Георгиевская церковь в старой ладоге

Детские кружки при воскресной школе

1.

Детско-юношеский хор. Многие воспитанники воскресной школы поют на регулярных
«детских» Литургиях. Службы проходят в Иоанно-Предтеченским приделе, на нижнем
ярусе Собора, где и находятся помещения Воскресной школы. Для участия в
богослужении и концертах, посвященных значимым для православной культуры
праздникам, ребята регулярно участвуют в хоровых спевках и изучают
сольфеджио.Действуют две подготовительные группы для хора: «Кнопочки» и
«Звездочки».

2.

Кружок гитары. Воспитанники воскресной школы готовят гитарные выступления для
внутренних концертов в воскресной школе.

3.

Кружок народного творчества (работает детское и взрослое отделение).

На Рождество, на Вербное воскресение и на
праздник Святой Троицы силами кружка народного творчества проводятся ярмарки.
Желающим передать свои работы можно позвонить: 8-916-619-77-94 Ирина.

4.

Кружок журналистики. Ребята готовят выпуски приходской газеты «Росток».

5.

Клуб любителей истории отечества

Совершаются регулярные паломнические поездки с профессиональным экскурсоводом,
участником приходского клуба. Регулярно совершаются обзорные экскурсии по
Георгиевскому Собору. Все желающие могут присоединиться к бесплатным пешеходным
тематическим экскурсиям по Москве. О ближайших мероприятиях можно узнать по
телефону: 8-916-906-92-00 Ольга.

6.

Молодежный киноклуб

При храме действует
православный молодежный киноклуб, узнать о ближайшем кинопросмотре можно
позвонив по телефону: 8-926-852-00-94 Кирилл.

Разорение в 1812 году и упразднение монастыря

В году большинство монахинь отправились в эвакуацию, а в стенах монастыря вместе с оставшимися инокинями укрылись его священнослужители с семьями. Последняя настоятельница тоже осталась в своей обители, где ей было суждено принять мученическую смерть. Все монастырские ценности: царские дары, утварь и ризницу – зарыли в землю под амвоном соборного Георгиевского храма и приготовились ждать вражеского нашествия.

Французы ворвались в монастырь и стали разыскивать сокровища, но ничего не нашли. Тогда они стали пытать настоятельницу, священника с женой и дьякона, но безуспешно. Снегирев утверждает, что им все же удалось найти спрятанные ценности, потому что предал кто-то из русских мародеров. Неприятельские солдаты встали на постой в Георгиевской церкви, а в других двух монастырских храмах поставили лошадей. Потом они, видимо, подожгли монастырь, ибо все его здания сгорели, кроме нескольких келий. Игуменью замучили до смерти, а священник Иван Алексеев с супругой Евдокией умерли от мучений уже после ухода Наполеона, но в один день – так Бог прославил их. Лишь дьякон оправился от ран и оставался в своем чине до мирной кончины в 1830-х годах. Вернулись и монахини. Однако сам Георгиевский монастырь ожидала печальная участь: он был настолько разорен, что его упразднили.

В на территории бывшего монастырского сада построили первую в Москве центральную городскую электростанцию, названную Георгиевской – с ней тоже окажется связанной судьба Георгиевского храма. Есть точка зрения, что для здания электростанции были перестроены или взяты за основу старые монастырские кельи. Ее облик, бесспорно, определила старомосковская атмосфера Георгиевского переулка, где еще сохранялись древние церкви, боярские палаты, старинные дома. Оттого сугубо производственное здание было построено в виде русского теремка.
Архитектором стал молодой зодчий Владимир Дмитриевич Шер.

Бывшие монастырские храмы продолжали действовать до советского времени. В конце XIX века Георгиевская церковь была своеобразным домовым храмом императорских театров, став приходской для артистов Большого и Малого театров, а ее настоятель, священник Иван Никольский, преподавал закон Божий в Императорском театральном училище на Неглинной.

Как добраться до грузинского храма в Москве

Точный адрес церкви: Москва, ул. Большая Грузинская, 13.

Как добраться на общественном транспорте? Можно воспользоваться метро, ближайшая станция – «Баррикадная». В этом случае 820 метров придется пройти пешком. Можно выйти на станции «Краснопресненская» – до храма 860 м. Рядом расположены остановки автобусов и троллейбусов: в 250 м – ул. Климашкина, в 230 м – Зоологический переулок 8. Чуть дальше находится метро «Улица 1905 года», от него пешком придется пройти около 1 километра.

Ориентироваться можно на Московский Зоопарк и Грузинскую площадь. Возле собора расположено здание мастерской Церетели, рядом с которым установлено множество скульптур под открытым небом.

А прямо возле входа на Георгиевское подворье находится небольшой сквер, в центре которого установлен памятник великому грузинскому поэту и мыслителю Шота Руставели.

Как проехать на личном автомобиле? От Садового кольца нужно ехать 350 м. по ул. Баррикадная в сторону ТТК, затем перед Московским зоопарком свернуть на ул. Большая Грузинская, затем – прямо 500 метров, поворот налево на Зоологический переулок. Храм будет с правой стороны. Ориентируйтесь на дорожный указатель: храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.

Рядом находится платная и бесплатная парковка, хотя найти свободное место можно не всегда.

Координаты храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах в Москве: 55.76586, 37.57657.

На карте Вы можете определить точное местонахождение Грузинского Георгиевского подворья в Москве на Большой Грузинской улице (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение).

Чтобы задержаться в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.

Я побывала в храме Георгия Победоносца в Грузинах 27 октября 2019 года. А рядом с Грузинской церковью в Москве расположен восхитительный готический Римско-католический кафедральный собор, но только уже на Малой Грузинской улице.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Святое место

Топловский монастырь в Крыму имеет яркую историю возникновения и развития, связанную со многими именами подвижников из народа и церковных деятелей. Ныне существующая обитель возле села Топлу была не первой посвященной святой Параскеве. В Средние века христиане возводили вблизи источника храмы. В окрестностях Тополевки находятся руины древнего греческого храма, освященного в честь пророка Илии, где в еще в середине 19 века регулярно велись службы. На вершине горной гряды и сейчас находится армянская церковь, действовавшая в 16-18 веках, пока в местности проживали армяне. Потом она пребывала в запустении, а в 1905 году ее отремонтировали за монастырский счет.

Место для строительства нынешней обители выбирал лично архиепископ Иннокентий. Во время путешествия по Крыму ему рассказали о чудодейственном источнике Чокрак-Саглыг-су, что с татарского переводится как «источник здоровой, чистой воды». Также было известно, что его почитают христиане и мусульмане не только в Крыму, слава о его силе разнеслась далеко за пределы полуострова. Народная память сохранила и древнее предание о святой мученице Параскеве, согласно которому возле источника была найдена икона с ее изображением.

На иконе святая написана в полный рост, в руках она держит чашу с исцеленными глазами. По некоторым данным, в 1778 году греческие переселенцы забрали икону с собой в Мариуполь и поместили в храм Рождества Пресвятой Богородицы. По верованию прихожан, икона спасла город от эпидемии холеры. В настоящее время следы иконы утеряны. На месте обретения образа бьет источник, сегодня над ним устроена часовня.

Архиепископ Иннокентий ходатайствовал в святейший Синод об устроительстве монастыря на месте паломничества многих христиан для почитания памяти святой Параскевы. Осуществлению закладки обители помешала Крымская война.

Об археологических раскопках и не только

Уже после публикации этой статьи мне на почту написал учитель химии и физкультуры школы №179 Анфиногенов Дмитрий Николаевич и дополнил материал многими интересными подробностями. С его разрешения я привожу выдержки из нашей переписки.

В 1911 г. в Георгиевской церкви отпевали Илью Саца. В письмах Наталии Сац говорится о кинохронике похорон отца. Найти этот фильм нам пока не удалось.

Под спортивной площадкой нет ходов. Там все перекопали археологи. На фото часть подвалов, которые находились в проезде между школой и банком (бывшие кельи). Работники банка не пустили меня в подвалы здания (17 в.), но рассказали о закрытом ходе. Под горкой за школой, за домами Камергерского, тоже подвалы. Все это вскрывали рабочие несколько лет назад. Подарили школе 2 копейки серебром.

Раньше в подвале протекал ручеек. Волшебная дверь (та, которая так нас волновала в подвалах раздевалки, — М.А.) — это склад спортинвентаря. Единственный найденный там раритет — часть фундамента из белого камня, но это со стороны выхода напротив столовой. Если посмотреть расположение кладовки для инвентаря, то это южная сторона трапезной, там были склепы Зотова и Ромодановского.

Андрей Жильцов (бывший ученик школы, — М.А.) рассказывал, что когда археологи что-то нашли, занятия в школе отменили. Думаю, что мальчишки больше интересовались событиями вокруг школы. Учитель математики Лилия Сергеевна вспоминала, как Лисенков катал по классу украденные из захоронений черепа. Михаил Юрьевич и Ованес Георгиевич (учителя) спасали открытые археологами склепы от разграбления школьниками. Учитель истории собирал материалы о раскопках и истории места, но с его уходом из школы все документы исчезли. Я начал работать в 1992 и ничего об этих событиях не знал, пока случайно не увидел гравюру «Церковь в Георгиевском переулке». С 1999 я стал сам собирать материалы.

Вам знаком археолог Векслер А.Г.? Я с ним познакомился по совету Валентины Дмитриевны Никитиной (директор школы до 2001). Александр Григорьевич встретил меня в своём офисе, рассказал, что раскопки были аварийными, т.е. планировалось большое строительство. Он возмутился шумихой вокруг якобы найденного большого золотого креста, которого не было. Аккуратно достал с полки работу Гиршберга и порекомендовал изучить. Также он сказал, что все найденные останки были перезахоронены в Свято-Даниловском монастыре. Пообещал помочь школьному музею экспонатами…

Я расскажу случай из жизни школьной спортплощадки. Весна 2010?. Вешние воды открыли в земле проем. В глубине белокаменное надгробие.

II. Средняя ступень Воскресной школы

На этой ступени занимаются ребята с 7 до 13 лет. В этом отделении действует 4
группы. В этом возрасте основным занятием детей является учеба в школе, ребята
стремятся к освоению новых знаний, в Воскресную школу они приходят с родителями.
На занятиях дети узнают основные понятия о храме и поведении в нем,
Богослужении, Священном Писании, церковных праздниках, начинают открывать для
себя удивительный церковнославянский язык, погружаются в удивительную атмосферу
древних повествований.

Занятия на данной ступени ведутся по учебно-методической программе «Вертоград».

С этого возраста ребята начинаютзаниматься в театральном кружке готовить
спектакли на такие праздники как Рождество Христово, Благовещение, Пасха, День
славянской письменности
, Деньнародного единства, День матери, День Победы.

Каждый год на праздники Богоявления и в Светлую Пасхальную неделю воспитанники
воскресной школы посещают отделение Одинцовской ЦРБ. Ребята поют песнопения,
раздают духовную литературу и подарки, неся Свет Христов, тепло своей души
идобро другим людям.

Наиболее достойные ученики к празднику Рождества Христова получают благословение
на помощь в Алтаре Георгиевского Собора г. Одинцово.

Подробности

Реликвии Собора Георгия Победоносца

В храме сохранили множество реликвий, некоторые из них даже старше самого храма.

  1. Патриарший престол.
  1. 3 важные иконы.

Ценятся иконы Святой Софии и Монастыря Хора, но есть еще более ценные и ранние иконы. Расположили по правую сторону от входа. Первая  икона датированная 11 веком — Панагия Паммакаписты. На ней изображена Божья Матерь, которая держит младенца Христа. До этого она была размещена в патриаршей церкви Богородицы Паммакаристы. Оттуда была перенесена еще одна мозаичная икона святого Иоанна Крестителя. Она датируется так же 11 веком.

По левую сторону разместили третью икону, которая стоит внимания, Панагии Фанеромени. Датируется она 14 веком, покрытая золотом и серебром.

  1. Столб бичевания Христа.
  1. Мощи святых.

В соборе находятся мощи нескольких святых.  По левую сторону стоят ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста, принесенные в дар  Папой Римским для собора Святого Георгия Победоносца. В последующем доставили мощи святого Василия Великого.

Помимо этих даров в храме хранятся мощи святых великомучениц Евфимии, Соломонии и царицы Феофании. Расположили их по правую сторону.

Как доехать

Храм расположился в стамбульском квартале Фенер, являющимся частью муниципального района Фатих. Название просто запомнить, потому что оно имеет свою историю. Во времена Византий на берегу Золотого Рога висел фонарь, служивший маяком. С греческого «Fener»переводится как фонарь, а с турецкого маяк. Так район  и получил свое название. Он считается самым старым районом Стамбула. Ранее здесь могли позволить себе жить только состоятельные люди. Местами здесь до сих пор сохранились старые дома, но они уже полуразрушенные.

Самый простой способ это заказать экскурсию и тогда автобус привезет и увезет.

Остановки метро находятся в 2 километрах зеленой линии М2 Halic на мосту через Золотой Рог, дальше придется пройти пешком.

Можно добраться до храма на вапуру, это займет время, но можно по пути полюбоваться красотами залива. Стоимость с автобуса и катера примерно одинаковая. Выйти нужно на причале Fener и пройти через парк, далее к около мечети повернуть в переулок и там уже можно увидеть храм Святого Георгия Победоносца.

Режим работы храма с 10:00 до 17:00, каждый день.

Таинственные двери в школьном подвале

Обычное типовое красное с белым четырехэтажное кирпичное школьное здание. Таких немало строили в Москве на рубеже 1950-х годов. Из окон наших классов был хорошо виден роскошный особняк XVII века – палаты Троекуровых, некогда один из самых больших дворцов Москвы. Рядом – Дом Союзов с его знаменитым Колонным залом (там проходил наш школьный выпускной вечер). Но все эти постройки терялись на фоне двух огромных зданий – новостройка из стекла и бетона, которую в то время занимал Госплан СССР и сталинское здание Совета Министров СССР.

Школа №179

Саму школу, её помещения отличал какой-то особый дух. Мне сейчас даже трудно точно сказать, в чем он конкретно заключался. Но почему-то в памяти нередко всплывали картинки из жизни старой Москвы, какой-то особенный её уют, гимназические традиции. Хотя старшие классы были математическими, но учителя по гуманитарным дисциплинам — русскому языку и литературе, истории и другим предметам, были очень сильными и сумели привить любовь к своим предметам.

Кто знает, может именно в этих стенах и зародился мой интерес к истории. Кстати, прогуливали занятия (случалось и такое) мы очень интеллигентно: исследовали старые московские улицы, переулки и проходные дворы. А уроки иногда зубрили, сидя на лавочках в Александровском саду у Кремлевской стены…

Сейчас уже трудно сказать, откуда я узнала о существовавшем здесь в прошлом монастыре: то ли кто-то из учителей рассказал, то ли в книжке прочитала. И уже не вспомню, как сложился пазл: школа на месте древнего монастыря, старинные палаты Троекуровых, Кремль… В школьном дворе вдобавок высилась будка — вентиляционный киоск №246 Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Думалось, что непременно здесь должен проходить подземный ход, а может и не один!

Наши раздевалки для уроков физкультуры располагались в подвальном помещении. В раздевалке для девочек была еще одна дверь, закрытая на большой замок. Я ни разу не видела, чтобы кто-нибудь её открывал. Кажется, подобная была и в раздевалке для ребят. Казалось, что это и есть вход в таинственные московские подземные ходы. И вместо того, чтобы переодеваться, мы, дрожа от страха, старались вскрыть замки. Безуспешно. А еще простукивали стены, и иногда слышался совсем другой, гулкий звук (а может, это мы себе тогда нафантазировали). Впрочем, думаю, здесь было больше желания пощекотать себе нервы страшными историями, нежели реального намерения открыть дверь и узнать, что же находится за ней.

Тем не менее, мы были весьма близки к истине. Когда в 90-х годах (уже после моего окончания школы) за школьным зданием стали делать спортивную площадку и срыли часть склона, обнажились подземные кельи. Кроме того, время от времени при проведении строительных и ремонтных работ здесь натыкаются на другие подземные помещения.

Что же это был за монастырь, чье имя теперь сохранилось только в названии переулка и о существовании которого ныне знают лишь любители старины?

Расписание богослужений

Георгиевское подворье на Грузинской улице проводит службы на русском, грузинском и старославянском языках. Расписание богослужений отображается на официальном сайте. Его также можно узнать в самой церкви:

  • ежедневно в 08:00 – утренняя Литургия;
  • по воскресеньям и большим праздникам – Литургия начинается в 09:30, накануне – в 17:00 провидится Вечернее богослужение;
  • по четвергам служится молебен Георгию Победоносцу.

В Георгиевском храме расписание есть как на русском, так и на грузинском языках.

Службы проводит протоиерей Федор Кречетов, иерей Мирон Кантеладзе, протоиерей Кахабер Гоготишвили. Очень необычно, но в расписании заранее указывается, какой батюшка будет служить.

Внутри церкви Святого Георгия

Как и многие храмы России, церковь Святого Георгия в Коломенском после революции была закрыта для богослужений. Значительного ущерба ей не нанесли, поскольку использовали как исторический музей архитектурной тематики. Частично эта функция сохранилась и поныне, когда церковь Святого Георгия с колокольней стала приписным храмом Патриаршего подворья. Именно такой статус присвоен возвращенному РПЦ Вознесенскому храму.

Музейная экспозиция вполне мирно, даже гармонично и с выгодой для храма сосуществует с традиционной религиозной атрибутикой. Выставочные стенды, содержащие старинные экспонаты, не нарушают торжественной и благочинной обстановки культового сооружения. По воскресеньям и религиозным праздникам здесь совершаются богослужения со свободным посещением, в остальное время посещение платное.

Даже небольшой застекленный участок пола не тревожит верующих, в силу демонстрации древнего устройства храмового отопления. Под стеклом находятся восстановленные при реконструкции кирпичные каналы калориферного дровяного отопления, нередко использовавшегося в зимних теплых храмах. Это одновременно и музейный экспонат, и реликвия древнего инженерного искусства.

Всю систему калориферного отопления реставраторы восстанавливать не стали, устройство и действие известно из сохранившихся аналогов. Отопление работало по принципу рекуператора, с забором воздуха из пространства храма, с нагревом в каналах печей в подклете. Горячий воздух возвращался в храм, обеспечивая комфорт прихожанам в зимний сезон. Из ряда источников известно, что протапливали церковь каждые 4 дня, тщательно дожигая дрова, чтобы не было отравлений.

Религиозная атрибутика

В остальном убранство внутри церкви Святого Георгия полностью выполнено по православным канонам, с присущей торжественностью и благолепием. Иконостас алтаря оформлен обильным золочением по белоснежному фону, таковы же аналои для выдающихся и праздничных икон. Оригинальны решетчатые Святые врата, украшенные миниатюрными образами, с символом Всевидящего ока на красном фоне.

Интересно выглядит сочетание крупных ростовых икон и верхних изображений библейских сюжетов в малых секторах. Хорошо подобраны пропорции всех декоративных элементов религиозного содержания, венчаемых выразительным сияющим крестом. Своим убранством церковь Святого Георгия вполне соответствует высокому статусу приписного храма Патриаршего подворья.

Церковь Святого Георгия не могла обойтись без иконы своего покровителя, и выложен его образ на почетном месте. Аналой с иконой Георгия Победоносца, убивающего змея, установлен подле одного из самых почитаемых образов православия и всего христианства – Богоматери с младенцем Иисусом. Для всех москвичей, независимо от отношения к религии, Святой Георгий – еще и признанный символ, покровитель и защитник столичного города.

История храма

Христианство появилось в Стамбуле до 38 года нашей эры. Тогда Стамбул назывался Византий. Основатель новой религии Святой апостол Андрей Первозданный, который являлся учеником Иисуса Христа. Апостол Андрей и стал первым Византийским патриархом. Так же он считается основателем христианства на украинской земле.

До 1598 года здесь находился женский православный монастырь. Затем патриарх Матфей II сделал храм своей резиденцией. Церковь перенесла несколько реконструкций, даже после поджогов.

В 1821 году произошла казнь, обвиняемого в причастности к греческому восстанию за независимость, патриарха Григория V. Ворота в здание до сих пор закрыты в память о нем.

В 80-х годах были построены новые административные здания. А в 90-х годах Патриархом Варфоломеем храм был отреставрирован и украшен.

Архитектура

Двухэтажный кирпичный собор, пятикупольная шестистолпная постройка в русском стиле с колокольней. Высота колокольни — 72 метра, общий вес колоколов — 18,5 тонн. Собор имеет два этажа, не считая цокольного. Семь алтарей: по три из них расположены в первом и втором этажах, а седьмой находится в цокольном.

Нижний этаж, где находится крестильный храм, проектировал и строил архитектор Андрей Альбертович Анисимов. Иконы нижнего придела написаны также в мастерской Анисимова. На этом этаже всё сделано в византийском стиле из натурального белого камня. Иконостас среднего этажа собора исполнен в стиле Дионисия. Верхний этаж исполнен в стилях барокко и ампир. Полы делались мастерами из Индии (камень, так же был привезён из Индии). Иконостас верхнего этажа собора проектировался и создавался мастерами в Палехе. Витражи на окнах третьего этажа — это авторская работа. Они изготовлены по уникальной методике восстановления — это настоящий сплав, а не рисованные картины, как может показаться на первый взгляд.

При соборе имеется воскресная школа для детей и взрослых. Существуют различные кружки для маленьких прихожан: вышивания, бисероплетения, рисования, пения. На большие праздники силами родителей и учеников воскресной школы ставятся сценки и спектакли.

Детские кружки при воскресной школе

1. Детско-юношеский хор. Многие воспитанники воскресной школы поют на регулярных «детских» Литургиях. Службы проходят в Иоанно-Предтеченским приделе, на нижнем ярусе Собора, где и находятся помещения Воскресной школы. Для участия в богослужении и концертах, посвященных значимым для православной культуры праздникам, ребята регулярно участвуют в хоровых спевках и изучают сольфеджио.Действуют две подготовительные группы для хора: «Кнопочки» и «Звездочки».

2. Кружок гитары. Воспитанники воскресной школы готовят гитарные выступления для внутренних концертов в воскресной школе.

3. Кружок народного творчества (работает детское и взрослое отделение).

На Рождество, на Вербное воскресение и на праздник Святой Троицы силами кружка народного творчества проводятся ярмарки. Желающим передать свои работы можно позвонить: 8-916-619-77-94 Ирина.

4. Кружок журналистики. Ребята готовят выпуски приходской газеты «Росток».

5. Клуб любителей истории отечества

Совершаются регулярные паломнические поездки с профессиональным экскурсоводом, участником приходского клуба. Регулярно совершаются обзорные экскурсии по Георгиевскому Собору. Все желающие могут присоединиться к бесплатным пешеходным тематическим экскурсиям по Москве. О ближайших мероприятиях можно узнать по телефону: 8-916-906-92-00 Ольга.

6. Молодежный киноклуб

При храме действует православный молодежный киноклуб, узнать о ближайшем кинопросмотре можно позвонив по телефону: 8-926-852-00-94 Кирилл.

После революции

После революции отношения Георгиевского храма с Большим театром привели к трагедии. В мае года администрация театра потребовала снести давно закрытую церковь для строительства на ее месте мастерских. Реставраторы предложили сохранить храм, перестроив его в требуемые мастерские. Однако просьбу руководства театра поддержал Наркомпросс. Этим решили воспользоваться и заодно снести Казанскую церковь. Пока шли приготовительные работы, здание Георгиевского храма передали под нужды столичному таксопарку, что окончательно обезобразило его внешность. Оба храма снесли. На месте Георгиевской церкви была выстроена типовая советская школа как символ «социалистического просвещения вместо церковного мракобесия». Храмовую икону святого Георгия передали в церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке близ Тверской, а надгробия – в музей Спасо-Андроникова монастыря. И только имя Георгиевского переулка осталось от славной московской обители.

Храм Георгия Победоносца в Грузинах

Храм Георгия Победоносца в Грузинах

славится не только стариной, но и тем, что это единственная в Москве православная церковь, в которой богослужение ведется не только на славянском языке, но и на грузинском.Грузины поселились в столице России еще в начале XVIII в. В 1724 г. лишенный престола грузинский царь Вахтанг VI с несколькими тысячами своих подданных по приглашению Российского императора Петра I прибыл в Москву. Грузины заняли отведенное им село Воскресенское и осели там надолго. В селе этом была когда-то устроена по указу царя Алексея Михайловича деревянная церквушка в память Иоанна Богослова, но к середине XVIII в. она сгорела.

Фото 1882 г.

Место было удобное – недалеко от грузинского дворца. Поэтому сын царя Георгий Вахтангович испросил разрешения возобновить церковь на том же месте, но в честь св. Георгия Победоносца, издавна почитаемого как покровителя Грузии, да еще и личного покровителя царевича. Получив разрешение в 1749 г., Георгий на собственные средства начал строительство. Уже в 1750 г. церковь освятил архиепископ Иосиф Самебели. С тех пор, вся грузинская диаспора, исповедовавшая православие, начала посещать богослужения на грузинском языке в храме св. Георгия.

К сожалению, в 1779 г. Георгиевская церковь сгорела. И тогда грузины, не желавшие оставаться без духовного окормления, начали в 1788 г. строительство каменного храма на месте сгоревшего деревянного. Средства на него пожертвовал московский купец Семен Васильев, а спроектировал архитектор Н.Васильев. В 1793 г. освятили придел Рождества Христова, а в 1800 г. и всю новую каменную церковь. Это был трехчастный однокупольный храм с трапезной и колокольней.

23.11.2011 В День св. Георгия (Гиоргоба) в храме служит Патриарх всея Грузии Илия II

В 1807 г. князья Цициановы устроили придел в честь св. ап. Петра и Павла в память о брате Павле Дмитриевиче (известном политическом деятеле). Они пожертвовали храму напрестольный крест, Евангелие и множество церковной утвари.

В 1870-е годы к храму пристроили 2 алтаря, выдвинув их на восток в одну линию с главным, прибавив с запада дополнительный ярус. Колокольню надстроили, сделав достаточно высокой.

Верующие встречают Каталикоса Грузии Илию II

Грузинская слобода разрасталась, и в храме становилось невыносимо тесно. И тогда в 1895-1898 гг. с восточной стороны было пристроено новое здание по проекту архитекторов Сретенского и Попова – в русско-византийском стиле, освященное в 1899 г. Иконы для храма писал Ф. Соколов. Княгиня Е.Д. Авалова пожертвовала церкви серебряно-позолоченный крест с частичкой мощей великомученика Георгия. Церковная библиотека была полна книгами на грузинском и церковно-славянском языках, все они исчезли в горниле революции.

Почитаемая икона св. Георгия, покровителя Грузии и Москвы

Установление советской власти в 1917 г. принесло много вреда всем православным храмам и приходам. В 1929-1930 гг. храм Георгия Победоносца в Грузинах

закрыли, переоборудовав его под электромеханический техникум им. Красина, который не освободил помещений до сих пор, несмотря на то, что первоначальное здание церкви (1800 г.) было возвращено православным в 1993 г. и отреставрировано при помощи общества русско-грузинской дружбы «Дзалиса».

Здание, так и не возвращенное верующим

Храм св. Георгия на Большой Грузинской принадлежит Русской Православной Церкви, имеет статус патриаршего подворья. Здесь по соглашению с Грузинской Православной Церковью службы ведутся на двух языках – церковно-славянском и грузинском, что привлекает не только местных жителей, но и представителей грузинской диаспоры Москвы. При храме работают библиотека и воскресная школа для детей и взрослых. Прихожане надеются, что в ближайшем будущем им вернут все же оставшуюся часть здания и памятник архитектуры вернется к прежнему своему великолепию.

I. Дошкольная ступень воскресной школы

Дети в младшую группу набираются с 3,5 лет. В этом отделении действует 3 группы.
Каждый педагог ведет свою группу на протяжении трех лет. Малыши приобщаются к
Храму через игру, рисование, сказки, т.е. те доступные для них средства, через
которые малышам можно донести: Бог совсем рядом, Он всегда рядом с тобой, Бог
создал для тебя этот прекрасный мир, в котором так здорово жить, любить маму,
папу, не обижать других. На занятия малыши приходят вместе со своими родителями,
ведь в этом возрасте родители – самые важные, главные люди для своих детей.
Именно через родителей, через семью ребенок впитывает чувства, отношения,
впечатления – то, что в дальнейшем станет основой его мировоззрения.

Учебная программа строится по программе «Добрый мир» (православная культура для
малышей).Все занятия для дошкольников дополнены авторскими тематическими уроками
рисования, которые проводит опытный педагог дошкольник с 40-летним стажем.

История церкви Св. Георгия

Кипр был среди первых государств, принявших христианство. Доминирующее число жителей острова были православными. Однако с приходом к власти Лузиньянов влияние православной церкви было ослаблено. В Фамагусте православное греческое население было сосредоточено в юго-восточной части города, но для них была всего одна небольшая церквушка Св. Симеона.

Для католиков же строились храм Св. Георгия латинян и Собор Св. Николая. В желании иметь не менее величественный храм, православные построили церковь Св. Георгия, ставшую второй по величине в городе.

За всю свою историю церковь использовалась не только по прямому назначению и пережила не одно нападение. В 1570-71 гг Османская империя осадила Кипр. Церковь Св. Георгия сильно пострадала от пушечной атаки. К слову, некоторые снаряды и по сей день находятся в ее стенах.  В 18 веке город Фамагуста практически полностью опустел, а его сооружения начали приходить в упадок. Моряки из ближайшего порта заглядывали в город и оставляли после себя «напоминания» на стенах в виде рисунков кораблей. Их можно и сегодня увидеть в церкви Св. Георгия.

В настоящее время храм сильно поврежден, но некоторые его фрагменты, по которым можно судить о былом величии, сохранились. Попасть на территорию достопримечательности можно совершенно бесплатно в любое время суток.

История

Собор Святого Георгия и улица Святого Георгия — Вильгельм Лангшмидт (1845 г.)

В октябре 1827 года епископ Калькутты во время визита в Кейптаун, который в то время был отдаленным форпостом его епархии, обсуждал строительство англиканской церкви. До этого времени англиканская община использовала Кейптаунский замок для обслуживания, а позже ему оказала гостеприимство Groote Kerk . (В декабре 1819 года миссионеры Роберт и Мэри Моффат поженились в «церкви Святого Георгия в Кейптауне».)

Колониальное правительство пожертвовало участок в нижнем конце садов Голландской Ост-Индской компании на углу Правительственной авеню и Уэйл-стрит, и епископ освятил землю. Первый камень в фундамент был заложен губернатором сэром Лоури Коулом в день Святого Георгия 23 апреля 1830 года, и в то же время улица Эрсте Берг Дварс была переименована в улицу Святого Георгия. Церковь была построена по чертежам архитектора Джона Скирроу на основе неогреческой церкви Святого Панкраса от W&H Inwood в Лондоне. Сильно проиграв от сделки, Герман Шютте был строительным подрядчиком. Строительство собора обошлось в 16000 фунтов стерлингов. 21 декабря 1834 года церковь Святого Георгия открылась для богослужений. Во время визита дипломата Эдмунда Робертса в 1834 году Джордж Хаф был капелланом, и церковь вмещала 1000 человек с 300 местами для бедных.

Епископ Роберт Грей

В 1847 году Роберт Грей был рукоположен в епископа недавно созданной Кейптаунской епархии, и он установил свою кафедру (трон) в церкви, благодаря чему она стала собором, хотя это была всего лишь небольшая приходская церковь. Его мечтой было построить на этом месте более достойное здание, но его желания так и не осуществились во время его епископства, которое продлилось до его смерти в 1872 году.

Закладка первого камня в фундамент в 1901 году. Справа герцог и герцогиня Корнуолл и Йорк (впоследствии ставшие королем Георгом V и королевой Марией ).

17 мая 1874 года Уильям Вест Джонс был рукоположен вторым епископом и митрополитом Кейптауна (почти 25 лет спустя он был возведен в сан архиепископа), а к 1887 году епархиальный синод назначил комитет для сбора денег для нового собора, но только 22 августа 1901 года герцог Корнуоллский и Йоркский (впоследствии ставший королем Георгом V ) заложил первый камень в фундамент с буквами AMDG Latin: Ad Majoram Dei Gloriam , lit. «Во славу Божию великую». Парадоксально, но это единственный видимый пример этих букв, которые высечены на обращенной внутрь поверхности каждого камня в соборе — обычай, восходящий к древним временам. В то время южно-африканская война все еще продолжалась, и в результате только в 1904 году работы были возобновлены и были заложены основы.

В 1908 году Вест Джонс вернулся в Англию. К моменту его отъезда восточная часть собора шла полным ходом, но через два месяца он умер. Было решено , что новая часовня на северной стороне должен быть построен в его памяти , и он был завершен и освящен 28 октября 1909 года в честь святого Иоанна Крестителя , в покровителю из колледжа Святого Джона, Оксфорд , которого Уильям Вест Джонс был парнем.

Работа продолжалась медленно, но только в 1930 году памятник Северному трансепту был заложен графом Атлоном , в то время генерал-губернатором Южно-Африканского Союза . Трансепт был завершен в 1936 году, что, наконец, сделало замысел сэра Герберта Бейкера реальностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector