Новгородский софийский собор

Архитектура и внутреннее убранство

Основной объем Новгородской Софии почти 27 метров длиной и 25 метров шириной. Вкупе с коридорами протяженность — 34,5 метров. Разговор идет о 5-нефной крестово-купольной композиции. Присутствует 3 полукруглых выступа — центральный 5-гранный, и 4 второстепенных (а они полукруглые).

С боков «ось» культового сооружения окружают просторные 2-этажные коридоры. Ансамбль насчитывает 5 глав. 6-я перекрывает лестничную башню. Она поставлена в галерее на западе. Купола — образы шлемов русских воинов. Общая высота равняется 38 метрам. Стены в толщину почти 1,2 метра.

Камни подтесаны только на поверхностной стороне (внутренний дизайн так и отдает стариной…). Скрепляющий раствор конструкции – цемянка с включениями толченых кирпичей.

Арочный декор и немногочисленные украшения сводов составлены из кирпичей. В основной апсиде и в подкупольных переходах посетитель заметит голосники – округлые сосуды из глины. Кое-где они выходят в пространство интерьера, поэтому эха в здании нет (звук уходит). Наличие полых округлостей визуально делает здание изящней.

В храме стоят 3 иконостаса. В главном вы увидите иконы 15-16 столетий. Нарядные лики 14-го столетия красуются на стенах местного музея. Иконостас «Рождественский» содержит и более поздние творения (в том числе шедевры иконописцев XIX века). «Бренд» его внутреннего убранства — изображение «Спас и его престол» (14 век).

Также присутствуют:

  • «Знаменье» (лик Богоматери);
  • изображения Великих Евфимия и Антония,
  • ликСавы Освященного;
  • икона под названием Божия Премудрость (15 в.);
  • икона Богородицы(прозванная Тихвинской).

Кстати, последний артефакт пребывал в руках новгородцев в дни подписания мирного договора со шведами в 1617 году. Риза иконы изготовлена по приказу царевны Софьи.

В помещениях выставлены мощи:

  • Анны;
  • Феодора, Мстислава и Володимира;
  • архиепископа Василия Калики (именно он заказал изготовление ворот собора, названных позже в его честь). Василий Калика известен как меценат.

Обратите внимание: атрибуция останков в этом здании немного не соответствует реальности. Помимо указанных мощей здесь рекомендуется осмотреть надгробия архиереев 18-19 столетий.

Современная жизнь собора Софии Премудрости Божьей

Посетить Софийский комплекс можно с 8 утра до 8 вечера.

В 10.00 совершается Божественная литургия. Со среды по воскресенье в 18.00 можно посетить богослужение вечернее, при этом по четвергам совершается великая вечеря с чтением акафиста святому Никите, а на воскресном вечере читается акафист Божьей Матери «Знамение».

Важно знать! в Храме Софии не совершают Таинства Крещения и не отпевают усопших. Уникальная святыня русского православия внесена в списки ЮНЕСКО, все желающие могут посетить этот комплекс

Сотрудниками действующего музея-заповедника проводятся экскурсии

Уникальная святыня русского православия внесена в списки ЮНЕСКО, все желающие могут посетить этот комплекс. Сотрудниками действующего музея-заповедника проводятся экскурсии.

При храме прихожане и жители города могут посещать Воскресную школу, Хранительную службу, библиотеку и даже присутствовать в иконописной мастерской.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

Архитектурные особенности


План собора в конце XIX века


«Магдебургские врата»


Фотография 1900 года Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма/p>

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формыВ некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Архитектурные особенности

План собора на конец XIX века

«Магдебургские врата»

Софийский собор. 1900 год

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Фото и описание

Софийский собор Новгорода — известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 — 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику — фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные — Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», — говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь — помощью свыше защищает город.

В древности в соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI — XII веков. В соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение новгородского Софийского собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – собора в Киеве — строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы — 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

Крест главного купола и легенда о голубе


Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.p>

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
  • Центральный купол собора с голубем
  • Голубь
  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

Судьба в советские годы

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений

Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

История строительства

Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.. В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений

В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector