Кому нужна теология?
Содержание:
- Теология — это …
- Обучение и трудоустройство
- Религиоведение в СССР
- Происхождение и основатели учения
- Список российских учебных заведений по специальности теология
- Богу — Богово, а Кесарю — кесарево
- Признаки теологии как науки
- Трактовка термина
- Этимология
- Зачем изучать теологию
- Теология в различных религиях
- Изменения
Теология — это …
Теология — древнегреческое слово θεολογία, которое дословно обозначает «слово о Боге» (θεός — Бог и λόγος — слово). В русском языке наравне с греческим термином употребляется его синоним — богословие.
Теология — это гуманитарная наука, изучающая Бога и веру в Бога. Но познание Господа в богословии нельзя назвать беспристрастным. Это познание религиозной картины мира изнутри.
Теолог трактует Слово Божье и постигает первопричину всего сущего исходя из постулата, что Бог есть, опираясь на догматы, признанные церковью. При этом Бог, вера и догматы будут для каждой религии свои.
Теология в большей степени затрагивает три теистические религии, признающие существование Бога-творца: иудаизм, христианство, ислам.
Главное отличие теологии от религиоведения в позиции исследователя. Религиовед стоит как бы над предметом, анализирует форму и содержание, ищет сходства, различия и закономерности в развитии религиозных институтов. Религиоведением может заниматься даже атеист, а вот богословием — вряд ли.
«Теология есть наука в высочайшем смысле и о наивысших вещах». Альберт Великий, средневековый немецкий философ-теолог
Разум и мышление в теологии подчиняются вере и нужны в качестве инструментов для истолкования «слова Божьего». Истины Откровения не постигаются разумом.
Обучение и трудоустройство
Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом? Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.
Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.
Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут:
- Ученый или священник. В наше время эти два понятия практически идентичны, если речь идет о теологии как о науке. Только первый трудится в университетах, получая звания аспиранта, доцента, профессора, доктора наук, а в конце, возможно, министра образования. Священник же трудится в храме, начиная от простого диакона и заканчивая архиереем или патриархом.
- Преподаватель. Понятие данного термина весьма обширно, и ограничивается оно не только стандартными учебными заведениями, такими как школа, техникум или вуз. Теолог может работать преподавателем при военной части, в госпитале, в исправительных и реабилитационных заведениях, в специализированных школах.
- Переводчик-консультант – отличная работа для современного теолога. Речь идет не о таких переводчиках, которых сейчас весьма много, знающих английский, испанский, немецкий, а о таких специалистах, которые ориентируются в редких и мертвых языках. Это латынь, церковно-славянский, древнегреческий, арабский (если говорить об исламе). Нередко различным издательствам, авторам и прочим деятелям искусства требуется консультация профессионала в данной сфере, которая весьма недурно оплачивается.
- Искусствовед-экскурсовод. Это современные специалисты в области науки о Боге. Кем работать – решать вам, исходят из собственных предпочтений и возможностей. Если вы устраиваетесь искусствоведом, будьте готовы проводить дни в музеях, на выставках и прочих культурных мероприятиях, рассказывая людям о различных экспонатах. Для экскурсовода важны не только знания в области предполагаемого маршрута, но отличное здоровье.
Религиоведение в СССР
Современное российское религиоведение во многом опирается на опыт религиоведческой науки советского периода, когда изучение религиозных традиций народов велось с учетом политико-идеологических задач, по-разному актуализированных в различные периоды времени. Ведь государство строило коммунизм, в котором не было место религии. Этот феномен, как и особый опыт научного производства в таких условиях, заслуживают внимания и пристального изучения.
Вместе с тем нельзя отрицать факт, что в советский период велись качественные исследования религиозной сферы жизни общества, защищались диссертации, появлялись крупные специалисты в области конкретной религии или конфессии. Но все же большая часть исследований все же велась в рамках марксистско-ленинского, соцдетерминистского подхода к религии, что подтверждено фундаментальным академическим проектом «Антология отечественного религиоведения», первые 9 томов которого были изданы в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации под научным руководством проф. В.В. Шмидта, декана нашего религиоведения нашего университета.
Сегодня качество и уровень отечественной религиоведческой школы значительно выросли во многом благодаря свободе исследований, исчезновению идеологического диктата в науке, но вместе с тем и благодаря появлению в российском научно-образовательном пространстве теологии.
Создание отдельного образовательного стандарта по теологии, введение специализаций и профилей теологической направленности, выполнение специализированных научных исследований историко-теологического характера — все это позволило на качественно ином уровне изучать религиозные культуры и традиции.
Происхождение и основатели учения
В переводе с древнегреческого слово «теология» означает «наука о боге». а произошло оно от θεός (бог) и logos (понятие, суждение. мысль, учение). Зародившись в период расцвета феодализма, богословская гипотеза происхождения государства обрела популярность в XIII веке. Основоположниками теории считают Аврелия Августина и Фому Аквинского.
Широкое распространение религиозного обоснования государственности объясняется тем, что вера в существование высших сил возникла задолго до того, как появились какие-либо общественные институты. Изначально отношения между людьми подчинялись обычаям, обусловленным необходимостью выживать.
В XII—XIII вв. в странах Европы возникло ответвление теологической доктрины, известное как теория двух мечей. Истоки этого течения содержатся в Евангелии, где сказано, что ученики принесли Иисусу Христу два меча. Впоследствии эти орудия были истолкованы верховными священнослужителями как олицетворение двух ветвей власти — светской и церковной. Но поскольку религиозные каноны не одобряют насилие, один меч апостолы вложили в ножны, а второй передали монархам. Так государи получили право властвовать, миловать и наказывать простых людей.
Теологическая теория базируется на идее, согласно которой церковь имеет приоритет над гражданской властью, однако она неотделима от государства. Во второй половине XIII получили распространение труды Фомы Аквинского. Итальянский теолог и философ, канонизированный церковью как святой, утверждал, что государство создано по подобию сотворения мира. Монарх сначала продумывает структуру и обустраивает страну, а затем приступает к управлению. Известные труды философа:
- «Комментарии»;
- «Дискуссионные вопросы»;
- стихотворение «Этика»;
- трактаты по алхимии, религии и философии;
- примечания к Библии, трактатам Псевдо-Дионисия, Боэция, Аристотеля, Петра Ломбардского;
- «О правлении властителей»;
- «Сумма теологии».
Список российских учебных заведений по специальности теология
Если же вы хотите изучать именно теологию, стоит учесть следующий момент при выборе вуза: поступая в светский вуз на богословское отделение, вы не сможете служить в церковных учреждениях.
Это образование поможет получить лишь идеологическую или исследовательскую позицию. Если же ваша цель — церковная карьера, лучше подобрать программу обучения в теологическом университете.
Теология: вузы Москвы
Чтобы пройти обучение по специализации «Теология» в Москве, стоит присмотреться к следующим вузам:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
- Свято-Филаретовский православно-христианский институт.
- Еврейский университет.
- Славяно-Греко-Латинская академия.
- Московский православный институт святого Иоанна Богослова.
- Московский государственный лингвистический университет.
- Российский государственный социальный университет.
- Московский исламский институт.
В Санкт-Петербурге теологию можно изучать в следующем вузе:
- Русская христианская гуманитарная академия.
Теология: другие вузы России
В других городах Российской Федерации также представлены университеты и институты, которые предлагают абитуриентам изучать теологию:
- Смоленская Православная Духовная Семинария.
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
- Армавирский Православно-Социальный Институт.
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
- .
- Тульский государственный университет.
- Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.
- Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского.
- Донской государственный технический университет.
- Институт истории и государственного управления Башкирского государственного университета.
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского.
Надеемся, вы разобрались, в чём различие между религиоведением и богословием. А значит, теперь точно знаете, в какие университеты, преподающие религию, стоит подавать документы.
И помните — если понадобится помощь во время обучения, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты справятся даже с самыми сложными темами курсовых и дипломных работ, чтобы вы учились на отлично!
Богу — Богово, а Кесарю — кесарево
Богословы, безусловно, нужны, но я считаю, что теологов должны готовить исключительно в богословских учебных заведениях. Мы видим, какую реакцию вызвало открытие кафедры теологии в МИФИ. Мы же не открываем в монастырях кафедры аналитической геометрии!
Попытка войти в систему государственного образования для Церкви — весьма сомнительный шаг. Интегрируясь в систему образования, Церковь, сама того не желая, провоцирует на себя мощную волну. Люди, далекие от веры, опасаются, что под видом заботы об образовании идет клерикализация. Надо понимать, что на дворе не 16 век, и секуляризация образования — свершившийся факт.
Теология является наукой только для верующих людей. Поэтому понятие «стандарт» применительно к теологии звучит странно. Стандарт базируется на определенных научных принципах, методисты могут спорить о том, какие это принципы, но ни одного стандарта, который базировался бы на принципах веры, мы не найдем. Чисто теоретически мы можем предположить, что появятся люди, которые будут очень хорошо знать теологию, не являясь при этом верующими людьми.
Вопросов по поводу введения теологии в светских вузах очень много, например, как будут читать этот курс на факультетах, где есть иноверцы? Как будут рассказывать в рамках этого курса о других конфессиях и религиях? Найдется ли для преподавания на вновь открывшихся кафедрах достаточно квалифицированных талантливых педагогов, особенно в провинции? Ведь если теологию будет преподавать кто попало, с этой дисциплиной в вузах дело будет обстоять хуже, чем с ОПК в школах. Не хотелось бы, чтобы кафедры теологии заменили собой кафедры марксизма-ленинизма примерно с той же эффективностью и уровнем образования. Я боюсь, что так может получиться, если процесс будет поставлен на конвейер.
Признаки теологии как науки
Фото: Pixabay.com Любую науку наши современники разделяют на три сферы: гуманитарную, точную, общественную. Их различие в методах исследования и предметах изучения. Если точные науки призваны изучать мир материальный, основываясь на исследованиях и экспериментах, то науки общественные направлены на изучение человеческого общества. Сфера исследования гуманитарных наук намного шире и не имеет четких границ. Они изучают человека как явление в самом широком смысле.
Богословие относят к сфере гуманитарных наук. Ведь ее основной задачей является изучение восприятия Господа нашего человеком. Если то, как Господь себя обнаруживает, можно назвать Откровением, и приравнять к движению от Бога к человеку, то богословие выражает восприятие человеком Откровения, олицетворяющим движение человека к Господу.
В понимании современного человека теология это скорее академический предмет. В древности богословие толковалось как ниспосланное Господом слово, которое своими усилиями человек облек в песню или речь. Лишь позднее теология стала восприниматься как философское разъяснение. Одна из областей теоретической философии Аристотеля носила название «теологической». Со времен стоиков, теология обретает самостоятельность. Во втором столетии нашей эры ее считали наукой о познании Господа и общении с Богом, заключающей в себе идею поддержки и участия Господа в познании человеком Божественного Откровения. В пору Средневековья теологию начинают преподавать в университетах, именуя ее наукой о Боге.
Трактовка термина
Давайте для начала узнаем, что нам говорит Википедия о том, что такое теология и как ее понимать. Данный термин имеет греческое происхождение, и состоит он из двух слов: «Тео» – Бог и «логос» – слово или знания.
Получается, что изучает вопросы Бога, религии и вообще всего духовного научная дисциплина.
Для многих такое суждение кажется на первый взгляд диким, но стоит лишь прикоснуться в данной отрасли знаний, как сразу все станет на свои места.
Если дать более точное определение тому, что такое теология, то можно сказать, что это наука, которая занимается систематическим изложением, а также толкованием определенного учения о Боге или о религии.
Изучаются догматы, история, зарождение и особенности применения на практике того или иного верования.
Новости по теме
Есть ли в России религиозная культура? При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах. Прекрасная дочь религии Культура — это прекрасная дочь религии. Это носительница семян созидания и тени совершенства, это та ступень к небу, пройдя которую, мы входим в пространство духа и созерцания премудрости Творца. Культура или культ? Что такое культура? В чем различие религиозного культа и религиозной культуры и на каком этапе культовые формы переходят в чисто культурные явления? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.
Это интересно: Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?
Этимология
Термин происходит от греческого theologia (θεολογία), сочетания слов theos (Θεός, « бог ») и logia (λογία, «высказывания, изречения, оракулы ») — последнего слова, относящегося к греческому логосу (λόγος, «слово, дискурс»). , счет, рассуждение »). Этот термин перейдет на латынь как theologia , затем на французский как teologie , и в конечном итоге станет английским богословием .
Через несколько вариантов (например, theologie , teologye ) английское богословие превратилось в свою нынешнюю форму к 1362 году. Смысл этого слова в английском во многом зависит от того смысла, который латинские и греческие эквиваленты приобрели в святоотеческом и христианском использовании. , хотя английский термин теперь распространился за пределы христианского контекста.
Платон (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля 1509 г. Афинская школа
Классическая философия
Греческий Theologia (θεολογία) использовалось в значении «рассуждения о Боге» около 380 г. до н.э. Платоном в Республике . Аристотель разделить теоретическую философию в mathematike , physike и theologike , причем последний соответствует примерно метафизики , которые, для Аристотеля, включены рассуждения о природе божественного.
Опираясь на источники греческих стоиков , латинский писатель Варрон выделил три формы такого дискурса:
- мифический , касающийся мифов о греческих богах;
- рациональный философский анализ богов и космологии; а также
- гражданские, касающиеся обрядов и обязанностей общественного религиозного обряда.
Позднее использование
Некоторые латинские христианские авторы, такие как Тертуллиан и Августин , следовали тройственному употреблению Варрона. Однако Августин также определил теологию как «рассуждение или обсуждение Божества».
Латинский писатель Боэций , писавший в начале VI века, использовал теологию для обозначения подразделения философии как предмета академического исследования, имеющего дело с неподвижной бестелесной реальностью; в отличие от физики , которая имеет дело с телесными , движущимися реальностями. Определение Боэция повлияло на средневековое латинское употребление.
В святоотеческих греко-христианских источниках теология может относиться узко к набожному и вдохновенному знанию и учению о сущностной природе Бога.
В схоластических латинских источниках термин пришел , чтобы обозначить рациональное изучение доктрин о христианской религии , или (точнее) академическая дисциплина , которая исследовала последовательность и последствия языка и претензий Библии и богословской традиции ( Последнее часто , как это представлено в Питер ломбардных «s наказаний , книгу выписок из отцов Церкви ).
В эпоху Возрождения , особенно с флорентийскими платонистами, апологетами поэтики Данте , различие между «поэтическим богословием» ( theologia poetica ) и «откровенным», или библейским богословием, служит ступенькой для возрождения философии, независимой от богословского авторитета.
Именно в этом последнем смысле, богословие как академическая дисциплина, включающая рациональное изучение христианского учения, этот термин перешел на английский язык в 14 веке, хотя его также можно было использовать в более узком смысле, найденном у Боэция и греческих святоотеческих авторов, для обозначения означают рациональное изучение сущностной природы Бога — дискурс, который сейчас иногда называют собственно теологией .
С 17 века и далее стало возможным использовать термин теология для обозначения изучения религиозных идей и учений, которые не являются специфически христианскими (например, в термине естественное богословие , которое обозначало богословие, основанное на рассуждениях на основе естественных фактов, независимо от конкретных Христианское откровение) или специфические для другой религии (например, ниже).
Теология теперь может также использоваться в производном смысле для обозначения «системы теоретических принципов; (непрактичной или жесткой) идеологии».
Зачем изучать теологию
Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.
Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом. Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения
Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции
Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.
Основная цель богословия — привести человека к живому общению с Богом
Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.
Читайте о православной вере:
- Православие в современном мире
- О воскресении мертвых
- Христианское женское служение
Теология в различных религиях
Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни. Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».
Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.
Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.
С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.
В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.
Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.
Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом. Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.
Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.
В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.
Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.
Изменения
На втором Вселенском соборе ничего конкретного принято не было, кроме того, что христианам посоветовали уделять больше времени изучению античных авторов для того, чтобы лучше понять Святое Писание. Третье собрание было вызвано спором между Несторием и Кириллом Александрийским. Дело в том, что первый считал, что Иисус – существо в двух лицах. Период его деятельности характеризуется работами таких выдающихся богословов, как Никита Стифат, Симеон Богослов и т. д. Закончилось это время великими трудами Фомы Аквинского, которые больше опирались на работы Аристотеля и логику.
Несмотря на то что христианская теология не может нормально существовать без философии, так как та предоставляет некий понятийный аппарат, всё же в ней большее внимание отводится разуму, который спокойно и без критики принимает веру, стараясь её объяснить. При этом делается акцент на том, что сама теология довольно авторитарна, так как другие науки наравне она не признает
В это время формируется два уровня в этой науке. На нижнем ученые занимаются философствованием и изучением, а на верхнем – лишь разводят руками, так как божественные истины для человеческого разума непостижимы.