Московский заиконоспасский монастырь

Содержание:

Грандиозная перестройка


В 1665 году по указу царя Петра I храму были отданы дополнительные земли для строительства здания коллегиума. Было возведено 3-этажное каменное строение. Но в 1819 году по предложению одного архитектора здание было полностью разобрано, остался лишь только фундамент. По проекту этого же архитектора в последующие годы было возведено новое здание в стиле ампир. В северной стороне от коллегиума расположился братский корпус с кельями. Были дополнительно построены кельи для студентов, которые начинали здесь свой духовный путь и полностью отдали себя учебе и служению Господу. В 1743 году была перестроена и колокольня, ее сделали более просторной. Поэтому звон раздавался на еще большие расстояния. В последующие годы при правлении Елизаветы и по ее велению некоторые здания были снесены, потому что ей казалось, что монастырь занимает слишком много места на улице. Но взамен разобранных были построены другие здания, конечно, меньших габаритов, но они были необходимыми. В последующие годы снова были перестроены колокольня и подворье Заиконоспасского монастыря.

Туристический клуб «Доверие»

View the embedded image gallery online at:

Наш турклуб организует поездки по России и миру в течении 6 лет, отличие нашего турклуба от турфирмы в общинности, в схожести интересов, тут каждый чувствует теплую семейную атмосферу все группы сопровождаются организаторами, маршруты уникальны, ведётся просветительская миссионерская деятельность, работают лучшие проверенные гиды, часто в поездках присутствуют медицинские работники, география наших поездок очень разнообразная: от Карелии до Греции. От Италии до Израиля. У нас осуществляется совместный досуг участников турклуба (велоспорт, рыбалка, пикники, совместные культурные походы в музеи и выставки, волонтёрские выезды).

Поездки с турклубом стали судьбоносными для многочисленных пар. Многие обрели семейное счастье! Наш турклуб это не просто клуб путешественников, а большая и дружная семья!

Современная деятельность обители

Сегодня Заиконоспасский монастырь проводит богослужебную, социальную и общественную деятельность.

Расписание богослужений

Богослужения в соборном храме проводится ежедневно. По будним дням и в субботу проводятся две службы в 8.00 и 17.00. В субботу и в предпраздничные дни вечерняя служба заменяется всенощным бдением. В воскресенье, а также по общецерковным и престольным праздникам совершаются две утренние службы 7 и 9 часов утра.


Богослужение в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря

Престольными праздниками Заиконоспасского монастыря являются:

  • перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя, отмечаемое 29 августа;
  • 6 ноября — почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Социальное служение

Насельники монастыря проводят социальную и просветительскую работу с прихожанами.

  1. При общине работает Воскресная школа, которую безвозмездно посещают дети 5-16 лет. Они изучают основы христианской религии и православной культуры, занимаются в церковном хоре и обучаются русскому танцу.
  2. Насельники служат преподавателями на высших богословских курсах, которые подготавливают учителей воскресных школ и основ православия в светских школах.
  3. При Спасской монашеской общине действует молодежный центр, главная задача которого работа с молодежью, направленная на её духовное и нравственное развитие, а также улучшение знаний об истории своей страны и православия.
  4. С 1997 года при монастыре организован мужской православный хор, который за 20 лет существования отмечен наградами и премиями. Выступления хора состоят и из церковных произведений, и из лучших образцов светских песен.
  5. Для участников социальных монастырских программ организуются паломнические экскурсии и поездки, отдых в православных летних лагерях и трудовые каникулы в сельских подворьях обители.

Интересно: экскурсоводы миссионерской службы монастыря проводят познавательные экскурсии по православным местам центра столицы. Группа, состоящая минимум из 4 человек, выбирает маршрут из нескольких вариантов.

Расписание экскурсий

православные пешеходные экскурсии в историческом центре Москвы (Китай-Город, Белый Город)
В 2015-2016 уч. году состоится цикл следующих экскурсий:

1. «Заиконоспасский монастырь и храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря»

В план экскурсии входит знакомство с Заиконоспасским ставропигиальным мужским монастырем на ул. Никольская, храмом Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Богоявленском переулке, а также знакомство с историей первого высшего учебного заведения в Москве – Славяно-греко-латинской Академией, просуществовавшей в стенах Заиконоспасского монастыря почти 130 лет.

В ходе экскурсии вы сможете подняться на  колокольню Заиконоспасского монастыря и обозреть с нее окрестности Китай-Города, а при посещении храма  Богоявления Господня вас проведут в его древнюю подземную часть, где проводились археологические раскопки.

2.  «Никольская — улица просвещения»

В план экскурсии входит знакомство с Казанским собором на углу Красной площади и ул. Никольской, Заиконоспасским и бывшим Николо-Греческим монастырями, храмом Успения Божией Матери, с историей  Печатного двора и Синодальной типографии, в зданиях которой теперь располагается Историко-Архивный Институт РГГ,  а также знакомство с прочими памятниками истории и культуры на Никольской улице.

3. «Семь  храмов улицы Варварка»

В план экскурсии входит знакомство с семью храмами на улице Варварка и близ нее, включая Знаменский собор бывшего Знаменского монастыря, основанного царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом.

Вы узнаете  историю т.н. Старого Государева двора  (ныне это Историко-архитектурный памятник 15-17 вв. под названием «Палаты бояр Романовых» на Варварке).

Экскурсовод расскажет о   древнейшем уникальном строении на Варварке —  палатах Старого Английского двора — являющегося свидетелем  истории зарождения торговых, культурных и дипломатических отношений между Россией и Англией в 16-17 вв.

4. «Улица Ильинка и другие  окрестности Китай-Города»

В план экскурсии входит знакомство с храмом Илии Пророка и Старым Гостиными Двором на Ильинке, храмами Косьмы и Дамиана в Старо-Панском переулке,  Николы Красный Звон в Никольском переулке, Троицы в Никитниках, а также бывшими монастырским подворьями и другими строениями на Биржевой площади.

5. «Храмы Ивановской Горки»

Экскурсия проводится по живописной местности с историческим называнием «Ивановская горка», располагающейся в  восточной части Белого города (ближайшая станция метро – Китай-Город). Эту местность можно назвать архитектурным заповедником, поскольку в ней сохранились почти все церкви и монастыри, существовавшие здесь до революции.

В план экскурсии входит знакомство с историей Иоанно-Предтеченского монастыря, который и дал название местности – Ивановская горка, а также со следующими храмами на Кулишках (по старинному названию местности «Кулижки»): Всех Святых на Варварской площади, Святителя Николая в Подкопаях, Трех Святителей в Малом Трехсвятительском переулке, Петра и Павла в Петропавловском переулке, Рождества Богородицы на Солянке, другими храмами и гражданскими строениями, являющимися памятниками истории и культуры.

По усмотрению экскурсовода, маршрут любой экскурсии может несколько отличаться от представленного в настоящем анонсе. Также маршрут может быть изменен в зависимости от проводимых на объектах экскурсии мероприятий.

На экскурсии приглашаются ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ! телефон для записи 8–968–534–17–87   Елена

  • Возможно проведение индивидуальных экскурсий.
  • Возможна организация экскурсии в соответствии с возрастом, пожеланиями и возможностями экскурсионной группы.
  • По пожеланию родителей для организованных детских групп после экскурсии может быть организована  беседа с батюшкой и чаепитие.

Слушатели Высших Знаменских Богословских курсов в начале ноября организовались в поездку в Саввино-Сторожевский мужской монастырь г. Звенигород

Программа поездки была насыщена. Не продолжительная дорога, рассказ Ирины Голота с 3 курса о местах боевых сражениях, храмах и легендах и событиях, сделал дорогу быстрой и не утомительной.

По приезду на место у мощей преподобного, Саввы, был отслужен акафист . Экскурсия по монастырю, знакомство с историей, виды с колокольни-все дышало спокойствием. Поход в скит прп. Саввы Сторожевского, где он уединялся и предовался молитвам, познакомил слушателей с красивой и самобытной природой, о которой говорят «Русская Швейцария». Купание в купели, хороший обед в братской трапезной, подготовил курсистов-паломников к еще одному переезду в Храм трех Святителейв село Волынщино, усадьба Волынщино-Полуэктово, Рузского района.

Серафим Звездинский

Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна Звездинского. Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иван Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос. В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника во Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов. В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и трехлетний Николай остался без матери. Рассказывая о своем детстве, владыка отмечал, что его, маленького, неопустительно будили в церковь к ночной службе под праздники. Утреня по единоверческой традиции совершалась ночью. И в холод, и в непогоду его вели в храм, где он часто засыпал, но присутствие на богослужении считалось необходимым для воспитания.

Экскурсия в государственный историко-художественный и литературный музей заповедник «Абрамцево»

28 июля (суббота) состоится экскурсия в государственный историко-художественный и литературный музей заповедник «Абрамцево».

История усадьбы началась с 16 века и складывалась по-разному. Усадьба «Абрамцево» принадлежала в разное время писателю С.П. Аксакову, крупному промышленнику, меценату и любителю искусства С.И. Мамонтову. Здесь собирались служители русского искусства: поэты, художники, музыканты, актеры и певцы. В оформлении усадьбы принимали участие В.М.Васнецов, (эскизы для церкви Спаса Нерукотворного), В. Д. Поленов и другие художники(иконы для церкви). В собрании музея-заповедника хранится более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.

Поездка состоится при комфортной, теплой погоде (отсутствие дождя).

Время отъезда — в 7:00 утра от Ярославского вокзала. Прибытие в Москву обратно 21:00.

Стоимость поездки: 1000 руб. на 1 человека.

-проезд ЖД (2 конца: туда и обратно)
-проезд маршрутка (2 конца: туда и обратно)
-экскурсия по усадьбе
— покупка продуктов для пикника и прочее.

В программе: Знакомство с «Абрамцево» музей-усадьба, купание, полевая кухня, духовные беседы, природа. На территории работает небольшой магазин, кафе.

Сопровождает группу студентов в поездке педагог ВЗБк – Сергей Сергеевич (Мителев)

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь.

Адрес Заиконоспасского монастыря:Сайт Заиконоспасского монастыряФотоальбом Заиконоспасского монастыря.

Заиконоспасский монастырь основан Борисом Годуновым. Первоначальное название монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце, что за Иконным рядом (от этого «Иконного ряда» и появилось новое название).

Монастырь был одним из центров русского просвещения. В 1620-х гг. здесь открылась «общенародная школа», а позже — школа русского общественного и церковного деятеля, писателя, драматурга и просветителя Симеона Полоцкого (похоронен в нижней церкви монастырского собора в 1680 г.). С середины XVII в. в названии монастыря появляется слово «учительный».

В 1687 г. при монастыре было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, в которой учились великий русский ученый М. В. Ломоносов, выдающийся архитектор В. И. Баженов, поэт В. К. Тредиаковский, автор первого русского учебника по арифметике Л. Ф. Магницкий, исследователь Камчатки С. П. Крашенников и другие русские деятели литературы, искусства, науки и церкви.

Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно ректором. Все они вместе с воспитанниками жили в сохранившемся до наших дней Братском (Учительском) корпусе, построенном вдоль Китайгородской стены.

В 1814 г. академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву лавру.

После Октябрьской революции Заиконоспасский монастырь был упразднен.

Заиконоспасский монастырь — это один из замечательных памятников истории и культуры, имеющий в своем ансамбле:

Спасский собор (начало XVIII в., архитектор И. 3арудный — предположительно) — ярусный крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, построенный в стиле московского барокко. Включает в себя объем ранее возведенного храма. Состоит из верхней и нижней церквей, к последней примыкают двухэтажные кельи. Переход от восьмерика к четверику имеет гульбища с балюстрадами и смотровые площадки. Здание завершается сильно вытянутым малым восьмериком, с декоративной главкой (1851 г.).

Братский (Учительский) корпус (XVII-XVIII вв.) — состоит из двух стоящих вплотную зданий. Трехэтажная часть содержит разновременные объемы. Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд — погреба, кладовые, конюшни. Наверху были жилые комнаты для преподавателей.

В 1956-58 гг. под руководством архитектора Д. Н. Кульчинского (мастерская № 7 «Моспроект») была проведена полная реставрация фасадов собора, а так же частичные ремонтно-реставрационные работы по основному объему здания, что несколько улучшило техническое состояние здания.

В начало

Ранняя история Заиконоспасского монастыря

При своем основании, как ни удивительно, монастырь носил другое имя, а именно — Всемилостивейшего Спаса. Основана обитель была Борисом Годуновым. Учеными был исследован возраст обители, и первое упоминание имеет дату – 1635 год. Но сами монахи утверждают, что начало монастырю было положено в 1600 году. История переименования монастыря немного странная, но некоторые утверждают, что монастырь располагался за торговыми рядами, где продавали церковную утварь. Исходя из этого, обитель получила название Заиконоспасский монастырь. Первые годы своего существования монастырь не имел особого авторитета. Многие о нем и вовсе не знали. Но уже со временем его благодать все больше распространялась на людей, поэтому сюда начало приходить все больше и больше прихожан. А уже вскоре Заиконоспасский монастырь в Москве стал символическим центром православия.

Визит СКПО в Нижний Новгород

В рамках региональной образовательной программы об истории российских корейцев, проводимой Автономной некоммерческой организацией «Славяно-корейское Православное Общество», 8-9 июня руководитель Общества священник Александр Сон посетил город Нижний Новгород. Поездка была организованна для проведения встречи и знакомства с проживающими в Нижнем Новгороде корейцами и развития плодотворного сотрудничества в сфере образования и сохранения культурного исторического наследия. В состав делегации была приглашена Жанна Григорьевна Сон, доцент школы востоковедения НИУ ВШЭ, ведущий кореевед и специалист по истории российских корейцев.

Жанна Григорьевна в формате лекции рассказала об истории миграции корейцев в пределы Российской Империи, в которой одним из важных аспектов было выделено приобщение к православной вере корейских переселенцев в России. Следующим выступлением иерей Александр Сон представил Славяно-корейское православное общество, рассказал об истории создания и становления Общества, о проектах, реализуемых в настоящее время.

Выступления вызвали большой интерес нижегородцев. По окончании лекционной части была проведена дружественная беседа, во время которой было задано много тематических вопросов. Руководитель Культурной Национальной Автономии корейцев Нижнего Новгорода О.Б. Тон тепло поприветствовал нашу небольшую делегацию, поблагодарил за беседу и представленную информацию и пригласил выступить еще раз осенью перед более широкой аудиторией. Обсуждалась также возможность выступления перед студентами Нижегородского университета.

Известные выпускники

  • ок. нач. 1870-х — прав. Алексий Мечёв (+ 1923) прот.
  • ок. 1891 — сщмч. Николай Добролюбов (+ 1938) свящ.
  • 1892 — сщмч. Алексий Никольский (+ 1938) прот.
  • 1893 — сщмч. Иоанн Смирнов (+ 1937) прот.
  • ок. сер. 1890-х — сщмч. Александр Заозерский (+ 1922) прот.
  • 1897 — Кирилл (Соколов) (+ 1937), еп. Пензенский
  • 1898 — сщмч. Владимир Соколов (+ 1940) прот.
  • 1898 — сщмч. Сергий Голощапов (+ 1937) прот.
  • 1899 — сщмч. Серафим (Звездинский) (+ 1937) еп. Дмитровский
  • 1899 — Гавриил (Красновский) (+ 1941) еп. б. Клинский
  • 1890-е — сщмч. Серафим (Остроумов) (+ 1937) архиеп. Смоленский
  • 1901 — сщмч. Игнатий (Садковский) (+ 1938) еп. Скопинский
  • 1902 — Варфоломей (Ремов) (+ 1935) тайный римо-католик, архиеп. Сергиевский
  • 1906 — Елевферий (Воронцов) (+ 1959) митр. Ленинградский
  • 1910 — сщмч. Василий Надеждин (+ 1930) свящ.
  • Сергий (Воскресенский) (+ 1944) митр. Виленский

Высшие Знаменские Богословские курсы при Заиконоспасском монастыре объявляют набор на 2021/2022 учебный год

Слушатели курсов получают знания для преподавания в Воскресных школах и преподавания Основ Православной Культуры в общеобразовательных школах. Срок обучения 5 лет. Обучение бесплатное.
Программа обучения на курсах приближена к семинарской (за исключением пастырских дисциплин). В преподавании участвуют братия обители. Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 18.00 до 21.00 в помещениях монастыря.

К обучению приглашаются лица, имеющие общее среднее, среднее профессиональное или высшее светское образование.

Слушатели зачисляются на 1-й курс по результатам собеседования. Начало занятий — 1 октября.
Для не прошедших собеседование и всех желающих освоить главные основы православной веры организован подготовительный курс. Занятия проходят дважды в неделю (вторник и четверг) с 19.00 до 21.00 в помещениях монастыря.

Знаменитые выпускники академии

Молитвами и усердием нескольких поколений учителей образовательный уровень Академии достиг значительных высот. Славяно-греко-латинскую Академию закончили многие известные деятели русской культуры. Литератор князь Антиох Дмитриевич Кантемир ещё будучи учеником читал проповедь с академической кафедры о великомученике Димитрии Солунском. Впоследствии он составил симфонию на Псалтирь.

Всемирно известный учёный и основатель новой русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов, по представлению земляка заиконоспасскому монаху, был принят в академию, где учился в классе пиитики, риторики и философии.  Леонтий Смотрицкий, автор Арифметики, по которой учились многие поколения россиян. Известный в своё время поэт Василий Петров, придворный библиотекарь. Замечательный богослов Евгений Болховитинов, митрополит Киевский. Священник, поэт, учёный — вот широкий круг выходцев Славянской Академии.

Особенным попечением Академия пользовалась у митрополита московского Платона, ставшего её официальным Покровителем. При Платоне число учеников с 300 увеличилось до 1500 человек. В то время Заиконоспасский монастырь занимал большие для центра Москвы земли: от Греческого Никольского монастыря весь иконный ряд; большой академический корпус, братские и преподавательские келии вдоль китайгородской стены и обширный монастырский двор между ними.


Святой праведный Алексий (Мечев) Московский

Но и они стали тесны для разросшейся Академии. После долгих поисков нового места в 1814 году было принято решение перевести Академию в Троице-Сергиеву Лавру. Несмотря на переезд в Подмосковье, она сохранила наименование Московская Духовная Академия. Её первым ректором, конечно же, стал ректор Славянской академии Симеон (Савва) Крылов. С ним перешли и традиции и дух Заиконоспасской школы.

В монастыре осталось Заиконоспасское духовное училище. В этом училище обучался Алёша Мечёв, впоследствии прославленный с именем праведный Алексий Московский. В Заиконоспасском монастыре началась его пастырская стезя. Здесь в 1893 году он был рукоположен в священника, а уже потом стал служить в своей Никольской церкви на Маросейке.

К сожалению, сведения о
дальнейшей жизни монастыря скудны. В перечне русских монастырей 2 половины XIX
века он значился как ставропигиальный второго разряда.

После революции монастырь захватили обновленцы, поощряемые
большевиками, но это не спасло его от закрытия в 1929 году. Одно время
колокольня монастыря была приспособлена для студии первого советского
телевизионного вещания.

История

По утверждениям некоторых краеведов[], на месте нынешнего монастыря в XIV веке находился «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте» — т. н. монастырь Николы Старого.

Считается, что монастырь Спасский за иконным рядом был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя первое упоминание его в исторических документах, в книгах Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Существование его до 1610 года подтверждает изображение на «Сигизмундовом плане Москвы». Своё название получил от расположения — за лавками, где торговали иконами: Иван Забелин указывал на документ, согласно которому 12 марта 1678 года «патриарх был в Спасове монастыре, что за иконным рядом»; в грамоте 1706 года указывалось, что в 1661 году «июня в 14 день Спасского монастыря, что за иконным рядом <…> святогорец архимандрит Дионисий с братиею били челом великому государю…».

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен двухэтажный каменный собор: в нижнем этаже — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, в верхнем — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Фёдор Волконский. 20 ноября 1661 года строительство было завершено.

В 1665 году вместо умершего архимандрита Дионисия монастырём стал управлять Симеон Полоцкий, при котором была учреждена школа для подготовки подьячих Приказа тайных дел. Со времени учреждения школы к названию монастыря стали добавлять определение — «учительский».

В числе учеников школы был Сильвестр Медведев, который, сменив Симеона Полоцкого в управлении монастырём в 1680 году, представил на утверждение царя Фёдора Алексеевича проект Устава Славяно-греко-латинской академии. Из-за смерти царя проект не был приведён в исполнение.

Монастырь в 1855—1870 годах

Монастырь в 1882 году

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, именовавшаяся «Еллино-Греческими», или Спасскими школами. Это первое в Великороссии высшее учебное заведение было устроено по образцу Киево-Могилянской академии. Объединённая с типографской школой, она позже стала называться Славяно-греко-латинской академией.

Игумены монастыря, начиная с Палладия Роговского, и архимандриты состояли ректорами Академии, а храмы монастыря служили для её нужд — они были и домовой церковью, и кафедрой, на которой ученики практиковались в церковном красноречии.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах (см. Троицкий пожар). Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов Ивана Зарудного, работавшего в стиле барокко, Ивана Мичурина, Михаила Преображенского, Зиновия Иванова.

После екатерининской секуляризации обитель стала второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырём. Образовательное значение монастыря стало падать после основания Московского университета. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии, а в корпусах Славяно-греко-латинской академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

К 1900 году на Никольской улице было постороено два торговых помещения монастыря в русском стиле и высокая надвратная колокольня, включившая в себя прежние Святые ворота.

После смены власти собор монастыря (к тому времени закрытого) в 1922 году стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с «митрополитом» Антонином (умер в 1927); в 1929 году центр был закрыт.

В 1931 году в некогда принадлежавшем монастырю доме N7 разместилась советская телестудия, где в рамках работ по созданию отечественного телевидения велись опытные (еще беззвучные) телепередачи. В 1934 году работники телестудии перебрались с техникой на колокольню монастыря и с осени 1934 года отсюда началось регулярное звуковое телевещание, продолжавшееся до 1941 года.

Архимандрит Петр (Афанасьев)

20.11.1938 – 11.04.2016

Игумен, наместник и духовник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Архимандрит Петр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова), архимандрита Наума (Байбородина).

Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны (позднее монахини Евпраксии) Афанасьевых. В младенчестве принял Святое Крещение в местном соборе Архангела Михаила.

С 1963 по 1965 годы служил в ракетных войсках. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу контрабаса, а в 1975-м – по классу дирижирования.

С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977 год), гастролировал по России и за границей, около двадцати лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. В 1975 году им создана при Московской областной филармонии «Московская инструментальная капелла».

В 1997 году он основал мужской камерный хор «Благозвонница».

16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил хиротонию Александра Николаевича Афанасьева в сан диакона, 10 декабря 1991 года – в пресвитера. В 1994 году иерей Александр окончил Московскую Духовную семинарию. В 2000 году на Вербное воскресение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принял монашеский постриг от наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с наречением имени Петр в честь святителя Петра Московского.

С 1994 года основатель, духовный отец приходской общины Спасского собора бывшего Заиконоспасского монастыря. С 1998 года настоятель Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2010 году решением Священного Синода назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил его права ношения креста с украшениями. В 2013 году возведен в сан архимандрита.

В 1999 году батюшка стал основателем женской монашеской общины в селе Шостье Касимовского района Рязанской области, был настоятелем и духовником Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье, преобразованного решением Священного Синода в 2015 году в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

С 2005 года отец Петр – настоятель Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, основатель и духовный отец акатовской женской монашеской общины. С 2013 года духовник Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.

С 2006 года он настоятель храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области, о котором имел попечение с 1997 года.

По благословению архимандрита Петра при Заиконоспасской обители были основаны Высшие Знаменские богословские курсы и воскресная школа, Славяно-корейская община, Спасский православный молодежный центр, Миссионерский центр «Божья Нива»; открыты Служба помощи семье и детям при монастыре в Шостье, Православная женская Александровская гимназия при монастыре в Акатове; проводились конференции и издавались книги.

11 апреля 2016 года в 7 часов утра архимандрит Петр (Афанасьев) преставился ко Господу после принятия Святых Христовых Таин. 13 апреля отпевание почившего совершил в Заиконоспасском монастыре наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) в сослужении многочисленного духовенства.

Архимандрит Петр (Афанасьев) погребен в храме Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в селе Акатово, в приделе во имя св. вмч. Пантелеимона.

Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector