Свято-введенская оптина пустынь
Содержание:
Паломничество — чем оно отличается от туризма?
С одной стороны, внешне и в некоторых своих формах туризм и паломничество могут быть неотличимы. И там, и там люди едут за многие километры от дома — поездом, машиной, автобусом. Кто-то — в одиночку, кто-то с группой. Кто-то берет экскурсовода, многие фотографируют на память… Однако у паломничества иная суть, посыл и цели, с которыми человек едет в ту же Оптину Пустынь.
Туризм — это развлечение. Турист смотрит на мир «сверху вниз». Не он что-то ждет и на что-то уповает, а ему «должны» — дать насладиться, полюбоваться, взять от путешествия «всё».
Паломничество — это благоговение и жажда души соприкоснуться со святыней. Отсюда какие-то вещи в поездке становятся либо менее важными, либо вообще теряют свое значение. А иные вопросы, наоборот: выходят на первый план. Например, при паломничестве в монастырь не так значимо жилье и многие готовы мириться с поистине спартанскими условиями — лишь бы получить взамен возможность побыть на настоящих монастырских службах или иметь потрудиться в монастыре — хотя бы несколько дней, хотя бы чуть-чуть уйти от мирской суеты и оказаться ближе к святым и Богу.
Оптина Пустынь — одно из главных мест православного паломничества в России.
https://youtube.com/watch?v=dwoa25JmYJM
Василий, Трофим и Ферапонт
Выпускник журфака МГУ москвич Игорь Росляков приехал в Оптину пустынь в год, когда восстановление монастыря только начиналось. Священнослужители отмечали, что молодой послушник — человек старательный, молчаливый и скромный: любую работу он выполнял безотказно.
В университете Росляков учился прилежно. Старший преподаватель факультета журналистики Тамара Черменская отзывалась о нем как об очень талантливом юноше. «Студенты в те годы увлекались дзен-буддизмом, и с Запада шел поток философской литературы, замешанной на оккультизме. Я постаралась, чтобы этот яд не коснулся души Игоря, благо, что при его потребности советоваться сделать это было легко», — делилась воспоминаниями воцерковленная преподавательница. Росляков стал частым гостем в ее доме, однако, утверждает Черменская, в православие студента обратила не она — со временем Росляков якобы сам потянулся к вере.
Первой перемены в сыне заметила его мать. Неожиданно Игорь, до того кропотливо собиравший домашнюю библиотеку, вынес из дома все книги Льва Толстого: «Мама, да он же еретик!». Толстого заменили сочинения святителя Игнатия Брянчанинова, молодой человек стал ходить на церковные службы, а потом уехал в Оптину пустынь.
Лишь спустя несколько лет после того, как Росляков поселился в монастыре, случайно выяснилось, что в миру Игорь был капитаном сборной МГУ по водному поло — кто-то из паломников нашел его фотографию с кубком в газете «Известия». В Оптиной молодой послушник держался обособленно и о своей прошлой жизни не распространялся. По словам насельников монастыря, он приложил много сил для восстановления обители и вскоре стал иноком, а затем и иеромонахом, приняв имя Василий.
Полной противоположностью Рослякову был Леонид Татарников, позже нареченный иноком Трофимом. Братия и прихожане хорошо его знали — молодой человек, приехавший в Оптину в августе 1990 года из Бийска, выделялся живостью характера; он быстро сновал по монастырю и, не мешкая, брался за любую работу. В миру Татарников успел сменить несколько профессий — после службы в танковых войсках поработал в Сахалинском рыболовстве, занимался художественной фотографией, побывал фотокорреспондентом в районной газете, сапожником, пастухом и пожарным. Родственникам свой уход в монастырь он объяснил знамением: видел, как от одной из икон в храме исходит ослепительный свет, и слышал неземной голос.
Будучи человеком нетерпеливым, Татарников спешил стать монахом. В Оптиной вспоминали, что как-то раз он пришел просить, чтобы постриг совершили поскорее. «А может, тебя сразу в схиму постричь?» — спросил его иерей, к которому он обратился. «Батюшка, я согласен!» — воскликнул тогда Татарников. За это — или какую-то другую провинность — Татарникову на два месяца отказали в проживании в стенах монастыря. Молодой человек поселился в землянке неподалеку, но не пропустил ни одной службы. В обители он заведовал паломнической гостиницей, работал звонарем, переплетчиком и чинил часы.
Меньше, чем через год после приезда, Татарников добился своего и принял постриг под иноческим именем Трофим. «Трофим был духовный Илья Муромец, и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим лучшим другом. Я — тоже. Он был каждому брат, помощник, родня», — вспоминал о Татарникове игумен Владимир.
Еще один будущий насельник Оптиной — сибиряк Владимир Пушкарев — появился в монастыре в июне 1990 года, преодолев пешком 75 километров от Калуги. Местные утверждают, что, дойдя до ворот монастыря, он не стал стучать, а встал на колени и так стоял до самого утра, терпеливо дожидаясь, пока его впустят.
Уроженец Новосибирской области, Пушкарев прослыл в монастыре человеком замкнутым — много часов он просиживал в собственной келье или столярной мастерской. Художник-резчик Сергей Лосев, работавший тогда в монастыре, говорил, что в Пушкареве «чувствовался огромный внутренний драматизм и напряженная жизнь духа, какая свойственна крупным и сложным личностям». «Что за этим стояло, не знаю. Но это был человек Достоевского», — говорил о сибиряке Лосев.
Неожиданно хорошие отношения у этого немногословного человека сложились с околомонастырскими «воробушками» — молодежь ему доверяла и охотно училась резьбе по дереву. За полтора года до гибели Пушкарев стал иноком и принял имя Ферапонт. Он стал заведовать столярной мастерской: резал кресты, готовил доски для икон, делал мебель.
Оптина пустынь: святыни монастыря
Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.
Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.
Старцы
Оптина пустынь – это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые — мощи святых перенесены в раки.
Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев – врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни – Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.
Старчество
Старцы Оптиной пустыни, по отзывам, помогают молниеносно. Все они прославлены в лике святых.
С чего же начиналось старчество? С митрополита Филарета. Когда он пришел к власти, то всячески поддерживал возрождение старчества в Оптиной пустыни. Сам очень любил безмолвие, часто посещал обитель, иногда оставаясь там на несколько недель. Именно Филарет пригласит в монастырь двух отшельников — Моисея и Антония. Как можно догадаться, они и стали первыми Оптинскими старцами. Преподобный Моисей Оптинский и преподобный Антоний Оптинский были учениками тех, кто учился у Паисия Величковского. Этот старец видел необходимость возрождения и продолжения старчества как спасения для человеческих душ.
А преподобный Амвросий Оптинский? Великий святой, канонизированный в 1988 году. По его молитвам сегодня совершаются чудеса. Всего известны 12 Оптинских старцев.
Увы, но сейчас такого расцвета старчества уже нет. Ни в Оптиной, ни еще где-либо. Это были последние «светильники» на Руси.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Прп. Анатолий (Зерцалов)
Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.
Как целуются рыбы
Река Жиздра, на берегу которой стоит монастырь, отличается коварным нравом. Летом – омуты, весной – высокие разливы. Когда-то паромная переправа была возле самых нижних ворот монастыря, и река регулярно подтапливала монастырские огороды. В наше время, чтобы защитить эти территории, пришлось строить дамбу. Так была отвоёвана земля под подсобное хозяйство, да слегка изменились очертания прудов, которые, если верить старым литографиям, были у монастыря и в начале XX столетия.
На берегу пруда стена камышей, узенький мосток, на котором мы едва умещаемся втроём, дальше блестит вода.
– А теперь я вам вот что покажу, – говорит провожающий нас инок. – Держите кусок хлеба и опустите руку в воду.
Дальше началось такое, что и не знаю – было бы лучше, если б предупредили, или нет.
К поверхности моментально поднялись десятки маленьких рыбок и начали ощутимо прихватывать губами намокающий кусок и мои пальцы. Когда в эту толпу малявок вклинилась из глубины тёмная спина длиной в полторы ладони, я опасливо выпустила хлеб и вцепилась руками в доски мостка.
– Да не бойтесь, у них же зубов нет!
С трёх зарыбленных небольших прудов монастырь получает за лето две с половиной тонны карпа, карася и толстолобика. Теоретически при нынешней технологии можно довести до трёх тонн. Если технологию сменить, возможно было бы выращивать больше, но рыба будет жирная и не такая вкусная.
Ответственный за прудовое хозяйство с энтузиазмом показывает систему фонтанных аэраторов. Со стороны кажется, что фонтан на пруду – причуда сумасшедшего ландшафтного дизайнера, а это просто технология: выбрасываясь вверх, вода насыщается кислородом. Зимой тот же аэратор способен пробить лед в полынье
Это важно – на зиму пруды до конца не спускают – в них остаётся часть молодняка
секреты монастырского хозяйства
Потом мы долго рассматриваем разные разности – то прежний аэратор, который, наоборот, закачивал воздух на глубину, но уж больно много жрал электричества, то какую-то хитрую современную машину, которая позволяет чистить пруды, не спуская воду.
Но вообще-то нужды монастыря – это тонн тридцать, так что рыбу докупают со стороны.
8.
М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.
Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и благодушествовати!
Благоприятное писание ваше, пущенное вами 19-го августа, мы удостоились получить 22-го и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. На вопрошение ваше, при помощи Всемогущаго Создателя нашего и Искупителя Господа Иисуса Христа, соизволяем повинутися обстоятельствам, т. е. перейти в Лавру в свечники. Мы полагаем, не для того только, дабы удобнее выйти времени зовущу, но и для того, что в Лавре воздух поздоровее, да и власть полная – взыски строгие. Хотя бы маленько человеческим страхом нам с тобою хвостик поприжали б поменьше таскатися и разъезжать под видом покупок; чрез что и свои чувства разсеяваем с потерею целомудрия и приобретаем душевную удаву – пагубное отчаяние
Мы давно понимали и разсуждали, что ваше жительство на подворье и собращение без всякой осторожности с женским полом превосходит со усугублением лаврское, и пооткровеннее вам скажем, только одно имя содержите валаамских правил, а на дела наши кто посмотрит из просвещенных и опытных в деяниих, то едва ли что не согласится лучше помолчать и Божию правосудию предать
При этом нельзя ли мне хотя мало что по долгу моему и обязанности напомянуть вашей любве еще особенно, яко святаго нашего всеобщаго старца Батюшки Феодора племяннику, да разсудим со вниманием, чтоб нам таковаго святаго мужа родство и примерная жизнь, богодухновенныя наставления вместо существенной пользы да не на вящшее бы осуждение обратились… А отчего?.
От нашего небрежения и слабаго произволения, ибо и слышавши, и видевши светлые и целомудрием блистающие советы и наставления, самовольно потом уклоняемся ко сластям и страстям, и наиболее к запрещенным Божественным Писанием?.. И как я слышал от верных, дерзаешь самовольно и себе разрешаешь пить чаек с сахаром, и тем, конечно, сквернишь себя и свою совесть! …О, нечувствия и помрачения злонеистоваго! Воистину можно сказать, что биемы – и не чувствуем, и раним себя своим небрежением!… Я не помалу во изумление прихожу и удивляюсь Всемогущему Владыке и Промыслителю Господу Иисусу Христу, имущему премногих сокровенных рабов Своих, с чистым произволением и не лукавою простотою и беззлобием работающих Ему, и меня, недостойнаго, удостоил из оных некоторых видеть и собеседовать и некоторую отраду получить убогой своей душе.
И сократя, паки напоминаю – да положим начало, при помощи Всемогущаго, хотя перейдя в Лавру, оставить сахар и прочия душевредныя прихоти. А то смотри, хотя я не могу вам прямо сказать, что „от сонмища“ нашего отлучен будеши, ибо связь Евангелия святаго – союз ненарушимый! Но от примера святых отец (а особливо св. Исаии Скитскаго), хотя и страшно, но ко облегчению моей совести прилично вам сказать: „Смотри! Ежели не будешь в законном и к назиданию души твоей слушать многогрешнаго мнимаго старца твоего Льва, то „отступление твое накажет тя!..“
Но да преподаст тебе Милосердый Господь чувство ко благому и разсмотрение от вредящих. Я же, хотя и скверный и помраченный, но не помалу помню и то, что когда вы приезжали при жизни нашего Батюшки о. Феодора, когда он вашу руку возлагал на свою выю, и бремена твои брал на свою ответственность, и о спасении твоем уверял, только бы ты слушал его советов; а после него кого вы должны слушать, – сам ты можешь понимать… Итак, когда и после достоблаженнаго Батюшки будешь слушать его советов, то тебя Премилосердый Господь не оставит Своим неизреченным милосердием, но всячески устроит твой путь в душеспасительный конец; чего и пребываем всеусерднейшими желателями и покорными слугами, многогрешные Иеросх. Антиох и Леонид.
25 августа 1824 г.
Александро-Свирский монастырь
Пасха-93
Убийству иеромонаха и иноков в Оптиной пустыни, вспоминали верующие очевидцы, предшествовали знамения, а сами монахи как будто предчувствовали приближавшуюся смерть. Летом 1992 года инок Трофим якобы обратился к одной из паломниц: «Лена, чего киснешь? Жить осталось так мало, может быть, год. Унывать уже некогда. Радуйся!». И с этими словами, утверждала паломница, вручил ей букет полевых цветов. Местный житель Николай Жигаев рассказывал, что и в разговоре с ним Татарников предсказывал свою скорую гибель. «Сердцем чую. Но полгода еще проживу», — приводил слова монаха Жигаев.
Уже после убийства в монастыре заговорили, что Великим постом к иноку Трофиму в переплетную мастерскую приходил незнакомый мужчина, заявлявший, что «монахов надо убивать». На предложение успокоиться и пообедать в стенах обители неизвестный не отреагировал и пообещал, что скоро церковников начнут «резать». «Ты наш, наш!» — якобы повторял гость, ухватив на прощанье инока за руку.
В Оптиной вспоминали, что сразу несколько послушников внезапно поранились в алтаре накануне Пасхи, а под вечер Страстной субботы над монастырем стояло странное марево — «воздух будто дрожал, контуры предметов двоились, а сердечники хватались за сердце». Необычные атмосферны явления на Пасху местные жители, как говорят, видели и раньше — перед аварией на Чернобыльской АЭС.
Пасхальная литургия 18 апреля 1993 года закончилась около пяти утра. Монастырские автобусы увезли из Оптиной пустыни жителей окрестных деревень, с ними уехали и милиционеры, охранявшие участников богослужения. Обитатели монастыря и паломники отправились в трапезную. Отец Василий, которому предстояло провести еще две службы, лишь немного посидел за столом и, поздравив всех с Христовым Воскресением, поднялся к себе в келью.
Инок Трофим (Татарников) с родственниками
К шести часам утра монастырский двор опустел. Последним уходил в скит игумен Александр, встретивший по дороге инока Трофима. «Благословите, иду звонить», — попросил Трофим и, получив благословение, отправился в сторону звонницы.
С крыльца храма Трофим увидел инока Ферапонта. Они вместе встали к колоколам, когда Ферапонт вдруг упал на деревянный настил, пронзенный насквозь длинным ножом. Затем удар в спину настиг инока Трофима, но перед смертью он сумел подтянуться на веревках к колоколам и ударить в набат. Затем тело молодого человека обмякло, и звон резко оборвался. Иеромонах Василий направлялся в это время исповедовать паломников в скит, но, услышав звук набата, повернул к колоколам и пошел навстречу убийце.
«Это случилось на Пасху в 6.15 утра. Мы разговлялись за чаем в иконописной мастерской, когда благовест колоколов вдруг оборвался и раздался тревожный звон. “Какой странный звук, — сказал Андрей, разливая чай. — Скорее набат”. А я еще подумала с досадой: “Вечно Андрей со своими шуточками — ну, какой же набат? Пасха ведь!”», — рассказывала потом иконописец Тамара Мушкетова.
Первой к упавшему отцу Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. За два года до этого девочку из Киева привезли в Оптину пустынь родители. Иеромонах лежал на дорожке возле ворот скита. Четки при падении отлетели в сторону. «Почему он упал, я не поняла. Вдруг увидела, что батюшка весь в крови, а лицо искажено страданием. Я наклонилась к нему: “Батюшка, что с вами?”. Он смотрел мимо меня — в небо. Вдруг выражение боли исчезло, а лицо стало таким просветленным, будто он увидел ангелов, сходящих с небес», — рассказывала потом Попова.
В седьмом часу утра, когда в скиту началась литургия, в храм ворвался молодой послушник Алексей, кричавший: «Братиков убили! Братиков!». Умирающего иеромонаха перенесли в храм, положив возле раки с мощами преподобного Амвросия. Бледный священнослужитель уже не мог говорить и, судя по движениям губ, сосредоточенно молился. «Он молился до последнего вздоха, и молилась в слезах вся Оптина. Шла уже агония, когда приехала “скорая”. Как же все жалели потом, что не дали отцу Василию умереть в родном монастыре!» — пишет в своей книге Нина Павлова. Священник скончался по дороге в больницу.
Местные жители отмечали, что после убийства монахов в Оптину пустынь как будто вернулась зима — задул холодный ветер, пошел дождь, а потом снег. Люди собрались у залитой кровью звонницы, плакали и молились за убитых монахов.
Архимандрит Варсонофий
Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители.
В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжала Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.
Пустынь современная
Фото: Оптина пустынь Монастырь. Отец Венедикт
До относительно недавнего времени настоятелем обители был отец Венедикт. Оптина пустынь утратила этого настоятеля в самом начале 2018 года. Сам он просил отставку в 2016 году, но его не отпустили, вероятно, в связи с высокой ценностью данной личности для всей общины и современного православия.
Из других видных подвижников современной Оптины следует также отметить старца Илию, который теперь там не обитает, но обладает высокой популярностью. Во многом Илия стал даже медийной персоной. Он является духовником патриарха Кирилла.
На территории монастыря действует весьма развитое хозяйство, размеры которого превосходят территории отведенные под храмы и другие здания религиозного толка. Начиналось производство в далеком 1630 году, когда царь пожаловал пустыни мельницу и немного земли под огороды. Теперь территория полностью обеспечивает себя сама и даже производит немало добротных товаров для продажи, к примеру, российский аналог сыра камамбер.
Архитектурный ансамбль
Главный храм обители – Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря – храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.
На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни – Введенский собор.
В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.
Помидор цветокоррекции не подлежит
Есть в монастыре и своё небольшое стадо, и лошади. Но навоз из конюшни и коровника расходуется в основном на теплицы. В огородную землю больше попадает солома да ил из прудов.
Огороды у монастыря обширные – вместе с теплицами занимают около двадцати гектаров. Морковная ботва тянется вдаль, а окончание свекольной полосы – и вовсе пропадает из глаз.
Увидев монастырскую свёклу, наш фотограф – городской человек – застывает в изумлении. Я этот сорт давно знаю и люблю – за компактность на дачной грядке.
А вот над очередным помидорным кустом («Вообще-то мы в открытом грунте давно не сажаем – болеют. А тут чего-то решили») мы в изумлении застываем оба. Плоды на нём по цвету больше напоминают то ли шоколад, то ли чуть недозревший баклажан. Наконец, фотограф отмирает и клятвенно обещает цветокоррекцию к снимку не применять.
Всё, что вырастает на овощных грядках, монастырь съедает сам. Из огородных даров бывают излишки разве что капусты и картошки.
Кстати, многократно описанные паломниками 90-х оптинские картофельные страдания, когда трудники просто не успевали убирать с поля клубни, вывороченные картофелекопалкой из борозд, давно остались в прошлом.
Теперь у обители есть аж два картофелеуборочных комбайна – польский (за случавшиеся поломки сосланный теперь в резерв) да немецкий. Так что уборка, к которой приступят на неделе, полностью автоматизирована. Правда, остаётся ещё сложная сортировка – на неё нанимают рабочих.
На своих восьмистах гектарах пашни – что-то в собственности, что-то – в аренде, – монастырь сеет пшеницу, гречиху, ячмень, горох, овёс и медоносы для пасеки. Мелют зерно на собственной мельнице, и даже мука разных сортов здесь производится. А вот имеющиеся бункеры для хранения зерна монастырю давно маловаты.
секреты монастырского хозяйства
Так что приедете в Оптину – имейте в виду: и хлеб, и пироги, и каша, и просфоры – всё это здесь своё, выращенное.
Свой виноград тоже есть, правда, его совсем немного и кагор из него, понятно, не делают.
Яблони и груши попадались нам буквально на всяком свободном месте. А после того, как я ехидно подумала, что при таком уходе выросла бы, наверное, и пальма, тут же наткнулась на пальму у входа в братскую трапезную. На декоративную, в кадке.