Новгородский монастырь антония римлянина

Литература

  • Орлова М. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). // Проблеми на изкуството. — 2010. — № 1.
  • Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002.
  • Сойкин П. П. Антония Римлянина монастырь в Новгороде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 114. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Michell R., Forbes N., ed. The Chronicle of Novgorod, 1016—1471 — New York: American Medieval Society Press, 1970. — P. 9—10, 12.

Лестничная башня

Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.

Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе.

Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом.

Изуродованные фрески

Фрески на южной стене. Рождественские волхвы

Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы, мастера, присланные новгородскому князю Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом (кстати, Мстислав – сын английской принцессы Гиты и внук английского короля Гаральда II, в Европе его тоже знали под именем Гаральд), храм строили по-иному.

Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой.

Сейчас в алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фрески показывают выдающееся мастерство артели художников: фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. Увы, также эти фрески – горький упрек Церкви: некоторые из них были изуродованы по повелению монастырского руководства. Когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи, по ликам святых насечки – чтобы держались лучше.

В 1944 г., при проведении работ по укреплению древней штукатурки, в башне собора была открыта уникальная светская роспись XII в. (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры – место молитвы знатных верующих). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В Антониевском соборе рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом, и задумано ли. Где-то лев изображен, где-то – существо, похожее на китовраса (кентавра).

В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес: ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний.

Сейчас монастырский комплекс включает помимо Рождественского собора с его поздними пристройками монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII-XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол студенты.

Реальный Римлянин

Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода.

Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.

Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит.

Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет.

Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта.

Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках.

Настоятели

  • Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
  • Андрей (1147 — 1157)
  • Алексий (1157 — 1161)
  • Мануил (1162)
  • Моисей (? — 1187)
  • Власий (1187)
  • Савва (1359)
  • Афанасий (1387)
  • Андрей (1499)
  • Геронтий (1517 — 1536)
  • Константин (1544)
  • Вениамин (1551 – 1555)
  • Варлаам-Царица (1551 — 1557)
  • Геласий (1556 — 1570)
  • Мисаил (1571 — 1573)
  • Иосиф (1579 — 1580)
  • Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
  • Аркадий (1600)
  • Харитон (1605 — 1606)
  • Онуфрий (1611)
  • Павел (август 1613 — 1623)
  • Александр (1628 — 1631)
  • Герасим (июнь 1635)
  • Евфимий (февраль 1637)
  • Аркадий (1645 — 1649)
  • Рафаил (1651- 1653)
  • Авраам (1653 — 1655)
  • Макарий (1655 — 1688)
  • Антоний (1688 — 1695)
  • Тарасий (1696 — 1699)
  • Макарий (1700)
  • Иоиль (1701 — 18 января 1708)
  • Иоаким (1711 — 1718)
  • Андроник (1728 — 1731)
  • Артемий (1731 — 14 июля 1736)
  • Антоний (август 1736 — июль 1740)
  • Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
  • Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
  • Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
  • Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
  • Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
  • Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
  • Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
  • Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
  • Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
  • Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
  • Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
  • Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
  • Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
  • Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
  • Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
  • Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
  • Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
  • Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
  • Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
  • Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
  • Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
  • Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
  • Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
  • Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
  • Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
  • Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
  • Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
  • Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
  • Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
  • Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
  • Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
  • Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
  • Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
  • Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
  • Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)

Память: 17 / 30 января, 24 июня / 7 июля

Преподобный Антоний Дымский
родился в 1157 году в Новгороде.
Богобоязненные родители с детства научили его
правилам христианского благочестия. Святой
Антоний избегал детских игр, празднословия и
смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды
во время службы ему особенно запали в душу слова
Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24).
Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний
решил оставить родительский дом и стать монахом.
Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский
монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября),
постриг его в монашество.

  

Преподобный Антоний Дымский. Икона

С того времени преподобный
Антоний стал жить в совершенном послушании
своему старцу – преподобному Варлааму. С
усердием и смирением исполнял он все
послушания, никогда не опускал келейных правил
и не пропускал церковных служб. Святой Антоний
первый приходил в храм и последний уходил из него.

По преданию, преподобный Антоний
по делам монастыря ездил в Константинополь. Во
время поездки он посетил святые места. Через пять
лет преподобный вернулся в свою обитель. Его
приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой
игумен благословил преподобного Антония быть
вместо себя наставником братии и строителем
монастыря.

Управляя Хутынской обителью,
преподобный Антоний во всем соблюдал устав,
оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил
и благолепно украсил храм в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы. Примером своей
подвижнической жизни и кротким наставлением
преподобный Антоний наставлял братию в
иноческом делании.

Всеобщая любовь и почитание
тяготили святого подвижника. Со слезами он
молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему
место уединенных подвигов. В скором времени
преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и
удалился в пустынное место в Дымских лесах, в
15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от
небольшого озера Дымского, среди глухих лесов
преподобный устроил себе сначала малую кущу, а
затем построил небольшую келию и выкопал
пещеру для жизни зимой. Он с терпением
переносил зной и холод, мужественно боролся с
демонскими искушениями. Преподобный Антоний
всячески избегал покоя: днем он трудился до
изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого
отшельника стало известно, к нему пришли иноки,
ищущие уединенной жизни под духовным
руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми
монахами. Так возник монастырь, игуменом
которого стал преподобный Антоний. Иноки
построили храм во имя преподобного Антония
Великого с приделами в честь Покрова
Пресвятой Богородицы и во имя святителя
Николая Чудотворца. Тогда же были построены келии, а через некоторое время – зимний (теплый)
храм с трапезной во имя святого Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро
управляя братией Дымского монастыря до
блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он
собрал иноков и благословил их, затем
причастился Святых Христовых Таин и мирно
скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224
года. Тело преподобного Антония было
погребено в устроенном им храме, с левой
стороны. В 1330 году святые мощи преподобного
Антония были обретены нетленными.

Преподобный Антоний Дымский. Икона

В 1409 году во время очередного
нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над
святыней, скрыл святые мощи преподобного
Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно
оставался хранителем Дымской обители. После
разорения шведами в 1611 году монастырь восстал
из пепла не без молитвенной помощи
преподобного Антония. В 1687 году (по другим
источникам, в 1585 году) в монастыре дважды
возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний
являлся в сонном видении игумену и
предупреждал его о пожаре, так что братии
удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония
праздновалась в обители дважды: 17 января – в
день тезоименитства (память преподобного
Антония Великого) и 24 июня – в день кончины,
когда совершался крестный ход из монастыря на
озеро Дымское.

Лестничная башня[править | править код]

Лестничная башня

Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.

Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе.

Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом.

Строительство[править | править код]

Фрагмент древней кладки

Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.

Строительство храма происходило в два этапа. В 1117—1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда.

Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119—1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчана куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он также служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря, так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.

Роспись XIX века Фрески XII века на восточных столпах собора. Вид с хор Вид с хор

Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр. Позакомарное покрытие было заменено кровлей с прямым карнизом, а узкие окна были растёсаны. В таком виде храм сохранился до наших дней.

В отличие от других монастырских храмов Новгорода, собор продолжает использоваться как музей. Мощи преподобного Антония, почивавшие в соборе с 1597 года, со времени вскрытия раки большевиками считаются пропавшими.

История Антониево-Сийского монастыря

Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри  монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.

Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.

Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Антониево-Сиийский монастырь в советское время.

В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных  городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.

Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.

После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт.  В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.

Троицкий собор.

На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).

История

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединённой молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию, это произошло в 1106 году на Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.

Хотя происхождение преподобного Антония остаётся неясным, о нём и его монастыре сохранилось довольно много документальных сведений

Летописи с необыкновенным для частного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком

Тем не менее епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём, в частности, упоминается в сохранившейся в списке XVI века духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100—1130 годами). Однако после смерти епископа Никиты преподобный Антоний на долгие годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Только в 1131 году взошедший на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря.

Фреска времён преподобного Антония

Существует очень правдоподобная версия появления Антония в Новгороде, объясняющая, в частности, причины жёсткого конфликта между ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был враждебно настроен к Киеву и, вероятно, даже претендовал на автокефалию своей кафедры от митрополита Киевского. Здесь проявились уже существовавшие сложности в отношениях Киева и Новгорода, который всё более показывал стремление к независимости.

Несмотря на все сложности, преподобный Антоний смог построить в своем монастыре каменный собор и расписать его фресками. Для этого ему несомненно требовалась сильная поддержка со стороны Киева. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Роспись собора была выполнена в 1125 году, а в 1127 была построена трапезная церковь. Умер преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый не сохранившийся текст жития святого Антония. При нём монастырский дьякон и доместик Кирик (Новгородец) занимался музыкой и математикой.

Антониев монастырь (наши дни)

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы. При архимандрите Геронтии в 1533—1536 годах были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрёл камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в наружную стену собора. Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты. В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально в список общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был включён только в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий.

В 1708—1723 годах, до перенесения кафедры в Александро-Невский монастырь, именно в Антониевом монастыре помещалась резиденция новгородских викарных епископов. В этот период епископы вели в обители большие строительные работы (по возведению больницы с храмом Александра Невского, келарской палаты, казначейских и иных келий, квасоварни, бани, новой ограды).

В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия (который завещал похоронить себя на паперти монастырского собора) при монастыре была основана Новгородская духовная семинария. Среди питомцев её первого выпуска (1754) был Тихон Задонский. В 1788—1800 годах статус Новгородской семинарии был понижен до уровня четырёхклассной. За немногими исключениями, с 1743 года настоятели Антониева монастыря были и ректорами семинарии. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году был упразднён Антониев монастырь (недоступная ссылка с 08-02-2018 ).

Чужой среди своих и наоборот

Среди множества реликвий веры в Новгороде есть для меня одно место очень личной истории. Место, которое создано человеком с судьбой, возможно, схожей с моей. Человеком, который был чужим среди своих, а потом долго и уверенно становился своим среди чужих. И пусть он переехал в православный Новгород из католической Италии (которая, конечно, тогда еще не была Италией), а я – из ставшей украинской Одессы в Москву – и совсем не по религиозным причинам (хотя любовь сродни религии, наверное)… И тем не менее, мы оба – эмигранты из становящейся чуждой культурной среды в ту, которую считаешь своей.

Поэтому я всегда, когда приезжаю в Новгород Великий, стараюсь бывать на этом месте, где некогда причалил к берегу камень с приплывшим из Рима Антонием. И поныне здесь стоит основанный им монастырь с древним храмом XII века.

Как мы все знаем, самый древний храм Великого Новгорода – это Софийский собор. Его построил сын Ярослава Мудрого Владимир в 1045-1050 годах. Но затем каменные храмы в Новгороде не появлялись целых полвека. До самого начала XII столетия. А потом – всего за два десятка лет – растянувшийся вдоль Волхова город – оказался обрамлен сразу четырьмя мощными храмами.

Первым на Городище, резиденции князей, месте более древнем, чем сам Новгород, в 1101 году встал храм Благовещения (да-да, тот самый, на раскопках которого недавно обнаружили множество фрагментов фресок). Затем, в 1113 году, на Ярославовом Дворище – пятиглавый храм Николы, и уже в конце второго десятилетия Новгород украсили два монастыря – сверху и снизу по течению. Юрьев и Антониев, с величественными храмами о трех главах.

Рождественский храм Антониева монастыря построен человеком, бывшим чужим у себя на родине и не сразу ставшим своим в Новгороде. Святым, житие которого пестрит вроде бы совсем нереальными чудесами – но, тем не менее, реальным человеком, оставившим нам свой автограф.

Настоятели

  • Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
  • Андрей (1147 — 1157)
  • Алексий (1157 — 1161)
  • Мануил (1162)
  • Моисей (? — 1187)
  • Власий (1187)
  • Савва (1359)
  • Афанасий (1387)
  • Андрей (1499)
  • Геронтий (1517 — 1536)
  • Константин (1544)
  • Вениамин (1551 – 1555)
  • Варлаам-Царица (1551 — 1557)
  • Геласий (1556 — 1570)
  • Мисаил (1571 — 1573)
  • Иосиф (1579 — 1580)
  • Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
  • Аркадий (1600)
  • Харитон (1605 — 1606)
  • Онуфрий (1611)
  • Павел (август 1613 — 1623)
  • Александр (1628 — 1631)
  • Герасим (июнь 1635)
  • Евфимий (февраль 1637)
  • Аркадий (1645 — 1649)
  • Рафаил (1651- 1653)
  • Авраам (1653 — 1655)
  • Макарий (1655 — 1688)
  • Антоний (1688 — 1695)
  • Тарасий (1696 — 1699)
  • Макарий (1700)
  • Иоиль (1701 — 18 января 1708)
  • Иоаким (1711 — 1718)
  • Андроник (1728 — 1731)
  • Артемий (1731 — 14 июля 1736)
  • Антоний (август 1736 — июль 1740)
  • Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
  • Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
  • Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
  • Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
  • Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
  • Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
  • Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
  • Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
  • Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
  • Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
  • Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
  • Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
  • Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
  • Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
  • Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
  • Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
  • Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
  • Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
  • Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
  • Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
  • Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
  • Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
  • Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
  • Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
  • Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
  • Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
  • Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
  • Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
  • Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
  • Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
  • Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
  • Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
  • Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
  • Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
  • Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Примечания[править | править код]

  1. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 3—10.
  2. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 23.
  3. Тарасий (архимандрит Антониева Новгородского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Здравомыслов К. Я. Иоасаф (Маевский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Давид (Скалуба) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Уволен на пенсию в Полтавскую епархию после покушения на свою жизнь. РГИА. Ф.796. Оп.85. Д.444.
  7. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 257—368. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.

История создания обители

В 1365 г. архитектурный ансамбль монастыря дополнил еще один каменный храм в честь Сретения над западными Святыми вратами, разобранный в начале XIX в. в связи со строитель-ством на этом месте настоятельского корпуса. Этот храм запечатлен на иконах с изображением Антония Римлянина и иконе «Видение пономаря Тарасия». Монастырь был сожжен при подходе войск Дмитрия Донского к Новгороду в 1386 г. Постройки его горели также при пожарах в 1378, 1396, 1467 гг.Антониев монастырь относился к числу наиболее влиятельных и богатых в Новгороде. По количеству земельных владений в начале XV в. (588 обжей) он занимал четвертое место после Юрьева, Хутынского и Аркажского монастырей. Земельные вотчины располагались главным образом в Водской и Шелонской пятинах. По мнению академика В.Л. Янина, монастырь в период новгородской самостоятельности являлся кончанским и находился под юрисдикцией Плотницкого конца города.

Вскоре после указа архиепископа Макария 1528 г. о введении в новгородских монастырях общежительного устава здесь возводится каменная трапезная палата с церковью Сретения (1533- 1537), в связи с чем одноименная надвратная церковь XIV в. переосвящается во имя Иоанна Лествичника. К XVI в. относится и строительство к югу от Рождественского собора столпообразной колокольни с церковью Антония Великого. Она была разобрана после обрушения верхнего яруса звона в 1804 г. Фундаменты колокольни обнаружены при археологических раскопках 1980-х гг. (рук. Г.М. Штендер и Вал.А. Булкин).

Примечания

  1. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 3—10.
  2. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 23.
  3. Тарасий (архимандрит Антониева Новгородского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Здравомыслов К. Я. Иоасаф (Маевский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Давид (Скалуба) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Уволен на пенсию в Полтавскую епархию после покушения на свою жизнь. РГИА. Ф.796. Оп.85. Д.444.
  7. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 257—368. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector