространилась за пределы СССР. Повести и рассказы перевели на все европейские языки. Константин Георгиевич не только писал, но и преподавал. В Литературном институте прозаик прослыл талантливым педагогом. Среди его учеников – классики советской прозы.
После смерти Сталина писатель посетил разные страны. Он бывал и в Турции, и в Польше, на родине предков. Посетил Болгарию, Италию, Швецию. Паустовского выдвигали на Нобелевскую премию, но награду, как известно, получил автор «Тихого Дона». Согласно правилам, только спустя 50 лет раскрывается причина отказа. В 2020 году стало известно: «заслуги советского прозаика не перевешивают его недостатки». Такое мнение высказали члены шведской комиссии.
Константин Паустовский и Марлен Дитрих
Преданной поклонницей творчества Паустовского стала Марлен Дитрих. В книге воспоминаний «Рассуждения» она посвятила ему отдельную главу. Поэтическую прозу Паустовского немецкая актриса оценила после прочтения «Телеграммы». Этот рассказ произвел на Дитрих столь сильное впечатление, что с тех пор она помнила и произведение, и имя автора, о котором ранее не слышала.
В конце 50-х актриса приехала в Москву. Тогда она и встретилась в первый и последний раз с писателем. Дитрих подарила прозаику на память несколько фото. На одном изображен Паустовский и знаменитая актриса на сцене Дома литераторов.
Память потомков
Биография Паустовского такова, что по отношению к власти он имел достаточно принципиальную позицию, но ему не пришлось отсиживать сроки в лагерях и тюрьмах, наоборот, власть вручала ему государственные награды.
В честь памяти писателя его именем была названа библиотека №2 в Одессе, и в этом же городе в 2010 году ему был открыт первый памятник. В 2012 году, 24 августа, открыт еще один памятник в Тарусе, на берегу реки Оки, где он изображен вместе со своей любимой собакой по кличке Грозный. Именем писателя названы улицы таких городов, как Москва, Одесса, Киев, Тарус, Таганрог, Ростов-на-Дону, Днепропетровск.
В 1958 году вышел его шеститомник полного собрания сочинений тиражом в 225 тысяч экземпляров.
Основные идеи творчества
Сам Паустовский выделял в своей жизни три разных творческих периода: экзотический, северный и период знакомства со средней полосой России. Самым продуктивным писатель считал последний. Творчество Паустовского красочно и точно описывает привычную нам природу, его описания касаются самых глубоких душевных струн читателя. Романтик по натуре, писатель придает обыденным явлениям невероятный поэтизм, от которого веет светлой грустью и некой тоской. Писатель посетил множество разных уголков страны, откуда привез массу впечатлений. Их он переносил на бумагу. Современному читателю он более известен как писатель-натуралист, создатель прекрасных рассказов о природе для детей, среди которых «Дремучий медведь» и другие
Несмотря на то, что природа является важной составляющей его творчества, сам Паустовский воспринимал ее как инструмент, с помощью которого можно лучше разобраться в русской душе и понять ее. Произведения Паустовского, как правило, написаны от первого лица
Композиция простая: события идут одно за другим, в хронологическом порядке. Также редко в прозе этого писателя можно найти по-настоящему отрицательного персонажа. Как правило, писатель помещал “злодеев” в эпизоды и относился к ним, как к неотъемлемой части нашего мира, прекрасного в своем несовершенстве. Одной из ключевых работ Писателя стала “Повесть о жизни”. Это автобиография писателя в шести частях. Почти два десятилетия работы вылились в этот замечательный цикл, где честно и без прикрас рассказана жизнь Паустовского, начиная “далекими годами” детства и заканчивая “скитаниями” зрелого мужчины. Критика творчества прозаика была жесткой. Первая часть автобиографической повести была разгромлена: Паустовский был заклеймен как “певец царской России” и неофициально запрещен к печати. Когда к писателю пришло заслуженное признание, критики, до этого особо не отмечавшие заслуг Паустовского, назвали это простым везением. Но простая удача не может объяснить ту читательскую любовь, которую писатель приобрел в середине прошлого века.В одном из интервью Паустовский назвал вдохновение ключевым фактором в деятельности любого человека. По его мнению, без такого душевного подъема не совершалось ни одного открытия, не начиналось ни одного дела, не создавалось ни одного шедевра. Для него самого одним из мощнейших источников вдохновения всегда была природа. Писатель был убежден, что каждый из нас должен стремиться к гармонии с окружающим миром. Этого принципа придерживался Паустовский и в своем творчестве. Гармоничность структуры произведения, а также соотношения его композиции и содержания стояли для писателя на первом месте. Писательское дело для Константина Георгиевича являлось не ремеслом и не профессией, а призванием. Призвание, миссия писателя — оставаться верным себе и продолжать дело, несмотря на трудности и преграды.
Рис. 6. К. Г. Паустовский и В. В. Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. Конец 1930-х годов
Путешествия по югу России
Когда его полк был расформирован, Паустовский вновь начал путешествовать. То ли он действительно пошёл в своего дядю Юзю, то ли сказались корни отца, который не мог долго уживаться на одном месте. Константин объездил весь юг России. Около двух лет проживал в Одессе, где работал в газетном издании «Моряк». Здесь он познакомился с молодыми, в будущем известными, советскими писателями Исааком Бабелем, Валентином Катаевым, Ильёй Ильфом, Львом Славиным, поэтом Эдуардом Багрицким. Домик, где он жил, располагался на самом берегу Чёрного моря, и Паустовский очень много писал в этот период. Однако пока не печатался, считал, что ещё недостаточно умеет владеть жанром.
Из Одессы Константин отправился на Кавказ, который объездил вдоль и поперёк – Тбилиси, Батуми, Сухуми, Баку, Джульфа, Ереван. Добрался даже до северной Персии, после чего в очередной раз в 1923 году вернулся в Москву.
Лучшее изображение
В доме автора есть фотография, которая висит на стене. Снимок необычный, на нем изображена женщина, сидящая на коленях перед писателем. На девушке одето красивое платье и ее зовут Марлен Дитрих. Когда актриса была на творческом вечере в Центральном доме литераторов, ее там фотографировали. В Москве она дала несколько концертов. На одном из них ей задали вопрос про то, что бы актриса хотела увидеть в столице. Ее мечтой было увидеть Паустовского, и она хотела бы осуществить мечту.
В то время писатель сильно заболел, но все-таки согласился приехать. После поднятия на сцену Марлен Дитрих стояла в брильянтовом колье, и от волнения ей пришлось упасть перед автором на колени. Актриса решила взять руку известного человека и поцеловать его. Все сидящие люди в зале замерли, а потом начали аплодировать. Удивленный Паустовский присел в кресло, в зале стало тихо, и актриса стала рассказывать о своей симпатии к писателю, одним из увлечений Марлен было чтение книг известного автора. Константин написал произведение «Телеграмма», которое повлияло на судьбу актрисы.
Детство
Огромное влияние на становление маленького Кости как человека творческого и любящего вокруг всё прекрасное оказали родственники по материнской линии. Тётя Надя (Надежда Григорьевна – сестра матери) – красивая и юная, всегда порывистая я и весёлая, музыкально одарённая личность. Именно она научила Костю смотреть по сторонам и в каждом штрихе находить красоту. К сожалению, она очень рано умерла.
Мамин брат Иосиф Григорьевич (дети называли его дядей Юзей), несмотря на то, что имел военное образование, был неутомимым романтиком, путешественником и искателем приключений, авантюристом и непоседой. Он часто уезжал из дома, а потом неожиданно появлялся и рассказывал племянникам, как строил Китайско-восточную железную дорогу или воевал в Южной Африке против англичан в англо-бурской войне. Дядины рассказы оказали на творчество писателя Паустовского огромное влияние.
После рождения Кости семья Паустовских в Москве прожила шесть лет и в 1898 году перебралась в Киев. Когда мальчику было двенадцать лет, он стал учеником Первой киевской классической гимназии. Среди школьных предметов больше всего Константину нравилась география.