Семья российского императорапавла i петровича романова

Дети

Виллем III
Виллем III Александр Пауль Фредерик Лодевейк (19.02.1817—23.11.1890) — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский с 17 марта 1849 года; был женат дважды: первым браком на немецкой принцессе Софии Вюртембергской (1818—1877), дочери короля Вильгельма I и великой княжны Екатерины Павловны, в браке родилось три сына; после её смерти женился на принцессе Эмме Вальдек-Пирмонтской (1858—1934), дочери князя Георга Виктора и принцессы Елены Нассауской, в браке родилась единственная дочь принцесса Вильгельмина, которая после смерти отца унаследовала престол.

Виллем Александр (02.08.1818—20.02.1848) — как второму сыну принца Оранского, Александру была предначертана военная карьера. Он начал военную карьеру во флоте, но вскоре перешел на кавалерию. Вместе со своим отцом и братом Виллемом Александр участвовал в бельгийской кампании в 1833—1834-х годах. Будучи превосходным всадником, Александр с 1840 года и до своей смерти служил генерал-лейтенантом и инспектором кавалерии. Рассматривался как возможный супруг для принцессы Виктории Кентской, будущей королевы Великобритании, и королевы Испании Изабеллы II; скончался от туберкулёза; не был женат и не имел потомков.
Александр Нидерландский

Генрих, принц Нидерландский
Виллем Фредерик Генрих (13.07.1820—14.01.1879) — служил в качестве губернатора великого герцогства Люксембург; был женат на принцессе Амалии Саксен-Веймар-Эйзенахской (1830—1872), дочери принца Карла Бернхарда и принцессы Иды Саксен-Мейнингенской; после её смерти женился на принцессе Марии Прусской (1855—1888), дочери принца Фридриха и Марии Анны Ангальт-Дессауской; умер от кори; детей от обоих браков не было;

Виллем Александр Фредерик Эрнст Казимир (21.05.1822—22.10.1822) — умер в младенчестве от гидроцефалии.

Вильгельмина Мария Луиза София (08.04.1824—23.03.1897) — замужем за своим двоюродным братом Карлом Александром (1818—1901), сыном великой княжны Марии Павловны и великого герцога Веймарского Карла Фридриха (1783—1853), имели сына и трёх дочерей.

Королева Вильгельмина, правнучка императора Павла I, процарствовала пятьдесят лет. После нее трон занимала ее единственная дочь Юлиана, у которой тоже не было сыновей. В 1980 году она передала престол дочери Беатрикс.

Вот уже тридцать лет та является королевой Нидерландов. Сын Беатрикс, наследный принц Виллем Александр Оранский, в 1996 году посетил родину своей прапрапрабабушки, русской великой княгини Анны Павловны.

София Нидерландская

История жизни Марии Федоровны Императрицы

Сговорена в Берлине 12 июля 1796 г., прибыла в Петербург 31 августа 1796 г., миропомазана 14 сентября 1796 г., обручена с Павлом I Петровичем 15 сентября 1796 г., повенчана 26 сентрября 1796 г.. До восшествия на престол Павла не играла никакой роли ни в русской политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Екатериной II и ее сыном. Мария Феодоровна была устранена даже от воспитания своих детей (великих князей Александра и Константина), которых немедленно по их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием. 

Вслед за восшествием на престол Павла I Мария Феодоровна, 12 ноября 1796 г., была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». На первых порах императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 г. она вышла с особым мнением относительно преобразования общества, высказываясь против раннего поступления девиц (5 лет) в общество для воспитания, стараясь строго отделить благородных от мещанок и проектируя уменьшение числа последних. Павел I утвердил 11 Января 1797 г. «мнение» императрицы, не допустив впрочем уменьшения приема мещанских детей.

Портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны

Составленные императрицей правила для приема детей в «общество» «служат, — говорит госпожа Лихачева, — ясным подтверждением того, что цель Екатерины при основании общества – смягчение нравов путем воспитания и образования русского юношества – была оставлена тотчас после ее смерти, а государственная, общественная идея, руководимая Екатериной, была заменена целями сословными и благотворительными». 2 мая 1797 г. Мария Феодоровна была назначена главной начальницей над воспитательными домами.

Главную причину неудовлетворительной постановки воспитательных домов императрица увидела в том, что количество приносимых младенцев было неограниченно, а потому 24 ноября 1797 г. было повелено ограничить число обоего пола воспитывающихся в доме пятьюстами в каждой из столиц; остальных приносимых в дом младенцев отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам на воспитание с целью приучить питомцев правилам сельского домоводства; мальчиков оставлять у крестьян до 18-летнего возраста, девочек – до 15 лет. В доме должны были воспитываться лишь совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода. 

Спальня Марии Фёдоровны в Павловском дворце

Участие императрицы Марии Феодоровны в русской государственной жизни ограничивалось и в царствование сыновей ее почти исключительно заботами о женском образовании. Благодаря ее покровительству и отчасти содействию, в царствование Александра I было основано несколько женских учебных заведений, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, Харькове, Симбирске и других городах. 

Отношения Натальи Алексеевны с братом

В исторических справочниках и очерках, посвящённых царевне, нередко можно увидеть утверждение, что свою жизнь она посвятила брату и театру. Это вовсе не преувеличение.

Наталья поддерживала Петра во всех начинаниях. Не меньше, чем он, интересовалась западной культурой. Вместе с братом царевна ездила в Немецкую слободу. Российский историк Николай Устрялов писал, что Наталья Алексеевна “с жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату”.

Поль Деларош «Романтизированный портрет Петра I»

Наталья и Пётр были не просто сестрой и братом — их связывало некое родство душ, единство, что чувствовалось на протяжении всей жизни царевны

Современники отмечали, что Пётр I осознавал, насколько важно для сестры знать о его делах, ведь она умела искренне и со всей душой радоваться за его победы. Своим соратникам, Ф

Головину и А. Меншикову, он поручал сообщать царевне обо всех успешных боях, чтобы она разделила восторг триумфа вместе с ним.

Наталья Алексеевна была одним из главных единомышленников своего брата-царя. Она всегда выступала на стороне брата, поддерживала все его замыслы, реформы и нововведения. Как отмечали придворные, она практически не отходила от него, когда он находился на родине.

Рождение наследников

Молодая супруга Павла Первого не смела перечить императрице, за что снискала благоволение императрицы. Сам цесаревич всеми фибрами души мечтал поскорее занять трон, самодержица не собиралась его уступать сыну, ему оставалось ждать своего часа.

Мария Федоровна с детства мечтала о большой семье. В декабре 1777 г. она родила первенца – Александра. Через 2 года княгиня подарила супругу второго сына – Константина. Екатерина II забрала к себе мальчиков на воспитание. Жена Павла I была возмущена, но ни видом, ни словом не выказала недовольства свекрови.

После этого Мария Федоровна родила еще 8 детей:

  • 1783 г. – дочь Александра;
  • 1784 г. – Елена;
  • 1786 г. – Мария;
  • 1788 г. – Екатерина;
  • 1792 г. – Ольга;
  • 1795 г. – Анна;
  • 1796 г. – Николай;
  • 1798 г. – Михаил.

Из 10 княжеских отпрысков в младенческом возрасте умерла только Ольга Романова, остальные дети дожили до взрослого возраста

То, что Мария Федоровна практически каждый год находилась на сносях, не мешало ей посещать светские рауты, вести хозяйство. Сразу после свадьбы Марии и Павла императрица подарила молодым участок, расположенный недалеко от Царского Села. Там возвели Павловский дворец, куда княгиня ездила отдохнуть, собраться с мыслями.

Театральная деятельность

В 1706 — 1707 годах усилиями царевны в Преображенском дворце начались театральные представления. Пьесы ставились на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. Специальным указом императора труппе были переданы все «уборство» из «комедийной храмины», прежде помещавшейся на Красной площади в Москве, «комедиальное и танцевальное платье», привезённое несколькими годами раньше немецкими театрами в Москву, а в 1709 году — их декорации и тексты пьес. Актёрами были приближённые и слуги царевны и её невестки царицы Прасковьи.

« сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего. И в быстром развитии последнего типа в наши дни нельзя не признать исторической преемственности. (К. Валишевский «Царство женщин»)
Под тускло-золотым сводом стоял на крылатых грифонах стол, на нём горели свечи, перед ними, положив голые локти на разбросанные листы, сидела молодая женщина в наброшенной на обнаженные плечи меховой душегрейке; мягкий свет лился на её нежное кругловатое лицо; она писала; бросила лебединое перо, поднесла руку с перстнями к русой голове, поправляя окрученную толстую косу, и подняла на Гаврилу бархатные глаза. Это была царевна Наталья Алексеевна.
А. Н. Толстой. «Пётр Первый»

В 1710 году, с переездом в Санкт-Петербург, Наталья Алексеевна продолжила трудиться на этом поприще, устроив «комедийную хоромину» для всех «прилично одетых людей», то есть дворянской публики. Для этого театра уже специально писались пьесы, в том числе самой царевной, Ф. Журовским.

До исследований Забелина активность царевны в театре во многом приписывалась царевне Софье, её сестре.

Произведения царевны

По сообщению графа Бассевича она сочинила две пьесы.

Её авторству приписываются:

  • «Комедия о святой Екатерине»
  • «Хрисанф и Дария»
  • «Цезарь Оттон»
  • «Святая Евдокия»

Жизнь

Наталья разделила трудности матери и брата во время регентства сводной сестры царевны Софьи . Она была очень близка со своим братом Питером, и у братьев и сестер были очень близкие отношения. Она разделяла желание Петра преобразовать Россию в западную страну, и было сказано, что «она любила все, что нравилось ее брату», и она поддерживала его идеи с детства. Во время своего правления Петр всегда считал важным сообщить сестре о своих достижениях и делах государства, и каждый раз, когда он одерживал победу, он либо сообщал ей лично, либо заставлял Головина и Меншикова сделать это.

Она была молода, когда Петр провозгласил свои западные реформы, и, в отличие от ее сводных сестер, ей было нетрудно приспособиться к новым идеалам. Ее положение также повысилось после того, как Петр расстался со своей первой супругой Евдокией Лопухиной в 1698 году, и она таким образом стала хозяйкой петровского двора. Именно при ее дворе Петр познакомился со своими возлюбленными Анисьей Кирилловной и Варварой Михайловной Арсеньевой . Наталья никогда не была замужем, и ничто не указывает на то, что Петр когда-либо задумывался о свадьбе своей сестры — он предпочитал, чтобы она была с ним.

В 1708 году она переехала в Санкт-Петербург , но часто бывала в Москве, так как ее собственный дворец не был готов (построен в 1713 году). Петр подарил ей Гатчинское имение и построил для нее первый дворец. Наталья в своем доме основала первую больницу в Санкт-Петербурге. В 1706–07 годах она основала в своем доме первый русский театр в Москве с актерами, взятыми из штата ее двора и Прасковьи Салтыковой : первый публичный русский театр был основан позже по ее примеру в 1709 году. В Санкт-Петербурге. она устраивала театральные представления для двора и дворянства с 1710 года.

Еще она писала пьесы. Среди подтвержденных ею:

  • «Комедия о святой Екатерине» (Комедия Святой Екатерины)
  • «Хрисанф и Дария» (Хризанф и Дарий)
  • «Цезарь Оттон» (Цезарь Отто)
  • «Святая Евдокия» (Святая Евдокия)

В своей работе драматургом она служила реформам брата : в своих пьесах старые обычаи отрицательно сравнивались с реформами.

Она присутствовала при обращении своей второй невестки Екатерины в русскую православную веру. В 1715 году появились признаки того, что отношения между братьями и сестрами ухудшились, и она посетила свою бывшую невестку Евдокию в изгнании. Она умерла от катара желудка в 1716 году.

Она изображена в романе Алексея Толстого « Петр I » .

Первая встреча Александры и Николая

Впервые Николай и Александра встретились в июне 1884 года. Двенадцатилетняя принцесса Алиса из крохотного немецкого герцогства приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы, впоследствии Великой княгини Елизаветы Федоровны. Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича — дядю цесаревича Николая. Самому Николаю было тогда шестнадцать. И хотя эта любовь была с первого взгляда, прошло целое десятилетие, пока у Ники появилась возможность задать судьбоносный вопрос.

Через несколько месяцев после отъезда гостей в дневнике Николая появится запись: «Я чувствую желание жениться. На ком же? Конечно на Алекс Дармштадской.

Алекс родилась в семье Великого герцога Людвига IV Дармштадского и Алисы — дочери английской королевы Виктории. Когда девочке было всего шесть лет, ее мать умерла от дифтерии и внучку взяла на воспитание королева Виктория. Она впитала традиции английского двора. Ее родным языком стал английский. Придворные дали ей прозвище «Луч солнца», в Германии ее часто называли — «озорница».

Лишь через пять лет после знакомства Алекс вновь встретилась с Ники. Ей к тому времени исполнилось семнадцать. Из маленькой шалуньи она превратилась в прекрасную принцессу с немного грустным мечтательным взглядом. Она приехала к сестре погостить. Но во дворе все понимали, что это смотрины. Она провела полтора месяца в Петербурге, имея успех при дворе. Николай просит у отца согласия на брак с нею. Но у Александра III были другие планы. Наследнику российского престола было предложено подумать о женитьбе на принцессе Орлеанского дома, чтобы укрепить союз России с Францией. Было объявлено, что Алекс не понравилась матери Николая — императрице Марии Федоровне. С самыми нелестными отзывами лицемерного русского двора Алиса вернулась домой.

И снова пять лет разлуки. Николай не мог перечить отцу и настаивать на браке с Алекс, но он принял одно из немногих в своей жизни твердых решений — ждать. В конце 1891 года в его дневнике появляется запись: «Моя мечта, когда-нибудь жениться на Алекс Г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге. Я почти убежден, что наши чувства взаимны». Действительно, Алиса отказывает всем другим претендентам на ее руку и сердце. Однако Николаю теперь запрещено даже встречаться нею во время ее редких приездов в Россию. Их связывает только переписка, налаженная с помощью Эллы, питавшей к младшей сестре почти материнскую любовь.

Император Александр III остается непоколебим и делает все возможное, чтобы отвлечь сына. Осенью 1890-го года его отправляют в кругосветное путешествие. Затем Александр III с удовлетворением узнает, что у его сына начался роман с восходящей звездой балета Матильдой Кшесинской. Однако любовь Николая к Алекс остается неизменной.

В начале 1894 года состояние здоровья Александра III резко ухудшилось. Дала себя знать болезнь почек. Чувствуя, что дни его сочтены, царь наконец уступает долготерпению сына. Брак уже нельзя откладывать. В апреле представители всех царствующих домов Европы съезжаются в немецкий город Кобург на бракосочетание брата Алекс — Эрнеста и принцессы Саксонг Кобургской, которая приходилась кузиной Николаю. Русский наследник приехал с большой свитой, включая священника Иоана Янышева и учительницу русского языка Екатерину Шнейдер. Они останутся с Алекс, если она ответит согласием на предложение Николая. Будущая императрица должна быть православной. Для глубоко религиозной Алисы переход в другую веру был трудным шагом. Она долго противилась, ее уговаривала родня. В конце-концов она уступила.

Тайна первой фразы романа

В первой фразе «Отцов и детей» Тургенев точно называет дату начала действия романа:

Почему именно 20 мая 1859 года? Мы никогда не узнали бы точный ответ, если бы не была найдена черновая рукопись романа История изучения «Отцов и детей» похожа на детектив. Черновая рукопись романа считалась утерянной, пока в середине 1980-х годов английский антиквар лорд Пармур не разыскал ее в Париже и не сообщил об этой сенсационной находке академику Д. С. Лихачеву. Тот сделал все, чтобы выкупить рукопись, которую едва было не выставили на аукционные торги «Сотбис». Лихачеву удалось убедить председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова найти 400 тысяч фунтов стерлингов, и уникальный автограф наконец оказался в Пушкинском Доме в Петербурге, где хранится до сих пор.. Оказалось, что вначале Тургенев датировал приезд Аркадия и Базарова в имение Кирсановых 25 мая. Именно этот день 1859 года был памятен Тургеневу его встречей со старым приятелем Герценом в Лондоне после долгого перерыва. Друзья, скорее всего, обсуждали знаменитую статью лондонского эмигранта «Very dangerous!!!», направленную против взглядов Добролюбова и Чернышевского, двух молодых радикальных критиков журнала «Современник», и опубликованную в «Коло­коле» 1 июня.

Статья Герцена «Very dangerous!!!». 1859 годИз издания «Колокол. Первое десятилетие 1857–1867», Лондон, Женева, 1867 год В тот день Тургенев появился в доме Герцена не один, а со своим младшим приятелем и протеже — Елисеем Колбасиным, также сотрудником «Современ­ника». Можно предполагать, что разговор Герцена, Тургенева и Колбасина вращался вокруг конфликта, который разгорелся между «отцами» (Герценом и вставшим на его сторону Тургеневым) и «детьми» (Чернышевским и Добро­любовым). Позже, шлифуя текст, Тургенев решил, по-видимому, отказаться от чересчур прямолинейного намека на дату выхода статьи Герцена, чтобы снять возможные проекции и намеки.

Тайна имени Базарова

Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:

Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсе­вия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?

Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.

Тайна комплексов Базарова

Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:

В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозна­чена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?

Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в 1850-е годы становились дети духовенства (мелкого и среднего). Выпускники духовных семинарий часто шли на медицинские факультеты по разным причинам — кто из желания служить простому народу, кто по квоте правительства, специально рекрутировавшего семинаристов на пустовавшие из-за недобора места на медицинских факультетах. Отец Базарова, Василий Иванович, «сильный был латинист», т. е. хорошо успевал в свое время по латинскому, очевидно благодаря семинарской выучке, но потом служил в армии и выбился в дворяне.

Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократи­ческое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.

Помолвка с Александром III

После кончины Никса формально Александр Александрович стал цесаревичем, родителям юноша говорил, что не готов взять на себя обязанности наследника престола. Император с супругой настаивали на помолвке с Марией Софией, его сердце было отдано одной из фрейлин матери – Марии Мещерской.

Александр признался родителям в любви к другой, но те настаивали. Между отцом и сыном состоялся не один серьезный разговор, пока цесаревич согласился отправиться в Копенгаген к Дагмар. Лишь только он покинул пределы России, Мещерскую сослали во Францию, выдали там замуж.

Встретившись с Минни (так принцессу называли в семье Романовых), наследник престола Александр посмотрел на нее совсем другими глазами. Девушка ему понравилась, но говорить о своей любви к ней он боялся. Общее горе сблизило их, вскоре они прониклись романтическими чувствами.
Осенью 1866 г. Дагмар перешла в православную веру, став Марией Федоровной. Вскоре состоялась пышная свадьба

Княгине нелегко было приспособиться к российским традициям, она поразилась роскошью двора. Многие правила для Марии Федоровны были неприемлемы, в особенности обязательная публичность.

Смерть

В конце лета 1775 года императрица с княгиней Натальей Алексеевной совместно посетили Троице-Сергиеву лавру, после чего стало известно о беременности первой жены Павла I. 27 августа Екатерина пишет Гримму:

10 апреля 1776 года у великой княгини Натальи Алексеевны начались роды. 20-летняя роженица чувствовала себя плохо, со всего Петербурга созвали лучших врачей, включая доктора прусского принца Генриха. Императрица постоянно находилась рядом с невесткой, за что та называла её «отличной сиделкой». Сначала над княгиней хлопотала повивальная бабка, после чего роженицу передали врачам. Три дня длились муки девушки, но ребёнок так и не появился на свет. Запоздалое кесарево не спасло ситуацию – дитя давно было мертво, а продукты разложения лишили шанса на жизнь и мать.

Далее события развивались стремительно. Сразу после кончины княгини Натальи Алексеевны императрица потребовала принести шкатулку с бумагами покойной и тут же запечатала её. Несколькими часами позже Екатерина, Павел Петрович, принц Герних, Андрей Разумовский в сопровождении придворных, переехали в Царское Село. Врачи спешно дали заключение после вскрытия о невозможности княгини рожать из-за искривления позвоночника, по двору поползли слухи об отравлении неугодной невестки интриганкой-императрицей. Екатерина II подробно описала трагические события последних дней Гримму:

Цесаревич был безутешен. Кончина жены настолько глубоко ранила его, что императрица всерьёз опасалась за его рассудок. Согласно придворным слухам, Екатерина вручила сыну несколько писем от Разумовского к Наталье Алексеевне, доказывающих их порочную связь, что, в свою очередь, ставило под вопрос отцовство погибшего ребёнка. На следующий день Андрей Разумовский был отослан государыней в Петербург с пакетом для фельдмаршала князя Александра Михайловича Голицына. Далее последовали распоряжения оставаться там и готовить погребение умершей княгини. Андрей пытался писать цесаревичу, умолял объяснить причину его отдаления в столь скорбное время, но получил лишь уверение в неизменности приказа императрицы, переданное Павлом Петровичем через Салтыкова.

26 апреля 1776 года состоялись похороны первой жены Павла I Великой княгини Натальи Алексеевны Романовой, урождённой Августы-Вильгельмины-Луизы Гессен-Дармштадтской. На церемонии погребения присутствовала Екатерина II и Андрей Разумовский, Павел Петрович же остался в Царском Селе. Прусская невестка была похоронена не в фамильной усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости, как это принято для членов царской семьи, а в Александро-Невской лавре. Комнаты умершей были переделаны, а вся мебель подарена её духовнику – архиепископу Платону, исповедовавшему её перед кончиной. На следующий день после похорон Разумовский получил приказ отправиться в Ревель и ждать там дальнейших распоряжений. Таким образом, в Зимнем дворце не осталось никого и ничего, напоминающего о жизни в этих стенах молодой прусской принцессы Вильгельмины.

Император Павел I известен своей чудаковатостью. Возможно, именно смерть горячо любимой жены и предательство лучшего друга так изменили молодого человека: из весёлого и разговорчивого он превратился в мрачного и недоверчивого. Пока цесаревич переживал личную трагедию, Екатерина уже подыскивала новую жену сыну. Ею станет вюртембергская принцесса София-Доротея.

И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5—6. С. 601). Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза — весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника. Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения — около 1714—1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. — СПб., 1998. С. 30). Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.

И.Н. Никитин, Портрет цесаревны Анны Петровны, не позднее 1716, ГТГ

В портрете видны следы парсунного письма. Никитин еще нарушает многие европейские правила изображения человека. Это прежде всего сказывается в отступлениях от анатомической точности, прямой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Анна Петровна (1708—1728) — старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1725 году вышла замуж за герцога Карла Фридриха Голштейн-Готорского. Мать императора Петра III.

Портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой

Этот холст находился в галерее Архимандричьего дома. На полупарадном портрете, решенном в спокойной коричневой гамме, предстает натура замкнутая и самолюбивая. Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723) стала царицей в 1684 году, выйдя замуж за старшего брата Петра I Ивана Алексеевича. Через двенадцать лет Прасковья овдовела, но в документах XVIII века она почтительно именуется «ее величество государыня царица Прасковея Федоровна». У царицы Прасковьи было три дочери — Екатерина, Анна и Прасковья.

По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского «Юрнала»: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин».

В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи.

Никитин Иван Никитич. Портрет императрицы Екатерины I. 1717г, Флоренция, Министерство финансов, Италия

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Детство и образование

Детство ее проходило в постоянных переездах — из Гатчины в Павловск, Петергоф, Царское Село, Петербург. Лишь после трагической смерти отца-императоpa большую часть времени Анна проживала в Павловске вместе с матерью, родившей еще двух сыновей — Михаила и Николая. Отца ей заменил старший брат Александр, занявший российский трон. Воспитывалась юная княжна под руководством графини Шарлотты Ливен, которая была гувернанткой и у её старших сестёр.

Иностранные языки, история, естественные науки, математика, музыка, живопись — таково было дворцовое образование великой княжны. В живописи она имела особый успех. Основам рисунка учили всех детей царской семьи, но Анна проявила в этом большие способности. Ее рисунки детских лет и сейчас хранятся в Павловске.

Великая княжна Анна Павловна с братьями Николаем и Михаиломхуд. Ф. Ферье, 1806

Живые мертвецы

Последней жертвой родового проклятия стал Николай II с семьей. Исторических свидетельств, что Николай боялся наказания за женитьбу по любви на немецкой принцессе, нет. Зато есть документальные подтверждения ряда других пророчеств.

Насильственную смерть царской семье задолго до расстрела в подвале Ипатьевского дома предсказывал Распутин. Он писал: «Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто обнимаю мертвецов». О мученической смерти государя предупреждали неоднократно. Во время путешествия по Японии буддистский отшельник предупредил его о нападении фанатика, но «трость принца Георга», сопровождающего русского императора, «оказалась сильнее меча убийцы».

Об еще одном предсказании царю стало известно после венчания на престол и свадьбы с принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской. В прочитанных царем мемуарах японского предсказателя Хейро говорилось о надвигающихся ужасах войн и о том, что в результате кровавых событий Николай «потеряет все, что любил больше всего: его семья будет вырезана, а сам он насильственно убит».

Наконец, в 1901 году в годовщину убийства Павла I Николай с женой открыли «ларец с тайной», чтобы прочитать лежащее внутри письмо монаха Авеля. Этот ларец Павел повелел вскрыть потомкам через 100 лет после своей кончины. О содержании письма ничего не известно, но прочитавшие его супруги вернулись во дворец «задумчивые и печальные». Не исключено, что письмо содержало предостережение императора Павла, который первым испытал на себе действие проклятия Вильгельмины.

Придворная жизнь от балов до интриг

Для молодой жены Павла I жизнь при российском дворе в первые месяцы после свадьбы была вечным праздником: продолжились балы и торжественные приёмы, театральные постановки и прогулки в саду. Великая княгиня Наталья Алексеевна Романова много времени проводила с мужем, который был совершенно без ума от нее, уделяла достаточно внимания императрице, чтоб не терять её расположение и понемногу входила в курс дел и порядок дворцовой жизни. Екатерина II часто писала письма родителям невестки, нахваливала их дочь и мечтала о счастливом будущем. Зиму 1773-1774 года царица описывала так:

Отдельного двора молодым не обеспечили, но некоторые изменения имели место. Прежде всего, Н.И.Панин – воспитатель цесаревича, был уволен, в качестве помощника Павлу Петровичу был назначен генерал-аншеф Н.И.Салтыков. По просьбе наследника камер-юнкеру Разумовскому отвели комнату рядом с братом Натальи Алексеевны – жены Павла I. Полная идиллия сохранялась до весны 1774 года. Учитывая сложные отношения императрицы и цесаревича, подобное мирное и благостное время стало для неё отрадой. Не так восхищалась царица невесткой, как радовалась своему возобновившемуся контакту с сыном. Английский посол Гуннинг писал донесение своему королю:

Княгиня Наталья Алексеевна

Андрей Разумовский оказывал большое влияние как на Павла Петровича, так и на его жену Наталью Алексеевну. Мало-помалу международные интриги, в некотором роде, достигли покоев первой жены Павла I. Суть их заключалась в следующем: Россия, Австрия и Пруссия, после первого раздела Польши сблизились, что совсем не нравилось монархам Франции и Испании. Потому, по донесениям Гуннинга, французский и испанский посланники подкупили Разумовского, а тот, пользуясь высотой своего положения, втянул в политические интриги Наталью Алексеевну, чтоб она, используя своё влияние на супруга-цесаревича, совершила государственный переворот, как сделала сама Екатерина в 1762 году. Доподлинно неизвестно, планировала ли нечто подобное Наталья Алексеевна Романова самом деле, но факт излишней близости Разумовского к молодым императрицу не устраивал. Рискуя потерять недавно налаженные отношения с сыном, Екатерина намекнула Павлу о связи Великой княгини с его лучшим другом. Однако ослеплённый любовью к жене и верой другу, помня о сложном характере матери, цесаревич предпочёл поверить, что слух ложный и таким образом императрица пытается рассорить влюбленных.

Недовольство государыни росло и 21 декабря 1774 годата писала Гримму о постоянных болезнях невестки:

Наталья Алексеевна всё больше проявляла строптивость: русский язык не учила, прислушивалась к придворным слухам, нередко высказывалась об освобождении крестьян и выказывала прочие революционные идеи. Княгине выделялось солидное содержание – 50 000 в год, но денег ей постоянно не хватало, от чего она постоянно ввязывалась в долги даже с малознакомыми людьми. Но больше всего, конечно, императрицу гневила бездетность молодой жены цесаревича.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector