Свято-смоленская зосимова пустынь близ ст. арсаки епархиальные монастыри рпц

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Братия пустыни перед закрытием обители

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

Храм Смоленской иконы Божией Матери

чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

Зосимовский старец Алексий

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Современное состояние

В 2018 году провели реставрацию четырех объектов, находящихся на территории женской обители. В настоящее время составляют проекты по ремонту других построек, признанных объектами культурного наследия.


Собор Троицы Живоначальной в Зосимовой пустыни

На территории пустыни расположен огород, курятник, коровник, пасека. Восстанавливается изготовление монастырской выпечки и просфор. Монастырь помогает приюту для подростков и детей-инвалидов. В планах открыть воскресную школу.

В монастыре регулярно устраивают лекции, организовывают встречи с интересными людьми. В январе текущего года преподаватель Свято-Тихвинского университета провел занятие по истории церковнославянского языка. Также он прочел на нем Библию.

На заметку! Все мероприятия и встречи абсолютно бесплатны, каждый желающий может бесплатно посетить монастырь. Предстоящие события размещены на официальной странице обители.

В различные году настоятельницами обители были монахини:

  • Афанасия;
  • Вера;
  • Магдалина;
  • София;
  • Елена.

В настоящее время монастырь находится под руководством сестры Фаины. Интересны жизни двух монахинь — Афанасий. Они управляли пустынью в разные века с интервалом в 50 лет. Первая сестра из-за болезни ног в пожилом возрасте не могла ходить, ее возили на тележке.

Тяжелым ударом для сестры стало убийство царя Александра. Игуменья умерла через неделю после кончины императора. Другая монахиня стала жертвой революции, она претерпела множество гонений.

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Братия пустыни перед закрытием обители

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

Храм Смоленской иконы Божией Матери

чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

Зосимовский старец Алексий

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Современное состояние

Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко).

Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане.

Надкладезные часовни в пустыни

Настоятельство о. Порфирия было непродолжительным. Через год настоятелем обители назначается архимандрит Нил (Сычев, ныне Епископ Муромский и Вязниковский). Настоятельство отца Нила, это целая эпоха в жизни монастыря. Именно с его именем связано начало подлинного возрождения. Активная реставрационная деятельность, собирание братии, устройство Уставных, по монастырски, Богослужений, организация быта насельников и подсобного хозяйства, тяжелая работа по возвращению храмов и других построек законному владельцу — монастырю, установление добрых отношений с военными, что тоже было в начале далеко непросто. Это только небольшой перечень тех проблем и забот с которыми ежедневно, на протяжении почти 10 лет, придется сталкиваться о. Настоятелю…

Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября)

Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова).

Свято-Зосимова пустынь, православный солдатский хор

За 20 лет православный солдатский хор «За Веру и Отечество» Инженерных войск снискал всероссийскую известность, хор является дипломантом Международных конкурсов православной музыки.

Пора недолгого расцвета

Северная стена монастыря. Святые ворота и братские корпуса

Вид, который можно было бы назвать современным, если бы не последующие разрушения, монастырь приобрел благодаря трудам наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного им строителем (1896), а затем — игуменом обители иеромонаха, впоследствии — схиигумена Германа (Гомзина). В 1900 г. освятили собор Смоленской иконы Божией матери, поднявшийся над могилой Зосимы, в верхней точке холма. Обитель, с тех пор именуемую Свято-Смоленской Зосимовой пустынью, окружили крепостные стены с четырьмя угловыми башнями и одной, разбивающей южную сторону ограды на два прясла. Над западной стеной поставили рубленые настоятельские покои.  Святые ворота монастыря выходили на север, на почти прямую дорогу к станции Арсаки. К западной воротной башне примкнул келейный корпус, выстроенный на средства великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В нем поселился пришедший из Москвы протопресвитер Федор (Соловьев), принявший постриг с именем Алексия.

Келейный корпус

«Тогда здесь была такая глушь, такая тишина, кругом лес, и деревья близко подходили к кельям, так, что ветки их качались у моего окна, а по ним часто прыгали белки», — писал о. Алексий.

Обитель быстро наполнилась монахами, трудниками и паломниками и стала одним из главных центров духовной жизни страны и старчества. Под последним понимается особый вид духовного наставничества прежде всего над братией, но также и над мирянами. Овдовевшая великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которой судьба уготовила праведную жизнь и мученическую кончину, здесь, в Зосимовой пустыни, также приняла схиму и вместе с сестрами основанной ей Марфо-Мариинской обители, получала наставления и утешение от старца Алексия. В монастыре побывали Павел Флоренский, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, послушником, а затем и монахом обители стал видный чиновник министерства юстиции С. Е. Кожухов.

Св. Алексий

Именно старцу Алексию на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917-го было поручено вынуть жребий, определивший имя первого после двухсотлетнего перерыва Патриарха Всея Руси; им стал московский митрополит Тихон (Беллавин).

Так случилось, что в те же годы, что строилась и укреплялась Смоленско-Зосимова пустынь, завершали земной путь прославленные старцы Оптиной пустыни, и, может быть, еще и поэтому монастырь над тихой Молокчей стали называть Северной Оптиной.

Деятельность обители

Обитель ведет активную проповедническую деятельность. Учения сопровождаются бесплатной раздачей специальных книг, полностью соответствующих христианскому учению. О современном состоянии миссионерства можно узнать из богословских материалов.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Зосимовой пустыни

В монастыре проводят долгие Богослужения, в будние дни читают правило Серафима Саровского. На территории обители пишут иконы, переплетают книги, готовят еду, шьют одежды.

С марта 2017 года на территории монастыря открылся музей Зосимовой обители. В нем представлено три зала, охватывающие разные временные отрезки — конец 17 века, 1897, преподобные Герман и Алексий.

Как доехать до храма у кладбища Зосимова пустынь:

В общественном транспорте:

На метро: От станции «Саларьево» автобусом № 309 или маршруткой с тем же номером проехать 21 остановку до «Рассудово», затем на автобусе № 868 — 4 остановки до «Посёлка Зосимова пустынь» и пройти 200 м к храму.

Как доехать на автомобиле:

С МКАД на Киевское ш. Через 39 км, у пос. Яковлевское, съезд влево, к д. Кузнецово, Руднево, затем правее, к пос. Круги и пос. Зосимова пустынь, где находится кладбище, монастырь и храм.

Телефон

8.

В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных проводятся службы:

  • соборование;
  • исповедь;
  • причастие в больнице или на дому.

С помощью городской ритуальной службы «Ваш Ритуал» при организации погребения можно подать записки об упокоении, а также заказать службы и требы:

  • отпевание на дому, заочное отпевание;
  • панихиду;
  • сорокоуст.

Цены на похороны в Москве и Московской области

Подробнее

В православной традиции для погребения нужны:

Покрывало (саван), крест нательный, крест в руку, венчик на голову, лист с текстом разрешительной молитвы, восьмиконечный надгробный крест.

Пожертвования при отпевании — средняя сумма

На отпевание, по сложившемуся обыкновению, принято делать посильное добровольное пожертвование, размер которого в среднем составляет 2 – 5 тыс. руб.

История[ | ]

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт окончательно в мае 1929 года.

В 1967 году, на территории монастыря действовал пионерлагерь для детей сотрудников Московского метрополитена.

Возрождён как женский в августе 1999 года сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

21 февраля 2012 года монастырь был переведен в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

2 марта 2020 года в собственность храма было передано четыре здания: дом с мезонином, гостиница, дом причта с пристройкой, а также трапезный корпус конца XIX века.

14 августа 2020 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на реставрацию 4-х объектов культурного наследия регионального значения монастыря: дом причта с пристройкой начала XX века, колокольня 1910-х годов, хозяйственный корпус и дом с мезонином начала ХХ века.

Источник преподобного Зосимы

Всего в двух километрах от монастыря находится старый колодец, вода в котором, по преданию, способна исцелять. Чтобы добраться до него, следует идти по дороге мимо деревни Архангельское. У озера повернуть направо. Далее перейти по мосту на другую сторону, пересечь железнодорожный путь, выйти на асфальтированную дорогу. У входа в лес есть указатель, который ведёт к источнику преподобного Зосимы — второе название колодца с целебной водой. Недалеко от него находится разрушенная часовня.

Возможно, в скором времени и колодец, и некоторые постройки, расположенные на территории монастыря, будут приведены в надлежащее состояние. Хотя сегодня, несмотря на некоторые разрушения, эти места посещают и верующие, и просто любознательные люди, интересующиеся историей православных храмов.

Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь?

Обычный поселок с необычным названием на границе Московской и Владимирской областей. Арсаки

— говорят, это название поселку было дано в честь некоего японского дипломата, который приезжал туда по каким-то надобностям. А знаменито само место тем, что когда-то старец Зосима (не тот, что в «Братьях Карамазовых» Достоевского, а реальный человек, чьи годы жизни неизвестны, только предположительно год смерти — около 1710) ушел в эти прекрасные среднерусской красотой места вести безмолвную жизнь. Он вырыл здесь колодцы, существующие и по сей день. Он и стал центром притяжения первых паломников.

Свято-Смоленская Зосимова Мужская Пустынь

знавала всякие времена. И расцвет, когда сюда стекались богомольцы и монастырю покровительствовали монархи (особенно, императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои святыни: часть пояса Богоматери, части мощей св. Георгия Победоносца, крест с кусочком древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).

Старец этого монастыря Алексий был делегатом Поместного собора, именно он вынул из ковчега жребий с именем Тихона (патриарха Русской Православной Церкви).

Знавала Пустынь и тяжелые времена. Несколько раз упразднялась и разорялась. Была окончательно разграблена и закрыта после революции. На фотографиях можно видеть надпись на церкви: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь под красными знаменами!». А можно увидеть и растущие сквозь крыши храмов березы, прямо на красных кирпичах…

Но самое удивительное не это. Чтобы попасть в монастырь, нужно въехать в воинскую часть. И первый вопрос, который задают часовые при виде машины, это не грозный окрик: «Стой, кто идет?», а «Вы уже получили благословение батюшки Варнавы на посещение монастыря?» И дальше: «Если нет, мы сейчас принесем сотовый, вы позвоните».

Ощущение нереальности происходящего усиливается на территории монастыря. Службы в храмах, монахи и солдаты, тут же обычные жители чудом сохранившегося дома (тоже когда-то принадлежавшего монастырю, затем заселенного). Накрашенные девчонки в коротких юбчонках, обсуждающие как они пойдут на дискотеку, очень неплохая детская площадка со спортивными снарядами, монах с сотовым телефоном, договаривающийся о помощи в восстановлении храмов, солдаты-срочники, идущие по своим делам (или помогающие в храме), паломницы в длинных одеждах и туристы в коротких шортах. Иеромонах Варнава, останавливающий солдата: «Сережа, тут нектарины передали, ты уже поел?»

Говорят, эта та самая первая воинская часть, которой и было предназначено существовать при монастыре, чтобы в ней могли проходить воинскую службу семинаристы. Кажется, реализацию этой идеи здесь посчитали неудачной. Но, тем не менее, продолжают служить дети батюшек, студенты духовных заведений, алтарники. И, по рассказам, в монастыре на каникулах отдыхают воспитанники детского дома.

Все же от этого конгломерата остается ощущение, что ты попал ненароком в фильм «Сталкер». Редкая тишина, прозрачность воздуха, очень спокойно и деятельно сосуществующие солдаты и монахи. Здесь и историческая память — не только о старцах и мучениках, но и о деятелях русской культуры: Ф. Шаляпине, С. Рахманинове, В. Ключевском, К. Коровине, отце Павле Флоренском.

Безусловна архитектурная и историческая ценность монастыря. Безусловно, нужная воинская часть. На первый взгляд, все это сосуществует предельно достойно и гармонично. А если посмотреть: ведь и у монастыря сохранилась оборонительная стена (этот комплекс вообще напоминает маленький Кремль). И солдаты воинской части инженерных войск, в которой служат, в том числе, верующие, выглядят очень дисциплинированными и… доброжелательными.

Так и живут рядом: одни — по воинскому уставу, другие — по монастырскому. Но и без тех, и без других уже трудно себе представить сегодняшнюю Россию.

В истории подобный симбиоз монаха и воина не в новинку. Часто и в одном лице совмещались. Не говоря уже о восточных и европейских исторических традициях. Не будем забывать и своих легендарных героев. Соратник Пересвета, монах-воитель Ослябя, который прославился в Куликовской битве, давно причислен к лику святых.

Поживем — увидим.

Теги: святыня, города, путевые заметки, монах, монастырь, история

Ссылки[править | править код]

Монастыри Владимирской области
  • Александровский (Суздаль)
  • Благовещенский (Вязники)
  • Благовещенский (Киржач)
  • Благовещенский (Муром)
  • Богородице-Рождественский (Владимир)
  • Богоявленский (Мстёра)
  • Борисоглебский (Борисоглеб)
  • Васильевский (Суздаль)
  • Введенский Островной
  • Воскресенский (Муром)
  • Знаменский (Гороховец)
  • Космин Яхромский (Небылое)
  • Крестовоздвиженский (Муром)
  • Лукианова пустынь
  • Махрищский монастырь
  • Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский)
  • Николо-Волосовский монастырь
  • Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский)
  • Покровский (Суздаль)
  • Ризоположенский (Суздаль)
  • Боголюбский (Боголюбово)
  • Никольский (Новое)
  • Успенский монастырь (Александров)
  • Скорбященский монастырь (Хмелёво)
  • Смоленская Зосимова пустынь
  • Спасо-Евфимиев (Суздаль)
  • Спасо-Преображенский (Муром)
  • Сретенский (Гороховец)
  • Троице-Никольский монастырь (Гороховец)
  • Троицкий (Муром)
  • Успенский Княгинин (Владимир)

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках». Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Полное наименование объекта:Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь.

Исторические события, связанные с объектом:Небольшой монастырь, основанный прп. Зосимой в кон. XVII в., в сер. XVIII в. был упразднён, постройки сломаны. Восстановлен в 1867 как хозяйственный хутор Боголюбской киновии Троице-Сергиевой лавры. Статус отдельной пустыни, приписанной к лавре, получил в 1897. В нач. ХХ в. широко известный центр старчества. Закрыт в 1923, занят военной частью. Открыт в 1992 на части прежней территории.

Местонахождение объекта:601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы.

Описание объекта:В состав архитектурного ансамбля Смоленской Зосимовой пустыни входили следующие постройки: Смоленский собор (1894—1900), трапезный корпус с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского (1893), в северной стене над Святыми вратами была построена надвратная церковь Всех Святых. Вся территория пустыни, благоустроенная посадками фруктовых деревьев и цветников, была обнесена невысокой кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями. Справа и слева от въезда в пустынь располагались двухэтажные здания братских келий. Вдоль западной стены в двухэтажной постройке помещались покои игумена. В южной части монастыря между трапезным храмом и собором стоял деревянный домик, построенный для схимонаха Алексия, где он жил и принимал исповедующихся до ухода в затвор. В середине восточной части ограды была возведена каменная стройная колокольня, с установленными в 1912 башенными часами. Вне монастырских стен напротив колокольни была построена двухэтажная гостиница для паломников.

Источники сведений об объекте:Вагнер Б.Б. «Монастырские ансамбли Московии»-М.,Вече, 2008 г; «ШколаЖизни.ру» — познавательный журнал ;Журнал «Православные монастыри. Путешествие по святым местам. №108. Свято-Смоленская Зосимова пустынь»; Стромилов Н. Зосимова пустынька. М., 1874.Архивные материалы по Смоленской Зосимовой пустыни хранятся в Российском государственном архиве древних актов в составе документов Троице-Сергиевой Лавры.

Отличительные признаки объекта, степень уникальности:В монастыре покоятся мощи святого угодника Владимирской земли Зосимы, а также мощи его последователей – схиигумена Германа и схимонаха Алексия. В 2004 году был расчищен источник, ископанный в XVII веке старцем Зосимой.

А также чудотворная Смоленская Икона Божьей Матери.

Состояние объекта и степень сохранности: Постройки Зосимовой пустыни относящиеся в основном к концу XIХ – началу ХХ в., находятся в целом в удовлетворительном состоянии, за исключением западного келейного корпуса, сильно перестроенного, и надвратной колокольни, до половины разобранной в годы войны и так и не восстановленной потом. Отсутствует пока и восточный участок монастырской стены, за исключением Святых ворот под колокольней и угловых башен.

Воссозданы сад, молочная ферма, пекарня. Возрождена пасека. Ведется прием паломников.

Охрана объекта:Охраняется государством

Смоленская Зосимова мужская пустынь в Александровском районе, Владимирской обл.

Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны.

Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана. В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена.

В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы. При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

Инфраструктура

На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.

На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.

В марте 2017 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.

Монастырь имеет возможность принять на ночлег паломнические группы количеством до 15-ти человек. Гостиница вмещает две кельи: женскую на 8 мест и мужскую на 7 мест.

Колокольня Зосимовой пустыни,  sprint123

Святыни

Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.

В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.

Внутреннее убранство Троицкого храма,  sprint123

На берегу Молокчи

Молокча вблизи монастырских стен

Густые, труднопроходимые леса по краю Владимирского Ополья, через которые тянулись пути к Москве, Переславлю и другим древним русским городам, не всегда были надежной защитой от захватчиков. Предполагают, что некогда стоял здесь над маленькой речкой Молокчей (Молохчей) разрушенный в Смутное время интервентами монастырь, но к концу XVII века от него уже ничего не оставалось, и здешние земли, принадлежавшие теперь  дворянам Тимоновым, называли Ульяниной пустошью, по имени одной из прежних владелиц, Ульяны Зворыкиной.

Сюда из Троице-Сергиевой Лавры удалился искавший уединения схимонах Зосима. С собой он принес икону Смоленской Божией Матери – вероятно, поэтому предполагается, что родом Зосима происходил именно из Смоленской губернии. На заросшем лесом холме пустынник поселился вместе со своим келейником Ионой, срубил небольшую часовню, выкопал колодец, потом развел огород и устроил пасеку. Вскоре к старцу присоединились другие монахи, и в новую обитель потянулись за советом и наставлениями паломники. Среди них были не только простые люди — часто посещала Зосимову пустынь любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна. После кончины праведника, завещавшего похоронить его как можно проще и скромнее, царевна направила на погребение большую сумму денег и попросила владимирского архиерея произвести отпевание отшельника, а затем поручила поставить еще одну часовню – над могилой.

Св. Зосима Владимирский

Многие монахи осиротевшей пустыни разошлись по другим монастырям. В 1722 г. обитель упразднили, но через несколько лет восстановили, правда, не надолго. В эти годы к часовне и святому колодцу вновь пошли богомольцы, и в их числе сосланная Анной Иоанновной в Александров дочь Петра, будущая императрица Елизавета. В 1763-м часовню передали в ведение приходского храма близлежащего села Никульского. Тогда и родилась традиция совершать на праздник Преображения крестный ход из Никульского в Зосимову пустынь, завершая праздник ярмаркой. Недовольный этим столпотворением помещик Иван Тимонов в 1798 г. добился переноса икон из часовни в другую церковь, а саму часовню превратил в хлев. Но, по местным преданиям, птицы и свиньи на другое же утро издохли, а вскоре не стало и самого владельца, после чего имение переходило из рук в руки.

Смоленская икона Божией Матери

Обитель угасала и возрождалась вновь. К разрушенной часовне над могилой Зосимы по-прежнему приходили со своими тревогами люди. Спустя полвека очередная владелица продала здешний лес под вырубку известным александровским купцам И. Ф. Баранову и П. С. Зубову. Среди деревьев возвышался простой липовый крест с врезанным в него небольшим медным крестом — и вдруг лесорубы увидели  рядом с ним фигуру монаха с кадилом в руках. Необъяснимые явления продолжались; была открыта выложенная камнем могила и сохранившийся гроб — но тут, по свидетельству сторожа Симеона Ермолаева, грянул гром, разразилась гроза, запылали деревья… Пожар  прекратился после того, как по пустыни сторож и рубщики двинулись процессией с крестом в руках.

Тогда над могилой старца вдовой уже скончавшегося И. Ф. Баранова вновь была поставлена часовня.

Пустынь еще не раз меняла владельцев, пока в 1874 г. эти земли не были подарены Троице-Сергиевой Лавре. Братия во главе с иеромонахом Прокопием возобновила службы в часовне. Следуя примеру старца Зосимы, завели пасеку и огород. Часовню перестроили в камне. Прокопий, позже принявший постриг и именем Порфирия, сумел найти понимание у московского купца Д. М. Шапошникова. Тот переселился со всей семьей в обитель, и в 1889 г. его стараниями к часовне пристроили алтарь, трапезную, объединив всё под одной крышей. Рядом вырос братский корпус. Тогда же, при устройстве полов в храме, были обретены мощи старца Зосимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector