Краткое молитвенное правило серафима саровского для мирян

Правило Серафима Саровского для мирян. Краткое молитвенное правило

Преподобный Серафим Саровский настаивал на необходимости непрестанно молиться и составил молитвенное правило – последовательность кратких молитв, которые несложно запомнить и постоянно повторять.

Краткое утреннее правило

Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает:

– молитву Господню “Отче наш” (трижды, в честь Пресвятой Троицы),

Совершив это утреннее правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Молитвы до обеда

Во время же работы дома или находясь в пути пусть тихо читает Иисусову молитву. Если же вокруг люди, то повторять только в уме: “Господи, помилуй”, и так продолжать до самого обеда.

Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.

Молитвы после обеда

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго”.

Молитвы перед сном

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.

Отец Серафим говорил, что если христианин будет держаться этого малого правила, то может “достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры”.

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и лежа в постели, помня слова Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» 2014-2017 «Рублев»

Житие Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией

Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Великий Серафим — святой Саровской пустыни. Подробное житие святого Серафима.

Детство Серафима Саровского

Предложенное молитвенное правило было буквально выстрадано самим старцем, которому пришлось много претерпеть и вынести. И только по воле Божьей остаться живым. Искусителем Серафима Саровского однажды стал даже сам Дьявол, но об этом чуть позже.

Итак, родился Прохор Мошнин (так его звали в миру) 19 июля 1754 (или 1759) года в Курске в купеческой семье Мошниных. Его отец занимался разными строительными подрядами и в том числе возводил церкви.

Сегодня в Курске сохранилась церковь — Сергиево-Казанский кафедральный собор, который начал строить отец Серафима Саровского, но вскоре он умер, а руководством строительных дел церкви занялась его жена. Прохор однажды оказался на стройке вместе с матерью и случайно, по детской шалости, свалился с высокой колокольни. Однако на удивление всем он остался живым, так как совсем другую судьбу уготовил ему Бог. Сегодня в этом храме, именно на этом месте стоит памятник преподобному отцу Серафиму Саровскому.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. (читать один раз).

потом в течении дня читать Иисусову молитву:

Утренние молитвы

Православному христианину следует понуждать себя вставать рано, в определенные часы. Сразу после пробуждения необходимо призвать мысль о Боге и наложить на себя крестное знамение. Затем, совершив омовение, приступить к исполнению утренних молитв. Начинающему христианину бывает иногда трудно вычитать полностью правило. В этом случае, по благословению духовника, его можно сократить. Поначалу читать несколько молитв, постепенно, изо дня в день, увеличивая их количество.

В молитвах, читаемых утром, христианин:

  • благодарит Бога за прошедшую ночь;
  • берет благословение на начинающийся день;
  • заручается поддержкой Господа во всех делах;
  • просит помощи не грешить;
  • вспоминает родных и близких.

Произносить молитвы нужно внимательно, вдумываясь в каждое слово. Когда переполняют чувства и хочется прерваться, нужно остановиться, собраться с мыслями и обратиться к Богу своими словами. Затем вновь продолжить чтение церковного молитвенного правила.

Все будем немножко болеть

Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит:

— Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел.

Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее.

– Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет.

– Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца.

А он в ответ:

– Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть.

После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела».

Вечерние молитвы

В идеале вечернее правило нужно читать непосредственно перед сном. Но на практике это удается редко. Из-за сильной усталости иногда очень трудно сосредоточиться на молитве. Поэтому рекомендуется вычитывать вечернее правило немного раньше, перед ужином или в любое другое свободное время, пока еще есть силы и усталость не взяла верх.

Молиться нужно в уединении, начинать с поклонов, земных или поясных. Сперва немного постоять в тишине, созерцая иконы и горящие свечи. Душа весь день пребывала в суете, земных попечениях, и теперь ей нужно постепенно умиротвориться. Когда внутри воцарится покой, можно произнести первые слова молитвы.

Во время вечернего правила христианин:

  • благодарит за прошедший день;
  • приносит покаяние за совершенные за день грехи;
  • берет благословение на сон грядущий.

Некоторым христианам после суетного дня помогает сосредоточиться чтение молитв вслух. Время от времени молитву нужно прерывать поклонами, своеличным обращением к Господу. Это поможет взрастить внутри себя молитвенный дух.


Чтение молитвы должно проходить в уединении

Пророческие изречения

Преподобному Серафиму приписывается ряд пророчеств о грядущих судьбах России. Вместе с тем, авторство и историчность многих из этих слов ставятся под сомнение современными историками. Особенно много таких высказываний передается Н.А. Мотовиловым в его «Записках». Тем не менее, существует ряд пророчеств преподобного, подлинность которых не вызывает сомнений. Многие из них уже можно считать сбывшимися.

О революциях и судьбе Церкви

Преподобным также предсказаны:

  • избавление от холеры Дивеевской обители (в сер. XIX в.);
  • Крымская война;
  • обретение мощей самого старца, когда «среди лета запоют Пасху». Это совершилось в 1903 г., мощи преподобного люди встречали пасхальными песнопениями;
  • перенесение мощей в Дивеево, что также сбылось

Символ веры

Верую во еди́наго Бога Отца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца не́бу и зем­ли, види­мым же всем и неви­ди­мым. И во еди́наго Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго преж­де всех век; Све­та от Све­та, Бога истин­на от Бога истин­на, рожде́нна, несотворе́нна, еди­но­сущ­на Отцу, Им же вся бы́ша; нас ради чело­век и наше­го ради спа­се­ния сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила­те, и стра­дав­ша, и погре­бен­на; и воскре́сшаго в тре­тий день, по Писа­ни­ем; и восше́дшаго на небе­са, и седя́ща одесну́ю Отца; и па́ки гряду́щаго со сла­вою суди́ти живым и мерт­вым, Его́же Цар­ствию не будет кон­ца. И в Духа Свя­та­го, Гос­по­да, Животворя́щаго, Иже от Отца исхо­дя­ща­го, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, гла­го­лав­ша­го про­ро­ки. Во Еди́ну, Святу́ю, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь. Испове́дую еди́но Кре­ще­ние во оставле́ние гре­хов. Ча́ю воскресе́ния мерт­вых. И жиз­ни буду­ща­го века. Аминь.

Пере­вод: Верую во еди­но­го Бога Отца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца неба и зем­ли, все­го види­мо­го и неви­ди­мо­го. (Верую) и во еди­но­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сына Божия, Еди­но­род­но­го, рож­ден­но­го от Отца преж­де всех веков; Све­та от Све­та, Бога истин­но­го от Бога истин­но­го, рож­ден­но­го, не создан­но­го, одно­го суще­ства с Отцом, через Кото­ро­го все сотво­ре­но; Для нас людей и для наше­го спа­се­ния сшед­ше­го с небес, при­няв­ше­го плоть от Духа Свя­то­го и Марии Девы, и сде­лав­ше­го­ся чело­ве­ком; Рас­пя­то­го же за нас при Пон­тии Пила­те, стра­дав­ше­го и погре­бен­но­го; И вос­крес­ше­го в тре­тий день, соглас­но с Писа­ни­я­ми (про­ро­че­ски­ми). И вос­шед­ше­го на небе­са и сидя­ще­го спра­ва от Отца; И опять име­ю­ще­го прий­ти со сла­вою судить живых и мерт­вых, цар­ству, Кото­ро­го не будет кон­ца. (Верую) и в Духа Свя­то­го, Гос­по­да, пода­ю­ще­го жизнь, исхо­дя­ще­го от Отца, покло­ня­е­мо­го и про­слав­ля­е­мо­го рав­но со Отцом и Сыном, гово­рив­ше­го через про­ро­ков. (Верую) и во Еди­ную, Свя­тую, Собор­ную (Все­лен­скую) и Апо­столь­скую Цер­ковь. Испо­ве­дую одно Кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Ожи­даю вос­кре­се­ния мерт­вых. И жиз­ни буду­ще­го века. Истин­но так. (Подроб­нее см. Сим­вол веры).

Советы начинающим

Как правильно молиться дома? Несколько коротких советов тем, кто только начинает свой путь христианина.

Проснулись? Умылись? Встаем перед иконами. Осенив себя крестным знамением, благодарим Господа за пробуждение своими словами. И начинаем читать утреннее молитвенное правило. Или Серафимово правило для мирян, текст которого есть на видео.

  • Женщина молится с покрытой головой не только в церкви. Дома должен быть платок для молитвы.
  • Мужчины головы не покрывают.
  • Если в семье есть дети, то девочкам следует надеть платочек. Мальчики, как и папа, не нуждаются в головном уборе.
  • После совершения правила просим благословения у Бога на день грядущий и отправляемся на работу (учебу).
  • Вечером благодарим Господа за прожитый день, читаем вечернее правило или Серафимово, ложимся спать.
  • Желательно, читая вечернее правило, прочесть молитву “Да воскреснет Бог” и осенить все четыре угла комнаты крестом.

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

История Серафима Саровского его духовный путь

Духовные труды Серафима Саровского примечательны не только случившимся с ним в детстве чудом. Он, уйдя в глухие леса и питаясь подчас только травой, сумел возродить на Руси «институт старчества», не слишком популярный после смерти его великого предшественника Нила Сорского двумя столетиями ранее.

Как и Нил Сорский, Серафим Саровский полностью отказался от стяжательства, проводил свои дни в аскезе (упражнении духа) и молениях, стал столпником (простояв однажды на «столпе» в виде огромного валуна или камня почти три года, более тысячи суток), но при этом не забывал помогать потянувшимся к нему христианам, мирянам со всей Руси. Из его наставлений таким паломникам и родилось его знаменитые и укрепляющие душу молитвенные правила для православных мирян.

Отшельник и старец Серафим Саровский твёрдо внушал всем приходящим к нему паломникам, что даже пребывающим в мирских ежедневных заботах людям, не только старающимся обустроить частную жизнь, но и не желающим при этом забывать о Господе, следует ежедневно творить хотя бы краткие молитвы.

Правило Серафима Саровского для православных мирян гласит, что есть молитвы, которые каждый православный должен повторять в течение суток, даже если у него нет возможности помолиться в храме. Верующий должен с утра повторить:

«Отче наш» — троекратно, Обращение к Богоматери «Богородице, Дево». «богородичную молитву», — также три раза. Прочесть православный «Символ веры».

Первые три молитвы коротки, отлично запоминаются, на их прочтение уйдет никак не более получаса. «Символ Веры» — более длинная молитва, этот текст достаточно от души проговорить утром хотя бы единожды. Но именно эта молитва наиболее важна для начинающего день верующего: так христианин может проверить и наставить себя на грядущий день, насколько его замыслы и предстоящие дела подобают православному человеку.

По сути, начинать день с «Символа Веры», а также заканчивать им вечернее моление, это отличная проверка христианского духа в самом себе, прислушаться к своему настрой на жизнь в миру: всё ли, что ты собрался за день содеять, согласуется с важнейшим евангельским тестом?

Серафим Саровский главное молитвенное правило для православных мирян

Будущий иеромонах Прохор Исидорович родился в середине «просвещенного» XVIII века в очень богатой семье гильдейских купцов Мошниных. С достаточной точностью не известно, какое именно из двух событий, ранняя смерть отца или собственное падение с колокольни в возрасте семи или восьми лет, побудило его истово уверовать. Но факт исцеления юного Прохора иконой Богоматери можно считать доказанным. Как и его паломничество в киевскую Лавру, где известная старица направила его путь в далекий, недавно отстроенный монастырь в глухих (тогда еще глухих!) местах Тамбовской губернии — Саровскую пустынь.

Там он принял имя Серафим, прошел духовный путь от простого монаха до иеродьякона и иеромонаха.

Другие молитвы преподобного Серафима

Примерно в 7-8 веке было известно Богородичное молитвенное правило. Оно помогало в болезнях, несчастьях. На некоторое время это правило ушло из обихода. Вернул эту сильную молитву Саровский старец.

Нужно произнести «Богородице дево, радуйся» 150 раз в сутки. После каждого десятка следует читать «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице». Затем идет тропарь в соответствии с одним из событий в ее жизни.

В Дивеевской обители прихожане с Песнью шествовали вокруг храма по благословению старца. Жива эта традиция и сегодня. Ведь в монастырь едут многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам преподобного, пройти по Богородичной канавке, набрать святой воды из источника.

При жизни батюшка помогал всем, кто обращался к нему. Не забывает и сейчас приходящих с верой, глубоким упованием. Поэтому в каждом храме есть икона преподобного, существует несколько молитв для общения с ним.

Одна из основных «Молитва Серафима Саровского на каждый день» (О пречудный отче).

Часто обращаются к старцу больные в прошении помочь победить недуг (Об исцелении и здравии).

Покровительствует святой в делах семейных. Всем девушкам, кто не нашел своей половинки после 30 лет, помогает выбрать достойного супруга. (О любви и замужестве).

С какими-либо проблемами мы не справляемся в одиночку. Тогда всякий христианин молится преподобному о помощи в делах и удаче.

Торговые люди чтят покровителя и обращаются с Молитвой батюшке Серафиму о хорошей торговле и удаче в денежных делах.

Рассказывают и такую историю. В 1928 году грозил арест одному старцу. И вот является к нему Серафим Саровский, велит записать текст молитвы Богородице «Всемилостивая» и всегда читать ее. 18 лет каторги выдержал старец.

Утренние

Проснувшись, встаньте перед иконами, перекрестившись, читайте «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Потом внимательно, не спеша произносите молитвы:

  • мытаря (стих 13. глава 18, Евангелие от Луки);
  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • Трисвятое (трижды с крестным знамением и поклоном);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари Троичные;
  • ко Пресвятой Троице (с поклонами);
  • Псалом 50;
  • Символ Веры;
  • Первая, святого Макария Великого;
  • Вторая. святого Макария Великого;
  • Третья, святого Макария Великого;
  • Четвертая, святого Макария Великого;
  • Пятая, святого Василия Великого;
  • Шестая, Василия Великого;
  • Седьмая, Богородице;
  • Восьмая, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • Девятая, к Ангелу хранителю;
  • Десятая, ко Пресвятой Богородице;
  • Призывание святого, имя которого носишь;
  • Песнь Богородице;
  • Тропарь Кресту и молитва за Отечество;
  • о живых (с поклонами);
  • об усопших (с поклонами);
  • окончание молитв.

Вечерние

Перед сном мы снова встаем перед иконами и обращаемся к Господу. Зажгите свечу, забудьте о суете мирской.

Слова молитв одна за другой пойдут из вашего сердца:

  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • Трисвятое (трижды с крестным знамением и поклоном);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари;
  • 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу;;
  • 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • 3-я, ко Пресвятому Духу;
  • 4-я, святого Макария Великого;
  • 5-я, (Господи Боже Наш, еже согрешивших в дни сем словом…);
  • 6-я, (Господи Боже Наш, в Него же веровахом…);
  • 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы по количеству часов);
  • 8-я, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского;
  • 10-я, ко Пресвятой Богородице;
  • 11-я, ко святому Ангелу хранителю;
  • кондак Богородице;
  • молитва святого Иоанникия;
  • мол-ва святого Иоанна Дамаскина;
  • Честному Кресту (перекрестившись);
  • Ослаби, остави, прости, Боже…;
  • Нненавидящих и обидящих нас прости, Боже…;
  • исповедание грехов повседневное;
  • на отход ко сну.

Очистите помыслы свои и сердце перед перед молитвой, тогда ваша душа наполнится любовью, и Преподобный вас не оставит.

Если свеча падала

Старец чувствовал состояние души человека, который принес свечу. Если свеча падала, значит, человек сильно унывал или решился на серьезный грех. Тогда старец становился на колени и молился. Горя-то у всех своего было достаточно: не хватало только тепла Божия. И св. Серафим утешал. Когда он жил и принимал народ в монастыре, многие монахи возмущались, что приходящие нарушают тишину, правила, отвлекают от молитвы. Старец на все претензии отвечал:

— Положим, что я затворю двери моей кельи. Приходящие к ней, нуждаясь в слове утешения, будут заклинать меня Богом отворить двери и, не получив от меня ответа, с печалию пойдут домой… Какое оправдание я могу принести Богу на Страшном суде Его?

Серафим Саровский главное молитвенное правило для православных мирян

Будущий иеромонах Прохор Исидорович родился в середине «просвещенного» XVIII века в очень богатой семье гильдейских купцов Мошниных. С достаточной точностью не известно, какое именно из двух событий, ранняя смерть отца или собственное падение с колокольни в возрасте семи или восьми лет, побудило его истово уверовать. Но факт исцеления юного Прохора иконой Богоматери можно считать доказанным. Как и его паломничество в киевскую Лавру, где известная старица направила его путь в далекий, недавно отстроенный монастырь в глухих (тогда еще глухих!) местах Тамбовской губернии — Саровскую пустынь.

Там он принял имя Серафим, прошел духовный путь от простого монаха до иеродьякона и иеромонаха.

Все становится несносным

Чувство уныния, которое в свое время испытал и сам св. Серафим, он описывал так:

«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии.

Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от сего рождается всякое зло… происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселения из места в место. Несносным становится и место жительства, и живущие с ним…

Душа убегает людей, как виновников ее смущения; и не понимает, что причина болезни внутри ее: душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы».

Чтобы преодолеть уныние, святой Серафим советовал обратиться к своему внутреннему «я», искать «смиренномудрие сердца», то есть стараться относиться к происходящему в жизни, ее проблемам как к воле Божией, тихо принимать ее, не гадая мучительно – что, да почему?

А бывает, что уныние возникает от праздности, когда душа не может найти себя, свое настоящее место, дело. Тогда св. Серафим советовал занять себя чем-то добрым и полезным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector