История и особенности грузинской православной церкви

Символ Грузии

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Вход на территорию собора

Стены собора

Стены вокруг собора

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Купол собора

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Фреска «Страшный суд»

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Купол собора

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Придел св. Николая

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Икона собора Двенадцати Апостолов

В соборе

В соборе

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрагменты креста: Рождество Христово

Фрагменты креста: Сретение Господне

Крещение Господне

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Алтарный крест

Потолок собора

Фреска «Спас Вседержитель»

В углу храма проходит исповедь

Часовня Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Фреска: Спас Благое Молчание

Фреска: Исцеление расслабленного

Фреска: Спас Вседержитель

Фрески

Троица. Современная икона

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

В соборе

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Окно часовни Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Колодец

Современная икона прп. Марии Египетской

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Могила царя Ираклия I

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Патриаршее место

Жены-мироносицы (фреска)

Христос и самарянка

Исцеление слепого (фреска)

Фреска «Отечество»

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Фреска Троица

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Икона «Слава Грузии»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Пророк Илия

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Фрагменты центрального иконостаса

Фрагменты центрального иконостаса

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Колокольня собора

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Собор Светицховели

Купол собора

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Болезнь и обращение Трдата

Вскоре после казни римлянок царь Трдат III тяжело заболел. Никто из придворных лекарей не мог помочь угасавшему царю. А сестре Трдата во сне стали приходить видения об исцелении Трдата Григорием, о котором все давно забыли, считая его умершим от голода. Царь внял мольбам сестры и послал за Григорием, которого обнаружили живым.

Освободившись, тот первым делом похоронил мощи римских дев, после чего 66 дней молился за царя. Болезнь отступила, после чего Трдат крестился и объявил христианство государственной религией своей страны. Всю последующую жизнь он вместе с Григорием уничтожал языческие капища и возводил вместо них христианские церкви. Среди них – один из старейших христианских храмов, построенный в 303 г., – Кафедральный собор в духовной столице Армении – городе Эчмиадзине.

Согласно преданию, главный храм ААЦ построен на месте, указанном самим Иисусом, явившемся во сне Григорию Просветителю. С тех пор город Вагаршапат получил второе название – Эчмиадзин, что можно перевести как сошедший (с небес) Единородный (т. е. Бог).

Биография Трдата III напоминает биографию другого неистового проповедника христианства – апостола Павла. Как известно, фарисей Савл до поразившей его слепоты был одним из самых ярых преследователей христиан. Жизнь Трдата также делится на языческую и христианскую. ААЦ простила Трдату III его дохристианские грехи и канонизировала.

Дохристианская Грузия: религия язычества

До IV века н.э. – времени, когда на грузинских землях официально утвердилось христианство – здесь были сильны языческие традиции.

Распространённый в высокогорной части страны патриархальный семейный уклад способствовал наличию сильного культа предков. На этой основе развивались политеистические верования, большой пантеон богов. Каждый из них имел собственное имя, образ (как правило, человеческий) и властвовал в определённой сфере жизни.

Кроме того, грузины обожествляли растения и животных, поклонялись горам, долинам и камням. Повсеместным также было почитание идолов – статуй, изготовленных из различных материалов.

Основными кумирами в языческой Грузии были Луна и Солнце. Традиционное обожествление последнего помогло распространению на этих землях митраизма. На заре становления в Грузии христианской религии большое влияние на её территории имело маздеанство (поклонение огню). Эта религия активно насаждалась с территории современного Ирана.

Легенды и мифы языческой Грузии во многом дошли до наших дней в народных сказках. Многие из них пережили принятие христианства и впоследствии слились с ним.

Вероисповедание


Грузия стала православной страной в далеком 337 году (по иным данным в 326 году). Это вторая (после Армении) страна, которая приняла веру в Христа на государственном уровне. До этого в стране были распространены языческие традиции. Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей. Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.

В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам. Однако среди самих грузин сохранялось православие. Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви

Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.

Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:

  • Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
  • Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
  • Миропомазание совершается сразу после крещения;
  • Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.

Место армянской церкви в христианском мире

Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.

Армянский обряд в церкви

Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.

Структура армянской церкви

Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.

Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.

Армянский церковный календарь

Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.

Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.

Святые грузинской православной церкви

Грузинская церковь за века своей истории обзавелась целым сонмом угодников Божиих – святых. Первой своей заступницей и любящей матерью грузины называют Пресвятую Богородицу: не зря Грузия считается ее уделом. Первым иерархом Грузинская церковная традиция называет апостола Андрея, в связи с чем иерархи ГПЦ с древности называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». А среди всех грузинских святых отдельно стоят самые любимые – святая Нина, просветительница Грузии, и Великомученик Георгий Победоносец, которого предание называет двоюродным братом (в других источниках – племянником) святой Нины. Народная традиция даже объясняет латинское название Грузии – Георгия (Georgia) именем Георгия Победоносца. Однако это не так: название произошло от персидского названия грузин — «гург».

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами. Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Грузинские иконы

Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают образы Девы Марии. В России получила известность чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она имеет грузинское происхождение, во время военных действий ее украли персы. По молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, нынешнее местонахождение ее неизвестно.

Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время ее правления страна достигла своего наивысшего расцвета. Царица Тамара наладила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благоверная царица была милосердна не только к своему народу, но и к врагам, за что и была причислена к лику святых в 1213 году.

Во многих грузинских храмах и в виде фресок, и на иконах можно увидеть большое количество иконописных изображения святой Нины и Георгия Победоносца.

Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Грузинским храмам свойственно наличие классического купола в виде высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола пришли в Грузию не из Византии, а являются, скорее всего, примером влияния персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, как и традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу – символ молитвы.

Исторические памятники христианства

На грузинских землях находится множество православных святынь, к которым осуществляют паломничество христиане со всего мира.

Одним из старейших монастырей на территории этой страны является Джвари («Крест»). Он находится в Мцхете (древней столице Грузии). Построен Джвари был в VI веке, когда православие в Грузии только начинало распространяться. Именно это место вдохновило Михаила Лермонтова, когда он писал поэму «Мцыри».

Храм Баграта поблизости Кутаиси, построенный в Х-ХІ веках родоначальником знаменитой княжеской династии Багратиони, внесён ЮНЕСКО в перечень объектов всемирного наследия. К сожалению, в наши дни сохранились лишь руины величественного комплекса.

Широко известен также Сионский собор в Тбилиси, датируемый VII веком. В нём хранятся две великие грузинские реликвии: крест Святой Нино и глава апостола Фомы.

Монастырь Вардзия – храмовый комплекс, вырубленный в скалах – был построен по приказу царицы Тамары в XII веке. Он по праву считается гордостью грузинского зодчества. Комплекс тянется на 900 м по берегу реки Куры, поднимаясь ввысь на 8 этажей. Всего в нём более 600 помещений, многие из которых украшены уникальными фресками. Монастырь служил убежищем для мирного населения при нападениях врагов и способен был дать кров двадцати тысячам человек.

Христианство в Грузии

Государственной религией в восточной Грузии (в Картли) христианство стало в IV веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с деятельностью святых равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, царя Мириана и царицы Наны.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино прибыла в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, которая во сне явилась св. Нино, вручила ей крест из виноградных лоз и сказала: «Иди в Иверскую страну и благовествуй Евангелие. Я же буду покровительницей твоей» (свящ. Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

Так что после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила здесь христианство благодатной силой св. Нино. Христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

Прибыв в Грузию, св

Нино вскоре обратила на себя внимание народа своей святою жизнью, а также исцелила сына царя от болезни. Когда же царь Мириан (+342) подвергся опасности на охоте и, призвав на помощь христианского Бога, получил эту помощь, то, благополучно вернувшись домой, он принял христианство вместе с семьей и сам сделался проповедником учения Христова среди своего народа

Он построил церковь и, по совету св. Нины, отправил послов к св. Константину Великому с просьбой прислать епископа и клир.

По просьбе грузинского царя Мириана (IVв.) византийский император Константин Великий для крещения царя, его семьи и народа прислал сюда духовных лиц под руководством епископа Иоанна. До их приезда в г. Мцхета, где покоился хитон Господень, началось строительство церкви. Это место по праву считается центром духовной жизни грузин. Также здесь находится кафедральный храм 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства император св. Константин и св. Елена направили в Грузию икону Спасителя и часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь.Присланный св. Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин в христиан. Много в этом отношении потрудился преемник св. Мириана царь Бакар (342-364). При нем отдельные богослужебные книги были переведены с греческого языка на грузинский. С его именем связано основание Цилканской епархии.

Первоначально Грузинская Церковь состояла в юрисдикции Антиохийского Патриархата, но уже в V в., согласно утвердившемуся мнению, она получила автокефалию. Однако христианство в Грузии постоянно претерпевало нападки со стороны сильных, недружелюбных соседей. При Сасанидах насаждался зороастризм, при их преемниках — ислам, а православие от этого сильно страдало. Церковь лишилась своего имущества, храмы и монастыри разрушались. Однако церковь стала одним из столпов грузинской культуры и хранителем нации. Часто духовенство не соответствовало своему назначению. Среди священников немало было безграмотных людей, которые не умели совершать исповедь, крещение, правильно читать Евангелие и т.д.

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г. Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы, а горожан принуждали плюнуть на них. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и бросали в реку. В тот день 100 000 христиан в Тбилиси приняли мученическую смерть (их память отмечается 31 октября/13 ноября). 

Апостол Андрей в Грузии

По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения Господа нашего Исуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился святой апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.

Одна из грузинских летописей повествует о посольстве в Иверию св. ап. Андрея. По вознесении Господа на небо Апостолы с Марией, Матерью Исуса, вошли в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда и кому следовало идти для проповеди. Пресвятая Дева Мария сказала им:

Был брошен жребий. Пресвятой Деве досталась в удел Иверская земля (Грузия). Владычица с великой радостью приняла жребий и собралась было в путь, но явился Ей сам Господь Исус со словами:

После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к себе св. апостола Андрея и передала ему слова Господа. Апостол ответил:

Св. Андрей обошел с христианской проповедью многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, который находится недалеко от современного города Ахалцихе, своими молитвами святой  апостол воскресил недавно умершего сына одной вдовы. Увидев чудо сие, жители города с верою приняли Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием своим оставил здесь икону Пресвятой Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Также древнейшие источники сообщают о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея (священник Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

«По древним преданиям, — читаем в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, — Закавказье посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати (св. Андрей, св. Матфий, св. Варфоломей и св. Симон Кананит — прим. ред.) и один от семидесяти — святой Фаддей. Св. Андрей, обходя берег Черного моря, проповедовал в странах прибрежных, лежащих на пути его, в Колхиде и в Абхазии. В последней он оставался долго, особенно в знаменитом городе Севастополисе (ныне г. Сухуми, столица Абхазии — прим. ред.). Отсюда через Кавказские горы, где пришлось похоронить ему своего святого спутника Симона Кананита, святой благовестник направился к зихам, жившим у Азовского моря. В Иверии Св. Андрей благовествовал только в ее западной части, что подтверждают местные летописи, тогда как Великую Армению и Албанию он не посещал. Святой Матфий проповедовал также в Колхиде. Об этом мы узнаем из многочисленных свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873), которые говорят, что Матфий, причисленный к дванадесяти апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии (под Эфиопиею древние разумели и Колхиду). Из свидетельств Софрония (ок. 390) и Экумения (X в.) узнаем также, что святой Матфий проповедал и погребен в той именно Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, а обе эти реки находятся в Колхиде (митрополит Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 4).

Факт проповеди св. апостолов в Грузии подтверждают как местные, грузинские хроники, так и греческие и латинские церковные авторы — Ориген (2-3 вв.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др. О приходе св. апостолов в Иверию говорят и археологические факты. Они ясно свидетельствуют, что в I-III вв. в Грузии существовали христианские церкви и даже общины

Также немаловажно отметить, что в  творениях Иринея Лионского (2 в.) среди христианских народов часто упоминаются Иберы, т.е. грузины

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета

Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан

Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Опасности в Армении

Путь через Армению мог закончиться для Нино смертью, поскольку она шла вместе с царевной Рипсимией и ее спутницами, бежавшими от императора Рима. Он желал сделать царевну своей женой, однако она приняла решение стать невестой Христовой и отказала ему.

Тиридат III, по указанию Диоклетиана (римского императора), отыскал Рипсимию и тоже пожелал взять ее в жены. Получив отказ, он впал в гнев и умертвил царевну и всех ее подруг. Нино удалось спастись, однако она видела мучения своих спутниц, спрятавшись в зарослях шиповника. Только поддержка Высшей силы позволила девушке преодолеть все препятствия и в 319 году добраться до Грузии, христианство в которой еще только зарождалось.

История

Современная территория Грузии была населена предками людей миллионы лет назад. В 1991 году вблизи небольшого грузинского города Дманиси был обнаружен гоминид, получивший название дманисийский. Это древнейший из известных представителей Homo, обитавших вне африканской территории. Не факт, что именно от этого вида гоминидов и произошли грузины, однако, без сомнения, нация ведет корни из региона современного расположения Грузии. Множество племен жило здесь уже в эпохи неолита и палеолита, строя жилища, занимаясь первобытным земледелием и скотоводством, охотой и собирательством.

«Золотое руно» в Грузии

В V-IV веках до нашей эры регион впервые упоминается в письменных источниках. Тогда на восточном берегу Черного моря располагалось царство Колхида, а на востоке современной Грузии — Иберия. О первой упоминали Геродот, Эсхил и Пиндар, но больше всего она прославилась благодаря легенде о аргонавтах. Миф о золотом руне, посланном греческими богами, гласил, что оно было утрачено именно в Колхиде. Тогда герой Ясон направился в далекое царство, в результате чего добыл и руно, и жену Медею, дочь колхидского правителя. В центре Батуми даже стоит посвященная этому скульптура: «Медея с золотым руном».

Иберия и Колхида просуществовали недолго: они захватывались римлянами, греками, персами, арабами. Однако именно в этот период регион принимает христианство, а столицей Картли, центрального района региона, становится Тбилиси. Лишь в IX столетии династия Багратионов изгоняет арабов, объединяет феодальные государства и образует единое — Картли. С этого момента можно начинать отсчет становления грузинской государственности.

Возрождение и современность

XI-XII века считают «грузинским Возрождением», эпохой строительства и расцвета. В этот период правила знаменитая царица Тамара, которая наладила экономику и отношения с Киевской Русью. Произошел расцвет живописи, литературы, философии, архитектуры, металлообработки. После начался период упадка, связанного с нескончаемыми войнами с татаро-монголами, Османской империей, персами, Ираном, Тамерлан вторгался в страну восемь раз. Такое положение сохранялось до второй половины XVIII столетия, пока грузины не обратились за помощью к Российскому государству, в итоге, став его частью. После Октябрьской революции народность не захотела присоединяться к Советам, однако волнения были подавлены. После распада СССР в стране начались межэтнические конфликты, которые привели к отделению исторических областей Абхазии и Южной Осетии.

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector