Успенский собор во владимире: режим работы 2020 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Как доехать к собору?

В нескольких километрах от г. Владимир есть аэропорт Семязино, который осуществляет регулярные пассажирские рейсы Владимир – Санкт-Петербург. Воздушное сообщение возобновлено с 4 августа 2017 года. Маршрут обслуживается . Приблизительная цена билета 5000 рублей + цена рейса до С.-Пб.

Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).

Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.

Лучшие из них:

  1. Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
  2. парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
  3. Орион, ул. 2-я Никольская 3;
  4. Мономах, ул. Гоголя 20.

Мужской монастырь

Достопримечательности Владимира и области сложно описать в пределах одной статьи. Нам придется ограничиться отдельными моментами, потому что если описывать каждый уголок заслуживающий внимания, то придется написать целую книгу. В живописном месте, утопающем в зелени, расположен Рождественский мужской монастырь. Сегодня его время уже прошло, но когда-то это был духовный центр средневековой Руси. Вплоть до XV века здесь располагалась митрополия. С 1722 года здесь было открыто самое первое образовательное учреждение. Это была так называемая циферная школа.

В своем современном виде храмовый комплекс предстал в XVII веке. Это несколько зданий: казенный келий, надвратная церковь Иоанна Предтече и келейный корпус. Главный храм — Собор Рождества Богородицы — не сохранился в своем первоначальном виде, и на его месте в 2004 году был построен новый. Колокольня, построенная в 1654 тоже, не сохранилась и была построена заново вместе с храмом. И еще одно любопытное здание — это Архиерейский корпус XVIII века, построенный в пышном стиле барокко.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Общая информация

Успенский собор во Владимире

Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.

После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году.

В настоящее время Успенский кафедральный собор используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!

Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

Дмитриевский собор, 1911 год

Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.

Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.

Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

Крест на вершине купола (копия)

Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Это интересно: Успенский собор во Владимире: раскрываем вопрос

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Успенский собор во Владимире

Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде львиных, женских масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов. Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г. В южной галерее видна часть композиции «Чудо Федора Тирона» начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы.

1.2-4.

На своде — Христос-судия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) — «Престол уготованный», по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены «апостольского трибунала» (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода. На северном — Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном — Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами — сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых «рублевских» очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом — «праведные жены». На своде смежного южного нефа — большая композиция «Шествие праведных в рай». Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В юго-западной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо. Для иконостаса собора Андреем Рублевым и Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.

Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом безусловно сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза — настолько велико впечатление, производимое собором — Г.К. Вагнер.

Вокруг росписей Успенского собора в искусствоведческой среде не раз возникали споры относительно их сохранности. По мнению специалистов нагар от свечей, постоянно горящих в храме и несоблюдение норм температурно-влажностного режима пагубно влияют на древние фрески.В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев. В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу. В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Владимир. Успенский собор

Свято-Успенский кафедральный собор

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 56

Успенский собор — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублёва. В 1992 году собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор (по материалам книги «100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.»):

Успенский собор находится на высоком берегу реки Клязьмы в центре города, господствуя над панорамой Владимира. Храм был возведен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. В 1161 г. стены расписаны искусными греческими изографами, все было подготовлено к тому, чтобы 21 сентября в собор была перенесена, по преданию написанная евангелистом Лукой еще при жизни Пречистой Девы, величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божией Матери, для коей храм, собственно, и строился. С тех пор образ и стал называться Владимирской иконой Божией Матери. А Успенский собор становится главным храмом всей Православной Руси.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри достроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Храм сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутренние его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 г. и создавшего иконостас. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в. В некрополе собора покоятся святые мощи великих князей Владимирских и их родственников, епископов и настоятелей храма.

В течение столетий собор еще не раз горел и был разорен, реставрировался. Вплоть до 1432 г. под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи.

В XIX в. рядом с Успенским собором была построена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем в стиле классицизма. В настоящее время Успенский собор, всемирно известный памятник архитектуры, вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии РПЦ.

Успенский кафедральный собор (по материалам книги «500 мест Золотого кольца, которые нужно увидеть / Автор-составитель С.М. Михня. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 384 с.: ил.»):

Успенский собор возвышался над древним деревянным городом знак покровительства Богородицы Владимирской земле. По высоте (32,3 м) храм превосходил даже Софийский собор в Киеве.

Успенский собор представляет собой комплекс построек, возведенных в разное время. Первоначально собор был построен в 1158-1161 гг. при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы и задумывался не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель». Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 г. стены были расписаны искусными греческими мастерами. 21 сентября 1164 г. в собор была перенесена величайшая святыня Руси — чудотворная икона Божией Матери, для которой он и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри построек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал более обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творения Андрея Рублева, закончившего роспись в 1410 г. Вскоре после этого татарские полчища, напавшие на город, разграбили Успенский собор. Захватчики потребовали от попа Патрикея выдать церковную казну, золотые и серебряные украшения, а когда Патрикей отказался, татары пытали его и замучили до смерти. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в.

В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма. Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимирской и Суздальской епархии.

Информация

Адрес: ул. Б. Московская, 56.

Проезд: тролл. 5 до ост. «Соборная площадь».

Декор фасадов

В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:

  1. Первый нижний пояс фасадов полностью лишен декора, так как был первоначально скрыт вспомогательными постройками: лестницами и галереями в княжеские хоромы. Эти постройки разобрали в середине XIX века, а фрагменты резьбы использовали на восстановление утраченных рельефов здания.
  2. Второй ярус представлен богатыми резными орнаментами аркатурно-колончатого пояса.
  3. В верхнем поясе расположены высокие и узкие стрельчатые окна. Он весь устремлен ввысь, олицетворяет собой небесное и духовное устремление. Третий ярус с цилиндрическим барабаном сплошь украшен тончайшей ажурной резьбой.

Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.

Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.

Успенский Собор во Владимире сегодня

Всемирный интерес к Успенскому собору появился еще в конце XIX века, как к уникальному памятнику русского белокаменного зодчества. Его трепетное сохранение в течение более 8 веков, говорит об историческом и культурном значении собора в жизни Древней Руси и России.

Владимирская епархия от имени Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальский музей ведут совместную деятельность в стенах этого собора-памятника. Регулярные богослужения, музейные экспозиции ведутся вместе с 1944 года.

Большое внимание уделяется техническому состоянию здания, ведутся исследования и контроль над температурным режимом, влажностью воздуха в помещениях, для сохранения редчайших древних росписей и икон. Общее состояние собора удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к таким историческим зданиям

Кроме крестильной, где находятся служебные помещения, все постройки используются по первоначальному замыслу. Официальное название храма «Свято-Успенский кафедральный собор». Он открыт для посещения каждый день с 7-00 до 19-00, кроме понедельника с 7-00 до 12-00. Во время богослужения вход в собор бесплатный. Службы проводятся каждый день с 7-30.

В воскресные и праздничные дни утренние литургии с 6-30 и с 9-00 часов. В 17-00 начинается вечернее богослужение. Владимиро-Суздальский музей работает с одним выходным днем в понедельник, в остальные дни с 13 до 16-45 ч.


Успенский Собор во Владимире работает во все дни, кроме понедельника. Каждый может посетить культурное здание.

Цены на билеты в музей Взрослый Дети с 7 до 16 лет Дети с 16 лет, студенты, пенсионеры
Входной билет без экскурсионного обслуживания 150 руб. Бесплатно 75 руб.
Входной билет с профессиональным экскурсоводом 300 руб. 100 руб. 150 руб.

Ежедневно Успенский собор во Владимире посещают сотни человек, желающих прикоснуться к многовековой истории памятника, строительство которого восславило имя его создателя на века, и сделало храм символом славного города.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика. 

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector