Житие преподобного антония великого
Содержание:
- Почитание
- Почитание преподобного Антония Великого
- Тропарь и кондак преподобному Антонию Новгородскому
- Литература
- Монастырь преподобного Антония Великого
- Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь
- Изречения святого Антония
- Молитва преподобному Антонию Великому
- О тексте жития Антония Великого
- Образ святого Антония в искусстве и литературе
- Преподобный Антоний Великий. Иконы
- Почитание
- Искушение
- Житие преподобного Антония Великого
Почитание
Паломнические знамена из святилища в Варфхёйзене
Энтони был тайно похоронен на вершине горы, где он решил жить. По сообщениям, его останки были обнаружены в 361 году и перевезены в Александрию . Некоторое время спустя они были доставлены из Александрии в Константинополь , чтобы они могли избежать разрушений, вызванных вторжением сарацинов . В XI веке византийский император передал их французскому графу Жослену. Жослен перевел их в Ла-Мот-Сен-Дидье, позже переименованный. Там Джоселин взялся построить церковь для останков, но умер еще до того, как церковь была построена. Здание было окончательно возведено в 1297 году и стало центром поклонения и паломничества, известным как Сен-Антуан-л’Аббе .
Энтони приписывают помощь в ряде чудесных исцелений, в первую очередь от эрготизма , которые стали известны как «Огонь Святого Антония». Двое местных дворян оказали ему помощь в излечении от болезни. Затем они основали в его честь больницу Братьев Святого Антония , которая специализировалась на уходе за жертвами кожных заболеваний.
Сен-Антуан-л’Аббе , Изер , Франция
Почитание Антония на Востоке более сдержанное. Его икон и картин сравнительно немного. Однако он считается «первым властелином пустыни и вершиной святых монахов», и есть монашеские общины маронитской, халдейской и православной церквей, которые заявляют, что следуют его монашескому правлению. В средние века Антоний вместе с Квирином Нейсовским , Корнелием и Губертусом почитался как один из четырех святых маршалов ( Vier Marschälle Gottes ) в Рейнской области .
Энтони вспомнил в Англиканской с Мала фестиваля на 17 января .
Почитание преподобного Антония Великого
В «Житиях святых» св. Димитрия Ростовского (РПЦ) упоминается, что при византийском императоре Юстиниане (482-565 гг.), в 561 году, нетленные мощи преподобного Антония были открыты и перенесены из пустыни в Александрию; затем, по завоевании Египта сарацинами, около 635 года их перевезли в Константинополь. В 980 году святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) во Франции, где хранятся по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года хранится в городе Арле (Франция), в церкви св. Иулиана. Однако в монастыре святого Антония в Египте считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.
Ковчег с мощами св. Антония Великого в аббатстве Сент-Антуан-л’Аббеи, Франция
Источниками сведений об Антонии Великом являются записи церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других. Главным из них является греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», которое было написано около 365 года одним из видных греческих писателей IV века, отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия признается шедевром агиографической литературы. Из многочисленных произведений, посвященных Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Великим. Согласно мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходилась на XI век. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X веком, во втором — XI веком. В настоящее время преобладает первая точка зрения.
Известно, что Антоний Великий не первым удалился в пустыню, до него уже во II веке были подвижники, которые селились на более или менее продолжительное время в уединенных местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для духовных подвигов. Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника, жили отдельно друг от друга в скитах и подвизались в молитве, посте и трудах. Антоний не основывал монастырей, но люди сами приходили к нему, видя его духовную мудрость. Постепенно вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей. Имя преподобного Антония было прославлено во всем христианском мире, как пишет свт. Афанасий: «Слух об Антонии дошел и до царей. Константин Август и сыновья его Констанций и Констант Августы по слуху сему писали к нему, как к отцу, и желали получить от него ответ». Он же рассказывает и о многочисленных чудотворениях святого отшельника.
Тропарь и кондак преподобному Антонию Новгородскому
Тропарь, глас 4.
Просветився божественою благодатию богомудре, и весь разум и сердце от суетнаго мира, к Зиждителю неуклонно возложил еси, целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение, добре скончав, и веру соблюл еси непорочну. Тем же и по смерти явися светлость жития твоего, источаеши бо чюдесем источник не исчерпаемый, Прокопие всеблаженне. Моли Христа Бога, да спасет душа наша.
Кондак, глас 4.
Христа ради юродством воздушная мытарства, на руках ангельских неприкосновенно прешед, царьскаго достигл еси престола, и от Царя всех Христа Бога дар прием бладать исцелений. И многими чюдесы своими, и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг. И миро от честнаго образа Пречистыя Богородицы молитвою изведе, и людем своим милость испроси, и недужным подаде цельбы. Тем же молим тя чюдоносче Прокопие, моли Христа Бога непрестанно, подати грехов наших прощение.
Библиотека Русской верыКанон преподобному Антонию Новгородскому →
Читать онлайн
Литература
- Антоний святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Рассказы о жизни святых подвижников. — 6-е изд. — М.: Дар, 2012.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь.
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV века. — Л., 1987. — С. 132—135.
- Житие преподобного отца нашего Антония Великого // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 17.
- Флоренский П. А. Антоний романа и Антоний предания. // Богословский вестник. — 1907.
Монастырь преподобного Антония Великого
Монастырь преподобного Антония Великого
Монастырь преподобного Антония Великого находится в египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега. Монастырь был основан в IV веке на месте, где преподобный прожил последние 44 года своей жизни. В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской церкви. Это самая древняя в мире христианская обитель. Сегодня здесь трудятся 40 монахов и 25 послушников.
Копты — потомки коренных египтян, создававших древнеегипетскую цивилизацию. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» — это искаженное греческое название Египта — Айгюптос (Aiguptos), восходящее к древнему культовому наименованию города Мемфиса — «Ха-Ка-Птах». В 30 г. до Р.Х. Египет вошел в состав Римской Империи, а позднее Византии. В 451 году Александрийский патриарх Диоскор был осужден на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в Халкидоне. Он и его сторонники — монофизиты, составлявшие в Египте большую часть населения страны, не приняли православной формулировки Собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе. (Они считают, что Христос имел одну природу — божественную). До арабского завоевания Египта в 639 году копты, не принимавшие Халкидонского вероопределения, подвергались гонениям со стороны византийской императорской власти. В 536 году был избран первый коптский монофизитский патриарх Феодосий. Так наряду с греческим Александрийским православным патриархатом в Египте сформировался монофизитский коптский патриархат. Во время арабского завоевания страны копты, хотя не поддерживали завоевателей с оружием в руках, однако, скорее всего, им сочувствовали. При новой власти копты подверглись еще большим притеснениям, грабежу и насилию. Уже в конце VIII века в коптских церквях сборщики налогов не могли найти ничего, кроме стеклянных потиров и деревянных дискосов. Не желая иметь общения с Византией, и нарушив церковное единство, копты подпали еще большему гнету. Огромные налоги неоднократно приводили к восстаниям, которые жестоко подавлялись. Уплатившие налог клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались казни. В X столетии копты должны были носить на шее огромный деревянный крест, который пригибал их к земле. До XI века копты составляли большинство населения страны, но с началом Крестовых походов мусульманские власти перешли к жестоким преследованиям христиан, и численность коптов стала заметно сокращаться. Правители страны намеревались изгнать коптское население в Грецию, и тогда многие, не желая оставлять родину, приняли ислам. В 1321 году было разрушено более шестидесяти коптских церквей, многие копты в Каире были убиты, а оставшимся было разрешено ездить по городу только на ослах, причем лицом к хвосту. Основные отпадения коптов в ислам имели место в XIV веке, и к началу XVI столетия их численность сократилась до 5-7 % от общего населения страны.
В монастыре 7 церквей. Только одна из них, церковь Св. Антония, старинная, построена на месте часовни, которую построил ещё в IV веке сам преподобный. Прах его покоится справа от алтаря.
Алтарь храма
Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена св. Антонию, левая — св. Марку, а правая — св. Афанасию, 20 патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония. Храм строго аскетичен, здесь нет ничего лишнего. Алтарь от центральной части храма отделяется простой перегородкой с Царскими вратами. Справа от алтаря, в центральной части храма, имеется глубокая ниша, где под спудом покоятся мощи святого Антония, здесь он был погребен своими учениками.
Гробница преподобного Антония Великого
Преподобный Антоний жил в пещере, за пределами монастыря, на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Пещера Антония превращена в часовню. Ныне это объект паломничества.
Пещера преподобного Антония Великого
К пещере ведет крутая лестница в 1150 ступенек. Один раз в год, в день памяти святого Антония Великого, 30 января, в пещере бывает Богослужение. В остальное время, кто-то из монашествующих приходит для особых молитв на несколько часов.
Лестница к пещере преподобного Антония Великого
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь
Основание Свято-Троицкого монастыря восходит к 1520 году, когда на месте будущей обители поселились первые иноки во главе с преподобным Антонием Сийским. К новоустроенному монастырю весьма благоволил царь Иван Васильевич Грозный. В годы его правления сюда были пожалованы лесные и земельные угодья, соляные промыслы. В 1545 г. монастырь получил судебные и финансовые льготы, тогда же упоминаются его подворья в Холмогорах, Уне, Неноксе.
В монастырском помяннике, среди прочих вкладчиков и благодетелей, указаны имена первых русских царей: Василия ІІІ, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова. В более поздние времена Сийский монастырь посещали также представители рода Романовых: императоры Александр Первый и Александр Второй и ряд других августейших особ.
Троицкий собор Антониево-Сийского монастыря
В допетровский период Антониево-Сийский монастырь был одним из самых значимых монастырей Русского севера. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское Евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После секуляризации церковных земель Сийский монастырь, как и многие другие, пришел в некоторый упадок, но в 19-ом веке, благодаря развитию миссионерской деятельности среди народов севера, он начал заметно оживать. В начале 20 века паломников встречал здесь перезвон 20-ти колоколов, поражала красота покрытых позолотой иконостасов, еще можно было поклониться святым мощам преподобного Антония и помолиться у древних образов Святой Троицы и Богородицы «Смоленская».
После революции монастырь был закрыт и уцелевшие здания использовались в хозяйственно-бытовом назначении. Богатейшая ризница Сийской обители, в которой находилось более двадцати тысяч православных изданий и целая коллекция ювелирных изделий, имеющих историческую ценность, была изъята и передана в музеи. Однако и до сей поры, сохранилась неповрежденной главная святыня обители — могила ее основателя, преподобного Антония.
Ансамбль Антониево-Сийского монастыря
С 1992 года здесь возрождается иноческая жизнь. В 2020 году Антониево-Сийская обитель отмечает свой 500-летний юбилей.
Изречения святого Антония
Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.
В конце V столетия появилось собрание изречений, отражавших монашеский идеал. Следующие изречения приписываются Антонию:
- «Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством».
- «Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: „Кто сможет их обойти?“ Тогда я услышал голос, сказавший: „смиренный“».
- «Кто в пустыне в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью».
- «Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за её пределами не пропустить стражу в своём сознании».
- «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения».
- «Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с заражённым ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и заражённому ненавистию. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих».
- «Бьющий кусок железа наперёд смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».
- «Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо».
- «Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки».
- «Если кто заговорит о неполезном для души, — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит».
- «Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению: тот да восстанет покаянием, — да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение».
- «Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих».
Святой Антоний Великий, избиваемый демонами, желающими прогнать его с места отшельнического подвига, на картине Мартина Шонгауэра, 1480
- «Люби смирение; оно покроет все грехи твои».
- «Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие».
- «Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
- «Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие».
- «Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь».
- «Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо».
- «Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих».
- «Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения».
- «Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле».
- «О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, — исполни его, не разгласив о нем предварительно».
- «Остерегись рассердиться на кого-либо, — прощай всем».
- «От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».
- «Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою».
- «Прочь — ложь! она изженет из тебя страх Божий».
- «Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».
- «Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия».
- «Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».
Наставления св. Антония Великого в изрядном количестве включены в известный сборник, содержащий речения отцов церкви и других духовных писателей «Добротолюбие» (Филокалия).
Молитва преподобному Антонию Великому
О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О тексте жития Антония Великого
Диего Веласкес. Св. Антоний и Павел-Отшельник
Источниками наших сведений об Антонии Великом являются сообщения церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других, но главным из них является древнейшее греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около 365 г. одним из видных греческих писателей IV века отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».
Монастырь Святого Антония Великого, 2006
Из многочисленных произведений, посвящённых Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Александрийским. По единодушному мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии; появление его объясняют антиарианскими эпизодами жития и сравнивают его в этом отношении со словами против ариан Афанасия Александрийского, которые были переведены Константином Преславским. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходится на XI в. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X в., во втором — XI в. В настоящее время преобладает первая точка зрения.
Коптская икона Антония Великого
Образ святого Антония в искусстве и литературе
Житие Антония Великого нашло широкое отражение в западноеврепейской иконографии (в том числе работы И.Босха, П.Рубенса, Д.Тенирса старшего и др.) его использовал в «Искушении святого Антония» Г.Флобер.
На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив — как чудесного целителя, которому приписывается способность лечить. Популярность Антония достигла апогея в Средние века в западной церкви. Около 1070 года был основан орден святого Антония . Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнем» (предполагают, что это гангрена, или болезнь, вызываемая тяжёлым отравлением спорыньей).
Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.
К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками), свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов), огонь и лев. Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св
Антония
Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св. Антония.
Преподобный Антоний Великий. Иконы
Преподобный Антоний Великий изображается седовласым старцем, облаченным в рясу и мантию, на голове куколь, в левой руке свиток, правая поднята в жесте благословения. Самое раннее изображение предположительно Антония Великого имеется на терракотовой ампуле IV-VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в церкви Иоанна Крестителя в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гереме (Каппадокия), между 913 и 920 гг.; в наосе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) и других. Антоний Великий изображен на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей, Афины); на миниатюрах рукописей из монастыря Ставроникита на Афоне; в Минологии Василия II и других. В поствизантийском искусстве Антоний Великий часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой.
Преподобный Антоний Великий. Фреска. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 год
Иконография Антония Великого в древнерусской иконописи следует византийским образцам: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи преподобного Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в западной части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского монастыря около Звенигорода, начала XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.
Преподобный Антоний Великий. 1408 год. Фреска на склоне восточной арки южного нефа Успенского собора во ВладимиреПреподобный Антоний Великий. 1479-1481 гг. Фреска на алтарной преграде Успенского собора Московского КремляПреподобный Антоний Великий. Афон, XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПреподобный Антоний Великий. Новгород, середина XVI века. Москва, ГИМПреподобный Антоний Великий. Крит, вторая половина XVI века. Москва, ГИМПреподобный Антоний Великий. Икона. Русь. XVI век
Изображение Антония Великого среди избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», XV век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV век; «Святые Никола, Антоний Великий и Афанасий Афонский», XVI век, и другие.
Преподобные Онуфрий Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий. XV век. Фрагмент росписи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музейПреподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Рождество Христово. Новгород, середина XV века. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаПреподобный Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и Богоматерь Знамение. Новгород, середина — вторая половина XV века. СПб, ГРМСвятитель Никола Мирликийский, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина XVI века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПреподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Рождество Христово». Вторая половина XVI века. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Почитание
Святой Антоний считается покровителем Лиссабона и Падуи. В его честь назван город Сан-Антонио в США. Также он считается покровителем бедных и путешествующих. К святому Антонию обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви — «хлеб святого Антония».
Святого Антония считали своим покровителем многочисленные церковные братства. Существует небольшая монашеская женская конгрегация — «сёстры святого Антония», занимающаяся благотворительной деятельностью.
Память святого Антония в Католической церкви — 13 июня.
Искушение
Рассказы о том, как Антоний пережил сверхъестественное искушение во время своего пребывания в Восточной пустыне Египта, вдохновили часто повторяемую тему искушения святого Антония в западном искусстве и литературе.
Говорят, что Энтони столкнулся с серией сверхъестественных искушений во время своего паломничества в пустыню. Первым об искушении сообщил его современник Афанасий Александрийский . Возможно, эти события, как и картины, наполнены богатыми метафорами или, в случае с животными пустыни, видением или сном. Однако акцент на этих историях начался лишь в средние века, когда психология человека стала более интересной.
Некоторые из историй, включенных в биографию Энтони, теперь увековечены в основном в картинах, где они дают художникам возможность изобразить свои более мрачные или причудливые интерпретации. Многие художники, в том числе Мартин Шонгауэр , Иероним Босх , Доротея Таннинг , Макс Эрнст , Леонора Каррингтон и Сальвадор Дали , изображали эти инциденты из жизни Энтони; в прозе сказку пересказал и приукрасил Гюстав Флобер в «Искушении святого Антония» .
Сатир и кентавр
Встреча святых Антония и Павла Фив , магистра Оссерванзы , 15 век, на заднем плане кентавр.
Антоний отправился в путешествие по пустыне, чтобы найти Павла Фиванского , который, согласно его сну, был лучшим Отшельником, чем он. У Энтони создалось впечатление, что он был первым человеком, когда-либо жившим в пустыне; однако из-за сна Энтони был вызван в пустыню, чтобы найти своего «лучшего», Пола. По пути туда он столкнулся с двумя существами в облике кентавра и сатира . Хотя летописцы иногда предполагали, что они могли быть живыми существами, западное богословие считает их демонами .
Путешествуя по пустыне, Энтони впервые нашел кентавра, «существо смешанной формы, наполовину лошадь, получеловека», которого он спросил о направлении. Существо попыталось заговорить на непонятном языке, но в конце концов указало рукой желаемую дорогу, а затем убежало и исчезло из поля зрения. Это было интерпретировано как демон, пытающийся напугать его, или, альтернативно, существо, порожденное пустыней.
Затем Энтони нашел сатира, «манекена с крючковатой мордой, рогатым лбом и конечностями, как козьи лапы». Это существо было мирным и предложило ему плоды, и когда Антоний спросил, кто он такой, сатир ответил: «Я — смертное существо и один из тех обитателей пустыни, которых язычники вводили в заблуждение различными формами ложного поклонения под именем Фавны , сатиры и инкубы . Я послан, чтобы представлять мое племя. Мы молим вас от нашего имени просить милости вашего Господа и наших, которые, как мы узнали, однажды пришли спасти мир и «чей звук утих». по всей земле ». Услышав это, Антоний возрадовался и возрадовался славе Христа. Он осудил город Александрию за поклонение чудовищам вместо Бога, в то время как такие звери, как сатир, говорили о Христе.
Демоны в пещере
Однажды Энтони попытался спрятаться в пещере, чтобы спастись от преследовавших его демонов. Хотя в пещере было так много маленьких демонов, что слуге Антония пришлось вынести его, потому что они забили его до смерти. Когда отшельники собрались к трупу Антония, чтобы оплакивать его смерть, Энтони воскрес. Он потребовал, чтобы слуги отвезли его обратно в пещеру, где его избили демоны. Когда он пришел туда, он позвал демонов, и они вернулись в виде диких зверей, чтобы разорвать его в клочья. Внезапно вспыхнул яркий свет, и демоны убежали. Антоний знал, что свет должен исходить от Бога, и спросил Бога, где он был раньше, когда на него напали демоны. Бог ответил: «Я был здесь, но я хотел бы увидеть и остаться, чтобы увидеть твою битву, и поскольку ты в основном сражался и хорошо поддерживал свою битву, Я сделаю твое имя распространенным по всему миру».
Житие преподобного Антония Великого
Родился в коптской семье благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Святой уже с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Стараясь следовать словам религиозных книг как можно точнее, то есть жить именно так, как они учили, Антоний вскоре отказался от родительского наследства в пользу бедных из своего селения. Услышав же через время слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), Антоний поручил сестру верным и известным ему девственницам, покинул свой дом и стал подвизаться рядом со своим селением под руководством одного старца в служении Богу.
«Мучения святого Антония» — предположительно, первая работа Микеланджело.
Вскоре Антоний оставил старца, уединился в Фивадской/Фиваидской пустыне и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился , сообщивший, что Он был рядом всё время. Предание также сообщает, что в конце его дней у Антония появились многочисленные ученики и последователи. Письменная агиография, однако, говорит лишь о двух учениках.
После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году он посетил Александрию, ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.
Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились и что появилась ересь арианство.
Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании, отрицал принадлежность к арианскому учению и заодно осудил его. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.
При (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьенна (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Другие мощи, в виде одного лишь черепа, называемые «главой преподобного Антония», с 1491 года хранятся в городе Арле в церкви св. Иулиана.