Казанский женский монастырь (колюпаново)

К положению монахинь [24]

Как известно, монахини и сестры Казанского первоклассного девичьего монастыря подали заявление в Комитет Общественной Безопасности с воззванием о помощи и заступничестве от незаслуженного шестилетнего угнетения со стороны игуменьи Варвары, которая пользуясь покровительством и мироволием бывшей великой княгини Елизаветы Федоровны, довела монахинь и сестер, (по их выражению) к великому прискорбию и стыду, до нападения разных паразитов.

Исполнительный Комитет Общественной Безопасности гор. Казани немедленно поручил членам комитета протоиерею Руфимскому и профессору Бушмакин расследовать по упомянутой жалобе монахинь.

Последние 13 мая доложили комитету следующее: от монахинь и сестер Богородицкого женского монастыря, в количестве 41 чел., поступила жалоба на имя архиепископа Казанского. По содержании жалобы архиепископом была назначена одновременно с постановлением Исполнительного Комитета, следственная комиссия под председательством епископа Анатолия с участием архимандрита Афанасия и священника Краснопёрова, в каковую протоиерей Руфимский и профессор Бушмакин вошли в количестве членов её, как представители Исполнительного Комитета.

Общая картина такова: управление монастырём игуменьей осуществляется единолично без совета со старшими монахинями, отсюда какой — либо реальный контроль над приходом и расходом монастырских сумм, кроме строго зафиксированных, невозможен. Так, на вопрос есть ли долги на монастыре и в каком количестве, был получен ответ: «есть», а в каком размере, точного ответа никто не мог дать: ни монахини, ни казначея, ни игуменья.

Относительно доходов общее убеждение монахинь таково, что их вполне достаточно на удовлетворение скромных своих требований: дать дров на отопление келий, больницы, бани и прачечной и выдавать сестрам хороший и доброкачественный чёрный хлеб и квас.

Первое требование было вызвано тем, что дров хватило всего до февраля и, начиная с этого времени, не отапливались не только кельи, но даже и больница, в последней функционировала только одна палата на 7 человек, что, принимая во внимание общее количество населения монастыря — 547 сестер, ставило последних в отношении медицинской помощи в весьма тяжёлое положение, тем более, что больничное помещение является грязным и сырым, а в аптеке нет таких лекарств, как хинин, аспирин и т.п. Баня и прачечная монастыря не отапливались уже в продолжении 2-х лет

Монахини бельё стирали у себя в кельях.

Следствие подтвердило, что в ведении монастырского хозяйства со стороны игуменьи была полная безотчётность и, что особенно плохим было отношение игуменьи к монахиням после знакомства её с бывшей великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Исполнительный Комитет, заслушав доклад следственной комиссии, постановил: просить архиепископа Казанского уволить игуменью Варвару от занимаемой должности, согласно её прошению.

Следственная комиссия, посланная архиепископом Казанским, продолжает вести расследование хозяйственно-денежной части монастыря.

Колюпановский колодец

Его называют колодцем Святой Евфросинии, потому что она вырыла его своими руками нам с вами в помощь. Кто такая Евфросиния и в каких случаях ждать нам помощи от ее колодца?

Недалеко от города Алексина Тульской области есть небольшая деревня Колюпаново, а в ней Свято-Казанский женский монастырь. Там похоронена блаженная Евфросиния, могилка ее прямо в храме, под небольшим мраморным надгробием. Жизнь этой женщины удивительна. Выпускница Смольного института благородных девиц, княжна Вяземская, красавица, фрейлина Екатерины Второй, она оставляет царские паркеты и принимает на себя самый тяжелый подвиг – юродство Христа ради (то есть мнимое безумие при полном здравии ума).

Она бросает свои одежды на берегу большого и глубокого пруда в Царском Селе: пусть все думают, что молодая княжна утонула. Переодевшись в бедное рубище, идет странствовать по Руси. В одном из монастырей Вологодской губернии доила коров, в другом – пекла просфоры, на шее носила большой медный крест и железную цепь. Долго жила в Серпуховском Девичьем монастыре, но потом переселилась в деревню Колюпаново, которой владела одна богатая помещица. Та души не чаяла в блаженной старице, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревьев вокруг насадила. А блаженная поместила в этих хоромах… корову, сама же облюбовала маленькую, душную каморку.

Была она прозорливой, предсказывала многие события в России, а еще исцеляла людей своей молитвой. К ней шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления, и она, тяготясь людской славой, любила уходить за версту от Колюпаново в уединенное место рядом с Окой. Там и молилась подальше от людских глаз. Здесь она и выкопала свой колодец, сама купалась в нем зимой и летом и других звала: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы». Умерла блаженная Евфросиния 3 июля 1855 года ста двадцати лет от роду. Оставленный после нее колодец теперь радует и утешает многих. Сами жители Алексина приходят сюда за водой, и все в один голос утверждают, что пьешь ту водицу и не напьешься, до чего хороша. Недавно и я посетила это святое место. Прежде чем идти на колодец, зашла в монастырский храм, поклонилась могилке. И, конечно, встретилась с настоятельницей монастыря, к моему удивлению, тоже матушкой Евфросинией. – Много людей на источник приезжает? – спросила ее. – Много. Ведь колодцу святой Евфросинии уже больше ста лет. За это время много людей исцелилось ее водой, многие на себе ощутили ее чудодейственную силу. – Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь недавнем исцелении. – Да вот всего два месяца назад это было. Приехала женщина из Москвы с маленьким, лет пяти, мальчиком. Она этого мальчика усыновила совсем младенцем, а потом оказалось, что он слепой. Женщина куда только его ни возила, по самым разным, знаменитым врачам. Кто-то и рассказал ей о колюпановском колодце. Приехала. Я ей говорю: сначала на могилку зайдите, помолитесь. Она долго молилась, а мальчик рядом стоял, хорошенький такой, как ангел.

Потом повела я ее на колодец. И мальчик после первого же купания прозрел. Такое чудо великое! Сколько слез радости мы с той женщиной пролили, я только очень сокрушалась, что мало людей это чудо видели, ведь незабываемо, когда на твоих глазах совершается чудо. В тот день на источнике я познакомилась с жительницей Алексина Ольгой Степановной Колечкиной. Она ходит на колодец лечить свои больные ноги. У Ольги Степановны варикозное расширение вен. – Помогает? – спрашиваю. – Боли были такие, наступить не могла. Меня зять на машине сюда привозил. А теперь вот уже третья неделя пошла – сама прихожу. Боль утихла, но я так привыкла к этому месту – скучаю. Да, здесь удивительная благодать. Из трех небольших труб рвется на волю святая вода. Над источником большой крест, под ним надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы». Набираю воды в большое ведро и обливаюсь ею в специальной купальне. Хорошо… Знакомлюсь с женщиной. Тамара Михайловна Норкина из поселка Заокский Тульской области. Набирает воду в несколько больших пластмассовых бутылок. – Не многовато? – В прошлый раз привезла, так очень быстро ее выпили. И компоты стоят в холодильнике, и соков наделала, так нет, домашним моим только евфросиньюшкиной водички подавай. Вот и запасаюсь. Не иссякает колодец, всем хватит. Всех щедро одаривает святая старица, всем дает надежду на исцеление и всех приглашает к себе. «Берите воду из моего колодца…» И вас приглашает. До Алексина Тульской области доедете, а там всякий укажет путь к святому колюпановскому колодцу. Но сначала не забудьте – на могилку к блаженной. Помолиться. – на могилку к блаженной. Помолиться. Наталия СУХИНИНА

Переезд в Колюпаново

В 1845 г. блаженная переселилась в село Колюпаново, находящееся в Тульской губернии. Святая прибыла сюда по приглашению помещицы Натальи Протопоповой, которая была ее почитательницей. С собой старица не взяла ничего, кроме намоленной иконы.

Некоторые источники сообщают, что главной причиной переезда юродивой стали притеснения со стороны новой игуменьи Введенского монастыря. Сохранились сведения о том, что эта женщина всячески вредила Евфросинии и даже повелела убить всех ее собак.

В Колюпаново матушка пребывала в течение 10 последних лет своей жизни. Здесь ей предоставили небольшой отдельный домик, однако молитвенница предпочла жить в тесной комнатушке для дворни. Как и прежде, вместе с ней в помещении находилось несколько животных, за которыми старица никогда не убирала. Также для Блаженной построили келью, где она могла находиться по несколько месяцев подряд. По желанию Евфросинии мебель в этой избушке отсутствовала, ее заменял гроб, в котором старушка любила отдыхать.

Иногда Святая уезжала к своим почитателям и подолгу оставалась у них. Несмотря на свой преклонный возраст, Евфросиния чаще всего путешествовала пешком. Реже она ездила в кибитке вместе с некоторыми из своих питомцев.

Гнёзда мракобесия превратим в уголки культуры и здорового отдыха

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Федоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.

Если принять во внимание, что в большинстве мужских монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждущих чудес, а иногда просто развлечений совершенно скандального свойства. В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия

В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия.

Вопрос об изъятия монастырей из ведения духовенства и передачи его в ведение горкомхоза 4 мая был поставлен на пленуме горсовета. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять из ведения духовенства и передать в ведение горкомхоза для помещения в них сезонных строительных рабочих. Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.

Жизнь во Введенском монастыре

После отречения от мирской жизни скитания Евдокии Вяземской длились около 10 лет. Будучи княжной по происхождению, она не гнушалась непривычного труда.

Некоторое время бывшая фрейлина работала на скотном дворе Спасо-Сумориного монастыря. В 1806 г. состоялась ее встреча с митрополитом Платоном, который дал женщине благословение на свершение подвига юродства. Под именем «дурочки Евфросинии» она оказалась в Серпуховском Введенском монастыре.

Пожив некоторое время в помещении для сестер, новая послушница переселилась в небольшой домик неподалеку от обители. После этого Евфросиния стала удивлять всех окружающих своими необычными поступками:

  • жила вместе с несколькими кошками и собаками, с которыми спала рядом на полу;
  • в холода носила мужской тулуп, а в праздники – серый суконный кафтан;
  • всегда коротко остригала волосы, повязывала голову тряпицей;
  • наотрез отказывалась от обуви и даже в лютые морозы оставалась босой;
  • зимой не растапливала печь, а делала это во время палящего зноя.

Днем юродивая занималась сбором лекарственных трав в лесочке рядом с женским монастырем, а ночью ходила вокруг него и распевала священные псалмы. Евфросиния молилась в часовне, на литургию отправлялась в собор. Исповедовалась она у духовника обители, а причащалась только с наступлением Великого четверга. В период своей жизни во Введенском монастыре Евфросиния несколько раз виделась с митрополитом Московским Филаретом, который сумел разглядеть в ней великую подвижницу.

Завершение жизненного пути

Блаженная Евфросиния отдала душу Богу 3 (16) июля 1855 г. Старица встретила смерть спокойно. Около трех часов дня она приняла причастие, затем сложила руки на груди и умерла. Хоронили юродивую так, как она завещала, – в полном монашеском облачении, с кипарисовым крестом и четками в руках.

На прощании с матушкой присутствовало множество людей. Ее тело погребли внутри деревянной Казанской церкви, под полом трапезной, на что было дано разрешение епископа Тульского и Белевского Димитрия. В 1988 г. Евфросиния была канонизирована и причислена к лику святых Тульской земли.

После смерти старица продолжила являть верующим свои светлые чудеса. Вода из когда-то вырытого ею колодца по-прежнему спасает от различных недугов. В XX столетии был зафиксирован необыкновенный случай – исцеление слепого от рождения малыша, которого родители трижды окунули в священный источник.

Память о Евфросинии Колюпановской сохранилась в сердцах многих творческих людей. Блаженную глубоко почитала Анастасия Цветаева, приходившаяся поэтессе Марине Цветаевой родной сестрой. Эта женщина собственноручно создала портрет Святой и переписала ее житие. По рассказам Анастасии, молитвы к старице не раз помогали ей избавиться от болезней.

Храм, где была похоронена Блаженная Евфросиния, существовал до 1929 г. В период гонений за веру он был разорен, а в 1931 г. полностью сожжен. Несмотря на эти трагические события, люди верили, что предсказание матушки о возведении женской обители сбудется. Словам молитвенницы суждено было осуществиться: сегодня на месте ее погребения стоит Свято-Казанский монастырь, строительство которого было начато в 1993 г.

Жизнь в монастыре

Возможно, фрейлины Екатерины много раз, проезжая мимо простых деревенских баб и мужиков, презрительно зажимали носы. И вот одна из них спит на голом полу, рядом с собаками, в наполненной зловонием избушке рядом с монастырём. Она сама сознательно это выбрала. «Это мне вместо духов, которых я так много употребляла при дворе. Я ведь хуже собак», — отвечала святая на вопрос о том, почему она разделяет кров с животными и не желает убираться в своём жилище. Возможно, она таким образом наказывала себя за прежние пустые утешения, а может быть, отваживала докучливых гостей. Даже в монастыре полно любительниц слоняться по чужим кельям.

Вместо царской свиты ежедневными собеседниками и друзьями для Евфросинии стали три собаки, две кошки, куры и индейки. Их выгоняли из дома лишь один раз в году, в Великий четверг, когда матушка Евфросиния причащалась Страшных Христовых Тайн.

Святая, много лет изучавшая секреты французского красноречия, теперь изъясняла свои мысли русскими прибаутками. Евфросиния обязательно купалась на Крещение в иордани прямо в одежде и зазывала народ: «Идите, ребята, горячая баня! Ступайте, мойтесь!»

В то время, когда во Введенском Владычном монастыре жила Евфросиния Колюпановская, обитель неоднократно посещал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Святая всегда встречала его за монастырской оградой и целовала руку владыки. Митрополит, считавший Евфросинию подвижницей, в свою очередь, целовал её руку.

Подвиг юродства, который добровольно несла святая, никогда не остаётся без награды от Бога. Как и все известные Христа ради юродивые, блаженная матушка могла избавлять от болезней и предвидеть будущие события. Это привлекало к ней людей, нуждавшихся в исцелении, утешении или добром совете. По ночам Евфросиния ходила вокруг монастыря и пела псалмы. Днём она собирала в лесу травы, которые отдавала больным, обращавшимся к ней за помощью. Молилась матушка в часовне, рядом с монастырём, а на церковную службу приходила в монастырский собор.

Люди, которые «проснулись»

Можно вспомнить о Димитрии Александровиче Брянчанинове, ставшем впоследствии святителем Игнатием. Молодой человек с отличием окончил военно-инженерное училище, был уникально талантливым литератором, прекрасно декламировал, что сделало его любимцем светской публики. Ещё один яркий пример — Павел Иванович Плиханков, без пяти минут генерал, ставший одним из Оптинских старцев под именем отца Варсонофия. Переворот в жизни этого человека произошёл за одну ночь. Все они, как и святая Евфросиния Колюпановская, однажды увидели мир ясными глазами и больше всего на свете боялись снова «уснуть». Каждый из них по-разному боролся со «сном». Кто-то раздал всё имущество и ушёл в монахи, а кто-то, как Евфросиния, пошёл босыми ногами по снегу, надел под одежду вериги, сознательно лишил себя малейших атрибутов комфортной жизни. И всё это ради того, чтобы снова не «уснуть» со всем миром.

Экскурсия в Казанский монастырь Тульской области

Казанский – небольшой, очень молодой монастырь, история которого насчитывает чуть более 20 лет. Но место, на котором он возник, имеет давнюю историю. Село известно еще с начала XVI столетия. Уже тогда на берегу Оки был храм Пресвятой Богородицы, посвященный Ее Казанскому образу, по-видимому, деревянный. В 1776 году после удара молнии начался пожар, здание выгорело полностью. Однако верующим удалось спасти икону, которую передали местным помещикам, Бобрищевым-Пушкиным. Паломничество к мощам блаженной Евфросинии Колюпановской – сегодня, пожалуй, самая частая цель поездки в в обитель.

Помещики, хранители Казанской, поспособствовали восстановлению церкви. Освятить ее и перенести туда святой образ удалось уже в 1783 году. Небольшое село и обычный храм долгое время не были известны никому, кроме окрестных жителей. Пока Колюпаново не обрело свою святую.

Основательница

В начале 1850-х годов сюда пришла монахиня, уже 90-летняя старица. Она казалась жителям странной: волосы острижены, часто ходила босая, одежда разорвана. Над юродивой смеялись подростки, да и сама она делала все, чтобы над ней потешались. Называла себя «дурой Евфросинией», неграмотной, не помнящей родства.

Немногие местные жители знали, кем была матушка на самом деле. Кое-что удалось выяснить местному священнику, отцу Павлу Просперову, к которому юродивая часто приходила для духовной беседы. Именно благодаря ему сведения о житии блаженной сохранились до наших дней. Святая, мирянкой носившая имя Евдокии, вовсе не была неграмотной. Более того, являлась знатной, образованной родственницей князей Вяземских. Окончив основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц, Евдокия стала фрейлиной самой императрицы. Красавицу ждала блестящая придворная жизнь, удачное замужество. Но, познав суету мира, Евдокия и две ее подруги, Соломия и Марфа, решили удалиться из столицы и принять монашеский постриг.

Матушка рассказывала, что они попросту сбежали из Петербурга, бросив у пруда свои красивые платья – чтобы все подумали, что девушки утонули. Подвиг подруг святой остался безвестным, история не сохранила сведений об их дальнейшей судьбе. Евдокия же приняла постриг в Серпуховском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь она провела 40 лет.

Чудеса святой

Проведя многие годы инокиней, матушка славилась дарами прозорливости, исцелений. Бывало, узнавала, о чем беседовали шедшие к ней паломницы. По ее молитвам излечивались больные, прекращалась засуха. Но свои дарования преподобная прикрывала юродством. Известно, что «ругаться миру» благословил ее митрополит Московский Платон (Левшин).

Монахиня намеренно вела себя странно: взяла в келью собак, кошек, даже ворона, так что дышать там было трудно от запахов животных. Жарким летом топила печь, зимой же, наоборот, открывала двери, выстуживая помещение. Однажды игуменья, рассердившись на подвижницу, велела убить собак. После этого святая ушла из монастыря в Колюпаново. Здесь ее приютила помещица Протопопова, выстроившая чистенькую келью. Но сюда Евфросиния тоже взяла животных, а себе выбрала тесную, душную каморку.

Инокиня-странница скоро стала известна жителям, как прозорливая и святая старица. Из множества ее чудес особенно памятны:

  • исцеления больных от воды колодца, который матушка выкопала собственноручно в версте от села;
  • предсказание революции во Франции 1848 года;
  • предупреждение о грядущей Крымской войне (1853-1856);
  • предсказание о будущей женской обители в Колюпаново.

Блаженная скончалась в 1855 году, прожив более 100 лет. Ее похоронили при Казанском храме. Повелением митрополита Московского Филарета (Дроздова), хорошо знавшего преподобную по Серпухову, на ее могильной плите сделана надпись: «Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит».

Святой источник

Колодец, ископанный самой старицей Евфросинией – достопримечательность Колюпанова. В ходе паломнической поездки возможно набрать воды, окунуться. Здесь обустроены мужская и женская купальни. Над источником водружен крест и надпись со словами блаженной: «Берите воду из моего источника, и будете здоровы». Согласно современным свидетельствам, особенно большое количество исцелений происходит здесь от рака, слепоты. В 2006 году известно чудо исцеления слепорожденного мальчика Александра.

Так как колодец находится на отдалении от обители, многие вовсе не заходят в монастырь, а ограничиваются купанием в освященной воде «для здоровья». Экскурсия паломнической службы “Пересвет” носит, прежде всего, паломнический характер.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.

Революция и советское время

После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.

Современное состояние

В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.

Юные годы и отречение от мира

Сохранилось немного информации о той жизни, которую вела Евфросиния, прежде чем безраздельно посвятить себя Богу. Настоящие имя и фамилия Святой – Евдокия Григорьевна Вяземская. Будущая юродивая родилась в княжеской семье около 1758 г.

Юная княжна получила образование в Воспитательном обществе благородных девиц города Санкт-Петербурга. Барышня с хорошими манерами смогла достичь высокой милости императрицы Екатерины II и войти в число ее фрейлин.

Точно неизвестно, сколько времени Евдокия Вяземская находилась при дворе. Здесь она успела познакомиться со многими историческими личностями – полководцем Александром Суворовым, князем Юрием Долгоруковым и другими.

Известны две версии того, как именно фрейлины покинули императорскую среду. Согласно первой, они дождались наступления лета и во время пребывания двора в Царском Селе инсценировали утопление в пруду. Для того чтобы считаться погибшими, девушки оставили одежду на берегу водоема, затем переоделись в крестьянские платья и бежали.

Вторая история повествует о том, что три фрейлины просто ушли из дворца. Барышень долгое время разыскивали во всех уголках страны. Однажды Евдокия, несмотря на свое облачение, была узнана и возвращена ко двору. Императрица не гневалась на бывшую фрейлину и встретила ее доброжелательно. Узнав о твердой решимости девушки нести молитвенный крест, она отпустила ее, подарив напоследок новое иноческое платье.

История

История основания женского монастыря в г. Троицке началась с устройства небольшой общины при кладбищенской церкви в 1851 году. Первые насельницы – 28 сестер из Чебаркульской крепости во главе со вдовою казака И. Щапина в конце 1851 года по разрешению городской думы перешли на жительство в г. Троицк и поселились на кладбищенской земле. В 1852 году каменная часовня была обращена в церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которая освящена в 1853 году.

28 августа 1865 года по определению Святого Синода община была переименована в Казанский нештатный монастырь с дозволением иметь такое число монахинь, какое монастырь может содержать на свой счет без пособия от казны. Первая настоятельница монастыря монахиня Магдалина возведена в сан игуменьи.

При монастыре в 1896 году в память коронования императора Николая II было построено каменное здание церковно-приходской школы. В Троицкой обители имелись свои мастерские: иконописная, золотошвейная и художественная.

За время существования монастыря при нем было открыто четыре церкви – три каменные и одна деревянная на монастырском хуторе. Старейшая из них – церковь во имя Казанской иконы Божией Матери – поступила в монастырское владение при зарождении общины, в 1851 году.

Церковь во имя Преображения Господня была заложена в 1863 году. Освящена 1 октября 1870 года.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» сооружена на средства благотворителей при игуменье Магдалине в 1879 году. В 1903 году перестроена из однопрестольной в трехпрестольную и стала именоваться Казанской. Главный престол освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, северный — в честь Святителя Николая, южный – в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник».

Деревянная церковь с колокольней во имя Илии-пророка находилась на монастырском хуторе, в 14 верстах от города. Освящена в 1888 году. В советское время – начиная с 20-х годов прошлого века — церкви монастыря были закрыты и разрушены.

Здание храма Преображения Господня (был закрыт в 1927 году) долгие годы использовалось как спортзал. Церковь «Живоносный Источник» была разобрана на кирпич около 1949 года. Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица» закрыта в 1930 году, в здании располагался хлебный магазин, затем магазин уцененных товаров и автозапчастей. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время церковные здания принадлежали летному, а затем авиатехническому училищу.

Возрождение. Передача имущества Троицкому Свято – Казанскому женскому монастырю началась в 1991 году. В Троицкий городской совет народных депутатов было направлено прошение «О передаче здания храма Преображения Господня православной общине Дмитриевского прихода». Храм Преображения был единственным монастырским храмом, уцелевшим до нашего времени. Начались работы по его восстановлению. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11июля 1993 года был заслушан Рапорт Преосвященного Епископа Челябинского и Златоустовского Георгия об открытии в епархии Свято – Казанского женского монастыря в г. Троицке для возрождения в нем монашеской жизни и утверждении монахини Ксении (Кадомцевой) настоятельницей обители с возложением наперсного креста. С этого времени в монастыре начала возрождаться духовная жизнь.

На месте часовни в честь Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» на территории монастыря летом 2003 года была заложена часовня, в которой сейчас ведутся отделочные работы.

В 2013 году монастырю было возвращено здание бывшей часовни Божией Матери «Троеручица».

Это интересно: 1851,Свято-Иверский женский монастырь: объясняем все нюансы

Прижизненные чудесные исцеления

Еще во Владычном монастыре Евфросиния занималась исцелением больных от различных недугов. Послушница собирала в монастырском бору травы и готовила из них целительные снадобья. К святой приходили люди со всей округи. Евфросиния помогала им советом, молилась за исцеление их болезней.

Люди шли к целительнице и после ее отъезда из монастыря. В деревню Колюпаново сходились все, кому нужна была помощь или совет Евфросинии. Послушница отблагодарила помещицу Протопопову, построившую для нее избушку, вылечила ее от кровохарканья и болезни ног с помощью бани и лошадиного навоза. Племянника своей благотворительницы святая поставила на ноги благодаря ванне из трав. Молилась послушница и за помещицу Корелову, предрекла ей благополучные роды с первым ударом церковного колокола.

Молиться Евфросиния уходила в лес, расположенный недалеко от реки Ока. Любила сидеть в овраге и смотреть на протекающую внизу речушку Прошенку. В 40-х годах 19 века в этом месте обнаружила источник с чистой водой. Святая даже вырыла на склоне оврага собственными руками колодец. Всех приезжавших к ней за исцелением отправляла к источнику за целебной водой. Люди исцелялись, и молва о целительнице разносилась по всей России.

Свято-Казанский монастырь в Колюпаново: что рядом?

Свято-Казанский монастырь в Колюпаново находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Алексинский художественно-краеведческий музей ~ 4,2 км. Свято-Никольский храм в Алексине ~ 4,3 км

Свято-Никольский храм в Алексине ~ 4,3 км

Старый и новый соборы Успения Пресвятой Богородицы в Алексине ~ 4,4 км

Дом Беров в Алексине ~ 5,0 км

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Поповке ~ 16,7 км

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Истомино ~ 27,3 км

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Велегоже ~ 27,7 км

Церковь Воскресения Христова ~ 28,5 км

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector