Собор рождества иоанна предтечи,подворье иоанно-богословского крыпецкого монастыря подворье епархиального женского монастыря

История

По благословению архиепископе Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник), после возвращения из российского плена, основал в 1925 году мужской скит в урочище «Вишний Дубовец» возле села Дубового.

Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство.

Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками.

В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита.

В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства.

Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля.

Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище «Горби». Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.

В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского,архимандрит Боголеп «(Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.

В советский период монастырь был закрыт. Храм частично был разрушен и разобран на строительные материалы.

В 1992 году обитель стала возрождаться. Ей вернули восемь гектаров исторической земли.

В 1993 году на средства православных прихожан был построен новый храм в честь «Почаевской» иконы Божией Матери, а также началось строительство большого каменного собора во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, по проекту архитектора В.А.Цуберы, который был построен в 1999 году. Главным строителем строительства был назначен архидиакон Артемий (Пацкан), который в 1955 году строил храм в Городиловском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре. Также много труда приложили игумен Митрофан (Шимон) и эконом обители Силуан, которые вместе с схимонахом Афанасием построили в 1998 году колокольню. Трехярусный деревянный иконостас сделал житель села Дубового Петр Брай, а иконы написал Михаил Ковач из села Копашнева.

Примечания

  1. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 56.
  2.  (недоступная ссылка). // old.kulturnoe-nasledie.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  3. ↑ . // opskove.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  4. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 41.
  5. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 43.
  6. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X—XIII вв.: каталог памятников. — Л.: Наука, 1982. — С. 80.
  7.  // Мир музея : журнал. — 2005. — № 214. — С. 37.
  8. . // pskov-eparhia.ellink.ru. Дата обращения: 2 сентября 2016.
  9. . // opskove.ru. Дата обращения: 1 сентября 2016.
  10. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 58, 60.
  11. Максимов, П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. — М.: Стройиздат, 1975. — С. 87.
  12. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 64.
  13. См. стр. 14, 16 . // mkrf.ru/ (28 сентября 2015). Дата обращения: 2 сентября 2016.
  14. . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 7 июля 2019.

Датировка

Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора

Вопрос о датировке собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.

С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.

XVII век

Что происходило с обителью в этот период? Прежде богатая, пользовавшаяся особым расположением у князей, она пережила множество набегов. Когда на город напал польский король Стефан, он не останавливался ни перед чем. Горел в пожарах Псков, и Иоанно-Предтеченский монастырь не стал исключением.

После того, как поселение подверглось осаде со стороны шведского короля Густава, святое место было полностью разграблено. Хозяйство пришло в упадок. Это был 1615 год.

В 1623 году обитель была «взята под опеку» государя Михаила Федоровича. Он, совместно с патриархом Филаретом, преподнес игуменье псковского монастыря грамоту. В ней подтверждалось, что обитель имеет право на владение землями, пожалованными ей еще князем Довмонтом. Кроме того, монастырю позволялось самостоятельно судить своих насельников за любые проступки, кроме убийства и разбоя.

Подтвердили эти права и в 1646 году. Это сделал царь Алексей Михайлович. А спустя 40 лет государями Ионном Алексеевичем и Петром Алексеевичем это право было подтверждено повторно.

Датировка[править | править код]

Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора

Вопрос о датировке собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.

С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.

Архитектура

Декор собора: аркатурный пояс под главами, двухступенчатые ниши в закомарах западного фасада и раскреповки в закомарных арках

Для очертания плана постройки характерна грубость и нерегулярность. Имеет место кривизна линий и поверхностей. Здание имеет приземистые пропорции. Неодинаковая ширина прясел и закомар делает ритм этих элементов менее строгим. Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов. Культурный слой вокруг здания составляет 1,5 метра (Комеч, 1993). Пол внутри собора находится на отметке ниже современной дневной поверхности на 0,7 м.

Ивановский собор представляет собой шестистолпный трехапсидный храм длиной 19,5 м, шириной 12,8 м. Толщина стен составляет 1,1—1,2 м. Фундаменты храма ленточные, глубиной около 40—50 см. Основание фундаментов опирается на грунт скальной породы. Фундаменты состоят из валунов и битых плинф, залитых раствором с цемянкой. Над фундаментами располагается вымостка, состоящая из плинф на растворе. Прежний пол здания лежит на 95 см ниже уровня земли. Он состоял из раствора с цемянкой и был покрыт известняковыми плитами. Стены храма выстроены из плит серого известняка с прослойками кирпичей, выложенных на растворе с цемянкой. В арках и перемычках окон чередуются камни и кирпичи. Кирпичи имеют размер 4,5—5,5 × 22—25 × 34,5—36 см, в отдельных местах длина кирпичей достигает 39 см. В кладке апсид и малых барабанов размер кирпичей составляет 3,5—5 × 15—17 × 22—23 см.

«Никола» XIV века из собора. Ныне хранится в Третьяковской галерее

В более толстой западной стене расположена лестница, ведущая на хоры. Восточные столбы здания имеют Т-образное сечение, соединяются с междуапсидными стенками. Западные столбы под куполом в нижней части восьмигранные, а в верхней — прямоугольные. Крайние западные столбы ниже хор круглые, а на верху прямоугольные. Хоры, опиравшиеся на деревянные балки, размещались в западном членении здания. Подкупольное пространство имеет размеры 4,2 м вдоль храма и 3,9 м поперёк. Своды цилиндрические. На наружных стенах имеются плоские лопатки. В северном членении западной стены, где расположена лестница, имеется одна лопатка в интерьере. Лестница внутри храма перекрыта уступами плитами. В алтаре имеется горнее место. Найдены следы алтарной преграды (брус тябла). В здании имеются три аркосольные ниши. Храм венчает три главы — одна большая и две малые. Барабан центральной главы имеет восемь окон, барабаны западных глав — по четыре окна. В верхней части барабанов проходит аркатурный пояс. В XVI веке к западной стороне пристроен притвор (по другим данным — в начале XVIII века), сохранившийся до наших дней. Тогда же над карнизом закомары нартекса южного фасада была надстроена двухпролётная звонница.

Собор имеет три портала. Окна устроены в два яруса. На первом ярусе окна фасадов и апсид узкие, имеют полуциркульное завершение. Окна второго яруса на южном и северном фасадах в центральной и крайнем западном членениях тоже узкие с полуциркульным завершением, в двух других членениях и на апсидах расположены окна круглой формы (ныне заложены). На западном фасаде второго яруса боковых членений имеются двухуступчатые ниши. Кроме них и двухуступчатого профиля закомар, фасады здания лишены декоративных элементов. Размещение входа на хоры в толще западной стены — абсолютно новое явление в зодчестве новгородской школы. Круглые окна собора были уникальны для русского зодчества.

В храме сохранились остатки фресок. В одном из окон круглой формы сохранилась древняя оконница. По строительной технике и формам архитектуры, постройка относится к первой половине XII века, скорее всего к 1130—1140-м годам. Здание уцелело во всех основных частях. Более поздние пристройки мало изменили первоначальный облик. Реставрирован в 1949—1950 годах. Исследовался в 1978—1979 годах.

История

В монастырском храме Иоанна Предтечи также погребены: княгиня Наталия (по преданию, приходится невесткой св. Князю Тимофею, и супругой его сыну Давиду), Марфа Псковская, инокиня Васса, Голендуха, инокиня Иулия, Анна, Иулиана, Мария, Александра, Ефросиния, София и Елена.

  • В 1510 г., после присоединения Пскова к Москве, Василием III обители была дана жалованная грамота, освобождавшая монастырских людей (включая и крестьян из приписных деревень) от местного суда, от податей и подчиняла чинному суду самого князя.
  • Осенью 1615 г. шведский король Густав осадил Псков, обосновавшись с войском на Снятной горе и на Завеличье, расположился и в стенах Ивановского монастыря. Три дня отсюда били вражеские пушки по крепостным стенам, выпущено было, если верить источникам, «700 огненных ядер, а чугунных — без счёта».
  • В 1764 году к обители приписали Ильинскую и Стефановскую церкви на Завеличье, и перевели насельниц из нескольких закрытых монастырей.
  • В 1915 г. монастырь населяли 135 сестёр.
  • 1923 г. — храм закрыт.

Собор Иоанна Предтечи[править | править код]

Общепринятая дата строительства собора — начало 1140-х гг. Основываясь на своих исследованиях, С. П. Михайлов датирует его 1124—1127 гг.

  • В июле 1944 г. во время боёв за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром.
  • 1949—1959 гг. Реставрация храма по проекту П. М. Максимова. Восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проёмы, древние формы надкупольных деревянных крестов. В 1957—1958 гг. разобраны колокольня и ограда.
  • В 1962 г. окончательно срыто кладбище, площадь у собора заасфальтирована.
  • Исследования и реставрация Иоанно-Предтеченского собора были продолжены в 1970—1980 гг. арх. С. П. Михайловым. В 1978 г. обнаружен клад монет и икон.
  • В 1991 г. храм возвращён Русской Православной церкви; для нужд прихода передано и бывшее здание просфорни. 7 июля 1991 г. состоялось первое богослужение с новым настоятелем — иереем Владимиром (Андреевым).
  • 1993—2006 гг. Настоятель — иерей Андрей (Давыдов) организовал при приходе иконописную школу, будучи иконописцем, расписал фресками притвор, часть главного нефа собора. Следуя проекту арх. С. П. Михайлова (1980-х гг.), он установил и расписал в Иоанно-Предтеченском соборе невысокий двухъярусный иконостас в византийском стиле.
  • В феврале 2007 г. храм и флигель переданы Крыпецкому мужскому монастырю. Владыкой Евсевием настоятелем прихода назначен наместник Кыпецкого монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк).
  • 3 апреля 2009 г. состоялось освящение и поднятие шести колоколов (весом от 7 до 320 кг), отлитых на заводе Анисимова в Воронеже. Чин освящения совершил митрополит Евсевий.

Храм построен новгородскими мастерами из местной известняковой плиты и кирпича — плинфы. Трёхглавый с посводным (позакомарным) покрытием. Ивановский собор многократно исследовался виднейшими учёными, исследователями архитектуры и архитекторами-реставраторами, такими, как И. Э. Грабарь, А. И. Некрасов, П. Н. Максимов, Г. М. Штендер, А. И. Комеч, С. П. Михайлов и др.

Правовое положение

Памятник (расположенный по адресу: г. Псков, ул. Горького, д. 1-а) находится в государственной собственности. Памятник «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря» передан в пользование приходу храма Рождества Иоанна Предтечи Псковской Епархии Русской православной церкви на основании договора безвозмездного пользования № 11 от 14 февраля 2008 года. Охранное обязательство № 1062 от 25 января 2008 года. Предмет охраны утверждён приказом Министерства культуры России от 20 августа 2012 года № 910.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).

История

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города).

В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).

В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.

Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).

В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки.

В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры.

Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно — чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.

В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.

Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Известный Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове располагается недалеко от побережья р. Великая. Существует предание, что в древности церковь относилась к Ивановской обители, основанной ориентировочно в 40 г. 13-го столетия. Своим существованием монастырь обязан кн. Ефросинье, дочери князя Ригвольда из Полоцка. Она же была тетей кн. Довмонта.

Источники повествуют о трагической судьбе кн. Ефросиньи. Ее супругом был авантюрист князь Ярослав Владимирович. Он отверг женщину. Единственным выходом для несчастной стал постриг в монахини. Княгиня основала Ивановскую обитель в Пскове, заняв место ее настоятельницы.

Через время кн. Ярослав обманом вызвал княгиню для разговора за пределы монастыря. Ефросинью убил ее собственный пасынок по приказу князя-отца. Тело настоятельницы привезли обратно, где оно и было погребено в стенах монастырского собора. С тех пор храм стал местом упокоения княгинь Пскова. Здесь же нашли свое последние пристанище останки кн. Марии, кн. Натальи, а также наследник и супруга Великого Князя Ярослава Васильевича.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове представляет собой несколько растянуто с запада на восток здание. Храмовые фасады разделены на вертикальные сегменты, завершающиеся округлыми закомарами. Внешние формы соответствуют внутреннему рельефу.

Церковная глава обладает внушительным световым барабаном. Она слегка сдвинута от центра к восточной части, а прочие две главы находятся ближе к западному притвору. Украшением глав служат закомарные подкарнизные пояса.

С алтарной стороны располагается троица полусферических апсид. Их поверхности отличаются плавность и гармоничностью. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове не обладает помпезностью и большим количеством украшений. Его силуэт отличается исключительной живописностью линий.

Звонница возле южной стены храма, возведенная в XVI в., имеет два пролета. С запада к церкви примыкает пристройка, сделанная в 17-м столетии. Она тянется вдоль церковного фасада. Однако это – лишь часть того, что здесь было возведено прежде. Многое разрушилось, что-то разобрали. Остались лишь незначительные элементы. При взгляде на храм создается впечатление грузности и массивности здания. Это обусловлено его исключительной древностью.

До XIX в. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была отделана тесовыми досками. Главы покрывала окрашенная чешуя. Справа от алтарной колонны находилась дверь из железа. За ней скрывался узкий ход до каменного крыльца. В наши дни оно не сохранилось. Церковный иконостас состоял из четырех поясов, тумб и карнизов. На поясе верхнем – крест с позолоченными изображениями.

Церкви древности возводили с учетом возможного вторжения, осады и длительной обороны. Потому строительство начиналось с нижнего этажа и погреба. Под Храмом Рождества Иоанна Предтечи в Пскове также присутствует обширный сводчатый погреб. Он выложен камнем. В нем есть подземный ход.

Массивные двери из дерева, ведущие в притвор, украшены росписью и покрыты железными полосами с навесными замками и внутренними личинами. С юга установлена двойная дверь. Хоры для певчих, находящиеся в западном секторе, деревянные. Для инсоляции существуют 5 широких окон, забранных решетками. Также две пары небольших окошек присутствуют в куполе. Когда-то рядом с церковной колокольней располагался теплый придел об одной главе, посвященный святому апостолу Андрею. В 1805 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове обнесли надежной оградой из камня. А в 82 г. 19-го столетия на ней же воздвигли новую каменную звонницу. Придел в честь апостола Андрея пришел в негодность и был разобран в 1845 г. А на освободившемся месте возвели новый. В 85 г. 19-го века свершилось строительство 2-этажных палат настоятеля. Однако они простояли совсем недолго, до 1899 года. Тогда же на их месте возвели храмовую просфорную.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове в наши дни является действующей приходской церковью. Здесь же располагается мастерская иконописи. В 2007 г. церковь стала принадлежать обители Иоанна Богослова. До сегодняшнего дня церковная территория считается монастырским подворьем.

Собор Иоанна Предтечи[править | править код]

Общепринятая дата строительства собора — начало 1140-х гг. Основываясь на своих исследованиях, С. П. Михайлов датирует его 1124—1127 гг.

  • В июле 1944 г. во время боёв за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром.
  • 1949—1959 гг. Реставрация храма по проекту П. М. Максимова. Восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проёмы, древние формы надкупольных деревянных крестов. В 1957—1958 гг. разобраны колокольня и ограда.
  • В 1962 г. окончательно срыто кладбище, площадь у собора заасфальтирована.
  • Исследования и реставрация Иоанно-Предтеченского собора были продолжены в 1970—1980 гг. арх. С. П. Михайловым. В 1978 г. обнаружен клад монет и икон.
  • В 1991 г. храм возвращён Русской Православной церкви; для нужд прихода передано и бывшее здание просфорни. 7 июля 1991 г. состоялось первое богослужение с новым настоятелем — иереем Владимиром (Андреевым).
  • 1993—2006 гг. Настоятель — иерей Андрей (Давыдов) организовал при приходе иконописную школу, будучи иконописцем, расписал фресками притвор, часть главного нефа собора. Следуя проекту арх. С. П. Михайлова (1980-х гг.), он установил и расписал в Иоанно-Предтеченском соборе невысокий двухъярусный иконостас в византийском стиле.
  • В феврале 2007 г. храм и флигель переданы Крыпецкому мужскому монастырю. Владыкой Евсевием настоятелем прихода назначен наместник Кыпецкого монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк).
  • 3 апреля 2009 г. состоялось освящение и поднятие шести колоколов (весом от 7 до 320 кг), отлитых на заводе Анисимова в Воронеже. Чин освящения совершил митрополит Евсевий.

Храм построен новгородскими мастерами из местной известняковой плиты и кирпича — плинфы. Трёхглавый с посводным (позакомарным) покрытием. Ивановский собор многократно исследовался виднейшими учёными, исследователями архитектуры и архитекторами-реставраторами, такими, как И. Э. Грабарь, А. И. Некрасов, П. Н. Максимов, Г. М. Штендер, А. И. Комеч, С. П. Михайлов и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector