Строгановская церковь нижнего новгорода

Сподвижник Петра I

В 90-х годах XVII века в Нижний Новгород из Москвы переехал крупный российский промышленник, финансист, политик и ближайший сподвижник Петра I – Григорий Дмитриевич Строганов (1659-1715). В отечественной истории этот человек оставил след не только как выдающийся государственный деятель, но и как один из крупнейших храмоздателей – так на Руси испокон века называли тех, кто от своих щедрот украшал землю Божьими церквями и соборами.

И вот, обжившись на новом месте, пожелал он строить храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Место для задуманной постройки он выбрал необычайно живописное – на берегу Волги, неподалеку от впадения в нее главного притока – Оки. Авторами проекта Строгановской церкви в Нижнем Новгороде стали выдающиеся архитекторы, знатоки церковного зодчества Л. В. Даль и Р. Я. Килевейн.

Воскресенская церковь — центр Соли Камской

Поделиться


Ближе всех к Соборной площади Соликамска находится Воскресенская церковь. Она открывает центральный архитектурный ансамбль, находясь – чуть впереди – между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные церкви – Успенская и Рождественская. Пять раз они уничтожались пожарами. Спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-1690 годах. Однако через двадцать лет она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более, что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.

31 июля 1713 года архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий дал храмозданную грамоту, и в следующем году церковь была заложена. Сначала отстроили придел во имя Воскресения Христова и освятили его 10 декабря 1721 года. Значительно позднее из-за нехватки средств – в 1752 году – возвели летнюю церковь во имя Рождества Христова. Но прихожане по привычке называли весь храм Воскресенским. Идя навстречу пожеланиям прихожан, летнюю церковь освятили во имя Воскресения Христова, а зимний придел освятили наново – во имя Рождества.

Это был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров. Приход был очень богат: большинство его прихожан составляли купеческие фамилии. Помимо них, вклады делались приезжавшими в Соликамск и следовавшими через него в Сибирь и назад торговцами, заказывавшими молебны «на обережение в пути».

В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами, а также находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов.

После потери Соликамском торгового значения и переселения значительной части купцов в другие города приход Воскресенской церкви беднеет, вклады делаются редко и невеликие. В XIX веке храм приписали к Троицкому собору, и службы в нем велись только по праздникам.

В конце 20-х годов началась борьба с религией. Была разогнана и община верующих Воскресенской церкви. Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия и прибрали к рукам самоцветы. В начале 30-х иконостас Воскресенской церкви, ее главы́ и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». Далее в разные годы здесь размещались ватная фабрика, пимокатный завод и фабрика по пошиву обуви.

С 1995 года, после ремонта и соответствующего приспособления помещений, в здании Воскресенской церкви находятся отдел фондов музея и городской выставочный зал.

Всё это было бы грустно, если бы мы с вами не знали, что уже принято решение о реставрации храма и планируется восстановление утраченных частей. Далее – останется только передать его верующим.

Архитектура

Церковь двухъярусная: наверху расположен трёхапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Изначально должна была совмещать в себе зимний и летний храм. Однако богослужения изначально стали проходить только во втором ярусе. Возможно сказался домовой характер церкви (прихожанами были Строгановы и их ближайшее окружение), а также отсутствие постоянного причта.

Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света. Изначально главы были зелёные. Такими они изображены на акварели И. Шишкина по фотоотпечатку А. О. Карелина. Но в конце XIX века они были окрашены наподобие глав Храма Василия Блаженного в Москве.

Снаружи и внутри церковь украшена белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

Колокольня представляет собой восьмерик на четверике. Верх увенчан крестом с флюгером под ним. Эта деталь характерна для периода увлечения морским делом. На колокольне есть часы. На их каменных плитах остались славянские литеры, делящие круг на 17 частей, как полагалось по древнерусскому исчислению времени. Механизм часов ремонтировался русским механиком И. П. Кулибиным, дальнейшая судьба механизма неизвестна. Сейчас установлен новый механизм.

История

Храм имеет четыре престола. Кроме главного престола освященного в честь Рождества Христова, придел Покрова Пресвятой Богородицы, придел святого Пророка Илии, нижний придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Под алтарем придела во имя Илии пророка бьет источник. При храме построены часовня и купальня во имя Илии пророка. Рядом с ними разбит сад, в котором все лето цветут прекрасные цветы.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова.

Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии.

В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому.

В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня.

В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище.

В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

Деятельность прихода и святыни

Прихожане храма стараются исполнять заповеди Христовы не только словами, но и делом. Под покровительством церкви действует несколько организаций:

  • воскресная школа;
  • учебный храм Нижегородского епархиального женского училища;
  • ателье по изготовлению священнического облачения;
  • курсы иконописи, чтецов.

В древней церкви хранится несколько старинных икон, датируемых XVII ст. Множество паломников и прихожан посещает обитель, чтобы поклониться им. Особо почитаемыми являются икона Пресвятой Богородицы «Державная» и свт. Николая Чудотворца.

Здесь же прихожане могут поклониться и приложиться к таким святыням:

  • частицы мощей св. старцев Оптиной пустыни;
  • икона прп. Серафима Саровского с частичкой его мощей;
  • икона свт. Филарета Московского с частичкой его мощей.

Внутреннее убранство Рождественской церкви

История храма

Род крупных землевладельцев и промышленников Строгановых

фигурирует в истории Россиис 15-16 вв . К 18 веку члены этой фамилии носили исключительно графские и баронские титулы. В Нижегородской области Строгановы стали скупать земли и строить усадьбы ужес 16 века – сначала в районе Гордеевки, затем в центральной торговой части города.

Наибольший след в истории города оставил Григорий Строганов

, получивший прекрасное по тем временам образование и огромные земельные владения в наследство. Он часто и подолгу жил в собственном имении, расположенном вселе Гордеевка, находящимся в заречной части – на так называемой Нижегородской Стрелке, которая в те времена не входила в городскую черту.

Г.Строганов много сделал для Нижнего Новгорода в плане благотворительности, но наибольшую известность ему принесло сооружение двух нижегородских храмов – Рождественской церкви

на одноименной улице и Смоленской – в Гордеевке. Обе эти церкви являются памятниками нового архитектурного стиля конца 17-нач.18 вв., названного также по его фамилии –«строгановским барроко» .

После возведения Григорием Строгановым

Церкви Собора Пресвятой Богородицы, которая долгое время служила домовой семейной церковью, недалеко от нее строится каменная усадьба Строгановых.

Усадьба Строгановых на Рождественской улице

Однопрестольная Строгановская церковь появилась в Нижнем Новгороде в самом начале 18 столетия, но из-за пожара была закончена только к 1719 году

. А в 1722 году она была закрытаПетром Первым после его присутствия на одном из богослужений. Чем не угодил храм российскому императору так до конца и не ясно, но до времени его смерти Строгановская церковь не работала. Пожары преследовали этот храм весь 18 век. Трижды она горела, восстанавливалась и вновь горела.

В начале 19 века

один из потомков Строгановых опять-таки на свои деньги осуществил капитальный ремонт здания. А чуть позже для укрепления церкви ниже нее была установлена стенка-крепида. Этот инженерно-архитектурный проект был осуществленА.Бетанкуром, построившим Нижегородскую ярмарку, и И.Ефимовым. Тогда же крытый переход соединяет стоящую отдельно колокольню с церковной папертью. В 70-х гг. 19 века церковь снова реставрируется.

Стенка-крепида

В советский период над храмом нависла угроза уничтожения, однако настоятель церкви — отец Сергий сумел убедить тех, от кого зависела судьба храма, в его историко-архитектурной ценности. В здании храма было решено разместить Музей истории религии и атеизма

, что и спасло его от уничтожения. Причем директором этого музея некоторое время был отец Сергий. Позднее в церковном здании находилсякраеведческий музей .

В 1993 году

церковь была возвращена верующим.В 2004 году храм постигло очередное несчастье – из нее было похищено около двадцати икон. Но одна из икон – «Воскресение Христово», вскоре купленная эстонским коллекционером и опознанная им как украденная, была возвращена храму.

Архитектурный ансамбль

Построена действующая православная Рождественская церковь на полугоре и очень выделяется своим контрастом белых и красных цветов на фоне речного склона. Сооружение внешне напоминает резной дворец с богатыми украшениями окон, входов из белого камня, колоннами, покрывающими здание как будто покрывалом. Главы церкви увенчиваются выкованными с ажурными рельефами крестами, представляющими собой лучшие образцы мастеров кузнечного дела. Изначально цвет пяти глав был зеленый, а затем – в конце XIX века – они были перекрашены как у собора Василия Блаженного в Москве.

Рядом со Строгановской церковью располагается колокольня – она построена немного выше, чем сам храм. На ее макушке возвышается узорный флюгер, представляющий собой развевающийся на ветру флаг. Когда-то на стене колокольни были работающие часы, но на сегодняшний момент сохранились только сами циферблаты, а старый их механизм утрачен. Известно только, что за его работой наблюдал и ремонтировал в случае надобности русский мастер механик И.П. Кулибин. Из-за неправильной укладки ярусов в 60-х гг. XIX века колокольня начала постепенно падать. За двадцатилетний период времени ее ось отклонилась от вертикали на 1,2 метра. Было решено переложить верхние ярусы и поменять фундамент колокольни.На нижнем уровне колокольни располагается главный вход, через который можно попасть в церковь. Несмотря на богатство резных украшений на стенах храма, внутреннее интерьерное убранство церкви отличается некоторой скромностью. Лишь иконостас может поразиться своей красотой, изящной резьбой и впечатляющей живописью. Манера письма икон XVIII века наблюдается в церкви.


Корнилием Улановым и его учеником Городчаниновым были написаны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», образы же, расположенные в и «Богоматерь» — являются творениями придворного художника купцов Степана Нарыкова. Интересный факт, что именно икона «Спас Вседержитель» была написана таким образом, что лик изображенного на ней святого имел портретное сходство с основоположником церкви Г.Д. Строгановым.Легенда рассказывает о ярости Петра, посетившего однажды Рождественскую церковь. Выкрикнув фразу о нежелании поклоняться своему подчиненному Григорию Строганову, он выбежал из храма. Может быть, это и стало причиной его закрытия на три года – вплоть до смерти государя.

В наше время в церкви находится очень старая икона Николая Чудотворца, образы с частицами мощей известных святых, а также чтимая Державная икона Божией Матери. Рождественская церковь является памятником архитектуры на федеральном уровне, ее нередко посещают – и православные гости города, и обычные туристы, посещающие достопримечательности Нижнего Новгорода.

Внутреннее убранство

На входе храма сохранились двойные двери из железа, автором проекта которых в 1894 г. был П. Сальников. Три храмовых иконостаса для каждого придела были созданы мастером из Костромы С. Рожковым в 1678 г. и сохранились до сих пор в первозданном виде.

В 1735 г. иконы в иконостасах были заменены на новые, написанные Ф. Пискулиным, а еще позже в храме была добавлена резьба на киоты и отдельные части иконостаса. В 1905 г. было решено обновить иконы и привлечь художников для новой росписи.

Из-за нехватки средств не удалось полностью следовать плану, предложенному Московским археологическим обществом, и храм была расписан московским иконописцем В. Гурьяновым под иконы различных русских художников. Стены внутри украшают различные растительные орнаменты, а так же изображения почитаемых святых.

Многие иконы копируют творчество Репина и Бронникова. В целом, храм сохраняет свой колорит и старину: здесь низкая посадка свода, арочные проходы и большие иконы, расположенные на стенах.

Архитектура

Как уже было сказано это пятиглавый храм с отдельной колокольней, яркий представитель так называемого строгановского стиля. Храмы в подобном стиле были построены и в других вотчинах Строгановых: Сольвычегодске, Устюжне, Гордеевке. Их отличительной чертой было пятиглавие и внешний барочный декор.


Строгановская церковь является памятником русского зодчества в Нижнем Новгороде

Некоторые архитектурные особенности храма Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде:

  • построен по типу корабля-ковчега, вытянутого с запада на восток;
  • все пять глав располагаются по сторонам света, а над алтарем возвышается еще один отдельный позолоченный купол;
  • колокольня четверик на восьмерике;
  • трапезная часть храма расписана сценами из Библейской истории.

Храм Пресвятой Богородицы яркий пример «строгановского барокко»: в этой церкви есть и пятиглавие, и пышный барочный декор.

Успенская церковь на Ильинской горе на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

ЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПЕЧЕРСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СТАРОЯРМАРОЧНЫЙ СОБОР

СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ТОРГУ

ВСЕХСВЯТСКИЙ ХРАМ

ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

УСАДЬБЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

СМОЛЕНСКО-ВЛАДИМИРСКИЙ ПРИХОД

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАРЫХ ПЕЧЕРАХ

МУЗЕИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ

ДОМИК ПЕТРА I

ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА

Гнев государя

Выросший на берегу Волги храм стал едва ли не самым изящным памятником архитектуры того времени, и казалось, что несмотря на все трудности, желание Григория Дмитриевича исполнено, но радость оказалась недолгой. Произошло, казалось бы, невероятное: в мае 1722 года государь Петр I, посетив проездом Нижний Новгород и отстояв литургию в Строгановской церкви, вдруг исполнился гневом и приказал закрыть ее. Все были поражены услышанным, но спорить с царем никто не посмел.

Что же послужило причиной столь странного поступка, который государь даже не потрудился объяснить? Об этом историки не перестают спорить и по сей день, но за отсутствием каких-либо документальных сведений вынуждены довольствоваться легендами, появившимися в связи с этим необычайным происшествием.

Первое, но не последнее несчастье

Ее закладка, сопровождавшаяся торжественным молебном, состоялась в мае 1696 года, а уже через 5 лет строительство было вчерне завершено. Но тут случилось несчастье: по недосмотру или по иной какой-то причине летом 1701 года разразился страшный пожар, уничтоживший плоды пятилетних трудов.

Едва возведенные стены пришлось разбирать и строить заново. Все заботы, связанные с восстановлением еще недостроенной, но уже сгоревшей церкви легли на плечи жены Григория Дмитриевича – Марии Яковлевны, поскольку сам он не смог пережить этот удар судьбы – много лет болел и в 1715 году скончался. Таким образом, завершение строительства, окончательная отделка церкви, а также освящение, совершенное в 1719 году митрополитом Питиримом, происходили уже после кончины ее основателя.

В своем окончательном варианте Строгановская церковь, фото которой представлены в статье, явила собой двухъярусное сооружение, где в верхней части располагался алтарь, молельный зал, паперть и трапезная. Ее кровлю венчали пять глав, ориентированных по сторонам света. Изначально они были зелеными, но в середине XIX века им придали вид, напоминающий купола московского храма Василия Блаженного. Наружные и внутренние стены богато декорировали белокаменной резьбой, выполненной лучшими мастерами того времени.

За что Петр I закрыл храм?

Храм начали возводить по желанию купца и солепромышленника Г.Д. Строганова в 1696 году как домовую церковь для его родовитого семейства. Через несколько лет строительство было практически завершено, но из-за случившегося пожара отделочные работы затянулись и были закончены уже после смерти заказчика его супругой, М.Я. Строгановой.

В 1719 году храм наконец-то освятили. Спустя три года, во время своего второго визита в Нижний Новгород, его посетил Петр I. Возмущение всесильного монарха не знало предела — в иконах, украшавших церковь, он узнал те образы, которые сам заказал у французского мастера Луи Каравака для Петропавловского собора! Строгановы перекупили их — и Петр в отместку повелел закрыть церковь.

Только после смерти первого русского императора она вновь распахнула свои двери для прихожан. И все же легкой судьбу этого храма никак не назовешь — он пережил еще несколько пожаров, ремонтов, перестроек и реставраций, в том числе, не слишком удачных, в советское время опять был закрыт, служил помещением для аптечного склада, а затем городского музея истории религии и атеизма, и все же сохранил свой исторический облик и удивительную красоту.

История Успенского храма

По старинному преданию, на месте каменного храма раньше стоял деревянный монастырь с шатровой церковью Успения Пресвятой Богородицы. В письменных источниках эта православная обитель впервые упоминается в 1606 году, и сведения о ней записаны в грамоте русского царя Василия IV Шуйского. Однако, спустя всего 15 лет, в Сотной грамоте об Успенском храме говорится как о приходском. Это значит, что монастырь к тому времени был уже упразднен.

Успенская церковь на Ильинской горе с высоты птичьего полёта

Любопытно, что рядом со старинной обителью находилась усадьба, принадлежавшая родителям знаменитого русского изобретателя Ивана Кулибина. И теперь на этом месте установлен мемориальный знак.

Каменный храм появился в возвышенной части Нижнего Новгорода, в 1672 году. Он был построен на деньги, выделенные местным торговцем Афанасием Фирсовичем Олисовым. Как и многие церкви, Успенскую возвели «по обету». Купец, назначенный главой нижегородской таможни, перед отъездом в Астрахань в 1666 году обещал выстроить на Ильинской горе храм и, чести своей, это обещание сдержал. Новую церковь покрыли серебристым осиновым лемехом, а на маковках установили кованные золоченые кресты.

Общий вид на Успенскую церковь на Ильинской горе

Родословная Олисовых заслуживает отдельного рассказа. Они жили в городе из поколения в поколение. Прадед Афанасия — Давыд Олисов и его брат Степан в 20-е годы XVII века считались вполне зажиточными нижегородцами. Братья занимались мыловарением, понемногу торговали и пользовались среди горожан большим авторитетом. Продолжили торговые дела семьи наследник Давыда – Фирс, а потом и его дети Афанасий, Анисим и Иван, рожденные в 1630-е годы.

Из храмовой летописи известно, что в 1715 году в церкви Успения произошел большой пожар, после которого ее долго восстанавливали. В конце XVIII века оригинальная бочечная кровля обветшала и ее заменили на более практическое восьмискатное покрытие. Следующие перестройки произошли еще через 50 лет – в 1834 году, когда строители заново отстраивали трапезную и колокольню.

Вид на Успенскую церковь на Ильинской горе со стороны Урожайного переулка

Однако, эта колокольня простояла всего три десятилетия. В 1852 году Афанасий Ермилович Турмышев, бывший в те времена губернским архитектором, взялся за строительство нового здания колокольни — в ложновизантийских традициях. Многочисленные служебные разъезды по губернии подорвали слабое здоровье Турмышева. Инспектируя разные стройки и переезжая из села в село, он постоянно простужался и в апреле 1856 года скончался от болезни. В этом же году была закончена и постройка Успенской колокольни. Еще одна перестройка храма на Ильинской горе произошла в 1899 году, когда значительно расширили алтарное помещение.

Вид на южный фасад Успенской церкви на Ильинской горе

В годы советской власти необычный храм закрыли. Такая доля выпала большинству нижегородских церквей, и только три из них оставались действующими. В 1934 году, когда антирелигиозная кампания достигла своего пика, с разрешения городских властей здания трапезной и колокольни просто снесли, а от самой церкви оставили лишь основание.

В 60-е годы прошлого века, словно опомнившись, городские власти принялись восстанавливать поруганный храм. Нижегородским архитектором Святославом Леонидовичем Агафоновым был подготовлен проект реставрационных работ, предусматривавший восстановление и церкви, и трапезной, и колокольни. Однако в то время удалось отреставрировать лишь основной объем храма.

Вид на главный вход и колокольню Успенской церкви на Ильинской горе

В 2003 году его освятили, и здесь стали проходить регулярные богослужения. А спустя год, когда проводилась реставрация Успенской церкви, возвели трапезную, колокольню и полностью обустроили прихрамовую территорию, выложив дорожки аккуратной брусчаткой. В это время бригада иконописцев, руководил которой Алексей Владимирович Анциферов, выполнила большие работы по росписи интерьеров, реставрации алтаря и созданию новых образов для иконостаса.

Успенская церковь стала первым нижегородским храмом, восстановленным в исторической части города — «Ильинской слободе». Чуть позже вторую жизнь дали старинным церквям Илии Пророка и Жен Мироносиц. Масштабные реставрационные работы стали возможными, благодаря большим частным пожертвованиям. И сегодня список тех, что внес деньги на восстановление храма, помещен возле его входа.

Архитектура и материалы для строительства и отделки

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.

Концепция церкви

Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.

Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.

Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.

С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.

Колокольня

Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.

По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.

Часы на колокольне

Обратите внимание на часы, установленные на колокольне. Они немецкие, изготовлены в 1879 году

А до начала XX века звонницу Рождественской церкви украшал удивительный старинный механизм — астрономические часы, которые показывали не только время, но и различные фазы движения небесных светил. Однажды они сломались, и в городе не нашлось никого, кто смог бы починить их. Вызвался 15-летний подросток, и каково же было изумление горожан, когда он осилил «басурманскую» технику — часы заработали вновь! Стоит ли говорить, что этим мальчиком был юный нижегородец Иван Кулибин?..

К сожалению, астрономические часы впоследствии были безвозвратно утеряны. Но и нынешний механизм с 4 циферблатами и 80-килограммовым колоколом, отбивающим время, является настоящей гордостью города.

История Успенского храма

Строительство храма имеет довольно долгую историю и связано с судьбой русского предпринимателя, купца и политического деятеля, представителя именитого дворянского рода Строгановых — Григория Дмитриевича. Григорий был единственным сыном Дмитрия Андреевича Строганова. В наследство от отца он получил богатые владения – несколько городков, сел и деревни, а также более 1,5 тыс. крепостных крестьян.

Общий вид на церковь

Природный ум и предпринимательское чутье позволили Григорию Строганову значительно умножить фамильное богатство, и он стал владельцем более 200 деревень, где проживало 15 тыс. крепостных крестьян. В Нижнем Новгороде Строганов имел большие коммерческие интересы, поскольку здесь можно было выгодно торговать солью. В 1696 году на деньги солепромышленника в городе начали строительство каменного храма. За пять лет эту церковь почти построили, но произошел большой пожар, и новый, еще не открытый храм сильно пострадал.

В 1703 году в России была введена государственная монополия на производство и торговлю солью, и поэтому Нижний Новгород перестал интересовать Строганова, и он несколько нет даже не появлялся в городе. Как предполагают исследователи, Строганов просто прекратил финансировать возведение храма, и на долгие годы стройка приостановилась.

Общий вид на церковь и колокольню на фоне Канавинского моста

В 1715 году в возрасте 59 лет Строганов умер, и достроить церковь взялась его вдова Мария Яковлевна. Благодаря ее трудам и выделенным средствам, в храме провели внутреннюю отделку и в 1719 году освятили престол. Церковь стала домовым храмом в городской усадьбе Строгановых.

Прошло всего два года, и личным указом царь Петр I закрыл строгановский храм. Поэтому богослужения здесь не проводили вплоть до кончины государя в 1725 году.

Вид церкви с улицы Рождественской

Из истории церкви известно также, что она несколько раз страдала во время пожаров. Особенно сильные разрушения пришлись на 60-80-е годы XVIII века. Однако, на средства внука Григория Строганова – Александра Сергеевича Строганова в начале XIX века храм капитально отреставрировали.

Следующие перестройки храма произошли в 1820-е годы, и руководили ими Августин Бетанкур и академик архитектуры Иван Ефимович Ефимов

Они понимали, насколько важно сохранить красивейшую строгановскую церковь, и решили укрепить ее специальной дополнительной стенкой, а здание колокольни, стоявшее раньше отдельно, соединить с папертью при помощи нового крытого перехода. Интересно, что при этой реконструкции использовался кирпич, оставшийся от разобранной старой Рождественской церкви, которая и дала имя улице

Вид на южный фасад церкви

В 1860 году из-за проседания грунта храмовая колокольня начала давать заметный крен. За последующие два десятилетия она отклонилась от вертикального положения на 1,2 м. Ситуация была настолько критической, что здание в любой момент могло обрушиться. Поэтому пришлось срочно заменять фундамент и верхние ярусы колокольни (1887 г.). Руководили этими работами известные нижегородские архитекторы Лев Владимирович Даль и Роберт Яковлевич Килевейн. А последняя перед революцией капитальная реставрация прошла в храме в 1913 году.

После прихода советской власти судьба церкви переменилась. Поначалу ее хотели просто разрушить. Отец Сергий (Вейсов), бывший настоятелем храма с 1915 года, приложил немало усилий, чтобы старинную церковь признали архитектурным памятником. Он собирал документы и старые фотографии, читал лекции о значении строгановского барокко и добился своего. Храм не тронули, но во время активной антирелигиозной борьбы церковные службы здесь проводить запретили (1934 г.). Внутри здания разместили городской атеистический музей. И первым его директором назначили бывшего настоятеля храма – Вейсова, а сторожем – иеромонаха Спиридона.

Церковная колокольня

Реставрационно-восстановительные работы в храме начались после того, как его вернули верующим (1992 г.). А спустя год церковь повторно освятили.

Интерьер Строгоновской церкви

Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.

Внутреннее обустройство церкви

В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.

Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.

В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.

Молельный зал

Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.

Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:

  • Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
  • Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
  • Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
  • Моление царя Соломона.
  • Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
  • Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).

Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:

  • Иоанна Златоуста;
  • Тихона Задонского;
  • Игнатия Бренчанинова;
  • Феофана Затворника;
  • Григория Богослова.

Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.

Трапезная

Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.

Ниже – фрески-иллюстрации:

  • беседа Господа с самаритянскою;
  • несение Господом Креста;
  • воскресенье четырехдневного Лазаря.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector