В переводе с карельского название «сяндема» означает «святая земля»

Успенский собор

  1. /
    /
    /

Петрозаводская епархия / В ведении правящего архиерея

Собор. Действует. Престолы:Успения Пресвятой БогородицыГод постройки:Адрес:

Россия, Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Сяндеба.

Координаты:61.156995, 32.780859

На территории Сяндемского Успенского женского монастыря

Вадим Павлов
18 июля 2020

Михаил Владимиров
16 сентября 2017

Михаил Владимиров
16 сентября 2017

Михаил Владимиров
16 сентября 2017

Анна
22 августа 2015

Михаил Владимиров
19 августа 2015

Анна
26 июля 2014

Анна
26 июля 2014

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Марина Зуйкова, 
17 сентября 2020

В XVI веке ученик прп. Александра Свирского прп. Афанасий Сяндебский основал на берегу о. Рощинское мужской монастырь. За свою многовековую историю обители предстояло пережить периоды расцвета и упадка. В 1909 году пустынь была обращена в женский монастырь с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в Карельском крае.

При советской власти в Сяндемской обители был организован совхоз им. Ленина. Деревянную Успенскую церковь (1913) разорили, здание каменного храма во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских (1865), было разрушено в годы Великой Отечественной войны. От монастырских церквей не осталось даже фундаментов.

Сяндемская обитель не раз подвергалась запустению, но всякий раз возрождалась. Так произошло и в этот раз. В 2009 году на территории бывшей обители был установлен Поклонный крест, Чин освящения которого совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря и назначил монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) обители.

За минувшее время построены и освящены храм во имя Святой Живоначальной Троицы и часовня во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Возведены здания монашеского келейного корпуса и хозяйственного назначения, келейные домики, подъездные дороги. 

Строительство каменного Успенского храма было начато в августе 2013 года. Он был возведен по сохранившимся фотографиям утраченной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла. Вероятно, этот храм был построен в 1865 году по проекту из альбома образцовых проектов церквей, разработанных Константином Тоном. По такому же проекту были возведены храм во имя святого Алексия, человека Божиего, в Великой Губе и церковь во имя Всех Святых в Муромском монастыре.

28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил великое освящение и первую Божественную Литургию в главном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы Сяндемского женского монастыря.

5 ноября 2017 года паломники из г. Кронштадта доставили икону святого праведного Иоанна Кронштадтского, специально написанную для Сяндемского Успенского женского монастыря. На образе содержится дарственная надпись: «На молитвенную память от прихожан кронштадтского Крепостного собора Владимирской иконы Божией Матери в лето 2017 от Рождества Христова».

http://eparhia.karelia.ru/syan11a.htm

«Пост сдан!» – «Пост принят!»

Можете, матушка, привести еще какие-то интересные события тех лет, которые Вам особо запомнились?

Да, расскажу про такой случай. Исторически территория монастыря располагалась и по другую сторону дороги. Но желание советской власти в послевоенный период уничтожить всё, что связано с монастырем, монастырским укладом и верой, оказалось настолько велико, что было принято решение: разместить на церковных землях садоводство. В памяти запечатлелось, как в мае 2009 года пришла женщина, которая в 1980 году расчищала некогда принадлежащий монастырю участок и нашла большой старинный ключ. Все эти годы она бережно хранила его, понимая, что ключ из монастыря. Узнав, что есть благословение правящего архиерея на возрождение обители, она принесла его и отдала мне. При этом пожилая женщина задорно, по-мальчишески, с огоньком в глазах, вытянулась, как солдат по стойке «смирно», приложила к виску ладошку и отрапортовала: «Пост сдан!» Я, не растерявшись, так же весело ответила ей: «Пост принят!» Таким образом, у меня в руках появился ключ от монастыря, в котором не осталось ни одного строения, только густые заросли непроходимого леса. Да и вообще тогда еще не было даже официального статуса монастыря. Однако надежда на то, что Господь не оставит, не покидала.

Первый год налаживания монастырской жизни особо запомнился. Стояли такие морозы, которые в данной местности встречаются раз в сто лет (в некоторые дни температура доходила до минус 45 градусов!). Но невозможное человекам – возможно Богу. Господь явил Свою милость. В августе 2009 года был отслужен первый молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на месте предполагаемого строительства каменного храма. Вновь зазвучала молитва

Монашеская жизнь немыслима без участия в Таинствах Церкви, и для нас было важно побыстрее закончить строительство небольшого храма в честь Святой Живоначальной Троицы, внешне напоминающего часовню. Первая Божественная Литургия была отслужена в нем 31 января 2010 года, в день памяти преподобного Афанасия Сяндемского

С виду строение кажется крохотным, но желающих почтить память преподобного и помолиться там, где под спудом покоятся его мощи, было так много, что количество причастников достигло шестидесяти человек. Мы только удивлялись: как этот крохотный храм смог всех вместить?

А в настоящее время есть ли еще храмы на территории монастыря? Удалось ли сестрам что-то построить за эти годы?

Фотографии из финских военных архивов 1942-1943 годов, которыми поделились финны, помогли нам воссоздать внешний облик красивого и величественного храма 1865 года постройки, разрушенного в годы войны и затем разобранного по кирпичам местными жителями для собственных нужд. По этим снимкам был разработан проект, и в дальнейшем, в 2013 году, заложен наш главный престольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В августе 2017 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил чин великого освящения храма. Важным этапом жизни обители стала недавно закончившаяся его роспись. При разработке проекта росписи владыка Константин принимал самое активное участие, следил за ходом работ. Роспись содержит сюжеты двунадесятых праздников, фрагменты жизни Пресвятой Богородицы, образа Карельских святых, на хорах изображены святые – творцы канонов, новомученики и исповедники Карельские. Также за минувшее время на территории монастыря были возведены часовня-купальня во имя святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, храм в честь Собора Двенадцати Апостолов, деревянные звонницы, трапезная, келейные корпуса для монашествующих, гостиница для паломников. Есть у нас библиотека, швейная мастерская.

Тяжелые времена

Пришли иные времена: нападение шведов и Литовского княжества в 1582 году не обошли Сяндемскую обитель. Тогда был уничтожен Троицкий храм, а возглавлявший монастырь игумен был убит. Старцы, предчувствуя недоброе, успели погрузить озеро церковную утварь и колокола, которые и поныне находятся там.

Однако черные дни миновали, и через 50 лет Троицкая церковь была вновь возведена, хозяйственные постройки потихоньку восстанавливались. На тот момент в монастыре было семь старцев. Однако главным последствием Ливонской войны была практически полная утрата всех документов, свидетельствующих о неоценимом вкладе в основание монастыря преподобного Афанасия.

Чудесное возвращение иконы в монастырь

Матушка, в 2009 году владыка Мануил (Павлов), возглавлявший тогда Петрозаводскую и Карельскую кафедру, благословил Вас возрождать эту древнюю обитель, от которой не осталось ни храмов, ни строений, ни даже фундаментов. Что придавало силы на первом этапе становления?

Действительно, от многовекового монастыря не осталось никаких видимых признаков его бытия. Вся его территория заросла лесом и кустарником, которые на протяжении еще долгого времени предстояло пилить и вырубать, корчевать и убирать огромные пни. А силы придавало осознание того, что где-то здесь находятся мощи святого преподобного Афанасия Сяндемского, почивающие под спудом некогда стоявшего храма. Кроме того, последовал ряд событий, которые укрепили и знаково поддержали, указывая на явное присутствие Божие на этом месте и заступничество Пресвятой Богородицы.

В переводе с карельского название «Сяндема» означает «Святая Земля». Сразу же, буквально с первых дней, возникло горячее желание собрать как можно больше сведений о монастыре, в том числе и воспоминаний еще живых свидетелей, чтобы лучше себе представлять, куда благословил Господь. Помню, что тогда теплилась надежда увидеть хоть какие-нибудь видимые следы от былого монастыря, потому что вместо древней обители, как я уже говорила, стояла стена непроходимого леса и кустарника. В первые недели кто-то подсказал, что одна местная жительница (карелка) может поделиться воспоминаниями о послевоенных событиях, происходивших на территории монастыря. Мы с ней встретились. В своем рассказе женщина упомянула и о таком факте: после войны, будучи ребенком, она купалась в монастырском озере недалеко от храма и подняла со дна озера икону, которую принесла домой. Сколько времени икона пролежала под водой – неизвестно. В 1923 состоялось изъятие церковных ценностей, в 1939 году церковь закрыли, здание передали на культурные цели, дальше – война… Родители девочки дали обет вернуть икону только в том случае, если будет возрождаться монастырь. Прошли десятки лет, в семье уже стали забывать о самой этой истории и о своем обещании. Во время нашего разговора, имея слабую надежду на положительный результат, я всё же сказала, что около месяца живу на территории бывшего монастыря, а значит его возрождение началось.

И как отреагировала Ваша собеседница?

К моему большому удивлению, женщина с радостью отдала мне икону и благословила меня ею. Причем в тот момент больше всего радовалась я, ибо остро почувствовала при этом и свою сопричастность к многовековой обители, и ответственность за «дело начинаемое», и благословение от тех, кто молится уже не здесь, на земле, а в горних обителях пред Престолом Божиим. От дыма и копоти печки, обогревавшей маленький карельский деревенский домик этой семьи, икона так почернела, что ее невозможно было узнать. Я понимала, что она, как звено в общей цепи, соединяет времена, эпохи, и дело Божие продолжает жить. Будто вслух прозвучали тогда слова: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Несмотря на то, что икона, на первый взгляд, внешне выглядела почти утраченной, меня утешала мысль, что перед ней возносились молитвы и она особо почиталась в монастыре. Со временем святыня обновилась. А когда совсем открылась, стало понятно, что это образ Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». Именно это чудесное возвращение иконы в монастырь и придавало тогда силы, и укрепляло в вере.

Годы ученичества

Женским Сяндемский Успенский монастырь стал в начале прошлого века (1909 год). А до этого Сяндемская пустынь сгорала и возрождалась, подобно птице Феникс. Обитель находится рядом с деревней Сяндеба, между озерами Рощинское, которое еще называют Банное или по-фински Кюлюярви, — и Сяндебское. Это Олонецкий район в Карельской республике. А в старых документах монастырь носил название «Афанасьево-Сяндемская пустынь».

Ее основателем был уроженец этих мест преподобный Афанасий Сяндемский. Стремление к служению Господу привело его на Валаам. Там он встретил своего духовного наставника святого преподобного Александра Свирского

Упорство и самоотречение юноши привлекло внимание учителя, и два подвижника стали сомолитвенниками. Это означает, что самые сокровенные обращения к Создателю они совершали вместе в одной из пещер Валаамских островов

Однако через некоторое время преподобный Александр удалился в леса на реку Свирь, где провел семь лет в полном одиночестве.

Развитие обители

Шло время, обитель разрасталась, а труды монахов давали свои плоды. Через некоторое время Свирскую пустынь было не узнать: на монастырском подворье в изобилии были представлены продукты и необходимые хозяйственные приспособления. А возведенные при монастыре храмы поражали своим великолепием.

Игумен Афанасий был для братии не только примером трудолюбия, но и духовным наставником. Сам же он подолгу беседовал с преподобным Адрианом Андрусовским, который также являлся Валаамским схимонахом. Он основал обитель на берегу Ладожского озера, так что между двумя собеседниками было расстояние в 20 верст.

Преподобный Афанасий Сяндемский оставил свою обитель процветающей, будучи уже в глубоко преклонном возрасте. Похоронили его на мысе Рощинского озера. А через некоторое время над местом последнего упокоения основателя монастыря был построен храм святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Доклады:

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор

О формировании «богослужебного сознания» монашествующих

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Игумен Петр (Мажетов)

О воспитании литургической культуры, или возрастание познания Литургии как Таинства Царства

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

О внутреннем приготовлении к богослужению

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав

Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Игумения Илариона (Феоктистова)

Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Петергофский Силуан

Богослужения суточного круга как основной «средообразующий» фактор монастырской жизни

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор

О формировании «богослужебного сознания» монашествующих

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Игумен Петр (Мажетов)

О воспитании литургической культуры, или возрастание познания Литургии как Таинства Царства

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

О внутреннем приготовлении к богослужению

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав

Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Игумения Илариона (Феоктистова)

Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Епископ Петергофский Силуан

Богослужения суточного круга как основной «средообразующий» фактор монастырской жизни

/Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

В Свирском монастыре

Афанасий вернулся в обитель, которую когда-то возглавлял его наставник. Его избрали игуменом, и, вероятно, в этот период он получил сан священства. Во всяком случае, в 1577 году в документах обители он называется священноиноком.

Но в этом же году Афанасий (теперь уже бывший игумен Александро-Свирского монастыря) подает прошение Новгородскому архиепископу Александру. Преподобный испрашивает разрешения возвести на месте Сяндемской пустыни храм Живоначальной Троицы и монастырь при нем. А для нужд братии отвести земли под пашни. Архиепископ благословил начинание Афанасия. Так образовался Сяндемский мужской монастырь.

Пепелище монастыря

1720 год был одним из самых несчастливых для обители: пожар уничтожил ее практически полностью. Однако кропотливый труд монахов и трудников позволил быстро восстановить постройки монастыря.

В это время и были обнаружены нетленные мощи святого Афанасия вместе с четками и разрешительной молитвой в руках. Несколько дней все желающие могли их увидеть, а затем они были захоронены на прежнем месте. Над местом упокоения был возведен храм, внутри которого и покоится основатель обители под ракой из красного дерева.

Сяндемская обитель была расширена к 1723 году, поскольку в ее состав вошли Андрусовская и Задне-Никифоровская пустыни.

Но через 40 лет Екатерина II затеяла секуляризационную реформу, вследствие которой пустынь прекратила свое существование на 63 года. Что касается церквей, относящихся к Сяндемской пустыни, то в 1802 году их присоединили к Туксинскому приходу, а в 1821 году они отошли к Андрусовской обители. Это давало возможность возрождения монашества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector