Юрьево. юрьев мужской монастырь
Содержание:
История Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгорода
В Новгороде тогда правил правнук Ярослава — князь Мстислав Владимирович. Говорят, что именно по его приказу в Юрьевом монастыре Великого Новгорода начали возводить величественный белокаменный Георгиевский собор. Он стоит до сих пор. Барабаны его куполов, высоко поднимающиеся над невысокой стеной монастыря, далеко видны с берегов Ильменского озера.
Строительство храма продолжалось около 11 лет. История сохранила имя его зодчего — мастер Петр. Говорят, он же строил Николо-Дворищенский собор в самом Новгороде. Своими размерами, масштабами Георгиевский собор лишь немного уступает знаменитому Софийскому собору Новгородского кремля. Главный храм Юрьева монастыря лаконичен. Хотя в основании его плана лежит классический крест, собор смотрится вытянутым кверху кубом, который украшают лишь три алтарных выступа — апсиды. Центральный купол уравновешен двумя главками меньшего размера. Одна из них украшает вы ступ в северо-западной части здания. Сразу после завершения строительства храм был еще краше, чем теперь.
Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьезнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года — тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москвичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри — досталось и Юрьеву.
Следующее серьезное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключенному договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорен буквально «дотла».
Особенно тяжелые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году. Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нем дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тесовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена — ее тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского).
За века Георгиевский собор ушел в землю почти на метр. Исчезла фресковая живопись, украшавшая его наружные настенные ниши. И все же своими ладными пропорциями, основательностью и лаконизмом убранства собор до сих пор напоминает древнерусского новгородского богатыря, который вышел на берег озера Ильмень да так и остался навечно в дозоре. Со временем собор окружили каменные стены, рядом поднялись другие монастырские постройки.
Описание Юрьева монастыря
В новгородских летописях впервые упоминается в 1119 г. в связи с закладкой каменного Георгиевского собора новгородским князем Всеволодом Мстиславичем — внуком Владимира Мономаха. Его отец, князь Мстислав Владимирович, занимавший новгородский стол до 1117 г., проявил явную заинтересованность в судьбе монастыря и даровал монастырю волость Буец.В княжеский и республиканский периоды это был самый богатый монастырь, игравший особо важную роль в политической жизни Новгорода. С конца XII по конец XV в. Георгиевский собор являлся княжеской усыпальницей. Здесь в конце XII в. были похоронены малолетние княжичи Ростислав и Изяслав — сыновья Ярослава Владимировича, в 1233 г. — князь Федор — брат Александра Невского, в 1243 г. — их мать, княгиня Евфросиния.В XIII в. должность архимандрита монастыря становится выборной. Избранный на вече из числа игуменов новгородских обителей архимандрит входил в число высших должностных лиц новгородской республики.Исключительно велика была роль монастыря и как важнейшего культурного центра средневекового Новгорода. Для него трудились лучшие мастера: строители, иконописцы, серебряники, создавшие уникальный художественный ансамбль, центром которого стал Георгиевский собор. В XII в. он был украшен фресковой живописью.
1173 гг.1297 г.1419 г.1540 г.1764 гг.
Реставрация
Впервые реставрационные работы и археологические раскопки в Георгиевском соборе были начаты в 1933—1934 гг. (рук. М.К. Каргер).В годы Великой Отечественной войны в течение двух с половиной лет монастырь находился на линии фронта. Пострадавшие в эти годы постройки были восстановлены в 1950-е гг. (рук. Л.М. Шуляк, при участии Д.М. Федорова, В.Е. Гревцова, Г.М. Штендера). Георгиевский собор тогда предназначался для музейного показа, а остальные постройки были приспособлены под жилье, училище и использовались для хозяйственных нужд.В 1970-е гг. осуществлен новый комплекс архитектурно-археологичеcких исследований и реставрационных работ по восточным корпусам и ограде (рук. Т.В. Гладенко). В 1980-е гг. работы были продолжены в Крестовоздвиженском соборе, восточном, северном и южном корпусах, ограде с башнями, колокольне (рук. Г.М. Штендер). Авторы проектов архитектурной реставрации: Л.Ш. Яковлева (Крестовоздвиженский собор, северный и южный корпуса), И.Б. Аблизина (восточные корпуса), Н.Н. Горнев (Орловский корпус), реставраторы института «Спецпроектреставрация» (Москва) Е.В. Журин, С.Н. Алешина (колокольня), B.Л. Смирнов (за-падная ограда с пристроенными к ней хозяйственными корпусами).В 1990-е гг. постройки Юрьева монастыря переданы в ведение Новгородского епархиального управления.
Георгиевский собор — главное сооружение обители
Расположен на вершине холма в центре монастырского комплекса. Заложен в 1119 г. новгородским князем Всеволодом Мстиславичем при участии отца, великого киевского князя Мстислава Владимировича. Летопись указала имя мастера — Петр. Освящен в 1140 г. (более вероятная дата — 1130 г.) Построен из чередующихся рядов грубо отесанного волховского известняка и плинфы, скрепленных цемяночным раствором (размер: 35-38 х 22-23 х 4,5-5,5 см).Собор представляет собой кубический трехапсидный четырехстолпный храм с нартексом (западная пара опор — не столбы, а остатки стены, отделявшей нартекс от молитвенного помещения) и квадратной в плане лестничной башней, примыкающей к основному объему с северо-запада. Завершен тремя главами на световых барабанах (две главы над основным объемом, третья — над лестничной башней). Фасады по вертикали разделены профилированными лопатками, стянутыми в верхней части закомарными арками. Им отвечало первоначальное позакомарное завершение фасадов. Существующее четырехскатное покрытие относится к XIX в. Ритм вертикальных членений по горизонтали уравновешен чередующимися рядами ниш и окон с арочными перемычками. Барабаны украшены пояском нишек с декоративными бровками «из зубчиков». Шлемовидные купола являются результатом перестройки 1820-х гг.В храм ведут три портала, два имеют арочное завершение, южный — стрельчатое очертание. Внутри собор перекрыт системой коробовых сводов. В западной части расположены высокие полати (хоры), на которые ведет винтовая лестница в башне. Стенная масляная живопись начала XX в. От ансамбля фресковых росписей сохранились орнаментальные композиции в откосах южных окон, изображения святых в куполе башни и рисунки на стенах лестничной башни. Георгиевский собор относится к кругу памятников княжеского периода начала XII в.: церковь Благовещения на Городище, Николо-Дворищенского и Рождества Богородицы в Антониеве монастыре» — Архитектурное наследие Великого Новгорода…
Новые решения
Хотя хоры собора помещены достаточно высоко, они не выглядят затиснутыми под своды. Западная и восточная части строения не равновелики, как, например, в аналогичных памятниках архитектуры. Кроме того, мастер, увеличивая ширину малых нефов, которые в три раза больше, чем толщина стен, восточный сделал несколько сокращенным.
В храме как будто подсознательно улавливается некое подразделение на основное помещение, предназначенное для молящихся, и на чуть меньшее – алтарное.
Снаружи Георгиевский собор так же грандиозен, как и изнутри. Однако здесь ощущается удивительно равная мерность, проявляемая в изобилии расположенных поясами одинаковых окон и ниш. В выверенности композиции ощущается своеобразный академизм, почти незаметный из-за асимметричности объемного построения и мощной каменной кладки, нисколько не стесняемой чересчур строгими линиями.
Советы посетителям
- Посещайте монастырь с экскурсией. Гид расскажет вам много интересного об этом месте.
- Если решили добираться на автобусе, то вам нужен №7 или 7-а, который идет от вокзала. Остановка назначения – «Юрьево».
- Если едете на автомобиле, то выезжайте из города по улице Троицкой, а затем следуйте по главной дороге до поворота на монастырь.
- При осмотре не ограничивайтесь архитектурными памятниками, обойдите крепостную стену и спуститесь к реке. С берега открывается прекрасный вид.
- Обязательно попробуйте местную еду. В трапезной подают вкусные обеды, а в монастырской лавке продают восхитительную выпечку. Кстати, по воскресениям тут кормят всех желающих бесплатно.
- Послушайте хор.
- Раз уж вы оказались здесь, то посетите музей зодчества Витославицы. Он находится в 10 минутах ходьбы от монастыря.
- На территории ведутся раскопки и реставрации, будьте готовы к тому, что часть зданий может быть закрыта для посещения.
- Для паломников и их детей экскурсии проводят послушники монастыря.
- На противоположном берегу Волхова располагается Рюриково городище — торговый и военный центр Приильменя, резиденция новгородских князей. Можно посмотреть на него с помощью оптики у ворот.
Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный уцелевший пример ансамблевой исторической застройки, сохранившийся в южных окрестностях города.
Это интересно: Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве — разъясняем в общих чертах
История монастыря
По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-х годах была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Юрьева монастыря Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».
В XII-начале XIII века в монастыре были похоронены представители новгородской знати. Шесть принадлежащих им каменных саркофагов были обнаружены экспедицией Института археологии РАН в 2019 году.
Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.
В XII — XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.
После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х годах монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.
В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему благоволила также графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена колокольня.
В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х годов какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом имени Свердлова.
Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части и части прибалтийских коллаборационистов, в частности, батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.
После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.
Современная жизнь обители
25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.
Священноархимандрит (настоятель) монастыря — Лев (Церпицкий), митрополит Новгородский и Старорусский.
Обязанности наместника монастыря исполняли:
- с июня 1996 по апрель 2000 года иеромонах Феодор (Тараскин);
- с апреля 2000 по июнь 2008 года эконом монастыря диакон Михаил (Кузин);
- с 1 июня 2008 года исполняющий обязанности наместника — Арсений (Перевалов), с 3 мая 2016 года епископ Юрьевский.
Богослужение совершается в четырёх храмах монастыря: Георгиевском, Крестовоздвиженском и Спасском соборах, церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
По прошению архиепископа Льва (Церпицкого) в 2005 году Священный синод благословил открытие в монастыре духовного училища с назначением архиепископа Льва его ректором. С 2015 года училище именуется «Епархиальные богословские курсы».
Историческая справка
Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия известен больше как Юрьев монастырь. Он расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода и стоит в месте, где река Волхов берет свое начало из озера Ильмень.
Основал его Ярослав Мудрый в 1030 году. Ярослав Мудрый в крещении носил имя Георгий, а Юрий — его диалектная форма на Древней Руси.
Изначально все строения были деревянными, первый каменный храм — сегодняшний Георгиевский собор — заложили лишь в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.
Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.
В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.
В XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.
В начале XIX века при поддержке государя и помещиков монастырь реставрируется, а заодно обзаводиться новыми церквями и корпусами. Но при советской власти обитель закрыли, ценности уничтожили или разграбили. Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют. Восстановление былого величия началось только в 1990-х годах и длится по настоящее время.
Путеводитель 1974 года называет монастырь «крупнейшим очагом религиозного мракобесия» и сообщает о намерениях открыть гостиницу в кельях монастыря и ресторан в трапезной. Но эти планы не воплотили в жизнь.
Архитектурные особенности[ | ]
Георгиевский собор в начале XX века Георгиевский собор имеет размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра и является самым большим из храмов Юрьева монастыря (в Новгороде собор по своим размерам уступает только Новгородской Софии). В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931—1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).
Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.
Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. На хорах располагались два придела: Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Мужской Свято-Юрьев монастырь, краткая история
Сам храм был основан в 1030 г., который согласно преданьям, был заложен Ярославом Мудрым (при обряде крещения получившего имя Георгий с произнесением на русском языке как Юрий), то бишь именно этот факт и послужил названием для будущей обители.
В летописях же первое упоминание об общине было еще в 1119 г., так несколько столетий была именуемой как Лавра и среди других святынь была первой по значимости. В 15-м же веке обитель представляла собой крупнейшим и зажиточнейшим православным феодалом. В 20-м веке (где-то 20-30 гг.) церковная община была закрыта, а в последствии разграблена.
Также не обошла стороной обитель и Вторая мировая война, где во время боевых действий находились военные части испанско-немецких захватчиков. В послевоенные годы храм стал местом для проживания многих людей, при этом на его территории были расположены здания техникума, музея, почты, магазины и не только. Окончательным возвращением обители Русской христианской церкви состоялось в 1991 г.
Полезные статьи:
СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ
Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет. С прошлой осени он «отказной» у врачей
Он написал ее на школьный литературный конкурс, но это не так важно. Важно, что он хочет, чтобы его сказку читали
Чтобы чувствовали – кому нужно и кто захочет… Когда Мишка … Читайте далее
О СИЛЕ ПСАЛМОВ 26 и 90.
«Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей моли�… Читайте далее
О молитве последних Оптинских старцев
Протоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться.
Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и �… Читайте далее
ЧУДО ВЕРЫ
Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и – не смогли расстрелять!!!В 1995 году — первая чеченская война. Я был командиром штурмовой группы, а со… Читайте далее
Спасский собор
С северо-западной стороны Георгиевского храма находится Спасский собор. Изначально на этом месте была построена церковь из камня А. Невского. Однако в 1823 году здесь произошел сильный пожар, который уничтожил ее. На следующий год на том же месте возвели Спасский собор, в основе которого остался фундамент старой церкви. Его заказал архимандрит Фотий. Он был отстроен на деньги, которые пожертвовала монастырю Анна Орлова. В подвальной части была организована церковь Похвалы Богородицы. Она и стала усыпальницей для архимандрита Фотия и благодетельницы Анны Орловой.
В 1929 году храм вместе с гробницами был разграблен, а останки Фотия и Анны были украдены. Позднее их обрели в Аркажах в Благовещенском храме.
Великая Отечественная война нанесла серьезный ущерб собору. Все главы церкви были уничтожены, но в послевоенное время были восстановлены. Сейчас собор вновь действует.
История возникновения
За свою многолетнюю историю существования Георгиевский собор претерпел немало разорений и разрушений. Однако величественное сооружение не утратило своей духовной ценности в православном мире.
Свято-Юрьев мужской монастырь
Изначально на месте Георгиевского собора стояла деревянная церковь. В 1119 году под инициативой великого князя Мстислава I Владимировича началось строительство фундаментального здания из камня. Длились работы на протяжении 11 лет. 12 июля 1130 года, когда собор был полностью построен, его освятили. Божий дом был назван в честь великого полководца Георгия Победоносца. Церемонию освящения проводил епископ Иоанн.
До революции
Начало XVII века – тяжелое время для православной церкви. Георгиевский собор и вся Свято-Юрьева обитель пострадали от шведов, которые не гнушались раскапывать и грабить могилы. Достоверно известно, что в 1614 году шведские солдаты промышляли грабежами во всем Великом Новгороде, включая святую обитель. Ими была разрушена могила князя Федора. Удивительно то, что останки князя имели полностью сохранившийся человеческий облик.
В XIX веке дочь графа Алексея Орлова-Чесменского Анна занялась работами по восстановлению Георгиевского храма. Именно этот период называют «золотым» для Свято-Юрьева монастыря. На территории святой обители провели реставрацию собора, а также построили три новых корпуса и колокольню.
Стены возведены из массивных каменных блоков и кирпича
После революции
Послереволюционный период был особенно сложным. Согласно исторической справке, в 1922 году Георгиевский собор лишился икон, богослужебных сосудов и серебряной раки св. Феоктиста. Последнюю отправили на переплавку.
В 1929 году обитель вовсе закрыли. Период разграбления длился до 1935 года. По непонятным причинам даже уничтожили величественный семиярусный иконостас. Случилось это во время проведения «архитектурной реставрации» здания.
В 1991 году Юрьев монастырь вернули Новгородской епархии. Святая обитель была в жалком состоянии: в обветшалом Божьем храме не сохранилось ни одной иконы. Начиная с 1995 года Георгиевский собор прошел несколько этапов восстановления. На сегодняшний день храм лишь частично вернул свое величие и значимость.
В 1992 году Юрьев монастырь был включен в список наследия ЮНЕСКО. Однако как утверждают местные жители, святая обитель требует ремонта и значительных финансовых вложений. Около метра стен Георгиевского храма уже ушло под землю. Процесс разрушения наблюдается стремительными темпами.
Важная информация
Список настоятелей Юрьева монастыря
Игумены:
Кириак; при нём в 1119 году основана соборная Георгиевская церковь; скончался в 1128 году;
Исаия (упоминается в 1134 году);
Дионисий (1158—1194);
Евфросин (в 1193 году он избираем был во архиепископа Новгородского);
Савватий (1194—1226);
Савва (8 марта 1226 года — 1230);
Арсений (1230 — ?);
Варлаам (умер в 1270 году);
Иоанн (упоминается в 1275 году).
Архимандриты:
Кирилл (упоминается в 1295 году как игумен, с 1299 — архимандрит — упоминается в 1310 году);
Моисей;
Лаврентий (упоминается в 1333—1338 годах);
Иосиф (? — 1337, 1338 — упоминается в 1345 году);
Никифор (упоминается в 1352 году);
Савва (упоминается в 1377 году);
Парфений I (упоминается в 1399 году);
Варлаам I (упоминается в 1419 году);
Григорий (упоминается в 1428 году);
Мисаил I (упоминается в 1449 году);
Феодосий I (упоминается в 1472 году — упоминается в 1476 году);
Кассиан, а по другим — Вассиан (в 1505 году сожжён за ересь жидовствующих);
Ермоген;
Силуан — записаны в синодике без лет;
Иона I (1517 — ?);
Феогност (умер в 1533 году)
Гурий (упоминается в 1540 году)
Иларион (упоминается в 1551 и в 1552 году)
Геннадий (упоминается в 1555 году)
Варфоломей (упоминается в 1558 и в 1564 году)
Леонид (упоминается в 1568 году)
Александр (? — 1577)
Дионисий (упоминается в 1582 году)
Мисаил II (упоминается в 1583—1589 гг.)
Иоаким (упоминается в 1591 и в 1599 году)
Никандр (упоминается в 1606 и в 1613 году)
Дионисий I (1617—1632)
Иона II (1 января 1633 года — 1633)
Герасим (1633—1635)
Нифонт (1635 — упоминается в 1637 году)
Иларион (упоминается в 1640—1660 годах)
Динисий II (упоминается в 1660 году)
Феодосий II Арзамасец (упоминается в 1661 и в 1667 году)
Парфений II (упоминается в 1668—1672 годах)
Симеон (упоминается в 1671 году — апрель 1676 года)
Симеон II (умер в 1676 году)
Иов (6 июня 1676 года — упоминается в 1681 году. В январе 1682 года подписал грамоту об отмене местничества в чине архимандрита Юрьева монастыря)
Аарон I (1701)
Сильвестр (Волынский) (1701—1704)
Гавриил (Домецкий) (декабрь 1704 года — 30 июля 1708 года)
Исаак (1708)
Аарон (Еропкин) (21 ноября 1708 года — 28 июня 1723 года), с 1714 года — епископ
Андроник (31 марта 1724 года — 1726)
Маркелл (Радышевский) (1726 — август/сентябрь 1727 года)
Антоний (22 сентября 1727 года — 9 января 1728 года)
Аарон (Еропкин) (9 января 1728 года — 20 августа 1730 года), епископ иеромонах Ириней (19 сентября 1730 года — 20 января 1731 года)
Андроник (с 20 января 1731 заведовал монастырём; 22 января 1732 года — 4 сентября 1734 года)
Иосиф II (Самебели) (август 1734 года — 9 октября 1740 года), архиепископ
Гавриил (Воронов) (18 октября 1740 года — 24 января 1741 года)
Маркелл (Радышевский) (24 января 1741 года — 29 ноября 1742 года), с 1742 года — епископ
Павел (Канючкевич) (18 февраля 1744 года — 1758)
Иоасаф (Хотунцевский) (30 мая 1758 года — 29 апреля 1759 года), епископ
Иоанникий (Святковский) Святоша (1 мая 1759 года — 3 июня 1768 года)
Иоанникий (Микрицкий) (25 августа 1768 года — 2 апреля 1775 года)
Виктор (Онисимов) (2 апреля 1775 года — 26 мая 1782 года)
Арсений (Бузановский) (26 мая 1782 года — 1785)
Афанасий (Вольховский) (13 ноября 1785 года — 30 июля 1788 года)
Ириней (Клементьевский) (30 июня 1788 года — 6 июня 1792 года)
Иакинф (Карпинский) (27 июня 1792 года — 23 апреля 1795 года)
Гервасий (Линцевский) (6 мая 1795 года — 13 мая 1796 года)
Иннокентий (Дубравицкий) (23 мая — июнь 1796 года)
Арсений (Тодорский) (21 июня — 15 августа 1796)
Иоанн (Островский) (25 августа 1796 года — 17 сентября 1797 года)
Амвросий (Келембет) (24 сентября 1797 года — ноябрь 1799 года)
Михаил (Десницкий) (6 декабря 1799 года — июль 1802 года)
Амвросий (Протасов) (5 июля 1802 года — 10 января 1804 года)
Парфений (Петров) (12 января 1804 года — 6 июня 1809 года)
Евграф (Музалевский-Платонов) (9 августа — 11 ноября 1809 года)
Сергий (Крылов-Платонов) (17 января 1810 года — 14 июня 1811 года)
Амвросий (Орнатский) (11 сентября 1811 года — 27 марта 1812 года)
Филарет (Дроздов) (27 марта 1812 года — 7 марта 1816 года)
Иннокентий (Смирнов) (1816—1819)
Владимир (Ужинский) (10 марта года — 17 мая 1819 года)
Дамаскин (Россов) (5 июня — 14 декабря 1819 года)
Анатолий (Ставицкий) (6 февраля 1820 года — 21 августа 1822 года)
Фотий (Спасский) (21 августа 1822 года — 26 февраля 1838 года)
Мануил (Соловьёв) (1 мая 1838 года — 8 февраля 1857 года)
Варлаам (Денисов) (1857—1860)
Геронтий (Артюховский) (1860—1865)
Герман (Осецкий) (3 марта 1866—1866)
Иоаким (1866—1878)
Исайя (1878—1896)
Владимир (1896—1905)
Иоанникий (Дьячков) (1905—1907)
Иосиф (Петровых) (1907—1909)
Анатолий (Юнгер) (1909—1910)
Иувеналий (Масловский) (1910—1914)
Никодим (Воскресенский) (1914—1920)
Сергий (Васильев) (март 1922 — начало 1930-х)
Лев (Церпицкий), архиепископ, с 2012 — митрополит